г
ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© Алиева Л.А., Гасанова Л.Г., Османова Ф.М., 2020 УДК 61(47+57)(092)
^^ ДОКТОР ГААЗ - ВЕЛИКИЙ ФИЛАНТРОП ^^^^ (к 240-летию Ф.П. Гааза)
Лейла Лкиловна Алиева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [367000 г. Махачкала, площадь Ленина, 1; e-mail: leila501@mail.ru]
Людмила Гамзатовна Гасанова, ассистент, зав. учебной частью кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: +7(903)424-04-51] Фиала Магомедовна Османова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: +7(928)060-84-41]
Реферат. Статья посвящена 240-летию доктора Федора Петровича Гааза. В ней раскрывается важность исторической памяти для воспитания врачей современности. В статье описаны основные этапы жизни доктора, полностью посвященной самоотверженному служению людям. Он потратил все свое состояние на помощь бедным и больным. Гааз не ограничивался оказанием только медицинской помощи, он также пытался устроить судьбу своих подопечных, расселяя стариков в приюты, а детей - в детские дома и приемные семьи. С 1828 г Гааз служил в комитете тюремной опеки. Он посвятил четверть века облегчению участи заключенных. По его ходатайству был заменен железный прут на «цепь Гааза» и облегчены тюремные кандалы. При жизни его называли «Святым доктором», а после смерти он был канонизирован.
Ключевые слова: гуманизм, врачебный долг, милосердие.
= DR. HAAS - A GREAT PHILANTHROPIST (to the 240th birthday of F.P. Haas)
Leyla A. Alieva, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Public Health and Health Care, Health Economics of FSBEI HE DSMU of the Ministry of Health of Russia [367000 Makhachkala, Lenin square, 1; e-mail: leila501@mail.ru].
Lyudmila G. Gasanova, Assistant, Educational Section head of the Department of Pediatric Dentistry of FSBEI HE DSMU of the Ministry of Health of Russia [tel.: +7(903)424-04-51]
Fiala M. Osmanova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, Health Economics of the FSBEI HE DSMU of the Ministry of Health of Russia [tel.: +7(928)060-84-41]
Abstract. The article is devoted to the 240th anniversary of Dr. Fyodor Petrovich Haaz. It reveals the importance of historical memory for the education of modern doctors. The article describes the main stages of the doctor's life which was completely dedicated to selfless service to people. He spent his entire fortune helping the poor and sick. Haaz did not limit himself to providing only medical care, he also tried to arrange the fate of his wards, settling the elderly in orphanages, and children in orphanages and foster families. Since 1828 Haas served on the Prison Custody Committee. He devoted a quarter of a century to alleviating the plight of prisoners. At his request, the iron rod was replaced with a Haaz chain and the prison shackles were lightened. During his lifetime he was called The Holy Doctor, and after his death he was canonized. Key words: humanism, mercy, medical duty.
Мы живем во время смены парадигмы взаимоотношений врача и пациента, когда патерналистская модель уходит в прошлое, а новая модель еще не укоренилась. Общество неоднозначно в отношении к этим переменам. Современное образование делает упор на высокий профессионализм, конкурентоспособность, а вопросы морали и нравственности врача остаются на заднем плане. Мерилом успеха и признания врача становится его заработок. Но сумма знаний и навыков не решит пробле-
му воспитания современного врача. Знакомство с жизнью и трудом выдающихся докторов прошлого -вот верный путь к воспитанию врачей нового поколения. Пример судьбы простого врача, который мог бы прожить свою жизнь в покое и достатке, а вместо этого помогал немощным, больным, бедным и осужденным, показывает, как много может сделать всего лишь один человек.
В Москве, во дворе Института гигиены детей и подростков, у здания, где когда-то размещалась Поли-
цейская больница для обездоленных, стоит памятник с надписью: «Федор Петрович Гааз, 1780-1853». На граните под его именем высечены три слова: «Спешите делать добро!» [8]. Так начинается статья о Гаазе, изданная в 1980 г. в журнале «Наука и жизнь». Можно также удивиться интересу Булата Окуджавы к истории врача-немца из XIX столетия. Но и появление этой статьи - тоже пример благородства и бескорыстной помощи. Окуджава таким образом помогал своим опальным друзьям, чтобы их труды увидели свет. На самом деле статья принадлежит перу литературного критика Льва Зиновьевича Копелева.
Два столетия назад доктора Гааза знала вся Москва. Одни им восхищались, называя «божий человек», «друг несчастных», «добрый доктор», «филантроп». Другие говорили о нем насмешливо и даже презрительно: «чудак, безумец, юродивый», «сумасшедший немец». Он не оставил после себя ни великих трудов, ни последователей, но вся его жизнь вызывает восхищение и преклонение. Для большинства он был «Святой доктор Гааз» - врач от Бога, который лечил не только тела, но и исцелял души.
Фридрих Иосиф Хааз родился в августе 1780 г. в немецком городе Мюнстерайфеле. Он получил блестящее медицинское образование в Геттингене и специальность врача-офтальмолога. Некоторое время работал в Вене. В Москву приехал по приглашению русской княгини Варвары Алексеевны Репниной, дочери графа Разумовского, в качестве семейного врача. В 1806 г. молодой доктор Хааз волею судьбы стал москвичом Федором Петровичем Гаазом. Домашним врачом он проработал чуть больше года. За это время талантливый доктор приобрел большую врачебную практику, приносившую ему хороший доход.
Кроме частной практики он совершенно бескорыстно лечил неимущих. В приютах, в богадельнях, в монастырях и больницах Москвы он нашел огромное количество совершенно беспомощных пациентов, страдающих глазными и другими болезнями, и лечил их безвозмездно. Летом 1807 г. Федор Петрович поступил на государственную службу. Его пригласили руководить старейшей Павловской больницей. Как человек ученый он вел и научные исследования.
Гаазу дважды удалось съездить на Кавказ и заняться изучением минеральных вод. В 1809-1810 гг. он открыл, исследовал и подробно описал множество минеральных источников, вокруг которых в будущем возникли известные курорты: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск и Ессентуки, где открытый им знаменитый источник сейчас носит его имя - Гаазо-Понома-ревский источник [2]. В ходе своего путешествия он побывал в десятках городов юга России. Есть сведения, что Гааз доехал до Кизляра и Астрахани.
В 1812 г. он написал капитальный научный труд «Полный химический анализ Кавказских минеральных вод», который на тот период считался лучшим из написанных о кавказских источниках. Эта работа стала первоосновой новой отрасли научной медицины -
курортологии. К сожалению, все экземпляры этой работы сгорели во время пожара в Москве в 1812 г. [4].
За заслуги по изучению целебных источников на Кавказе и успешную работу в Павловской больнице император Александр I наградил доктора Владимирским крестом и званием надворного советника. В 20-е годы он находился на вершине славы и богатства. Ему принадлежала подмосковная деревня Тиш-ки с сотней крепостных, суконная фабрика, большой дом на Кузнецком мосту. Известный, пользующийся авторитетом доктор Гааз считался зажиточным человеком. Несмотря на приобретенное благосостояние, оказалось, что по-настоящему обращаться с деньгами он не умел. Бедняков он лечил бесплатно. Бескорыстную помощь этим людям он считал своей непосредственной задачей. Слишком высокое у него было мнение о долге врача: «Обширнейшие знания, деликатнейшее благоразумие, глубочайшая проницательность... сильнейшее желание посвятить себя одной цели - помочь больному». В одной из инструкций, составленных им для врачей, говорится, что врач должен лечить больных «совершенно чистосердечно и бескорыстно и по-дружески заботиться об их нуждах, относиться к ним так, как отец к своим детям и опекун к своим подопечным» [7].
Гааз жил и лечил по этим принципам. Человеческое сочувствие и сострадание к другим было для него не менее важно, а более существенно, чем назначение лекарств. Скудным и экономным казался многим его терапевтический арсенал. Он придавал большое значение водным процедурам, особенно после посещения минеральных источников Кавказа. Применял тепло, ставил давно забытое «Fontanelle» (искусственное нагноение) и прописывал слабительное, так что москвичи насмехались: «Этот Гааз укладывает человека в постель, завертывает во фланель, ставит ему «Fontanelle» и прописывает ему каломель (хлористую ртуть)» [6].
В течение пяти лет (1822-1826) Гааз занимал должность главного врача города Москвы. Чиновники, руководившие больницами, не скрывали возмущения тем фактом, что они должны подчиняться «какому-то сумасшедшему немцу», ничего не смыслящему в «московских делах». А Федор Петрович просто требовал соблюдение надлежащих санитарных условий в больницах (ежедневное мытье полов), еженедельную смену постельного белья, соблюдение норм кормления пациентов и прекращения обкрадывания больных. Ему трудно было сработаться с властями. Он предложил упорядочить продажу лекарств - отказали; попросил учредить должность особого врача для нуждающихся в немедленной помощи - это сочли ненужным; потребовал ввести оспопрививание - письмо положили под сукно. Поняв невозможность пробить глухую стену царской бюрократии, Федор Петрович отказался от должности.
Он нашел новое поприще. В 1828 г. доктора Гааза включили в комитет общества «Попечитель-
ства о тюрьмах». Члены комитета имели полное право и свободу посещать тюрьмы. На должности членов комитета царь пригласил 27 общественных деятелей и 5 врачей, среди которых был и Ф.П. Гааз. С этого момента начинается 25-летний период его самоотверженных усилий по облегчению участи заключенных. Он был инициатором введения должности смотрителя для заключенных из состава комитета. Заключенных, ссыльных и каторжан из разных концов России гнали в Сибирь через Москву, где их собирали на Воробьевых горах. Каждую неделю партию из 150-160 человек пешком гнали через Владимирскую губернию в Восточную Сибирь. Эту дорогу страданий называли «Владимирка».
Преступников отправляли в Сибирь, прикованными ручными кандалами к длинному железному пруту группами по 10-12 человек. Они не могли отойти друг от друга ни на шаг, даже по нужде. Больных и умерших они были вынуждены тащить за собой до следующего этапа. Начав свою деятельность в комитете, Гааз почти 5 лет упорно воевал против этого «прута» и добился его замены более легкой моделью, которая вошла в историю как «цепь Гааза». Усовершенствованные «гаазовские» кандалы были легче. Кольца кандалов стали обшивать кожей и сукном, чтобы они не стирали ноги в кровь, и за свой счет он заказывал целые партии облегченных и обшитых кандалов. Почти до конца жизни доктор Гааз провожал на этап каждую партию арестованных. Он осматривал больных, приносил белье, теплую одежду, еду и корзину всяких лакомств для женщин (орехи, пряники, апельсины и яблоки). Упреки за «глупое баловство преступниц» выслушивал кротко и отвечал: «Кусок хлеба им другой подаст, а конфетку и апфельзину они уже никогда не увидят» [1].
Маленькие подарки и утешительные слова получал каждый ссыльный. Арестанты с нетерпением ждали его прихода и даже сложили поговорку: «У Гааза - нет отказа». Часто крепостных крестьян высылали в Сибирь пожизненно - без суда и следствия, по прихоти недовольного помещика. Гааз добывал деньги для выкупа их жен, чтобы они сопровождали своих мужей, и помогал им материально. Благодаря его хлопотам в 1846 г. был издан указ брить головы только опасным преступникам. Гааз добился также, чтобы комитет назначал защитника или адвоката для осужденных. По его инициативе впервые в России были организованы тюремные библиотеки. Каждая партия ссыльных снабжалась церковной и нравоучительной литературой.
Но, пожалуй, главным делом его жизни стало создание полицейской больницы для бесприютных и обездоленных. Постоянно разъезжая по Москве, Федор Петрович обращал внимание на обессилевших от голода и болезней бедняков, упавших прямо на улице. Встревоженный этим, Гааз добился разрешения привозить несчастных на Покровку, в Малый казенный переулок (ныне переулок Мечникова),
где на его средства в полуразрушенном здании была оборудована больница, ставшая прообразом нынешних больниц скорой помощи. Сюда можно было обращаться днем и ночью. Когда в больнице не хватало мест, Гааз размещал пациентов в двух маленьких каморках при больнице, служивших ему квартирой, и сам ухаживал за ними. Главными его лекарствами были забота, внимание и теплое задушевное слово, от которого даже самые безнадежные больные начинали верить в выздоровление. Люди называли этот дом Гаазовской больницей.
«Гаазовка» быстро завоевала популярность среди малоимущих слоев населения. Доктор Гааз не только лечил больных, но и заботился о них. Старым и дряхлым людям он помогал получить место в приюте для бедных. Новорожденных, оставленных в больнице, он определял в воспитательный дом или передавал приемным семьям. Награду за все Гааз находил в глубокой благодарности простого народа. «Самый верный путь к счастью заключается не в стремлении к личному благополучию, а в том, чтобы сделать счастливыми других», - писал он в одном из писем.
Часть московского общества считала, что вся его филантропия, скорее всего, - доказательство умственного расстройства, чем знак его доброго сердца. Московский полицмейстер грозил Гаазу высылкой за то, что он «балует и возбуждает» преступников, потакает арестантам. От высылки его спасла эпидемия холеры. Гааз был активным членом созданного временного медицинского совета при Центральной комиссии. Он успокаивал людей, давал им советы, как избежать страшной болезни, оказывал помощь на месте, забирал многих в свою больницу. Он не боялся заразиться, и его спокойствие благотворно действовало на других.
У Гааза был приемный сын. В 1835 г. какие-то иностранцы привезли из Польши 12-летнего еврейского мальчика-сироту в Москву. Они не знали что с ним делать. Гааз услышал об этом и взял его к себе. Он обучал его математике, французскому и немецкому языкам. Мальчик вырос, поступил и окончил медицинский факультет Московского университета, стал хирургом. Поступил на военную службу и стал позже медицинским инспектором в Рязани (Николай Агапи-тович Норшин).
С 1806 по 1829 г. Гааз - знатный, уважаемый и состоятельный врач, имевший частную практику. Он ездил в карете, запряженной четырьмя белыми лошадьми, жил в большом собственном доме в центре города. Шли годы. Своему делу Федор Петрович посвящал не только время и силы, но и свои средства. Были проданы приобретенные Гаазом в первые годы после приезда в Россию фабрика, большой дом, мебель. Все вырученные средства он истратил на больных. С 1829 г. и до самой смерти (1853) он вел почти спартанский образ жизни. Он был чисто, но бедно одет. Ни копейки не расходовал на собственные нужды. Одежда его напоминала прошлое XVIII столетие.
Писатель Александр Герцен вспоминает: «Доктор Гааз был крайне странный человек. Худой старик с восковым лицом, в черном фраке, коротких штанах, черных шелковых чулках и туфлях с пряжками. Казалось, что он вышел из какой-то драмы XVIII столетия» [3]. Одновременно с Гаазом жили и творили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. Возможно, кого-то из них он знал. Имя доктора Гааза упоминается в произведениях Достоевского: «...В Москве жил один старик с немецким именем. Он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам. Звал их всех голубчиками. Он говорил с ними, как с братьями, но и они сами считали его за отца» [5].
В последние годы он жил с одним слугой, не покидавшим его до конца. Все свое состояние Гааз израсходовал на расширение больниц, на лекарства, пищу, одежду и другие пособия для бедняков, арестантов, ссыльных и их семей.
Умер Федор Петрович Гааз в августе 1853 г. на 74-м году жизни. В его каморке не нашли ничего, кроме старого поношенного фрака, дырявых башмаков да подзорной трубы, в которую он ночами любил смотреть на звездное небо. Хоронили его за казенный счет. Провожали его в последний путь 20 тысяч москвичей.
Умер великий филантроп, «Святой доктор Москвы». Половину века он провел в русской столице и никогда не жалел об этом. Его вселенская печаль о судьбах «горемычных» возвышала его как в глазах единомышленников, так и убежденных консерваторов. Немец по происхождению он был истинно русским. Беспредельно терпимый и неподдельно кроткий, он не испытывал ненависти даже к своим противникам и гонителям. Каждый день в продолжение всей своей жизни он осуществлял свой девиз: «Спешите делать добро!».
В 2018 г. была завершена беатификация «Святого доктора Москвы», и Федор Петрович Гааз был причислен к лику блаженных католической церкви [9].
События последних лет, пандемия коронавирус-ной инфекции обострили кризис современного техногенного общества. Сегодня мы пришли к пониманию важности сохранения духовной культуры на традиционных нравственных основах. Подвижничество Ф.П. Гааза - это тот идеал, к которому стремится современное общество, идеал деятельно-преобразующего предназначения человека.
Ф.П. Гааз, глубоко верующий христианин, но не проповедник христианского смирения. Он пытался изменить условия и обстоятельства жизни, преоб-
разовать и улучшить социальную среду. В этом деле
он опередил своих современников на два столетия.
Литература
1. Вознесенский, С.А. Доктор Федор Петрович Гааз -символ российской тюремной медицины / С.А. Вознесенский // Российский тюремный журнал. - 2009. -№ 1. - С.1-6.
2. Куликов, Ю.Г. Ф.П. Гааз. Мое путешествие на Александровские воды. Из истории Александровских вод / Ю.Г. Куликов, Л.В. Жарова, Т.Л. Черноситова. - Ставрополь: Книжное издательство, 1989. - С.29-51.
3. Герцен, А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. - Москва: Художественная литература, 1969. - Ч. 1-5. - 928 с.
4. Данилов, Ю.Е. Справочник по курортологии и курор-тотерапии / Ю.Е. Данилов, П.Г. Карфиса. - Москва: Медицина, 1973. - 558 с.
5. Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. / Ф.М. Достоевский. - Москва: Правда, 1982. - Т. 7. - 320 с.
6. Кони, А.Ф. Избранные произведения: в 2 т. / А.Ф. Кони. -Москва: Госюриздат, 1959. - Т. 2. Воспоминания. -С.340-349.
7. Кони, А.Ф. Федор Петрович Гааз: Биографический очерк / А.Ф. Кони. - Москва: Медицина, 1987. - 136 с.
8. Окуджава, Б.Ш. У Гааза нет отказа / Б.Ш. Окуджава // Наука и жизнь. - 1980. - № 12. - С.130-137.
9. ТАСС: Ватикан консультируется с РПЦ по вопросу канонизации доктора Гааза. - Москва. - URL: https://tass. ru/obschestvo/8163501
References
1. Voznesenskii, S.A. Doktor Fedor Petrovich Gaaz - simvol rossiiskoi tyuremnoi mediciny / S.A. Voznesenskii // Rossiiskii tyuremnyi zhurnal. - 2009. - № 1. - S.1-6.
2. Kulikov, Yu.G. F.P. Gaaz. Moe puteshestvie na Aleksan-drovskie vody. Iz istorii Aleksandrovskih vod / Yu.G. Kulikov, L.V. Zharova, T.L. Chernositova. - Stavropol': Knizhnoe izdatel'stvo, 1989. - S.29-51.
3. Gercen, A.I. Byloe i dumy / A.I. Gercen. - Moskva: Hu-dozhestvennaya literatura, 1969. - CH. 1-5. - 928 s.
4. Danilov, Yu.E. Spravochnik po kurortologii i kurortoterapii / Yu.E. Danilov, P.G. Karfisa. - Moskva: Medicina, 1973. -558 s.
5. Dostoevskii, F.M. Sobr. soch.: v 12 t. / F.M. Dostoevskii. -Moskva: Pravda, 1982. - T. 7. - 320 s.
6. Koni, A.F. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. / A.F. Koni. - Moskva: Gosyurizdat, 1959. - T. 2. Vospominaniya. - S.340-349.
7. Koni, A.F. Fedor Petrovich Gaaz: Biograficheskii ocherk / A.F. Koni. - Moskva: Medicina, 1987. - 136 s.
8. Okudzhava, B.Sh. U Gaaza net otkaza / B.Sh. Okudzhava // Nauka i zhizn'. - 1980. - № 12. - S.130-137.
9. TASS: Vatikan konsul'tiruetsya s RPC po voprosu kanonizacii doktora Gaaza. - Moskva. - URL: https://tass. ru/obshchestvo/8163501