Научная статья на тему 'Добровольное медицинское страхование как механизм повышения доступности лекарственной помощи'

Добровольное медицинское страхование как механизм повышения доступности лекарственной помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛС / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ИМН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархоменко Дмитрий

Переход экономики России к рыночным отношениям привел к определенным негативным последствиям в социальной сфере, в т. ч. в здравоохранении и системе лекарственного обеспечения. На фоне низкой платежеспособности основной части населения и постоянно растущей стоимости лекарственных средств (ЛС) существенно снизилась доступность лекарственной помощи для большинства населения России. Дефицит бюджетных средств уменьшил не только общий объем финансирования здравоохранения, но и возможности государства по предоставлению определенным категориям населения бесплатной медицинской помощи в необходимых объемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добровольное медицинское страхование как механизм повышения доступности лекарственной помощи»

Дмитрии ПАРХОМЕНКО, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова

Добровольное медицинское страхование как механизм

повышения доступности лекарственной помощи

2004 ноябрь

РЕМЕОииМ

Переход экономики России к рыночным отношениям привел к определенным негативным последствиям в социальной сфере, в т. ч. в здравоохранении и системе лекарственного обеспечения. На фоне низкой платежеспособности основной части населения и постоянно растущей стоимости лекарственных средств (ЛС) существенно снизилась доступность лекарственной помощи для большинства населения России. Дефицит бюджетных средств уменьшил не только общий объем финансирования здравоохранения, но и возможности государства по предоставлению определенным категориям населения бесплатной медицинской помощи в необходимых объемах.

С целью обеспечения конституционного права российских граждан на охрану здоровья в 1991 г. был принят Закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», предусматривающий создание бюджетно-стра-ховой медицины и принципиальное изменение формирования источников финансирования здравоохранения. В соответствии с этим законом медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения по охране здоровья и осуществляется в виде обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) медицинского страхования.

ОМС является составной частью государственного социального страхования, реализуется в соответствии с программами ОМС, которые гарантируют определенный объем, качество и условия оказания медицинских услуг, а также оплату необходимых ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН) для лечения в стационаре, при оказании скорой и неотложной помощи.

При амбулаторно-поликлиническом лечении оплата лекарственной помощи осуществляется за счет личных средств граждан. Лишь в соответствии с Программой госгарантий, утвержден-

ной постановлением Правительства РФ в 1998 г., определенные категории лиц, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.94 г. №890, получают жизненно необходимые ЛС и ИМН бесплатно или на льготных условиях (с 50%-ной скидкой). Этими правами пользуется почти 30% населения страны. Оплата приобретенных ЛС, не предусмотренных Программой госгарантий, может производиться не только за счет личных средств, но и через систему ДМС, которая дает возможность получения дополнительных медицинских услуг и лекарственной помощи сверх установленных программами ОМС. По данным статистики, емкость российского рынка ДМС в 2002 г. составила 1 млрд. долларов США, при этом его рост составляет от 30 до 50% в год и к 2010 г. превысит 6,4 млрд. долл. [2].

За прошедшее десятилетие медицинское страхование стало неотъемлемой частью системы финансирования

таблица® Динамика количественных показателей объемов лекарственной помощи,

застрахованных в рамках программ ДМС (за 1999-2003 гг.)

Показатель Годы 2003 г. к 1999 г.

1999 2000 2001 2002 2003

Количество отпущенных упаковок ЛС и ИМН 789 375 721 1578 2338 2,9

Сумма за отпущенные ЛС и ИМН, тыс. руб. 99,0 103,8 237,9 725,3 1178,7 11,9

Средняя стоимость упаковки ЛС или ИМН, руб. 125,4 276,8 329,9 459,6 504,1 4,0

Удельный вес отечественных ЛС и ИМН в общем количестве отпущенных ЛС и ИМН (в стоимостном выражении), % 17,9 15,2 10,3 10,7 7,0 -2,5

Удельный вес ЖНВЛС в общем количестве отпущенных ЛС (в стоимостном выражении), % 19,3 23,5 20,8 22,8 28,2 1,5

Удельный вес отпущенных ЛС и ИМН по программам ДМС (в стоимостном выражении) в общем товарообороте аптеки за соответствующий период, % 0,6 0,6 1,0 2,5 3,6 6,0

РЕМШ1ШМ

2004 ноябрь

РИСУНОК 1

| Данные о количестве отпущенных ЛС и ИМН по программам ДМС

3

1 — I полугодие 1999 г.

2 — I полугодие 2000 г.

3 — I полугодие 2001 г.

2338

4 — I полугодие 2002 г.

5 — I полугодие 2003 г.

РИСУНОК 2

| Данные о количестве отпущенных ЛС и ИМН по программам ДМС

1178,7

1 — I полугодие 1999 г.

2 — I полугодие 2000 г.

3 — I полугодие 2001 г.

4 — I полугодие 2002 г.

5 — I полугодие 2003 г.

25

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

здравоохранения. Если в 1994—1995 гг. финансирование из средств ОМС составляло 20—25% консолидированного бюджета здравоохранения, через систему ДМС финансировалось 5—7%, остальное (около 70%) покрывал госбюджет, то в 2001 г. доля финансирования через ОМС достигла 45—47%, через ДМС — 10%, а доля бюджетного финансирования составила уже менее половины консолидированного бюджета здравоохранения [4]. Операции ДМС носят коммерческий характер. Их проводят страховые компании, заключившие на добровольной основе договоры медицинского страхования с предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Финансовые средства ДМС для оплаты ЛС

(и лечения в целом) формируются за счет взносов юридических и физических лиц, которые заключили договоры страхования. Размеры взносов зависят от вероятности наступления страхового случая, перечня предусмотренных договором услуг и их стоимости.

Как показывают результаты анализа, на страховом рынке преобладают коллективные (групповые) договоры ДМС. При этом лишь некоторые предприятия в состоянии обеспечить для своих работников возможность получения медицинских и фармацевтических услуг по программам ДМС. Так, например, в С.-Петербурге с физическими лицами заключено лишь 5% договоров ДМС, остальные — с предприятиями и

организациями. При этом полисы ДМС имеют около 10% сотрудников петербургских предприятий [1]. Система лекарственного обеспечения амбулаторных больных в рамках программ ДМС до настоящего времени не была предметом глубокого исследования, хотя является одним из источников финансирования лекарственной помощи в более полном объеме, т. е. сверх установленных программ ОМС [2].

В связи с этим нами поставлена цель изучить опыт работы аптечных организаций, участвующих в оказании лекарственной помощи по программам ДМС, проанализировать ассортимент отпускаемых ЛС, их стоимость, а также условия назначения ЛС.

26

2004 ноябрь РЕМЕОииМ

ДМС КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

РИСУНОК 3

Доля отпущенных ЛС и ИМН по программам ДМС в товарообороте аптеки

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

3,6

2 3 4 5

1 — I полугодие 1999 г

2 — I полугодие 2000 г

3 — I полугодие 2001 г

4 — I полугодие 2002 г

5 — I полугодие 2003 г

%

Изучение проводили на базе одной из московских аптек, имеющей опыт работы по лекарственному обеспечению жителей столицы в рамках договоров по программам ДМС с 1994 г. Результаты изучения показали, что за этот период существенно изменился ассортимент отпускаемых ЛС, поскольку с 1999 г. коренным образом изменились условия отпуска ЛС по страховым полисам. Обязательным условием по-

лучения ЛС стало наступление страхового случая и наличие рецепта, а не сумма, на которую ранее можно было приобретать ЛС и ИМН. Внедрение новых условий страхования не могло не сказаться на существенном (в 3 раза) сокращении объемов отпускаемых ЛС.

В связи с этим анализ относительных показателей (по данным первых полугодий) проводили по материалам за

1999—2003 гг. трех страховых компаний, которые заключили договоры с аптекой на бесплатное лекарственное обеспечение застрахованных граждан — работников конкретных предприятий (табл., рис. 1—3). Как видно из представленных данных, за 5 последних лет количество отпущенных упаковок ЛС и ИМН увеличилось в 2,9 раза, а сумма — в 11,9 раза. При этом средняя стоимость одной упаковки ЛС и ИМН за этот период увеличилась в 4 раза. Удельный вес отечественных ЛС и ИМН при этом сократился в 2,5 раза. Удельный вес жизненно необходимых и важнейших ЛС (ЖНВЛС) за указанный период в стоимостном выражении увеличился в 1,5 раза. Объем лекарственной помощи, оказываемой в рамках программ ДМС, отнесенный к объему товарооборота аптеки, вырос в 6 раз и составил 3,6% в 2003 г. против 0,6% в 1999 г. Приведенные данные свидетельствуют об увеличении объема лекарственной помощи, оказываемой через систему ДМС.

РИСУНОК 4

| Схема реализации программ ДМС в системе лекарственного обеспечения населения

СТРАХОВАТЕЛИ — предприятия(коллективное страхование); - физические лица (индивидуальное страхование)

Реализация цели

Договор

Страховой взнос

1

СТРАХОВЩИКИ (страховые организации)

Договор

— оплата оказанных

медуслуг;

— экспертиза качества медуслуг

Договор

— оплата фармуслуг;

— экспертиза качества фармуслуг

Медицинские учреждения (исполнители медицинских услуг)

Аптечные организации (исполнители фармацевтических услуг)

— рецепт; — полис ДМС

Оказание лекарственной помощи (выдача ЛС и ИМН)

ЗАСТРАХОВАННЫЕ (потребители услуг ДМС) — работники предприятий (коллективное страхование); — физические лица (индивидуальное страхование)

Повышение качества и доступности лекарственной помощи

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

27

Проведенное нами изучение позволило схематически представить современный механизм реализации программ ДМС в системе лекарственного обеспечения населения (рис. 4) Как видно из рисунка 4, работодатель (предприятие) или физическое лицо (в данном случае страхователь) с целью повышения доступности лекарственной помощи своему работнику, застрахованному на вероятность наступления страхового случая, связанного с необходимостью получения ЛС или ИМН, заключает со страховой медицинской организацией (страховщиком) договор страхования и уплачивает страховой взнос. Страховщик берет на себя обязательство по осуществлению страховой защиты потребителя ЛС и ИМН. При этом страховщик обязан не только оплачивать стоимость отпущенных ЛС или ИМН в соответствии с выписанным рецептом, но и организовать их получение потребителем (застрахованным) в конкретной аптеке, с которой страховщик заключает соответствующий договор.

В данном случае аптека является исполнителем фармацевтических услуг, связанных с гарантированным отпуском ЛС и ИМН.

Принимая во внимание тот факт, что практика предоставления бесплатной лекарственной помощи застрахованным в рамках ДМС расширяется, и признавая позитивную роль этого процесса в повышении доступности лекарственной помощи, следует признать целесообразным стимулировать предприятия (работодателей) на включение в систему ДМС.

Действующим законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий, страхующих своих работников по программам ДМС. Так, страховые взносы ДМС списываются на себестоимость в размере 3% от фонда оплаты труда, с этой суммы нет отчислений в пенсионный фонд. Премия по ДМС не подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода. Если сумма, разрешенная к списанию на себестоимость, меньше величины страхового взноса, то разница списывается за счет

РШШ1ШМ 2004 ноябрь

прибыли. Следовательно, в рамках действующего законодательства включение страховки по программам ДМС в социальный пакет экономически привлекательно для финансово устойчивых предприятий, выплачивающих своим работникам высокую заработную плату, не используя при этом «серых схем» и «выплат в конвертах». Таким образом, в условиях недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством на медицинскую и лекарственную помощь, а также вероятного сокращения объема финансовых поступлений в фонды ОМС в связи с предполагаемым снижением ставки единого социального налога развитие и совершенствование системы лекарственного обеспечения в рамках программ ДМС является одним из механизмов защиты жизненно важных интересов граждан России в области охраны и укрепления здоровья.

Список использованной литературы Вы можете запросить в редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.