Научная статья на тему 'Документы в сфере образования в Российской империи первой половины XIX в'

Документы в сфере образования в Российской империи первой половины XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
2187
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ / DOCUMENTS ABOUT STUDENTS / УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ВЫПУСКНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / GRADUATION DOCUMENTS / АТТЕСТАТЫ / CERTIFICATES / СВИДЕТЕЛЬСТВА / ДИПЛОМЫ / DIPLOMAS / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / REGISTRATION DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конькова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена складыванию системы документации, оформляющей образовательные процессы в первой половине XIX в.: появлению видов документов, предъявляемых при поступлении в учебное заведение, составляемых в процессе получения образования и получаемых при выпуске из образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The documents on education in the Russian Empire of the first part of XIX century

The article deals with devoted to the creating of documentation system on educational process in the first part of the XIXth century, creating new kinds of documents, presented at entry to the educational organization; documents formed during the study and documents qualified at the graduation.

Текст научной работы на тему «Документы в сфере образования в Российской империи первой половины XIX в»

А.Ю. Конькова

ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Статья посвящена складыванию системы документации, оформляющей образовательные процессы в первой половине XIX в.: появлению видов документов, предъявляемых при поступлении в учебное заведение, составляемых в процессе получения образования и получаемых при выпуске из образовательного учреждения.

Ключевые слова: документация об учащихся, учетные документы, выпускные документы, аттестаты, свидетельства, дипломы, учебное заведение.

Документация, фиксирующая получение и подтверждение образования в России, начинает складываться в систему в первой половине ХК в. Это было связано с развитием самого образования, его качественно-количественных характеристик и параметров, которые как в зеркале отразили документы, обслуживающие и оформляющие учебный процесс на всех его стадиях.

Процесс развития капиталистического уклада все шире захватывает различные области хозяйственной жизни страны. В связи с этим возникает необходимость в школах повышенного типа, создается потребность в грамотных работниках и подготовленных, образованных специалистах в промышленности, в помещичьих хозяйствах. Дальнейшее развитие экономической жизни страны требует внести улучшения также в подготовку работников государственного аппарата в центре и на местах.

8 сентября 1802 г. был опубликован царский Манифест об учреждении министерств, в котором были определены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения1. Отныне система народного образования, подчиненная Министер-

© Конькова А.Ю., 2014

ству народного просвещения, включала четыре рода учебных заведений: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты.

В 1817 г. было образовано Министерство духовных дел и народного просвещения, которое усилило религиозное образование в гимназиях, уездных и приходских училищах.

Создать ясное представление об уровне и объеме знаний, даваемых в школах того времени, - весьма нелегкая задача, поскольку учебных программ в то время еще не было создано. Но можно определенно сказать, что уровень и содержание преподавания были не-одинаковыми2.

Дальнейшее развитие образования идет по пути усиления сословного принципа в образовании, чтобы «все сословия получили только соответствующее их положению образование». По Уставу 1828 г. приходские училища предназначались преимущественно для детей крестьян и мещан, то есть для низшего сословия, а уездные училища имели целью «доставление необходимого и по возможности полного образования детям купцов, ремесленников и других городских обывателей». Гимназии стали средними общеобразовательными учебными заведениями для детей дворян с семилетним курсом обучения. Классические гимназии должны были готовить учащихся к поступлению в университет, «а также выпускать молодых людей в жизнь со знаниями, приличными их состо-янию»3.

В связи с усилением сословности в образовании в 1830-х годах развивается тенденция обучать детей дворян в закрытых учебных заведениях: возникает новый тип сословной школы - дворянский институт, увеличивается число дворянских лицеев4. В эти же годы для создания лучших условий для обучения дворянских детей особое внимание было обращено на устройство при гимназиях пансио-нов5.

В 1849 г. гимназии были разделены на классические, ориентированные на поступление выпускников в университет и находящиеся в университетских городах, и реальные, которые подготавливали «способных людей для службы как военной, так и гражданской».

В первой половине XIX в. существовали и развивались частные учебные заведения. Помимо этого, действовали специальные учебно-воспитательные заведения (они принадлежали ведомству императрицы Марии), куда принимали сирот и детей бедных родителей. Они назывались воспитательными домами, сиротскими институтами и училищами. Эти учебно-воспитательные заведения

также придерживались принципа сословности: в одни заведения принимали сирот потомственных и личных дворян, в другие - сирот купеческих и мещанских. В то же время начинают складываться элементы будущей системы профессионально-технического образования6.

Особое место в системе учебных заведений занимали коммерческие училища и коммерческие гимназии, дававшие в основном общее образование, но также и некоторую специальную подготовку для работы в торговле, в финансовых учреждениях и отчасти на промышленных предприятиях.

С развитием системы образования начинает унифицироваться документация об учащихся, составляемая в процессе их учебы и по окончании учебного заведения.

При поступлении в учебное заведение более высокого уровня должен был представляться аттестат об окончании предыдущего. Помимо аттестата представлялись метрическое свидетельство и свидетельство о принадлежности к тому или иному состоянию (сословию). По окончании университетов удостоенные ученых степеней получали дипломы кандидатов, магистров и докторов7.

Помимо этого, складывается учетная документация об успеваемости и поведении учащихся в процессе обучения (книга ученикам класса - «записная книга учителей»); список ученического прилежания (журнал успеваемости, присутствия и отсутствия); ежемесячные ведомости о поведении; «особая книга», в которой отмечались «дерзости и соблазнительные поступки» и проч., вводятся по-хвальные_листы для отличников8.

По Уставу 1828 г. выпускники уездного училища должны были получать аттестаты и свидетельства. В уставе приводился формуляр свидетельства об окончании уездного училища.

Для поступления в пансион при гимназии необходимо было представить большее количество документов: свидетельство о рождении и крещении, свидетельство о происхождении от родовых или личных дворян, свидетельство о состоянии родителей, свидетельство о привитии оспы. Поскольку воспитанники пансионов, жившие постоянно в казенных помещениях, периодически отпускались домой, то существовали особые документы, соответствующие данным случаям. Во-первых, при отпуске домой каждый воспитанник получал от инспектора билет, в котором фиксировалось, когда и на сколько времени он отпущен. Во-вторых, при отправке домой каждый воспитанник, помимо билета, получал свидетельство о своих успехах и поведении, подписанное директором и инспектором. Подписанное родителями, свидетельство по возвращении в

пансион сдавалось воспитанником инспектору. В каждом пансионе надзиратели вели журнал об учащихся, в котором фиксировали их успеваемость, поведение, черты характера, доказательства прилежания, склонности, «в какие проступки чаще впадают, в каких пособиях имеют особенную необходимость»9.

Документирование обучения в Лицее имело свои особенности: на каждого лицеиста составлялся особый документ - «Известие о телесных и нравственных свойствах, о учении и полезном препровождении времени воспитанника», в котором указывались все качества учащегося: 1) свойства общие (сложение, рост, ум, сердце); 2) поведение (по отношению к высшим, к равным, к низшим); 3) обращение (посещение, обхождение, дружество); 4) науки (успехи по каждому предмету); 5) языки (успехи в изучении языков); 6) искусства (успехи в рисовании, танцах, музыке и т. д.); 7) забавы (поведение при прогулках, играх и т. д.). В конце учебного года отличники получали похвальные листы. Окончившие лицей получали аттестаты10.

При поступлении детей в воспитательные дома, сиротские институты и училища представлялись обычные в таких случаях документы, однако по окончании данных учебных заведений воспитанники получали аттестаты об успеваемости, прилежании и поведении, а также, в зависимости от специализации учебно-воспитательного заведения, свидетельства о том или ином звании (домашней учительницы, повивальной бабки, надзирательницы малолетних детей и т. д. - для девушек; бухгалтера, землемера, чертежника и т. д. - для юношей) или владении теми или иными ремеслами или рукоделиями11.

Выпускникам реальных гимназий закон предписывал выдавать аттестаты об успеваемости и свидетельства о владении специальными науками и о возможности по ним работать12.

Законодательство о специальных учебных заведениях вводило специальные билеты на посещение данных учебных заведений. По окончании специальных учебных заведений учащиеся, в зависимости от учебного заведения, получали различные комплекты документов: это могло быть свидетельство о знаниях, либо свидетельство и аттестат, либо один аттестат, в котором указывались успехи, поведение, награды, а также «способности к занятию должностей», либо аттестат и бессрочный паспорт13.

Законодательство о женском образовании требовало при поступлении в женские учебные заведения высшего и средних разрядов предъявлять метрические свидетельства о законном рождении, свидетельства о дворянстве (если поступали дворянки), сви-

детельства о чине или звании, имуществе и состоянии родителей (для дочерей разночинцев), формулярные списки о службе отцов (для дочерей разночинцев), свидетельства о нормальном здоровье и привитии оспы, свидетельства о требуемых для поступления познаниях девочек, обязательства родителей по своевременной оплате (для тех, кто принимался на платной основе). Для поступающих в учебные заведения низших разрядов требовалось метрическое свидетельство, свидетельства о согласии родителей, о поведении, о знании Закона Божия. Формуляры некоторых вышеперечисленных свидетельств были установлены законом. По окончании учебных заведений высшего и средних разрядов девушки получали аттестаты. Выпускницы учебных заведений низшего разряда получали в зависимости от срока обучения либо дипломы на то или иное звание (более высокая квалификация), либо свидетельства (более низкая квалификация).

Закон требовал от документов о студентах педагогических институтов указания на поведение студентов. Так, ежедневное поведение воспитанников педагогического института фиксировалось старшим надзирателем в соответствующем журнале. Помощник инспектора института подавал еженедельные донесения об отличниках и «взятых на дурное замечание воспитанниках». Инспектор составлял еженедельные рапорты об отлучающихся в город и больных студентах, а также ежемесячные ведомости о «степени благонравия студентов». Для отлучек в свободное от учебы время студенты сначала должны были записать с специальной книге, куда, зачем и на сколько времени они хотят отлучиться. Инспектор, если считал причины отлучек уважительными, выдавал студентам специальные билеты, где указывались время его ухода из института и срок, на который он был отпущен. Если студент находился у родителей, родственников или знакомых, то они должны были указать на билете время его ухода. По возвращении в институт в той же книге надзирателем отмечалось, в срок или не в срок он явился. На экзамене, помимо ведомости об успехах воспитанников в каждом учебном предмете, составлялась дополнительной ведомость от инспектора об их поведении. Выпускники педагогического института получали свидетельства и аттестаты. На слушателей публичных курсов при институте велась особая документация. Так, например, для посещения публичных лекций они получали особый билет14.

Большое внимание уделялось поведению и успеваемости учащихся в духовных училищах. Например, в годичных ведомостях семинаристов за 1820 год и учеников духовных училищ за 1824 год поведение оценивалось как «хорошее», «очень хорошее», «доволь-

но хорошее», «похвальное», «добропорядочное», «честное», «очень честное», «примерно честное», «очень скромное», «очень тихое», «доброе», «весьма тихого и кроткого нрава». Способности, прилежание и успехи оценивались как «хорошие», «отлично хорошие», «весьма хорошие», «довольно хорошие», «достохвальные», «препо-хвальные», «весьма похвальные», «превосходные». Из ведомостей видно, что не существовало правил в оценивании учащихся, поэтому способности, прилежание и успехи в некоторых случаях оценивались одной общей характеристикой, например: «способностей, прилежания и успехов достохвальных», а в некоторых случаях - по отдельности, например: «способностей не худых, прилежания неослабного, успехов весьма хороших»15.

Приведем пример аттестата об окончании Александровского лицея в Петербурге, выданного Лермонтову Геннадию Васильевичу в 1850 г.

Для общей Государственный От Императорского

пользы Герб Александровского

Лицея за добронравие и успехи.

АТТЕСТАТ

Предъявитель сего дворянин Геннадий Васильев Лермонтов, поступив в число воспитанников ИМПЕРАТОРСКОГО Александровского Лицея 10 числа июля 1844 года, выслушал при отличном поведении полный курс наук в сем высшем учебном заведении, и оказал на испытаниях следующие познания: в Законе Божием отличные, Статистике весьма хорошие, Политической экономии весьма хорошие, Истории Отечественного Права хорошие, Гражданских законов весьма хорошие, Финансовых законах весьма хорошие, Уголовных законах весьма хорошие, Полицейском праве весьма хорошие, Математике хорошие, Физике и Химии хорошие, Истории отличные, в Словесности: Русской отличные, Латинской хорошие, Немецкой хорошие, Французской хорошие, и Английской хорошие, за что Советом Лицея признан достойным быть выпущенным в Государственную службу с чином IX класса, и ныне ВЫСОЧАЙШЕ утвержден в оном, по ходатайству ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, Г. Главнозаведывающего Лицеем. Вместе с сим на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 10 день Апреля 1848 года Устава Лицея § 62 предоставляется ему, Лермонтову, пользоваться правами чиновников 1 разряда, изъяснен-

ными 25 Июня 1834 года, о чинах по Гражданской службе. В засвидетельствование чего и дан сей Аттестат от Совета ИМПЕРАТОРСКОГО Александровского Лицея, с приложением большой Лицейской печати. С. Петербург Июня «12» дня 1850 года.

Директор ИМПЕРАТОРСКОГО Александровского Лицея, Генерал-Майор и Кавалер Еришевский.

Члены Совета: Инспектор Н. Миллер

Печать Профессор Оболенский

ИМПЕРАТОРСКОГО Профессор Георгиевский

Александровского Профессор А. Щеглов

Лицея Профессор Шеванский

№ 362 Секретарь Совета Ханышов16.

Таким образом, в первой половине XIX в. начинает складываться система документов, оформляющих поступление в учебное заведение, обучение (пребывание) в нем и выпуск. Окончательно утвердился состав документов, необходимых для поступления (метрические свидетельства, свидетельства о состоянии (сословии), свидетельства о здоровье, привитии оспы и т. д.). Заметно расширился список учетных документов об успеваемости и особенно поведении учащихся. Кроме того, появились новые документы, оформляющие отлучки из учебного заведения (билеты на отлучки) и право посещения учебных заведений (билеты для входа в институт). Документом, поощряющим отличную учебу, стал похвальный лист, выдаваемый в конце учебного года отличникам. Оформляющими полученное образование документами становятся свидетельства, аттестаты и дипломы. Законодательство начинает регламентировать составление и оформление этих документов: в Уставе гимназий и училищ 1828 года был приведен образец составления и оформления свидетельства об окончании уездного училища. Следует, однако, отметить, что законодательство нечетко оговаривало, каким из указанных документов какое (начальное, среднее, высшее) образование подтверждается. Так, например, согласно закону, диплом мог выдаваться в подтверждение как ученых степеней, получаемых в университете, так и окончания сиротского института с получением звания домашней учительницы. Виды выпускных документов, выдаваемых по завершении среднего образования (особенно среднего специального), также могли быть различными: иногда выдавался аттестат с обозначением изученных предметов (в том числе специальных) и оценок по ним с указанием на возможность занимать должности, связанные со специальными науками; иногда вы-

давалось свидетельство с идентичным содержанием; иногда аттестат с перечислением всех изученных предметов и свидетельство о полученной профессии. В целом все же наметилось тяготение к подтверждению начального образования свидетельствами, среднего и неполного высшего - аттестатами, высшего с получением ученых степеней - дипломами. Следует отметить, что в первой половине XIX в. бланки для выпускных документов были распространены весьма незначительно.

Анализ конкретных документов о получении и подтверждении образования в первой половине XIX в. показал высокую степень персонализации учащихся, то есть индивидуального подхода в оценке учащихся как с точки зрения основных показателей учебы (способности, прилежание, успеваемость, поведение), так и детальности самой оценки.

Примечания

1 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е (ПСЗРИ 1). СПб., 1830. Т. XXVII. № 204.

2 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в. - первая половина XIX века. М.: Педагогика, 1973. С. 207.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е (ПСЗРИ 2). СПб., 1830. Т. III. № 2502.

4 ПСЗРИ 1. Т. XXXI. № 24325; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. Т. 1. СПб., 1875. № 264. С. 812-824.

5 В 1849 г. в стране было 47 пансионов. В 1859 г. открыто шесть пансионов для девочек.

6 К специальным учебным заведениям относились горные, промышленные, водные, судостроительные, торгового мореплавания, земледельческие, сельскохозяйственные, садоводческие, лесные и прочие учебные заведения. Количество их было незначительно, они находились в распоряжении различных ведомств.

7 Свод постановлений о общественном воспитании детей мужеска-го и женскаго пола в учебных заведениях Российской империи / Сост. И. Пушкарев. 2-е изд. СПб., 1840. С. 46-47.

8 ПСЗРИ 1. Т. XXVIII. № 21497-21504.

9 ПСЗРИ 2. Т. III. № 2502.

10 Свод постановлений... С. 48-50.

11 Там же. С. 97-162.

12 Там же. С. 11.

13 ПСЗРИ 1. Т. XXVIII. № 21849; ПСЗРИ 2. СПб., 1842. Т. XVI. № 14985; ПСЗРИ 2. СПб., 1840. Т. XIV. № 12726; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2. СПб., 1875. С. 701-702; и др.

14 ПСЗРИ 1. Т. XXVIII. № 21265; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2. С. 915-959; ПСЗРИ 1. Т. XXXIV. № 27108; ПСЗРИ 2. Т. III. № 2314.

15 Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 229. Оп. 2. Д. 1777. Л. 1-97; Д. 1531. Л. 1-38.

16 Там же. Ф. 1328. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.