New university
Economics & Law 2017. № 1 (71)
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF LEGAL REGULATION
УДК 340.12
Е.М. Терехов*
ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МОНИТОРИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается мониторинг интерпретационных актов как самостоятельная разновидность правового мониторинга. Анализируется положительная практика данных правотворческого и правоприменительного мониторинга. Обращается внимание на необходимость ежегодной подготовки итогового аналитического документа о результатах правоинтерпретационной деятельности.
Ключевые слова: юридическая деятельность, правоинтерпретационная деятельность, толкование права, уяснение, разъяснение, интерпретационный акт, интерпретационная практика, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
© Е.М. Терехов, 2017
Б01: 10.15350/2221-7347.2017.1
*Терехов Евгений Михайлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного-правовых дисциплин, Балаковский филиал Саратовской государственной юридической академии, Россия.
Институт правового мониторинга надежно закрепился в отечественной юридической науке и практике. О нем написано немало - чего только стоят исследования одних ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Однако мониторинг актов толкования права (интерпретационный мониторинг) не был объектом анализа со стороны исследователей.
В наши дни полноценное рассмотрение получили мониторинг нормативных правовых актов и мониторинг правоприменительной практики, в то время как мониторингу интерпретационных актов почти не уделено внимания. Это является серьезной проблемой, поскольку, во-первых, юридическая деятельность в самом общем виде подразделяется на правотворческую, правоинтерпре-тационную, правоприменительную, а во-вторых, правоинтерпретационная деятельность всегда ока-
зывает воздействие на правоприменение (способна корректировать его ход) и правотворчество (результаты работы Конституционного Суда РФ подлежат обязательному учету законодателем).
Мониторинг интерпретационных актов (интерпретационный мониторинг) представляет собой направление работы по сбору, обобщению и анализу интерпретационных актов, осуществляемое субъектами юридической деятельности с целью совершенствования интерпретационной практики.
Он позволяет оценить эффективность работы субъектов правоинтерпретационной деятельности, а также способствует единству интерпретационной практики, что положительно сказывается на последующем применении законодательства РФ. Его результат определяется слаженностью взаимодействия всех субъектов юридической деятельности.
Новый университет
Экономика и право 2017. № 1 (71)
ISSN 2221-7347
Мониторинг актов толкования права, как разновидность правового мониторинга, привлекающая в последние годы все большее внимание исследователей не лишен проблем, одной из которых выступает необходимость подготовки ежегодного документа о его состоянии.
Доклады о состоянии юридической практики служат основным итогом правового мониторинга и интерпретационного, в частности.
Рассмотрим ситуацию на примере правотворческого и правоприменительного мониторинга.
Правотворческий мониторинг (мониторинг нормативных правовых актов) проводится соответствующими субъектами при подготовке и принятии нормативного правового акта для дальнейшего совершенствования правотворческой практики. По его завершении готовится доклад о состоянии законодательства в РФ [1] либо отчет о состоянии российского законодательства [2]. В субъектах РФ выходят аналогичные документы. К примеру, Мособлдумой ежегодно издаются постановления «О докладе о состоянии законодательства Московской области» [3]; Самарской Губернской Думой принимается доклад «О состоянии законодательства Самарской области» [4]; Законодательным собранием Ленинградской области издается доклад «О состоянии законодательства Ленинградской области» [5] и т.д.
Вышеуказанные документы служат итогом проведенного правотворческого мониторинга за отчетный период (как правило, год), выступают основными показателями законотворческой деятельности, определяют тенденции и перспективы развития и совершенствования федерального и регионального законодательства России. Результаты правотворческого мониторинга имеют неоценимое практическое значение, ведь именно они берутся за основу модернизации нормативных правовых актов. Также они полезны при разработке доктринальных документов, например, Концепции правового мониторинга РФ, проекта Концепции правотворческой политики в РФ [6] и т.д.
Правоприменительный мониторинг (мониторинг актов правоприменения) проводится соответствующими субъектами при реализации нормативного правового акта для дальнейшего совершенствования правоприменительной практики.
Правительство РФ готовит «Доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ» [7]. Не отстают в этом вопросе и субъекты РФ. К примеру, в Ярославской области издается «Доклад органов государственной власти Ярославской области о результатах мониторинга правоприменения» [8]; в Волгоградской области издается «Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Волгоградской области» [9]; в Новосибирской области издается «Доклад о результатах монито-
ринга правоприменения в Новосибирской области» [10] и т.д.
На федеральном уровне, данные аналитические документы предоставляются ежегодно. На уровне субъектов дело обстоит немного хуже, однако имеется устойчивая тенденция к увеличению числа подготавливаемых докладов. Так, динамика подготовки докладов в регионах РФ выглядит следующим образом: 2005 год - 5; 2006 год - 12; 2007 год - 15; 2008 год - 19; 2009 год - 20; 2010 год -31 [11, с. 27].
Исследуемые аналитические документы имеют важное теоретическое и практическое значение, а работа по их изданию, безусловно, должна обладать систематической направленностью.
С учетом того, что по итогам правотворческого мониторинга предоставляется доклад (отчет) о состоянии законодательства в РФ, а по итогам правоприменительного мониторинга предоставляется доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ, целесообразно по результатам интерпретационного мониторинга предоставлять доклад о состоянии правоинтерпретационной деятельности в РФ, имеющий публичный характер и позволяющий субъектам правотворческой и правоприменительной деятельности ежегодно знакомиться с ситуацией в сфере толкования правовых норм, а также оперативно изучать все изменения, происходящие в ней.
Ю.Г. Арзамасов и Я.Е. Наконечный подчеркивают, что эффективной комплексной формой обобщения и обнародования результатов мониторинга становятся ежегодные доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации о состоянии законодательства [12, с. 20]. В докладах (отчетах) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, касающихся вопросов оптимизации правотворческой деятельности, имеется раздел, посвященный мониторингу актов толкования права, вынесенных Конституционным Судом РФ. В 2014 году требовалось исполнение 39 постановлений Конституционного Суда РФ, по 25 постановлениям в Государственную Думу РФ внесены законопроекты, Правительством РФ ведется работа по реализации 14 судебных актов [13, с. 67]. В 2015 году требовалось исполнение 32 постановлений Конституционного Суда РФ, по 17 постановлениям в Государственную Думу РФ внесены законопроекты, Правительством РФ ведется работа по реализации 15 судебных актов [14, с. 277]. Однако наличие раздела о мониторинге актов толкования права отдельными субъектами правоинтерпретационной деятельности не должно подменять издание итогового документа, отражающего данные мониторинговой оценки в сфере правоинтерпретационной деятельности.
Доклад о состоянии правоинтерпретационной деятельности в РФ позволит органам судеб-
New university
Economics & Law 2017. № 1 (71)
ISSN 2221-7347
ной власти, органам законодательной власти, органам исполнительной власти, органам прокуратуры и всем заинтересованным лицам получать систематизированную информацию о действующих и недавно принятых интерпретационных актах, имеющихся противоречиях в них, а также оценивать в смысловом выражении итоги нормотворче-ской деятельности.
Его подготовка будет способствовать: получению информации о тенденциях развития правоинтерпретационной деятельности на федеральном и региональном уровнях; оказанию корректирующего воздействия на правотворческую и правоприменительную практику; оценке эффективности нормативного правового регулирования; анализу результата работы по взаимодействию субъектов юридической деятельности.
Доклад о состоянии правоинтерпретаци-онной деятельности в РФ должен быть подготов-
лен с учетом информационно-аналитического отчета об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства [15]. Мониторинг интерпретационных актов Конституционного Суда РФ, притягивает повышенное внимание законодательных органов РФ, поскольку его выводы направлены в сторону совершенствования качества нормативно-правовой базы РФ. Данная информация находит отражение и в отдельных пунктах докладов о состоянии законодательства в РФ.
Таким образом, подготовка доклада о состоянии правоинтерпретационной деятельности в РФ должна стать логическим завершением мониторинговой оценки правоинтерпретационной деятельности, по итогам которой должны быть определены проблемы в указанной сфере юридической деятельности и предложены пути их последующего преодоления.
Библиографический список
[1 ] Доклад СФ ФС РФ 2012 года «О состоянии законодательства в РФ». М., 2013.
[2] Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году / Отв. ред. А.А. Клишас и В.Н. Плигин. М., 2014.
[3] Постановление Мособлдумы от 19.02.2015 г. № 19/116-П «О докладе о состоянии законодательства Московской области за 2014 год» // www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2016 г.).
[4] Доклад Самарской Губернской Думы «О состоянии законодательства Самарской области в 2014 году». Самара, 2015.
[5] Доклад Законодательного собрания Ленинградской области «О состоянии законодательства Ленинградской области в 2014 году». СПб., 2015.
[6] Проект Концепции правотворческой политики в РФ / Разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. М., 2011.
[7] Доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2014 год // www.consultant.ru (дата обращения 06.10.2016 г.).
[8] Доклад органов государственной власти Ярославской области о результатах мониторинга правоприменения за 2014 год // www.yarregion.ru (дата обращения 31.10.2016 г.).
[9] Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Волгоградской области, осуществленного в 2014 году // www.volganet.ru (дата обращения 31.10.2016 г.).
[10] Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Новосибирской области за 2014 год // www.minjust.nso.ru (дата обращения 31.10.2016 г.).
[11] Горохов Д.Б., Каширкина А.А., Морозов А.Н. и др. Механизм правового мониторинга: Научно-практическое пособие / Отв. ред. А.В. Павлушкин. М., 2013.
[12] Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов. М., 2011.
[13] Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году / Отв. ред. А.А. Клишас и В.Н. Плигин. М., 2014.
[14] Отчет о состоянии российского законодательства в 2015 году / Отв. ред. А.А. Клишас и В.Н. Плигин. М., 2016.
[15] Информационно-аналитический отчет об исполнении решений КС РФ в 2015 году «Об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в
2015 году» // www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2016 г.).
***
UDC 340.12
E.M. Terekhov
REPORT ON THE STATUS LAW-INTERPRET ACTIVITY AS A RESULT OF THE MONITORING EVALUATION LAW-INTERPRET ACTIVITIES
In article deals with monitoring interpretive acts as an independent kind of legal monitoring. It analyzes the positive practice of lawmaking and law enforcement monitoring data. Is paid attention to the need for the annual preparation of the final document on the results of the analytical law-interpret activities.
Кеуп>ог^: legal activities, law-interpret activities, interpretation of law, clarification, explanation, interpretative act, interpretive practice, the Constitutional Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation.