Научная статья на тему 'Доклад М.Н. Круглова на Международной конференции по архитектуре музейных
зданий (Италия, 1961 г.)'

Доклад М.Н. Круглова на Международной конференции по архитектуре музейных зданий (Италия, 1961 г.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура музеев / новое здание Третьяковской галереи / Ле Корбюзье / Филип Джонсон / architecture of museums / the new building of the Tretyakov gallery / Le Corbusier / Philip Johnson

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожевников Александр Михайлович

В публикации представлены материалы о посещении советским архитектором М.Н. Кругловым Международного конгресса ICOM (Международного объединения музеев при ЮНЕСКО) по архитектуре музей- ных зданий, проходившего в Италии в 1961 году. Уникальным событием стала встреча Михаила Николаевича Круглова с Ле Корбюзье. В статье впервые представлен материал из личных записей М.Н. Круглова и сохранив- шихся публикаций о подробностях этой уникальной конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An architect M.N. Kruglov’s speech at the International conference on the architecture of Museum buildings (Italy, 1961)

The publication contains materials about the visit of the Soviet architect M.N. Kruglov to the International Congress of ICOM (International Council of museums under UNESCO) on the architecture of Museum buildings, held in Italy in 1960. A unique event was the meeting of Mikhail Nikolayevich Kruglov with Le Corbusier. The article presents for the first time the material from M.N. Kruglov's personal records and extant publications about the details of this unique conference.

Текст научной работы на тему «Доклад М.Н. Круглова на Международной конференции по архитектуре музейных зданий (Италия, 1961 г.)»

А.М. Кожевников DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10027

A.M. Kozhevnikov

Доклад М.Н. Круглова на Международной конференции по архитектуре музейных зданий (Италия, 1961 г.)

An architect M.N. Kruglovs speech at the International conference on the architecture of Museum buildings (Italy, 1961)

Ключевые слова: архитектура музеев, новое здание Третьяковской галереи, Ле Корбюзье, Филип Джонсон. Keywords: architecture of museums, the new building of the Tretyakov gallery, Le Corbusier, Philip Johnson. Аннотация: В публикации представлены материалы о посещении советским архитектором М.Н. Кругловым Международного конгресса ICOM (Международного объединения музеев при ЮНЕСКО) по архитектуре музейных зданий, проходившего в Италии в 1961 году. Уникальным событием стала встреча Михаила Николаевича Круглова с Ле Корбюзье. В статье впервые представлен материал из личных записей М.Н. Круглова и сохранившихся публикаций о подробностях этой уникальной конференции.

Abstract: The publication contains materials about the visit of the Soviet architect M.N. Kruglov to the International Congress of ICOM (International Council of museums under UNESCO) on the architecture of Museum buildings, held in Italy in 1960. A unique event was the meeting of Mikhail Nikolayevich Kruglov with Le Corbusier. The article presents for the first time the material from M.N. Kruglov's personal records and extant publications about the details of this unique conference.

Публикация продолжает серию публикаций-исследований [3] творчества советского архитектора М.Н. Круглова по материалам, сохранившимся в его семейном архиве. Архитектор Михаил Николаевич Круглов известен по работе в школе-мастерской академика И.В. Жол-тов ского [1, 6], а в по следующие годы как руков одитель магистральной мастерской №9 института по проектированию жилищно-гражданского строительства в городе Москве «Моспроект» [2].

С 1957 года совместно с архитекторами Н.П. Сукоя-ном 1 и Ю.Н. Шевердяевым 2 Михаил Николаевич Круглов работал над проектом Государственной Третьяковской галереи и Выставочного зала (рис. 1).

В 1961 году его вместе с директором Третьяковской галереи П.И. Лебедевым 3 пригласили принять участие в конгрессе ICOM (Международного объединения музеев при ЮНЕСКО) [4], который был посвящен архитектуре музейных зданий. Конгресс проходил в конце мая в итальянских городах Турине, Генуе и Милане. На конгресс съехалось больше ста делегатов от 17 стран, не считая большого количества гостей - итальянских работников музеев и архитекторов.

Торжественное открытие Конгресса состоялось в 10 часов утра 23 мая 1961 года в Турине, в аудитории Музея современного искусства (Unione Indusriale, Via Fanti 17), построенного в 1959 году по проекту архитекторов Басси и Боскетти. Заседания конгресса начались с доклада директора ICOM Ривьера (G.H. Riviere) и генерального секретаря Международного Союза Архитекторов Пьера Ваго (Pierre Vago). Доклад назывался

1 Николай (Пагос) Петрович Сукоян (1915-2009) - советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР.

2 Юрий Николаевич Шевердяев (1909-2000) - советский и российский инженер-архитектор и преподаватель, доктор технических наук, профессор. Заслуженный архитектор РСФСР (1969 г.).

3 Поликарп Иванович Лебедев (1904-1981) - советский партийный и государственный деятель, председатель Комитета по

делам искусств при Совете Министров СССР (1948-1951 гг.), директор Третьяковской галереи (1939-1941, 1954-1979 гг.).

«Программа и проект; соответствующая роль архитектора, хранителя музея и руководящих органов». В докладе были изложены основные черты западного музея. В нем выдвигался основной принцип музея, заключенный в легкой изменяемости, трансформации его внутренней планировочной структуры. Среди участников конгресса этот тезис нашел как сторонников, так и противников. Аргументы противников сводились к нежеланию превращать пространство музея в выставочный зал, они считали, что постоянные посетители музея хорошо знают его структуру, имеют любимые залы. По их мнению, неизменяемость музея вызывает к нему уважение. В докладе также говорилось о требованиях, предъявляемых к интерьеру музея: архитектура экспозиционных залов должна быть предельно простой и «стерильной». Авторами доклада осуждались как любые формы исторического декора в залах искусства прошлого, так и активность современного архитектурного языка, отвлекающая внимание от экспонатов. Много места в докладе уделялось «драматическим конфликтам» между требованиями музейных работников и замыслами архитекторов.

На следующий день, 24 мая, доклад на тему «Исторические архитектурные памятники прошлого как место современного музея: принципы, проблемы, опыт» был зачитан двумя крупнейшими музейными деятелями Италии - профессором Бруно Молажоли (Bruno Molajoli), главным директором музея Каподимонте 4 в Неаполе, и архитектором Франко Альбини (Franco Albini). В докладе говорилось о приемах, при помощи которых архитекторы Италии, не нарушая облика старинных зданий, создали ряд музеев, отвечающим современным требованиям. Франко Альбини проанализировал с современной точки зрения несколько приемов

4 Музей Каподимонте (итал. Museo di Capodimonte) - Национальные музей и галерея Каподимонте (итал. Museo e Gallerie Nazionali di Capodimonte) - художественный музей в Неаполе. Музей расположен в бывшем дворце (летней резиденции) Бурбонов.

приспособления старинных зданий и экспозиций художественных собраний в старинных помещениях: Музей Сан Маттео в Пизе, музей Каподимонте, Музей Сабауда 1 в Турине, Кастелло Сфорцеско 2 в Милане. После доклада участники конгресса посетили Международную выставку труда «Италия-61», организованную во Дворце труда, построенного по проекту инженера-архитектора Луиджи Нерви 3(рис. 2).

Рис. 1. Проект Государственной Третьяковской галереи и Выставочного зала. Авторы проекта Ю.Н. Шевердяев, Н.П. Сукоян, М.Н. Круглов. 1963 г.

б)

Рис. 2: а) Дворец труда. Инженер-архитектор Л. Нерви, б) Милан (фотографии М.Н. Круглова, 1961 г.)

1 Музей Сабауда в Турине (итал. Galleria Sabauda). Здесь собраны самые уникальные художественные произведения Италии. Галерея была основана в 1833 году.

2 Кастелло-Сфорцеско - замок Сфорца (итал. Castello Sforzesco) -резиденция миланских герцогов династии Сфорца в Милане. Отстроен Франческо Сфорца в середине XV века. Ныне в замке Сфорца находится группа музеев: Древнего Египта, доисторический, музыкальных инструментов, посуды и ряд других.

3 Пьер Луиджи Нерви (Pier Luigi Nervi, 1891-1979) - итальянский инженер и архитектор, прозванный «поэтом железобетона». Изобрел и ввел в строительную практику армоцементные конструкции.

В этот же день в одной из аудиторий Музея автомобиля (Museo dell Automobile, Corso Polonia) состоялся доклад наших соотечественников «Проект нового здания Государственной картинной галереи СССР». Доклад был разбит на две части. Директор Третьяковской галереи П.И. Лебедев рассказал о программе и требованиях, предъявляемых к этому зданию, а один из авторов проекта архитектор М.Н. Круглов представил сам проект, показав его на диапозитивах. Оба доклада заняли 45 минут. Доклад был выслушан с большим вниманием. На него были отпечатаны специальные пригласительные билеты (помимо общего приглашения на все заседания конгресса). Сразу после доклада директор ICOM Ривьер поздравил его авторов и предложил опубликовать его как в журнале ICOM «Музеум», так и в других изданиях. Во время встречи с итальянскими архитекторами, членами общества «Италия - СССР», авторы доклада выслушали весьма положительные отзывы о проекте и ответили на вопросы, касающиеся его. Итальянские архитекторы были удивлены масштабами посещаемости музеев в СССР. Их поразили параметры проекта, принятые на основе научного изучения опыта Третьяковской галереи. Многие говорили, что такое огромное здание может быть сооружено только в Стране Советов. На следующий день о проекте написали в итальянских газетах.

Вот как описал журналист Луиджи Карлуччио в статье «Интересные встречи на конгрессе Международного Совета Музеев»: «Вчера с большим интересом ожидали доклада советских представителей: искусствоведа -директора Третьяковской галереи в Москве - Лебедева и Круглова, главного архитектора проекта, мастерской, проектирующей новое здание галереи, предназначенное для собрания русского искусства, начиная с иконописи до современного социалистического искусства.

Речь идет о грандиозном проекте здания, занимающего площадь в пятьдесят тысяч квадратных метров. Это здание представляет собой большой прямоугольник - 108 м х 252 м, высотой 3 этажа. Оно располагается вокруг трех дворов, открывающихся по фасаду. Лекционный зал рассчитан на 500 мест, библиотека на 100 тысяч томов, гардероб предусмотрен на единовременное посещение около 8000 человек.

Рис. 3. Ле Корбюзье. Эскиз к проекту Монданеума. 1929 г.

Западных участников конгресса особенно интересовал архитектонический аспект здания. Диапозитивы макетов выявили идею необычайной простоты и сосредоточенности на самом существе здания. Никаких гребней на крыше, никаких арок, никаких колонн, никаких тимпанов и фронтонов. Это здание почти что может служить признаком художественной оттепели. Громадная масса белого, естественного камня, которая своим расположением частей выражает во внешнем виде внутреннее содержание. Внутри здания имеется множество помещений для отдыха, окна которых выходят на окружающий здание пейзаж: с одной стороны, на Москва реку, с другой на зелень садов. Простой рисунок здания увеличивает естественную прелесть окружающего пейзажа - вновь созданного парка, одного из ряда парков, идущих от Ленинских гор до центра Москвы»1.

На третий день работы конгресса (25 мая) хранитель музея Альберт Парр (Albert E. Parr) и архитектор Филип Джонсон (Philip Johnson) 2 прочитали доклад «Музеи и современная архитектура». Джонсон резко критиковал музей Гуггенхайма в Нью-Йорке 3, построенный по проекту выдающегося архитектора Ф.Л. Райта 4, обвиняя его в пренебрежении функцией и в непонимании природы музея. Джонсон дал высокую оценку проекту советских коллег, увиденному днем ранее. «Он отметил его как весьма положительный пример, говорящий о том, что в Советском Союзе в музейном строительстве осуществляются принципы классической ясности и строгости плана и архитектурной формы» 5. В заключении доклада он показал план классического здания с осевой композицией и круглым двором в середине и сказал: «Вот самая современная тенденция архитектуры музея. Подобный план, но решенный в предельно облегченных, современных конструкциях, без лишних опор, без лишнего материала, как нельзя лучше отвечает современному образу и функции музея».

После заседания Михаил Круглов подробно рассказал детали проекта Филипу Джонсону. Джонсон дал высо-

1 Карлуччио, Луиджи (Luigi Carluccio). Интересные встречи на конгрессе Международного Совета Музеев // Gazzetta del Popolo. - 25 мая 1961 г. - С. 5.

2 Филип Джонсон (Philip Johnson, 1906-2005) - основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века. Лауреат первой Притцкеровской премии (1979 г.).

3 Музей Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) - музей искусства в США, созданный меценатом и коллекционером Соломоном Гуггенхаймом. Находится в Нью-Йорке. В июне 1943 года Хилла фон Ребай заказала строительство нового музейного здания 76-летнему Фрэнку Ллойду Райту, самому знаменитому в то время архитектору США.

4 Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867-1959) - американский архитектор. По заключению Американского института архитекторов, Райт - самый влиятельный из всех архитекторов США.

5 Отчет о командировке в Италию на конгресс ИКОМа (ЮНЕСКО) по вопросу "Музеи и архитектура" директора Го-

сударственной Третьяковской галереи Лебедева П.И. и одного

из авторов нового здания Государственной картинной галереи

СССР, главного архитектора проекта Круглова М.Н. (рукопись

из архива М.Н. Круглова).

кую оценку проекта, но были и существенные критические замечания:

«а) буфет, по мнению Джонсона, не следовало размещать в цокольном этаже и из него, по его мнению, должен был быть хороший вид.

б) в ряду экспозиционных зал следовало, по его мнению, несколько чаще делать паузы для отдыха с окнами, которые помогали бы посетителю ориентироваться по отношению к окружающему ландшафту.

в) в части наружной архитектуры следовало бы найти детали, создающие переход от крупного масштаба здания к масштабу человека» 6.

В дальнейшем эти замечания были учтены авторами проекта.

В этот же вечер состоялась беседа с приехавшим на конгресс великим Ле Корбюзье [5]7. Михаил Николаевич Круглов так описал эту встречу [4]:

«Вечером в большом зале, который заполнили не только участники конгресса, но и гости, главным образом архитекторы Турина, состоялась беседа только что приехавшего на конгресс Корбюзье, которая называлась "Точка зрения на архитектуру музеев".

Среднего роста, очень бодрый для своего возраста и собранный, он вошел на трибуну, встреченный бурными и продолжительными овациями. Говорил Корбюзье медленно, разделяя короткие, отрывистые и иногда не очень связанные друг с другом фразы длинными паузами:

"Музеи... Это моя любимая тема... Были музеи королей, принцев - это роскошь... Теперь музеи - это знание...".

После весьма общих мыслей, иногда прописных истин, а зачастую парадоксов, после неожиданных примеров ("один богач в своем личном музее имел как экспонат - рост Наполеона..."), Корбюзье упомянул о павильоне Филипса на Брюссельской выставке 8, который он считает прототипом музея будущего ("поэмой электронных знаний"). Далее он остановился на своих неосуществленных проектах. За трибуной были приколоты большие листы бумаги. Корбюзье взял уголь и цветные мелки и рисунками пояснял свои мысли. Рисунки возникали быстро и красиво заполняли лист. "Здесь - зелень", - говорил Корбюзье и фиолетовым мелком молниеносно рисовал зелень. "Вдали видны Альпы", - он брал оранжевый мелок и рисовал контуры гор. Иногда он тут же писал тезисы. Он рассказал о Монданеуме 9. Этот проект, опубликованный в монографиях о Корбюзье, представляет собой ступенчатую пирамиду - в плане прямоугольную спираль. Посетитель, поднимаясь по

6 Отчет о командировке в Италию...

7 Ле Корбюзье (Ье СогЬш1ег; 1887-1965) - французский архитектор швейцарского происхождения, главный идеолог архитектурного модернизма и функционализма ХХ века, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

8 Павильон Филипс («Электронная поэма») был построен по проекту Ле Корбюзье для Международной Выставки в Брюсселе в 1958 году. Он был рассчитан на 500 зрителей.

9 Всемирный музей Mundaneum (Швейцария, 1929 г.) по проекту Ле Корбюзье предлагалось создать в Женеве для завершения учреждения Лиги Наций в ознаменование в 1930 году десяти лет усилий по обеспечению мира и сотрудничества между нациями.

спирали - пандусу, длина которого 2 км, видит Альпы -природу в наиболее могучем ее выражении. Войдя в музей, он почувствует величие человека в науке, искусстве.

Спираль прямоугольная. Пешеходу свойственно идти прямо, потом он остановится, отдохнет и пойдет по другому направлению. Для человека в машине Корбюзье сделал бы спираль кривой.

Другой проект - это "растущий музей". Тоже прямоугольная спираль, но в одном уровне (на втором этаже). Первый этаж - столбы, в центре поднимается лестница, эскалатор. Посетитель идет от центра по спирали и в конце ее спускается на землю. Эта спираль может удлиняться по мере роста музея. Закончив беседу, Корбюзье поставил в углу листа свои инициалы и дату. Листы с рисунками были бережно унесены.

Выйдя в фойе, озаряемый вспышками фоторепортёров, окруженный густой толпой Корбюзье ставил свои подписи на бумажках, которые к нему протягивали со всех сторон. Нас нашел директор ICOM Ривьер. "Хотите, я представлю вас Корбюзье?" - спросил он. Мы, конечно, хотели. Корбюзье стал вспоминать о своих трёх поездках в Москву, о своём большом друге Эйзенштейне, тепло отозвался о братьях Весниных, вспомнил Щусева, Жолтовского».

В записной книжке, в которую М.Н. Круглов записывал наиболее значимые события конференции, мы читаем текст, переработанный потом для газетной публикации: «...разговор с Корбюзье о Щусеве, которому не понравился музей, который Корбюзье нарисовал ему за обедом, о его друге Эйзенштейне, о Весниных, Жолтовском, о Дворце Советов, о том, что ему ничего не заплатили за макет. Три раза он был в Москве» (расшифровано авт.).

Сам факт встречи молодого советского архитектора в начале 1960-х годов с мэтром мировой архитектуры вызывает огромный интерес. После неприятия проекта Ле Корбюзье на конкурсе на строительство «Дворца Советов» мэтр был сильно уязвлен, а победивший проект Б.М. Иофана охарактеризовал как возвращение в царство пафосной архитектуры былых монархических режимов. В результате до смерти И.В. Сталина он оставался врагом советской власти. Несмотря на этот факт, мы видим по расшифрованным записям, что отношение Ле Корбюзье к Стране Советов и ее архитекторам было крайне дружеским. Это характеризует его как большого Мастера, который был выше политики.

Последующие дни конгресса проходили в Генуе (26 мая) и Милане (27 мая), в котором делегаты осмотрели музей замка Сфорца, реконструируемый в 1957 году. Многие участники конгресса отрицательно отнеслись к новому оформлению залов и экспонатов музея, а именно сомнения вызвали металлические конструкции, поддерживающие фрагменты скульптур. Негативное восприятие было вызвано их слишком активным присутствием в экспозиции экспонатов.

Для знакомства с новыми и реконструируемыми музеями Италии участники конгресса 29 мая разъехались по разным городам. Члены советской делегации вместе с коллегами из Италии, Польши и Югославии совершили путешествие в города Верону, Венецию и Падую.

Большой интерес представляют выводы от общения с зарубежными коллегами по конгрессу, которые определил сам Михаил Николаевич Круглов в своем отчете: «...участие в конгрессе принесло нам весьма большую пользу. Мы познакомились с последними зарубежными достижениями музейного строительства и технологии, из которых многие могут быть с успехом использованы в новом здании Государственной картинной галереи СССР.

Наряду с формалистическими тенденциями как в архитектуре музеев (музей современного искусства в Турине), так и в организации экспозиций (музей замка Сфорца в Милане), в архитектуре и оборудовании новых музеев есть много разумного и поучительного:

1. Организация пространства экспозиционных залов.

а) В ряде музеев, как осуществленных, так и проектируемых, мы наблюдали решение экспозиционных залов с учетом возможных изменений их габаритов в связи с изменением экспозиций. Этот принцип осуществляется при помощи перегородок, лишних каркасных конструкций и специальных гнезд, предусмотренных в полу для их пересечения.

б) Наиболее интересные решения зарубежных музеев дают примеры богатого пространственного разнообразия в решении экспозиции залов. Перепады в уровнях пола, в высоте потолка, свободный план решений как большое целое пространство, без замкнутых комнат-залов - все это дает посетителю смену впечатлений, разнообразие, нарушающее монотонность одинаковых залов. Будучи подчинена экспозиции, подобная система позволит выявить главное, направить внимание посетителя на основные произведения.

2. Освещение экспозиционных залов.

а) Во всех новых музеях большое внимание уделяется решению вопросов естественного освещения экспозиционных залов. Вопрос сводится к созданию максимальной освещенности на экспонате при минимуме освещенности в зоне нахождения зрителя. Мы смогли увидеть и оценить выполненные в натуре различные системы светораспределяющих устройств, направляющих потоки естественного света в нужном направлении. Такие системы как жалюзи, веларии 1, световые экраны, известные нам до этого только по литературе, были нами изучены в их работе.

б) Искусственное освещение в современных музеях смело подключается к естественному и решается каждый раз очень остроумно, в зависимости от экспозиции, дает большой эффект. В первую очередь это относится к скульптуре, для которой направленное искусственное освещение создает необходимое дополнение к рассеянному дневному свету, а также к фрагментам монументальной живописи, фрескам, где свет сосредотачивает внимание зрителя на экспонатах. В ряде случаев искусственный свет подключается к естественному и совпадает с ним по направлению светового потока с тем, что-

1 Веларий (лат. velarium; мн. ч. velaria) - тент или навес, которым в Древнем Риме прикрывали сверху театр или амфитеатр для предохранения зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.

бы был создан незаметный переход к искусственному освещению в вечернее время.

В ряде примеров источники искусственного света почти незаметны и только яркость и активность экспонируемой скульптуры говорит об организованной подсветке.

3. Размещение экспонатов

Главные картины часто располагаются на отдельном стенде среди зала, привлекая внимание посетителя. Иногда, картины размещаются на стендах, расположенных под углами друг к другу и имеющими небольшие "шоры", с расчетом, чтобы посетитель мог видеть только одно произведение. Большое разнообразие имеется в приемах показа скульптур, небольших предметов (миниатюры, малые скульптурные произведения), прикладное искусство».

Полученный опыт Михаил Круглов впоследствии применил в разработке проекта нового здания Государственной картинной галереи СССР.

Автор выражает огромную признательность за предоставление уникального сохранившегося материала

дочери архитектора М.Н. Круглова Елене Михайловне Кругловой.

Список цитируемой литературы:

1. Архитектор Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959): Архит. мастерская-школа И.В. Жолтовского (1945-1959): Каталог-путеводитель по фондам музея / Гос. н.-и. музей архитектуры им. А.В. Щусева; сост. О.М. Зюскевич, Н.И. Фи-люкова. - Москва: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1985. - 109 с.: ил.

2. Архитектор Михаил Николаевич Круглов. - Москва: Союз архитекторов СССР, 1976. - 52 с.

3. Кожевников А.М. Творческая династия семьи Кругловых / А.М. Кожевников. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). - URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/01_kozhevnikov/index.php (дата обращения: 17.04.2020).

4. Круглов М.Н. Архитектура современного музея / М.Н. Круглов // Моспроектовец. - 18.09.1961.

5. Ле Корбюзье Ш.Э. Архитектура XX века / Шарль Эдуард Ле Корбюзье; пер. с фр., под ред. и с послесл. К.Т. Топуридзе. - 2-е изд. - Москва: Прогресс, 1977. - 303 с.: ил.

6. Хан-Магомедов С.О. Иван Жолтовский / С.О. Хан-Магомедов. -Москва: С.Э. Гордеев, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-91566-036-5

М.В. Евстратова, А.С. Якунина DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10028

M.B. Evstratova, A.S. Yacunina

Архитектор Гунькин Г.И. Творческий портрет An architecture G.I. Gunkin in terms of creativity

Ключевые слова: Гунькин Г.И., библиотека МАРХИ, заведующий библиотекой, Московский архитектурный институт, архитектор.

Keywords: Gunkin G.I., MAI library, head of the library, Moscow Architectural Institute, architect. Аннотация: В публикации рассматривается творческая деятельность выпускника Московского архитектурного института Гунькина Георгия Ивановича (1911-1993). Особое внимание уделяется его работе в МАРХИ. Abstract: In the publication the creative activity of the graduate of MAI, Gunkin Georgy Ivanovich is considered. Highlights historical information about life and activities. Special attention is paid to his work as the head of the scientific library of MAI.

Гунькин Георгий Иванович был специалистом широкого профиля. На протяжении своей творческой деятельности он занимался изучением памятников архитектуры своего родного края. Результаты этой его деятельности легли в основу создания «Свода памятников Липецкой области». Особый интерес он проявлял к творчеству архитектора В.И. Баженова. Ему удалось обнаружить и атрибутировать несколько архитектурных сооружений этого региона. Своим богатейшим опытом в поисках и исследовании памятников архитектуры Георгий Иванович щедро делился со студентами и молодыми исследователями.

В архиве Московского архитектурного института было найдено его личное дело, которое дало возможность установить, что Гунькин Георгий Иванович работал в МАРХИ в период 1966 по 1973 годы. Человек он был неординарный, творческий, активный и любознательный. Он заведовал научной библиотекой с 1967 года. Трудно переоценить значение такого профессио-

нала, ученого и реставратора для деятельности библиотеки, где его роль как заведующего очень важна в определении направления ее развития.

Родился Георгий Иванович в селе Подгорное Липецкой области Боринского района, в большой крестьянской семье. В 1927 году поступил в Липецкую профессионально-техническую школу и окончил ее в 1930 г. по отделению «холодная обработка металлов». Затем работал преподавателем в школе ФЗУ при заводе «Свободный сокол». В 1931 году переехал в Москву и стал преподавать в ФЗУ при фабрике «Красный Октябрь» и в школе № 26 Фрунзенского района. По совету земляка, архитектора И.П. Машкова, поступил в 1931 году сначала на вечернее отделение в Московский архитектурный институт, а в 1933-м перевелся на дневное. По окончании института (факультет промышленного строительства) в 1939 году Г.И. Гунькин был направлен наркоматом «Боеприпасы» на завод № 6 на станции Шлиссельбург Ленинградской области на должность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.