ДИССЕРТАЦИИ
ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, ЗАЩИЩЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТАХ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА В 2009 ГОДУ
В прошедшем 2009 г. при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина работало 9 Диссертационных советов: ДМ 212.261.01; Д 212.261.03; Д 212.261.04; Д 212.261.05; Д 212.261.06; Д 212.261.07; ДМ 212.261.08; ДМ 212.261.09; ДМ 212.261.10. Также ТГУ им. Г.Р. Державина является соучредителем диссертационных советов ДМ 212.260.03; ДМ 212.260.04 - в Тамбовском государственном техническом университете, а также диссертационного совета ДМ 220.041.02 в Мичуринском аграрном университете.
Важным показателем деятельности диссертационных советов являются защиты диссертаций. В прошедшем году в диссертационных советах при нашем университете было защищено более 270 диссертаций, среди которых 21 - докторские. Наш журнал традиционно знакомит с основными результатами диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, защищенных в диссертационных советах при нашем университете.
Уже на протяжении нескольких лет наиболее динамично развивается совет по экономическим наукам, имеющий статус межрегионального. За прошедший год в диссертационном совете ДМ 212.261.01 (председатель совета - доктор экономических наук, профессор В.М. Юрьев) были защищено 7 докторских диссертаций.
КОЗЛОВА Г алина Васильевна
«Державная экономическая политика национального государства в условиях глобализации»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 08.00.01 - «Экономическая теория».
Научный консультант: заслуженный
деятель науки РФ, д.э.н., проф. Юрьев В.М.
Основные положения научной новизны диссертации.
Разработана методология исследования условий и факторов формирования и осуществления державной экономической политики национального государства в многополярном мире и эффективного механизма ее реализации. Основу исследования составляют: мироцелостный, системный подходы к сущностному познанию процесса формирования и проведения державной экономической политики национального государства, особого характера условий функционирования и развития глобального экономического пространства, диалектический метод познания взаимосвязи национального и государственного интересов в современном миропорядке. В рамках предложенных подходов понятия «глобализация», «державная экономическая политика», «державная экономика». «национальное государство», «мировая держава», «империя» исследованы, во-первых, с точки зрения определения их сущности и усовершенствования понятийного аппарата, а также тенденций их трансформации и специфических форм проявления; во-вторых, во взаимосвязи их содержания, функциональной роли и взаимодействия; в-третьих, в контексте интересов как основных детерминантов формирования экономической политики национальных государств; в-четвертых, с позиции мониторинга, стратегии регулирования и согласованного функционирования в различных формах и моделях; в-пятых, в аспекте системной эффективности державной экономической политики в условиях глобализации.
РАСТЕГАЕВА Фания Саитовна
«Диалектика формирования экономического имиджа хозяйствующей системы»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальности: 08.00.01 - «Экономическая теория»; 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)».
Научный консультант: д.э.н., проф. Багаутдинова Н. Г.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования состоит в решении важной научной задачи формирования положительного экономического имиджа хозяйствующей системы путем разработки концепции, которая предполагает использование универсальных законов диалектики при исследовании содержания и методологии формирования экономического имиджа, и разработки практических рекомендаций по реализации комплексной государственной политики, обеспечивающей переход объективных проявлений в субъективные представления и разрешение диалектического противоречия между потребностями хозяйствующей системы (на базе формирования благоприятного инвестиционного климата на всех уровнях хозяйствования) и интересов участников экономического взаимодействия (путем создания стимулирующего механизма на базе мотивационной модели).
РУДАКОВА Ольга Викторовна
«Индивидуальное и общественное
благосостояние в условиях формирования постиндустриального общества»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли.
Специальность: 08.00.01 - «Экономическая теория».
Научный консультант: заслуженный
деятель науки РФ, д.э.н., проф. Лыгина Н.И.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологического аппарата реализации механизмов
повышения индивидуального и общественного благосостояния с учетом стратификационной структуры российского общества, построенного на разрешении противоречия индивидуальных и общественных интересов, с его переходом на качественно иной уровень в условиях постиндустриальной экономики.
Обоснована необходимость оптимизации распределительных отношений с целью переориентации экономики на человека, поскольку становление и развитие постиндустриального общества базируется на человеческом капитале. Современное состояние социальной структуры населения, степень дифференциации доходов населения охарактеризованы как не обеспечивающие условия перехода к постиндустриальной экономике (проявление общемировых тенденций глобализации и урбанизации, усугубляемое структурной трансформацией аграрного сектора российской экономики приводит к тому, что, при относительном снижении числа малоимущего населения в городах, их число в сельской местности увеличилось; значительная дифференциация регионов страны по уровню жизни обусловлена геополитическими особенностями; наиболее угрожающим фактом является сохранение высокой доли малоимущих с высшим образованием среди занятых в экономике).
КОЛЕСНИЧЕНКО Елена Александровна
«Концепция снижения дифференциации развития национального регионального пространства»
Работа выполнена на кафедре мировой и национальной экономики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 08.00.01 - «Экономическая теория», 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)».
Научный консультант: заслуженный
деятель науки РФ, д.э.н., проф. Юрьев В.М.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в решении важной научной проблемы обеспечения эффективности функционирования национального регионального хозяйства путем реализации концепции снижения
дифференциации развития на всех уровнях проявления (национальном, межрегиональном, внутрирегиональном), предполагающей применение комплекса направлений и мер, включающих совершенствование: системы управления развитием регионов и муниципальных районов; организации территориального устройства национального хозяйства на основе трансформации границ регионов; инфраструктурного обеспечения развития территорий; функционирования системы налогово-бюджетных и рентных отношений.
ЧЕРНОВА Вероника Валериевна
«Многополярная модель реализации экономических интересов регионов - концепт экономической безопасности национального хозяйства»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальности: 08.00.01 - «Экономическая теория»; 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)».
Научный консультант: заслуженный
деятель науки РФ, д.э.н., проф. Юрьев В.М.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в решении важной научной проблемы обеспечения расширенного воспроизводства экономической безопасности национального хозяйства на основе построения многополярной модели реализации экономических интересов регионов, предполагающей интеграцию российских регионов в межрегиональные кластеры.
С позиции теории экономических интересов уточнена сущность категории «экономическая безопасность»; раскрыт характер взаимосвязей в системе реализации экономических интересов в сфере экономической безопасности на микро-, мезо- и макроуровнях: каждый хозяйствующий субъект любого уровня обладает собственными экономическими интересами в сфере экономической безопасности, которые могут выходить за пределы сферы национально-государственных и региональных интересов (в т. ч. и вступать с ними в противоречие); обосновано, что экономическая безопасность находится в диалектической взаимосвязи с харак-
тером реализации экономических интересов в хозяйственной системе; систематизированы экономические интересы региона в сфере экономической безопасности по признаку их соотнесения с национально-государственными интересами и интересами других регионов: общие - экономические интересы региона в сфере экономической безопасности, присущие любому региону независимо от специфики его экономической системы и соответствующие национально-государст-
венным интересам; специфические - экономические интересы региона в сфере экономической безопасности, обусловленные экономическими и геополитическими особенностями региона.
На основе проведения сравнительного анализа социально-экономического развития российских регионов, отражающего высокий уровень внешних и внутренних угроз экономической безопасности в стране, выделены условия возникновения и существования полюсов социально-экономического развития; определена система критериев выделения регионов-полюсов.
ЛУХОВСКАЯ Ольга Константиновна
«Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 08.00.01 - «Экономическая теория».
Научный консультант: д.э.н., проф.
Кузнецов И.А.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в решении важной научной проблемы построения концепции сохранения и развития культурного потенциала как экономического ресурса, включающей: теоретическое обоснование новой системы экономических отношений в сфере культуры и искусства; разработку комплекса направлений и мер по использованию культурного потенциала.
Выявлена экономическая природа культуры как системы экономических отношений между субъектами культурной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления культурных продуктов
(товаров и услуг) как экономических ресурсов национального хозяйства. Уточнены определения категорий: предметы труда, средства труда и экономические формы продуктов труда сферы культуры и искусства. На основе анализа функционирования отечественной сферы культуры и искусства переходного периода выделены и систематизированы этапы развития новых экономических отношений: централизация => коммерциализация => муниципализация => реструктуризация.
Раскрыта экономическая сущность культурного потенциала как совокупности накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент, - всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые существуют в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия; вновь создаются и накапливаются в виде экономических ресурсов культуры, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности в сфере художественной деятельности. Определено, что культурный потенциал формирует экономический потенциал сферы культуры и искусства и его следует рассматривать в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего формирование целостности сферы художественной деятельности как фактора социально-экономического развития страны.
МЕЛИХОВ Валерий Юрьевич
«Формирование экономики постиндустриального типа в России: трансформация отношений собственности в высшей школе»
Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
Специальность: 08.00.01 - «Экономическая теория».
Научный консультант: д.э.н., проф.
Осадчая Т.Г.
Основные положения научной новизны диссертации:
Научная новизна исследования заключается в разработке концепции перехода экономики к инновационно-интеллектуальному этапу постиндустриального общества на основе трансформации отношений собственности высшей школы (что создаст необходи-
мые условия для обеспечения мультипликативного приращения знаний) в направлении повышения уровня самостоятельности при реализации ее организационно-экономи-
ческой деятельности.
Выделены этапы процесса перехода экономики к постиндустриальному типу хозяйствования, отражающие эволюционно-поступательный характер развития общества: переходный период (преобладание услуг, сервиса и торговли в структуре производства); информационное общество (необходимым условием эффективного производства становится наличие информации); интеллектуальное (основным фактором производства становится наличие знаний, информация становится не просто условием производства, а товаром); инновационно-интеллектуальное
общество (основным фактором производства становится не наличие знаний, а способности личности обеспечивать их мультипликативное приращение). Необходимость периодизации перехода к постиндустриальному обществу определена усилением роли и увеличением доли инновационно-интеллектуальной составляющей в воспроизводственном процессе.
Диссертационный совет Д 212.261.04 (председатель совета - доктор филологических наук, профессор Н.Н. Болдырев) принимает к защите диссертации по специальностям 10.03.04 - «Германские языки»;
10.02.19 - «Теория языка».
МАГИРОВСКАЯ Оксана Валериевна
«Репрезентация субъекта познания в языке»
Специальности: 10.02.19 - «Теория языка»; 10.02.04 - «Германские языки».
Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ, д.фил.н., проф. Болдырев Н.Н.
Основные положения научной новизны диссертации.
Система ведущих антропоцентрических координат языка обусловлена набором основных когнитивных функций, активизируемых в процессе познания. Она демонстрирует собой строгое соответствие уровня познания конкретной антропоцентрической координате. Данное соотношение трехуровневое. Каждый уровень познания представляет собой процесс и результат конфигурации зна-
ний как их особой переработки в рамках определенных когнитивных возможностей. Конфигурация на уровне эмпирического познания - процесс и результат осмысления отдельных предметных сущностей относительно их объективных характеристик, выявляемых в рамках чувственного восприятия и предметной деятельности с целью их опознания и дифференциации. Конфигурация на уровне понятийного (базового) осмысления -процесс и результат системной языковой переработки знаний о мире относительно универсальных категорий, параметров и стратегий с целью понимания его целостности и основных форм проявления. Конфигурация на уровне вторичного (интерпретационнооценочного) осмысления - процесс и результат субъективной языковой переработки знаний и представлений о мире с целью передачи индивидуальных, оценочных, коннота-тивных, эмотивных признаков и характеристик и конструирования собственного видения происходящего. Правила и особенности организации общекогнитивной деятельности предполагают универсальность их репрезентации в языке. Система основных принципов языковой конфигурации знаний включает:
1) принцип концептуально-категориальной обработки информации, 2) принцип структурированности когнитивной деятельности субъекта познания, 3) принцип концептуальной системности, 4) принцип категориальной системности, 5) принцип соответствия типов когнитивной деятельности и уровней категориальной организации языка.
Диссертационный совет Д 212.261.05 (председатель совета - доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко) принимает к защите диссертации по специальностям 13.00.01- «Общая педагогика, история педагогики и образования»; 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания»;
13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания»; 13.00.05 - «Теория и практика социальной работы».
МАТИЕНКО Анжелика Валерьевна
«Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования»
Работа выполнена в Иркутском государственном лингвистическом университете.
Специальность: 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)».
Научный консультант: д.пед.н., проф. Мильруд Р.П.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в попытке соединить достижения традиционного контроля с преимуществами предлагаемого альтернативного контроля, нацеленного на повышение эффективности и качества обучения иностранному языку. В ходе исследования выявлена основополагающая роль гуманистической теории в организации альтернативного контроля в обучении иностранному языку; обнаружена особенность языковых тестов выполнять не только контрольно-измерительную функцию, но и функцию выявления информации о резервах познавательной деятельности учащихся, источниках познавательных затруднений; раскрыты основные признаки альтернативного контроля (индивидуальная ориентированность, осуществление в процессе учебной деятельности, длительный мониторинг учащимися собственных результатов, формирование у учащихся адекватной самооценки в связи с реальными познавательными достижениями, направленность на выявление признаков развития познавательной деятельности) и показаны их преимущества в создании условий для реализации личностных познавательных возможностей; показаны условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной и тестовой компетенций, развивающих умения учащихся средствами альтернативного контроля в обучении иностранному языку (формирование учебной автономии, организация длительного мониторинга учебной и контролирующей деятельности, создание индивидуальных учебно-тестовых портфелей учащихся, аутентичность материалов, используемых в процессе учебной и контролирующей деятельности).
ТИГРОВ Вячеслав Петрович
«Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования»
Работа выполнена в Липецком государственном педагогическом университете.
Специальность: 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Основные положения научной новизны диссертации.
На уровне конкретизации и уточнения: уточнена сущность понятия «технологическое образование», определена сущность понятия «формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования» с учетом принципов непрерывности и личностной ориентированности технологического образования; выявлены предпосылки формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, особенности технологического образования как системы, направленной на данный результат; выявлены компоненты технологического образования и творческой технологической среды как условия формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования.
На уровне преобразования разработаны: концептуальные положения формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, содержащие закономерности на уровне системы и процесса технологического образования; общепедагогические, организационные, технологические принципы; стратегии; этапы; критерии, показатели и уровни результативности данного процесса; модель формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, включающая факторы и условия, методологическое и концептуальное обеспечение, субъектный, процессуальный, средовой, критериально-результативный блоки, показывающие возможности субъектов технологического образования в достижении позитивного результата; технология формирования творческих возможностей учащегося в творческой технологической среде; дидактическое обеспечение формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, включающее технологии диагностики творческого развития, создания личностно ориентированных заданий и коллективных проектов учащегося в условиях творческой технологической среды.
БРЫКСИНА Ираида Евгеньевна
«Концепция билингвального / бикультурного языкового образования в Высшей школе (неязыковые специальности)»
Работа выполнена в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина».
Специальность: 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)».
Научный консультант: д.пед.н., проф. Мильруд Р.П.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней: разработана принципиально новая концепция билингвального / бикультурного языкового образования в высшей школе (неязыковые специальности), в основу которой положена идея о формировании искусственного субординативного типа билингвизма у обучаемых; в научный аппарат методики введено понятие билингвального / бикультурного обучения ИЯ в высшей школе как взаимосвязанное овладение обучаемыми РЯ и ИЯ, освоение родной и неродной культуры, развитие учащегося как бикультурной и двуязычной личности; выявлены принципы билингвального / бикультурного обучения ИЯ в высшей школе; создана модель, определяющая цель, формы, содержание, средства и методы формирования би-лингвальной / бикультурной компетенции и предложена технология ее реализации. Выявлены уровни реализации билингвальной / бикультурной компетенции (языковой, куль-туроведческий, предметный) и ее структурные компоненты (когнитивный, ценностный, стратегический); определены основные закономерности билингвального / бикультурного обучения ИЯ в высшей школе, связанные с осуществлением переноса и снятия интерференции; установлены и охарактеризованы основные этапы билингвального / бикультурного обучения с учетом соотношения двух языков и культур: 1) дублирующий;
2) аддитивный; 3) паритетный; определен алгоритм целеполагания и разработана схема отбора содержания билингвального / бикультурного обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей; показана роль и место перевода в обучении и подготовке будущего специалиста как посредника между представи-
телями двух языков и культур в профессиональной/академической деятельности.
ГУРАЛЬ Светлана Константиновна
«Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз)»
Работа выполнена в Томском государственном университете.
Специальность: 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)».
Научный консультант: д.пед.н., проф. Мильруд Р.П.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: установлена роль и место дискурс-анализа в качестве центрального элемента реализации синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе; выявлены и описаны базовые характеристики дискурса в качестве основных единиц содержания обучения анализу иноязычного дискурса, к которым относятся пропозиция, референция, экспликатура и имплика-тура, инференция, релевантность, пресуппозиция и ментальный лексикон; выделены принципы синергетического подхода к обучению иностранному языку: принцип коммуникативности, принцип нелинейности, принцип незамкнутости, принцип наблюдаемости, принцип возникновения и усиления порядка через флуктуацию, принцип гомеостатичности; создана модель обучения иностранному языку как иноязычному дискурсу, представляющему собой сверхсложную са-моразвивающуюся систему, обладающую междисциплинарным статусом и основанную на синергетических принципах, в которой язык, среда, языковая личность являются открытой сверхсложной саморазвивающейся системой; разработаны критерии и показатели обученности иноязычному дискурсу (т. е. сформированности этой сверхсложной само-развивающейся системы); разработана методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе.
Диссертационный совет Д 212.261.06 (председатель совета - доктор философских
наук, профессор О.В. Ромах) принимает к защите диссертации по специальностям
22.00.06 - «Социология культуры, духовной жизни», 24.00.01 - «Теория и история культуры (философские науки)».
СТЕФАНОВСКАЯ Наталия Александровна
«Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования»
Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 22.00.06 - «Социология культуры, духовной жизни».
Научный консультант: д.соц.н., проф. Федоров И.А.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в формировании социологической теории среднего уровня, онтологическим фокусом которого является авторская модель чтения как личностного акта коммуникации. Более конкретно научная новизна может быть выражена с помощью следующих теоретических позиций: предложена общетеоретическая модель природы и атрибутов чтения как качественно особой духовной константы коммуникации, опосредованной широким диапазоном социальных, психологических, политических и экономических факторов; выявлены собственно экзистенциальные основы чтения, дано обоснование их атрибутивности для природы чтения; сформирована теоретико-методологическая основа для дальнейшего развития социологии чтения как самостоятельного направления в рамках социологии духовной жизни; предложена система единых параметров, включающая трактовку духовно-коммуникативной сущности чтения, ареалы его распространения, аксиологические критерии, на основе которой классифицированы базовые социальные модели чтения в исторической ретроспективе; на основании тезиса о полипарадигмальности социологии аргументирована картография современных парадигм социологии чтения, уточнены критерии их обособления, дан их амбивалентный анализ; систематизированы социальные функ-
ции чтения по трем группам, исходя из его понимания как дистантной духовноэкзистенциальной коммуникации; выделен феномен мезочтения как системы группового формирования девиантных для социума ролей с помощью управления системой библиотечного дела, цензуры, рекламы, системы образовательных стандартов и т. д.; обобщен массив новых эмпирических данных о состоянии чтения в российской провинции, которое в меньшей, чем в мегаполисах, степени прагматично и развлекательно.
ВАНЧЕНКО Татьяна Петровна
«Культурно-антропологические осно-
вания праздника: семантико-семиотические аспекты»
Работа выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 24.00.01 - «Теория и история культуры».
Научный консультант: д.филос.н., проф. Ромах О.В.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна исследования заключается в: результирующем аспекте, в качестве какового целесообразно отметить компаративный анализ праздника в векторе системы дуальностей и уточнение их характеристик; семиотике понятия «праздник», что объясняет его смысл как основания и формы бытия всякой культуры; выявлении многопластовой структуры праздника, в котором участвуют визуальные и звуковые средства, представляющие связную последовательность знаков и кодов, имеющих место в самой жизни или совершенно фантазийных; анализе функциональных особенностей праздника, составляющих смысловые полифункциональные блоки, выполняющие определенные действия и воздействия на окружающих; рассмотрении праздника как семиотического текста культуры, представляющего собой продукт поли-функциональной деятельности; определении, что множественные языки праздника - вербальные и визуальные, создают текст особой сложности, которая углубляется цветовыми и световыми кодами, каждый из которых имеет и информационный, и семиотический смысл; выявлении того, что в совокупность средств унифицированных смыслов включается смех
как особая специфическая черта, преобразуемая в семиотически качественную характеристику; обнаружении и исследовании сущности атмосферы праздника, каковое предстает как особое эмоциональное поле, что одновременно есть эмоциональное основание праздника, его сердцевина, средство воздействия и т. д.
ЛУБАШОВА Наталия Ивановна
«Феномен отечественной кинематографии в социокультурном пространстве России ХХ в.»
Работа выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 24.00.01 - «Теория и история культуры».
Научный консультант: д.филос.н., проф. Ромах О.В.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении того, что дана характеристика концепта «советская кинематография» ХХ в. как социокультурно -го феномена, и выявлены факторы, влияющие на содержательную сторону изучаемой проблемы: правовые, исторические, философские, культурологические; определены базовые методологические основы исследования кинематографии как продукта культуры, способного оказывать воздействие на формирование основ мировоззренческого, эстетического и других направлений социума и личности; показано, что методологическая методология преодолевает ограниченность современной рационалистической методологии, дополняет логические формы и методы познавательной деятельности кинематографии эмоциональными вчуствованиями в основания кинокультуры как способа бытия кинематографического феномена; выявлены структурно-функциональные основы природы кинематографии, в которой кинематографический продукт - фильм, обеспечивает наличие напряженной равновесности материальных и идеальных сущностей высокого уровня сложности; исследованы сущность и природа генезиса и развития отечественной кинематографии с учетом персонифицированных позиций; обозначена область опера-циональности преобразований материально-
идеальных сущностей, в качестве которого выступает социокультурное пространство, вне которого мир представлен человеку как своего рода топологическая константа; выявлена полифункциональность отечественной кинематографии исследуемого периода, проанализированы особенности истории, современного состояния и перспектив отечественной киноиндустрии на Кубани.
ЛАПИНА Татьяна Сергеевна
«Философские основания культуры: онто-гносеологический, социо-антрополо-гический аспекты»
Работа выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 24.00.01 - «Теория и история культуры».
Научный консультант: д.филос.н., проф. Ромах О. В.
Основные положения научной новизны диссертации.
Обоснован самостоятельный вариант философии культуры, в центре внимания которой находятся общие основания культуры; определены ценностные отбор и принцип идентификации культуры, каковые квалифицируются в качестве относительно самостоятельного направления духовного производства; выявлен главный антипод культуры, в качестве которого охарактеризована антикультура; установлено, что современная метафизика экстраполируется на культуру и выстраивается на основе антропного принципа, выявившего контрарные начала сущего, при учете отнологическо-гносеологического измерения семантики и семиозиса. Из этого следует, что онтологически культуру можно объяснить, исходя из программно-генетической парадигмы вселенского развития; выдвинута позиция, что общество, являясь субстратом культурогенного производства,
должно быть и объектом культуроносного возделывания. Решающая роль в повышении степени окультуренности социума признается за формированием созидательных и гуманно ориентированных субъектов и субъектных структур; обосновано, что в качестве важнейшего философско-антропологического основания культуры в ее социальном звучании выступает человеческое достоинство, где нравственная идея истинной человечно-
сти признается духовной правительницей складывания культуры; установлена культурогенная роль философии, каковая рассматривается в качестве относительно самостоятельного типа оснований культуры.
Диссертационный совет ДМ 212.261.08 (председатель совета - доктор исторических наук, профессор Л.Г. Протасов) принимает к защите диссертации по специальностям
07.00.02 - «Отечественная история»; 07.00.03 -«Всеобщая история».
КОНОРЕЕВА Ирина Александровна
«Индокитайский регион во внешней политике СССР (1943-1976)»
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Курского государственного университета.
Специальности: 07.00.02 - «Отечественная история»; 07.00.03 - «Всеобщая история (новая и новейшая история)».
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной историографии проведено комплексное изучение политики СССР в отношении государств Индокитайского региона на протяжении более чем трех десятилетий истории новейшего времени. При этом анализ проводился применительно ко всем государствам полуострова, включая Таиланд, ранее не рассматривавшийся отечественными исследователями в преломлении к проблемам советской политики в данном регионе.
В диссертации представлен анализ мотивов, которыми руководствовались лидеры государств Индокитайского региона, выстраивая собственную внешнюю политику, в т. ч. и в отношении СССР.
Впервые соискателем исследованы отношения в треугольнике СССР-США-КНР по отношению к государствам Индокитая в контексте не только идеологических, но и геополитических факторов международных отношений периода «холодной войны».
Соискателем впервые введены в научный оборот многочисленные документы центральных федеральных и ведомственных архивов.
ХОХЛОВ Александр Валентинович
«Восстановительный процесс в освобожденных районах РСФСР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1953 гг.)»
Работа выполнена на кафедре истории и политологии Воронежской государственной технологической академии.
Специальность: 07.00.02 - «Отечественная история».
Научный консультант: д.и.н., проф. Быковская Г. А.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в отечественной исторической науке специальным исследованием, посвященным всестороннему изучению восстановительного процесса в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В диссертации многосторонне исследованы материальные стороны жизни и деятельности различных слоев населения, проанализированы истоки их высокой духовности, самоотверженности, способности беззаветно отдавать свои силы делу Победы над фашистской Германией. Работа выполнена на стыке с рядом других социальных и гуманитарных наук, в частности с социологией и психологией. Это позволяет разностороннее изучить и оценить соответствующие процессы и явления.
Автор выявил своеобразие восстановительного процесса в освобожденных районах РСФСР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период; определил круг наиболее разработанных вопросов рассматриваемой проблемы, дал оценку комплексу восстановительных работ по организационно-хозяйственному укреплению колхозносовхозного производства освобожденных районов в плане особенностей социальноэкономического развития советской деревни и организации шефской помощи и соревнования; выявил основополагающие факторы организационно-политического укрепления государственных и общественных организаций в освобожденных районах РСФСР, что облегчает проекции исторического опыта страны на современные поиски путей выхода из кризисных ситуаций.
Принципиальная новизна исследования обусловлена обновлением тех методологиче-
ских подходов, которые ранее лежали в основе публикаций, посвященных истории Великой Отечественной войны, что не могло не отразиться на историографии изучаемых проблем.
Диссертационный совет ДМ 212.261.09 (председатель совета - доктор психологических наук, профессор Коваль Н.А.) принимает к защите диссертации по специальностям
19.00.05 - «Социальная психология»; 19.00.07 -«Педагогическая психология»; 19.00.13 -
«Психология развития, акмеология (психологические науки)».
ТРОФИМОВА Наталья Борисовна
«Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника»
Работа выполнена на кафедре социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Специальность: 19.00.13 - «Психология развития, акмеология (психологические науки)».
Научный консультант: д.псих.н., проф. Коваль Н.А.
Основные положения научной новизны диссертации.
В диссертации выделены такие структурно-содержательные компоненты духовного потенциала старшего школьника, как: нравственный, познавательный, социализирующий, смыслообразующий, ценностный, созидательный компоненты; определены психологические факторы развития духовного потенциала, к которым относятся: индивидные (индивид является причиной развития духовного потенциала), социальные (социум является причиной развития духовного потенциала) и функциональные (деятельностные функции являются причиной развития духовного потенциала); выявлены психоло-го-акмеологические условия развития духовного потенциала старшего школьника: институциональные (духовная среда педагогического учреждения), интерперсональные (духовное содержание межличностных отношений), системно-личностные (развитие духовного потенциала личности в системе с индивидуально-личностными качествами),
непрерывность развития духовного потенциала личности (совершение непрерываемой цепи духовно-нравственных поступков); об-
наружена структура акмеологической среды развития духовного потенциала старшего школьника, объединяющая различные формы бытия: коллективное бытие, духовное бытие, Я-бытие, Другой-бытие, преодолевающее бытие, достигающее бытие, созидающее бытие.
Диссертационный совет ДМ 212.261.10 (председатель совета - доктор юридических наук, профессор В.Н. Хрусталев) принимает к защите диссертации по специальностям
12.00.01 - «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»; 12.00.08 - «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право».
ГРОМОВ Владимир Геннадьевич
«Криминогенность мест лишения свободы и ее нейтрализация»
Работа выполнена на кафедре уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России.
Специальность: 12.00.08 - «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право».
Научный консультант: заслуженный
деятель науки РФ, д.юр.н., проф. Разгиль-диев Б.Т.
Основные положения научной новизны диссертации.
Диссертация выражается в разработанной концепции по выявлению криминогенных факторов в системе исправительных учреждений при исполнении наказания в виде лишения свободы и их правовой и криминологической нейтрализации.
Автором разработан новый подход к формированию системы исправительных учреждений, сформулированы концептуальные основы пенитенциарной политики государства. Определены сущность и функции пенитенциарной субкультуры. Сущность пенитенциарной субкультуры заключается в криминогенной деформации ценностно-нормативной системы общества, размывания и девальвации социально-позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей, распространении среди законопослушных слоев населения антиобщественных взглядов, представлений, поощряющих либо открыто провоцирующих нарушения уголовно-правовых запретов.
Функции пенитенциарной субкультуры можно разделить на внутренние и внешние. Выделены уровни воздействия пенитенциарной субкультуры на социум: индивидуальный, групповой, пенитенциарный и социальный -представлены понятия пенитенциарной преступности и пенитенциарного конфликта. Предложены основные положения Концепции пенитенциарной политики России.
СУБОЧЕВ Виталий Викторович
«Теория законных интересов»
Работа выполнена в Саратовской государственной академии права.
Специальность: 12.00.01 - «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве».
Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ, д.юр.н., проф. Малько А.В.
Основные положения научной новизны диссертации.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она выступает в качестве первого комплексного исследования категории «законный интерес» на подобном научном уровне, представляющем собой концепцию данного правового явления, которая позволяет ответить на ряд важнейших общетеоретических вопросов. В рамках предложенной концепции законных интересов: выявляются специфические закономерности сосуществования интересов личности, общества и государства в их обрамлении специально-юридическими средствами правового воздействия; выдвинута идея о том, что право выступает нормативным выражением диалектического единства интересов личности, общества и государства, которое не способно адекватно отразить все требующие того интересы путем их закрепления в юридических предписаниях; доказана атрибутивность законных интересов правовому регулированию общественных отношений, продемонстрирована имманентная правовым нормам способность к продуцированию законных интересов; приведен генезис использования термина «законный интерес» в законодательстве и его исследования в юриспруденции, объективно отражающий погрешности восприятия изучаемого феномена как учеными, так и субъектами правотворческого процесса в различные исторические периоды; определены сущность, содержание и структура законных
интересов как особой правовой категории; впервые проанализированы правовые механизмы трансформации законных интересов в субъективные права и субъективных прав в законные интересы; разработаны правовые механизмы охраны и защиты законных интересов; выдвинут мотивированный тезис о решающей роли самозащиты законных интересов в рамках правовой активности участников общественных отношений.
Редакция журнала поздравляет всех молодых докторов наук и желает дальнейших творческих и научных успехов!
Doctoral dissertations defended in dissertation councils of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in 2009.