Научная статья на тему 'Доктрина позитивного нейтралитета и внешнеполитические приоритеты постсоветской Туркмении'

Доктрина позитивного нейтралитета и внешнеполитические приоритеты постсоветской Туркмении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1910
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКМЕНИСТАН / НЕЙТРАЛИТЕТ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доктрина позитивного нейтралитета и внешнеполитические приоритеты постсоветской Туркмении»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2018.03.003. МИРЗЕХАНОВ В С., ТЮЛЬПАКОВ М.В. ДОКТРИНА ПОЗИТИВНОГО НЕЙТРАЛИТЕТА И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТУРКМЕНИИ.

Ключевые слова: Туркменистан; нейтралитет; внешняя политика.

Ключевой особенностью, определяющей роль и место Туркменистана в системе современных международных отношений, является доктрина позитивного нейтралитета. Политика нейтралитета формировалась и была окончательно оформлена в первые же годы существования Туркменистана, как независимого государства.

Политическое руководство Туркменистана было изначально нацелено на использовании во внешней политике принципов нейтралитета и невмешательства и продолжает придерживаться его до настоящего времени. Это нашло выражение и новой редакции Конституции Туркменистана, принятой в 2016 г., 9-я ст. которой гласит: «Туркменистан, являясь полноправным субъектом мирового сообщества, придерживается во внешней политике принципов постоянного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и всеми государствами мира» [1].

В первые же годы после обретения независимости Туркменистан отстранился от участия в военно-политическом секторе сотрудничества в рамках СНГ, отказавшись подписывать ряд соответствующих договоров. Официально нейтралитет Туркменистана получил международное признание и высокий статус 12 декабря 1995 г. в Нью-Йорке в ходе заседания Генеральной Ассамблеи ООН, на котором все государства-члены единогласно проголосова-

ли за принятие специальной Резолюции А/50/80(А) «О постоянном нейтралитете Туркменистана» [2]. Эта резолюция стала юридическим оформлением внешнеполитического курса Туркменистана, фактически проводимого с 1992 г. Международное признание нейтрального статуса Туркменистана, являясь весьма значимым для молодого государства, отразилось на почти мгновенном (14 декабря 1995 г., через два дня после утверждения резолюции) переименовании главного печатного издания Туркменистана «Туркменская искра» в «Нейтральный Туркменистан». А еще спустя две недели, 27 декабря 1995 г., Сапармурат Ниязов выступил на заседании Народного совета с докладом, посвященным пути, пройденным Туркменистаном по направления к обретения этого статуса. На этом же заседании были утверждены Конституционный закон Туркменистана о постоянном нейтралитете, Декларация о международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека и концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства [3, с. 48-62]. Спустя год, дата 12 декабря была учреждена в качестве государственного праздника.

До момента международного признания нейтрального статуса Туркменистана все усилия молодой и пока еще неопытной, но амбициозной туркменской дипломатии были направлены на достижение международной поддержки туркменского нейтралитета. В связи с этим, как было отмечено выше, несправедливо было бы считать 12 декабря 1995 г. точкой отсчета фактического пути Туркменистана, как нейтрального государства. Таковой точкой можно назвать 10 июля 1992 г., когда в Хельсинки на саммите Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (нынешняя ОБСЕ) Туркменистан впервые провозгласил позитивный нейтралитет в качестве принципиального содержания своего внешнеполитического курса. Нейтралитет Туркменистана начался со слов Ния-зова на этом саммите: «Невмешательство во внутренние дела других государств, позитивный нейтралитет - вот русло политики, в фарватере которой будет следовать нейтральный Туркменистан» [3, с. 17]. Тогда же были обозначены и его основные характеристики - уважение суверенитета и территориальной целостности других стран, невмешательство в их внутренние дела, отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, приоритет

решений ООН в международных делах, укрепление добрососедства и сотрудничества со всеми странами и т.д.

Следующие три года в двусторонней и многосторонней дипломатии Туркменистана были направлены на общемировое признание его нейтрального статуса. Три года неуклонного следования заявленным обязательствам, политических заявлений о желаниях и намерениях, интенсивной внутриполитической кампании, направленной на убеждение туркменского народа в положительном значении позитивного нейтралитета для страны привели к тому, что 15 марта 1995 г. в Исламабаде в итоговой Декларации саммита Организации экономического сотрудничества нейтральная внешняя политика Туркменистана получила свое первое официальное международное признание, пока что на региональном уровне [4, с. 37]. Став первой победой на пути к желанному нейтральному статусу, это событие вызвало цепную реакцию, выразившуюся в ряде международных конференций, заседаний глав государств - членов различных международных организаций (одним из самых ярких из такого рода мероприятий можно считать одиннадцатую встречу глав государств и правительств стран - участниц Движения неприсоединения, которая состоялась 14-20 октября 1995 г. в колумбийском городе Картахена, поддержавшая туркменский нейтралитет путем принятия Туркменистана в качестве полноправного члена движения и издания специальной декларации [3, с. 41]), двусторонних и многосторонних встреч, что привело, наконец, к глобальному признанию нейтралитета Туркменистана 12 декабря 1995 г. в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Показательно, что коспонсорами Резолюции ООН о туркменском нейтралитете выступили такие страны, как США, Россия, Иран, Пакистан, Турция, ряд других государств.

Резолюцию от 12 декабря 1995 г. можно считать крупнейшим достижением Туркменистана на международной политической арене. Факт того, что за нее проголосовали представители всех 185 государств - членов организации, практически все государства мира, свидетельствует не только о международном признании Туркменистана, как состоявшегося государства, но и о предоставлении ему определенных гарантий в международных отношениях. «Гарантия международного сообщества состоит в соблюдении всеми членами ООН своих обязательств по отношению к Туркме-

нистану. Из этого вытекает важное обстоятельство, что такой статус не может быть изменен или отменен в международном порядке, без согласия на то всех членов ООН» [5].

Сегодня в мире существует всего четыре страны с нейтральным статусом: Швейцария, Австрия, Бельгия и Туркменистан. Исторически сложилось так, что получение нейтрального статуса предполагает наличие исторического контекста, выражающегося в военных действиях или другого рода международных противоречиях, результатом которых становится закрепленный в договоре заинтересованных сторон признанный участниками международной конференции нейтралитет государства. В случае с Туркменистаном мы имеем, по сути, уникальное и единственное в истории международных отношений явление. В Ашхабаде этому аспекту нейтралитета придается особое значение. «Туркменский нейтралитет не основан в результате войны и не является продуктом соглашения двух сверхдержав, это независимый выбор и добровольное желание Туркменистана» [6, с. 10].

Нейтральный статус Туркменистана, закрепленный также в упомянутом выше конституционном законе, «является основой внешней политики, направленной на развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира». Также в тексте этого конституционного закона указано, что Туркменистан «строит свои отношения на принципе невмешательства во внутренние дела других государств, ... не участвует в военных блоках и союзах, ... не будет размещать на своей территории военные базы иностранных государств, . считает неприемлемым экономическое давление на другие государства» [7].

С момента обретения независимости, принцип нейтралитета во внешней политике стал основой политической стратегии Турк-менбаши: «Имея сегодня более 30% мировых запасов природного газа, до 12 млрд т нефти только на Каспийском шельфе, обладая огромной территорией и населением, не превышающим 5 млн человек, невозможно без нейтралитета, невозможно примкнуть к тем или иным группам стран, что приведет нас к блочности и, как следствие, к потерям экономического характера» [8, с. 286].

Нейтральный статус Туркменистана затрагивает такие аспекты международно-политической жизни государства, как: внешнеполитический, военный и обеспечение государственной безопасно-

сти и экономический. Используя статус нейтрального государства и организуя свою внешнюю политику исключительно на основе двусторонних связей, на глобальном уровне Туркменистану удалось выстроить ровные партнерские отношения с великими державами и основными мировыми центрами силы - США, Россией, Евросоюзом, Китаем, странами мусульманского мира. Являясь составной частью региона Центральная Азия, зоной пересечения геополитических интересов крупных мировых и региональных держав, Туркменистан выстраивает взаимоотношения с каждой из них на выгодных и безопасных для себя условиях. Фактически стала реальностью провозглашенная линия на «равноприближен-ность» Туркменистана к центрам силы и практической реальностью стало осуществление этих взаимоотношений на основе честной и здоровой конкуренции. На региональном уровне Туркменистан установил добрососедские и равноправные отношения с сопредельными странами, крупными региональными державами, такими как Иран и Турция, Пакистан и Индия. Интересно, что на туркменской геополитической площадке интересы этих государств никогда не входили в противоречия. В этом смысле можно было бы определить суть философии туркменского нейтралитета еще и так: равно дружить и поддерживать добрые отношения со всеми, но не дружить ни с кем против кого-то.

Что касается военно-политического аспекта и параметров государственной безопасности, то принципиальный и безусловный отказ от участия в международных военных и военно-политических группировках и блоках позволил Туркменистану не оказаться втянутым в какие-либо формы регионального соперничества. Равно как и от соблазна с чьей-либо стороны привлечь на свою сторону туркменский военный и экономический ресурсы в потенциальных конфликтах. Военная доктрина Туркменистана носит сугубо оборонительный характер, в ней четко прописан запрет на использование туркменских Вооруженных сил за пределами своих границ [9]. Это позволило Туркменистану, не распыляя финансовые, материальные и людские ресурсы на использование вне страны, сосредоточиться на укреплении собственной обороноспособности, модернизации национальной армии в соответствии с современными требованиями. При этом Туркменистан не отказывается от военно-технического, но не обусловленного политическими требованиями,

сотрудничества на двустороннем уровне. С такими странами, как США, Россия, Турция, Украина оно развивается уже не первый год и достаточно успешно. То же самое можно сказать и о международном сотрудничестве в борьбе с общими для региона угрозами -терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью.

Нейтральный статус Туркменистана в сочетании со стабильным, хотя и не лишенным изъянов, политическим строем, обусловливает минимальный уровень внешнеполитических рисков партнеров Туркмении, а вкупе с богатейшим ресурсным потенциалом предопределил большой интерес к стране со стороны зарубежных компаний и инвесторов и обеспечил серьезный приток в национальную экономику иностранного капитала. Сегодня в Туркменистане с успехом работают компании из Китая, США, Японии, России, Украины, Турции, Ирана, арабских государств, Малайзии, государств Евросоюза. Об их участии в строительстве, текстильной промышленности, модернизации нефтегазового комплекса и сельского хозяйства, переоснащении коммуникационной инфраструктуры говорилось в предыдущем параграфе данной главы. В преамбуле к концепции внешней политики прямо указано на экономические цели нейтрального Туркменистана, а именно об «обеспечении привлечения иностранных инвестиций», но больше всего заслуживают внимания следующие слова в преамбуле: «Туркменистан принимает экономическое и техническое содействие со стороны любого государства или международной организации только в том случае, если при этом не выдвигаются какие-либо условия <.. > Туркменистан не приемлет экономического давления со стороны одних государств на другие как средства достижения политических целей, навязывания собственных взглядов и представлений, и в этой связи не принимает участие в объявляемых ими экономических блокадах, бойкотах и других формах ущемления экономических интересов» [10]. Именно поэтому Туркменбаши являлся ярым противником сотрудничества Туркменистана с Международным валютным фондом и Всемирным банком, за что неоднократно подвергался критике со стороны западных исследователей внешнеэкономических процессов.

Нейтральный статус Туркменистана не является самоотстранением от решения международных проблем и достижения взаимовыгодных целей на региональном уровне. Туркменский нейтрали-

тет является «признанным по происхождению, постоянным по форме и позитивным по содержанию, что подразумевает активную позицию в вопросах поддержания мира и стабильности, а также сотрудничество с мировым сообществом в разрешении подобных вопросов» [10]. Туркменистан действительно следовал этой позиции с самого начала независимого существования на международной арене, выступая миротворческой стороной в межтаджикских переговорах в 1995-1996 гг., кроме того в Ашхабаде под эгидой ООН в 1999 г. проходили прямые переговоры между двумя враждующими группировками в Афганистане - движением «Талибан» и силами Ахмад шаха Масуда и между «Талибаном» и делегацией «Северного альянса».

Политика нейтралитета способствовала выходу молодого Туркменистана на международную арену, способствовала выстраиванию выгодных двусторонних отношений с региональными и мировыми державами и вместе с тем выступала гарантом независимой внутренней политики, защищенной от экономического и политического влияния международных организаций, блоков и интеграционных объединений. Это позволяло Туркменбаши и позволяет новому президенту Бердымухамедову использовать нейтралитет, как защитный купол от посягательств на внутренние дела страны. Для туркменского режима, весьма далекого от западных демократических идеалов, такая защита позволяет быть открытыми «для всех форм конструктивного сотрудничества», но не позволяет проникать в страну разрушительному политическому и экономическому влиянию извне и сохранять суверенитет.

Проблема гуманитарного аспекта позитивного нейтралитета Туркменистана встала особо остро в начале XXI в., в последние годы правления Ниязова, когда кривая уровня демократического развития государства опустилась максимально низко, в стране практически полностью отсутствовали возможности для самореализации вне установленных государством рамок, фактически действовал запрет обмена культурными ценностями между нациями и народами. После прихода к власти Бердымухамедова такой режим был несколько ослаблен, но все еще крайне далек от идеалов гражданского демократического общества. Вместе с тем Туркменистан активно оказывает гуманитарную помощь странам, пострадавшим от стихийных бедствий и военных конфликтов, поддерживает бе-

женцев и развивает сотрудничество с международными гуманитарными организациями. Такое противоречие внутренней и внешней политики в гуманитарной сфере тоже не раз подвергалось критике политическими лидерами, но статус нейтрального государства и тут помогает Туркменистану сохранять суверенитет в решении данного вопроса.

В первые годы существования независимого Туркменистана стремление к признанию его нейтрального статуса и всех бенефиций, которые этот статус предполагал, было главной целью внешнеполитической деятельности Туркменистана, ключом к сохранению политического и экономического суверенитета государства крупного по размеру, малочисленного по населению, богатого природными ресурсами и находящегося на пересечении векторов геополитических интересов региональных и глобальных политических игроков. С 1992 по 1995 г. Ниязов делал все для признания нейтрального статуса и обеспечивал полное соответствие внутренней и внешней политики Туркменистана образу позитивно нейтрального государства. Однако после достижения статуса и общемирового признания, и получения таким образом гарантий независимости и территориальной целостности начали наблюдаться расхождения во внутренней и внешней политике государства, особенно в области гуманитарной.

После смены лидера Туркменистана в 2006 г., не сменился политический и экономический курс страны. Нейтралитет до сих пор выступает флагом, под которым лавирует корабль Туркменистана в Центральной Азии и более того, 2015 год стал годом Нейтралитета в Туркмении. Несмотря на демонстрируемые изменения в политическом режиме и социально-политической сфере внутренней политики Туркменистана при Бердымухамедове, основополагающий образ действий Туркмении на международной арене остался прежним, к тому же Гурбангулы Мяликгулыевич в начале своего президентского пути заручился поддержкой лидеров стран-союзников, показав себя прогрессивным лидером.

Сегодня Туркменистан продолжает руководствоваться принципами позитивного нейтралитета в своей внешнеполитической деятельности, сохраняя систему двусторонних взаимовыгодных связей, сформированную его предшественником. Использование политики лавирования и принципа дружбы со всеми позволяет

Туркменистану сохранять и улучшать свои экономические и политические позиции в регионе.

2015-й год не случайно объявлен годом Нейтралитета в Туркмении. Дело в том, что 2014-й год принес серьезное испытание для сохранения политики нейтралитета Туркменистана. Этим испытанием стал вывод войск НАТО из Афганистана, что практически сразу же привело к участившимся нападениям афганских талибов на отряды пограничной охраны республики. Таким образом был фактически разрушено неформальное перемирие между Ашхабадом и верхушкой Талибана, которое установилось при прошлом президенте. Одним из внутриполитических предприятий Бердымухамедова была активизация борьбы с наркоторговлей в Туркменистане, что значительно усложнило транспортировку через республику афганского героина и нанесло удар по доходам многих полевых командиров Талибана и спровоцировало агрессию экстремистов. Во времена Туркменбаши на проблему распространения наркотиков закрывали глаза [11].

В контексте данной проблемы принцип нейтралитета во внешней политике может негативно сказаться на параметрах региональной безопасности в случае интенсификации деятельности афганских боевиков на границах Афганистана и Туркменистана. Военное-политическое сотрудничество в решении вопроса безопасности может разрушить систему международных отношений Туркменистана, возводившуюся более 20 лет. Сотрудничество с Россией и ОДКБ может вызвать негативную реакцию Запада и наоборот.

Пока что нет никаких явных свидетельств активизации военно-политического сотрудничества Туркменистана с внешними силами для противодействия атакам из Афганистана, кроме визитов в Ашхабад в 2014 г. президентов Узбекистана Ислама Каримова и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе обоих визитов немаловажное место в повестке дня занимали вопросы безопасности и проблемы соседнего Афганистана, с которыми приходится сталкиваться региональным игрокам [11]. Иностранная помощь может выражаться в переобучении и техническом переоснащении туркменских вооруженных сил, а также в модернизации государственной границы, но даже такого рода сотрудничество несет в себе две потенциальные опасности: во-первых, предоставление подобного

рода услуг может привести к политическому и экономическому давлению со стороны поставщика услуг, во-вторых, принятие подобного рода помощи неизбежно вызовет негативную реакцию других заинтересованных сил.

В год 20-летнего юбилея нейтралитета Туркменистана страна столкнулась с серьезными вызовами по сохранению этого нейтралитета. И если в экономическом плане Туркменистан находится в определенной безопасности, благодаря природному газу и совершенствующейся диверсификации его экспорта, то в военно-политическом плане ситуация не так безоблачна. «Очевидно, что в рамках традиционной внешнеполитической стратегии Туркменистана оптимальным вариантом было бы получение поддержки от всех заинтересованных сторон при сохранении равноудаленности или, хотя бы, - равной близости. Однако практика современной международной политики показывает, что удержаться на таких позициях практически невозможно. Любой стране рано или поздно приходится брать на себя определенные обязательства идти пусть на тактическое, но заметное сближение с теми или иными игроками, рискуя охлаждением с другими» [11]. Сложно сказать, к чему приведет в будущем следование сложившемуся образу действий Туркменистана на международной арене, но одно можно сказать с уверенностью - политика нейтралитета будет оставаться определяющим принципом, на котором основывается роль Туркменистана в системе региональных и глобальных международных отношений ровно до тех пор, пока ситуация не станет критичной в результате военно-политического вмешательства.

Список литературы

1. Конституция Туркменистана (новая редакция). Утверждена Конституционным законом Туркменистана от 14 сентября 2016 г. // Центр правовой информации. -Режим доступа: http://minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=8124

2. Resolutions Adopted by the General Assembly 50/80. Maintenance of International Security. A Permanent Neutrality of Turkmenistan. - Mode of access: http://www.un.org/documents/ga/res/50/a50r080.htm

3. Внешняя политика нейтрального Туркменистана: речи выступления и интервью Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. - Ашхабад: Министерство иностранных дел Туркменистана, 1997. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.