Научная статья на тему 'Доктрина узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха»'

Доктрина узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
461
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRATYABHIJNā / ДОКТРИНА УЗНАВАНИЯ / DOCTRINE OF RECOGNITION / КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ / KASHMIR SHAIVISM / SARVADARśANA-SAN˙GRAHA / MāDHAVA / UTPALADEVA / ПРАТЬЯБХИДЖНЯ / "САРВАДАРШАНА-САНГРАХА" / МАДХАВА / УТПАЛАДЕВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Владимир Павлович

Статья представляет собой анализ главы «Пратьябхиджня-даршана» («Доктрина Узнавания») известного философского санскритского трактата «Сарвадаршана-санграха». В публикации рассматривается одно из важнейших понятий философии кашмирского шиваизма пратьябхиджня «узнавание» тождества подлинной природы сознания вселенской основы вещей абсолюту-Шиве. В связи с этим анализируется и ряд других ключевых понятий этой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the study and the first translation into Russian of the chapter entitled Pratyabhijсā-darśana which is a part of the famous Sanskrit philosophical treatise Sarvadarśana-san˙graha. The paper focuses on the analysis of one of the most important notions of Kashmir Shaivism, that is pratyabhijсā, i.e. recognition of the true nature of consciousness as identical with the basis of the universe the absolute-Śiva. Other related concepts of Kasmir Shaivism are also analysed in the paper.

Текст научной работы на тему «Доктрина узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха»»

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

В.П. Иванов

Доктрина Узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха»

Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой перевод и исследование главы «Пратьябхиджня-даршана» («Доктрина Узнавания») средневекового индийского трактата XIV в. н.э. «Сарвадаршана-санграха» («Собрание всех воззрений», далее СДС). В ней в общих чертах раскрывается одно из важных понятий индийской философии пратьябхиджня - «обнаружение, узнавание» подлинной природы сознания, которая, согласно воззрениям монистической шиваитской философии Индии, тождественна основе мироздания - абсолюту-Шиве.

Сам трактат СДС - авторитетное руководство по различным системам индийской философии - даршанам, «воззрениям» на природу вещей. Он - своего рода компендиум, «университетский» учебник основ различных философских школ, сформировавшихся в Индии к моменту создания трактата1. Каждой из школ отводится отдельная глава. Всего их в СДС шестнадцать2. Школы индийской философской мысли в тексте в большинстве случаев называются по имени их основателя или наиболее яркого представителя, но также в названии может присутствовать основное понятие

1 Предшественниками СДС в жанре индийских философских энциклопедий можно считать трактаты «Шаддаршана-самуччая» Харибхадры (V в. н.э.), «Сарвадаршанасиддханта-санграха» (IX в. н.э.), приписываемая знаменитому философу и религиозному деятелю индийского средневековья Шан-каре (VIII в. н.э.), и некоторые другие сочинения.

2 Исследователями СДС обсуждается вопрос, входила ли изначально в корпус СДС последняя, шестнадцатая глава, посвященная адвайта-веданте Шанка-ры, или же она представляет собой отдельное произведение, включенное в корпус СДС позднее. (Подробнее см., например, №кашига, 1968, р. 245).

философской системы, или же школа просто обозначена традиционным наименованием (содержательно связанным, как правило, с ее основоположениями). Так, в главе «Бауддха-даршана» («Воззрение последователей Будды») рассматриваются философские концепции буддизма, «Панини-даршана» посвящена индийской лингвистической философии и называется по имени знаменитого грамматиста Панини3. Глава «Санкхья-даршана» раскрывает, соответственно, воззрения школы санкхья. В главе же «Пратьябхид-жня-даршана» - «Доктрина Узнавания» - изложены существенные моменты философии школы кашмирского шиваизма.

В порядке следования глав в СДС, как отмечалось исследователями, наблюдается систематичность4. Очевидно, изложение различных взглядов на природу реальности (и средств реализации этой природы, так как праксеологический аспект любой даршаны всегда находился в Индии в нерасторжимом тождестве с системой теоретических воззрений), по мысли автора трактата, должна была быть представлена в тексте как постепенное движение от наименее к наиболее монистическим по своим положениям системам философских взглядов.

По форме изложение материал в главах СДС выстроен в виде традиционного для стиля индийских научных дисциплин, шастр, диалога между сторонником данной философской системы и неким виртуальным оппонентом; форма чрезвычайно удачная для, очевидно, основной цели трактата - дидактической. Однако следует отметить, что при этом сам текст СДС иногда оказывается достаточно сложным для прочтения и передачи его содержания средствами другого языка. Автор трактата, стремясь в ограниченном объеме разместить максимально богатое содержание, прибегает к формуль-

Перевод этой главы см.: Иванов В.П. Мадхава. «Сарвадаршана-самграха». «Панини-даршана» //История философии. № 7. Москва. 2000. С. 201-231. Nakamura H. Some notes on the Sarvadarsanasamgraha // Wiener Zeitschrift

fur die Kuinde Süd- und Ostasiens und Archiv für Indische Philosophie. Band XII-XIII. 1968/69. Wien 1968. P. 243.; Agrawal M.M. The Sarva-DarSana-Samgraha ofMädhaväcarya / With English Translation, Transliteration and Indices. Compiled, Edited and transliterated with introduction by Dr. Madan Mohan Agrawal. Delhi. 2002. P. xii.

4

ности языка, текст испещрен явными и скрытыми цитатами, в нем присутствует игра слов, употребляются традиционные для индийской научно-философской литературы уподобления-максимы (ньяи). Историко-философское значение трактата - несомненно. В нем рельефно и полно представлены наиболее существенные основоположения традиций индийской философской мысли, реф-лективно осмысленные индийскими же философскими средствами. Нам же СДС позволяет оглядеть как бы с высоты птичьего полета все многообразие индийских философских школ в богатстве их содержания и изысканности форм, во всей сложности межсистемных связей и, одновременно, единстве их базовых предпосылок.

Авторство СДС традиционно приписывается знаменитому индийскому ученому, пандиту XIV в. Мадхаве, известному также как Мадхавачарья («учитель Мадхава») или Саянамадхава («Мадхава, сын Саяны»). О Мадхаве сообщается, что отцом его был Саяна, а матерью Шримати из рода (готры) Бхарадваджа. Очевидно после избрания в 1329 г. главой ведантийского монастыря (матха) Шрингери он принял еще одно имя, Видьяранья. Мадхава был наставником Букки и Харихары - двух основателей знаменитой империи Виджаянагар, с возникновением которой связывают расцвет традиционной учености на юге Индии, и именно Мадхава возглавил в то время комиссию по собиранию, комментированию и сохранению всего литературно-философского индуистского санскритского наследия5. Однако необходимо сказать, что существует и другое мнение относительно авторства СДС. Согласно этой точке зрения, основанной на анализе ряда источников, автором СДС мог быть не Мадхава, а младший современник Мадхавы, пандит Чаннибхатта6.

Термин пратьябхиджня, который вынесен в название обсуждаемой главы в СДС и передаваемый нами словом «Узнавание», -один из важнейших в системе религиозно-философских воззрений,

5 AgrawalM.M. Op. cit. P. iii.

6 Thakur A. Cannibhatta and the authorship of the Sarvadarsanasamgraha // Adyar Library Bulletin. 25 (Jubilee Volume 1961). P. 524.; Klostermaier K.K. Sankaradarsanam / English translation by Klaus K. Klostermaier, Adyar. 1999. P.vi.

сложившихся в Кашмире приблизительно в УШ-Х1 в. н.э, которая сейчас известна под обобщающим названием школы кашмирского шиваизма. В нем на протяжении веков сосуществовали и взаимодействовали многие религиозные традиции и философские школы, представленные различными религиозно-философскими течениями «ортодоксального» индуизма - шиваитскими, шактистскими, вайшнавскими, а также школами буддийской мысли и др. Таким образом, кашмирский шиваизм в целом развиваясь в русле док-тринальных посылок индуистской тантры, ощутил на себе влияние ряда течений религиозной мысли и, ассимилировав многие идеи, создал свое собственное уникальное учение абсолютного монизма, в котором нашли свое место и спиритуализм направлений веданты, и плюрализм «элементов бытия» (таттв) классической санкхьи, и идеи лингвистической философии Бхартрихари, и праксис многочисленных школ йоги и тантры, абсолютный идеализм буддийской виджнянавады и многое другое.

В рамках, в общем-то, единой шиваитско-шактистской традиции Кашмира исследователи условно выделяют несколько док-тринальных потоков, представленных различными группами источников7. Среди них называют такие направления практической тантрической мысли, как Кула, Крама и Трика, восходящие к большому числу традиционных источников, так называемых агам. Название последней школы - Трика после трудов ярчайшего представителя традиции Абхинавагупты (950-1020 гг. н.э.) также закрепилось в традиции как обобщающее обозначение всей школы кашмирского шиваизма.

Отдельно выделяют доктрины спанда и пратьябхиджня, напрямую не связанные с традицией агам8. Их возникновение пре-

Вопрос о различных направлениях, развивавшихся в рамках кашмирского шиваизма в действительности достаточно сложен. Он подробно обсуждается в кн.: DyczkowskiMarkS.G. The Doctrine of Vibration. An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Delhi. 1989. См. также: Chat-terjeeJ.С.. 1952.; Pandey K.C. Abhinavagupta: An Historical and Philosophical Study. Benares. 1963.

Исследователь традиции кашмирского шиваизма Б. Пандит справедливо настаивает на тождестве базовых доктринальных посылок этих двух систем.

7

8

жде всего обусловлено появлением таких текстов, как «Спан-да-карика» Бхаттакаллаты (IX в. н.э.), «Шивадришти» (ШД) Сомананды (IX в. н.э.) и трактата «Ишвара-пратьябхиджня-кари-ка» (ИПК) ученика последнего Утпаладевы (IX-X вв.н.э.). При этом доктрина пратьябхиджня считается наиболее систематичным, собственно философским изложением монистических положений кашмирского шиваизма. Абхинавагупта, имя которого во многом венчает всю традицию кашмирского шиваизма, давал чрезвычайно высокую оценку ИПК в своей «Ишвара-пратьябхиджня-виврити-вимаршини», подчеркивая, что подлинно постичь доктрину ИПК способен лишь совершенный йогин, в полной мере реализовавший единство с высшим вселенским началом и основой индивидуального сознания - Шивой.9

Не вызывает сомнения, что именно этот системный, в полной мере философский подход, представленный в произведениях Со-мананды, Утпаладевы, Абхинавагупты и его ученика - Кшемараджи, явился основной причиной, заставившей автора СДС включить в перечень философских систем своего трактата, «систему Узнавания» («Пратьябхиджня-даршану), как представляющую именно философскую основу всех направлений мысли кашмирского шиваизма.

Основателем доктрины пратьябхиджня считается учитель Со-мананда, хотя у него сам термин «пратьябхиджня» упоминается только один раз10 в его трактате «Шивадришти» (ГУ.120) и еще не наполнен тем содержанием, которое появляется у него в дальнейшем в трактате Утпаладевы. Этот термин встречается у Соманады в контексте обоснования единства (непрерывности) потока сознания через утверждение реальности его субстрата - «Самости»,

Скорее, в случае с этими «школами» следует говорить о двух подходах, двух углах зрения, и, соответственно, двух системах описания единой реальности. Пратьябхиджня, при этом оказывается связанной с рациональным ее осмыслением, собственно, философией кашмирского шиваизма, а доктрина спанда, прежде всего, с йогическим праксисом. (См.: Pandit B.N. History of Kashmir Saivism. Delhi. 1989. P. 24-25)

9 PanditB.N. Op. cit. P. 35.

10 Torella R. The Isvarapratyabhijnakarika of Utpaladeva with the Author's Vrtti / Critical edition and annotated translation. Delhi. 2002. P. XX.

атмана, - т.е. как потенциальный контраргумент, направленный против буддийского учения о дискретности событий сознания (буддийская школа виджнянавада становится основной оппонирующей стороной у Утпаладевы). В своем трактате «Ишвара-пра-тьябхиджня-карика» («Строфы Узнавание Господа») Утпаладева, заимствовав термин пратьябхиджня у своего учителя, углубляет его значение, придавая ему статус нового метода («нового пути») познания, «узнавания» реальности, в основе которого лежит осознание индивидом тождества основы своего сознания с абсолютным вселенским «Я» Шивы и его основными потенциями всеведения ^агуа^'пагга) и всемогущества ^агуакагтуа) - целью, которая реализуется при должном применении знания, передаваемого Ут-паладевой в его сочинении. Абхинавагупта в своей «Ишвара-пра-тьябхиджня-вимаршини» подчеркивает, что пратьябхиджня - этот «рефлексивный, обращенный на себя свет осознания»11 - есть воспоминание сознанием своей подлинной божественной природы, которая была ограничена им самим в ходе манифестации вселенной.12

Текст рассматриваемой главы в СДС - последовательное изложение основных положений «ядра» философии кашмирского шиваизма - «доктрины Узнавания» (системы пратьябхиджня), отраженных, прежде всего, в строфах трактата ИПК Утпаладевы, а также в ряде связанных с нею текстов. Автор СДС местами цитирует, местами косвенно отсылает читателя к соответствующим разделам этих источников, в основном, в свойственной индийским авторам манере, не указывая, из каких именно мест ИПК и сопутствующих этому тексту произведений была взята та или иная цитата. В существующих изданиях и переводах СДС13 не была вы-

11 Pratipamatmabhimukhyena jnanam prakasah pratyabhijna (The Ishvara-Pratyabhijnä Vimarshini. KSTS № XXII. Vol. I. 1918, p. 19)

12 В доходчивой форме доктрина узнавания изложена также в известном трактате «Пратьябхиджня-хридаям» ученика Абхинавагупты Кшемараджи.

13 См.: CowellE.B., Gough A.E. The Sarva-Darsana-Samgraha or Review of the Different Systems of Hindu Philosophy by Madhava Äcarya / Translated by E.B. Cowell and A.E. Gough. London. 1894.; DeussenP. Allgemeine Geschichte der Philosophie von Dr. Paul Deussen. Band I. Abteilung 3. Leipzig. 1908 и др.(см. Библиографию в конце статьи)

полнена работа по идентификации цитируемых этой главой СДС источников14. В нашем переводе мы восполняем этот пробел. Также в переводе мы указываем на те места в СДС, где, на наш взгляд, текст трактата (в общем случае, совершенно верно «транслирующий» положения философии кашмирского шиваизма) по какой-то причине не точно воспроизводит кашмирские источники. Остается открытым вопрос, с самого ли начала автор СДС допускал ошибки в цитировании, или же они появились позже по вине переписчиков текста.

Приводящийся ниже перевод главы «Пратьябхиджня-дар-шана» выполнен нами по изданию текста 1951 г.15 - в свою очередь, воспроизводящему издание Абхьянкара 1924 г. - и, в случае с этой главой, практически не имеющему отличий от первого калькуттского критического издания СДС. Это первое издание текста СДС, осуществленное бенгальским ученым Ишварачандрой Ви-дьясагарой в 1858 г., вышло в серии «Библиотека Индика» (см. Библиографию). Именно этому индийскому ученому принадлежала инициатива предложить «Азиатскому обществу» Бенгалии издать этот текст, т. к., по его же собственному свидетельству, в противном случае он мог бы быть и вовсе утерян, ибо на тот момент сохранилось крайне мало списков этого важного для индийской философии сочинения16. Издание Видьясагары базировалось на анализе двух манускриптов из библиотеки Санскритского колледжа в Калькутте и трех манускриптов из Варанаси.

14 Это, возможно, объясняется тем, что ранним исследователям СДС (прежде всего это относится к указанным английскому и немецкому переводу СДС) был недоступен ряд изданий текстов по традиции кашмирского шиваизма, которые стали появляться в серии «Исследования и Тексты Кашмира» (KSTS) в первой половине XX в. Этим же можно объяснить и ряд ошибок и недочетов, присутствующих в их переводе текста.

15 Abhyankar KS. Sarva-Darsana-Samgraha of Sayana-Madhava Edited With an Original Commentary in Sanskrit by the late Mahamahopadhyaya Vasudev Shastri Abhyankar. 2nd edition. Poona. 1951.

16 Vidyasagara Iswarachandra. Sarvadarsana Samgraha or an Epitome of the Different Systems of Indian Phylosophy by Madhavacarya. Bibliotheca Indica. Nos. 63 and 142. Calcutta. 1858. P.1.

Библиография

Abhyankar KS. Sarva-Darsana-Samgraha of Sayana-Madhava Edited With an Original Commentary in Sanskrit by the late Mahämahopädhyäya Vasudev Shastri Abhyankar. 2nd edition. Poona. 1951.

AgrawalM.M. The Sarva-Darsana-Samgraha of Madhavacarya / With English Translation, Transliteration and Indices. Compiled, Edited and transliterated with introduction by Dr. Madan Mohan Agrawal. Delhi. 2002.

Chatterjee J.C. Kashmir Shaivaism. Srinagar. 1914.

CowellE.B., Gough A.E. The Sarva-Darsana-Samgraha or Review of the Different Systems of Hindu Philosophy by Madhava Äcarya / Translated by E.B. Cowell and A.E. Gough. London. 1894.

Deussen P. Allgemeine Geschichte der Philosophie von Dr. Paul Deussen. Band I. Abteilung 3. Leipzig. 1908. S. 190-344.

DyczkowskiMark S.G. The Doctrine of Vibration. An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Delhi. 1989.

Klostermaier K.K. Sänkaradarsanam / English translation by Klaus K. Klos-termaier, Adyar. 1999.

Nakamura H. Some notes on the Sarvadarsanasamgraha // Wiener Zeitschrift für die Kuinde Süd- und Ostasiens und Archiv für Indische Philosophie. Band XII-XIII. 1968/69. Wien 1968. P. 241-253.

Narasimhachar R.B.R. Madhavacharya and his younger brothers //Indian Antiquary 45. (1916). P. 1-6 & 17-24.

Pandey K.C. Abhinavagupta: An Historical and Philosophical Study. Benares. 1963.

Pandit B.N. History of Kashmir Saivism. Delhi. 1989.

Pandit B.N. Specific Principles of Kashmir Saivism. Delhi. 1997.

Tarkavacaspati Taranatha. Sarvadarshanasangraha or an Epitome of the Different Systems of Indian Phylosophy by Madhava Charya edited by Taranatha Tarkavachaspati. Culcutta. 1872.

The Ishvara-Pratyabhijna Vimarshini of Utpaladeva with Commentary by Abhinava-Gupta. KSTS № XXII. Vol. I. Bombay. 1918.

The Sivadristi of Srisomanandanatha with the Vritti by Utpaladeva. KSTS № LIV. Srinagar. 1934.

Thakur A. Cannibhatta and the authorship of the Sarvadarsanasamgraha // Adyar Library Bulletin. 25 (Jubilee Volume 1961). P. 524-38.

Torella R. The Isvarapratyabhijnakarika of Utpaladeva with the Author's Vrtti / Critical edition and annotated translation. Delhi. 2002.

Vidyasagara Iswarachandra. Sarvadarsana Sangraha or an Epitome of the Different Systems of Indian Phylosophy by Madhavacarya. Bibliotheca Indica. Nos. 63 and 142. Calcutta. 1858.

Иванов В.П. Мадхава. «Сарвадаршана-самграха». «Панини-даршана» // История философии. № 7. Москва. 2000. С. 201-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.