оперативно получать информацию: приходя на исповедь, люди сами делятся самым сокровенным. В результате проводится необходимая корректировка позиционирования [9].
Рассмотренные нами положения позволяют сделать вывод о том, что у религиозной коммуникации как коммуникации, включающей в себя все виды общения в сфере религии, и бренд-коммуникации как одной из форм репрезентации рекламы в современном социокультурном пространстве имеется много общих черт. Объяснений данному феномену, по нашему мнению, может быть несколько. Во-первых, сложившаяся ситуация может быть итогом повсеместной интеграции рекламы во все сферы социальной действительности. Во-вторых, она может быть связана с тем, что религия сознательно или бессознательно использует маркетинговые приёмы с самого начала своего существования. Ведь реклама в виде объявлений глашатаев, афиш и альбумов существовала уже в Древнем Риме. А в настоящее время просто появляется множество новых средств воздействия на потребителей, которые религиозные институты и продолжают активно заимствовать у рекламы. И, в-третьих, происходящее можно объяснить как необходимость, вызванную современными реалиями, поскольку только с помощью рекламы можно сохранять лояльность потребителей. Какая из точек зрения является наиболее истинной — рассудит время.
Библиографический список
1. Кунде, Е. Корпоративная религия / Е. Кунде ; пер. с англ. — СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 268 с. - ISBN 5-315-00019-2.
2. Бренды как новая религия. Информационно-аналитический портал «Российский рынок» [Электронный ресурс] / под ред. К. Тронтина. — Режим доступа: http://www.russianmarket. ru/?pg = showdoc&iid=1821 (дата обращения: 15.05.2013).
3. Бренд как религия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eponim2008.livejournal.com/935.html (дата обращения: 10.05.2013)
4. Бренд как религия. E-generator.ru [Электронный ресурс] / под ред. В. Зайкиной. — Режим доступа: http://www.e-generator.ru/press/?id = 40 (дата обращения: 12.05.2013).
5. Арріє воспринимается фанатами бренда как религия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mobime. ru/clubs/apple/12120.html (дата обращения: 10.05.2013).
6. Линдстром, М. Чувство бренда / М. Линдстром ; пер. с англ. - М. : Эксмо, 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-699-16031-0.
7. Церковь как бренд, или Почему религии нет места в со-
временных СМИ? Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир» [Электронный ресурс] / под ред. О. Головко. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/reHgii-net-mesta-v-sovremennyx-
smi (дата обращения: 17.05.2013).
8. Является ли христианство первым брендом с историей в вечность? Журнал «Школа жизни.ру» [Электронный ресурс] / под ред. Г. Скрипкина. — Режим доступа: http://shkolazhizni. ru/archive/0/n-45581/ (дата обращения: 19.05.2013).
9. Библия — лучший бренд-бук? Информационный портал о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде «Cossa.ru» [Электронный ресурс] / под ред. К. Халюты. — Режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/155/32249/ (дата обращения: 20.05.2013).
ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
ШУШАРИН Станислав Александрович, аспирант, ассистент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2013 г.
© Л. М. Дмитриева, С. А. Шушарин
УДК 172.12:172.4 324 В. А. ЕВДОКИМОВ
Омская гуманитарная академия
ДОГМАТИЗМ
В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Анализируя особенности догматизма, автор рассматривает причины жизнеспособности этого феномена в сфере политики, а также условия, при которых ослабляется воздействие на субъекты властных отношений положений, принимаемых на веру в качестве непреложной истины и неизменных в любых условиях. В статье отражена попытка классифицировать проявления догматизма по различным основаниям. Ключевые слова: догматизм, инструмент контроля, свободное обсуждение, прогресс научных исследований, обновление системы управления.
Несмотря на то, что в современном обществе действуют различные социальные институты и выражаются многообразные интересы, распространено большое количество идей и взглядов, сохраняется устойчивая тяга политических деятелей к догмам — положениям, принимаемым без доказательств за неоспоримую истину. Одни аксиомы (идеологические,
религиозные) не подвергаются изменениям на протяжении столетий. Другие устаревают и дискредитируют себя как инструменты интерпретации быстро трансформирующейся реальности (концепция «развернутого строительства коммунизма» в Советском Союзе в 60-е годы ХХ века). Их сменяют новые догмы. Они приживаются на любой политической
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
почве. Влечение к ним испытывают субъекты властных отношений в странах, где установлен автократический режим или формируются демократические институты. Политические постулаты оказываются приемлемыми и в высокоразвитых государствах, в которых созданы условия для коллективного принятия решений, равного воздействия людей на результат этого процесса или на важные этапы его.
Жизнеспособность догматизма объясняется его природой. Он рассматривался И. Кантом как всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей [1, с. 34], Г. В. Ф. Гегелем — как метафизическое рассудочное мышление [2, с. 69 — 70]. Современными исследователями догматизм интерпретируется, с одной стороны, как некритическое отношение к положениям какого-либо учения, т.е. отсутствие сомнений, неспособность воспринимать информацию, противоречащую аксиомам, слепое доверие авторитетным мнениям, как одна из причин кризисных явлений, наблюдаемых в экономике, социальной и духовной сферах. Тяга к нему оценивается как неискоренимое человеческое качество, предосудительное и позорящее [3, с. 234]. С другой стороны, рассматриваемый феномен воспринимается как отражение преемственности определенной традиции, верности установленным истинам, как необходимая составляющая человеческого сознания [4, с. 14]. Можно оценивать догматизм и как средство, позволяющее ограничить проявления волюнтаризма в политической сфере. Среди оснований некритического мышления философы выделяют гносеологические (не диалектичность познания как противоречивого движения мысли от заблуждения к истине, субъективизм, сохранение потребности в уверенности) и социальные (разделение труда, противопоставление умственной и физической деятельности, совершенствование материальных и идеологических отношений, надобность в господстве одних людей над другими).
Стремление сохранить уверенность в будущем естественно для людей. Те из них, кто имеют существенные пробелы в миропознании, в частности, поверхностные представления о современных глобальных процессах (внедрение инноваций в экономике, виртуализация в информатике, регионализация в государственном устройстве, перераспределение народонаселения), часто оказываются дезориентированными в условиях распространения множества идей, взглядов и концепций. Эти люди испытывают потребность в подчинении авторитету, даже если его влияние обусловливает противоречивость их взглядов, в перекладывании ответственности за принятие решений относительно будущего либо на него, либо на какое-то учение. Признавая приемлемость догм, они тем самым обеспечивают целостность мировосприятия и бытия.
Как правило, им близка позиция консерваторов, которые, с точки зрения М. Рокича, в большей степени, чем радикалы, склонны к авторитарности, ригидности [5, р. 3]. Впрочем, и последние, отрицая устаревшие теории, не остаются в стороне от производства положений, принимаемых на веру за непререкаемую истину, предлагают публике новые. Догмы настолько распространены, что их воздействию подвержены и «прогрессивно мыслящие люди». Их воззрения подчас представляют причудливый симбиоз консервативных, ретроградных взглядов (стремление связать государственные и религиозные ценности) и идей, популярных в эпоху глобализации (демократия, свободное волеизъявление народа,
конкуренция, права человека, инновации, нацеленные на создание нового качества жизни, благоприятных условий для генерирования идей, реализации творческого потенциала мобильного населения).
Необходимость в сохранении уверенности в будущем не в меньшей степени испытывают и облеченные властными полномочиями политические деятели, подавляющему большинству которых недостает знаний, компетентности. Положения, к которым, по их разумению, граждане должны относиться как к непреложной истине, служат инструментом контроля действий управляемых, влияния на их поведение, позволяют укрепить претензии лидеров на обладание монополией на мировосприятие и миропонимание. Чтобы сохранялась вера индивидов в силу аксиом, субъекты властных отношений играют перед публикой роль всезнающих пророков. Их показная убежденность в собственной непогрешимости и совершенстве предлагаемых ими программ основана чаще всего не на широте и глубине осмысления глобальных процессов и перспектив развития региона, страны, человечества, а на поддержке, которую оказывают им влиятельные силы — спецслужбы, армия, крупные корпорации и (или) мощные партии.
Утверждения, принимаемые на веру в качестве аксиомы, вдвойне ценны для лидеров потому, что, затрагивая различные стороны жизни общества, они взаимосвязаны (одно может обосновывать другое), отражаются в партийных программах, претендующих на монопольную истину и являющихся компонентами идеологий. Догмы используются для доказательства приемлемости проектов спорных концепций, решений, авторы которых преследуют узкогрупповые цели. По мнению исследователей, вследствие неспособности ключевых акторов искать компромиссы, их готовности к применению насилия для разрешения конфликтов с оппонентами и достижения своих целей, нежелания признавать легитимность оппозиции, страха перед открытой политической конкуренцией и доминирования президентской монополии и боязни потерять власть возникли гибридные режимы с непредсказуемым будущим [6, с. 12].
Питательной средой для догматизма, воспринимаемого субъектом властных отношений как основа объединения, сплочения людей, является распространение сообщений о реальной или мнимой угрозе их благополучию. Образ «врага» успешно эксплуатируется не только в преддверии возможных военных действий, но и в предвыборных кампаниях для оказания давления на колеблющихся избирателей. При возникновении острых социально-политических проблем в жизни какой-либо страны он особенно актуален. Чем больше их накапливается, тем выше потребность ее руководства в поиске того, что может быть расценено как угроза «стабильному» положению, а также в конструировании утверждений, способных претендовать на статус неоспоримых постулатов. В качестве ее часто интерпретируется деятельность оппозиции, будто бы поддерживаемой внешними силами.
Исходя из вышесказанного, можно охарактеризовать догматизм по следующим основаниям. Одной из основных сфер проявления его является политика (сохранение привычных подходов в оценке новых модификаций функций и форм, постоянных и переменных свойств, темпов эволюции и других параметров явлений, отношений с субъектами, поведение которых изменяется). Еще в Советском Союзе звучали упреки в адрес оппортунистов вто-
рого интернационала, будто бы превративших в мертвую догму высказанное Ф. Энгельсом и поддержанное позднее К. Марксом положение о том, социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. Не чужды догматизма и субъекты политического процесса в современной России, тяготеющие, в частности, к моделям организации предвыборной кампании, ранее доказавшим состоятельность, хотя изменяются общественные настроения и состав участников конкуренции. Влечение к постулатам проявляется также в духовной сфере и связано с межнациональными и (или) межконфессиональными отношениями. Попытки навязать населению строгое следование не подлежащим критике положениям религиозных учений, несмотря на распространение идей культурного плюрализма, толерантности, приводят к трениям, возникающим между социальными группами в различных странах (Египет, Ирак). В сфере экономики догматизм (оценки новых явлений хозяйственной жизни с помощью устаревших теорий) ориентирован на обоснование действий людей, имеющих финансовые, имущественные и иные интересы и не желающих корректировать свою позицию с учетом меняющейся реальности. Исследователи размышляют, в частности, о количественной теории денег, отражающей статичное состояние российской экономики в абстрактных моделях рыночного равновесия и определяющей ошибочную методологию регулирования (С. Глазьев). Политические, духовные и экономические постулаты могут находиться в тесной связи друг с другом, формировать систему, претендующую на логичность и последовательность в отражении явлений действительности.
С точки зрения публичности вероятны проявления открытого или латентного догматизма. Не скрываемое от общества следование аксиомам основано на воззрениях, концепциях, сопряженных с политикой, религией и иными сторонами его жизни, четкой и незыблемой иерархией в сфере распределения влияния. В качестве бесспорной и соответствующей реальности российскими органами государственного управления воспринимается ориентация на построение «вертикали власти» как системы распределения прав. Она закрепляет переход полномочий и ресурсов под контроль правящей группы и нарушение принципа разделения власти, ведет к подавлению гражданского общества государством, не желающим делиться полномочиями. Такой подход считается приемлемым в России в то время, когда во многих странах (большинством европейских государств была принята в 1985 году в форме конвенции Хартия местного самоуправления) поощряется развитие самоорганизации людей, как результата воспроизводства устойчивых элементов культурной традиции и коллективной идентичности. Латентный же догматизм основан на стремлении политиков негласно следовать предубеждениям, широко критикуемым группами общества и (или) международными организациями, учитывая интересы, имеющиеся у правящей группы или крупных корпораций, но противоречащие потребностям большей части населения какой-либо страны, континента. Представления о народовластии, свободе и равноправии граждан служат завесой для замыслов руководителей тоталитарного государства, настроенных на трансформацию моделей организации выборов с помощью исключения из борьбы влиятельных конкурентов и подтасовки данных о результатах голосования.
Лидеры ряда стран, например, Беларуси, отдавая должное околодемократической риторике, поощряют применение жестких мер по отношению к представителям оппозиции. В России правящей группой под прикрытием демократических процедур ради сохранения власти используется в предвыборных кампаниях так называемый «административный ресурс» (изъятие агитационных печатных материалов, рассказывающих о неугодных чиновникам кандидатах, создание препятствий для них при регистрации избирательными комиссиями, организации встреч с избирателями, прославление подконтрольными органам власти масс-медиа конкретных претендентов на полномочия и замалчивание программ, предлагаемых их конкурентами).
Степень масштабности проявлений догматизма отражается в сфере международных отношений. Он чаще всего связан с «двойными стандартами», основан на традициях конфронтации и стереотипах, сложившихся у групп элиты. Многие западноевропейские страны предлагают мировому сообществу принять на веру за непреложную истину решение об одностороннем провозглашении независимости Косово, принятое в феврале 2008 года, и отклоняют возражения, противоречащие выдвинутому ими постулату. Франция первой из стран Европейского союза признала обоснованность отделения этого края от Сербии и образования суверенного государства, однако в январе 2013 года ввела войска в Мали ради сохранения территориальной целостности африканской страны.
Чтобы расширить сферу своего влияния, лидеры определяют стандарты поведения, которым, по их мнению, должны следовать другие видные политики. Если же этого не происходит, то применяются разнообразные санкции. В их числе — попытки побудить международное сообщество к активизации борьбы за права человека в том или ином государстве. Эти намерения часто связаны с корыстными интересами транснациональных компаний, которые стремятся получить доступ к разработке недр или перспективному рынку сбыта продукции. Политики объявляют «врагом народа» какого-либо правителя и принимают усилия для отстранения его от власти и возможной передачи ее противникам, даже если они нарушают международное право и вовлечены в террористические действия. Так, в частности, формируется отношение органов власти ряда стран (США, Франция) к сторонам конфликта, возникшего в 2011 году в Сирии.
Еще одну санкцию отражает трактуемое в качестве непререкаемой истины утверждение о том, что «непослушные» страны представляют угрозу миру. Оно не исключает натяжки. Президентом США Д. Бушем была предложена в 2002 году формула «ось зла» для характеристики стран, оказывающих поддержку террористам или разрабатывающих оружие массового поражения. Среди них оказался и Ирак, где таковое не обнаружено.
С догматизмом международного характера связано и утверждение мультикультурализма в качестве базового принципа сосуществования различных цивилизаций. Он не предполагает их позитивное взаимодействие, а тем более диалог, учитывает возможности развития культур, способных быть лидерами, и периферийных, которым уготована роль ведомых.
Одна из распространенных догм основана на представлении о том, что исповедуемые в крупных государствах убеждения, идеи, ценности и мировоззрение способны впитать другие народы, даже
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
если не созданы условия для восприятия чуждых им взглядов. В русле этого подхода Советский Союз и США в разные периоды совершили вторжение в Афганистан. Но преобразование этой страны и широкое распространение совокупности близких двум державам идей, миропонимания не достигнуто, по всей вероятности, не были объективно оценены такие факторы развития субъекта международного права, как состояние экономики, институтов — семьи, образования, суда, армии, а также сознание народа.
В жизни общества можно зафиксировать и проявления догматизма национального, регионального, локального характера. Имеется в виду игнорирование субъектами властных отношений общемировых тенденций развития (социальная, экономическая, образовательная и иные сферы). Постулаты связаны с укоренившимися традициями, культурно-историческими ценностями, интересами, имеющимися у общественных групп, их представлениями о партнерах и соперниках. Догматизм подчас подкрепляет претензии какой-либо страны на исключительность, обладание статусом «великой державы». В то же время в российских регионах и муниципальных образованиях сохраняется традиция патернализма, которая выражается в признании управляющими невозможности самостоятельно решить социальные проблемы и зависимости в обеспечении ресурсами от вышестоящих органов власти.
Проявления догматизма с точки зрения темпо-ральности долго- или кратковременны. Разногласия (территориальные, языковые, культурные), основанные на положениях, принимаемых на веру в качестве непреложной истины, могут в течение длительного периода омрачать отношения, сложившиеся между партиями, народами, государствами. Несколько столетий существует такая идеологическая концепция, как евроцентризм. Она не только в явной или неявной форме провозглашает ведущую роль Европы и населяющих ее народов в развитии современной цивилизации и культуры, но и подчеркивает превосходство того образа жизни, который они ведут. В качестве свода правил, к которым будто бы надлежит относиться как к неоспоримым суждениям, проверенным опытом и практикой, политики могут предлагать гражданам и новые теории ради обоснования легитимности руководства страны, однако они подчас оказываются недолговечными. В России не получила широкой поддержки концепция «суверенной демократии».
При рассмотрении характера взаимоотношений субъектов и объектов можно обнаружить проявления регулятивного и интегрирующего догматизма. Регулятивный обеспечивает контроль действий единомышленников и определяет нормы их поведения по отношению к тем группам, которые не разделяют их взгляды (политические, национальные, религиозные). Интегрирующий догматизм направлен на объединение людей на основе сходных взглядов, представлений и особенно действен в условиях угрозы благополучию народа, социальной группы. Чем чаще люди, разделяющие ценные для них идеи, воззрения, слышат критику в свой адрес, тем активнее они ищут доводы, помогающие им оправдать собственное поведение, мировосприятие и обрести психологическую гармонию.
С точки зрения интенсивности взаимодействия субъектов проявления догматизма могут иметь антагонистический (следование постулатам не исключает уничтожение той стороны, которая не разделяет
их, так некоторые исламистские группировки, созданные в странах Ближнего Востока, определяют отношение к Израилю) или неантагонистический характер (предусматривается сохранение противостоящих друг другу субъектов). Крайним проявлением первой разновидности рассматриваемого феномена становится фанатизм, как слепое поклонение одним идеям и агрессивное неприятие иных. Он выражается в разных формах. «Мягкую» явили публике россияне в августе 2012 года. В Москве у здания суда, который вынес приговор участницам музыкальной группы, был представлен на всеобщее обозрение лозунг «Ведьм — на костер!», популярный в средние века.
Сторонники догматов выражают и жесткое отношение к иноверцам. Сожжение в США пастором-евангелистом У. Саппом одного экземпляра священной для мусульман книги в марте 2011 года привело к нападению на представительство ООН в афганском городе Мазари-Шарифе и гибели невинных. От людей, побуждаемых к антигуманным действиям религиозными и общественными лидерами, не отстают политики. В сентябре 2012 года министр железных дорог Пакистана Г. Билур объявил о том, что выплатит крупную сумму человеку, который лишит жизни автора фильма «Невинность мусульман».
Догматизм, таким образом, проявляется в различных сферах жизни общества, так или иначе связанных с политикой. Но он не всемогущ. Воздействие положений, принимаемых на веру за непреложную истину, ослабляет не публичное сожжение священных для верующих книг, а поиск новых элементов знания, создание атмосферы свободного, толерантного обсуждения волнующих людей проблем и тем, разнообразных идей, концепций, учений. Предвзятые представления, включенные в упрощающие жизнь схемы, часто не выдерживают конкуренцию с опытом индивидов, прогрессом научных исследований. Правда, в одних ситуациях знания стимулируют изменение, на их основе осмысляются новые факты и явления и вырабатываются теории, а в других, когда демонстрируется некритическое отношение к накопленным данным, наоборот, являются фундаментом для сохранения постулатов.
Влияние аксиом на лидеров может быть ослаблено благодаря опыту и знаниям, имеющимся у экспертов. Они действуют в центрах политического планирования, формируемых при органах исполнительной и законодательной власти, неправительственных и международных объединениях. Впрочем, снизить воздействие догм на субъекты властных отношений удается лишь иногда, так как вероятность применения рекомендаций экспертов невелика. Возможности их осуществления зависят от противоречивых тенденций, раскрывающихся в социально-политическом процессе (стабилизация — модернизация, конвергенция — культурный плюрализм), от наблюдаемых в интересах и настроениях лидеров колебаний, которые трудно учесть и предугадать. Не исключено и влияние на аналитиков конъюнктурных соображений, побуждающих их делать прогнозы в угоду политическим деятелям. Кроме того, подчас и эксперты могут быть подвержены воздействию положений, принимаемых на веру за непреложную истину. Не лишена элементов догматизма выработка решений, основанная на рассмотрении исторических прецедентов, если в ходе ее игнорируются объективные и субъективные факторы современной действительности, состав участников взаимодействий.
Условия для ослабления влияния догм создают и экономические интересы. Постулаты тем быстрее теряют вес, чем активнее «барометр анализа» событий, явлений, процессов, осуществляемого субъектами властных отношений, реагирует на изменение потребностей объединений элиты, транснациональных корпораций. Экономические интересы подталкивают правительства к сотрудничеству с теми государствами, которые считаются одиозными. Поиск крупными корпорациями рынка сбыта продукции и их стремление получить доступ к запасам сырья подчас обеспечивают смягчение санкций в отношении стран, признанных госдепартаментом США в качестве «оплотов тирании», например, Мьянмы.
К утрате статуса положениями, принимаемыми на веру за неоспоримую истину, ведут совершенствование формирования элиты, повышение скорости обновления системы управления, выработка и применение гибких стратегий и технологий властвования при своевременном учете изменений интересов основных акторов, представленных на политическом и экономическом поле. Если влияние аксиом на облеченного административными полномочиями деятеля снижается, в его поведении отчетливее проявляются быстрота реагирования на важнейшие события, восприимчивость к критике, необходимая для корректировки его позиции. Однако в ближайшей перспективе уменьшение воздействия догматизма на принятие политических решений маловероятно. Он играет двойственную роль в обществе, с одной стороны, сдерживает развитие регионов, стран, континентов, создает условия для сохранения моделей мышления лидеров, консервирующих много косного, ограничивает его свободу, не позволяет эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение изменяющихся потребностей граждан и социальных групп. Испытывая растерянность, страх перед будущим в связи с возможной потерей статуса, полномочий, политические деятели часто опираются на устаревшие теории, тормозящие рационализацию процесса выработки оптимальных решений, настроены на нарушение принципа разделения власти, инициируют изменения законодательства ради сохранения ее. Подавляющее большинство политиков воспринимают завоевание ее как единственную цель участия в конкуренции, но отнюдь не средство, подчиненное другим предметам стремления, идеальным или эгоистическим. Сохраняется существенный разрыв между благородными замыслами, декларируемыми
ими до выборов, и их отступлением от «идеалов» по окончании голосования. Тем самым предвыборные обещания превращаются в догмы, не отражающие практику, жизненные реалии.
С другой стороны, существование постулатов подчас благоприятствует конкуренции концепций, теорий, рассмотрению различных вариантов действий политиков, как привычных, стереотипных, так и смелых, оригинальных. Новые идеи в борьбе с догмами доказывают свою приемлемость, обоснованность, жизнеспособность или, напротив, бесперспективность. По всей вероятности, соперничество нового и устаревшего позволяет уберечь народы от негативных последствий принятия лидерами скоропалительных «судьбоносных» решений, «конституционных деклараций». Уменьшается риск возникновения катаклизмов, связанных с их тягой к экспериментам. Однако превалирование политических постулатов и догматов над инновационными процессами опасно для общества. Если это происходит, вероятно его движение к мракобесию.
Библиографический список
1. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. — М. : Мысль, 1994. — 502 с.
2. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. — М.-Л. : Госполитиздат, 1929. — 473 с.
3. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. - М. : РОССПЭН, 2002. - 289 с.
4. Канаков, Д. В. Феномен религиозного догматизма : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук / Д. В. Канаков. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 24 с.
5. Rokeach, M. The Open and the Closed Mind / M. Ro-keach. — N. Y.: Basic Books, 1960. — 447 р.
6. Мельвиль, А. Ю. Траектории режимных трансформаций и типы государственной состоятельности / А. Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал, М. Г. Миронюк // Полис. Политические исследования. — 2012. — № 2. — С. 8 — 30.
ЕВДОКИМОВ Владимир Анатольевич, доктор политических наук, доцент (Россия), профессор, заведующий кафедрой филологии, журналистики и массовых коммуникаций.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.2013 г.
© В. А. Евдокимов
Книжная полка
Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и ОНО / З. Фрейд. - М. : АСТ, 2011. - 156 с. - ISBN 9785-17-072393-5.
«Я и Оно». Сознание — и подсознание. Сознание выставляет преграды — подсознание предпочитает их не замечать. И тогда СОЗНАНИЕ становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» ПОДСОЗНАНИЯ. Это — СТРАХИ. Это — СНЫ. Это — СТРАШНЫЕ СНЫ. Это — правда. Жестокая. Честная. Правда, о которой вы хотели бы знать, но боялись спросить. Не бойтесь. Анализируйте!..
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ