Ю.М. Краснопольский, В.Ю. Балабаньян, Д.Л. Шоболов, В.И. Швец ЛИПОСОМАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В ОНКОЛОГИИ
ООО «Технология лекарств», Москва
Введение. Широко применяемые при лечении онкологических заболеваний препараты цитостатиков сопровождаются высокой системной токсичностью. Для увеличения максимально переносимой дозы и снижения токсических проявлений перспективным является включение лекарственных препаратов в наноконтейнеры, в частности, липосомы.
Цель исследования. Создание липосомальных лекарственных препаратов, содержащих ряд противоопухолевых активных фармацевтических субстанций (АФС): доцетаксела, оксалиплатина и иринотекана.
Материалы и методы. Липосомы получали из природных и синтетических липидов: фосфатидилхолин (ФХ), фосфатидилглицерин (ФГ), фосфатидная кислота, холестерин, дипальмитоил-ФХ, дипальмитоил-ФГ и др. Для создания липосом использовали различные методы их получения и загрузки АФС: прямое включение в липо-сомы; получение комплекса лекарственного средства с липидами с последующим включением в состав липо-сом; использование метода градиента рН и ионной силы и др. Для определения уровня включения АФС в липо-сомы использовали: центрифугирование; гель-хроматографию; ультрафильтрацию.
Результаты и выводы. Степень включения АФС в липосомы составляла от 50 до 94% в зависимости от используемого метода загрузки наночастиц. Проведено изучение оптимальных условий лиофилизации и подбор крипротектора, в качестве которого использованы сахара: лактоза, трегалоза, сахароза. Размер частиц в лиофи-лизированных препаратах сохранен в нанодиапазоне от 100 нм до 185 нм. При проведении лиофилизации «утечка» АФС составляла от 5% до 17% в зависимости от состава препарата. Предложен состав и разработаны основные этапы технологии получения и контроля липосомальных препаратов. Проведено изучение влияния на образование липосом и включение в них АФС ряда факторов: температуры, давления, величины рН, заряда и размера липосом, жирнокислотного состава и продуктов перекисного окисления липидов, соотношения между липидным компонентом и содержанием криопротектора, соотношения липид и АФС, временных и других параметров. В настоящее время проводятся фармакологические доклинические исследования полученных продуктов. В результате проведенных исследований предложены технологические схемы получения липосомаль-ных препаратов для использования в онкологии.
Н.Ю. Кульбачевская, О.И. Коняева, Н.П. Ермакова, И.Б. Меркулова, Т.В. Абрамова, А.А. Сергеев,
К.А. Сережин, А.А. Осипова, В.М. Бухман
ДОКЛИНИЧЕСКОЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО ВОСПРОИЗВЕДЕННОГО ПРОТИВООПУХОЛЕВОГО ПРЕПАРАТА ЦИСПЛАТИНА
ФГБУ «РОНЦИМ. Н.Н. БЛОХИНА» РАМН, Москва
Цель исследования. Сравнительное изучение «острой» и «субхронической» токсичности нового воспроизведенного в ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН противоопухолевого препарата цисплатин (ЦП-В) и циспла-тина (ЦП-Тева) (Фармацевтическое предприятие Лтд., Израиль).
Материалы и методы. Исследования проведены на 70 мышах-самцах гибридах БцОЛ 250 неинбредных крысах-самцах; полученных из разведения ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН. ЦП-В - раствор для инъекций с концентрацией цисплатина 1мг/мл во флаконе по 10 мл, ЦП-Тева - раствор для инъекций с концентрацией цисплатина 0,5 мг/мл, во флаконе по 20 мл. Для идентичности концентраций цисплатин воспроизведенный разводили физиологическим раствором натрия хлорида до концентрации цисплатина 0,5 мг в мл. В опытах по «острой» токсичности препараты вводили мышам однократно внутривенно в дозах от 10 до 20 мг/кг, крысам от 4 до 13 мг/кг. В опытах по «субхронической» токсичности препараты вводили внутривенно ежедневно 3-кратно в 3 суммарных дозах, рассчитанных, исходя из МПД определенной в опытах по «острой» токсичности на крысах: 6,5 мг/кг (МПД), 13,0 мг/кг (2МПД), 3,25 мг/кг (1/2МПД).
Результаты. На основании результатов, полученных при сравнительном изучении «острой» токсичности на мышах и крысах по показателям количественной и качественной токсичности, установлено, что ЦП-В (для мышей ЛДі0=11,79, ЛД50 = 16,44 (13,89 -Н8,99) мг/кг; для крыс ЛДі0=7,11; ЛД50 = 9,34 (8,42 -н0,26) мг/к) и ЦП-Тева (для мышей ЛДі0=12,73; ЛД^ = 16,45 (13,84 ^ 19,05) мг/кг); для крыс Лді0=5,93; ЛД50 = 8,44 (7,58 ^ 9,31) мг/кг практически не отличаются друг от друга. По результатам изучения «субхронической» токсичности установлено, что ЦП-В несколько менее токсичен, чем ЦП-Тева. Так ЦП-Тева, введенный в суммарной дозе 13,0 мг/кг, вызвал гибель 5 из 5 крыс (100%), а ЦП-В в эквивалентной дозе - 1 из 5 крыс (20%). Вместе с тем 4 крысы, пережившие ЦП-В в суммарной дозе 13,0 мг/кг, практически с 14 суток перестали набирать вес и к 30 суткам достоверно отставали от веса контрольных животных. По показателям биомаркеров токсичности (общий белок, количество глюкозы) и морфометрии органов (печень, почки, селезенка) ЦП-Тева в максимальной дозе достоверно сильнее эффекта ЦП-В. По остальным сравниваемым показателям ЦП-В и ЦП-Тева практически не отличаются друг от друга.
Выводы. На основании результатов, полученных при сравнительном изучении «субхронической» токсичности установлено, что ЦП-В менее токсичен, чем ЦП-Тева.
№ 2/том 12/2013
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ