УДК 94(82)
Зарубин Сергей Александрович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
ДОКТРИНА «ТРЕТЬЕГО ПУТИ» ХУАНА ПЕРОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АРГЕНТИНЫ В 1946-1955 гг.
В статье рассматривается доктрина «третьего пути» аргентинского президента Хуана Доминго Перона и ее влияние на внешнюю политику Аргентины в 1946-1955 гг. Автор исследует данную доктрину в качестве политико-идеологической и философской концепции, которая лежала не только в основе внутренней политики, проводимой Пероном в течение его двух президентских сроков, но и определяла также основные направления внешнеполитического курса. Анализируется процесс зарождения и развития политико-философских идей Перона, которые легли в основу доктрины «третьего пути». Кроме того, автор выделяет основные характеристики данной идеологической концепции и подвергает анализу основные направления внешней политики Аргентины на предмет их соответствия перонистскому «третьему пути». Отмечаются основные успехи аргентинской дипломатии, достигнутые в рамках данной доктрины. Автор приходит к выводу, что идеология «третьего пути» Перона оказывала значительное влияние на внешнюю политику государства, фактически определяя основные направления внешнеполитического курса Аргентины. Более того, автор констатирует, что идеи перонизма оказались популярны и в других странах Латинской Америки, положив начало формированию в регионе мощного антиимпериалистического движения и оставив богатое политико-идеологическое наследие. Следует также отметить, что в статье уделено внимание анализу слабых сторон данной идеологической концепции и некоторых несоответствий между пропагандируемыми Пероном идеями и его действиями на международной арене.
Ключевые слова: внешняя политика Аргентины, идеология, перонизм, хустисиализм, интеграционные процессы в Латинской Америке, послевоенный период.
На протяжении 40-х гг. XX в. на внешнюю политику Аргентины оказывали значительное влияние события Второй мировой войны и ее последствия. Несмотря на частые изменения в правительствах (например, в период с 1938 по 1946 г. у власти в Аргентине находились пять президентов, из которых трое были военными, а двое гражданскими), внешнеполитический курс страны оставался на протяжении долгого периода времени достаточно стабильным. В качестве его основных характеристик можно выделить следующие идеи и принципы [5]: пацифизм, изоляционизм, разрешение конфликтов правовыми способами, морализм, конфронтация с США и европеизм.
Что касается участия Аргентины во Второй мировой войне, все президенты в указанный период поддерживали идею нейтралитета страны. Этой же идеи придерживалась и группа националистически настроенных офицеров аргентинской армии, выражавших недовольство политикой президента Рамона Кастильо и осуществивших военный переворот в 1943 г. Среди пришедших к власти офицеров выделялся полковник Хуан Доминго Перон, который еще более упрочил свое положение в течение 1944 г., когда он занял пост вице-президента при президенте Эдельмиро Фарреле [8, р. 31].
В феврале 1946 г. Перон одержал победу на президентских выборах над оппозиционной коалицией, в состав которой входили представители традиционных для Аргентины партий: радикалы, социалисты, прогрессивные демократы и коммунисты. Победа стала возможной благодаря поддержке консервативно настроенных политических сил и популярности среди народа [4]. Заняв президентский пост, Перон внес некоторые изменения
в политику своих предшественников. Несмотря на поддержку консерваторов, президент проводил отличный от консерватизма политический курс, который содержал в себе некоторые элементы популизма. Политика Перона получила название «перонизм» и была также известна как «хустисиализм» (от исп. «justicia» - справедливость). Идеология перонизма пропагандировала так называемый особый «третий путь» развития Аргентины, который отличался от коммунизма и капитализма. Именно в рамках доктрины «третьего пути» внешнеполитический курс страны получил новое идеологическое содержание.
Используя данную доктрину в качестве идеологической основы внешнеполитического курса, правительство Перона неуклонно придерживалось определенных принципов, таких как пацифизм, разрешение конфликтов правовыми способами и морализм. Что же касается конфронтации с США, Перон выстраивал отношения с Вашингтоном в духе недоверия и враждебности. Если в сфере внешней политики аргентинский президент достиг своей цели, то в области экономики это ему не удалось. Кроме того, Перон не поддерживал изоляционистский курс своих предшественников и выступал за налаживание отношений со странами Латинской Америки.
Что же представляла собой доктрина «третьего пути»? В сфере внутренней политики альтернативный путь между капитализмом и коммунизмом, избранный Пероном, по сути, «означал предоставление государству роли арбитра между капиталом и трудом со значительной преференцией последнему» [1, с. 15]. Если речь идет об области межгосударственных отношений, то наиболее логичным и точным представляется определение,
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова iij- № 2, 2016
© Зарубин С.А., 2016
согласно которому «третий путь» - это политика, направленная на поиск новой модели вовлеченности Аргентины в международные процессы наряду с сохранением независимости, парламентская и дипломатическая деятельность, коммерческая и финансовая активность, попытки укрепления интеграционных процессов, а также поиск альтернативной гуманистической модели, которая бы защищала человека от произвола капиталистического индивидуализма или авторитарного коллективизма [6, р. 57].
«Третий путь» представлял собой отличную от коммунизма и капитализма позицию и носил явный антимарксистский и антилиберальный характер. Одной из его главных целей было развитие экономического и культурного сотрудничества между государствами. «Третий путь» не только предстал в качестве альтернативы политике колониализма и неоколониализма, проводимой бывшими метрополиями и США, но и занимал независимую позицию в отношении СССР, стремившегося расширить зону своего влияния во всех регионах мира. Иными словами, эта доктрина предусматривала независимость от двух сверхдержав, укрепивших свое положение в послевоенный период.
«Третий путь» был политической и даже в некотором смысле философской концепцией. Перон не был согласен с неизбежностью идеологического выбора между капитализмом и коммунизмом. В условиях усиливающейся конфронтации между бывшими союзниками после завершения Второй мировой войны аргентинский президент представил новую идеологическую систему, предполагавшую отказ от присоединения к одной из конфликтующих сторон и проведение независимого внешнеполитического курса.
Теоретическая основа доктрины «третьего пути» не оставалась неизменной, она дополнялась и совершенствовалась на протяжении всего срока нахождения Перона у власти. Аргентинский президент впервые упомянул о ней 26 ноября 1946 г., заявив, что «...третья концепция могла бы стать приемлемым решением, которое бы не привело к государственному абсолютизму и не вернуло бы абсолютный индивидуализм, присущий предыдущему режиму. Она бы стала гармоничным и уравновешенным сочетанием всех сил, представляющих современное государство, чтобы избежать борьбы между ними и ослабления одной из них, пытаясь их примирить и объединить, заставить их действовать сообща для того, чтобы образовать такое государство, в котором власть, капиталистические и рабочие силы. могли бы построить для себя лучшую судьбу без какого либо ущерба для одной из сторон» [6, р. 58].
Окончательно идеи относительно «третьего пути» Аргентины на мировой арене сформировались у Перона в 1947 г., когда он опубликовал свой
труд под названием «Doctrina Peronista: Filosófica, Política, Social». В этой книге аргентинский президент изложил основные принципы, на которых должна основываться внутренняя и внешняя политика государства. Особый интерес вызывает седьмая глава, в которой подробно описана позиция Аргентины в международных делах. По мнению Перона, в основе внешней политики его страны лежали следующие идеи и принципы [7, р. 269-274]:
- разрешение существующих и возможных конфликтов мирными способами;
- стремление к обеспечению мира и безопасности путем соблюдения договоров и международных обязательств;
- добровольный отказ от политической и экономической гегемонии в Латинской Америке;
- готовность твердо отстаивать свой суверенитет и независимость;
- отказ от добровольной изоляции и активное участие в международных процессах.
Таким образом, главной целью Перона было проведение независимого внешнеполитического курса, который был бы свободен от влияния крупнейших мировых держав и обеспечивал бы укрепление позиций страны на международной арене. В отличие от других стран южноамериканского континента перонистская Аргентина выступала против распространения влияния Соединенных Штатов в регионе. Более того, сам Перон неоднократно подчеркивал, что является противником идеи разделения мира на зоны влияния США и СССР.
Тему о новой альтернативной модели внутренней и внешней политики Перон затронул и в своем выступлении перед Законодательной ассамблеей 1 мая 1948 г. В частности, аргентинский президент заявил, что «.наш Третий путь нам позволяет искать и всегда находить необходимые обстоятельства для того, чтобы именно в нем человечество нашло свой путь» [6, р. 58]. Свою доктрину Пе-рон предлагал как альтернативу крайней левой и крайней правой идеологиям, как «средство достижения мира, отличное и от коммунизма, и от капитализма».
17 июня 1948 г. Перон, рассуждая о внешней политике своего правительства, отметил, что «Аргентина поддерживает дружеские отношения со всеми странами мира, она не склоняется к правой или левой гегемонии, потому что имеет вполне определенную линию поведения на международной арене. Необходимо обеспечить внутренний мир и спокойствие, чтобы защитить основы международного мира и безопасности» [6, р. 59].
19 сентября 1953 г. аргентинский лидер, выступая на одной из международных конференций, изложил основы своей идеологической доктрины следующими словами: «.очевидно, что ни одно из этих решений (коммунизм и либерализм. - С. З.)
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
61
не приведет аргентинцев к обретению счастья, которое мы для них желаем. Мы решили создать основы нового третьего пути, который позволил нам предложить аргентинскому народу альтернативный вариант, который бы не означал эксплуатацию и лишения. Одним словом, это был чисто аргентинский путь для аргентинцев, который позволил нам следовать по пути свободы и справедливости... Поэтому Республика Аргентина, свободная от любых идеологических пут, чуждых нашей нации, может свободно говорить со всеми странами мира без каких-либо недомолвок, протягивая свою щедрую и честную руку помощи, потому что наш хустисиализм нам позволяет всегда искать и находить необходимые средства для того, чтобы все народы могли отыскать в данной философии путь для обретения желанной свободы».
Анализируя высказывания Перона относительно доктрины «третьего пути», можно сделать вывод о том, что он видел в ней своего рода гуманистическое средство для решения мировых проблем. Это был призыв к политическому реализму, который привлек внимание многих стран, в особенности тех, которые в той или иной степени пострадали от политики колониализма и неоколониализма со стороны ведущих держав. «Третий путь» подразумевал равенство суверенных и экономически независимых народов, добросовестно исполняющих свои международные обязательства, и отсутствие доминирующих государств, стремящихся подчинить других своему влиянию. В этом и заключается слабость идеологической доктрины Перона, так как она не в полной мере соответствовала реальной обстановке на международной арене и содержала в себе элементы популизма.
В целом, в соответствии со своей идеологической доктриной Перон проводил независимую внешнюю политику, которая, однако, не отвечала экономическим интересам страны. «Третий путь» предполагал отказ от идеологий коммунизма и капитализма, и одними из его главных недостатков были его претензия на универсальность и некоторая противоречивость. Стремясь дистанцироваться от влияния Москвы и Вашингтона, Аргентина тем не менее подписала Чапультепекскую декларацию в 1945 г. и Межамериканский договор о взаимной помощи в 1947 г., которые усиливали влияние США в Латинской Америке. Кроме того, правительство Перона попыталось установить экономические контакты и открыть рынки для своих товаров в Румынии и Чехословакии в 1947 г. и Болгарии в 1949 г., которые принадлежали к социалистическому лагерю и находились в зоне влияния СССР [3].
Среди успехов аргентинской дипломатии при Пероне следует отметить подписание 1 ноября 1951 г. пакта между Аргентиной, Бразилией и Чили. Этот договор соответствовал принципам «третьего
пути», так как был направлен на развитие отношений между тремя государствами, которые исторически соперничали между собой. Кроме того, этот пакт был направлен на ограничение влияния США в регионе. 15 марта 1952 г. к договору присоединились Боливия, Парагвай, Перу и Уругвай, а позднее Эквадор, Венесуэла и Колумбия. Было положено начало развитию политического диалога между государствами-участниками для решения большого спектра задач (от социально-экономических до экологических). Подписание этого договора ознаменовало успешность перонистского «третьего пути» и его популярность не только в Аргентине, но и за ее пределами.
Затрагивая вопрос о популярности перонизма и «третьего пути» в Латинской Америке, следует отметить, что философско-политические взгляды Перона и достижения аргентинской внешней политики привели к формированию в регионе антиимпериалистического движения, которое с политической точки зрения было достаточно разнообразным. Наиболее характерными чертами этого движения были ярко выраженное негативное отношение к США из-за попыток установить свою гегемонию в регионе, нейтралитет по отношению к событиям в других регионах мира и приверженность к демократическим режимам [2].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что политика «третьего пути», проводимая аргентинским президентом Хуаном Доминго Пероном в 1946-1955 гг., была попыткой найти идеологическую альтернативу капитализму и коммунизму, которая носила универсальный характер и подразумевала построение международных отношений на принципах равенства и равноправия. Рассматривая в качестве приоритета развитие экономических и культурных связей со всеми заинтересованными государствами, а также установление и углубление добрососедских отношений со странами Латинской Америки, «третий путь» предполагал отказ от участия в холодной войне на стороне одной из сверхдержав и соответствующего ей разделения мира на сферы влияния между ними. Представленная Пероном идеологическая концепция претендовала на универсальность и, по мнению аргентинского президента, могла стать подходящим вариантом для всего мирового сообщества.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что доктрина «третьего пути» имела некоторые недостатки. Во-первых, проводимый под ее эгидой внешнеполитический курс не всегда отвечал интересам быстроразвивающейся экономики Аргентины. Во-вторых, сама внешняя политика страны не всегда вписывалась в идеологические рамки «третьего пути». В-третьих, претендуя на универсальный характер, доктрина Перона не соответствовала реальной обстановке на международной арене в пол-
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
ной мере, так как не учитывала специфику межгосударственных отношений в каждом конкретном регионе земного шара. В-четвертых, доктрине «третьего пути» присущи черты политического популизма, явления, весьма распространенного в Латинской Америке.
Несмотря на указанные слабые стороны идеологической доктрины Перона, выстроенная на ее основе внешняя политика помогла стране выйти из международной изоляции после Второй мировой войны, добиться существенного экономического подъема и укрепить отношения с другими государствами Латинской Америки, придав тем самым новый импульс развитию интеграционных процессов в регионе. Кроме того, идеи перонизма оказались популярны не только в Аргентине, но в других странах, что положило начало формированию в регионе антиимпериалистического движения, которое с политической точки зрения было достаточно разнообразным. Таким образом, перонистская доктрина «третьего пути» не только определяла основные направления внешней политики страны в 1946-1955 гг., но и оказала значительное влияние на последующую историю Аргентины, оставив богатое политико-идеологическое наследие.
Библиографический список
1. Задрожный МИсторическая анатомия аргентинского кризиса // Космополис. - 2007. -№ 1 (17). - С. 11-26.
2. Aguilar E. Populismo: El peronismo y la Tercera Posición [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.lacavernadeplaton.com/articulosbis/ peronismo1.htm (дата обращения: 24.02.2016).
3. Cordozo O. La «tercera posición»: lejos de Washington y de Moscu [Electronic resource]. - Режим доступа: http://edant.clarin.com/suplementos/ especiales/2004/07/01/l-786650.htm (дата обращения: 24.02.2016).
4. Escudé C., Cisneros A. Historia general de las relaciones exteriores de la República Argentina. T. XIII [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www. argentina-rree.com/13/13-008.htm (дата обращения: 24.02.2016).
5. Oddone C., Granato L. El Primer Peronismo y la Tercera Posición: Una visión desde la Autonomía Heterodoxa de Juan Carlos Puig [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.caei.com. ar/sites/default/files/03_0.pdf (дата обращения: 24.02.2016).
6. Oddone C. La Unión de los Países del Sur en las propuestas de integración del primer peronismo (1946-1948) // Cuadernos de Política Exterior Argentina. - 2008. - № 91. - P. 1-119.
7. Perón J. Doctrina Peronista: filosófica, pólitica, social. - Buenos Aires, 1947. - 288 p.
8. Rapoport M. Argentina: economía y politica internacional. Los procesos históricos // Diplomacia, Estratégia & Política (DEP). - 2009. - №°10. - P. 2751.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ,íy. № 2, 2016
63