УДК: 94(47)+94(94) "1945-1958"
ДОКУМЕНТЫ ЦРУ 1947-1958 ГГ. О ПОСЛЕВОЕННОЙ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ Йанлик Левент
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
Назначение работы — выяснить понимание американских властей деятельности мирового прогрессивного молодежного движения, в том числе ВЛКСМ, начиная с создания ЦРУ в 1947 г. и по 1958 г. Проанализированы 162 документа, касающиеся стран
социалистического лагеря того времени. Документы рассекречены и опубликованы на сайте ЦРУ. В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. До 1954 г. ЦРУ имело весьма ограниченные источники в СССР. После этого периода разведывательная информация по рассматриваемому вопросу стала накапливаться.
2. На международной арене моральный и политический авторитет был на стороне СССР, в то время как США таким авторитетом не пользовались. Этот вывод является особенно важным сегодня, так как благодаря усилиям либеральных элит происходит демонизация социализма.
Ключевые слова: ЦРУ, СССР, разведка, ВЛКСМ, всемирные молодежные фестивали, стиляжничество.
UDC: 94(47)+94(94) "1945-1958"
1947-1958 CIA DOCUMENTS ON THE POST-WAR SOVIET YOUTH
Yanlik Levent
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
The aim of the article is to find out how the American authorities understand the world progressive youth movement, including the Komsomol, since the creation of the CIA from 1947 to 1958. It analyses 162 documents relating to the Communist bloc of the time. The documents are declassified and published on the CIA website. As a result of the study, the following conclusions are drawn:
1. Until 1954, the CIA had very limited sources in the USSR. After this period, they began to accumulate intelligence information on the issue.
2. In the international arena, moral and political authority was on the side of the USSR, while the United States did not enjoy such authority. This conclusion is especially important today, because thanks to the efforts of the liberal elites, the demonization of socialism is taking place.
Keywords: CIA, USSR, scouting and intelligence, Komsomol, World Festivals of Youth and Students, stilyagi.
Введение. Рассекреченные документы ЦРУ о внутреннем положении СССР в послевоенные годы могут стать важным информационным источником. В 1995 г. президент США Билл Клинтон приказал ЦРУ рассекретить документы, имеющие «историческую ценность», со сроком давности более 25 лет. Но фактически для реализации этого распоряжения пришлось ждать еще 22 года. По закону доступ был открыт ко всем документам, однако для знакомства с ними ЦРУ требовало оформления специального разрешения. К тому же документы были открыты всего лишь на четырех компьютерах в Национальном архиве США четыре дня в неделю в период времени 9:00-16:30. И только в январе 2017 г. документы действительно стали доступны на интернет-сайте ЦРУ. Они сразу же стали предметом пристального внимания российских исследователей и результаты знакомства с ними были опубликованы на русском языке [1, 2]. Среди рассекреченных документов — доклады ЦРУ о положении молодежи в Советском Союзе, ее образовании, образе жизни, проблемах, дискуссиях, политических настроениях.
Сбор информации и каналы агентурной деятельности. В период Корейской войны 19501953 гг. США и СССР противостояли друг другу. Поэтому ЦРУ было заинтересовано в том, чтобы узнать военные секреты СССР на Дальнем Востоке. Однако советские военные секреты, по-
\(Ш))
Iл
видимому, хорошо охранялись и получить информацию о них было весьма затруднительно. Первое время даже о гражданской жизни в СССР было очень мало информации.
Примечательно внимательное отношение американской разведки к смене поколений в СССР, к молодежным организациям и настроениям этой среды с целью найти слабые стороны советского общества для использования в подрывной деятельности. Этому были посвящены 162 рассекреченных документа, касающихся молодежи. В них анализируются: система образования в странах социалистического лагеря, организация международных фестивалей молодежи и студентов в Праге, Будапеште, Берлине, Бухаресте, Варшаве и Москве (в 1957 г.).
Следует заметить, что в начале своей деятельности ЦРУ пользовалось только открытыми источниками о СССР, в то время как информация об остальных странах социалистического лагеря, по-видимому, приобреталась с большей легкостью. Среди документов есть разведывательные рапорты, которые предоставляли детальную информацию о Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. Например, подробно изучались материалы о недовольстве населения, вызванном модернизацией порта Констанца в Румынии [3]. ЦРУ интересовало даже то, какие частные магазины продуктов открывались в Бухаресте в 1954 г. [4]. Действительно стратегической информацией, полученной ЦРУ, были, например, протоколы заседания Министерства транспорта ГДР. Таким образом ЦРУ стал известен график движения поездов по магистралям Польши и ГДР. Ведя слежку за дорогами можно было вычислить время следования поездов военного назначения армий Варшавского договора.
Территория СССР значительное время была закрыта для американской разведки. Это продолжалось примерно до 1954 г., что связано с бегством майора КГБ Петра Дерябина, который попросил политического убежища в посольстве США на территории Австрии. Тогда же главой ЦРУ стал Аллен Даллес, который руководил этим управлением с 09.02.1953 г. по 29.11.1961 г. В этот период число и качество информационных документов о СССР резко выросло.
Молодежь СССР в аналитических материалах ЦРУ. Об эффективности разведывательной деятельности ЦРУ на советской территории можно судить, например, ознакомившись с содержанием рапорта ЦРУ от 05.06.1958 г. [6]. Описываются результаты анализа национальной и социальной структуры контингента студентов одного из факультетов МГУ. Установлен процентный состав студентов, у которых родители являются членами партии или партийными функционерами, простыми рабочими и служащими. Приведена информация о размере стипендии в разных университетах СССР, осуществлен обзор учебников гуманитарных факультетов и установлены различия между содержанием изданий разных лет, собран студенческий жаргон, выяснен рабочий режим почты в студенческих общежитиях и т. д. Очевидно, что подобную информацию далеко не всегда можно было собрать из открытых источников.
Рапорт [6] помогает раскрыть мир советского студента 1950-х годов, а также представляет нам реакцию идеологического противника на появление стиляг в молодежной среде. Американцам была известна популярность западных радиостанций среди той части молодежи, которая интересовалась американским стилем жизни. В результате, зная информацию о студенчестве в СССР, аналитики давали рекомендации о графике выхода специализированных передач в эфир на радиостанциях «Голос Америки», «Свобода» и прочих. Оказалось, что американцы были в курсе идеологических дискуссий в партии: о новом устройстве колхозов, о роли интеллигенции в советском обществе, об антисоветских настроениях в разных слоях и районах СССР. При этом аналитик ЦРУ верно отмечал, что в среде молодежи критика строится на базисе коммунистической доктрины: «Они не против коммунизма, им нужно больше коммунизма». В соответствии с содержанием рапорта часть молодежи выступает за равенство, против представлений о диктатуре пролетариата, за большую реалистичность представлений о коммунизме, критикует
экономическую систему, которая провоцирует развитие «психологии воров». На протяжении всей студенческой критики проходит одна основная тема — несоответствие между обещанием и исполнением. Таким образом, рапорт сообщал, что среди советского студенческого корпуса укрепляются настроения, направленные против бюрократии, а среди некоторой, хотя и небольшой его части, даже антикоммунистические тенденции.
В рапорте присутствует информация о структуре, положении в обществе и деятельности ВЛКСМ. Уже в 1950-е годы американцы установили признаки кризиса ВЛКСМ: заформализованность, отсутствие реального морального авторитета, потеря ощущения избранности комсомола, когда почти каждый, достигший 14-ти лет, принимался в ВЛКСМ.
Аналитиками ЦРУ было установлено, что советская действительность породила два отклонения образа жизни молодежи. Консервативное отклонение — хулиганство, и новое отклонение — стиляжничество. Причем стиляжничество не является политическим явлением, а выражает индивидуальное стремление к доминантному образу жизни, но все же подрывает социалистический образ жизни. Это подтверждалось тем, что многие стиляги привлекались к уголовной ответственности за контрабанду и спекуляцию. Из текста рапорта: «Хулиганы — это рабочие, которые развратом и дракой протестуют против однообразия жизни и отсутствия надежды на лучшее будущее». Общий вывод аналитика таков: «Стиляги и хулиганы, насытившиеся анархистским настроением и деморализованные праздностью, являются следствием краха моральных норм советского общества, вызванного репрессиями и постоянным вмешательством государства в частную жизнь» [6].
В рапорте есть глава об антисемитизме в СССР, в развитии которого сейчас принято обвинять И. В. Сталина и Н. С. Хрущева. Согласно выводу ЦРУ, власти умышленно провоцировали эти настроения, хотя в студенческой среде антисемитизм так и не был укоренен. Настолько объективно это утверждение, установить сложно. Однако, учитывая арабо-израильский конфликт и дружбу СССР с Египтом, в документах ЦРУ часто встречаются рекомендации — создавать и обострять «еврейскую проблему» в СССР, сделав ее фактором внутренней жизни.
Заключение. В целом, рассекреченные тексты составлены без антикоммунистической риторики, свойственной периоду холодной войны. Ведь их целью было составление прогнозов в отношении СССР, поэтому требование объективности было положено во главу угла. Многие документы были предназначены для обучения агентов разведки поиску информаторов среди советских граждан.
Материалы о работе международных фестивалей молодежи говорят о понимании ЦРУ опасности, которая исходила от прогрессивных молодежных организаций. Как показывают рассекреченные документы, ЦРУ наблюдало живые дискуссии в среде советской молодежи. Американцы прямо пишут о поддержке Советским Союзом национально-освободительного движения против колониальной системы как цели внешней политики СССР, а также о необходимости противодействовать этому движению. Исследованные автором документы показывают, что на международной арене моральный и политический авторитет был на стороне СССР, а не на стороне США. Этот вывод является особенно важным сегодня, так как усилиями либеральных элит происходит демонизация социализма. Американцы считают, что от коммунизма осталась лишь память о притеснении свободомыслия. По мнению автора, это в корне неверно.
Библиографический список.
1. Секерин, А. В. Советские партизаны в материалах электронной библиотеки Центрального разведывательного управления США / А. В. Секерин // Информационные ресурсы в современной библиотечной деятельности : сб. материалов регион. науч.-практ. конф. — Курск, 2018. — С. 25-27.
\(Ш))
I \QQ/ *
2. Якупов, Р. А. Прогнозы развития СССР в отражении аналитических материалов Центрального разведывательного управления США (1981-1991) / Р. А. Якупов, Д. В. Якупова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2018. — № 1 (45). — С. 105-114.
3. Rumania, Extraordinary Port Regulations at Constanta During Youth Festival / Local Reaction (1953) / CIA, RDP80-00809A000500190091-8. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp80-00809a000500190091-8 (дата обращения: 21.03.2019).
4. Rumania, Private Food Stores in Bucharest (1954) / CIA, RDP80-00810A004000510004-7. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp80-00810a004000510004-7 (дата обращения: 21.03.2019).
5. GDR, Meeting of Central Transport Committee of Ministry of Transportation (1951) / CIA, RDP83-00415R008800140006-3. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp83-00415r008800140006-3 (дата обращения: 21.03.2019).
6. USSR, The Student in the USSR (1958) / CIA, RDP80T00246A042500700001-2. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp80t00246a042500 700001-2 (дата обращения: 21.03.2019).