Научная статья на тему 'Добровольное медицинское страхование как механизм повышения качества медицинских услуг'

Добровольное медицинское страхование как механизм повышения качества медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронина С. Ю.

В статье рассмотрены перспективы и основные направления развития добровольного медицинского страхования в контексте политики повышения качества медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добровольное медицинское страхование как механизм повышения качества медицинских услуг»

ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

© Воронина С.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены перспективы и основные направления развития добровольного медицинского страхования в контексте политики повышения качества медицинских услуг.

Главной целью социальной политики является удовлетворение потребностей населения, что предполагает предоставление обществу социальных услуг различной природы. Удовлетворение потребностей общества - это многоаспектный, системный процесс, охватывающий все сферы его жизнедеятельности. Удовлетворенность (неудовлетворенность) общества качеством социальных услуг определяет степень удовлетворения потребностей населения, а также является показателем эффективности социальной политики.

Отметим, что услуги предоставляются органами государственной и муниципальной власти, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, бизнес-сообществом, общественными организациями и т.д. Т.е. можно говорить о том, что в рамках любого государства действует система социального сервиса, определяемого как механизм реализации социальной политики по предоставлению различных услуг и помощи населению, хозяйствующим субъектам, организациям и т.д. с целью удовлетворения их социальных потребностей.

Важнейшими социальными услугами являются услуги сферы здравоохранения, т.е. медицинские услуги.

Переход к рыночной экономике, разрушение государственной системы здравоохранения привел к тому, что многие граждане испытывают трудности при получении качественной медицинской помощи. К сожалению, система обязательного медицинского страхования дает только необходимый минимум услуг, что провоцирует снижение здоровья у отдельных категорий граждан.

Обратимся к вопросу определения понятия «качество медицинской услуги».

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) при разработке программ обеспечения качества медицинской помощи следует принимать во внимание следующие факторы:

- квалификацию врача и соблюдение им технологии диагностики и лечения;

* Аспирант.

- риск для пациента от медицинского вмешательства;

- наличие ресурсов и оптимальность их использования;

- удовлетворенность пациента.

В ФЗ использован термин «качество медицинской помощи», определенный как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата [1].

Т.е. можно выделить пять основных составляющих элементов качества медицинской услуги [3]:

1. информационные показатели медицинской услуги - получение в доступной для пациента форме имеющейся информации о состоянии его здоровья, сведений о результатах обследования, наличия заболевания, его диагноз и прогноз, методы лечения и связанные с ними риски, возможные варианты медицинского вмешательства, их последствия и результаты проведенного лечения;

2. квалификационные требования к врачам - выполнение требований к профессиональной компетенции, объему знаний, практических умений и навыков врачей;

3. профессиональные качества врача - проявление компетенции в проведении методик лечения, согласованность действий и преемственность;

4. профессиональность оказания медицинской услуги - обоснованность, адекватность определения объема лечения, соблюдение технологии диагностики и лечения, получение положительного (ожидаемого) результата оказанной медицинской помощи в отношении состояния здоровья пациента;

5. качественные показатели самого процесса оказания услуги - удовлетворенность больного врачебным и медсестринским обслуживанием.

Согласно Концепции развития здравоохранения до 2020 г. гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:

1. конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

2. стандартизация медицинской помощи;

3. организация медицинской помощи;

4. обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;

5. осуществление единой кадровой политики;

6. инновационное развитие здравоохранения;

7. модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;

8. информатизация здравоохранения.

Сегодня многие граждане испытывают трудности при получении качественных медицинских услуг. К сожалению, система обязательного медицинского страхования дает только необходимый минимум услуг, что провоцирует снижение здоровья у населения, особенно у незащищенных категорий. Выходом может стать развитие системы добровольного страхования граждан именно в контексте социальной политики государства, что позволит создать дополнительную по отношению к ОМС систему страховой защиты населения, повышающей качество медицинских услуг и предоставляющей повышенные социальные гарантии.

Программы добровольного медицинского страхования охватывают мероприятия, расширяющие возможности и улучшающие условия оказания практической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи. Договор может предусматривать: больше широкое право пациента на отбор лечащих специалистов и учреждений для получения необходимой помощи, охватывая ведущие клиники (а может быть, и направления в клиники иных областей и городов), медицинские кооперативы и врачей индивидуальной практики; улучшенное содержание в стационарах, лечебно-восстановительных и санаторных учреждениях; предоставление спортивно-оздоровительных услуг и иных средств профилактики; формирование системы семейного врача; увеличенный по срокам послебольничный патронаж и уход на дому; диагностику, врачевание и реабилитацию с использованием методов нетрадиционной медицины; участие в целевом финансировании капитальных вложений на техническое перевооружение и новое возведение лечебно-профилактических учреждений, предприятий по производству медицинского оборудования и лекарственных препаратов с предоставлением права первоочередного получения услуг либо продукции (протезов, лекарств и т.д.) данных учреждений и предприятий; страхование пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и материнству на льготных условиях по срокам и размерам денежных выплат [2].

Система добровольного медицинского страхования в России еще окончательно не сформировалась, что обусловлено не только внутренними факторами её развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов. Кроме того, выявились существенные недостатки и проблемы в организации медицинского страхования, требующие устранения.

Сегодня добровольное медицинское страхование востребовано, в основном, корпоративными клиентами. Причин неразвитости данной системы очень много. Среди них:

- низкие доходы значительной части населения и запаздывание формирования среднего класса, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование.

- низкая конкуренция на рынке здравоохранения приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, спо-

собных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает.

- конфликт интересов, связанный со стремлением медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг.

Не имеет смысла спорить с тем, что построение эффективного рынка ДМС будет иметь положительные внешние эффекты для системы здравоохранения и общества в целом, что предполагает необходимость государства принимать меры по активному развитию этого рынка. Однако сегодня поддержки государства практически не ощущается.

Так, в стратегии развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 гг. не была прописана ни одна конкретная мера по развитию рынка ДМС. Реформа системы ОМС не уточняет место ДМС в системе финансирования здравоохранения.

В концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г. говорится, что ДМС «приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий». Не выполняются поручения президента РФ разработать комплекс мер по стимулированию добровольного спроса на личное страхование (совещания 30.08.2010 г.).

Единственным исключением можно считать повышение нормы отчисления на себестоимость расходов по ДМС сотрудников с 3 до 6 % от суммы расходов на оплату труда (с 01.01.2009 г.). Однако эта мера скорее направлена на поддержку бизнеса, чем на развитие ДМС.

Можно выделить следующие направления развития рынка добровольного медицинского страхования:

1. Четкое разделение систем ОМС и ДМС путем определения минимального гарантированного набора услуг в рамках ОМС. Сегодня программы ОМС и ДМС частично дублируются, но оплачиваются по отдельности, что снижает спрос на полисы ДМС и завышает их стоимость.

2. Обновление перечня услуг ДМС путем стимулирования развития альтернативных программ ДМС: рискового ДМС, покрывающего лечение в стационаре; накопительного медицинского страхования (личных накопительных медицинских счетов); программ, предполагающих солидарную оплату полиса ДМС работодателем и работником (франшиза, доплата по факту использования услуги застрахованным).

3. Совершенствование применения налоговых льгот с помощью упрощения порядка получения налогового вычета - уменьшения суммы НДФЛ при предъявлении справки о покупке полиса на работе.

4. Активное развитие детского добровольного медицинского страхования. Работодатели, обеспечивающие за свой счет работников ДМС, сейчас не заинтересованы оплачивать подобные полисы для детей со-

трудников. Причина - в стоимости полиса, а также то что, он оплачивается из прибыли. Одним из выходов может стать оплата таких полисов в долях: одну часть оплачивает компания, а другую - родители.

5. Более широкое привлечение к медицинскому страхованию предприятий малого и среднего бизнеса. Крупные клиенты сегодня практически поделены, этот сегмент рынка уже близок к насыщению, особенно в мегаполисах. Поэтому потенциал для дальнейшего развития рынка ДМС - привлечение к медицинскому страхованию предприятий малого и среднего бизнеса. Для этого сегмента необходимо разрабатывать специальные программы, позволяющие при минимальных затратах получать качественные медицинские услуги. Отметим, что вовлеченность малого и среднего бизнеса даст новый импульс для дальнейшего роста рынка добровольного медстрахования.

6. Активное развитие программ ДМС «эконом-класса» для частных клиентов. Такой полис может включать самые необходимые услуги, например обслуживание в поликлинике и стоматологическую помощь.

В наши дни ДМС действительно становится одним из способов повышения качества медицинских услуг и дополнительного финансирования здравоохранения, получающее сейчас все большее развитие в России. Динамика темпов роста страховых взносов по данному виду страхования достаточно высока, что свидетельствует о развитии этого вида страхового бизнеса и серьезных перспективах создания очень емкого рынка.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Медицинское страхование и защита здоровья населения / Т.А. Федорова // Финансы. - 2008. - N 10.

3. Ситдикова Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг // «Медицинское право». - 2010. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.