помещения может быть устранена следующими способами.
Право на жилище, гарантированное ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, должно быть отнесено к числу социально-экономических прав гражданина, а не к правам личным. Отказ государства от трактовки права человека на жилище в качестве права естественного, неотъемлемого позволит разрешить глубинную коллизию между декларируемостью неотчуждаемого права и возможностью его практического лишения.
Другой правовой способ разрешения сложившейся проблемы может заключаться в ликвидации правового института выселения граждан из занимаемого жилища без предоставления другого жилища. Гражданам, независимо от основания выселения из жилого помещения, должна быть гарантирована возможность получения другого жилого помещения.
Литература
1.1. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под ред. акад. Б.Н. Топорни-на. М., 1997.
2. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.
3. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Ю.М. Прусаков, Ро-
стов н/Д., 2001. С. 101.
4. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 2005. С.
193.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002. С. 170-171.
6. Габричидзе Б.Н., ЧернявскийА.Г. Конституционное право России. М., 2004. С. 391, 401.
7. Права человека / Отв. Редактор Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 1439-140.
8. ПчелинцеваЛ. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на жилище // Хозяйство и право.
2004. № 5. С. 26.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 № 8-п По делу о проверке конституционности ча-
сти первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Мурманского городского суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Танковой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука // Жилищное законодательство России (сборник нормативных документов с комментариями) М., 1999. С. 161-166.
УДК 332.85
доходные дома как инструмент реализации национального проекта «доступное и комфортное жилье гражданам россии»
Т.П. Литвинова, доцент,
Е.В. Литвинова, преподаватель,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
Leasing arrangements improve the housing availability in Russia. In addition to existing social lodging (nonprivatized housing) and purchased commercial housing, there should be state-sponsored renting based on lease agreement. Such an accommodation would be in apartment buildings, specifically designed for leasing, owned and operated by private companies or muni-cipalities. This restores the pre-revolutionary system of tenement houses in Russia.
Рассмотрены возможности использования механизмов аренды жилых помещений для повышения доступности жилья в России —т.н. доходные дома. Жилье, предоставляемое в наем на рыночных условиях, будет находиться в специально предназначенных под коммерческий наем домах, владельцами которых могут быть как частные компании, так и муниципалитеты.
Ключевые слова: доходный дом, аренда помещений, коммерческий найм, доступность жилья.
Статья 19 Жилищного кодекса РФ вводит понятие жилищного фонда коммерческого использования. В этой же статье говорится, что собственниками жилых помещений могут быть частные лица, государство или муниципальные образования. Это означает, что помимо частного сектора аренды квартир, в будущем могут появиться так называемые доходные дома, собственниками которых будут государство или муниципальные образования. Четкого определения понятия «Доходный дом» в действующем российском законодательстве сегодня не существует. Согласно архитектурному словарю доходный дом — это многоквартирное жилое здание, построенное для сдачи квартир внаем.
Первые доходные дома появились еще в Древнем Риме, примерно в III веке до нашей эры. Как правило, это были кирпичные дома высотой от 3 до 5 этажей. Первые этажи занимали лавки и ремесленные мастера, а остальные сдавались под жилье. Назывался такой дом инсула (остров). Нередко доходные дома, в которых, как правило, жили простолюдины, занимали целые кварталы. Этот тип городского жилья получил широкое распространение в начале XIX в. в Европе, а во второй его половине — и в России. Как тип он сложился в европейской архитектуре 1830-40-х гг. и к XX ст. стал одним из основных видов городского жилья. В конце XIX — началу XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома обладали сотообразной пространственной структурой: однородные по планировке квартиры группировались вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.
В дореволюционной России было более 600 доходных домов. Основной пик их строительства в Москве и Санкт-Петербурге пришелся на вторую половину XIX века. Съем самой дешевой комнаты стоил около 20 коп. за ночь, а койкоместа — в четыре раза меньше (для сравнения: за 10 коп. можно было выпить рюмку водки или съесть пирожок). Небольшую комнату в доходном доме, рассчитанном на чиновников средней руки, можно было снять за 10-15 рублей в месяц (стоимость коровы).
Одним из самых прибыльных считался доходный дом Афремова (ул. Садовая Спасская, д. 19). Восьмиэтажный дом был построен в 1904 году по проекту архитектора Шишков-ского и по тем временам считался небоскребом. Также известны доходные дома купца Солодовникова на улице Гиляровского (бывшей 2-й Мещанской). Один из них сдавался семьям, другой — одиноким гражданам. В семейном доме было 183 комнаты площадью от 16 до 21 кв. м. Кухни были общие, но с отдельными столами для каждой семьи. Также жильцы могли пользоваться общей библиотекой, яслями, помещениями для сушки, холодной кладовой и потребительской лавкой. Стоили такие квартиры 10 руб. в месяц. Аренда элитных квартир в доходных домах начиналась от 100 руб., а ежемесячная плата в самом шикарном доходном доме на Сретенском бульваре, принадлежавшем страховому обществу «Россия», достигала 500 руб.[5]. В меблированных комнатах доходного дома № 4 по ул. Арбат останавливались И. Бунин, А. Левитов, К. Бальмонт. Здесь сдавались уютные комнатки и кормили недорогими обедами. Стоили номера при посуточной аренде от 1 руб. до 3 руб.50 коп., а помесячно — от 20 руб. Жить в дорогих доходных домах было престижно. А дешевые меблированные комнаты были доступны людям с весьма ограниченными доходами. В доходных домах жили Пушкин, Добролюбов, Достоевский, Чайковский.
Доходные дома были выгодны и городской казне. Например, в 1913 году Москва получила доход с личного налогооблагаемого недвижимого имущества, в том числе с владельцев доходных домов, в размере 7 млн руб. Это немало, учитывая, что всего в этот год доход города составил 47,6 млн. руб.
До 1917 года большинство жителей российских городов снимали квартиры именно в доходных домах. В Петербурге накануне революции лишь 4% высших государственных служащих имели недвижимую собственность. Однако после революции строительство и эксплуатация подобного жилья прекратилась. Из построенных в начале века доходных домов сегодня многие сохранились в хорошем состоянии: в 148 домах живут люди, а в 40 расположились банки, офисы, магазины [6].
После революции гражданское строительство практически прекратилось, а рост город-
ского населения за счёт беженцев ускорился. Домовладения перестали быть выгодным делом, дающим гарантированный доход, и более того, становились убыточными в результате запрета в 1915 году на повышение арендной платы, а в 1916 году - запрета на выселение неплатёжеспособных жильцов. При стремительном обесценивании денег твердая арендная плата не только не оставляла домовладельцам чистого дохода, но даже не давала возможности покрыть текущие расходы для поддержания домового хозяйства (эксплуатация, ремонт, благоустройство и очистка территории и т.п.). Последовавшая в 1918 году национализация недвижимости и деятельность коммунальных отделов привели к массовому разрушению жилищного фонда.
Первым шагом, вернувшим недвижимости статус частной собственности, стал Закон РФ от 14 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», который предоставил гражданам и юридическим лицам возможность приобретать в собственность жилые и нежилые помещения без каких-либо количественных или стоимостных ограничений [7].
Во всем цивилизованном мире строительство и обслуживание доходных домов -успешный и прибыльный бизнес, стабильно обеспечивающий 10- 13% годовых. В частности, в Канаде около половины населения проживает в съемных квартирах, в США —25— 30%.
Сейчас понятие «доходный дом» приобрело альтернативное название —профессиональные сервисные апартаменты. Комплекс апартаментов обязательно размещается в специально предназначенном для этого здании. Должны быть выполнены следующие условия для отдельных апартаментов:
•наличие кухни, спальни, гостевой комнаты, пространства для работы и т. д.;
•полная меблировка и комплектация всем необходимым для долгосрочного проживания;
•обеспечение такими услугами, как централизованная охрана, консьерж, уборка апартаментов, замена белья, собственный паркинг и мн. др.;
•управление, осуществляемое независимой профессиональной компанией.
Для Москвы доходные дома — новое, но хорошо забытое старое. Согласно постановлению правительства Москвы от 2 ареля 2002 г. «О проведении эксперимента по строи-
тельству и эксплуатации в Москве «доходного дома» под «доходным домом» понимается «жилой дом, в котором все жилые и нежилые помещения без ограничения размера площади предоставляются во временное владение и пользование юридическим и физическим лицам по договорам аренды и коммерческого найма».
Идея строительства доходных домов возникла у столичных властей еще в 1999 году. Однако существовавший тогда закон о жилищной политике позволял арендаторам квартир в доходном доме приватизировать их. В результате московским властям пришлось пролоббировать ряд законопроектов, запрещающих приватизацию арендованного у города жилья. В частности, законодательная база не предусматривала возможности коммерческого найма городского жилья, поэтому юридическая часть была прописана отдельными распорядительными документами Правительства Москвы, на выпуск которых потребовалось целых 2 года. Ускорить реализацию проекта удалось после того, как в мае 2001 года были приняты законы «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ» и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Сегодня в Москве официально существует лишь один доходный дом: проект, реализованный Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы (ДИПС) по адресу: Большой Николоворобьинский переулок, д. 10. Реализация проекта доходного дома потребовала вложений на сумму 14,3 млн долл. Эксплуатация доходного дома предусматривает сдачу в аренду квартир, нежилых помещений и машино-мест от имени Правительства Москвы. Все доходы от аренды помещения поступают в бюджет города. Управляющей компанией является ГУП «Мосжилкомплекс».
Доходный дом ДИПС на 47 квартир был принят в эксплуатацию в октябре 2003 г. и передан в управление ГУП «Мосжилкомплекс». Первый доходный дом рассчитан на людей с высоким достатком. Квартиры сдаются по довольно высоким ставкам —от 2,5 до 12 тыс. долл. Согласно предварительным расчетам департамента, средняя загрузка здания должна была составить около 75%. Предполагалось, что доходный дом будет со временем приносить около 2,4 млн долл. в год, а вложения в проект окупятся за 8 лет. Эксперимент ДИПС явно успешен: хотя первоначально планиро-
валось, что сдаваться будет в среднем 70% площадей одновременно, сейчас в доходном доме свободных квартир нет и в ближайшее время ничего не освободится, сданы 4 офисных помещения (100%) и 33 машино-места (67% от общего количества мест в подземной автостоянке).
Основную долю арендаторов квартир составляют представители регионального бизнеса и граждане других государств, чьи деловые интересы требуют длительного пребывания в столице. В процентном отношении на иностранцев приходится 60% жильцов, а 40%, соответственно, на наших соотечественников. Привлекает арендаторов и продуманная система безопасности. Пройти на территорию доходного дома постороннему человеку невозможно.
Если в квартире сломался холодильник или посудомоечная машина, то расходы берет на себя управляющая компания ГУП «Мосжил-комплекс». В доме работает пункт приема химчистки. Есть ресторан, в котором управляющая компания рекомендует заказывать обеды на дом. В сдающихся квартирах меблированы только кухни и прихожие, полностью оборудованы санузлы. Меблированы под клиентов всего пять квартир, все остальные квартиры арендаторы обставляли самостоятельно. Кроме того, в наличии два комплекта мебели, которые предлагаются потенциальным арендаторам. Если не устраивает, например, цвет стен или форма выключателей, то арендаторы могут обустроить квартиру по своему вкусу, но за свой счет и обязательно с согласия главного инженера управляющей компании. Если люди собрались выезжать, создается комиссия. Представители ГУП «Мосжилкомплекс» вместе с жильцами квартиру осматривают, и за счет арендатора делают ремонт. Цены на сдачу квартир утверждает межведомственная комиссия при правительстве Москвы и остаются неизменными с 2003 года, но в договоре есть фраза о возможном изменении цен. Цены на аренду квартир варьируются от 3 тыс. долл. в месяц за двухкомнатные квартиры, до 12 тыс. за семикомнатную квартиру [8]. В арендную стоимость входит оплата охраны, технического обслуживания инженерного оборудования, мойка колес в осенне-зимний период. За дополнительную плату арендатор может воспользоваться подземным гаражом, полноценной мойкой автомобиля, уборкой жилых помещений, в доме также есть пра-
чечная, медицинский центр, центр йоги и детский сад. Арендаторов привлекает многое. Дом небольшой: шесть этажей, на этаже — по две— три квартиры. На первом этаже дома расположены четыре офиса (сегодня их арендуют отделение банка, досуговый и детский центры, риэлторская фирма). Квартиры в доме сдаются юридическим и физическим лицам. Если квартира сдается физическому лицу, то оформляется договор коммерческого найма, если юридическому — договор аренды. Конфиденциальность проживания в доме — один из моментов, привлекающих арендаторов.
Сдача в аренду помещений доходного дома обеспечила поступления в Целевой бюджетный инвестиционный фонд в размере 13 млн 313 тыс. руб. Инвестиции в создание доходного дома окупятся уже в 2008 году, и доходный дом будет приносить городу ежегодно 3,2 млн. долл.
Представители всех уровней власти в последнее время часто обращаются к теме доходных домов. Столичный мэр Юрий Лужков на заседании городского правительства заявил, что для решения жилищных проблем москвичей в столице необходимо строить муниципальные доходные дома, в которых квартиры будут сдаваться в наем по умеренным ценам. Собственную программу разрабатывают федеральные власти. Организация «ОПОРА России» при поддержке Минрегионразвития России в рамках нацпроекта «Доступное жилье» разработала концепцию пилотного проекта строительства жилья эконом-класса на бюджетные средства для сдачи гражданам в коммерческую аренду. Координация проекта должна быть возложена на государственную структуру, созданную по аналогу Агентства по ипотечному кредитованию при Правительстве РФ. Это ведомство будет решать вопросы разработки конкретных проектов, определения условий и ставок аренды, через него будут идти все финансовые потоки, а главное, в ходе реализации программы будут разрабатываться меры, обеспечивающие условия для последующей коммерциализации проекта. Общая стоимость проекта, который планируется реализовать в 2008— 2014 годах, —108 млрд руб. Из них 70,2 млрд руб. выделит федеральный бюджет, а остальное будет получено из местных бюджетов. На эти средства должно быть возведено около 3 млн кв. м доходных домов в 5— 6 регионах. Запланированный срок окупаемости —12— 20 лет в зависимости от региона: там,
где средние доходы населения выше, может быть выше и арендная плата, себестоимость строительства тоже будет другой. За основу в этих расчетах взята средняя по стране стоимость кв. метра - 36 тыс. руб. (с учетом прокладки инженерных коммуникаций и инфляции). Подобные проекты активно обсуждаются в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Иркутске. В числе первых будет реализован проект в Зеленограде. Здесь планируется построить три муниципальных доходных дома общей площадью около 90 тыс. кв. м (около 1500 квартир). Запланированная ставка аренды —около 300 долл. в месяц [5].
Чтобы доходные дома стали именно доходными, необходимы налоговые льготы. Например, в Западной Европе и США налог на недвижимость, предназначенную для сдачи в аренду, примерно в 10 раз ниже, чем на жилье, построенное для приобретения в собственность. Разработчики проекта уверены, что через 7— 10 лет этот бизнес перейдет в руки частного капитала. В будущем бизнес доходных домов может быть интересен для частных инвестиций, он достаточно устойчив, не требует специальных знаний и рассчитан на долгие годы. А сегодня необходимо обеспечить предпосылки для его создания, а затем и широкого развития.
Доходные дома —вещь вполне реальная, если привлечь к идее бизнес, который сможет при сниженных за счет партнерства с государством рисках получить хотя бы 20% прибыли. Так, например правительство Нижегородской области одобрило концепцию пилотного проекта строительства пяти доходных домов. Возведение первого начнется в 2008 году и продлится три года. При этом для привлечения инвесторов нижегородское правительство готово предоставить ряд льгот. В частности, снизить арендную плату за землю, предоставить льготы по налогам, а также госгарантии под кредиты. Среди преимуществ реализации проекта строительства доходных домов на территории Нижегородской области следует выделить оптимальный режим жилищно-коммунального хозяйствования и снижение эксплуатационных издержек: владелец дома (арендодатель), в отличие от управляющей организации, лично заинтересован в сохранности собственного имущества и стабильной арендной плате, а не в получении сиюминутной маржи за счет «экономии» на ремонте здания и некачественных коммунальных услугах.
Кроме того, можно говорить о социальной комфортности: арендодатель вправе отказать в найме любому маргинальному элементу, и жилец «доходного дома» не будет опасаться соседства алкоголиков и хулиганов. «Доходные дома» должны быть доступными: нуждающиеся граждане получат пусть не свое, но приемлемое по цене современное жилье. «Доходные дома» послужат своеобразным «буфером» между спросом и предложением на рынке жилья, способным снизить рост цен. Для аренды жилья в «доходном доме», в отличие от покупки собственной квартиры, не требуются многолетние накопления и нередко кабальные кредитные договоры. Достаточно ежемесячно вносить квартирную плату. По мнению региональных властей, создание таких домов приведет к сокращению теневого рынка аренды жилья и росту поступлений в бюджет: легальные «доходные дома» создадут существенную конкуренцию лицам, сдающим жилье внаем, из которых не более 5% уплачивают налоги с полученных доходов. Разработчики концепции также отмечают социальную защиту жильцов: ни один арендатор, заключивший договор и соблюдающий его условия, не сможет в любой момент лишиться жилья только из-за того, что планы арендодателя внезапно изменились. Гарантией служат условия для арендодателя (в том числе и по уровню арендной платы), устанавливаемые региональным правительством в обмен на меры государственной поддержки.
В Екатеринбурге возможность строительства доходных домов рассматривает УК «Кронверк». В городе существует высокий спрос на аренду квартир, а предложение сильно ограничено. В отличие от столичных властей екатеринбургская компания намерена ориентировать свой объект на людей с невысоким достатком. Предполагается, что в доходном доме будут в основном одно-двухкомнатные квартиры и несколько трехкомнатных. По подсчетам службы маркетинга УК УК «Кронверк», стоимость аренды однокомнатной меблированной квартиры будет доходить до 10 тыс. руб. в месяц. На первых этажах разместятся коммерческие помещения, магазины, аптеки и т. д. Инфраструктура дома будет замкнутой. За пропаганду доходных домов взялось правительство Свердловской области, заявив, что разрабатывает программу по их строительству, ориентируясь на проект «Доступное жилье» для малоимущего населения (в регионе в очереди на получение жилья стоит 140 тыс.
семей социальных и льготных категорий). Для возведения доходных домов планируется привлекать инвесторов. Для строительства таких объектов будут выделены специальные площадки.
Строительство доступного жилья должно стать приоритетным и стратегическим направлением деятельности региональной и местной власти, всего строительного комплекса. Причем домов эконом-класса, квартиры в которых должны заинтересовать тех, кто не только не накопил себе на отдельное благоустроенное жилье, но и не может выплачивать ипотечный кредит и не имеет права на социальное жилье. По оценкам участников рынка, квартиросъемщики поедут в доходные дома, даже если цена за их аренду будет на 15—20% выше, чем у частника.
Представляется целесообразным внедрить на рынке жилья социально-ориентированный наём жилых помещений (доходные дома). Жилье в таких домах должно предоставляться с учетом принципа социальной поддержки - очередникам, студенческим и молодым семьям. Оценочно плата за жилое помещение будет в 3 раза ниже, чем по договору коммерческого найма. В связи с этим заслуживает внимания концепция развития рынка социальноориентированного жилья, разработанная в Иркутской области, где найден баланс между доходностью и доступностью. Для социального найма расценки будут определяться муниципалитетами. Строительство доходных домов начато в 2007 году в городах Иркутске и Шелехове (небольшие одно-, двухкомнатные квартиры площадью до 40 кв.метров). Стоимость найма квартиры будет составлять около 4 тыс. руб. в месяц. Реализация данного проекта позволит частично удовлетворить потребность жителей в улучшении жилищных условий, окажет благотворное влияние на уровень цен на рынке коммерческого найма жилых помещений и, как результат, повлечет повышение доступности жилья. Возможность строительства таких домов в настоящее время изучается в Кемеровской, Омской и Новосибирской областях [9].
В целом по России, по мнению разработчиков из Минрегиона, плата за наем жилья должна составить 47 руб. за квадратный метр, в то время как сейчас этот показатель равен 1,5 руб. Иными словами, стандартные 54 кв. м. обойдутся в 100 долл. взамен нынешних трех. Для тех, кто не сможет заплатить по новым
расценкам, будут предусмотрены субсидии в размере федерального стандарта, а бессрочный договор найма ограничат пятью годами.
Доходы от сдачи квартир в аренду можно значительно увеличить, если поручить их управление закрытым паевым инвестиционным фондам недвижимости, которые позволяют получить определенные налоговые льготы, установленные законом «Об инвестиционных фондах», Налоговым кодексом и рядом других нормативно-правовых актов. Если сдавать недвижимость в аренду обычным способом, то полученный доход будет облагаться налогами в размере 13% для физических и 24% для юридических лиц. Однако если получить статус единоличного пайщика, то нужно будет заплатить лишь незначительные налоги после закрытия фонда.
Строительство доходных домов может быть перспективным лишь по мере снижения доходности в других сегментах рынка, поэтому сегодня реализация подобных проектов возможна только при поддержке государства. Минрегиоразвития России намерен предложить компаниям, которые выразят желание строить и управлять доходными домами, существенные льготы, в т.ч. налоговые: планируется освободить застройщика, возводящего доходный дом, от аукционных выплат за земельный участок, внедрить механизмы долгосрочного кредитования и рефинансирования кредитов. Преференции должны способствовать и оптимизации цен на рынке аренды жилья, поиску баланса между его доступностью и доходностью. Цены на квартиры в доходных домах будет определять его владелец, ему самому без вмешательства государства предстоит решить, будет она выше или ниже рыночной.
Граждане, решившие арендовать квартиры в доходных домах, смогут рассчитывать на налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц с сумм, потраченных на арендную плату. Это будет стимулировать переезд со снимаемых частных квартир и станет одним из элементов легализации рынка аренды жилья.
Строительство муниципальных доходных домов привлекательно тем, что в нем могут широко использоваться малые и средние предприятия строительной отрасли, применяющие новые технологии несъемной опалубки или деревянно-каркасное домостроение. Это может ослабить последствия отказа от дешевого панельного домостроения большинством участников рынка, дать домостроительным
комбинатам время и средства для диверсификации производства.
Строить доходные дома будут частные застройщики по собственной инициативе и по госзаказу. Для расширения круга инвесторов в строительство доходных домов предлагается использовать средства пенсионных накоплений граждан. Если собственниками доходных домов планируют остаться коммерсанты, их освободят от уплаты аукционной цены земельного участка, приобретаемого в целях строительства. Домовладелец должен будет сдавать жилье по ценам, регулируемым государством.
Таким образом, в структуре жилищного фонда РФ особое место должно занять жилье, предоставляемое в наем на условиях легального, находящегося под присмотром государства коммерческого найма. Такое жилье будет на-
ходиться в специально предназначенных под коммерческий наем домах, владельцами которых могут быть частные компании и муниципалитеты. Фактически это возрождает систему доходных домов, широко распространенных в дореволюционной России. Наем жилья является одной из важных форм предоставления жилья населению, обеспечивающей мобильность рабочей силы, а также позволяющей гибко реагировать на изменение демографической структуры, доходов населения.
Деятельность по предоставлению жилья внаем является перспективным видом бизнеса поскольку, кроме доходов от платы за наем, наймодатель может получать дополнительную прибыль от обслуживания наемного жилого фонда и предоставления дополнительных услуг нанимателям.
Литература
1. Материалы библиотеки www.public.ru
2. Материалы официального сайта Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных про-
ектов www.rost.ru
3. Постановление Правительства Москвы от 02.04.2002 г. «О проведении эксперимента по строительству и экс-
плуатации в Москве «доходного дома»
4. Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
А.В.Квашнина на II съезде строителей Сибири г.Красноярск 06.07.2007
5. Тыкулов Д. Недоходные дома www.bb-online.ru
6. Воробьев М. Проектная немощность. Приживутся ли в нашей стране доходные дома //Интернет-журнал
«Время новостей», №157, 31.08.2007, www.vremya.ru
7. Квачадзе Р.Г. Доходный дом — правовое обоснование эксперимента в Москве //Журнал «Недвижимость» №
3-4 2002 г.
8. Нестеров И. Доходные дома — воскрешение 9 ноября 2005 г., Источник: Агентство финансовой информации
«М3-медиа» www.m3m.ru
9. Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
А.В.Квашнина на II съезде строителей Сибири г. Красноярск 06.07.2007
10. Эксперты Минэкономразвития предлагают строить по все стране доходные дома // www.og.ru. 06.08.2007.
Зайцева Н.А. Одинцов А.А. Современные концепции управления в сервисе и туризме: Монография, ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2008.
141 с.
В монографии рассматриваются концептуальные основы управления современными предприятиями сервиса и туризма на основе исследования зарубежного опыта и российской практики.
Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, руководителей и работников предприятий туризма и гостиничного бизнеса.