внести следующие изменения в Федеральный закон «О транспортной экспедиции»:
а) внести дополнение, указав, что предъявление претензии любой из сторон прерывает течение срока исковой давности.
б) необходимо дифференцировать сроки исковой давности в зависимости от заявления или незаявления претензии в течение определенного времени стороной по договору транспортной экспедиции, установив, в случае наличия такого заявления, более продолжительный срок исковой давности.
в) в случае предъявления стороной претензии необходимо указание на то, что подача искового заявления по основаниям, указанным в претензии, возможна лишь после истечения установленного срока на рассмотрение претензии другой стороной.
г) что касается содержания претензии, необходимо четко указать, что, в случае, если к претензии не приложены необходимые документы, то другая сторона вправе запросить данные документы в ответе на претензию, иначе претензионный порядок считается соблюденным вне зависимости от того, были ли представлены необходимые документы. При непредставлении данных документов, соответствующая сторона освобождается от обязанности отвечать на претензию по существу и, соответственно, не несет каких-либо негативных последствий в связи с отсутствием ответа.
И. Ю. Мплай *
ДОГОВОРНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ БУШЕР 1 В ИРАНЕ
Ключевые слова: контракт, атомная станция, строительство. Аннотация: В работе показано взаимодействие правовых систем в области строительства двух стран России и Ирана; предпринята попытка выявить правовые проблемы исполнения контракта на завершение строительства блока № 1 АЭС «Бушер».
Key words: contract, nuclear station, building.
Summary: The article considers the interaction of the legal systems of two countries, Russia and Iran, in the sphere of building industry. The author tries to reveal legal problems of contract realization on the final stage of building of the first block of the Atomic Power Station «Busher».
В современных условиях в экономической деятельности все более видное место занимает торговля инженерно-техническими услугами, получившими общее название инжиниринг. Он представляет собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных объектов. Корни этих сделок уходят в классическое римское право, которому был известен договор найма услуг locatio-conductio operarum. Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта называется комплексным инжинирингом, включающим в себя технологический инжиниринг - предоставление услуг по проектированию объекта; строительный инжиниринг - поставка оборудования, строительство объекта и монтаж оборудования; управленческий инжиниринг - оказание услуг по организации производственной структуры.1 На рынке энергоносителей важнейшим условием является предоставление таких инжиниринговых услуг при сооружении блоков атомных электростанций, где у России как у владельца технологий есть крупный партнер на этом рынке - Исламская республика Иран, который, как сторона, нуждался в 1992 г. как минимум, в заверше-
* Соискатель кафедры теории и истории права и государства Московского филиала Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина
1 Атомная энергетика России за рубежом / Под ред. В. В. Козлова. М., 2001
нии строительства блока № 1 АЭС «Бушер». В таких странах как Иран, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Коран, фетвы в мусульманских странах).
Основаниями возникновения обязательств сторон в мировой практике являются юридические факты. Одним из таких юридических фактов является договор или контракт за рубежом. В статье использованы методологические и теоретические основы исследования, позволяющие выявить общее и особенное в исследуемой тематике межгосударственных отношений России и Ирана в атомной энергетике. Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Контракт заключается при условии, когда одно или несколько лиц заключают взаимное соглашение с другим или большим количеством лиц на определенный предмет и это соглашение принимается последним лицом (ст. 183 ГК Ирана).
В соответствии со ст. ст. 1,2 Правил составления контрактов плано-во-бюджетной организации Ирана (далее - ИБО Ирана, аналога Госплана СССР), действующей на основании Закона о планировании и бюджете Ирана (ИРИ), Контракт - это совокупность документов (условий), указанных в контрактном соглашении сторон, в котором даны основные характеристики обеих сторон контракта, в том числе предмет, сумма и срок контракта. При этом, ПБО ИРИ в п. «а» ст. 12 дает юридическую формулировку термину «работа» как привязке к термину «контракт», а именно, работой называется совокупность операций, услуг или мер, необходимых для выполнения и завершения операций по предмету контракта, включающее в себя постоянные работы, которые останутся и будут переданы заказчику в качестве предмета контракта и временные работы, которые выполняются с целью исполнения и сохранения предмета контракта. Таким образом, правительство Ирана официально обратилось к Правительству Российской Федерации с предложением о сотрудничестве в области атомной энергетики и, в итоге переговоров, между правительством Российской Федерации и правительством Ирана 25 августа 1992 года были подписаны соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС. Для реали-
зации указанных соглашений Минатом России и Организация по атомной энергии Ирана (далее - ОАЭИ, образована в соответствии с законом Ирана «Об учреждении организации по атомной энергии Ирана» от 11.07.74 г.) подписали 23 мая 1993 года контракт на сооружение двух энергоблоков АЭС «Бушер» (г. Бушер, провинция Бушер, побережье Персидского залива, Иран) с возможностью расширения до четырех. В 1994 году иранская сторона обратилась к российской стороне с просьбой в первую очередь осуществить достройку энергоблока № 1 АЭС «Бушер», строительство которого было начато в 1976 году немецким концерном «Сименс - К\\Ш», но в связи с ирано-иракской войной из-за форс-мажорных обстоятельств (бомбардировка и частичное разрушение блока) контракт был прерван, строительство было приостановлено с консервацией объекта. В результате изучения состояния объекта российскими проектировочными организациями была подтверждена принципиальная возможность применения на АЭС «Бушер» оборудования и технологии российского энергоблока ВВЭР-1000. При этом, особенностью строительства блока № 1 АЭС «Бушер» было то, что в существующие конструкции здания и габариты помещений (при их достройке), выполненные по проектной документации фирмы «Сименс-К\¥11» было необходимо поставить и смонтировать реакторную установку российского производства ВВЭР - 1000 и турбоустановку.
В итоге, 8 января 1995 года был подписан контракт на предмет завершения строительства «под ключ» энергоблока № 1 АЭС «Бушер» с применением реакторной установки ВВЭР-1000 и турбоустановки мощностью 1000 МВт, где в соответствии со ст. 1.2 сторонами контракта стали - генеральным подрядчиком от Российской Федерации ВПО «Зарубежатомэ-нергострой», впоследствии реорганизованное в ЗАО «Атомстройэкспорт» (далее - ЗАО АСЭ) и заказчиком от Исламской республики Иран - Организация по атомной энергетики Ирана. Особенностью контракта является то, что он должен соответствовать законодательству Ирана, в том числе всем действующим указам, законам, постановлениям и правилам, обнародованным властями Ирана». При этом, в соответствии со ст. 7.5 контракта если после подписания контракта в законы, указы, правила, распоряжения и другие официальные директивы действующие на территории Ирана будут внесены такие изменения, которые приведут к увеличению финансовых обязательств подрядчика по контракту, то такие обязательства и все вытекающие из этого разногласия будут урегулированы Заказчиком с от-
корректировкой графиков строительства. Кроме того, в соответствии с п. 7.2 подрядчик соблюдает такие изменения, поправки в законодательстве. Также, в соответствии со ст. 5.1.2 контракта до даты предварительной приемки работ подрядчик соблюдает все правила, руководства и рекомендации иранского регулирующего органа в отношении ядерной безопасности и радиационной защиты. В отношении тех вопросов, которые не разъяснены в таких правилах, руководствах и рекомендациях, Подрядчик должен соблюдать соответствующие рекомендации Международного Агенства по атомной энергии (МАГАТЭ) или правила, применяемые в России, действующие на момент вступления контракта в силу.
Особенностью контракта в соответствии со ст. 2.4 есть полная поставка оборудования подрядчиком при условии согласования с Заказчиком размера дополнительной оплаты и дополнительных сроков поставки. В соответствии сп. 5.11.3 контракта стоимость транспортировки грузов наземным транспортом от иранских портов до строительной площадки, а также любые другие расходы по отгрузке и транспортировке грузов по территории Ирана для реализации предмета контракта несет подрядчик. При этом, в Иране поставка заключается в проданном объекте, будучи переданным покупателю с правом распоряжения объектом так, чтобы покупатель имел неограниченный контроль над этим объектом и мог извлечь из этого выгоду в любом виде, как ему понадобится.
Поставка исполняется, когда покупатель принимает на себя контроль над объектом продажи (ст. 367 ГК РФ). Основное отличие поставки товара в Иране от договора поставки в России является отсутствие условия получения разрешения на поставку товара в Иране, а именно, для того, чтобы стать владельцем товаров, никакое разрешение не требуется. Покупатель может стать владельцем товаров, которые он купил без всякого разрешения (ст. 374 ГК Ирана). Кроме того, отличием договоров является обязательность выполнения договора поставки в Иране, а именно в случае задержки поставки проданных товаров или их оплаты, сторона, не выполнившая своих обязательств, будет вынуждена сделать это (ст. 376 ГК Ирана). Право собственности на все материалы, оборудование и системы блока переходит к заказчику по прибытии таких материалов на строительную площадку после таможенной очистки, включая материалы, поставленные на условиях временного ввоза (п. 16.4 контракта) В соответствии со ст. 5.3 контракта при обеспечении поставок и услуг подрядчик должен
применять последние апробированные и принятые меры проектирования, строительства и испытаний, действующие в России. Также, обязательством подрядчика является проектирование блока таким образом, чтобы в него в последующем могли быть включены новые проектные разработки по топливу, когда такие разработки будут осуществлены и освоены в России. Из этого следует, что контракт затрагивает интересы сторон в будущем, учитывая развитие атомных технологий.
Тесное сотрудничество сторон является важнейшим условием успешного выполнения условий контракта. В соответствии со ст. 4.1 контракта подрядчик постоянно, подробно и своевременно информирует заказчика о ходе работ в виде отчетов за месяц не позднее чем за 15 рабочих дней после окончания каждого месяца. Форма и содержание отчета о ходе выполнения работ постоянно согласуются сторонами контракта. Любая сторона имеет право в любое время созвать совещания для обсуждения возникающих вопросов (ст. 4.9 Контракта).
Важным условием проекта является его основа. В статье 5.2 основой проекта стороны контракта называют соблюдение критериев безопасности радиационной защиты. Кроме того, подрядчик должен выполнять все необходимые расчеты на сейсмические воздействия для всех систем и сооружений блока с тем, чтобы подтвердить, что проект учитывает требования к блоку в части сейсмических воздействий.
Это относится ко всем связанным с безопасностью конструкциям и компонентам, включая связанные со зданием реактора топливными сборками и сопутствующими компонентами активной зоны.
В статье 5.2.4 контракта стороны детализируют ход строительных работ с учетом их специфики, а именно, если удаление старого «немецкого» бетона под установку российских агрегатов окажется неизбежным, подрядчик информирует заказчика и обсуждает с ним свои планы строительных работ и только после этого приступает к работам.
Заказчик своим условием контракта в ст. 5.10 выражает интересы местной промышленности и местного рынка труда о том, чтобы подрядчик отдавал предпочтение при назначении на выполнении работ, поставку, транспортировку и выполнение других услуг иранским субподрядчикам и субпоставщикам при условии соблюдения последними конкурентноспособных цен, приемлемых коммерческих условий, включая сроки поставки и разумную гарантию качества своих субпоставок и субуслуг. Хотя, фак-
тически, и в этом особенность именно восточного иранского «ветеивато-го» условия Заказчика контракта «в любом случае подрядчик не должен отказываться от использования местной промышленности и рабочих без достаточных оснований». При этом, подрядчик в соответствии со п. 5.10.2 имеет право нанимать на работу исключительно иранских неквалифицированных рабочих, при этом, отдавая предпочтение в найме иранским полуквалифицированным и квалифицированным рабочим, если такие имеются. Вообще, подрядчик имеет право использовать рабочих других стран со специальными навыками, связанными со строительством АЭС. Важным аспектом обязательств подрядчика является в соответствии со ст. 5.12 контракта обучение персонала Заказчика для эксплуатации блока № 1 атомной электростанции Бушер на Балаковской АЭС в России, блок № 4, который является в соответствии с п. 5.2.2 Контракта референтным блоком и полностью адаптирует проект. При этом, в соответствии с п. 5.12.3 обучение и стажировка эксплуатационного иранского персонала как в России, так и в Иране производится подрядчиком на русском языке без перевода. Также, в соответствии с п. 5.11.1 подрядчик заключает контракты на морскую, наземную и воздушную транспортировку в первую очередь с иранскими компаниями, если они в соответствии с международными стандартами предлагают конкурентноспособные цены, приемлемые коммерческие условия, и как главное условие - своевременную доставку грузов. При этом, в соответствии с п. 5.11.2 контракта подрядчик имеет на территории Ирана режим преференций, а именно подрядчик имеет право использовать возможности порта Бушер при условии и в этом, опять, «ветееватость» восточного условия, что подрядчик не попросит заказчика, кроме исключительных случаев, оказывать содействие подрядчику в подаче заявки или получении права первоочередной постановки на причал порта Бушер.
Поскольку контракт заключен на условиях «под ключ», подрядчик в соответствии с п. 5.11.3 берет на себя риски повреждения или повреждение отгруженных товаров и отправленной документации до строительной площадки. При этом, Заказчик обязуется своевременно и в письменной форме информировать подрядчика о любой рекламации с тем, чтобы подрядчик имел возможность расследовать обстоятельства происшедшего.
В соответствии со ст. 6 контракта заказчик имеет право потребовать в письменной форме внесения технических изменений в любое время при выполнении контракта вплоть до предварительной приемки блока, при
этом заказчик несет все финансовые расходы. При этом, подрядчик имеет право на заявления официального протеста в случае несогласия с техническим изменением Заказчика.
Отдельным условием сторон контракта, закрепленном в ст. 8 контракта является принцип обеспечения качества работ в соответствии с требованиями по обеспечению качества МАГАТЭ и правилам качества, действующим в Российской Федерации. Подрядчик передает заказчику результаты всех испытаний по проверке качества, как поступающих на площадку материалов, так и испытаний при вводе систем блока в эксплуатацию.
Важным условием контракта для подрядчика является в соответствии со ст. 11.5 контракта просрочка выполнения графиков работ контракта по вине заказчика, где заказчик сам несет ответственность за последствия таких просрочек. При этом, стороны как можно скорее, но не позднее трех месяцев после возникновения просрочки, договариваются о пересмотре графика работ и контрольных событий (п. 11.5.1).
В отдельную статью 11.6 стороны контракта выделили условие форс-мажорных обстоятельств, особо важного условия для политически нестабильной обстановки вокруг Ирана и региона Персидского залива, учитывая американо-иракский военный конфликт при этом, отметив, что сторона, столкнувшаяся с такими обстоятельствами должна своевременно принять все разумные меры с тем, чтобы избежать или свести к минимуму последствия таких обстоятельств. Фактически данная статья имеет подтекст политического соглашения о не принятии участия конфликта с третьей стороной. Однако, в соответствии с п. 11.6.2 любые действия или бездействия властей (а не руководства ЗАО «Атомстройэкспорт»!) Российской Федерации, которые могут отсрочить или помешать выполнению предмета контракта, не могут считаться форс-мажорными обстоятельствами. В итоге, стороны контракта в п. 11.6.2 выделили три приемлемых форсмажорных обстоятельства:
а) стихийные бедствия,
б) природные катастрофы, включая землетрясения,
в) войны и беспорядки.
Одним из основных условий контракта является монтаж, установка оборудования и пуск в эксплуатацию блока где в соответствии со ст. 13 подрядчик должен оптимально использовать в монтаж материалы, компонен-