ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА ТПП РФ С.Н. КАТЫРИНА НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВЛЕНИЯ ТПП РФ 18 апреля 2011 г.
Уважаемые коллеги!
Закономерно и логично, что первое после VI Съезда заседание правления Торгово-промышленной палаты России мы посвящаем обсуждению задач, которые нам предстоит безотлагательно решать в соответствии с Приоритетными направлениями деятельности Палаты на 2011-2015 годы.
Разумеется, все вы хорошо осведомлены о содержании этого документа, напомню, что прежде чем он был принят на Съезде, проект Приоритетных направлений рассылался во все территориальные палаты, предпринимательские ассоциации и комитеты ТПП РФ. Многие замечания и предложения, поступившие от организаций, образующих единую систему Палаты России, были учтены еще на этапе предсъездовской работы.
Очевидно, что сегодня вряд ли имеет смысл подвергать детальному анализу вопросы, которые требуют решения в каждом из 15 разделов Приоритетных направлений. Тем не менее считал бы уместным привлечь ваше внимание к ключевым точкам приложения наших усилий в текущем году и более отдаленной перспективе.
Главенствующее место в нашей работе, безусловно, должна занять мобилизация всех предприятий и организаций системы Палаты России на деятельное участие в модернизации национальной экономики и всего общества. Мы обязаны закрепить и развить свою деятельность в различных сферах формирования инновационной активности бизнеса, которая характеризовала Торгово-промышленную палату в предыдущее десятилетие и получила
достойную оценку со стороны президента и председателя Правительства России.
Руководствуясь программными документами Съезда, комитетам и департаментам Федеральной палаты, территориальным палатам и всем нашим членским организациям следует интенсифицировать свои действия, направить их на создание деловой среды, в максимальной степени поощряющей инновационную деятельность. Причем такая среда должна давать стимулы для всех без исключения экономических агентов - от крупных корпораций до микропредприятий и бизнес-ангелов.
Первейшим шагом в этом направлении является совершенствование законодательства и правоприменительной практики. На мой взгляд, трудно не согласиться с доводами экспертов, полагающих, что вся российская нормативно-правовая база выстроена под задачи индустриальной экономики, тогда как сегодня требуется перейти к постиндустриальной, инновационной экономике, где нужны совершенно иные законы и правила игры.
Руководство Торгово-промышленной палаты считает необходимым заботиться об улучшении механизмов экспертного сопровождения нормативных правовых актов, предусматривающих защиту конкуренции, создание реальных гарантий прав собственности, проведение промышленной и бюджетной политики, основанной на стратегическом индикативном планировании.
Некоторые специалисты, постоянно сотрудничающие с комитетами ТПП РФ по видам и отраслям предпринимательства, сейчас работают в составе более 20 экспертных групп, сформированных для качественного обновления Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. В конце марта председателю Правительства Российской Федерации был представлен первый промежуточный доклад по этой теме, в августе будет представлен второй вариант доклада, в котором получат отражение мнения и предложения широкого круга специалистов. В этой связи мы обязаны принять меры
к тому, чтобы участие Палаты на всех этапах корректировки Стратегии было заметным и конструктивным.
Кроме того, следует иметь в виду, что в нынешнем году правительство намерено направить в Государственную Думу более 60 проектов федеральных законов, регулирующих основные виды экономической деятельности, в том числе ограничивающие естественные монополии и усиливающие защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общественные слушания и публикация в интернет-ресурсах концепции ряда законопроектов выявили наличие существенных претензий бизнес-сообщества к авторским коллективам, осуществлявшим подготовку документов на нулевой стадии.
Соответствующим комитетам и структурным подразделениям Федеральной палаты предложено в кратчайший срок интенсифицировать взаимодействие с общественными советами и рабочими группами министерств и ведомств, а также профильными комитетами Государственной Думы, иными словами - со всеми теми структурами, которые отвечают за подготовку процедуры согласования и прохождения законопроектов вплоть до вступления их в силу. Этот опыт, вне всякого сомнения, будет использован Палатой и в ходе организации сотрудничества с новым составом Государственной Думы по итогам предстоящей в декабре 2011 г. выборной кампании.
Исключительно важной задачей, которая выдвинулась в число бесспорных приоритетов для всей сети территориальных палат, является налаживание совместно с местными администрациями и структурами гражданского общества постоянного мониторинга практики применения действующего законодательства. В первую очередь речь здесь идет о таких болезненных проблемах, как борьба с коррупцией, доступность и качество государственных и муниципальных услуг, «самочувствие» малого и среднего бизнеса, функционирование судебной системы, динамика розничных цен на товары и услуги.
Опыт работы в плане мониторинга этих и других проблем, который имеется во многих территориальных палатах, и прежде всего в Московской, Псковской, Брянской, Вятской, Ростовской, Челябинской, Кузбасской, Омской, Саратовской, Нижегородской областях, Республики Татарстан, мы будем, как и прежде, изучать, анализировать и содействовать его распространению.
Активизация участия предпринимательского сообщества в модернизации и переводе отечественной экономики на инновационные рельсы неразрывно связана с формированием благоприятного инвестиционного климата. Сегодня политическое руководство страны прямо заявляет о том, что негативные тенденции и факторы в инвестиционной сфере, проявившиеся с наступлением мирового финансово-экономического кризиса, у нас, в России, не только не преодолены, но и набирают инерционное ускорение, что ставит под сомнение саму возможность модернизации.
В минувшем 2010 г. суммарный объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил всего 13,8 млрд долл., что на 2,1 млрд долл. меньше, чем в кризисном 2009 г. Отечественный бизнес рассчитывает на улучшение ситуации, в том числе благодаря открывающимся возможностям, предусмотренным в подписанном 15 апреля 2011 г. на о. Хайнань (Китай) Соглашении о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. На минимальном уровне оказался прирост инвестиций в основной капитал со стороны российских предприятий, а в сравнении с 2008 г. этот показатель оказался на 11% ниже.
Предпринимательское сообщество России с удовлетворением восприняло тот факт, что по итогам заседания президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, состоявшегося 30 марта в Магнитогорске (2011 г.), в списке поручений правительству, направленных на улучшение инвестиционного климата, под номером один значится поручение до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму
снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 г. Подчеркну - на изменении шкалы страховых взносов, прежде всего для малых и средних предприятий, Торгово-промышленная палата Российской Федерации активно настаивала последние два года, аргументированно доказывая, что ставка взносов на уровне 34% непосильна для многих предпринимателей.
Мы ставим перед собой задачу - продолжить совместный с Минфином, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития поиск оптимальных вариантов разрешения этой непростой проблемы, имея в виду, что в данном случае вопрос стоит об устойчивости бюджетных расходов на длительный период без жесткой привязки к конъюнктурным доходам от продажи углеводородов.
Палата в первую очередь исходит из того, что все дополнительные поступления вследствие высоких мировых цен на нефть должны распределяться в следующих равных пропорциях: треть - в резервные фонды, треть - на социальные программы, треть - на финансирование инфраструктурных и инновационных проектов.
Не менее значимая проблема - стимулирование спроса на инновации. В ее решении действия государственной власти, бизнеса и потребителей должны не напоминать известных персонажей басни Крылова - лебедя, рака и щуку, а направляться на установление подлинно партнерских взаимоотношений.
Дирижерский пульт в этом процессе по праву принадлежит государству. В начале марта Федеральная антимонопольная служба вынесла на общественное обсуждение концепцию изменений в закон «О госзакупках», а 31 марта президиум правительства рассмотрел предложение Минэкономразвития о переходе на контрактную систему. Дебаты, развернувшиеся вокруг данных концепций, ведутся главным образом о снижении коррупционной емкости сложившейся модели государственных закупок, что вполне естественно и правомерно.
К сожалению, гораздо меньше внимания было направлено на другой аспект вопроса -
формирование посредством государственного заказа внутреннего рынка инновационной продукции. А ведь действующие в настоящее время процедуры, когда, по существу, в расчет берется только один критерий - цена, не поощряют, а наоборот, затрудняют продвижение такого рода товаров и услуг, которые по определению обладают более высокой добавленной стоимостью и не могут быть дешевле старых образцов. В этой связи вполне разумной представляется идея о том, что при определении начальной цены закупаемой продукции нужно учитывать стоимость всего жизненного цикла продукции и тот экономический выигрыш, который она обеспечит за это время.
Сегодня в научно-экспертном сообществе и деловых кругах все большее число сторонников находит неоднократно обсуждавшаяся нашей Палатой идея о введении системы предварительной квалификации участников торгов при решающем мнении отраслевых предпринимательских объединений, саморегулируемых организаций и территориальных палат. В частности, в последнее время очень активно это предложение поддерживает Министерство транспорта и Росавтодор применительно к проектированию и организации дорожно-строительных работ и эксплуатации автомагистралей.
Разумеется, эти положения необходимо зафиксировать в новой редакции закона, регламентирующего государственные закупки. Следует также в законодательном порядке ввести следующее правило: государственный контракт стоимостью от 50 млн р., не предусматривающий использования инновационных решений и применения новых технологий, не имеет права на жизнь.
Учитывая приоритеты, характеризующие современный этап развития российского государства и общества, а также новые тенденции в посткризисной модели национальной экономики и бизнес-процессах, мы усматриваем необходимость внести некоторые изменения в структуру аппарата ТПП РФ.
Так, целесообразно создать два новых самостоятельных структурных подразделения
- Экспертно-аналитический центр и Департамент содействия инвестициям, а также преобразовать Департамент по работе с объединениями предпринимателей в Департамент по развитию предпринимательства и инновационной деятельности. Такая конфигурация аппарата позволит Федеральной палате более предметно решать задачи и осуществлять функции, вытекающие из решений VI съезда Палаты.
Определенное изменение деятельности уместно на уровне территориальных палат, деловых советов и наших заграничных представительств. Одна из наиболее злободневных проблем, на которых следует сфокусировать внимание этих структур, - реальная помощь отечественным инноваторам в поиске авторитетных иностранных партнеров. Это обязательное условие получения сертификата участника центра «Сколково», дающего существенные налоговые и таможенные преимущества.
И если для крупных российских корпораций привлечение зарубежного партнера не составляет особого труда, то для начинающих компаний, так называемых стартапов (startup), прежде всего из регионов, - эти проблемы оборачивается уже непреодолимой преградой. Зная о возможностях Палаты России, ин-новаторы рассчитывают, что мы поможем им включиться в международное научное и инвестиционное сообщество. Сегодня, 18 апреля, в «Экспоцентре» подписано соответствующее соглашение между Торгово-промышленной палатой России и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково».
Комитетам и департаментам Палаты предстоит сосредоточиться на концептуальном переосмыслении проблемы технического регулирования. Следует признать откровенно: соответствующий закон, принятый в 2002 г., оказался нежизнеспособным. За восемь лет его действия принято менее 20 техрегламентов. Фактически не работают введенные в отраслях 100 тыс. ГОСТов, полторы тысячи ОСТов и несколько сотен тысяч СНИПов, норм и правил.
Все это означает только одно - сегодня наша экономика вообще не имеет технического регулирования, а спешные попытки позаимствовать стандарты Евросоюза, Белоруссии и Казахстана пока не принесли ожидаемых результатов. О какой структурной перестройке экономики, о каких инновациях может идти речь?
Для торгово-промышленных палат издержки на техническое регулирование вносят дезорганизацию в устоявшуюся многолетнюю практику проведения инспекционного контроля качества и безопасности товаров и услуг предпринимательских структур. Ситуация здесь продолжает осложняться. Сегодня даже крупные торговые сети, традиционно выступавшие гарантами высокого качества продовольственных товаров, начинают сдавать позиции.
По итогам прошлого года 25% продуктов в стране, проверенных по линии Рос-потребнадзора и Общества защиты прав потребителей, были признаны негодными к употреблению.
По-видимому, Российской палате совместно с другими предпринимательскими объединениями и иными некоммерческими организациями необходимо в течение ближайшего полугодия внимательно проанализировать как позитивные, так и негативные моменты свершившегося перехода к добровольному порядку сертифицирования продукции, после чего внести в правительство рекомендации об упорядочении этого процесса, естественно, в контексте общих предложений по совершенствованию технического регулирования и организации независимой экспертной деятельности.
Как известно, в выступлениях делегатов и итоговых документах VI съезда Палаты широкий резонанс получили вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса.
Действительно, если мы хотим перевести российскую экономику на инновационную стезю и приблизить ее в структурном отношении к постиндустриальным экономикам, то обязаны предусмотреть системные меры,
направленные на ускорение развития малого и среднего предпринимательства.
Подсчитано, чтобы трудоустроить миллионы работников, высвобождающихся в результате двукратного повышения производительности в промышленности, необходимо ежедневно создавать не менее 150 новых субъектов малого бизнеса, причем не фирм-однодневок, а полноценно действующих малых и средних предприятий.
Новый комплекс мер по подъему этого сегмента экономики будет выработан Палатой к концу мая, а его оглашение приурочено к традиционной ежегодной Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, которая будет проведена в г. Кисловодске.
Но уже сегодня очевидно, что в центре внимания неизбежно окажутся вопросы эффективности использования средств, выделяемых бюджетом на поддержку субъектов «малой экономики», снижения фискального давления, а также последствия возможных изменений в Гражданском кодексе РФ избыточных административных ограничений для начинающих предпринимателей.
Во-первых, мы считаем, что должны быть пересмотрены действующие нормативы резервирования государственных финансовых ресурсов, поступающих из Российского банка развития через уполномоченные коммерческие банки на кредитование малых и средних компаний. В настоящее время половину этих ресурсов банки вынуждены направлять в резервные фонды. Во многом по этой причине расходы на получение государственной поддержки инновационных малых предприятий нередко превышают размеры такой помощи.
Во-вторых, в плане имущественной поддержки субъектов малого бизнеса Палата взаимодействует с группой депутатов Государственной Думы, работающей над законопроектом, предполагающим сделать «малую приватизацию» бессрочной, сократить перечень не подлежащих приватизации объектов и вернуть НДС всем арендаторам, которые уже выкупили свои помещения.
Эти нововведения способны придать, образно говоря, «второе дыхание» Федеральному закону № 159, который во многих территориях выполняется «для проформы». Всего же за время действия данного закона из 5,15 млн помещений, подпадающих под «малую приватизацию», было выкуплено только 17 тыс., что составляет всего 0,33%.
Показательно, что в ряде регионов, исчерпав все способы легального торможения продажи муниципальной недвижимости арендаторам, местные чиновники прибегли к очередному «ноу-хау», инициировав массовую кампанию по дискредитации добросовестных предпринимателей. В муниципальных образованиях Воронежской и Вологодской областей, Республики Татарстан (г. Чистополь), Ставропольского края и др. зафиксированы факты, когда бизнесменов, без малого пять лет исправно плативших арендные платежи, в один момент объявляли злостными должниками, распространителями контрафакта и «уклонистами» от налогов. Территориальные палаты должны поработать с органами прокуратуры по пресечению такого рода безобразий.
В-третьих, Палата солидарна с позицией Минэкономразвития и ряда бизнес-объединений по поводу выдвинутой Советом по кодификации серии новаций в Гражданский кодекс РФ, ужесточающих требования к уставному капиталу юридических лиц. В случае принятия они однозначно окажут негативное воздействие на состояние делового климата в России в целом и развитие малого предпринимательства в частности. А предлагаемое увеличение начального капитала юридических лиц в размере от 100 тыс. до 1 млн р. легко обойдут недобросовестные организаторы фирм-однодневок - этот капитал они без проблем изымут со счета компании буквально на следующий день после их регистрации.
Мы будем рекомендовать законодателям присмотреться к опыту немецкой правовой системы, которая уже перестроилась на упрощенный режим регистрации малых и микропредприятий. С 2008 г. в Германии применяется упрощенная форма общества с огра-
ниченной ответственностью - Mini GmbH, уставный капитал которого начинается от 1 евро, а дальше новая компания обязуется в течение определенного времени отчислять часть своей прибыли на его пополнение вплоть до величины, требуемой законом. Разве такая практика не создает хороших стимулов для начинающих предпринимателей?
Неотъемлемая составляющая модерни-зационных процессов в России - социальная модернизация. О ее чрезвычайной злободневности свидетельствует хотя бы тот факт, что порядка 40% граждан России имеют доходы ниже стандарта экономической устойчивости, который - в отличие от прожиточного минимума - фиксирует не уровень биологической выживаемости людей, а уровень доходов, достаточный для воспроизводства и нормальной жизни семьи. В решении накопившихся социальных проблем государство все отчетливее делает ставку на более эффективное использование возможностей общественных организаций. Как известно, в текущем году на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций по линии федерального бюджета выделено свыше 900 млн р., из которых 600 млн р. направляется непосредственно в субъекты Федерации.
Территориальные палаты призваны тесно контактировать с администрациями, добиваясь прозрачности и целевого характера распределения этих средств.
Далее, государство пошло на то, чтобы у социально ориентированных некоммерческих организаций сохранялось льготное налогообложение. В таких условиях мы нацеливаем территориальные палаты на активизацию взаимодействия со структурами некоммерческого сектора. Палаты могут и должны сыграть ведущую роль в разрабатываемых сейчас в регионах программах привлечения общественных организаций к «развязыванию» проблемных узлов в социальной сфере, и в первую очередь таких, как профилактика социального сиротства, помощь инвалидам, пожилым людям, повышение квалификации кадров некоммерческого сектора. Мы на-
мерены расширить диапазон деятельности фонда «Центр помощи беспризорным детям», уделив особое внимание обучению детей с ограниченными возможностями. Разве это нормально, что не в царской России, а в Российской Федерации XXI в. по статистике из 593 тыс. детей-инвалидов образование на дому или в специальных интернатах получают только около 250 тыс., т.е. меньше половины. Остальным уготована участь остаться неграмотными. А ведь именно образование, сфера подготовки кадров составляют ключевые звенья социальной модернизации, однако работают они, к сожалению, изрядной буксуя. И вот тому подтверждение - в 2010 г. общая доля специалистов с высшим, средним специальным и начальным профессиональным образованием в безработном населении страны достигла 57% - такого нет ни в одной стране мира. Каждый пятый первокурсник, получив студенческий билет по результатам Единого государственного экзамена, провалил свою первую сессию - иначе говоря, оказался неподготовленным к освоению вузовской программы.
К анализу причин невостребованности значительной части молодых специалистов и снижающегося качества образования наша Палата неоднократно обращалась в последние годы, в частности на прошлогоднем июньском заседании правления ТПП РФ. Мы намерены в дальнейшем последовательно реализовать план действий, направленных на повышение вклада системы ТПП РФ в формирование кадрового ресурса модернизации, содержащийся в документах VI съезда. Палата имеет все возможности для того, чтобы стать одной из главных общественных дискуссионных площадок, на которой будет происходить концептуальная отработка всего спектра нормативных актов в образовательной отрасли, в том числе стандартов для выпускных классов, студентов инженерных вузов и квалификаций, специалистов, получающих начальную профессиональную подготовку.
Государство и общество рассчитывают на усиление внимания Торгово-промышлен-
ной палаты к проблемам противодействия коррупции и недобросовестного предпринимательства. Нельзя не видеть, что симбиоз коррумпированного чиновничества и лишенных всяких моральных принципов бизнесменов осваивает все новые доходные ниши, «творчески» используя при этом правовые лазейки и инертность гражданского общества. В настоящий момент, к примеру, под особый «прицел» взята сфера жилищно-коммунального хозяйства. Посмотрите: дошло до того, что президент, премьер-министр напрямую требуют ограничить рост тарифов, а на местах на заявления первых лиц государства реагируют очередным повышением расценок. Особенно упорствуют так называемые управляющие компании, которые уверяют общественность, что они работают с «нулевой» рентабельностью. Но тогда возникает законный вопрос -почему же нет отбоя от желающих заняться столь невыгодным бизнесом? Почему хроники происшествий с использованием бейсбольных бит и огнестрельного оружия переполнены криминальными сюжетами из жизни управляющих компаний-однодневок и лжетовариществ собственников жилья, опережая даже статистику рейдерских захватов предприятий и случаев товарной контрабанды?
Территориальные палаты должны занять наступательные позиции в наведении порядка в жилищно-коммунальном секторе. Они вправе поставить перед властями своего уровня вопрос ребром: неприемлемо продолжать практику, когда региональные энергетические комиссии утверждают тарифы за спиной общественности, идя на поводу у монополистов-коммунальщиков и ресурсо-снабжающих организаций! Стоит также внимательно изучить совместно с Общественной палатой Российской Федерации предложения ввести квалификационные характеристики для управляющих компаний и создать структуры народного контроля для контроля образования тарифов и качества услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Кроме того, обстановка требует от палат более действенно участвовать в реализа-
ции программ энергосбережения и энергоэффективности, что позволит на 40% снизить потери в ЖКХ.
Уважаемые коллеги!
Нам с вами в текущем году и ближайшие годы предстоит отладить внутренние механизмы функционирования системы Палаты России, которые придадут нашей организации больший динамизм и усилят ее влияние на социально-экономические процессы в стране и жизнедеятельность предпринимательского сообщества. Достижению именно этих целей служат те корректировки, которые VI съезд счел необходимым внести в устав Торгово-промышленной палаты России. Главное здесь - достижение разумного баланса между развитием конкурентных начал в деятельности территориальных палат и укреплением основополагающих принципов построения нашей системы, обеспечивающих единство и слаженность работы всего многофункционального организма, каким, безусловно, является Российская палата. На данном этапе, как представляется, наиболее адекватно решению этих задач отвечает прописанная в уставе норма о том, что в числе членов торгово-промышленных палат субъектов Федерации или палат муниципальных образований должно быть не менее двух третей организаций и предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории деятельности соответствующей палаты. Понятно, что наличие такой нормы означает нашу ориентацию на дальнейшее развертывание демократии и партнерских отношений во взаимодействии палат с учетом сложившейся модели государственного устройства. Но, подчеркну еще раз, Палата России будет внимательно наблюдать за происходящими процессами, добиваясь, чтобы состязательность между палатами имела здоровое содержание, а не выливалась в борьбу за членские взносы, не была направлена на переманивание клиентов с хорошими объемами экспортной продукции, подлежащей сертифицированию, под заведомо невы-
полнимые обещания преференций и особого отношения к тем или иным пожеланиям отдельных компаний.
Также прошу обратить внимание на статью 47 устава ТПП РФ, в которой отныне четко определено, что в состав руководящих органов Палаты России не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы.
Полагаю, что до конца года территориальные палаты последуют примеру федеральной, внесут соответствующие поправки в свои уставные документы и будут следовать им на практике. Такой подход вполне вписывается в провозглашенный и реализуемый президентом России курс на освобождение государственных органов и их руководящих работников от несвойственных им дел, связанных прежде всего с предпринимательской деятельностью.
Да, высказываются опасения, что это отрицательно скажется на динамике услуг, оказываемых палатами предпринимателям. Но, как показывает жизнь, подобные опасения не разделяют те руководители, которые убеждены, что главная миссия палат - создание надлежащих условий для честной и прозрачной конкуренции всех рыночных игроков, а не только тех, кто близок к власти или обласкан ею.
В заключение хотел бы сказать следующее. В экономике знаний, к которой движется и должно прийти российское общество, предъявляются повышенные требования к кадрам руководителей и специалистов. И торгово-промышленные палаты в этом смысле не являются исключением. Такое требование обусловлено объективными процессами: по экспертным оценкам, около 80% знаний и компетенций, которые сегодня используются руководителями всех рангов, уже через 10 лет полностью устареют.
Между тем, как показывает анализ, около 80% руководителей территориальных палат имеют образование, полученное ими более 10 лет назад. Так что президиум правле-
ния ТПП России, который с сегодняшнего дня приступит к своей работе, должен будет продумать систему повышения образовательного уровня (в ее широком толковании) и квалификации сотрудников Палаты, более продуктивно используя для этого возможности государственных учебных заведений, бизнес-школ, нашего института и партнерских организаций в зарубежных странах. И, конечно же, каждый из нас пусть вспомнит девиз тех лет, когда мы были пионерами и октябрятами: «Учиться, учиться и еще раз учиться».
Благодарю за внимание!