Научная статья на тему 'Доходный подход в оценке объектов розничной торговли'

Доходный подход в оценке объектов розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / СТОИМОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машараева Э. Х.

Данная статья посвящена вопросам специфики предприятий розничной торговли как объектов оценки. Особое внимание обращается методам оценки рыночной стоимости предприятий розничной торговли. Рассмотрены результаты исследования методов оценки предприятий розничной торговли, а также преимущества и недостатки применения доходного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доходный подход в оценке объектов розничной торговли»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

страны, которая способствует постепенному улучшению качества расчетов и подготавливает платформу для введения более современных форм организации расчетов. Помимо чисто технической модернизации системы расчетов через РКЦ разработаны и постепенно внедряются меры по совершенствованию методологических основ проведения расчетов. Без солидной правовой базы платежная система России будет подвержена нестабильности и будет заключать в себе постоянный правовой риск для банков и всей экономики в целом.

Список использованной литературы:

1. Воронова Т.А. Расчетно-платежные отношения в ВЭД. - М.: Юнити, 2014. - С.102-106.

2. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и расчетные отношения. - М.: Юнити, 2015. -С.576 .

Международные расчеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.iccwbo.ru/ blog/2016/ mezhdunarodnye -raschety/

3. Марцева Т.Г., Небылова Я. Г. Характеристика инструментов фиатного рынка // Общество. Наука. Инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 112-118.

4. Марцева Т. Г. Полиаспектные акценты реализации механизмов рыночного взаимодействия // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: сборник научных трудов. - Краснодар: Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2016. - С. 397-448.

5. Спецформуляры в вопросах и ответах // НЭГ. - 2014. - 14 авг. - С. 38.

6. Чеховский Ю.Н. Международные расчетные отношения. - Мн.: Право и экономика, 2014. - С.290-301.

7. Спирина С. Г., Тонян Р.К. Цикличность в моделировании финансовых рисков территорий опережающего развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - М.: Финансы и кредит, 2015. - С. 35-49.

© Марцева Т. Г., Пугач А. А., 2016

УДК 33

Э.Х. Машараева

студентка 2 курса (магистратура) экономического факультета Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Научный руководитель: Н.М. Якупова д-р экон.наук, профессор кафедры «Оценочная деятельность» Казанский (Приволжский) Федеральный Университет г.Казань, Республика Татарстан

ДОХОДНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам специфики предприятий розничной торговли как объектов оценки. Особое внимание обращается методам оценки рыночной стоимости предприятий розничной торговли. Рассмотрены результаты исследования методов оценки предприятий розничной торговли, а также преимущества и недостатки применения доходного подхода.

Ключевые слова

Розничная торговля, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход, стоимость, предприятия.

На рынке розничной торговли в России сегодня увеличивается потребность проведения оценки стоимости розничных предприятий. Данный факт связан с тем, что, с одной стороны, имеются

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

потенциальные покупатели данного бизнеса (крупные российские и иностранные инвесторы, создающие финансовые группы). С другой стороны, имеются собственники, которые готовы его продать из-за усложнения государственного регулирования, роста конкуренции и необходимости крупномасштабных вложений [6, с. 109].

Таким образом сформировалась объективная потребность проведения потребность проведения достоверной оценки тех или иных объектов розничной торговли с учетом специфики функционирования каждого из них. При этом оценка стоимости объекта розничной торговли представляет собой целенаправленный и упорядоченный процесс определения стоимости предприятия розничной торговли в стоимостном выражении с учетом его ретроспективного, текущего и будущего дохода.

Предприятия розничной торговли так же как и любые другие виды бизнеса могут быть оценены на основе трех подходов - доходного, затратного и сравнительного. Анализ показывает, что сравнительный подход в настоящее время практически не применяется вследствие отсутствия доступных данных по сделкам купли-продажи. Метод мультипликатора не может быть применен, так как в России отсутствуют единые отраслевые мультипликаторы. В связи с этим реальную оценку розничной торговли можно провести лишь посредством затратного и доходного подходов.

Наиболее актуальным подходом к оценке объектов розничной торговли становится доходный подход, который заключается в установлении ожидаемых доходов от использования объекта оценки [1, с. 80].

На рисунке 1 представлены результаты исследования методов оценки.

Рисунок 1 - Применение методов оценки. Результаты исследования методов оценки, процент

Из рисунка 1 видно, что наиболее популярным подходом к оценке объектов розничной торговли является доходный подход (49 %), затратный подход отметили - 28 % опрошенных экспертов, сравнительный подход - 22 %. Это связано с тем, что доходный подход можно легко адаптировать для осуществления оценки многочисленных факторов, которые влияют на рыночную стоимость [4, с. 78].

Изучение специфики оценочной деятельности показывает, что доходный подход в оценке объектов розничной торговли является наиболее надежным и точным. Однако, как всякая оценка доходный подход имеет несколько преимуществ и недостатков.

Укажем некоторые положительные особенности доходного подхода:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

1. Методы доходного подхода весьма распространены и известны экспертам различных отраслей экономики. Специалисты знакомы с данными методами по роду профессии и зачастую используют их на практике. Лица, которые проверяют деятельность экспертов или применяющие итоги оценки (например, банкиры, арбитражные управляющее и судьи), в общем разбираются в расчетах, которые произведены методами доходного подхода.

2. Методы доходного подхода базируются на отчетности о работе предприятия. Как правило, эти данные предоставляются заказчиками, и специалистам нет нужды сомневаться в их верности. Иногда данной информации зачастую не хватает для того, чтобы всеобще оценить деятельность предприятия [2, с. 94].

3. Методы доходного подхода широко распространены в оценочной работе, т. е. методы доходного подхода зачастую применяются не только для установления стоимости предприятия, но и иных видов активов.

4. Методы доходного подхода дают оценку стоимости предприятия с позиций инвестора. Собственники, продавцы и покупатели активов принимают решения, как правило, на базе потенциальных будущих доходов от его применения.

5. Методы доходного подхода более подробно принимают в расчет специфику работы оцениваемого предприятия. Применение методов доходного подхода предполагает изучение всех факторов, которые влияют на стоимость активов, в т. ч. его способность приносить доходы, распределение доходов между иными видами имущества, предполагаемый остаточный период службы бизнеса и риск, который связан с инвестициями в данный бизнес [6, с. 110].

Но, вместе с тем, доходный подход обладает некоторыми недостатками, связанными с его применением:

1. Итоги, которые получены методами доходного подхода не всегда являются объективными, так как некоторые из данных методов весьма сложные, оценщик, который ориентирован на достижение конкретной цели или из-за отсутствия более четких данных о работе предприятия, может несколько исказить определенные факторы таким образом, чтобы управлять итогами оценки или влиять на них иным образом [4, с. 80].

2. Методика оценки объектов розничной торговли доходным подходом является несовершенной, что не исключает возможность совершения случайных ошибок. В рыночных условиях экспертам зачастую бывает весьма сложно четко определить прогнозный период, спланировать денежный поток, установить достоверно ставку дисконтирования и пр. Зачастую это происходит и потому, что в РФ нет стабильности в экономике, что сказывается на результатах работы предприятий.

3. В обстоятельствах сложности и зачастую неопределенности применения тех или иных показателей работы предприятия методы доходного подхода допускают двойной счет. К примеру, неправильный учет амортизационных отчислений при составлении денежного потока может привести к завышению стоимости предприятия [5, с. 83].

Таким образом, при определении стоимости предприятия розничной торговли в современных обстоятельствах лучше всего применять доходный подход. Для получения точных результатов при осуществлении оценки нужно использовать все существующие подходы к оценке, учитывая особенности розничной торговли.

Список использованной литературы:

1. Величко Н. Ю. Особенности доходного подхода оценки стоимости страховой организации // Science Time. - 2015. - № 4 (16).

2. Губайдуллина А. Р. Сравнительный анализ подходов к оценке рыночной стоимости коммерческих организаций // Science Time. - 2015. - № 4 (16).

3. Коланьков С. В. Область применения методов доходного подхода при оценке рыночной стоимости недвижимости // Известия ПУПС. - 2010. - № 4.

4. Макурин В. В. Методы доходного подхода к оценке нематериальных активов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 10-11 (53).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

5. Маляревский В. Ю. Взаимосвязь доходного и сравнительного подходов в оценке стоимости предприятия // Вестник экономики транспорта. - 2010. - № 29.

6. Павлова И. А. Практика применения доходного подхода к оценке стоимости бизнеса: достоинства и недостатки // Новый университет. - 2013. - № 9 (31).

© Машараева Э.Х., 2016

УДК 330.322

Найденов Николай Дмитриевич

Доктор экономических наук, профессор Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации, Сыктывкар, РФ

E-mail: ND.Naidenov@mail.ru Новокшонова Елена Николаевна &арший преподаватель Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, РФ

E-mail: einai@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И КЛАСТЕРЫ Аннотация

В статье охарактеризованы кластеры как важная территориально-экономическая структура современной экономики, обобщен положительный опыт воздействия кластерных структур на экономический рост. Даны рекомендации по обеспечению экономического роста путем формирования кластеров. Обосновано расширение применения в планировании экономического роста формирования кластеров и организации проектного управления экономических процессов

Ключевые слова

Кластер, экономический рост, модель, автокаталистическая функция, планирование, комплекс, экономическое пространство, экспорт, конкуренция.

Ведение

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью влияния кластеров на экономический рост. Цель данной статьи состоит в том, чтобы найти дополнительные аргументы, показывающие активную роль кластерных структур в экономическом росте. В статье использованы следующие методы исследования: картографический метод, абстрактно-аналитический метод, экономико-математический метод, статистический метод.

В статье проанализированы модели экономического роста, охарактеризованы кластеры как важная территориально-экономическая структура современной экономики, обобщен положительный опыт воздействия кластерных структур на экономический рост.

Обсуждение результатов

Теоретико-методологические аспекты формирования кластеров и их воздействия на экономический рост

В экономической литературе имеется ряд работ, рассматривающих кластерное развитие и экономический рост: И.Н. Альхимович, Л.Е., Басовский; Ю.И. Ефимычев, А.Н. Дырдонова; М.А. Кротова, Т.В. Цихан идр.[ 1; 2; 5; 6; 8;10;11;16;22; 23-33].

Однако выводы этих исследований недостаточно конкретизированы. Эти исследования должны быть продолжены в направлении детализации влияния кластеров на экономический рост.

Под кластером мы будем понимать группы предприятий, производящих однородные продукты, сконцентрированных по географическому принципу, поставляющих свою продукцию на мировой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.