2.3. ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Остроумов Сергей Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;
Остроумов Николай Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Аннотация: В статье рассматривается исторический путь развития доктрины в странах мусульманского права, процесс ее становления как источника права, а также особенности правовой доктрины, присущие исламским государствам. Дается анализ объективных факторов и причин, обусловивших необходимость детальной разработки и применения религиозно-правовой доктрины в качестве источника права.
Ключевые слова: правовая доктрина, мусульманское право, источник права, религиозная доктрина
A DOCTRINE AS A SOURCE OF MUSLIM LAW
Sergey Ostroumov, Ph.D in Law, Associate Professor, Department of the Theory and History of State, Nizhny Novgorod State Lobachevsky University;
Nikolay Ostroumov, Ph.D in Law, Associate Professor, Civil Law and Process Department, Nizhny Novgorod State Lobachevsky University
Annotation: The article describes the historical development of the doctrine in the countries of Muslim law, the process of its becoming the source of law, as well as some specific features of the law doctrine characteristic of Islam countries. Objective factors and reasons for the detailed development and use of a religious-juridical doctrine as a source of law are analyzed.
Keywords: law doctrine, Muslim law, source of law, religious doctrine
В исламе доктрина играет гораздо большую роль, чем в романо-германской системе или системе общего права. Не законы государства, не позитивное право, а учебник является основным источником права и имеет силу закона. В исламских государствах право создают ученые, а не парламентарии и правительственные чиновники1.
Самобытность и уникальность мусульманского права и юридической доктрины обусловлена историей исламских духовных и нравственных идей и ценностей. Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII —X. вв. в Арабском халифате и основано на религии - исламе.
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию2.
Как отмечает Л.Р Сюкияйнен, учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием. Мусульманские исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридиче-
1 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. С. 357.
2 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Учебник. Москва, Изд-во Юристъ, 2003. С. 296.
ские предписания Корана и сунны - собрания имеющих правовое значение преданий о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда, а вторую - нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (иджма), и умозаключения по аналогии, то есть распространение положений Корана, сунны и доктрины на отношения, ими прямо не урегулированные, но подобные по своему характеру и природе (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами3.
По своему содержанию и природе в Коран входят религиозные, нравственные, культовые правила, а также нормы права. Собственно правовыми в Коране выступают не более двухсот стихов. Так, Рене Давид отмечает: «Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовноправового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные строфы» (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)4. Кроме того, в тексте Корана юристы и богословы вскрыли около 225 противоречий5.
В силу противоречивости и недостаточности предписаний Корана для упорядочения жизни мусульманского общества появилась потребность в создании необходимых правил поведения, опиравшихся на религиозный авторитет пророка.
3 Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права. // Источники права. М., 1985. С. 65.
4 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 312.
5 Климович Л.И. Ислам. - М., 1965. С. 52.
Социально-политические науки
3’2012
С середины VIII в., когда в халифате начали складываться основные школы мусульманского права, наступил новый этап формирования мусульманско-правовой науки - «период кодификации и имамов», который длился около двух с половиной столетий и стал эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии мусульманского права. Главным его итогом явилось возникновение различных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых относительно автономно разрабатывало собственную систему правовых норм.
Особое значение доктрины для развития мусульманского права объяснялось не только пробелами и противоречиями в Коране и сунне, но и тем обстоятельством, что большинство содержащихся в них норм считалось имеющими божественное происхождение, а значит, вечными и неизменными. В этих условиях мусульманские правоведы, исходя из предположения, что в основополагающих источниках имеются ответы абсолютно на все вопросы и задача сводится к тому, чтобы их найти, разработали разнообразные приемы «извлечения» новых норм для решения вопросов, не урегулированных прямо Кораном и сунной. Мусульманское право потому и смогло выполнить свою историческую миссию, что не сводилось к немногочисленным предписаниям Корана и противоречивым хадисам (хадисы - сказания о жизни пророка Мухаммеда.), а опиралось на них лишь в самых общих чертах как на свою идейно-теоретическую базу, черпая конкретное содержание из трудов юристов.
Доктринальная разработка нормативного состава мусульманского права теоретически базировалась на принципе свободы иджтихада. Практически он означал введение правоведами нескольких разновидностей норм. Прежде всего, толкуя общие предписания-ориентиры Корана и сунны, они придавали им юридический характер, формулировали на их основе конкретные судебные решения. Иджтихад означал также возможность выбора наиболее подходящего правила для данного дела среди противоречивых конкретных предписаний сунны и индивидуальных решений сподвижников пророка. Наконец, в случае молчания указанных источников правоведы создавали новые нормы при помощи разнообразных логических приемов. Источником таких новых норм выступала доктрина, формулировавшая их на основе указанных рациональных методов. Можно поэтому прийти к выводу, что наряду с Кораном, сунной и судебно-нормативными решениями сподвижников пророка (вынесенными индивидуально или на основе консенсуса) именно доктрина, вобрав в себя все так называемые рациональные источники, стала самостоятельным источником (внешней формой) мусульманского права в юридическом смысле. Более того, в рамках доктрины была создана большая часть норм действующего мусульманского права6.
На рубеже X и XI вв. положение существенно изменилось. К этому времени многие правоведы уже запрещали судьям менять толк. Иджтихад постепенно стал рассматриваться не как свободное усмотрение за пределами Корана и сунны, а лишь как возможность выбора любой из школ мусульманского права. Большинство мусульманских исследователей пришло к выводу, что в это время век иджтихада сменился веком таклида (букв. - подражания, традиции), означавшим, что в случае молчания Корана и сунны судьи потеряли
6 Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник права. // Источники права. М., 1985. С. 68-70.
право выносить решения на основе собственного правосознания и отныне должны были строго следовать выводам одной из признанных школ мусульманского права.
Итак, если в VII—VIII вв. источниками мусульманского права выступали Коран, сунна, иджма и «высказывания сподвижников», то начиная с !Х-Х вв. эта роль постепенно перешла к доктрине.
А.А. Васильев выделяет следующие причины возникновения мусульманской правовой доктрины, ставшей источником права:
Противоречивость и пробельность Корана и Сунны как священных текстов, содержащих юридические нормы, предполагающие возникновение освящённых исламом рациональных путей разрешения противоречий и устранения пробелов;
Догматизм, неизменность Корана и Сунны и как следствие их неспособность упорядочивать возникающие социальные отношения должны были с необходимостью повлечь создание гибких, своевременных и обоснованных с точки зрения здравого смысла и признания мусульманской общиной юридических предписаний;
Многочисленность и разноречивость хадисов (преданий) требовали интеллектуальной работы по собиранию, устранению противоречий между сказаниями о поступках пророка и его сподвижников, что выразилось в изложении мусульманскими учёными (муджта-хидами) в своих произведениях сунн .
Итак, значительное большинство конкретных норм мусульманского права - итог его доктринальной разработки. Для их характеристики важно иметь в виду, что мусульманские юристы долгое время не решались формулировать обобщенные абстрактные правила поведения и предпочитали искать решения по конкретным случаям. При этом они выполняли важную роль приспособления общих предписаний-ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и сунне, или индивидуальных решений сподвижников пророка к потребностям господствовавших в мусульманском государстве социально-политических сил. Поэтому с наступлением периода традиции развитие доктрины и, следовательно, системы действующего мусульманского права не только не прекратилось, но, напротив, продолжалось весьма активно в рамках нескольких школ, за которыми нередко стояли вполне определенные политические интересы8.
В течение первых двух-трех веков периода традиции в целом завершилось формирование мусульманского права, которое стало практически правом той или иной школы. Как верно замечает Р Шарль, с расширением арабских завоеваний «единое мусульманское право уступило место целому ряду мусульманских прав»9. Термин «фикх», который первоначально использовался для обозначения мусульманско-правовой доктрины, стал применяться и в отношении самого мусульманского права в объективном смысле.
Доктринальная разработка мусульманского права, затрудняя его систематизацию, вместе с тем придавала ему известную гибкость, возможность развиваться.
Развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных норм, последо-
7 Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историкотеоретические вопросы: диссертация кандидата юридических наук. - Москва: РГБ, 2007. - [Электронный ресурс].
8 Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник права. // Источники права. М., 1985. С. 72.
9 Шарль Р. Мусульманское право. - М, 1953.С. 11.
вательной замены одних правил поведения другими или же придания общеобязательной силы конкретным судебным решениям. Особенность структуры мусульманского права заключается в том, что все выводы одной школы, содержащиеся, в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу.
Что касается дальнейшего развития мусульманского права, то вторжение источников права европейского типа оказалось в немалой мере необратимым процессом, затронувшим все исламские страны, где ранее господствовало мусульманское право во всем своеобразии его источников. Правовые системы этих стран претерпели существенные изменения в том плане, что значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшились, а само это право, по своей внешней форме во всяком случае, также восприняло кое-что от европейских кодификаций10.
Европейское правовое мышление отразилось на мусульманском праве в виде идеи упорядочения права по образцу европейских кодексов, необходимости устранения религиозных основ из права и правосудия и теории создания нового, гибкого права в западном понимании. В силу чего в первой половине XX века в арабскоязычных государствах были проведены реформы государственного аппарата, созданы светские суды и приняты кодексы по различным отраслям права на основе Французского Гражданского Кодекса 1804 года и Германского Гражданского Уложения .
Но со второй половины XX века началось возрождение мусульманского права после краха колониальной системы и обретения свободы многими арабскими государствами. Во многих странах арабского востока вновь созданы религиозные суды, восстановлены древние традиции, признано действие мусульманского права. Иными словами, в современных государствах исламской культуры восстановлено действие традиционных источников мусульманского права, в том числе и доктрины в форме иджмы, кияса и фетвы (фетва -заключение юристов по конкретному спору). Религиозные представления сказываются и на принимаемых арабскими государствами юридических актах, которые по форме должны были бы соответствовать европейским аналогам. К примеру, арабские страны 19 сентября 1981 года приняли Всеобщую исламскую декларацию прав человека, основанную на священном писании мусульман и закрепляющую личный статус мусульман. К тексту декларацию авторы специально
приложили таблицу соответствий Корану положений
12
данного документа .
Обобщая вышесказанное, можно подвести итог, что особенность правовой доктрины в мусульманском праве обусловлена ее неразрывной связью с религиозными нормами. Доктрина в мусульманском праве не только является важнейшим источником права, но и составляет основу правосознания и правовой культуры, оказывает влияние на судебную практику и развитие законодательства.
10 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Учебник. Москва, Изд-во Юристъ, 2003. С. 306.
11 Давид, Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.- М.: Международные отношения, 1999. С. 322330.
12 Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. -М.: Норма, 2002. С. 234-245.
Список литературы:
1. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: диссертация кандидата юридических наук. - Москва: P^, 2007. - [Электронный ресурс].
2. Давид P. Основные правовые системы современности. М., 1988.
3. Давид, P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.- М.: Международные отношения, 1999.
4. Климович Л.И. Ислам. - М., 1965.
5. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. -М.: Норма, 2002.
6. Общая теория права и государства: Учебник I Под ред.
В.В. Лазарева. М., 2005.
7. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Учебник. Москва, Изд-во Юристъ, 2003.
8. Сюкияйнен Л^. Доктрина как источник мусульманского права. II Источники права. М., 1985.
9. Шарль P. Мусульманское право. - М, 1953.
Reference list:
1. Vasiliev A. A. Pravovaya doktrina kak istoсhnik prava: is-
toriko-teoretihesckie voprosy: dissertaziya kandidata
uridi^es^ nauk. - Moskva: RGB, 2007. - [Elektronnui re-surs].
2. David R. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti. M., 1988.
3. David R. Joffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sov-remennosti. - M.: Mejdunarodnue otnosheniya, 1999.
4. Klimov^h L. I. Islam. - M., 1965.
5. Kovler A. I. Antropologiya prava: uсhebnik dlya vuzov. - M.: Norma, 2002.
6. Obshaya teoriya prava i gosudarstva: U^b^k/ Pod red. V. V. Lazareva. M., 2005.
7. Saidov A. H. Sravnitelnoe pravovedenie: U^b^k. Mosckva, Izd-vo Urist, 2003.
8. Sukiyainen L. R. Doktrina kak istoсhnik musulmansckogo prava.// Istochniki prava. M., 1985.
9. Sharl R. Musulmansckoe pravo. - M, 1953.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Остроумова С.В., Остроумова Н.В. «Доктрина как источник мусульманского права».
Представленная научная статья посвящена вопросам правовой доктрины в мусульманском праве. Авторами рассматривается исторический путь становления доктрины в качестве источника права, ее характерные особенности, а также причины и предпосылки, предопределившие главную роль доктрины в системе источников мусульманского права.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности ее применения при изучении широкого круга вопросов: источников права, особенностей системы права стран мусульманской правовой семьи, религиозной доктрины, значения толкования права и др.
Научная ценность статьи состоит в том, что авторами исследованы глубинные процессы и факторы, повлиявшие на развитие доктрины в мусульманском праве. Дан общий анализ других источников - Корана и сунны. Pаботу отличает обилие показательных цитат, структурированность материала, четкость изложения.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права НИУ ВШЭ - Нижний Новгород,
д.ю.н. Ю.Г. Галай