Научная статья на тему 'ДОБРОВОЛЬНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТЫХ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛА'

ДОБРОВОЛЬНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТЫХ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВОСПРИЯТИЕ РАБОТЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Ксения Александровна

Предпринимательство рассматривается как источник повышения конкурентоспособности экономики, появления инноваций, создания рабочих мест, реализации общественных целей. Показано, что достижение экономических целей связано не только с предпринимательством как таковым, но и с отдельными его типами (вынужденным и добровольным). Внимание уделено выделению типов предпринимательства (добровольного и вынужденного), определению социально-демографических характеристик населения, вовлеченного в эти типы, тому, как представители выделенных типов воспринимают работу, реализуют накопленный потенциал, какой вид заработка предпочитают (стабильные, но невысокие доходы / высокие доходы, но без гарантий на будущее). В качестве информационной базы исследования выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2020 год. В ходе работы выделены группы факторов, влияющие на распространенность данных типов предпринимательства (в одном случае - макроэкономическая стабильность, институты, инфраструктура и др., в другом - для технологического совершенствования, для высшего образования, профессиональной подготовки, эффективных рынков). Выявлены общие черты добровольных и вынужденных предпринимателей и различия между ними. Показано, что добровольные предприниматели в большей степени воспринимают свою деятельность с позиции направленности на то, чтобы заслужить уважение и признание, получить новые знания, реализовать свой потенциал. Они чаще по сравнению с другой группой предпринимателей выше оценивают свои перспективы в направлении повышения профессиональной квалификации, карьерного роста и профессионального совершенствования. Практическая значимость исследования заключается в выделении групп добровольных и вынужденных предпринимателей, характеристик, свойственных для каждой из них, в выявлении их общих и различных черт. В свою очередь последнее создает предпосылки для органов власти с точки зрения формирования условий для каждой из групп предпринимателей, определения наиболее действенных, эффективных стимулов для активизации их потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY-BASED AND OPPORTUNITY-BASED ENTREPRENEURSHIP: SOCIO-DEMOGRAPHIC FEATURES OF THE EMPLOYED AND THEIR POTENTIAL REALIZATION

Entrepreneurship is considered as a source of increasing economic competitiveness, emergence of innovations, creation of jobs, and realization of public goals. The article shows that the achievement of economic goals is associated not only with entrepreneurship, but also with its individual types (necessitybased and opportunity-based). The author pays attention to identifying the types of entrepreneurship (necessity-based and opportunity-based), determining socio-demographic features of population involved in these types, how representatives of the selected types of work perception, realize the accumulated potential, what type of earnings they prefer (stable, but low incomes / high incomes, but with no guarantees for the future). Information data of the research is data monitoring of the quality of labor potential of the Vologda Oblast population for 2020. In the course, the work identifies the groups of factors that affect the prevalence of these entrepreneurship types (in one case, it is macroeconomic stability, institutions, infrastructure, etc., in the other - for technological improvement, for higher education, vocational training, and efficient markets). The research reveals common features of necessity-based and opportunity-based entrepreneurs and their differences. The author proves that opportunity-based entrepreneurs perceive their activities to a greater extent from the position of focusing on earning respect and recognition, gaining new knowledge, and realizing their potential. They are more likely to rate their prospects for professional development, career growth and professional improvement higher than other groups of entrepreneurs. The practical significance of the study is to identify groups of opportunitybased and necessity-based entrepreneurs, characteristics peculiar to each of them, and to highlight their common and different features. In turn, the latter creates prerequisites for the authorities in terms of creating conditions for each of the groups of entrepreneurs, determining the most effective and successful incentives for activating their potential.

Текст научной работы на тему «ДОБРОВОЛЬНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТЫХ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛА»

DOI: 10.15838^.2021.3.75.13 УДК 346.26, ББК 65.292

© Устинова К.А.

Добровольное и вынужденное предпринимательство: социально-демографические характеристики занятых и реализация их потенциала*

Ксения Александровна УСТИНОВА

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-6198-6462; ResearcherlD: I-8164-2016

Аннотация. Предпринимательство рассматривается как источник повышения конкурентоспособности экономики, появления инноваций, создания рабочих мест, реализации общественных целей. Показано, что достижение экономических целей связано не только с предпринимательством как таковым, но и с отдельными его типами (вынужденным и добровольным). Внимание уделено выделению типов предпринимательства (добровольного и вынужденного), определению социально-демографических характеристик населения, вовлеченного в эти типы, тому, как представители выделенных типов воспринимают работу, реализуют накопленный потенциал, какой вид заработка предпочитают (стабильные, но невысокие доходы / высокие доходы, но без гарантий на будущее). В качестве информационной базы исследования выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2020 год. В ходе работы выделены группы факторов, влияющие на распространенность данных типов предпринимательства (в одном случае — макроэкономическая стабильность, институты, инфраструктура и др., в другом — для технологического совершенствования, для высшего образования, профессиональной подготовки, эффективных рынков). Выявлены общие черты добровольных и вынужденных предпринимателей и различия между ними. Показано, что добровольные пред-

* Статья выполнена в рамках госзадания № 0168-2019-0006 «Обеспечение социально-экономического развития региона на основе активизации предпринимательской деятельности на локальной территории».

Для цитирования: Устинова К.А. Добровольное и вынужденное предпринимательство: социально-демографические характеристики занятых и реализация их потенциала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 3. С. 215-231. DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.13

For citation: Ustinova К.А. Necessity-based and opportunity-based entrepreneurship: socio-demographic features of the employed and their potential realization. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 3, pp. 215-231. DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.13

приниматели в большей степени воспринимают свою деятельность с позиции направленности на то, чтобы заслужить уважение и признание, получить новые знания, реализовать свой потенциал. Они чаще по сравнению с другой группой предпринимателей выше оценивают свои перспективы в направлении повышения профессиональной квалификации, карьерного роста и профессионального совершенствования. Практическая значимость исследования заключается в выделении групп добровольных и вынужденных предпринимателей, характеристик, свойственных для каждой из них, в выявлении их общих и различных черт. В свою очередь последнее создает предпосылки для органов власти с точки зрения формирования условий для каждой из групп предпринимателей, определения наиболее действенных, эффективных стимулов для активизации их потенциала.

Ключевые слова: добровольное предпринимательство, вынужденное предпринимательство, социально-демографические характеристики, восприятие работы, готовность к повышению профессионального уровня.

Актуальность исследования

В социально-экономическом развитии государства значимая роль отводится предпринимательству, которое рассматривается как источник повышения конкурентоспособности экономики, появления инноваций, создания рабочих мест, реализации общественных целей [1]. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику развитых стран составляет 50% от валового внутреннего продукта, в России значения этого показателя в соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется увеличить к 2024 году до 32,5% (в 2018 г. -20,2%)1.

В отечественных исследованиях (например, [2, с. 176]) обосновывается влияние предпринимательства на экономическое развитие. Речь идет о том, что при росте количества малых и средних предприятий на 1% в регионах будет наблюдаться увеличение ВРП на 0,06—0,17%. В то же время к сокращению ВРП в среднем на 3—10% за год может привести ликвидация половины организаций на территории [3, с. 176]. Следствиями этого могут выступать сокращение производства товаров и оказания услуг, неформальная занятость и безработица, падение предпринимательских доходов.

1 Ерошенко Е.П. Организационно-экономический механизм развития молодежного предпринимательства на основе взаимодействия с партнерами университета: автореф. дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05. Екатеринбург, 2020. С. 3.

Россия по данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) относится к странам с невысоким уровнем предпринимательской активности. За прошедшие десятилетия роль МСП остается довольно скромной: не более 22% ВВП, около 27% занятости [4]. Согласно GEM (20 1 8-20 1 92 гг.) в России лишь 0,7% респондентов отметили свою вовлеченность в инициативы, связанные с внутрифирменным предпринимательством (в то время как в среднем по глобальному отчету вовлеченность достигла 4%). Наряду с этим следует отметить, что в 2018 году три четверти опрошенных закрыли бизнес вследствие неприбыльности. Такой показатель считается «рекордным» за все время наблюдений в России и наибольшим из числа всех стран, участвующих в глобальном мониторинге. В 2019 году число субъектов МСП сократилось на 100 тыс., а количество занятых — почти на полмиллиона [5].

Усугубить положение могут кризисные явления в экономике 2020 года, сопровождаемые долгосрочными негативными последствиями для экономического развития, уходом добровольных предпринимателей (число которых и так невысоко) с рынка [6]. Тезис о связи экономического развития с определенным типом предпринимательства, а не только с предпринимательством как таковым, находит отра-

2 Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018—2019: национальный отчет. URL: https:// gsom.spbu.ru/files/folder_17/otchet_fm_rgb.pdf (дата обращения 10.01.2021).

жение в работах отечественных и зарубежных ученых. Например, Баумоль подчеркивал связь между экономическим развитием в стране и распределением «предпринимательских талантов» между разными типами предпринимательской активности [7, с. 53]. Схожие выводы содержатся и в других исследованиях [8; 9; 10]: экономическому развитию способствует увеличение не столько общего количества предпринимателей, сколько предпринимателей с высоким потенциалом роста, производящих инновационные продукты.

Как было показано выше, предпринимательство (и его типы) способствует экономическому развитию, в связи с чем со стороны органов власти большое значение отводится его поддержке и определению параметров, влияющих на его масштабы и интенсивность. Цель исследования заключается в анализе распространенности добровольного и вынужденного предпринимательства в Вологодской области. Задачи состоят в рассмотрении социально-демографи-ческиххарактеристик добровольных и вынужденных предпринимателей; в исследовании восприятия ими их деятельности (с позиций достижения успеха, реализации себя и др.); в оценке профессиональных перспектив, а также готовности к тем или иным действиям.

Теоретические аспекты исследования

Анализ научной литературы показал, что при определении экономической сущности предпринимательства учитываются характеристики предпринимателя. В числе авторов первых исследований по теории предпринимательства называют Р. Кантильона и А. Смита. Считается, что термин «предпринимательство» был впервые введен в научный оборот в XVIII веке [11]. Традиционно под предпринимательством понимается рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. В одном из более ранних наших исследований при характеристике предпринимательства подчеркивались его «творческие аспекты» — направленность на поиск новых творческих идей, их анализ, воплощение на практике, которое может проявляться, например, в совершенствовании организации производства [12, с. 126].

В своей деятельности предприниматели руководствуются разными мотивами и различным образом оценивают получаемые выгоды [13, с. 132]. Учитывая различия мотивации к предпринимательству, выделяют добровольное и вынужденное предпринимательство. Понятие «вынужденное предпринимательство» было впервые использовано в 2001 году в рамках глобального мониторинга предпринимательства. Под ним понимается предпринимательство, которое осуществляется под влиянием внешних обстоятельств — отсутствие альтернативных возможностей обеспечения дохода, необходимость обеспечить выживание в чуждом окружении, резкое падение статуса и престижа прежней профессии [14, с. 25—26]. Вынужденные предприниматели характеризовались как те, у кого отсутствовали возможности получить работу или существовала опасность потерять работу в ближайшем будущем3. В основе добровольного предпринимательства лежит желание реализовать возможности для бизнеса.

На распространенность предпринимательской активности влияют разные факторы в зависимости от уровня развития стран. В ресурсо-ориентированных странах, по данным глобального мониторинга предпринимательства (GEM), большее распространение получает вынужденное предпринимательство, на которое воздействуют такие базовые факторы, как развитие институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и начальное образование. В то же время в экономиках, основанных на инновациях, чаще получает распространение добровольное предпринимательство, для которого ключевым является создание условий для технологического совершенствования, высшего образования, профессиональной подготовки, эффективного товарного, финансового, трудового рынков.

Склонность к предпринимательству может обуславливаться не только обозначенными факторами, но и мотивацией к этой деятельности (на добровольной/вынужденной основе). В научной литературе присутствуют дискуссионные позиции в отношении отдельных

3 Bosma N., Acs Z. J., Autio E., Coduras A., Levie J.

Global Entrepreneurship Monitor. 2008 Executive Report, 2009. 68 p.

факторов, влияющих на разные типы предпринимательства. Негативным фактором для вынужденного предпринимательства может выступать недостаточный по отношению к требуемому уровень способностей и навыков для этой деятельности в силу склонности к предпринимательству вследствие ухудшения социально-экономической среды [15]. Тем не менее признается, что в ряде случаев даже наличие специфических способностей не всегда может приводить к предпринимательству, поскольку они могут быть реализованы и в иных видах деятельности [16]. В связи с этим учет типа мотивации в анализе представляется актуальной научной задачей. Важность рассмотрения указанного аспекта может быть обусловлена и еще одним обстоятельством: не во всех странах с высоким уровнем дохода добровольное предпринимательство распространено в равной степени, так же как и в государствах с невысокими доходами ключевым стимулом при организации бизнеса не всегда выступают внешние обстоятельства [17, с. 109].

Экономическое развитие страны связано с наличием людей, имеющих возможности для предпринимательства и обладающих опытом и навыками для их использования4. Предполагается, что в будущем уровень предпринимательской активности в стране может возрасти вследствие реализации намерений населения по созданию собственного бизнеса. Уже сейчас наблюдается положительная тенденция (увеличение доли предпринимателей от трудоспособного населения до 9,3%), о чем свидетельствуют данные национального отчета глобального мониторинга предпринимательства (2019-2020 гг., Россия).

Несмотря на рост предпринимательской активности, ключевым мотивом вовлеченности в предпринимательство остаются внешние обсто-

4 Факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса. URL: https://atameken.kz/uploads/ content/files/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1% 82%D0%BE%D1%80%D1%8B%2C%20%D0%B2%D0 %BB%D0%B8%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8% D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B 0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0 %B5%20%D0%9C%D0%A1%D0%91.pdf (дата обращения 11.01.2021).

ятельства. В 78% случаев предпринимательство выступало способом решения проблем по трудоустройству, в 69% случаев — способом обеспечения финансового благополучия5. Тем самым стимулом для открытия собственного дела у вынужденных предпринимателей становится стесненное материальное положение.

Обусловленность вовлеченности населения в вынужденное предпринимательство связана и с неудовлетворенностью работой или ее отсутствием, неудовлетворенностью возможностями карьерного роста, заработной платой и др. [18]. В случае добровольного предпринимательства складывается иная ситуация. Благоприятные условия вследствие формирования крупных рынков, снижения инвестиционных рисков за последние десять лет привели к формированию более трети новых организаций в Москве, около 10% в Санкт-Петербурге [19, с. 174], благоприятный инвестиционный климат способствовал повышению предпринимательской активности в Калужской, Тюменской, Воронежской областях.

Выше было отмечено, как благоприятная социально-экономическая среда может оказывать положительное воздействие на развитие предпринимательства. Справедливо и обратное утверждение, о чем свидетельствуют данные Департамента международного и регионального сотрудничества СП РФ6. Снижение платежеспособного спроса и предложения, разрывы в производственно-сбытовых цепочках, сокращение инвестиций способны негативно отражаться на ведении предпринимательской деятельности. Кризис вследствие СОУГО-19 привел к беспрецедентному снижению экономической активности. Негативное влияние на последнюю могут оказывать «шок потребительского спроса», отсрочка инвестиционных проектов, невозможность своевременного выпол-

5 Эксперты ВШМ СПбГУ: глобальный мониторинг предпринимательства показал рекордный рост числа новых компаний в России до пандемии. URL: https:// gsom.spbu.ru/all_news/event2020-06-17/ (дата обращения 11.01.2021).

6 Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/ Covid-19-prom.pdf

нения организациями финансовых обязательств. Все вышеперечисленное может воздействовать на предпринимательство в целом, а особенно на вынужденное предпринимательство, более восприимчивое к изменению внешней среды, в то время как те, для кого ведущими выступают «внутренние побудители» к предпринимательству, располагают возможностями для восстановления, стабилизации после кризисных явлений (например, технологические предприниматели имеют потенциал для реагирования на кризисные явления).

В нашем исследовании среди параметров, обуславливающих вовлеченность населения в добровольное/ вынужденное предпринимательство, будут рассматриваться в первую очередь социально-демографические характеристики, а также аспекты, связанные с восприятием предпринимателями своей деятельности (реализация себя, достижение успеха, морального удовлетворения), реализацией потенциала, готовностью совершенствования себя в профессиональном направлении [20].

Информационная база и методические аспекты исследования

В качестве информационной базы исследования выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН в 2020 году. Объектом исследования является население Вологодской области трудоспособного возраста. Опрос проводился в городах Вологде и Череповце, а также в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Во-жегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском). Метод выборки — районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения. Тип выборки — квотная по полу и возрасту. Объем выборки составляет 1500 человек, ее ошибка не превышает 3—4%.

Поскольку в рамках исследования внимание обращается не просто на трудоспособное население, а на предпринимателей, для которых решение заниматься этим видом деятельности обусловлено не только внешними обстоятельствами, но и внутренними предпосылками, то из выборочной совокупности формировалась подвыборка для последующего

проведения анализа. Респонденты отбирались на основании ответа на вопрос «Как оформлены Ваши отношения на основной работе?» (вариант ответа «Являюсь индивидуальным предпринимателем/самозанятым»). Вынужденных предпринимателей идентифицировали при выборе положительного ответа по следующим аспектам: «Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму)», «Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим»; добровольных: «Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане», «Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка».

В рамках исследования добровольные и вынужденные предприниматели рассматривались с позиций социально-демографических характеристик, восприятия работы, оценки профессиональных перспектив, готовности к осуществлению тех или иных действий.

В ходе анализа обращалось внимание на некоторые аспекты:

— восприятие работы анализировалось в отношении следующих аспектов: прокормить себя (семью), чувствовать себя в безопасности, заслужить уважение, признание, реализовать себя как личность, достичь успеха, заработать денег, сделать карьеру, получить новые знания; оценивалось с позиций согласия / несогласия с теми или иными аспектами в отношении работы («совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», «не согласен»);

— профессиональные перспективы рассматривалась в отношении повышения профессиональной квалификации, карьерного роста, достойной оплаты труда, самореализации в профессии; они характеризовались с позиций «высокие» и «скорее высокие», «скорее низкие» и «низкие»;

— готовность к осуществлению тех или иных действий оценивалась с позиций освоения новых знаний и навыков, организации собственного дела, усвоения новых ценностей и образцов поведения, использования в работе и быту новых технологий и других аспектов; рассматривалась с позиций «не готов», «готов» и «готов и уже реализую».

Результаты исследования

Переходя к результатам исследования, в первую очередь отметим факторы, оказывающие влияние на предпринимательство как таковое. Подобные данные содержатся в глобальном мониторинге предпринимательства, в рамках которого отмечается, что за последнее десятилетие количество испытывающих страх провала сократилось на 20%, в то время как количество осознающих важность знаний и опыта, напротив, возросло (рис. 1).

Судя по результатам балльных экспертных оценок, среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпринимательство,

называются динамика рынков, доступ к инфраструктуре, профессиональное образование, культурные и социальные нормы. При этом значимость данных факторов в период 2011— 2018 гг. возрастала (рис. 2).

Переходя к полученным в ходе исследования результатам, отметим, что среди индивидуальных предпринимателей и самозанятых преобладали женщины (54% против 46% мужчин), а также население старше 30 лет (80% против 20; табл. 1). Среди мужчин предпринимательство рассматривалось в качестве основного вида деятельности в 85% случаев. Практически три четверти придерживались позиции о нем как о способе

Рис. 1. Оценка факторов восприятия предпринимательства, % от числа опрошенных

* Оценка, насколько условия внешней среды в местности, где проживает респондент, благоприятны для начала бизнеса в ближайшие 6 месяцев. При этом речь идет не об объективной оценке факторов внешней среды, а о том, каким образом условия внешней среды воспринимаются индивидом. С другой стороны, данная оценка отчасти может свидетельствовать о том, способен ли индивид разглядеть бизнес-возможности в национальной бизнес-среде.

** Оценка индивидуумом собственных знаний, квалификации и опыта, необходимых для начала предпринимательской деятельности. Большая уверенность в наличии необходимых знаний и навыков не только влияет на личное отношение к созданию бизнеса и увеличивает привлекательность предпринимательства как карьеры, но и оказывает воздействие на восприятие того, насколько легко можно добиться успеха в предпринимательской деятельности. Данный показатель связан как с общей уверенностью индивида в собственных силах, так и с оценкой наличия соответствующих навыков и знаний, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.

*** Страх неудачи в бизнесе, сдерживающий создание собственного дела. Начало собственного дела в подавляющем большинстве случаев связано с неопределенностью будущего и возможностей получения доходов. Отношение к риску рассматривается как одна из характеристик личности, определяющая желание стать предпринимателем наравне со стремлением к достижениям и локусом контроля. Индивиды, не готовые взять на себя риск и опасающиеся быть неуспешными, с меньшей вероятностью создадут собственный бизнес, даже несмотря на наличие или отсутствие возможностей на рынке.

Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства: национальный отчет. URL: https://gsom.spbu.ru/files/ folder_17/otchet_fin_rgb.pdf (дата обращения 07.12.2020).

Рис. 2. Факторы, способствующие и препятствующие развитию предпринимательства в России, средний балл по пятибалльной шкале

Я о

о о,

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

Л* /

/ S / / / ' '

^ У ^ ^

^ ^ ^ / / / / ,/

/ & J"

.V г.

^ У ^ *

у / / </ / / ^ ^

с/

□ 2011 Г. □ 2016 Г. □ 2018 Г.

Источники: Структурные факторы развития предпринимательства, средняя оценка в баллах по пятибалльной шкале. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_17/otchet_fin_rgb.pdf; http://my-trust.ru/upload/iblock/963/vtgokurcvf%20 cqnkzooblv%20bqtbprcixvntouhzpyb%20 keebso%202011.pdf

Таблица 1. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от пола и возраста, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым

Вариант ответа % ответивших Пол Возраст

Мужской Женский До 30 лет После 30 лет

Доля категории среди ИП и самозанятых, % 100,0 45,7 54,3 20,0 80,0

Предпринимательство является для меня основным видом деятельности 81,8 84,6 79,3 75,0 83,7

Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка 65,5 69,2 62,1 75,0 62,8

Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане 69,1 73,1 65,5 83,3 65,1

Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) 41,8 53,8 31,0 25,0 46,5

Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим 14,5 11,5 17,2 0,0 18,6

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

профессиональной самореализации, в 62% случаев — о способе обеспечения приемлемого дохода. В рамках мониторинга глобального предпринимательства (2018—2019 гг.) делается вывод о том, что вынужденное предпринима-

тельство чаще распространено среди женщин. К аналогичному выводу можно прийти и с опорой на данные, полученные нами (17% женщин против 11% мужчин в случае выбора предпочли бы заняться чем-нибудь другим).

Результаты мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2020 год свидетельствуют, что вынужденное предпринимательство было распространено реже (например, только 14,5% предпочли бы заняться другим направлением деятельности, если бы у них не было выбора), в особенности среди молодежи, для которой профессиональная самореализация и обеспечение приемлемого материального положения выступают ключевыми мотивами.

Анализ добровольных и вынужденных предпринимателей по уровню образования позволил заключить, что население с высшим и незаконченным высшим образованием чаще рассматривает предпринимательство как основной вид деятельности. В то же время у населения без среднего специального образования противоположная ситуация — более чем половина из них занимается предпринимательством вследствие отсутствия более подходящей работы (табл. 2).

Полученные нами выводы соотносятся с результатами других исследований. Так, например, в работе Е.А. Александровой, О.Р. Верхов-ской обозначено, что добровольные предприниматели характеризуются более высоким уровнем образования и чаще по сравнению с остальными имеют высшее образование (в 46%

случаев) [17, с. 113]. Отметим, что напрямую сопоставить данные, полученные в указанном исследовании, с нашими затруднительно, поскольку Е.А. Александрова и О.Р. Верховская производили расчеты в % от добровольных предпринимателей, в то время как в нашей работе — в разрезе уровня образования. Тем не менее общие выводы и заключения как в первом, так и во втором случае идентичны.

В контексте семейного положения среди зарегистрировавших брак предпринимательство рассматривалось как основной вид деятельности более чем в 90% случаев, как способ профессиональной самореализации и получения приемлемого дохода — у 76% индивидуальных предпринимателей. В социальной группе, не состоявшей в отношениях, подобные высказывания о предпринимательстве встречались реже (табл. 3).

Различия между выделенными группами предпринимателей могут быть связаны не только с социально-демографическими характеристиками, но и с восприятием работы. Большинство предпринимателей и самозанятых характеризуют данный вид деятельности не только в качестве способа заработать денег и прокормить себя (семью), но и сделать карьеру, реализовать себя как личность и достигнуть успеха (табл. 4).

Таблица 2. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от уровня образования, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым

Вариант ответа Уровень образования

Неполное среднее; средняя школа, в т. ч. ПТУ со средним образованием Среднее специальное образование (техникум и др.) Незаконченное высшее (не менее 3 курсов вуза); высшее

Доля категории среди ИП и самозанятых, % 28,6 34,3 37,1

Предпринимательство является для меня основным видом деятельности 75,0 68,4 95,8

Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка 75,0 52,6 70,8

Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане 75,0 68,4 66,7

Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) 58,3 26,3 45,8

Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим 33,3 10,5 8,3

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

Таблица 3. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от семейного положения, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант ответа Семейное положение

Состою в зарегистрированном браке Не состою в зарегистрированном браке, но проживаю совместно с мужем (женой) Разведен(а); не замужем (холост); вдова(-ец)

Доля категории среди ИП и самозанятых, % 52,9 15,7 31,4

Предпринимательство является для меня основным видом деятельности 93,1 62,5 72,2

Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка 75,9 50,0 55,6

Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане 75,9 62,5 61,1

Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) 48,3 25,0 38,9

Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим 13,8 0,0 22,2

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

Таблица 4. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от восприятия работы, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым (без учета затруднившихся ответить)

Вариант ответа Предпринимательство является для меня основным видом деятельности Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим

Прокормить себя (семью)

Совершенно согласен + согласен 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Совершенно не согласен + не согласен 0,0 0,0 0,0 0,0, 0,0

Чувствовать себя в безопасности

Совершенно согласен + согласен 88,6 90,6 90,9 89,5 85,7

Совершенно не согласен + не согласен 11,4 9,4 9,1 10,5 14,3

Заслужить любовь

Совершенно согласен + согласен 77,1 79,3 80,6 85,0 75,0

Совершенно не согласен + не согласен 22,9 20,7 19,4 15,0 25,0

Заслужить уважение, признание

Совершенно согласен + согласен 92,1 96,8 97,1 90,9 85,7

Совершенно не согласен + не согласен 7,9 3,2 2,9 9,1 14,3

Окончание таблицы 4

Вариант ответа Предпринимательство является для меня основным видом деятельности Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим

Реализовать себя как личность

Совершенно согласен + согласен 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Совершенно не согласен + не согласен 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Достичь успеха

Совершенно согласен + согласен 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Совершенно не согласен + не согласен 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Заработать денег

Совершенно согласен + согласен 97,7 100,0 100,0 100,0 100,0

Совершенно не согласен + не согласен 2,3 0,0 0,0 0,0 0,0

Сделать карьеру

Совершенно согласен + согласен 97,1 100,0 100,0 100,0 100,0

Совершенно не согласен + не согласен 2,9 0,0 0,0 0,0 0,0

Получить моральное удовлетворение

Совершенно согласен + согласен 92,5 97,1 97,2 95,5 75,0

Совершенно не согласен + не согласен 7,5 2,9 2,8 4,5 25,0

Получить новые знания

Совершенно согласен + согласен 90,6 92,6 92,9 88,2 83,3

Совершенно не согласен + не согласен 9,4 7,4 7,1 11,8 16,7

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

Интересен тот факт, что по ряду параметров (например, «прокормить себя (семью)», «заработать денег», «достичь успеха» и др.) различия между группами, рассматривающими предпринимательство как основной вид деятельности или, напротив, предпочитающими заниматься в случае возможности чем-то другим, отсутствуют или минимальны, однако по другим показателям (например, «заслужить уважение, признание», «получить моральное удовлетворение», «получить новые знания») такая

разница существует. Причем большую приверженность положительным вариантам ответа по обозначенным параметрам демонстрируют те, кто считает предпринимательство основным видом деятельности.

Схожая ситуация выявлена и в отношении профессиональных перспектив. При сопоставлении двух крайних групп показано, что в случае замещения предпринимательства другой деятельностью население реже оценивает свои перспективы в направлении повышения про-

фессиональной квалификации как «высокие» и «скорее высокие» (67% против 84), аналогичная ситуация складывается относительно карьерного роста (57% против 81), а также достойной оплаты труда. Наоборот, чаще озвучивается позиция, в соответствии с которой профессиональные перспективы характеризуются как «низкие» и «скорее низкие». Если рассматривать группу населения, в которой предпринимательство связывается с профессиональной самореализацией, то для ее представителей в большей степени по сравнению с остальными свойственны такие перспективы, как карьерный рост, повышение профессиональной квалификации, получение достойной оплаты труда (табл. 5).

По параметру, связанному с предпочтениями, различий между добровольными и вынужденными предпринимателями не наблюдается. Как первые, так и вторые ключевую роль отводят осуществлению собственного дела на свой страх и риск, в то время как о гарантированных, но невысоких доходах упоминают реже (табл. 6).

При характеристике выделенных групп предпринимателей относительно готовности к разного рода действиям выявлено, что предприниматели в большей степени ориентированы на воспроизводство своего интеллектуального потенциала. Это выражается в готовности стать высококлассными специалистами, осваивать новые знания, образцы поведения,

Таблица 5. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от оценки профессиональных перспектив, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым (без учета затруднившихся ответить)

Вариант ответа Предпринимательство является для меня основным видом деятельности Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим

Востребованность в профессии

Высокие + скорее высокие 97,6 100,0 100,0 95,5 85,7

Скорее низкие + низкие 2,4 0,0 0,0 4,5 14,3

Повышение профессиональной квалификации

Высокие + скорее высокие 84,2 86,7 93,9 78,9 66,7

Скорее низкие + низкие 15,8 13,3 6,1 21,1 33,3

Достойная оплата труда

Высокие + скорее высокие 85,7 91,2 88,9 95,2 66,7

Скорее низкие + низкие 14,3 8,8 11,1 4,8 33,3

Карьерный рост

Высокие + скорее высокие 80,6 86,2 84,8 83,3 57,1

Скорее низкие + низкие 19,4 13,8 15,2 16,7 42,9

Самореализация в профессии

Высокие + скорее высокие 90,5 94,1 91,7 90,5 75,0

Скорее низкие + низкие 9,5 5,9 8,3 9,5 25,0

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

Таблица 6. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от предпочтений гарантированности или риска, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым (без учета затруднившихся ответить)

Предпринимательство является для меня основным видом деятельности Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане Вынужден(а) заниматься предпринима- Если бы можно было выбрать,

Вариант ответа тельством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим

Гарантированные, стабильные, но не- 11,4 13,9 13,2 13,6 16,7

высокие доходы

Высокие доходы, но без гарантии на будущее 31,8 30,6 31,6 27,3 33,3

Вести на свой страх и риск собственное 56,8 55,6 55,3 59,1 50,0

дело

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

использовать в различных сферах жизни новые технологии. Склонность предпринимателей к подобного рода действиям объясняется тем, что мировое экономическое развитие связывается с постоянным приростом и обновлением знаний, поддержкой предпринимательской инициативы.

Несмотря на то что предпринимательство признается источником создания рабочих мест и реализации общественных целей [1], для всех выделенных групп предпринимателей в меньшей степени характерна вовлеченность в общественно-политическую деятельностью (только каждый третий готов к общественной работе или уже занимается ей). Чуть лучше ситуация обстоит с вовлеченностью предпринимателей в реализацию социальных проектов для решения местных проблем. Следует отметить, что большую склонность по данному направлению проявляют вынужденные предприниматели, которые в случае возможности выбора другой деятельности в большей степени готовы были бы решать социальные вопросы по сравнению с теми, для кого предпринимательство выступает основным видом деятельности (табл. 7).

Следует обратить внимание еще на ряд моментов. Первый связан с тем, что практически в 60% случаев как те, кто рассматривает предпринимательство в качестве основного вида деятельности, так и те, кто занимается пред-

принимательством для улучшения своего материального положения и повышения профессионального уровня, не планируют изучать иностранный язык. Это может выступать одним из барьеров при выходе компаний на зарубежные рынки. То же относится и к неготовности предпринимателей почти в половине случаев к смене места жительства, переезду на территории с более благоприятными условиями для ведения собственного дела.

В зарубежных работах (например, В. Piazza-Georgi7) подчеркивается, что даже при наличии «рыночного запроса» далеко не все готовы переехать в другой город, обучиться новой профессии и сменить работу ради лучшей жизни. Именно система образования приводит к повышению эффективности человека в условиях неопределенности и риска, вопреки позиции о предпринимательских способностях как неком природном даре (Й. Шумпетер). Это доказывают и результаты международного исследования PISA, демонстрирующие вклад образования в повышение предпринимательской активности населения8.

7 Piazza-Georgi B. The role of human and social capital in growth: Extending our understanding. Cambridge Journal of Economics, 2002, vol. 26, no. 4, pp. 461—479.

8 Hafer R.W, Jones G. Are entrepreneurship and cognitive skills related? Some international evidence. Small Business Economics, 2015, vol. 44, no. 2, pp. 283—298.

Таблица 7. Характеристика индивидуальных предпринимателей или самозанятых в зависимости от готовности к тем или иным действиям, доля согласившихся с перечисленными утверждениями, % от числа тех, кто отнес себя к ИП или самозанятым (без учета затруднившихся ответить)

Вариант ответа Предпринимательство является для меня основным видом деятельности Предпринимательство обеспечивает мне приемлемый уровень достатка Предпринимательство позволяет мне реализовать себя в профессиональном плане Вынужден(а) заниматься предпринимательством, поскольку не могу найти более достойную работу (в т. ч. по найму) Если бы можно было выбрать, то я бы предпочел(ла) заниматься чем-нибудь другим

Осваивать новые знания и навыки, личностно и профессионально развиваться

Готов + готов и уже реализую 92,9 91,2 91,9 95,0 100,0

Не готов 7,1 8,8 8,1 5,0 0,0

Стать высококлассным специалистом

Готов + готов и уже реализую 88,4 85,7 86,1 85,7 75,0

Не готов 11,6 14,3 13,9 14,3 25,0

Организовать собственное дело, семейный бизнес

Готов + готов и уже реализую 82,5 84,4 85,3 84,2 62,5

Не готов 17,5 15,6 14,7 15,8 37,5

Усваивать новые ценности, образцы поведения, соответствующие современному образу жизни

Готов + готов и уже реализую 81,8 78,6 81,3 73,3 71,4

Не готов 18,2 21,4 18,8 26,7 28,6

Изучать и использовать в своей работе и в быту новые технологии

Готов + готов и уже реализую 84,2 83,3 84,8 76,5 75,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не готов 15,8 16,7 15,2 23,5 25,0

Заняться творческой трудовой активностью на рабочем месте (выступать с рационализаторскими предложениями, участвовать в создании чего-то нового и т. д.)

Готов + готов и уже реализую 73,5 65,4 72,4 53,8 71,4

Не готов 26,5 34,6 27,6 46,2 28,6

Изучить иностранный язык

Готов + готов и уже реализую 35,3 42,9 41,9 43,8 57,1

Не готов 64,7 57,1 58,1 56,3 42,9

Переехать в другой населенный пункт страны с более привлекательными условиями труда

Готов + готов и уже реализую 48,6 51,9 50,0 50,0 66,7

Не готов 51,4 48,1 50,0 50,0 33,3

Участвовать в реализации социальных проектов, направленных на решение местных проблем (социализация инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, производство экологически чистой продукции, повышение качества жизни людей и т. д.)

Готов + готов и уже реализую 48,4 48,0 53,8 50,0 71,4

Не готов 51,6 52,0 46,2 50,0 28,6

Заняться общественно-политической деятельностью (участие в работе общественных организаций, профсоюзов, политических партий и т. д.)

Готов + готов и уже реализую 37,1 32,1 42,9 31,3 33,3

Не готов 62,9 67,9 57,1 68,8 66,7

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020 г.

Хотя и признается важность предпринимательского образования, оно остается предметом острой критики. В частности, недостаточно эффективны формы его развития, не учитываются существующие наработки в области человеческого капитала, осуществляется ориентация на отдельные программы, а не массовый уровень9. Тем не менее в отдельных странах, например Франции, предпринимательские навыки рассматриваются как универсальные и обязательные уже на школьном уровне. В других же случаях внимание к предпринимательской составляющей остается недостаточным и формальным, что требует изменений в образовательной политике стран для учета происходящих преобразований.

Несмотря на обозначенные проблемные моменты, в работе показано, что предпринимателей отличает склонность к ведению собственного дела на свой страх и риск в отличие от направленности на получение стабильных, но невысоких доходов; среди основных мотивов — восприятие своей деятельности с позиции не только зарабатывания денежных средств, но и реализации потенциала и достижения успеха в жизни. Наряду с обозначенным важная роль у разных групп предпринимателей отводится воспроизводству своего интеллектуального потенциала (повышению квалификации, профессиональной подготовке, освоению новых ценностей и образцов поведения). Схожие выводы делаются и в работе П.Л. Глухих, Л.В. Ворониной, А.В. Ивановой10. Среди основных качеств, присущих молодежи, они отмечают мобильность, активность и креативность, стремление к получению образования, повышению квалификации, ценность карьеры, положительное отношение к предпринимательской деятельности.

9 Oosterbeek H., Van Praag M., Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation. European Economic Review, 2010, vol. 54, no. 3, рр. 442-454; Martin B.C., McNally J.J., Kay M.J. Examining the formation of human capital in entrepreneurship: A meta-analysis of entrepreneurship education outcomes. Journal of Business Venturing, 2013, vol. 28, no. 2, рр. 211— 224; Neck H.M., Greene P.G. Entrepreneurship education: Known worlds and new frontiers. Journal of Small Business Management, 2011, vol. 49, no. 1, рр. 55—70.

10 Глухих П.Л., Воронина Л.В., Иванова А.В. Предпринимательская культура молодежи и факторы её развития: социокультурный подход // Управленец. 2016. № 3 (61). С. 52—61.

Заключение

В исследовании показана роль предпринимательства в обеспечении экономического развития территорий, определены параметры для выделения двух типов предпринимательства — вынужденного и добровольного. Выявлены группы факторов, которые оказывают влияние на распространенность данных типов предпринимательства (в одном случае — макроэкономическая стабильность, институты, инфраструктура и др., в другом — для технологического совершенствования, высшего образования, профессиональной подготовки, эффективных рынков). Наряду с этим обращено внимание и на другие аспекты, обусловливающие распространенность добровольного и вынужденного предпринимательства (во втором случае это, например, плохое материальное положение, неудовлетворенность условиями труда, возможностями для профессионального роста). Добровольное и вынужденное предпринимательство идентифицируется с позиций социально-демографических аспектов, а также аспектов, связанных с восприятием своей деятельности (реализации себя, достижения успеха, морального удовлетворения), с реализацией потенциала, готовностью совершенствоваться в профессиональном направлении.

В исследовании показано, что вне зависимости от того, к какой из выделенных групп относится предприниматель, для него характерна склонность к ведению собственного дела на свой страх и риск в отличие от направленности на получение стабильных, но невысоких доходов; среди основных мотивов, влияющих на его деятельность, — восприятие своей деятельности с позиции не только зарабатывания денежных средств, но и реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни. Наряду с обозначенным важная роль у разных групп предпринимателей отводится воспроизводству своего интеллектуального потенциала (повышению квалификации, профессиональной подготовке, освоению новых ценностей и образцов поведения). Еще одной общей для выделенных групп предпринимателей чертой является невысокая вовлеченность как в общественно-политическую деятельность в целом, так и в реализацию социальных проектов. Обозначенные выше аспекты составляют ключевые черты предпринимательской деятельности.

Наряду с общими чертами определены и различия, которые касаются разной распространенности выделенных групп предпринимателей. Показано, что добровольное предпринимательство получило большее распространение, в то время как только 12% вынужденных предпринимателей предпочли бы другое направление деятельности в случае отсутствия у них выбора. Различается и склонность населения к занятию тем или иным видом предпринимательства в зависимости от социально-демографических характеристик. Отметим, что среди предпринимателей в целом преобладало население старше 30 лет. Среди добровольных предпринимателей, рассматривающих этот вид деятельности как основной, чаще встречалось население с высшим и незаконченным высшим образованием, в случае вынужденного предпринимательства, напротив, было распространено среднее специальное образование. В разрезе семейного положения среди добровольных предпринимателей чаще встречались те, кто состоит в зарегистрированном браке, противоположная ситуация характерна для вынужденных предпринимателей (в этой группе чаще представлены люди, не состоящие в отношениях).

В работе показано, что различие между вынужденными и добровольными предпринимателями связано не только с социально-демографическими характеристиками, но и с восприятием своей деятельности. Для добровольных предпринимателей, рассматривающих предпринимательство как основной вид деятельности, в большей степени по сравнению с вынужденными характерно ее восприятие с позиции направленности на то, чтобы заслужить уважение и признание, получить новые знания, реализовать свой потенциал. Кроме того, они чаще выше оценивают свои перспективы относительно повышения профессиональной квалификации, карьерного роста и профессионального совершенствования. Тем самым добровольные предприниматели могут выступать той группой, которая аккумулирует интеллектуальный потенциал, чтобы

впоследствии его реализовать для создания и распространения инноваций.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в выделении групп добровольных и вынужденных предпринимателей, их характеристик, анализе распространенности этих типов предпринимательства на региональном уровне, определении общих и отличительных черт в восприятии ими их деятельности (с позиций достижения успеха, реализации себя и др.), оценке профессиональных перспектив, а также готовности к тем или иным действиям.

В свою очередь последнее формирует предпосылки для органов власти с точки зрения создания условий для каждой из групп предпринимателей, определения наиболее действенных, эффективных стимулов для активизации их потенциала.

Следует подчеркнуть, что политика в отношении поддержки разных групп предпринимателей должна быть дифференцированной. Часть мер должна носить общий характер и распространяться на все предприятия, в то время как региональным органам власти необходимо предусмотреть блок направлений с учетом типа предпринимательства. Особое внимание в условиях кризисных явлений в экономике нужно уделять вынужденным предпринимателям, т. к. эта группа в большей степени реагирует на изменение внешней социально-экономической среды: распространенность кризисных явлений в экономике сопровождается сокращением производства, а вслед за этим и штата сотрудников. В текущей ситуации часть мер включает налоговые послабления, государственное обеспечение кредитов для предприятий, предоставление отсрочки платежей по аренде объектов коммерческой недвижимости, поддержку в сфере логистики и таможни. Также это могут быть мораторий на банкротство и специализированные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей11. Указанные меры и ряд других направлений будут способствовать поддержке предпринимательского сектора в неблагоприятных социально-экономических условиях.

11 Меры поддержки бизнеса и практические рекомендации для компаний в условиях пандемии. URL: https:// roscongress.org/materials/mery-podderzhki-biznesa-i-prakticheskie-rekomendatsii-dlya-kompaniy-v-usloviyakh-pandemii/

Литература

1. Linan F., Rodríguez-Cohard J.C., Rueda-Cantuche J.M. Factors affecting entrepreneurial intention levels. In: 45th Congress of the European Regional Science Association "Land Use and Water Management in a Sustainable Network Society". 2005, August 23—27th. 19 p.

2. Земцов С.П., Смелов Ю.А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). С. 84—108.

3. Земцов С.П. Институты, предпринимательство и региональное развитие в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 2 (46). С. 168—180.

4. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова [и др.]. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

5. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019—2020 гг. // Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. Вып. 41. М.: Издательство Института Гайдара, 2020. C. 279—290.

6. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 285—298.

7. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 51—60.

8. Acs Z. How is entrepreneurship good for economic growth? Innovations, 2006, vol. 1, no. 1, рр. 97—107.

9. Shane S.A. The Illusions of Entrepreneurship: The Costly Myths that Entrepreneurs, Investors, and Policy Makers Live by. New Haven, CT, Yale University Press, 2008.

10. Stenholm P., Acs Z.J., Wuebker R. Exploring country-level institutional arrangements on the rate and type of entrepreneurial activity. Journal of Business Venturing, 2013, vol. 28, no. 1, рр. 176—193.

11. Шевченко Л.И. Понятие предпринимательской деятельности, ее экономическая и правовая сущность // Законодательство. 2006. № 11. С. 33—40.

12. Устинова К.А. Социально-демографический портрет современного предпринимателя // Проблемы развития территории. 2018. № 4 (96). С. 124—135.

13. Акимова О.Е. Мотивационные основы предпринимательской деятельности в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Вып. 1. С. 131—138.

14. Чепуренко А.Ю. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2. С. 22—40.

15. Williams C.C. Beyond necessity-driven versus opportunity-driven entrepreneurship: A study of informal entrepreneurs in England, Russia and Ukraine. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2008, vol. 9, no. 3, рр. 157—165.

16. Заздравных Е.А. Теоретический анализ взаимосвязи предпочтений предпринимателей и их инновационной активности // Журнал экономической теории. 2017. № 2. С. 122—131.

17. Александрова Е.А., Верховская О.Р. Мотивация предпринимательской активности: роль институциональной среды // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 8. Менеджмент. Вып. 3. С. 107—138.

18. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Предпринимательская активность и потенциал предпринимательства в России (по материалам проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», 2006—2010 гг.) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. 2011. Вып. 4. С. 68—99.

19. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. № 2 (46). С. 4—14.

20. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. 195 с.

Сведения об авторе

Ксения Александровна Устинова — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

заведующий лабораторией, Вологодский научный центр Российской академии наук (160014,

Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

Ustinova К.А.

Necessity-Based and Opportunity-Based Entrepreneurship: Socio-Demographic Features of the Employed and Their Potential Realization

Abstract. Entrepreneurship is considered as a source of increasing economic competitiveness, emergence of innovations, creation of jobs, and realization of public goals. The article shows that the achievement of economic goals is associated not only with entrepreneurship, but also with its individual types (necessity-based and opportunity-based). The author pays attention to identifying the types of entrepreneurship (necessity-based and opportunity-based), determining socio-demographic features ofpopulation involved in these types, how representatives of the selected types of work perception, realize the accumulated potential, what type of earnings they prefer (stable, but low incomes / high incomes, but with no guarantees for the future). Information data of the research is data monitoring of the quality of labor potential of the Vologda Oblast population for 2020. In the course, the work identifies the groups of factors that affect the prevalence of these entrepreneurship types (in one case, it is macroeconomic stability, institutions, infrastructure, etc., in the other — for technological improvement, for higher education, vocational training, and efficient markets). The research reveals common features of necessity-based and opportunity-based entrepreneurs and their differences. The author proves that opportunity-based entrepreneurs perceive their activities to a greater extent from the position of focusing on earning respect and recognition, gaining new knowledge, and realizing their potential. They are more likely to rate their prospects for professional development, career growth and professional improvement higher than other groups of entrepreneurs. The practical significance of the study is to identify groups of opportunity-based and necessity-based entrepreneurs, characteristics peculiar to each of them, and to highlight their common and different features. In turn, the latter creates prerequisites for the authorities in terms of creating conditions for each of the groups of entrepreneurs, determining the most effective and successful incentives for activating their potential.

Key words: opportunity-based entrepreneurship, necessity-based entrepreneurship, socio-demographic features, work perception, readiness for professional development.

Information about the Author

Kseniya A. Ustinova — Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher, Head of Laboratory, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A; Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Статья поступила 01.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.