строительства материалами и оборудованием; обустройство строительной площадки; ведение журнала производства строительных работ; охранные мероприятия; страхование объекта строительства; надзор за осуществлением работ (представительство заказчика на объекте); контроль финансовой дисциплины; гарантии и поручительства); 8) случаи и порядок внесения изменений в договор: а) изменения, связанные с выполнением сторонами своих обязательств; б) изменения внешних условий строительства (форс-мажорные условия; изменения законодательства; изменения цен на материальные ресурсы и оплату труда); 9) порядок разрешения споров; порядок прекращения договорных отношений в случаях: а) расторжения договора; б) завершения договорных отношений вследствие удовлетворенности интересов сторон реализацией договора (Письмо Минстроя РФ от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15 «Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации» // Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве. 2000. Вып. 2; Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ протоколом от 5 октября 1999 г. № 12). М., 2000.
О.Ф. Фаст
ДОГОВОРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В статье рассматриваются договорные конструкции при перевозке грузов автомобильным транспортом, применение которых позволяет иначе взглянуть на основания заключения договорных отношений, структуру субъектов правоотношений, основания прекращения договорных отношений при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Ключевые слова: договорные конструкции, перевозка, груз, автомобильный транспорт, заключение договоров, прекращение договоров.
О.F. Fast
CONTRACT CONSTRUCTIONS WITH TRANSPORTATION OF GOODS BY ROAD
The use of these constructions makes it possible to treat differently the grounds of contractual relations, structure of legal entities, grounds to termination of the contractual relationship with carriage of goods by road.
Keywords: contractual relationship, carriage, cargo, automobile transport, contracts, termination of contracts.
Осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом характеризуется согласованным развитием единой транспортной системы правового государства1; унификацией законодательства, регулирующего отношения перевозчика с клиентурой; расширением прав организаторов автотранспортных услуг в планировании хозяйственной деятельности; усилением их ответственности за конечные результаты; сокращением сроков доставки грузов и обеспечением его сохранности.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом активно изучается отечественными учеными, однако в современных условиях необходимо, на наш взгляд, применять моделирование договорных конструкций, при котором процесс перевозки грузов автомобильным транспортом предстанет в виде согласованных совместных действий по достижению максимально полезного экономического результата. Моделирование договорных конструкций при перевозке
© Фаст Ольга Фёдоровна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
20 ЛЕТ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ
грузов автомобильным транспортом предлагается рассматривать как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его участниками, как юридически обязательную программу. В настоящее время рыночные отношения характеризуются повышением объемов и качества услуг, предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями автомобильного транспорта.
Современные исследователи договорных конструкций подчеркивают, что универсальным инструментом выражения инициативы на основе автономии воли, субъектами коммерческих отношений являются договоры, направленные на организацию хозяйственной деятельности, и определения прав и обязанностей сторон договорных отношений2.
Правовым обеспечением комплекса услуг по перемещению груза автомобильным транспортом, наряду с договором перевозки, служат договор транспортной экспедиции, договор фрахтования, организационный договор. Взаимодействие договоров: организационного, транспортной экспедиции, фрахтования с договором перевозки в рыночных условиях эффективно способствует реализации перевозок грузов автомобильным транспортом. Получение конечного результата — перевозки груза — лежит в основе организации упорядоченного взаимодействия договоров перевозки автомобильным транспортом. Договор перевозки, организационный договор, договор транспортной экспедиции и договор фрахтования преследуют единую цель и, помимо цели, их последовательное осуществление гарантирует желаемый результат — перемещение грузов.
Взаимодействие договора перевозки, договора транспортной экспедиции и договора фрахтования способствует наиболее эффективному осуществлению а процесса перевозки грузов автомобильным транспортом и влечет ряд особен? ностей, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Например, наряду с
ю
3 общепризнанными основаниями (заказ, заявка) основанием заключения догово-
| ра перевозки грузов автомобильным транспортом могут служить консенсуальные
1 договоры, опосредующие перевозку грузов, к которым относятся организацион-| ный договор, договор транспортной экспедиции и договор фрахтования.
го
| Моделирование договорных конструкций при перевозке грузов оказывает
| влияние на основания заключения опосредующих договоров. Основанием за-
| ключения опосредующих договоров может быть соглашение сторон, вытекающее
2 из договора перевозки. Такой подход позволит эффективно развивать рыночные ° отношения в части перевозок грузов автомобильным транспортом.
I Заключение договора перевозки и опосредующих договоров как части про-| цесса перевозки груза предлагается рассматривать как единый правовой мее ханизм, обеспечивающий весь процесс перевозок грузов. Таким образом, если 1 груз перевозится в соответствии с договором фрахтования, подтверждением о
0
° заключении договора перевозки будет служить заказ-наряд на предоставление
го
транспортного средства.
1 При осуществлении перевозки при помощи сопутствующих договоров удо-| влетворение интереса управомоченного лица зависит от действий обязанных
лиц. В ряде случаев собственник груза в целях обеспечения удовлетворения своего интереса передаёт третьим лицам права, которые предоставлены непосредственно ему законом. Таким образом, экспедитор в интересах собственника груза, на основании его волеизъявления может заключить договор перевозки или договор фрахтования с третьими лицами либо осуществить своими сила-74 ми перевозку, тем самым реализуя субъективное право собственника груза,
которому важно достичь определенной правовой цели — перемещения груза. Следовательно, реализация субъективного права в договорных отношениях по перевозке грузов автомобильным транспортом при помощи опосредующего транспортно-экспедиционного договора зависит исключительно от поведения обязанных лиц. Интерес управомоченного лица влияет на выбор способов реализации субъективного права.
При моделировании договорных конструкций, направленных на перемещение груза автомобильным транспортом, структура правоотношений субъектов перевозки может быть сложной, построенной на взаимодействии и взаимозависимости различных этапов единого процесса, цель которого — непосредственно доставка объекта перевозки в пункт назначения. Она не может быть достигнута при участии лишь двух субъектов — грузоотправителя и перевозчика. При имеющихся возможностях моделирования различных структур договорных отношений, в которых могут быть совмещены функции перевозчика и экспедитора, перевозка осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, и экспедитор является перевозчиком. Если экспедитор не имеет возможности самостоятельно осуществить перевозку, то он заключает договор перевозки или договор фрахтования с третьими лицами. В результате происходит совмещение грузоотправителя и экспедитора, грузополучателя и экспедитора, экспедитора и фрахтователя. В случаях осуществления перевозки на основании договора фрахтования могут быть совмещены функции перевозчика и фрахтовщика.
При выявленной взаимосвязи договоров перевозки грузов автомобильным транспортом и опосредующих его договоров некоторые основания их прекраще- ш ния должны быть общими. Например, в ныне действующем законодательстве н основания прекращения договора перевозки и договора транспортной экспедиции С
а
не совпадают. В частности, по договору перевозки грузов односторонний отказ Ц
о
исполнения обязательства как основание прекращения договора отсутствует, К
о
тогда как по договору транспортной экспедиции данное основание закреплено о
п
законодательно. В связи с этим нуждаются в корректировке такие норматив- |
ные акты, как Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав авто- в
мобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» но
(в ред. 3 февраля 2014 г.)3, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О р
транспортно-экспедиционной деятельности» (в ред. от 14 октября 2014 г.)4 и |
правила, принятые на их основе. о
Современное законодательство расширило круг правовых возможностей, К
обеспечивающих весь процесс перевозки груза автомобильным транспортом. м
Применение моделирования договорных конструкций при перевозке грузов и
автомобильным транспортом влечет необходимость формирования единства 4
правового регулирования для облегчения понимания и применения норм закона 00
)
в практической деятельности. 2
о
5
1 См., например: Фаст О.Ф. Особенности договорных отношений перевозки грузов автомобильным транспортом в условиях становления правового государства России. Саратов, 2013; Вестов Ф.А. Политика формирования правового государства: противоречия и перспективы / под ред. Н.И. Шестова. Саратов, 2012.
2 См.: Костюк И.В. Нетипичные договорные конструкции в сфере электронной торговли // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1; Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческие сделки: теория и практика: учебно-практическое пособие / под общ. ред. М. Н. Илюшиной. М., 2005. С. 37.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5555; 2014. № 6, ст. 566.
4 См.: Российская газета. 2003. 3 июля. 75