Научная статья на тему 'Доктор Чехов (1860-1904)'

Доктор Чехов (1860-1904) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
684
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доктор Чехов (1860-1904)»

Из истории медицины

Антон Павлович Чехов

Доктор Чехов (1860-1904)

Антон Павлович Чехов не любил юбилеи — это хорошо известно! Весьма иронично относился он и к юбилеям, и к юбилейным датам своего творчества, полагая, что его имя вскоре предадут забвению. Здесь он ошибся: 150-летний юбилей великого писателя был отмечен самым масштабным образом: публикации, фильмы, передачи на радио и телевидении, торжественные вечера в библиотеках и театрах и, наконец, встреча президента России Д. А. Медведева с мировой театральной элитой в Таганроге, в здании гимназии, где учился юбиляр.

Свое отношение к медицине А. П. Чехов выразил в известной шутливой фразе, которую любил повторять: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница». Действительно, как хороший врач подходит к больному, тщательно и всесторонне осматривая его, так подходил «медицински мысливший» писатель к людям своей эпохи, с особенным проникновением изображая хмурых, морально искалеченных людей.

На медицинский факультет Императорского Московского университета Антон Павлович поступил 19-летним юношей в 1879 г. О студенческих годах осталось мало сведений. По свидетельству его университетского: товарища невропатолога и психоневролога Григория Россолимо, он был совершенно незаметен среди сокурсников в силу своей чрезвычайной скромности.

Чехову повезло: на медицинском факультете ему в ту пору довелось слушать корифеев медицины: по терапии — Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова, по хирургии — Н. В. Склифосовского, по нервным болезням — А. Я. Кожевникова, по женским болезням — В. Ф. Снегирева, по патологии — А. Б. Фохта, по гигиене — Ф. Ф. Эрисмана и др.

Будучи студентом, А. П. Чехов вплотную занимался медициной на летних каникулах — с 1881 года каждое лето работал в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда у доктора П. А. Архангельского. Окончив же в 1884 г. Московский университет, Чехов вывесил на дверях своей квартиры дощечку — «Доктор А. П. Чехов» и стал принимать приходящих больных и посещать больных по вызовам. Богатая врачебная практика Чехова не была лишена тревог, о чем свидетельствуют его письма, отражающие яркие картины трудовых будней.

Стоит отметить, что сохранившаяся переписка писателя со своими товарищами огромна (опубликовано в разных изданиях около 2200 чеховских писем), среди адресатов писем много врачей: Г. И. Россолимо, П. И. Куркин, М. А. Членов, сестры Е. М. и Н. М. Линтваревы, Н. П. Коробов, Н. П. Оболонский, А. И. Смагин, Л. В. Средин, П. Р. Розанов, Л. Б. Бертенсон.

После окончания университета Чехов задумал написать историю врачебного дела в России, намереваясь, вероятно, представить этот труд как докторскую диссертацию. Задумка не увенчалась успехом, однако, собранные материалы сохранились (в Центральном архиве) и помечены 1884 и 1885 годами.

В 1890 г. Чехов засобирался в важнейшую поездку в своей жизни — на остров Сахалин. Целью врача было возбудить своим описанием Сахалина интерес общества к нему как к «месту невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек». На подготовку к поездке Антон Павлович затратил много труда, собирая нужные ему сведения по этнографии, метеорологии, ботанике, геологии и экономике Сахалина. Он писал в это время: «Целый день сижу, читаю и делаю выписки. В голове и на бумаге нет ничего, кроме Сахалина. Умопомешательство...» Чехов уехал из Москвы. Железной дороги через Сибирь тогда еще не было, и Чехов ехал в кибитке до Амура, потом на пароходе по Амуру и по морю — долгий и длинный путь в 11 000 верст. В письмах Чехова есть сведения о постановке медицинского дела в местах, через которые он проезжал: «Больниц и врачей нет. Лечат фельдшера. Кровопускания и кровососные банки в грандиозных, зверских размерах. Я по дороге осматривал одного еврея, больного раком печени. Еврей истощен, еле дышит, но это не помешало фельдшеру поставить 12 кровососных банок».

Книга «Остров Сахалин» имеет скромный подзаголовок «Из путевых записок». Но по существу она является серьезным социально-психологическим и медикостатистическим трудом. Эта книга настолько всеобъемлюща, так богата цифровыми данными, так стройно построена, что можно удивляться, как мог написать ее молодой врач, не имевший опыта в подобного рода исследованиях.

«Остров Сахалин» представляет и художественную ценность отдельными картинами

сахалинской жизни. Картины эти — жутки, и по ним можно получить представление о тяжелых переживаниях Чехова во время пребывания его среди сахалинских каторжан и поселенцев. «Мое короткое сахалинское прошлое, — писал Чехов известному юристу и писателю А. Ф. Кони, — представляется мне таким громадным, что когда я хочу говорить о нем, то не знаю, с чего начать, и мне всякий раз кажется, что я говорю не то, что нужно». Сам Чехов остался доволен книгой: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учености».

Чехов неоднократно говорил своему товарищу д-ру Г. Россолимо, что он мечтает о чтении студентам курса частной патологии и терапии. Он предлагал так описывать страдания больных, чтобы заставлять своих слушателей переживать эти страдания и вполне понимать их. Но для чтения курса в университете нужна была ученая степень, и Чехов сожалел, что ему не удалось в свое время защитить диссертацию на степень доктора медицины. После поездки на Сахалин А. П. Чехов и Г. И. Россолимо предположили, что как диссертация может быть представлена книга «Остров Сахалин». Однако вопрос о предоставлении врачу такого права был решен отрицательно.

Постепенно Чехов отходил от медицины, все больше становясь профессиональным писателем. Но вспыхнувшая в 1892 году эпидемия холеры не оставила его равнодушным. Врачей в Серпуховском уезде, где в то время жил Антон Павлович, было мало, и население, жившее в плохих санитарных условиях, оказывалось беспомощным в борьбе со страшным врагом. Чехов добровольно взвалил на свои плечи тяжелое бремя земского «холерного» врача. Туберкулезом легких А. П. Чехов заболел в 1884 г. (первое замеченное им кровохаркание). Писатель не любил разговоров о своей болезни и скрывал ее от окружающих. Удивительно, что врач Чехов долгое время, многие годы, не признавал у себя чахотки, которая протекала у него в хронической форме. Но все же в поздних письмах он сообщал о состоянии своего здоровья и об обострении болезни: «Лечение и заботы о своем физическом существовании внушают мне что-то близкое к отвращению. Лечиться я не буду. Воды и хину принимать буду, но выслушивать себя не позволю».

Умер А. П. Чехов 15 июля 1904 года на немецком курорте Баденвейлере. О последних его днях корреспондент «Русских ведомостей» писал со слов лечившего Чехова доктора Шверера: «В ночь с четверга на пятницу, стало очевидным, что катастрофа приближается. Проснувшись в первом часу ночи, Антон Павлович стал бредить, затем пришел в себя и сказал жене, которая клала ему на грудь мешок со льдом: «На пустое сердце льда не кладут».

Материал подготовила Евгения Кореченкова

237

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.