Научная статья на тему 'ДОЛГАЯ ДОРОГА В БЕНСАЛЕМ. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА'

ДОЛГАЯ ДОРОГА В БЕНСАЛЕМ. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. БЭКОН / ФИЛОСОФИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / И.С. ДМИТРИЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунов А.А.

В данной статье представлена рецензия на монографию И.С. Дмитриева, в которой рассмотрена интеллектуальная биография видного английского мыслителя и государственного деятеля Ф. Бэкона. На основе архивных материалов, широкого круга первоисточников, а также существующих историко-научных и историко-философских исследований И.С. Дмитриев раскрыл различные аспекты жизненного пути Бэкона: разведчика, юриста, политика, придворного, историка и философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LONG ROAD TO BENSALEM. THE TRIUMPH AND TRAGEDY OF FRANCIS BACON

This article presents a review of the monograph by I.S. Dmitriev, which examines the intellectual biography of the prominent English thinker and statesman F. Bacon. On the basis of archival materials, a wide range of primary sources and existing historical-scientific and historical-philosophical studies, I.S. Dmitriev revealed various aspects of Bacon's life path: lawyer, politician, courtier, historian and philosopher.

Текст научной работы на тему «ДОЛГАЯ ДОРОГА В БЕНСАЛЕМ. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 1(092)

ДОЛГАЯ ДОРОГА В БЕНСАЛЕМ. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА

А.А. Трунов

Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород e-mail: trunovv2013@yandex.ru

В данной статье представлена рецензия на монографию И.С. Дмитриева, в которой рассмотрена интеллектуальная биография видного английского мыслителя и государственного деятеля Ф. Бэкона. На основе архивных материалов, широкого круга первоисточников, а также существующих историко-научных и историко-философских исследований И.С. Дмитриев раскрыл различные аспекты жизненного пути Бэкона: разведчика, юриста, политика, придворного, историка и философа.

Ключевые слова: Ф. Бэкон, философия, интеллектуальная история, И.С. Дмитриев.

Заметным явлением интеллектуальной жизни страны в текущем году стала публикация монографии И.С. Дмитриева «Остров концентрированного счастья. Судьба Фрэнсиса Бэкона» [4]. И.С. Дмитриев - доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, автор многих ценных работ, посвященных истории науки [3; 5; 6].

Философские и политические идеи Ф. Бэкона достаточно хорошо известны эрудированному российскому читателю. Некоторые из них были изложены в новейшей монографии С.С. Царегородцева [8]. Ранее герменевтической реконструкцией научных и философских идей Бэкона

занимался Д.Л. Сапрыкин [7]. Заметим, что еще в 70-е прошлого столетия основные сочинения выдающегося английского мыслителя издавались на русском языке в переводах А.Л. Субботина [1; 2]. Несколько хуже обстоит дело с интеллектуальной биографией Бэкона, знанием которой может похвастаться далеко не каждый профессиональный философ или историк идей. Восполнить этот пробел призвано капитальное исследование И.С. Дмитриева [4]. Наше знакомство с концепцией И.С. Дмитриева состоялось еще на стадии подготовки этой работы к печати. Тем отраднее отметить факт публикации данной книги в 2022 г.

В центре внимания И.С. Дмитриева - жизнь сэра Фрэнсиса Бэкона, которая рассматривается в контексте ключевых событий второй половины XVI - первой четверти XVII вв. Дело в том, что уже с момента своего рождения Бэкон был тесно интегрирован в наиболее влиятельные круги английской элиты. Заслуги его отца высоко ценила королева Елизавета Тюдор. Мать Бэкона имела великолепное домашнее образование, владела несколькими языками, отличалась необыкновенной для дам XVI в. ученостью. Поэтому детство и юность будущего выдающегося английского мыслителя прошли среди книг и общения с наиболее известными интеллектуалами того времени.

Социализация Бэкона имела свои особенности. С одной стороны, он получил блестящее домашнее и университетское образование. С другой стороны, огромное влияние на его умственное развитие оказала практика. Глубокие познания в области общего права Бэкон получил не в Кембридже, а в знаменитой корпорации юристов Грейс-Инн. Не менее важную роль в становлении личности Бэкона сыграла его дипломатическая деятельность во Франции. Там он занимался аналитической и разведывательной работой, уделяя большое внимание изучению изобретений и научных открытий.

После возвращения в Лондон Бэкон занялся своей карьерой, которая продвигалась достаточно успешно. Несмотря на тесные связи с наиболее влиятельными представителями елизаветинского истеблишмента (его дядя и кузен У. и Р. Сесилы были шефами английских спецслужб), Бэкон многого добился сам. Он руководствовался своими принципами, которые не всегда совпадали с интересами его влиятельных родственников, а в ряде случаев им даже противоречили. По большому счету, карьера интересовала Бэкона

преимущественно как источник стабильных доходов. Рано лишившись отца и получив достаточно скромное наследство, которого явно не хватало для поддержания высокого социального престижа, Бэкон был вынужден зарабатывать деньги собственным умом, делая ставку не на влиятельных родственников, а на собственные силы. Даже женитьбу Бэкон воспринимал как «сделку с Гименеем» [4, с. 205-210]. Из-за очень большой разницы в возрасте эта сделка принесла ему состояние, но отнюдь не самую счастливую семейную жизнь.

Безусловно, Бэкон хорошо понимал, что его карьерные успехи во многом зависят от наличия влиятельного патрона. Именно этим можно объяснить характер взаимоотношений английского мыслителя с графом Эссексом, знаменитым фаворитом стареющей Елизаветы Тюдор, и маркизом Бэкингемом (будущим герцогом), не менее знаменитым фаворитом Якова Стюарта. Поскольку оба этих искателей Фортуны, при всем их обаянии и несомненных мужских достоинствах, не отличались особой интеллектуальной одаренностью, Бэкон при каждом из них выполнял роль своеобразного мозгового центра.

В ту пору Бэкон еще надеялся, что с помощью мудрых советов можно оказывать существенное влияние на политику, разворачивая ее в нужном направлении. Он стремился заинтересовать научными открытиями монархов, сделать их своими союзниками, привлечь к интеллектуальной работе. Однако дело продвигалось совсем не так, как того хотелось Бэкону. Елизавета Тюдор отличалась скупостью и прагматизмом. Ее интересовало только то, что могло принести королевству быстрый доход. Яков Стюарт занимался наукой в основном ради поддержания репутации «ученейшего короля христианского мира». Этот король постоянно испытывал денежные затруднения и при всем своем желании не мог финансировать научные исследования в необходимом объеме. Позднее Бэкон был разочарован и в фаворитах, и в монархах, и в самой политике, которая в то время в основном сводилась к искусству интриги. Но это произошло уже после того, как Бэкон достиг вершин государственной власти. Впрочем, его триумф был совсем недолгим. Происки завистников, собственные ошибки, досадное стечение обстоятельств привели карьеру Бэкона к катастрофе. В зрелые годы Бэкон неоднократно сетовал на то, что большую часть своей жизни потратил на карьеру. Политика, интриги, судебные процессы, служение

монархам, облыжное обвинение в коррупции, импичмент, опала лишь отдалили его от дела всей жизни - проекта Великого Восстановления наук. Именно в этом Бэкон видел свое главное предназначение.

Рассмотрев основные аспекты биографии героя своей книги, И.С. Дмитриев реконструирует эпистемологический проект Бэкона. В его основе - концепция эффективной науки, цель которой состоит не столько в сохранении, сколько в поиске и преумножении нового знания. До и во времена Бэкона науку могли развивать отдельные выдающиеся личности. Согласно Бэкону, эту ситуацию необходимо изменить. В идеале, творцами научных открытий должны стать не гении, а обычные люди. Для этого необходимо провести своеобразную «расчистку мозгов», освободить их от «идолов безумия», создать сообщества ученых, владеющих передовыми методами научного исследования. Только так коллективный «хромой» (сообщество ученых) сможет обогнать опытного «бегуна» (гения, опередившего время).

Большое внимание Бэкон уделил необходимости легитимации нового научного дискурса. По мнению Бэкона, «человек есть то, что он знает». Отсюда - его критика схоластики, предрассудков и заблуждений. Схоластику Бэкон возненавидел еще со времен обучения в Кембридже. Подавление живой человеческой мысли, начетничество, жонглирование цитатами и плагиат вызывали у него отвращение. А поскольку в основе университетского образования лежало неукоснительное следование Аристотелю, то именно этот античный мыслитель стал главным интеллектуальным раздражителем Бэкона. Написанный английским мыслителем «Новый Органон» - это не только своеобразный компендиум знаний, но и попытка покончить с аристотелизмом, обозначить иные принципы научного познания [2, с. 5-222]. Безусловно, в своей критике Аристотеля Бэкон далеко не во всем и не всегда прав. Порою складывается впечатление, что со своей критикой он здорово переборщил. Однако идея того, что зарождающейся науке Нового времени крайне необходима своеобразная «расчистка» философских завалов, представляется вполне обоснованной.

В начале XVII в. Бэкон также осуществил системную критику четырех наиболее распространенных «идолов» безумия, которые затрудняют адекватное восприятие реальности, выделив идолы рода, пещеры, рынка и театра [4, с. 227-235]. Бэкон рассматривал их не просто

как когнитивные искажения или заблуждения отдельных людей, а как феномены, обусловленные процессами социальной коммуникации. И хотя привычную для нас терминологию Бэкон никогда не использовал, разработанную им «идолологию» можно рассматривать как предвосхищение большинства современных концепций идеологии [2, с. 18-20]. Если рассматривать идеологию как разновидность ложного сознания, то это действительно так. Впрочем, как пишет И.С. Дмитриев, «для лечения массового безумия проповеди бесполезны» [4, с. 233].

Бэкон также настаивал на необходимости правильно организованного научного познания, позволяющего заглянуть «в глубь и в даль природы». Бэкон стремился создать такие исследовательские структуры, которые могли бы заниматься сбором и обработкой научной информации. По сути, речь шла о формировании сетевых надгосударственных структур, которые могли бы осуществлять экспертизу основных достижений в области естественных, точных и гуманитарных наук, способствовать распространению новых знаний, внедрению полученных результатов в практическую деятельность.

Другое направление интеллектуального творчества Бэкона представлено в его знаменитой утопии «Новая Атлантида» [2, с. 487-526], где в иносказательной форме излагается проект создания особой знаниевой структуры орденского типа, которая могла бы осуществлять рациональное управление обществом на основе научных открытий («Дом Соломона»). Ключевым моментом здесь является не конспирология, то есть описание некой сверхвлиятельной структуры, зацикленной на фантасмагории мирового господства, а идея консолидации интеллектуального сообщества и его последующего выхода из своеобразного интеллектуального «подполья». Эффективная наука не может существовать только лишь на территории отдельно взятого острова. Если следовать логике Бэкона, то настало такое время, когда ученым следует открыто и прямо заявить о себе и занять достойное место в обществе. Заметим, что во второй половине XVII в. эти идеи способствовали созданию Лондонского Королевского общества, которое стало важнейшим институтом развития передовой науки Нового времени. И.С. Дмитриев предлагает рассматривать придуманный Бэконом Бенсалем как остров концентрированного счастья [4, с. 493-575].

На наш взгляд, монография И.С. Дмитриева является весьма значительным достижением современного бэконоведения. Опора на архивные материалы и первоисточники, историко-научные и историко-философские работы, критическая оценка исторических фактов, мастерски реконструированный автором культурный и философский контекст, блестящий язык изложения превращают эту книгу в настоящее интеллектуальное путешествие к счастливому острову Бенсалем, предпринятому через анализ узловых моментов биографии английского мыслителя. Трагедия Бэкона заключалась в том, что он истратил свою жизнь на довольно суетные занятия, которые оказались весьма далеки от намеченной им благородной цели познания природы и преобразования человека («Так погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех», У. Шекспир). Головоломные интриги, политический цинизм, заигрывания с властью, а тем более попытки ее «вразумлять» не принесли Бэкону желаемого успеха. Мысли же о том, что чудеса природы могут принести человечеству пользу, стали общим местом последующих научных открытий. Поэтому эпистемологический проект Бэкона сохраняет свою актуальность и в наше тревожное время.

Список литературы

1. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2-х т. / Ф. Бэкон; пер. с англ. А. Л. Субботина. - Москва : Мысль, 1971. - Т. 1. - 590 с.

2. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2-х т. / Ф. Бэкон; пер. с англ. А. Л. Субботина. - Москва : Мысль, 1972. - Т. 2. - 582 с.

3. Дмитриев, И. С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи / И. С. Дмитриев. -Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 784 с.

4. Дмитриев, И. С. Остров концентрированного счастья. Судьба Фрэнсиса Бэкона / И. С. Дмитриев. - Москва : Новое литературное обозрение, 2022. - 632 с.

5. Дмитриев, И. С. Упрямый Галилей / И. С. Дмитриев. - Москва : Новое литературное обозрение, 2015. - 848 с.

6. Дмитриев, И. С. Академия благих надежд / И. С. Дмитриев, Н. И. Кузнецова. -Москва : Новое литературное обозрение, 2022. - 448 с.

7. Сапрыкин, Д. Л. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона) / Д. Л. Сапрыкин. - Москва : Индрик, 2001. - 224 с.

8. Царегородцев, С. С. Consensus omnium Фрэнсиса Бэкона / С. С. Царегородцев ; под общ. ред. А. А. Ширинянца. - Москва : Аквилон, 2022. - 330 с.

THE LONG ROAD TO BENSALEM. THE TRIUMPH AND TRAGEDY OF FRANCIS BACON

A.A. Trunov

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod e-mail: trunovv2013@yandex.ru

This article presents a review of the monograph by I.S. Dmitriev, which examines the intellectual biography of the prominent English thinker and statesman F. Bacon. On the basis of archival materials, a wide range of primary sources and existing historical-scientific and historical-philosophical studies, I.S. Dmitriev revealed various aspects of Bacon's life path: lawyer, politician, courtier, historian and philosopher.

Keywords: F. Bacon, philosophy, intellectual history, I.S. Dmitriev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.