Научная статья на тему 'ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
договорные отношения / заказчик / поставщик / государственные закупки / contractual relations / customer / supplier / state procurement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Примачек Елена Владимировна

В данной работе рассмотрены основные проблемные вопросы, касающихся договорных отношений в сфере государственных закупок. Также выявлены первопричины складывающихся проблем. Определены трудности со стороны государственного заказчика и поставщика при заключении и реализации контрактов. Выявлены недостатки законодательства в данной области, предложены пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Примачек Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACTUAL RELATIONS IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT

This paper is devoted to the main problematic issues, relating to contractual relations in public procurement. The root causes of emerging problems are also identified. Difficulties on the part of the state customer and the supplier during the conclusion and implementation of contracts were identified. The shortcomings of the legislation in this area were revealed, the ways of its improvement were proposed.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

УДК 658

DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_178

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК

Примачек Елена Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ)», магистрант, marbelia-191@mail.ru.

Аннотация. В данной работе рассмотрены основные проблемные вопросы, касающихся договорных отношений в сфере государственных закупок. Также выявлены первопричины складывающихся проблем. Определены трудности со стороны государственного заказчика и поставщика при заключении и реализации контрактов. Выявлены недостатки законодательства в данной области, предложены пути его совершенствования.

Ключевые слова: договорные отношения, заказчик, поставщик, государственные закупки.

CONTRACTUAL RELATIONS IN THE SPHERE OF PUBLIC

PROCUREMENT

Primachek Elena Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEU), Master's student, marbelia-191@mail.ru.

Abstract. This paper is devoted to the main problematic issues, relating to contractual relations in public procurement. The root causes of emerging problems are also identified. Difficulties on the part of the state customer and the supplier during the conclusion and implementation of contracts were identified. The shortcomings of the legislation in this area were revealed, the ways of its improvement were proposed.

Keywords: contractual relations, customer, supplier, state procurement.

В настоящий момент государственные закупки - это один из важнейших аспектов экономики нашей страны. Правовое поле данной сферы постоянно модернизируются, появляются соответствующие новеллы в законодательстве, но при этом остаются нерешенными некоторые проблемы и возникают новые вопросы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что государственные закупки играют важную роль в обеспечении населения и государственных объектов материальными ресурсами, при этом эффективности данной деятельности препятствует ряд проблем, связанных, в том числе с недостатками механизмов договорных отношений.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим сферу государственных закупок, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. В нем сгруппированы все основные положения по организации и проведению государственных закупок. Однако, принятие данного закона не решило многочисленные проблемы договорных отношений между заказчиком и поставщиком, и обе стороны по -прежнему остаются уязвимыми при исполнении контрактных обязательств. В связи с этим, можно утверждать, что на сегодняшний день крайне необходимо установить круг проблем, возникающих между поставщиков и государственным заказчиком и причины их возникновения.

Одним из проблемных условий договорных отношений в сфере государственных закупок стоит признать размеры предварительныхплатежей под условие осуществления обязательств. Как указано в вышеупомянутом законе, ч.6 ст. 96, «в случае утверждения заказчиком условия об обеспеченииосуществления контракта, размер такого предоставления определяется вуведомлении о контракте, заказной документации, плане контракта, приглашении к участию в определении поставщика от одной второйпроцента до тридцати процентов первоначальной цены контракта» [1]. На первый взгляд, такой механизм авансовых платежей достаточно логичен. Однако, на практике складывается следующая ситуация: государственные заказы зачастую имеют очень масштабный объем и высокую цену, поэтому для исполнителя государственного заказа такое условие может оказаться сложным и даже невыполнимым. Авансы в размере 0,5 процента объективно ничтожны для обеспечения выполнения крупного государственного заказа, и это становится существенной преградой для реализации контракта. Случаются и такие ситуации, когда поставщик отказывается от исполнения контракта из-за отсутствия необходимой суммы денежных средств, чтобы не стать банкротом, а это приводит к занесению его в список ненадежных исполнителей. Стоит отметить, что ранее действующий закон «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» [2] устанавливал более лояльные условия для исполнителя, предлагая минимальный порог авансовых платежей в размере 5 процентов. Это видится более приемлемым условием договорных отношений в данной сфере, и поэтому предлагается вернуть в ФЗ №44-ФЗ снова минимальный авансовый платеж 5 процентов (а максимальный порог предлагается увеличить до 50 процентов), что значительно улучшит положение исполнителей и эффективность реализации контрактов.

Еще одной проблемой, на которую указывает А.М. Медведева [3, с. 8], является недобросовестность исполнителей договорных отношений в сфере государственных закупок, которая тесно сопряжена с другой проблемой -конкуренцией на рынке. Совершенно очевидно, что государственный заказчик, формируя требования к заказу, желает приобрести наиболее качественный товар или набор услуг максимально высокого качества, но по минимальной цене. Это приводит зачастую к следующим сложным ситуациям: например,

исполнитель, желающий получить контракт, может снизить цену ниже рыночной, чтобы его выиграть в аукционе, но при этом не сможет выполнить данный заказ, так он ему не хватит средств на его реализацию.

Другая негативная ситуация складывается тогда, когда показатели предмета приобретения по договору государственных закупок недостаточно четко определены или наоборот, очень ограничивают выбор поставщика. В первом случае существует риск получить товар, не соответствующим требованиям. Во втором случае есть риск того, что заказчик не получит желаемый товар, например, по более низкой цене, так как завысил требования, и к участию в аукционе пришли производители только с высокими ценами. В связи с этим предлагаются следующие решения:

- во-первых, тщательно, экспертным путем устанавливать показатели тех или иных предметов закупок, закреплять их в нормативно-правовых актах и регулярно подвергать обновлению;

- придавать большее значение качественным характеристикам предмета контракта, а не ценовым, учитывая, что порой товары с низкой ценой ничем не уступают аналогам по более высокой;

- составить реестр недобросовестных поставщиков, внося туда данные учредителей, а не только юридических лиц, так как на практике компании, нарушившие условия контракта и не выполнившие заказ, просто открывают новое юридическое лицо и продолжают нарушать правила игры в данной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент в договорных отношениях в сфере государственных закупок есть ряд проблем и пробелов в законодательстве. Необходимо пересмотреть размер авансовых платежей, объективно оценивать требования к предмету договоров и в целом проводить дальнейшую работу по совершенствованию законодательства в данной сфере. Повышение уровня эффективность договорных отношений, в свою очередь, будет способствовать развитию устойчивых хозяйственных связей между государственным сектором и сектором предпринимательства.

Библиографический список.

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС «КонсульстантПлюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсульстантПлюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/.

3. Медведева А.М. Проблемы договорных отношений государственного заказчика в контрактной системе в сфере государственных закупок // Сборник трудов. - Симферополь: Крым, 2020. - С. 126-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.