Научная статья на тему 'Доктрина «Духовных скреп» как основа интеграции российского общества'

Доктрина «Духовных скреп» как основа интеграции российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
419
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / КОНСЕРВАТИЗМ / НАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ОППОЗИЦИЯ / IDEOLOGY / CONSERVATISM / NATION / SPIRITUAL TIES / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медушевский Николай Андреевич

После распада Советского союза в российском социуме возникает состояние «идеологического вакуума», которое обусловлено отсутствием определенной универсальной альтернативы разрушенной коммунистической идеологии. Лишь в последние годы на государственном уровне актуализируются попытки создания нового идеологического конструкта, основанного на консервативных идеях патриотизма и духовности. Показательно, что путь создания новой идеологии фрагментирован, представлен комплексом актов и программ и при этом имеет выраженную либеральную оппозицию. Современный этап формирования новой идеологии особенно важен, так как на повестке дня оказывается разработка единого закона о российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Spiritual ties” doctrine as the basis for Russian society integration

After the collapse of the Soviet Union there arises in the Russian society a kind of “ideological vacuum”, which is due to the lack of some universal alternatives to the destroyed Communist ideology. It is only in recent years that the state authorities endeavor efforts to create anew ideological construct, based on the conservative ideas of patriotism and spirituality. It is worth noting that the way of creating some new ideology is fragmented, represented by a set of laws and programs, and thus has a strong liberal opposition. The modern stage of new ideology formation is of special importance since the development of common “Russian nation law” has been included in its political agenda.

Текст научной работы на тему «Доктрина «Духовных скреп» как основа интеграции российского общества»

Общественно-политические процессы и социальные коммуникации: теория и методология

Н.А. Медушевский

Доктрина «духовных скреп» как основа интеграции российского общества

После распада Советского союза в российском социуме возникает состояние «идеологического вакуума», которое обусловлено отсутствием определенной универсальной альтернативы разрушенной коммунистической идеологии. Лишь в последние годы на государственном уровне актуализируются попытки создания нового идеологического конструкта, основанного на консервативных идеях патриотизма и духовности. Показательно, что путь создания новой идеологии фрагментирован, представлен комплексом актов и программ и при этом имеет выраженную либеральную оппозицию. Современный этап формирования новой идеологии особенно важен, так как на повестке дня оказывается разработка единого закона о российской нации.

Ключевые слова: идеология, консерватизм, нация, духовные скрепы, оппозиция.

Вопрос национального единства является одним из ключевых элементов современного российского политического дискурса1. Дискуссии идут как в политической2, так и в социальной сферах3 и имеют разнообразное выражение. В качестве отправной точки, ознаменовавшей реальные политические шаги по формированию нового интеграционного социального принципа, на наш взгляд, можно рассматривать послание президента В. Путина Федеральному собранию от 2012 г, в котором он говорил о «духовных скрепах», после чего данное словосочетание прочно вошло в современный российский политический лексикон4.

© Медушевский Н.А., 2017

В дальнейшем данная проблема была обозначена и в следующем ежегодном послании президента Федеральному собранию от 2013 г, в котором было отмечено, что Россия «возвращается к себе, возвращается в свою историю», выступает против пересмотра норм морали и нравственности, против стирания национальных традиций, против «признания равноценности добра и зла»5.

В послании идет апелляция к консервативной, еще славянофильской позиции, говорившей об уникальности русского пути и его противостоянии с неестественным (чуждым) западным влиянием. В данном контексте становится очевидно, что государственная политика имеет целью создание гомогенного общества на основе ограниченной или акцентированной толерантности, связанной с классической для России традицией сосуществования многих национальных меньшинств под эгидой русской нации. Термин «эгида» в связи с этим приобретает буквальное значение и - как следствие - речь идет о протекционистской роли России: «В этих условиях возрастает историческая ответственность России. И не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы»6.

Фактически уже здесь, на самом раннем этапе начинает складываться определенный социальный запрос, который с течением времени становится все более отчетливым и сводится к необходимости примирения групп по национальному, этническому и религиозному принципам, в противовес единению отдельных личностей по принципу универсализации их морально-этических качеств (такой подход характерен прежде всего для западноевропейских обществ7).

Именно этот запрос формулирует и президент В. Путин за год до знакового для нас послания к Федеральному собранию 2013 г. Россия, отмечает президент, - «это огромное цивилизационное достояние, которое мы должны беречь как зеницу ока. Наши предки из разных городов сплотили и создали единый российский народ, и мы не утратили языки, культуру, традиции»8. С этого момента категории «язык» «культура» и «традиция» возвращаются в официальную российскую политическую риторику и постепенно вытесняют всю совокупность иных «толерантных поводов».

Характерно, что в этом же выступлении проводится и противопоставление России и мира через «альтернативные ценности»9. Именно необходимость перелома негативных тенденций и обуславливает в итоге разработку и принятие новой федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»10. Основанием для

разработки программы в тот момент послужила статья В. Путина «Россия: национальный вопрос»11, в которой национальный вопрос был представлен как ключ к стабильному долгосрочному развитию государства.

Обращение со стороны президента к национальной политике создало и новый экономический тренд. В качестве статьи расходов национальная политика существовала и ранее, например, в 2008 г. на нее выделялась скромная сумма в 40 млн рублей12. В последующие годы происходило незначительное повышение финансирования, но при этом оно оставалось в пределах 100 млн рублей, а в 2012 г. вследствие экономии бюджета статья и вовсе была исключена, и во многом именно из-за этого программа, предложенная и утвержденная президентом, находилась в «замороженном» состоянии почти два года. Так как ФЦП «Укрепление единства российской нации» предусматривала широкий набор практических мероприятий по всей стране, то объем запрошенного финансирования оказался выше обычных расходов на национальную политику в сотни раз и составил по расширенной смете 175 490 млн рублей, а по сокращенной смете, которая в итоге и была принята, - 5682,94 млн рублей13.

Несмотря на достаточно масштабное финансирование и долгосрочный плановый период, принятие ФЦП «Укрепление единства российской нации» породило у экспертов и просто общественности много вопросов, некоторые из которых фактически не имеют ответа.

Первым и самым главным из всей совокупности вопросов стала необходимость определения эффективности реализации программы. В качестве универсального индикатора разработчики программы предложили «формулу» - *%, в которой звездочкой обозначается, например, количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в России стали более терпимыми, или количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в России не изменились, или общее количество опрошенных. Аналогичная формула предполагается к использованию и для исследования участия субъектов РФ в реализации ФЦП14.

Таким образом, получается, что сложность задачи компенсируется примитивностью ее решения, причем само решение не лучшим образом соотносится с качественными характеристиками, например спецификой мероприятия, составом респондентов или уровнем эскалации национальных конфликтов в том или ином регионе15.

Еще один значимый вопрос связан с удешевлением программы, произошедшим из-за выбора проекта с меньшим финансированием.

Несмотря на ограничение финансирования, содержание самой программы практически не изменилось, из чего можно сделать вывод о низкой степени ее спецификации и региональной адаптивности. При этом разработчики ФЦП заявили о разнице эффекта от реализации дорогого и дешевого вариантов программы примерно в 20% населения страны, которые окажутся «не приобщены к толерантной культуре». Какие именно и насколько важны эти 20% населения для формирования толерантного поведения, программа не уточняет.

Итоговые показатели, закрепленные в финальном варианте ФЦП, могут быть представлены следующим образом. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, - 65%. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 85%. Численность участников мероприятий, связанных с этнокультурным развитием народов России и поддержкой языкового многообразия (нарастающим итогом), составит 305 тыс. человек16.

Из программы не вполне понятно, насколько достаточным и для какого результата является указанное число людей, охваченных программой, но при этом отмечается, что ФЦП фактически наследует множеству специальных небольших государственных программ регионального значения, например «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 гг.», из чего можно сделать вывод, что положительными шагами по сравнению с предыдущим периодом являются, по крайней мере, интеграция проектов, их синхронизация и ориентация на достижение единой общенациональной цели.

В целом, несмотря на комплекс очевидных проблем, программа обладает и инновационным потенциалом, так как является первой в своем роде и вне зависимости от объективности оценочных показателей реализации, очевидно, способствует консолидации национальной идеи, в основе которой лежит межкультурный диалог и определяющая развитие страны роль «русской нации», что признают и многие критики ФЦП, хотя возникла и встречная позиция, согласно которой роль «русского народа» недооценена, а сама программа вредит достижению государственных целей17.

На наш взгляд, на положительное значение программы указывают в первую очередь ее цели, в числе которых: содействие этнокультурному многообразию народов России, поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, и др. При этом новая программа является символом внимания государства к совокупности национальных проблем, причем это внимание -

через комплекс массовых мероприятий - должно стать очевидным не только для представителей национальных элит, но и для широкой общественности.

Хотя ФЦП носит универсальный характер и имеет общность целей, она при этом не может рассматриваться как некий аморфный проект, призванный способствовать повышению лояльности граждан друг к другу. При изучении вопроса становится очевидно, что влияние программы на те или иные группы граждан или регионы в целом оказывается обусловлено обратной связью, т. е. готовностью местных властей включится в реализацию единого общего тренда на своем - локальном - уровне18.

Вопрос адекватности финансирования новой ФЦП вообще перевешивает всю дискуссию о качестве и продуктивности программы. При этом объем финансирования программы сопоставляется многими аналитиками с такими «макропроектами» Кремля, как, например, дотирование Чеченской республики19, которые, по их мнению, и так создают прецедент подкупа лояльности, который через такие ФЦП, как «Укрепление единства российской нации», лишь получает дополнительное раскрытие20.

Как следствие, программа «Укрепление единства российской нации» не может выступать в качестве самодостаточной единицы и требует комплексной реализации в контексте других решений и политических мер. В последние три года количество подобных решений все возрастает. В качестве контекстных мер следует упомянуть защиту духовности через Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-Ф3 г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»21, который формирует определенный санкционный механизм, обеспечивающий «социальную адекватность» граждан. Еще одним элементом санкционной системы безусловно является статья УК № 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая имеет более широкую правоприменительную практику.

Данные статьи УК, а также статьи, связанные с противодействием экстремизму, формируют относительно новое «пространство дозволенности», которое укореняется в коммуникативном пространстве22.

Параллельно с этим развивается и политическая повестка, суть которой также сводится к формированию единого идеологического подхода, нацеленного на интеграцию общества и преодоление

существующих этнорелигиозных барьеров. При этом показательно, что ни президент, ни его ближайшее окружение не склонны называть данный процесс идеологизацией, а скорее акцент делается на том, что само общество предлагает государству определенные «идеалы», которые государство признает и возводит в статус «определяющих развитие». Одним из ключевых идеалов, объединяющих общество, в последние два года безоговорочно признается патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо.», - заявил президент России Владимир Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров»23.

Итоговым и в значительной степени определяющим штрихом в данной риторике можно считать заявление президента В. Путина от 31 октября 2016 г. о необходимости создания нового закона о российской нации. В качестве основы для нового акта им было предложено использовать уже существующую стратегию по развитию национальных отношений в России24.

Стратегия, которая должна стать основой «Закона о нации», была принята еще в декабре 2012 г. Указом Президента РФ сроком действия до 2025 г. Ей предшествовало принятие нескольких более частных актов близкой тематики.

Концепция стратегического документа обширна, но в целом может быть охарактеризована достаточно позитивно, учитывая контекст ее принятия, в рамках которого «было организовано широкое обсуждение проекта Стратегии... В проект было внесено 3500 поправок и корректировок с учетом всех высказанных мнений»25. Исходя из этого, многие авторы делают вывод, что данный документ и, как следствие, готовящийся на его основе «Закон о нации» «в полной мере является документом общественного согласия, компромиссным документом, что крайне важно для России как многосоставной полиэтничной федерации»26. Но при этом есть и альтернативная точка зрения, с позиции которой документ излишне консервативен, игнорирует интересы и мнения либеральной общественности, ориентированной именно на те группы ценностей и понятия, которые данная стратегия предлагает изъять из общественной жизни.

В данной дискуссии показательны оппозиционные взгляды, собранные в единой статье Д. Гальперовичем, автором информационного агентства «Голос Америки», по поводу потенциала принятия нового «Закона о нации».

К примеру, руководитель Центра политико-географических исследований Н. Петров в интервью «Голосу Америки» говорит, что у политической элиты страны и лично у президента есть причины для

разговоров об объединяющей россиян идее в целях гомогенизации общества по аналогии с принципом принадлежности к "советскому народу", «но проблема в том, что если у "советского народа" была какая-то идеологическая база, то "патриотизм" или "стремление к сохранению целостности страны" - вот то, что пытаются вставить, развивая термин "российская нация", - пока совершенно не тянет на идеологию»27.

Показательно и другое синонимичное мнение, представленное членом Комитета гражданских инициатив Д. Орешкиным, который также акцентирует внимание на этнической составляющей: «Вполне годится тот термин, который ввел Борис Ельцин -"россияне", он относится ко всем гражданам России...» Если же у нового законодательного акта будет хотя бы небольшой акцент на русский этнос, то это приведет к непредсказуемым последствиям: «получится ли "отец народов" из Владимира Путина - большой вопрос просто потому, что Россия, во всяком случае ее большая часть, связанная с большими космополитическими городами, уже достигла такого уровня развития, что ей важнее именно гражданские, формальные и юридические права, чем вот эта националистическая риторика»28.

При этом показательно, что данная инициатива расценивается оппозиционными аналитиками как сложно реализуемая, что связано именно с ее бюрократическим происхождением. Как следствие ими делается прогноз, что скорее всего будет проведена работа по написанию, но количество «узких мест» не позволит перейти к реальному принятию документа.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что в России есть четко выраженная тенденция к созданию новой идеологии. Ее основа - это комплекс консервативных принципов, которые в определенной степени противостоят либеральным идеям, привнесенным в Россию в 1990-е годы. Начиная с 2012 г. данные консервативные идеи и принципы постепенно выстраиваются государством в комплексную ценностно-идеологическую концепцию, которая создается при опоре на консервативно настроенную общественность. Таким образом, комплекс консервативных концепций легитимируется и получает коммуникативный и правовой резонанс, что в конечном итоге позволяет государству перейти к новым, более радикальным шагам по созданию новой консервативной идеологии. Единственным пока не решенным вопросом остается вопрос о степени консерватизма новой идеологии и готовности российского общества к тому, чтобы идеология в стране получила статус официального закона.

Примечания

1 Овсеенко Ю.С. Национальная идея современной России: инновационный фактор // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. №1. С. 19-24.

2 Якунин B. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Власть. 2007. № 3. С. 3-12.

3 Телемтаев М.М. Национальная идея российского народа // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 23-42

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию -

2012 [Электронный ресурс] // Портал Kremlin.ru. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 01.10. 2016).

5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию -

2013 [Электронный ресурс] // Портал Kremlin.ru. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 01.10. 2016).

6 Там же.

7 Медушевский Н.А. Толерантность в фокусе региональных трактовок. М.: Ленанд, 2014. С. 21-62.

8 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - 2013.

9 Там же.

10 Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=199358#0 (дата обращения: 01.10. 2016).

11 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс] // Портал «Путин. Итоги». URL: http://www.putin-itogi.ru/2012/01/23/statya-v-v-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/ (дата обращения: 01.10. 2016).

12 Ульянова Ж. Толерантность по сходной цене: Правительство решило сэкономить на «укреплении единства нации». [Электронный ресурс] // Газета. ru. URL: http:// www.gazeta.ru/politics/2013/08/25_a_5605565.shtml (дата обращения: 01.10. 2016).

13 Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=149941#0 (дата обращения: 01.10. 2016).

14 Там же.

Как можно сплотить российскую нацию? - Мнения парламентариев [Электронный ресурс] // Regions.ru. URL: http://regions.ru/news/2474515/ (дата обращения: 01.10. 2016).

Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"».

15

Как можно сплотить российскую нацию? - Мнения парламентариев. Ульянова Ж. Указ. соч.

Дубнов В. Ваххабит шагает по стране [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/analytics/20130515/937476998.html (дата обращения: 01.10. 2016).

Как можно сплотить российскую нацию? - Мнения парламентариев. Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-Ф3 г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok. html (дата обращения: 01.10. 2016).

Светская инквизиция: Почему атеизм в России становится уголовно наказуемым деянием [Электронный ресурс] // Lenta. ru. URL: http://www.liveinternet. ru/users/4026627/post385974604 / (дата обращения: 01.10. 2016). Путин: патриотизм - это национальная идея России [Электронный ресурс] // Центр Сулакшина. URL: http://rusrand.ru/response/putin-patriotizm-eto-nacionalnaya-ideya-rossii (дата обращения: 01.10. 2016). Там же.

Подписан Указ о Стратегии государственной нацполитики России до 2025 г. [Электронный ресурс] // Президент.рф. URL: http://президент.рф/news/17165 (дата обращения: 01.10. 2016).

Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия Государственной национальной политики РФ: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современном этапе // Вестн. росс. нации. 2015. № 1. С. 17 - 37. Гальперович Д. «Закон о российской нации»: эксперты о новой инициативе Кремля [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/dg-russian-nation-law-experts/3574824.html (дата обращения: 01.10. 2016). Там же.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.