ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Гладков
Евгений Евгеньевич
Магистрант кафедры гражданского права и процесса Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС
Eugene E. Gladkov
Graduate student at the Department of Civil Law and Procedure of Nizhny Novgorod Institute of Management -branch of the RANEPA
e-mail: [email protected]
Договор розничной купли-продажи: общие положения и способы защиты
The agreement of sale: main clauses and ways of protection
В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными положениями договора розничной купли-продажи, защитой прав покупателя по договору розничной купли-продажи.
Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, способы защиты.
The article considers the issues related to protection of rights of customer under contract of retail buy and sale.
Key words: contract of retail buy and sale, means of protection.
УДК 347.451.01
Самый распространенный по частоте заключений является договор розничной купли-продажи. Четкое его регулирование законодательством является важной задачей. На современном этапе развития законодательства в Российской Федерации о договоре розничной купле-продаже основополагающим документом является Конституция РФ, так как именно она закрепляет основные принципы всего гражданского законодательства. В этом акте не содержатся конкретные положения, направленные на регулирование отношений по договору розничной купли-продажи, но именно в нем закреплены основные начала и принципы, на которых строятся нормы. Конституция РФ 1993 года серьезно изменила экономические и социальные параметры, провозгласив право граждан и юридических лиц на свободную экономическую деятельность, были также закреплены равенство различных форм собственности, свободное перемещение товаров[1]. Основные положение купли-продажи закреплены в первом параграфе главы 30 Гражданского Кодекса, в тоже время во втором параграфе данной главы раскрываются особенности договора розничной купли-продажи.
Согласно действующему гражданскому законодательству под договором розничной купли-продажи понимается такой договор, когда продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (статья 492 ГК
РФ) [2].
Договор розничной купли-продажи выделен отдельным видом договора купли-продажи из-за его общественной значимости и наличия таких отличительных черт, как субъектный состав, когда продавцом
Legal Aspects of the State Management
является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность; публичность данного договора, то есть он может заключаться с использованием публичной оферты; предмет договора, когда цель использования - личное потребление; форма заключения - с момента выдачи документа об оплате, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договор розничной купли-продажи по моменту возникновения является примером консенсуального договора, то есть считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям, а момент вступления договора в силу не связывается с передачей товара покупателю. Стороны своим соглашением могут максимально сблизить во времени момент заключения и момент исполнения договора розничной купли-продажи, однако не могут таким соглашением изменить конструкцию договора с консенсуальной на реальную.
Независимо от того, насколько близко к моменту заключения договора находится момент его исполнения (будь то передача товара или передача денег), исполнение договора всегда будет лишь следствием первопричины - заключения договора. Иначе говоря, в консенсуальном договоре розничной купли-продажи не передача товара (а равно денег) определяет момент заключения договора, а заключенный договор определяет необходимость совершения действий по передаче товара (а равно денег), а значит, момент совершения такого действия на векторе времени всегда находится за моментом заключения договора. Это, в свою очередь, предопределяет возможность сторон договора требовать совершения того действия, которое составляет предмет исполнения одного из двух основных обязательств, возникающих из договора розничной купли-продажи, - обязательства по передаче товара и обязательства по оплате товара.
Необходимость исполнения обязательства по передаче встречного предоставления (это, как правило, уплата цены) обеспечена тем, что исполнено первоначальное обязательство - обязательство по передаче товара. Необходимость же исполнения первоначального обязательства может быть обеспечена только принудительной силой государства, выраженной в форме договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (Пункт 1 статьи 432 ГК РФ) [2]. Без них договор будет считаться незаключенным.
Для договора розничной купли-продажи будут являться следующие существенные условия: условие о наименовании товара, условие о количестве товара, условие о цене товара.
Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
По способу заключения договор розничной купли-продажи является договором присоединения: условия такого договора содержатся в стандартных формах, позволяющих покупателю получить всю необходимую и достоверную информацию о приобретаемом товаре. При этом, если на стадии заключения договора розничной купли-продажи информация о товаре, включая его характеристику и, как правило, стоимость, составляет содержание публичной оферты, то после принятия покупателем предложения заключить договор, эта информация уже составляет содержание соответствующих условий договора.
Публичный договор как уже заключенный договор предполагает, что коммерческая организация обязана продать товар, выполнить работу или оказать услугу каждому, кто к ней обратится. Применительно к розничной сфере следует лишь установить то, что будет являться фактом обращения покупателя к продавцу, поскольку именно факт обращения и будет являться тем первоначальным действием покупателя, которое, в свою очередь, будет соответствовать конструкции «совершение действий по выполнению указанных в предложении условий договора».
Таким обращением к продавцу будет выступать нахождение покупателя у дверей магазина, витрины киоска или ларька, стеллажа торговой палатки и т.п. При этом следует различать покупателя и иных лиц, относящихся к неопределенному кругу лиц. Так, в один и тот же магазин могут зайти несколько лиц. Однако покупателем станет лишь то лицо, которое взяло товар со стеллажа, получило его от продавца, совершило иные действия, направленные на приобретение товара, в том числе, потребовало передачи товара. Этим перечисленным действиям будет придаваться значение действия покупателя в рамках заключенного договора розничной купли-продажи, а значит, именно его нахождение у дверей магазина подлежит квалификации в качестве обращения к продавцу, и именно данный факт обращения к продавцу определит момент заключения договора розничной купли-продажи. Лицо, которое зашло в магазин и ничего не купило либо не предъявило
Правовые аспекты государственного управления
требование о приобретении товара, не является покупателем. В отношении такого лица вообще не ставится вопрос о заключении или незаключении договора, поскольку оно не относится к кругу потенциальных покупателей уже на стадии предложения продавца заключить договор. С точки зрения публичной оферты, это лицо не является «любым, кто отзовется», а значит, с точки зрения публичного договора, выпадает из числа каждого, кто к ней обратится. Это лицо подпадает под категорию "неопределенный круг лиц".
Для защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи существует система способов защиты, основной целью которой является защита нарушенных прав покупателя. При этом, суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю [6].
При анализе действующего гражданского законодательства можно сделать вывод, что в основном способы защиты предоставляются покупателю при передаче ему товара ненадлежащего качества.
В Гражданском Кодексе в статье 503 установлены способы защиты покупателей как физических так и юридических лиц. Однако для покупателей - физических лиц предусмотрен более широкий перечень способов защиты, так как к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Гражданским Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Такое преимущество проявляется в отношении недостатков технически сложного товара.
Так, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств или (альтернативно) потребовать замены некачественного товара в соответствии с положениями ст. 503 ГК РФ покупатель может только при обнаружении существенных недостатков товара.
В соответствии же с положениями ст. 18 Закона о защите прав потребителей прибегнуть к указанным способам защиты покупатель может не только при обнаружении существенных недостатков, но и при нарушении сроков устранения недостатков, а также при невозможности использования приобретенного товара более 30 дней в течение календарного года вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Кроме того, покупателю предоставляется дополнительная возможность. Он может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств (или потребовать замены товара) в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю при наличии любых недостатков товара.
Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ о защите прав потребителей конкретизировал положения Закона о защите прав потребителей в части определения тех недостатков, которые могут рассматриваться в качестве существенных [4].
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, к существенным недостаткам относятся:
а) неустранимый недостаток (недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора);
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования);
в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени (недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45 днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом);
г) недостаток товара, выявленный неоднократно (различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям), и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора);
State and Regional Management
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения (недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению).
Таким образом, резюмируя вышесказанное, приходим к выводу о том, что к основным способам защиты прав и свобод участников договорных отношений в рамках договора розничной купли-продажи относятся:
а) требование о соразмерном уменьшении покупной цены (абз. 3 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 4 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
б) требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара (абз. 4 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
в) требование о возмещении расходов на устранение недостатков товара (абз. 5 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
г) требование о замене некачественного товара на товар надлежащего качества (абз. 2 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 2 и 3 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
д) отказ от исполнения договора и требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФ и абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей) [5].
В свою очередь, к дополнительным способам защиты прав и свобод участников договорных отношений в рамках договора розничной купли-продажи относятся:
а) требование о возмещении убытков;
б) требование об уплате неустойки;
в) требование о компенсации морального вреда.
Библиографический список
1. Абакумов Д.В. К вопросу о двадцатилетии Конституции Российской Федерации: завоевания и перспективы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2013. - №1.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 22 дек. 1995 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.
3. Российская Федерация. Закон. О защите прав потребителей от 7 февр. 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей // Российская газета. - 2012. - 28 июня.
5. Дмитриев М.А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи /М.А. Дмитриев // Юрист. - 2013. - №9.
6. Соломина Н.Г. Письменная форма как единственная возможная форма договора розничной купли-продажи // Право и экономика. - 2014. - № 12.