Научная статья на тему 'Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их юридическая природа'

Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их юридическая природа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И УСТАВНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муратова Лилиана Ильшатовна

В статье анализируются договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как публично-правовые, нормативно-правовые и конституционно-правовые договоры. Содержатся предложения по усовершенствованию законодательного урегулирования рассматриваемых вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The agreements about cooperation of the constitutional (authorized) courts of subjects of the Russian Federation and their legal nature

This article analyzes agreements about cooperation of the constitutional (authorized) courts of subjects of Russian Federation as publicly-legal, normative-legal and constitutional-legal contracts. There are offers on improvement of legislative settlement of cases in point occur

Текст научной работы на тему «Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их юридическая природа»

Муратова Л. И.

ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.2. ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

Муратова Лилиана Ильшатовна, аспирантка юридического факультета, кафедры конституционного и административного права

Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет

liliana018@mail. ru

Аннотация: В статье анализируются договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как публично-правовые, нормативноправовые и конституционно-правовые договоры. Содержатся предложения по усовершенствованию законодательного урегулирования рассматриваемых вопросов

Ключевые слова: Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации; договоры о сотрудничестве; публично-правовые договоры; нормативноправовые договоры; конституционно-правовые договоры

THE AGREEMENTS ABOUT COOPERATION OF THE CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR LEGAL NATURE

Muratova Liliana I., postgraduate, law department, chair constitutional and administrative law

Study place: Kazan (Volga) Federal University

Uliana018@mail. ru

Annotation: This article analyzes agreements about cooperation of the constitutional (authorized) courts of subjects of Russian Federation as publicly-legal, normative-legal and constitutional-legal contracts. There are offers on improvement of legislative settlement of cases in point occur

Keywords: the Constitutional and authorized courts of subjects of the Russian Federation; agreements about cooperation; publicly-legal contracts; normative-legal contracts; constitutional-legal contracts

Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации следует рассматривать дифференцированно в зависимости от их основных признаков, присущих им: как публичноправовым, нормативно-правовым и конституционноправовым договорам.

Прежде всего, необходимо отметить, что договоры (соглашения) о сотрудничестве региональных органов конституционного (уставного) правосудия относятся к группе публично-правовых договоров.

В юридической литературе словосочетание «публичный договор» используется как понятие межотраслевое и, одновременно, как качество, присущее одной конкретной отрасли (к примеру, публичный договор в

административном [2;7], конституционном [9; 14], муниципальном [8; 10], финансовом^; 3] отраслях права и т.п.). Ряд специалистов дает определение понятию «публичный договор» в контексте субъектов данной отрасли публичного права, заключающих подобного рода соглашения.

Так, в административном праве договор характеризуется в качестве управленческого соглашения не менее двух субъектов административного права, заключённое на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения и правовой режим которого содержит административноправовые элементы, выходящие за рамки частного права [2, c. 9].

В качестве дефиниции публично-правового договора в муниципальном праве А.С. Семичевой предлагается следующее его определение: это соглашение организационно-регулирующего характера, направленное на достижение положительного общественного (публичного) результата в сфере местного самоуправления, согласно которому муниципальные образования одного или разных уровней принимают на себя определенные соглашением обязательства в сфере муниципальной власти (например, делегирование части полномочий, образование муниципальных объединений) [10, c. 17-20].

Итак, независимо от сферы регулирования публичноправового договора, существуют специфические признаки, объединяющие все виды публичных договоров:

1) правовой режим публичного договора определяется нормами отраслей публичного права;

2) субъектами данного рода договора всегда являются субъекты публично-правовых отношений, обладающие властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления);

3) публичный договор может быть как нормативным (заключенный между субъектами, обладающими правотворческой компетенцией), так и ненормативным (основанный на обязанности субъекта частного права по отношению к публичному, например, уплата налогов, таможенных платежей [8, c. 60-61] и т.п.);

4) публично-правовой договор направлен на реализацию публичного интереса;

5) цели публичного договора имеют публичноправовой характер;

6) наличие договорного механизма заключения и реализации публично-правовых договоров.

В российской правовой системе публичные договоры выступают в виде нормативных договоров, имеющих властный характер, устанавливающих правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного (сторон договора (соглашения)) и неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом [4].

В юридической литературе предлагаются различные определения нормативного договора: это - акт договорного правотворчества, оформляющий выражение согласованных обособленных волеизъявлений субъ-

119

Бизнес в законе

5’2014

ектов и содержащий в себе общеобязательные юридические нормы [12, c.7].

Таким образом, следует выделить следующие признаки, свойственные нормативно-правовому договору:

1) нормативно-правовой договор устанавливает правила поведения для постоянного (неоднократного) применения;

2) нормы, установленные нормативно-правовым договором, действуют независимо от конкретных правоотношений;

3) нормативно-правовой договор дополняет и конкретизирует действующее законодательство;

4) нормативно-правовой договор может быть как публичным, так и непубличным (коллективный трудовой договор, которому государственное санкционирование придает свойство нормативности, но не публичности [1,c.8] ).

5) нормативно-правовой договор подлежит официальному опубликованию в установленном порядке;

6) недопустимость изменения или отказа от выполнения договорных условий в одностороннем порядке [2, c.15].

Разновидностью нормативно-правовых договоров в Российской Федерации выступают конституционноправовые договоры, которые, по мнению В.А. Черепанова, закрепляют свободное и согласованное волеизъявление субъектов федеративных отношений по поводу федеративного устройства государства [14,c.19-26].

На наш взгляд, подобная трактовка конституционноправовых договоров является несколько ограниченной, поскольку практику регулирования подобных аспектов составляют, так называемые, договоры о разграничении компетенций (ст. 11 Конституции Российской Федерации)[5], но не подразумеваются договоры, предусмотренные пунктом «в» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, к числу которых относятся и соглашения о сотрудничестве конституционных (уставных) судов Российской Федерации.

Из вышесказанного представляется возможным выделить отличительные признаки конституционноправовых договоров в Российской Федерации, так эти договоры являются:

1) являются частью правовой системы Российской Федерации и нормативно-правовых систем субъектов Российской Федерации;

2) признаются источниками конституционного права Российской Федерации;

3) регулируют взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимосвязи органов государственной власти субъектов Российской Федерации между собой;

4) представляют собой базу для принятия органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъекта Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию этих договоров;

5) выступают одной из гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении собственных приоритетов социально-экономического и иного развития, а также выработки на их основе своей государственной политики [11, c.7].

Договоры (соглашения) о сотрудничестве региональных органов конституционной юстиции представляют собой разновидность конституционно-правовых дого-

воров, регулирующих вопросы взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в целях достижения положительного общественного (публичного) результата в сфере конституционной законности на территории субъектов Российской Федерации.

Признаки юридической природы соглашений о сотрудничестве конституционных (уставных) судов Российской Федерации воплощаются в рассмотрении данных договоров как публично-правовых, нормативно-правовых и конституционно-правовых.

Однако следует отметить, что законодательство субъектов Российской Федерации о нормативноправовых актах, как правило, не содержит положений о конституционно-правовых соглашениях, что, по нашему мнению, говорит о неполноте норм, регулирующих взаимодействие органов конституционной (уставной) юстиции Российской Федерации.

Список литературы:

1. Горлова Е.Н. Публичный договор в финансовом праве: Автореф. дис. канд.юрид.наук. - Москва, 2010. - 22 с.

2. Демин А.В. Административные договоры: Авто-

реф.дис.канд.юрид.наук.- Екатеринбург,1996. - 25 с.

3. Еремин С.Г. Проблемы договорно-правовых отношений в финансовом праве // Финансовое право. М., 2006. - №11. -С. 2-7.

4. Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996 г. № 42-з

«О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» // [Электронный ресурс] URL: //

http://docs.cntd.ru/document/935101616

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. - 2014. - №9. - Ст.851.

6. Конституционное право. Энциклопедический словарь. [Отв. ред. С.А. Авакьян]. М.: Издательства НОРМА, 2001. -688 с.

7. Курчевская С. В. Договор в публичном (административном) праве: Исключение из правил или реальная необходимость? // Трибуна молодых ученых: Вып. 3. Ч. 2: Субъективные права и законные интересы: теоретические основы и проблемы юридической защиты. [Под ред. Ю.Н. Старило-ва]. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2002. - С. 97 -109.

8. Мадьярова А.В. Виды публично-правовых договоров в муниципальном праве //Договор в публичном праве. -М.: Волтерс Клувер, 2009. - С. 60 - 73.

9. Озиев Т.Т. Конституционно-правовой договор в федеративной системе России: Автореф.дис. канд.юрид.наук.- М., 2004. - 26 с.

10. Семичева А.С. Институт договорного регулирования в муниципальном праве // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 6. - С.17-20.

11. Смелов С.А. Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в конституционно - правовых договорных отношениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Санкт- Петербург, 2008. - 28 с.

12. Толкачев Е.А. Нормативный договор в российской правовой системе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 26 с.

13. Федеральный Закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// Сз РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.

14. Черепанов В.А. Договор в конституционном праве Российской Федерации // Государство и право. - 2003. - №8. -С.19-26.

120

Муратова Л. И.

ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Reference list:

1. Gorlova E.N. The public contract in the financial law: The author's abstract of the dissertation of the candidate legal sciences - Moscow, 2010. - 22p.

2. Demin A.V. Administrative law: The author's abstract of the dissertation of the candidate legal sciences - Ekaterinburg, 1996. - 25 p.

3. Eremin S. G. The problems of legal relations in the financial law // financial Law. M., 2006.- № 11. - p. 2-7.

4. The law of Republic Bashkortostan from 12.08.1996 № 42 « About normative legal certificates of Republic Bashkortostan» URL: // http://docs.cntd.ru/document/935101616

5. Constitution of Russian Federfation from 12.12.1993. // Assembly of the legislation RF. - 2014. - № 9. - article 851.

6. Constitutitonal law. Encyclopedic dictionary. [ S.A. Avakyan ]. - 2001. - 688 p.

7. Kurchevskaya S.V. The contract in public (administrative) law: Is it an exception to the rule or real necessity? // Voronezh, 2002. - p.97 - 109.

8. Madyarova A.V. Types of publicly-legal contracts in the municipal law // the Contract in public law. - M., 2009. - p. 60 -73.

9. Ozyev T.T. Constitutional - legal contract in the federative system of Russia: The author's abstract of the dissertation of the candidate legal sciences. - M., 2004. - 26 p.

10. Semicheva A.S. Institute of contractual regulation in the municipal right // Law and government. - 2009. - № 6. - p. 17 -20.

11. Smelov S.A. Participation of bodies of the government of the subject of the Russian Federation in constitutional - legal contractual attitudes: The author's abstract of the dissertation of the candidate legal sciences. - St. Petersburg, 2008. - 28 p.

12. Tolkachev E.A. Normative contract in Russian legal system: The author's abstract of the dissertation of the candidate legal sciences. - Saratov, 2006. - 26 p.

13. Federal Law from 14.06.1994 № 5 - FL «About the order of publication and coming into force of federal constitutional laws, federal laws, certificates of chambers of Federal Assembly» // Assembly of the legislation RF. - 1994. - № 8. - Article 801.

14. Cherepanov V.A. Contract in the constitutional law of Russian Federation. // Government and law. - 2003. - № 8. -

p. 19-26.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их юридическая природа» аспирантки КФУ Муратовой Лилианы Ильшатовны.

Статья Л.И.Муратовой посвящена договорам о сотрудничестве конституционных (уставных) судов Российской Федерации. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку взаимоотношения конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации является важной и необходимой частью взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автором проведена серьезная работа по изучению юридической природы договоров о сотрудничестве, в том числе, конституционных (уставных) судов Российской Федерации. В статье анализируется юридическая природа соглашения о сотрудничестве конституционных (уставных) судов России анализируются как публично-правового, нормативно-правового и конституционно-правового договора. Автором подмечено отсутствие законодательного закрепления положений о конституционно-правовых договорах, что говорит о неполноте норм, регулирующих взаимодействие органов конституционной (уставной) юстиции Российской Федерации. Также выдвинуты предложения по повышению уровня информированности общественности, граждан путем опубликования данного рода договоров. Научная статья Л.И. Муратовой «Договоры о сотрудничестве конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их юридическая природа» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

к.ю.н., доц. кафедры конституционного

и административного права КФУ

Хабибуллина Г.Р.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.