Научная статья на тему 'Договор коммерческой концессии в сфере туризма'

Договор коммерческой концессии в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор коммерческой концессии в сфере туризма»

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Н.В. Сирик, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гра-

жданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе права на осуществление предпринимательской деятельности под определенной торговой маркой и по определенной технологии.

Франчайзинг в туризме зародился в России несколько лет назад. Коммерческая концессия в туризме предполагает стандартизированный набор туров, поэтому ее ввели туроператоры, которые предложили туристским организациям определенный формат ведения бизнеса и стандартизировали набор курортов и других мест для отдыха.

Основным преимуществом, которое приобретают франчайзеры (правообладатели) при вступлении во франшизную систему, является возможность создания единой сети туристских организаций с относительно низкими издержками по сравнению с расширением собственной производственно-сбытовой сети, т.е. франчайзинг дает возможность франчайзеру (правообладателю) сократить инвестиционный и снизить финансовые риски. Определенный экономический выигрыш приобретают и потенциальные франчайзи (пользователи) — это возможность на более выгодных условиях открыть собственное дело: франчайзи получает возможность снизить первоначальные издержки, использовать маркетинг туроператора - франчайзера и услуги его рекламной службы, получать от него постоянную поддержку.

В связи с тем, что договор коммерческой концессии является новым для отечественной правовой системы, в литературе существуют различные точки зрения по поводу его правовой природы. Кроме того, в практической деятельности туристских организаций возникают трудности при квалификации соглашений, заключаемых между туристскими организациями. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно исследовать правовую природу данного договора путем сравнения его с другими договорами, чаще всего используемыми для

оформления отношений между туроператорами и турагентами.

1. Договор коммерческой концессии и договор простого товарищества. Некоторые авторы рассматривают договор коммерческой концессии как договор простого товарищества (или совместной деятельности) (гл.55 ГК РФ)1, указывая на особый характер взаимоотношений, согласованное управление, особый порядок расчетов. На несомненное сходство коммерческой концессии и совместной деятельности обращает внимание также Г.Е. Авилов2.

Общим для этих договоров является возможность внесения в качестве вклада (по договору о совместной деятельности) или передача (по договору коммерческой концессии) нематериальных благ. Оба эти договора могут заключаться на определенный срок или без указания срока (на неопределенный срок). Причем по договору коммерческой концессии пользователь, добросовестно исполнявший свои обязанности по договору, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок (ст. 103 5 ГК РФ). Поскольку договор простого товарищества предполагает совместную деятельность товарищей, его исполнение носит длящийся, часто неопределенный по времени, характер. Договоры коммерческой концессии также носят долговременный характер и рассчитаны на продолжительное сотрудничество сторон.3

Различия между рассматриваемыми договорами состоят в следующем:

Интересы товарищей направлены на достижение общей цели. Ведение общих дел осуществляется товарищами совместно. Для договора простого товарищества такое сотрудничество имеет определяющее значение. В договоре коммерческой концессии оно выступает лишь одним из элементов, пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем. Интересы контрагентов в договоре коммерческой концессии противоположны, в товариществе они едины. Каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет

Сирик Н.В.

Договор коммерческой концессии ________________е сфере туризма

контрагента. А в качестве общей цели для сторон является расширение франчайзинговой системы, привлечение к ней как можно большего числа предпринимателей, но не в рамках одного договора, а путем заключения других договоров коммерческой концессии (или субконцессии). При этом общего имущества по договору коммерческой концессии не создается.

Получение выгод от совместной деятельности в рамках простого товарищества возможно лишь в случае заключения товарищами договоров с третьими лицами, т.е. когда эта совместная деятельность каким-либо образом реализуется вовне.

2. Договор коммерческой концессии и договор возмездного оказания услуг.

По мнению В.В. Витрянского в системе гражданско-правовых договоров договор коммерческой концессии может быть отнесен (с некоторыми оговорками) к категории договоров о возмездном оказании услуг. Предоставление пользователю права на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в сочетании с обязанностями последнего передавать пользователю техническую и коммерческую документацию, инструктировать и обучать его работников, оказывать консультационное содействие действительно представляет собой определенную услугу со стороны правообладателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что отнесение договора коммерческой концессии к категории договоров о возмездном оказании услуг преследует лишь квалификационные цели и продиктовано стремлением определить место этого договора в системе гражданско-правовых договоров (в широком смысле).4 Таким образом, договор коммерческой концессии нельзя подменять договором возмездного оказания услуг, так как услуги, предоставляемые по данным видам договоров имеют совершенно различную правовую природу и соответственно правовое регулирование.

3. Договор франчайзинга и посреднические договоры

Договор франчайзинга (коммерческой концессии) в международно-правовой практике относится к категории «посреднических» соглашений. Франчайзи (пользователь) стоит в одном ряду с торговыми представителями, агентами, брокерами, комиссионерами, кон-

сигнаторами, факторами и другими посредниками. По мнению О.А. Городова, все указанные договоры «сближает возможность опосредования сходных общественных отношений по обслуживанию, сбыту товаров, выполнению услуг, которое зиждется на принципах сотрудничества сторон и их равенства. Однако юридическое содержание в названных видах соглашений различно»5. Г.Е. Авилов усматривает отличие договора коммерческой концессии от договора комиссии и агентского договора в том, что «комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента (принципала), оказывая последнему определенные услуги, за что получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенные комиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствия для комитента или принципала. А по договору коммерческой концессии пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение». Таким образом, если турагент, работающий по агентскому договору, получает от туроператора вознаграждение, то турагент по договору коммерческой концессии сам платит туроператору за возможность работать под его фирмой. На наш взгляд, договор коммерческой концессии не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Полагаем, что использование различного рода договоров вместо договора коммерческой концессии, стало возможным, из-за отсутствия в легальном определении договора указания его цели - содействовать продвижению на рынке определенного рода товара (работы, услуги). Такая цель договора вытекает из п.2 ст. 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ.

Итак, франчайзинг в туризме - очень перспективная форма организации бизнеса, которая будет иметь все большее значение по мере углубления интеграции России в мировую экономику. В то же время нормы гл.54

Серия «Право», выпуск 8, том 1

315

Проблемы и вопросы гражданского права

ГК зачастую не дают ответов на многие вопросы, возникающие в процессе осуществления практической деятельности. В связи с этим необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, которые устранили бы пробелы законодательства. В частности, для устранения коллизий в законодательстве необходима правовая регламентация коммерческого обозначения и фирменного наименования. Кроме того, договор коммерческой концессии, часто опосредующий трансграничное перемещение услуг, имеет прямую связь с законодательством об интеллектуальной собственности, антимонопольным законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о защите прав потребителей. Поэтому правовое регули-

рование франчайзинга в России должно осуществляться с учетом соответствующих международных стандартов, что особенно актуально в свете предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

1 Рудашевский В., Фурщик М. Инвестиции и франчайзинг// Инвестиции в России. 1997. № 9/10. С.42.

2 Авилов Г.Е. Агентирование (гл. 52) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. С. 553-554.

3 Орлова O.A. Франчайзинг - как форма деловых связей // Законодательство и экономика. - Право и экономика. 2003. № 7

4 Договорное право. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрян-ский. 4-е изд., доп., испр. М.: Статут, 2004. С. 804.

5 Коммерческое право: Учебник 1. А.Ю. Бушев, O.A. Городов, Н.С. Ковалеская и др., Под ред. В.Ф. Попоццопу-ло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.