Доклад заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации З.Х. Рустамовой
Уважаемые участники Конгресса, 2003 год ознаменован двумя юбилейными для российского института оценки датами. В 1893 году императором Александром III были утверждены правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами, установившие единый порядок проведения оценочных работ в Российской империи. А в 1993 году, уже в Российской Федерации, была образована первая профессиональная организация оценщиков - Российское общество оценщиков, проведены первые международные семинары по оценочной деятельности. Это и стало началом отсчета процесса становления профессии оценщика в современной России.
Таким образом, 2003 год мы можем считать годом десятилетия оценочной деятельности в Российской Федерации и 110-летия оценочной деятельности в России.
10 лет - срок значительный. Уже можно говорить о некоторых итогах, и на основе их анализа - о перспективных задачах. К настоящему времени оценка является самостоятельным видом деятельности в экономике России. Если в начале 90-х годов ХХ столетия оценка не входила в число предметов высшей школы, то в последние годы вузы ежегодно выпускают сотни специалистов со специализацией «оценка стоимости». К тому же профессия оценщика является одной из самых популярных у абитуриентов.
Сформирована система государственного регулирования оценочной деятельности. В ее основе лежит Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Закон принят в 1998 году по инициативе депутата Государственной Думы Ивана Дмитриевича Грачева. Закон зафиксировал уровень развития оценочной деятельности на тот период. Но главное - он заложил основы для ее дальнейшего развития. Законодательство определяет статус независимого оценщика, требования к результатам его работы, статус отчета об оценке как документа доказательственного значения в случае обязательного произведения оценки.
Важное место законом отводилось решениям Правительства Российской Федерации. Необходимо было определить орган, уполномоченный контролировать оценочную деятельность, порядок лицензирования оценочной деятельности и утвердить стандарты оценки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 году таким органом стало Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России). Первая задача, которую нам необходимо было решить, - это определение требований к образованию специалистов-оценщиков. После всестороннего обсуждения с ведущими образовательными учреждениями были утверждены государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков и требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку оценщиков. Уровень образования специалистов, необходимый для получения лицензии на оценочную деятельность, был приравнен к уровню высшего образования. В этой работе нам существенную помощь оказали Марина Алексеевна Федотова, Александр Алексеевич Кушель, Евгений Иосифович Нейман. В результате были установлены единообразные требования к подготовке оценщиков, и Минимущество России в соответствии с требованием законодательства приступило к согласованию образовательных программ в области оценочной деятельности. К настоящему времени обучать оценке по согласованной с нами программе вправе 70 образовательных учреждений, расположенных на всей территории России.
Без своевременного выполнения этой работы невозможно было обеспечить проведение лицензирования оценочной деятельности, поскольку одним из условий получения лицензии является наличие у работника профессиональных знаний в соответствии с согласованными Минимуществом России программами.
Порядок лицензирования был утвержден Правительством Российской Федерации в июле 2001 года. Благодаря введению федерального порядка, в Российской Федерации сформирован единый рынок оценочных услуг, предотвращена тенденция создания разнообразных региональных и отраслевых порядков регулирования оценочной деятельности. В настоящее время в рамках единых требований на основании федеральной лицензии, как уже было отмечено, оценочную деятельность осуществляют около 6 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Лицензия позволяет осуществлять оценку стоимости оборотоспособных объектов по всей территории России.
Работа по проведению первичного лицензирования характеризовалась необходимостью в сжатый срок предоставить лицензии всем, желающим работать, и соответствовал установленным требованиям. В связи с этим Минимущество России делегировало часть полномочий по лицензированию своим территориальным органам. Это обеспечило нам успешное проведение первичного лицензирования в течение июля-сентября 2001 года. Иногда нам приходилось отказывать в выдаче лицензий. Заявитель либо не имел соответствующего образования в области оценочной деятельности, либо оценочная деятельность не соответствовала целям и задачам, ради которых создавались оценочные компании. В первую очередь это касается учреждений и унитарных предприятий. Правильность наших решений была неоднократно подтверждена судебно-арбитражной практикой.
Начиная с февраля 2002 года, в связи с изменением условий лицензирования согласно новому закону о лицензировании отдельных видов деятельности и спадом первой волны, полномочия по выдаче лицензий были сосредоточены в центральном аппарате Минимущества России. При этом основные функции по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий осуществляют наши территориальные органы.
За время, прошедшее с начала лицензирования, в рамках контрольных мероприятий за соблюдением оценщиками лицензионных требований проведена проверка более 800 оценщиков из 74 регионов России. По итогам проведенных проверок вынесено 150 предупреждений и приостановлено действие 120 лицензий. Действие лицензии приходится приостанавливать за нарушение законодательства при составлении отчетов, отсутствие квалифицированных специалистов в компании, воспрепятствование осуществлению контрольных мероприятий.
С просьбами провести проверки оценщиков к нам зачастую обращаются граждане, которые становятся все более активными потребителями оценочных услуг, т. к. они не могут сами оценить качество работ по оценке. Особенно это важно при разрешении имущественных споров. Например, в случае нанесения ущерба автотранспортным средствам или жилой недвижимости, при разделе имущества, вступлении в права наследования, выкупе акций миноритарных акционеров и в других случаях.
Следующим необходимым шагом в области регулирования оценочной деятельности было утверждение стандартов оценки, без которых лицензирование в значительной мере теряло бы свою эффективность. После всестороннего обсуждения как с саморегулируе-мыми организациями оценщиков, образовательными учреждениями, так и с органами исполнительной власти стандарты оценки были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 2001 года, за 10 дней до вступления в силу Положения о лицензировании. В работе над стандартами нам существенную помощь оказали Игорь Львович Артеменков, Валерий Максович Рутгайзер, Марина Алексеевна Федотова и Евгений Иосифович Нейман. Было разработано несколько вариантов формирования стандартов — от максимально подробного до сжатого.
В результате обсуждения было признано целесообразным сформировать двухуровневую систему: на уровне Правительства Российской Федерации определить наиболее общие требования к процедуре оценки, которые ни у кого не вызывают разногласий, а различные методики подробно описывать в методических рекомендациях, утверждаемых Минимуществом России. В действующих стандартах оценки определены виды сто-
имости объекта оценки, отличные от рыночной, основные понятия, которые мы с вами используем, общие требования к проведению оценки и содержание работ, выполняемых оценщиком.
К настоящему времени в развитие стандартов Минимуществом России утверждены Методические рекомендации об определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности, земельных участков, права аренды земельных участков. Готовятся Методические рекомендации по оценке дебиторской задолженности, по оценке бизнеса. Совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации мы готовим к изданию рекомендации по оценке недр. Таким образом, к 2002 году заложенная в законе об оценочной деятельности система государственного регулирования была сформирована.
Отсутствие длительных традиций оценки в Российской Федерации и сложности формирования достоверной информации о ценах фактически совершаемых сделок обуславливают возникновение многочисленных спорных ситуаций между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в процессе оценки.
Услуги оценщиков востребованы на всей территории Российской Федерации, однако следует учитывать, что существуют серьезные отличия в развитии региональных рынков оценки. На современном этапе государственное регулирование оценочной деятельности пока еще является важным фактором развития рынка оценки. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий является адекватным инструментом установления обратной связи между качеством работы оценщика и возможностью продолжения его работы на рынке.
Несмотря на систематическое усиление требований к оценщикам Минимущество России расширяет область применения оценочной деятельности. Совсем недавно новым лицензионным требованием стало повышение квалификации специалистов-оценщиков один раз в три года. Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации совместно с ведущими образовательными учреждениями установили требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности. В ноябре 2002 года в закон об оценочной деятельности были внесены изменения, способствующие повышению ответственности оценщика за работу по оценке объектов, ужесточающие требования к оценщикам - юридическим лицам к штатному составу сотрудников. Отмечу, что новые нормы не могли появиться в законе сразу, поскольку для введения таких требований необходимо было подготовить достаточное число специалистов на всей территории России.
Вместе с усилением требований к оценщикам в закон об оценочной деятельности внесены изменения, в соответствии с которыми сфера применения оценки расширена. Информация о всех аспектах государственного регулирования оценочной деятельности открыта и публикуется на официальном сайте Минимущества России.
В своем выступлении Фарит Рафикович уже сказал, что в ближайшие годы важнейшими задачами Минимущества России в сфере регулирования оценочной деятельности являются повышение качества оценочной деятельности, точности ее результатов, создание условий для использования результатов оценки в практике принятия управленческих решений и передача функций по регулированию оценочной деятельности общественным организациям. Это общие задачи для всех субъектов оценочной деятельности. В качестве основных направлений решения этих задач я хотела бы выделить следующие:
• развитие информационного обеспечения оценочной деятельности;
• развитие методической базы;
• повышение образования оценщиков;
• совершенствование законодательства, регулирующего оценочную деятельность;
• поэтапный переход от государственного регулирования оценочной деятельности к саморегулированию;
• формирование спроса на услуги оценщиков;
• международное сотрудничество.
Развитие информационного обеспечения оценочной деятельности представляется одним из важнейших резервов повышения качества оценки. Необходимым условием развития рынка оценочных услуг является наличие достоверной информации об объекте оценки и рынке, к которому он относится. Здесь важно взаимосвязанное внедрение в России международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов оценки. В настоящее время эта работа уже ведется как государством, так и бизнес-сообществом. Чем точнее бухгалтерская отчетность сможет передавать текущую ситуацию в организации, тем выше будет качество прогноза ее развития и оценки.
В качестве другого важного ресурса можно рассматривать Федеральную программу «Электронная Россия». В рамках ее реализации необходимо обеспечить возможность доступа оценщиков по определенному регламенту к формируемым массивам информации, необходимой для оценки стоимости. В связи с этим целесообразно участие саморегули-руемых организаций оценщиков в обсуждении путей реализации программы «Электронная Россия». Саморегулируемым организациям оценщиков необходимо самим разработать комплекс мер по формированию специализированных баз данных по оценке. Для того чтобы полученная информация воспринималась потребителями оценочных услуг как достоверная, общие требования к формированию таких баз, например, первичные источники информации, частота обновления информации пока целесообразно утверждать сначала на государственном уровне, а со временем — на уровне саморегулируемых организаций оценщиков.
Развитие методологии оценочной деятельности должно аккумулировать правоприменительную практику, достижение экономической теории и передовой опыт прикладного экономического анализа. Развитие методологии оценки должно осуществляться силами саморегулируемых организаций оценщиков во взаимодействии с образовательными и научными учреждениями, а также с потребителями оценочных услуг.
Думается, что саморегулируемым организациям оценщиков необходимо согласовывать между собой единый план разработки методических рекомендаций. После широкого обсуждения эти рекомендации будут утверждаться Минимуществом России.
В настоящее время издается много литературы по оценке. Выводы авторов и возможности применения новых методов иногда вызывают серьезные дискуссии. В такой ситуации саморегулируемым организациям после обсуждения целесообразно разрабатывать перечни рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по различным направлениям оценочной деятельности.
Необходимо качественное совершенствование профессионального образования оценщиков. Для этого важно следующее:
• взаимодействие образовательных учреждений и саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам контроля качества образования;
• формирование саморегулируемыми организациями рейтинга образовательных учреждений;
• создание системы повышения квалификации преподавательского состава;
• продолжение развития дистанционной формы обучения оценщиков;
• координация деятельности учебно-методических объединений, в которых осуществляется подготовка оценщиков.
Важное место в развитии оценки отводится совершенствованию законодательства. В законах, в которых затрагиваются вопросы, связанные с оценкой стоимости, необходимо привести используемую терминологию и описание процедур определения стоимости в соответствие с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Особенно такая гармонизация законодательства актуальна для законов, принятых до вступления в силу указанного Федерального закона. Чтобы оценка проводилась более корректно, требуется максимально подробное изложение норм законодательства, касающегося этой области.
Сегодня механизм обратной связи между качеством оценки и возможностью дальнейшего осуществления оценочной деятельности основан на контроле за соблюдением оценщиком лицензионных требований и условий.
В связи с реализацией основных мероприятий административной реформы проводится работа по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности. Оценочному сообществу необходимо выработать новый, негосударственный механизм обеспечения обратной связи между качеством оценочных услуг и возможностью осуществления оценочной деятельности, создать соответствующую инфраструктуру на федеральном уровне. Формирование такого механизма связано в том числе с наличием определенного периода истории деятельности оценщика, формированием его репутации.
Очевидно, что необходим закон, регламентирующий деятельность саморегулируемых организаций. Также необходимо становление независимой сертификации специалистов-оценщиков, обеспечивающей персональную ответственность оценщиков.
Минимущество России будет продолжать работу по изменению лицензионных требований, направленных на повышение качества оценки, и созданию предпосылок для перехода на всей территории России к сертификации оценщиков, соответствующей международным требованиям. Такой переход должен быть управляемым, чтобы не нарушалось регулирование рынка оценки. Для решения этой задачи необходимы изучение международной практики добровольной сертификации специалистов-оценщиков, выработка общенациональных форматов сертификации, отмена с учетом форматов сертификации лицензионных требований и условий, и самое главное - правовая и организационная трансформация лицензирования оценщиков в общероссийскую систему негосударственной сертификации и контроля качества работы специалистов-оценщиков.
Саморегулируемым организациям оценщиков должна принадлежать ключевая роль в развитии профессии. Целесообразно разработать критерии, которым должна соответствовать саморегулируемая организация в сфере оценочной деятельности. И важнейшим должно стать наличие эффективной внутренней системы контроля качества работы членов саморегулируемой организации. Саморегулируемым организациям необходимо определить порядок взаимодействия в процессе разработки единых стандартов и методических рекомендаций по оценке, информационного обеспечения оценочной деятельности, сертификации, проведения экспертизы и по другим вопросам, имеющим существенное значение для создания единого рынка.
Важным для развития оценочной деятельности также является участие основных международных профессиональных объединений оценщиков в работе Международного комитета по стандартам оценки и Европейской группе ассоциаций оценщиков.
Рынок подразумевает взаимодействие продавцов и потребителей, поэтому, помимо развития профессии оценщика, нам необходимо содействовать расширению спроса на оценочные услуги с учетом реальных потребностей заказчиков. Также необходимо выработать механизмы взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с различными группами потребителей оценочных услуг по системным вопросам совершенствования оценочной деятельности, что позволит своевременно решать проблемы, возникающие на рынке оценки.
Вот вкратце те направления развития оценочной деятельности, которые обсуждались организаторами Конгресса в ходе работы по его подготовке. Безусловно, в процессе работы Конгресса появятся новые предложения. Их необходимо обобщить и сформировать итоговый документ, в котором будет содержаться программа действий на определенную перспективу для всех участников этого рынка.