Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Ксения Александровна

В работе показана актуальность исследования, обусловленная влиянием предпринимательства на социально-экономическое развитие территории, создание рабочих мест и поддержание социальной стабильности. Обращено внимание на наличие в научной литературе дискуссионных положений в отношении подходов к определению предпринимательской активности. С учетом этого целью выступает анализ теоретических аспектов исследования предпринимательской активности, включая и технологическое предпринимательство. Среди задач - выявление подходов к определению предпринимательской активности, выделение основных характеристик предпринимательской активности, а также тех черт, которые характеризуют технологическое предпринимательство как один из типов предпринимательской активности. В исследовании на основе анализа отечественного и зарубежного опыта были определены подходы к трактовке предпринимательской активности населения, как общего характера, так и содержащие отдельные акценты (обращается внимание на создание бизнеса, наличие определенных ресурсов и способностей для реализации этих целей и др.). Сделан вывод о необходимости учета и формулировок общего характера, в которых предпринимательская активность рассматривается с позиции создания собственного дела, и тех формулировок, в которых учитываются отдельные характеристики понятия. Анализ эмпирических данных позволил установить, что технологических предпринимателей отличает подача идей и инновационных предложений, осуществляемая с помощью технологических компетенций и сопутствующих знаний у реализаторов этих идей; основой для технологического предпринимательства выступают высокий образовательный уровень, наличие предыдущего опыта работы в научной деятельности или деятельности, связанной с созданием изобретений, отношение к творчеству и инновациям, технологиям и их использованию в деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении характеристик, которые могут применяться для идентификации технологических предпринимателей и учитываться при создании среды для проявления этого типа активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH OF TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article shows the relevance of the research due to the influence of entrepreneurship on the territory’s socio-economic development, the jobs creation and social stability maintenance. The author pays attention to the presence in the scientific literature of controversial provisions regarding approaches to the definition of entrepreneurial activity. With this in mind, the theoretical aspects analysis of the entrepreneurial activity study, including technological entrepreneurship, is performed. Among the tasks is to identify approaches to the definition of entrepreneurial activity, highlight the main entrepreneurial activity features, as well as those features that characterize technological entrepreneurship as one of the types of entrepreneurial activity.Intheresearch,basedonthedomesticandforeignexperienceanalysis,approachestothe interpretation of population’s entrepreneurial activity were identified, both of a general nature and containing separate accents (attention is paid to the business creation, the availability of certain resources and abilities to implement these goals, etc.). The researcher concludes that it is necessary to take into account both general formulations in which entrepreneurial activity isconsidered from the point of view of creating one’s own business, and those formulations that include certain characteristics of the concept. The empirical data analysis allowed establishing that technological entrepreneurs are distinguished by the presentation of ideas and innovative proposals, carried out with the help of technological competencies and related knowledge among the implementers of these ideas; the basis for technological entrepreneurship is a high educational level, the presence of previous work experience in scientific activities or activities related to the creation of inventions, an attitude to creativity and innovation, technologies and their use in activities. The practical significance of the research lies in determining the characteristics that can be used to identify technology entrepreneurs and be taken into account when creating an environment for the manifestation of this activity type.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ

DOI: 10.15838/tdi.2020.5.55.3 УДК 334 | ББК 650.290

© Устинова К.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ1

В работе показана актуальность исследования, обусловленная влиянием предпринимательства на социально-экономическое развитие территории, создание рабочих мест и поддержание социальной стабильности. Обращено внимание на наличие в научной литературе дискуссионных положений в отношении подходов к определению предпринимательской активности. С учетом этого целью выступает анализ теоретических аспектов исследования предпринимательской активности, включая и технологическое предпринимательство. Среди задач - выявление подходов к определению предпринимательской активности, выделение основных характеристик предпринимательской активности, а также тех черт, которые характеризуют технологическое предпринимательство как один из типов предпринимательской активности. В исследовании на основе анализа отечественного и зарубежного опыта были определены подходы к трактовке предпринимательской активности населения, как общего характера, так и содержащие отдельные акценты (обращается внимание на создание бизнеса, наличие определенных ресурсов и способностей для реализации этих целей и др.). Сделан вывод о необходимости учета и формулировок общего характера, в которых предпринимательская активность рассматривается с позиции создания собственного дела, и тех формулировок, в которых учитываются отдельные характеристики понятия. Анализ эмпирических данных позволил установить, что технологических предпринимателей отличает подача идей и инновационных предложений, осуществляемая с помощью технологических компетенций и сопутствующих знаний у реализаторов этих идей; основой для технологического предпринимательства выступают высокий образовательный уровень, наличие предыдущего опыта работы в научной деятельности или деятельности, связанной с созданием изобретений, отношение к творчеству и инновациям,

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА УСТИНОВА

Вологодский научный центр Российской академии наук Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-6198-6462; ResearcherID: I-8164-2016

технологиям и их использованию в деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении характеристик, которые могут применяться для идентификации технологических предпринимателей и учитываться при создании среды для проявления этого типа активности.

Социально-экономическое развитие территории, регион, предпринимательская активность, технологическое предпринимательство, характеристики предпринимательства, отношение к творчеству и технологиям.

Предпринимательству придается особое значение как в рамках экономической теории, так и практики государственного управления, поскольку развитие данного сектора связывается с изменением социально-экономического положения отдельных территорий2. Внимание к вопросам, касающимся состояния указанного сектора и перспектив его развития, усиливается в условиях, когда стратегической задачей государства становится формирование конкурентоспособной высокотехнологичной экономики, которая может стать одной из крупнейших в мире. Решение подобной задачи обусловлено развитием предпринимательства, активизацией его потенциала и ростом предпринимательской инициативы3.

Вопрос, посвященный роли предпринимательства в социально-экономическом развитии территорий, поднимается не только научной общественностью, но и на уровне государственных органов власти. Так, в одном из Посланий Федеральному Собранию Президент РФ обратил внимание на расширение экономических свобод, стимулирование деловой активности, создание конкурентных условий для развития отечественных предприятий, установление стабильных правил ведения бизнеса. Акцент на необходимости стимулирования субъектов предпринимательства, обеспечения условий для их развития не случаен. Предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, тем самым - снижению безработицы и социальной напряженности в обществе, может выступать основой среднего класса, быть приверженцем политической стабильности и

принципов демократии [1, с. 112-113]. В связи с этим главными условиями, без которых не найти ответ на вызовы нового столетия, включая растущую неопределенность и вариативность экономического развития государства, становятся изучение и стимулирование предпринимательской активности [2].

С учетом сказанного целью работы выступает анализ теоретических аспектов исследования предпринимательской активности, в т. ч. и технологического предпринимательства. Среди задач - выявление подходов к определению предпринимательской активности, рассмотрение основных характеристик предпринимательской активности, а также тех черт, которые характеризуют технологическое предпринимательство как один из типов предпринимательской активности в контексте социально-экономического развития территорий.

Следует отметить различные трактовки понятия «предпринимательская активность». Так, в международном исследовании, посвященном предпринимательству (Global Entrepreneurship Monitor, 2013) подчеркивается, что предпринимательская активность -многостороннее понятие, отражающее вовлеченность населения в создание нового бизнеса и управление им (табл. 1).

В трактовках ученых затрагиваются различные аспекты, отчасти этим объясняется наличие множества подходов к определению предпринимательской активности. Проведенное исследование зарубежного опыта позволило нам выделить ряд аспектов, которые встречаются в формулировках предпринимательской активности.

2 Ладыгин В.В. Совершенствование системы поддержки малого предпринимательства в регионах России на основе внедрения механизмов оказания муниципальных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2013. С. 3.

3 Нагалин В.Ю. Развитие форм и механизмов государственного предпринимательства в современной российской экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2019. С. 3.

Таблица 1. Примеры определений предпринимательской активности в трактовках зарубежных авторов

Автор Трактовка предпринимательской активности

Schumpeter, 1934; Weber, 1947; Hartmann, 1959 Предпринимательской активность рассматривается как противоположность статики, связана с изменениями, в частности, становлением и созданием

Penrose, 1959, 1980 Предпринимательская активность предполагает выявление возможностей в рамках экономической системы

McClelland, 1961; Kihlstrom, Laffont, 1979 Предпринимательская активность рассматривается с позиций готовности к неопределенности, принятия рисков и потребности в достижении

Bird, 1988 Предпринимательская активность как непосредственная вовлеченность в выполнение действий, направленных на создание нового бизнеса

Kirzner, 1998 Предпринимательская активность предполагает наличие целей и набора ресурсов

Carree et al., 1999 Предпринимательская активность как проявление индивидуальной или групповой готовности и способности индивида использовать существующие или создавать новые экономические возможности (новые продукты, новые методы, новые организационные планы), внедрять свои идеи и доводить их до рыночного воплощения, преодолевая неопределенности и другие препятствия

Krueger et al., 2000; Kolvereid, Isaksen, 2006 Предпринимательская активность как создание собственного дела

Holman, 2001 Предпринимательская активность предполагает принятие решений, связанных с распределением ресурсов в зависимости от заданных параметров и ограничений

Shane, 2003 Предпринимательская активность рассматривается с позиций учета индивидуальных особенностей предпринимателей и возможностей рынка. Технологические изменения, экономические и социально-демографические условия оказывают влияние на возможность предпринимательства

Davis, 2007 Предпринимательская активность как совокупность процессов, связанных с мышлением, планированием деятельности, направленных на рост занятости, эффективное использование ресурсов и создание возможностей для инноваций

Tamasila M. et al., 2014 Предпринимательская активность как способность к риску и изменению социального и экономического статуса (от работника до работодателя). Корпоративное предпринимательство рассматривается со стороны способности к целеполаганию для организации, связанной с повышением эффективности ее организационной структуры и использования ресурсов

Global Entrepreneurship Monitor, 2013 Предпринимательская активность как многостороннее понятие, отражающее вовлеченность населения в создание нового бизнеса и управление компанией

Примечание: отсортировано по хронологии. Составлено по: [3-9]; Davis T. Structural Business Statistics Meeting. Paris, 2007. URL: https://www.oecd.org/sdd/ business-stats/oecdstructuralbusinessstatisticsexpertmeetingparis10-11may2007.htm

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что предпринимательскую активность характеризуют как создание бизнеса, которое осуществляется как индивидуальным, так и групповым образом (Bird, 1988 [3]). Еще один важный аспект, присутствующий в ряде формулировок, - акцент на предпринимательские способности, готовность к риску и использованию новых возможностей (способность действовать в условиях неопределенности, использовать

существующие или создавать новые экономические возможности, связанные с новыми продуктами, выходом на новые рынки и др.). Наряду с этим в центре внимания находится и эффективное применение ресурсов и создание возможностей для инноваций (наличие целей и ресурсов; Kirzner, 1998 [7]; планирование деятельности, направленной на рост занятости, эффективное использование ресурсов и создание возможностей для инноваций; Davis, 2 0 074).

4 Davis T. Structural Business Statistics Meeting. Paris, 2007. URL: https://www.oecd.org/sdd/business-stats/ oecdstructuralbusinessstatisticsexpert meeting paris10-11may2007.htm

Анализ определений понятия «предпринимательская активность» позволяет сделать вывод о существовании как формулировок общего характера, в которых предпринимательская активность выступает в качестве «динамического феномена», связанного с созданием собственного дела, так и более содержательных, в рамках которых обращено внимание на отдельные характеристики (например, готовность к риску и эффективному использованию имеющихся ресурсов). Полагаем, что должны учитываться как те, так и другие аспекты. Соответственно, предпринимательскую активность можно определить как вид экономической активности, связанный с созданием и развитием бизнеса с ориентацией на готовность к неопределенности и риску, оценку своих способностей, позволяющих внедрять новые идеи, реализовывать их в рыночной форме, учитывая экономические и технологические изменения.

Усиливая в формулировке предпринимательской активности тот или иной акцент, можно выделить типы предпринимательской активности. Так, в некоторых определениях (например, Carree et al., 1999 [4]) подчеркивается необходимость создания новых экономических возможностей (новых продуктов, новых методов, новых организационных планов), внедрения идей и доведения их до рыночного воплощения. Наряду с этим отмечается необходимость учета экономических и технологических изменений, оказывающих влияние на осуществление предпринимательства (Shane, 2003). С. Шейн и С. Венкатараман [10] рассматривают технологическое предпринимательство с позиции процесса, для реализации которого необходимы ресурсы, используемые для получения благоприятных возможностей.

Технологическое предпринимательство определяется с эволюционной точки зрения с учетом того, что оно явилось следствием развития экономики, замещения традиционных факторов производства (труд, земля, капитал) технологиями [11]. В основе этого

типа предпринимательства лежит применение передовых знаний научного, технического и организационного направления, интеллектуальных ресурсов и инновационных технологий, которыми обладают предприниматели [12].

Одной из характеристик, отличающей технологическое предпринимательство от других типов, выступает высокотехнологичная knowledge-intensive идея как основание для устойчивого конкурентного преимущества в дальнейшем. Технологическое предпринимательство появляется в том случае, когда осуществляется трансформация фундаментальных научных знаний в промышленно применимые, экономически оправданные и востребованные рынком технологии [13]. Иногда речь идет об отдельных проектах по трансформации научных знаний в технологии, которые могут выступать как взаимосвязанные технологические стартапы [14]. В ряде случаев отмечается не только наличие технологической идеи, но и ее принятие, использование для ее реализации различных ресурсов, привлечение кадров и капитала.

Технологическое предпринимательство отличается не только наличием идеи, в общем виде связанной с преобразованием новых знаний в технологии, но и использованием по сравнению с другими предпринимателями иных способов и методов для ее реализации (способы и методы связаны с применением технологий, созданием стар-тапов и их развитием) [15], применением научных и технических знаний одним или несколькими людьми, принимающими на себя финансовые риски [16]. Осознание особой роли технологий в деятельности предпринимательства приводит к необходимости его развития через инвестирование в НИОКР. В частности, речь идет об инвестировании в проекты, применении для этих целей активов, позволяющих разрабатывать продукты, обладающие новыми характеристиками, отличающими их от других, в целях роста стоимости компании5.

5 Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects. URL: http://www. timreview.ca/article/520

Еще одной важнейшей характеристикой технологического предпринимательства выступает акцент на субъектах, проявляющих эту активность. В данном случае технологическое предпринимательство связывается с бизнес-лидерством, управлением развитием компании, принятием эффективных решений, использованием таланта, навыков, накопленных ресурсов, капитала [17]. Вклад топ-менеджеров, а также команды, представляющей крупные и средние компании, заключается в увеличении стоимости организаций на международном, национальном и региональном рынках за счет создания новых ценностей на основе технологий [14], причем увеличение стоимости компании обусловлено разработкой новых свойств продуктов. В свою очередь достижение подобных целей связано с направленностью предпринимателей на созидательную деятельность, самореализацию и саморазвитие [18].

Таким образом, подводя промежуточный итог анализа теоретических аспектов, отметим следующие характеристики, используя которые можно выделить технологическое предпринимательство: выполнение заказов на определенную технологию; создание новых производств, нахождение нового применения существующим технологиям; выявление новых возможностей предпринимателей, которые могут быть использованы в различных направлениях профессиональной деятельности; сотрудничество в целях технологических изменений.

Схожие характеристики технологического предпринимательства содержатся и в трудах отечественных исследователей. В работе НИУ ВШЭ, посвященной изучению навыков для инновационной деятельности (управленческих, информационных, коммуникативных, технологических и др.), речь идет о выделении отдельных групп населения, на-

пример инициаторов инноваций, предлагающих новшества в определенных сферах деятельности. В исследовании обозначены характеристики инициаторов инноваций, среди них владение управленческими и когнитивными навыками, обширные знания в области ИКТ, высокая степень участия в разработке и использовании передовых технологий, успешная реализация идей, в основе которых лежат рационализаторские предложения. Отмечается, что для каждого третьего «инициатора инноваций», успешно реализовавшего свои идеи, подготовка подобных предложений не входила в профессиональные обязанности. Это подчеркивает важность создания благоприятных условий не только для обмена идеями, но и для их во-площения6. Т. е. в рамках данного исследования обращается внимание как на вопрос подачи идей и инновационных предложений, так и на наличие необходимых технологических компетенций и сопутствующих знаний у их реализаторов.

Другим примером, в рамках которого поднимается вопрос о характеристиках технологических предпринимателей, является исследование, проведенное исследовательской группой «Циркон»7. Оно основывается на результатах изучения фокус-групп и направлено на формирование позитивного образа технологического предпринимателя. В данной работе отмечено, что «рекрутирование» технологических предпринимателей должно осуществляться из ученых, изобретателей. Наличие технического образования выступает базисом для формирования аналитических способностей, которые могут быть использованы в других типах деятельности, в т. ч. технологическом предпри-нимательстве8. Тем самым подчеркивается значимость связи с образованием и наукой для технологического предпринимательства.

6 2011: навыки для инновационной деятельности. URL: https://www.hse.ru/en/monitoring/innpeople/2011 (дата обращения 17.09.2020).

7 Исследовательская группа «Циркон» (Центр интеллектуальных ресурсов и кооперации в общественных науках) - российская организация, которая специализируется на проведении социологических и маркетинговых исследований, информационно-аналитическом обслуживании, политическом и управленческом консультировании.

8 Формирование позитивного образа технологического предпринимательства в сознании российской молодежи: аналитическое резюме по результатам дискуссионных фокус-групп. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/d06/ Formirovanie_positivnogo_obraza_tehnologicheskogo_predprinimatelstva_Otchet_ZIRCON.pdf (дата обращения 17.09.2020).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы согласны / не согласны с приведенными ниже утверждениями?», % от числа всех опрошенных в рамках всероссийского социологического исследования по строке

Вариант ответа Согласны 50/50 Не согласны Затруднились ответить

Технологии делают жизнь проще и удобнее 74 14 9 3

Развитие технологий позволит решить многие проблемы российского общества 60 18 17 5

Я хотел бы учиться использованию современных технологий 56 18 23 3

Технический прогресс должен идти более высокими темпами, чем сейчас 55 22 18 5

Мне нравится быть в курсе последних технологических новинок 54 20 22 4

Я получаю удовольствие, когда удается опробовать новое техническое устройство или программу 53 19 25 3

Современные технологии вторгаются в нашу повседневную жизнь, и это вызывает у меня беспокойство 38 21 39 2

Иногда я испытываю тревогу, когда сталкиваюсь с чем-то, основанным на современных технологиях 37 20 40 3

Уверен, что правительство не допустит, чтобы новые технологии использовались во вред интересам граждан 36 22 37 5

Развитие технологий представляет опасность в долгосрочной перспективе 35 28 30 7

Технологии, по сути, не дают нам никакого принципиально нового знания 30 19 46 5

У меня был неудачный опыт использования современных технологий 22 14 60 4

Примечание: ранжировано по убыванию по столбцу «согласны». Источник: Более трети россиян опасаются развития современных технологий. URL: https://nafi.ru/analytics/ bolee-treti-rossiyan-opasayutsya-razvitiya-sovremennykh-tekhnoloqiy

В исследовании на основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ)» делается вывод о том, что предприниматели обладают большим адаптационным потенциалом по сравнению с остальными группами населения. Среди них реже встречаются те, для кого свойственен «социальный дискомфорт», в то же время чаще распространены прогнозы об изменениях жизни в лучшую сторону, они чаще испытывают удовлетворенность жизнью9.

Еще одним параметром, который необходимо учитывать, когда речь идет о технологическом предпринимательстве, является отношение в обществе к технологиям, их внедрению в повседневную жизнь. Резуль-

таты всероссийского социологического исследования, проведенного аналитическим агентством НАФИ10, позволяют сделать вывод о том, что почти 40% россиян относятся к внедрению новых технологий с опасением, испытывают тревогу, когда сталкиваются с ними. Практически в 60% случаев люди оказываются плохо информированными о современных технологиях, больше чем в 40% случаев редко обращают внимание на «новости из мира высоких технологий»11. Тем не менее, несмотря на существующие тревоги и опасения со стороны населения, более чем половина испытывает желание использовать современные технологии, а также удовлетворенность от применения новых технических устройств (табл. 2).

9 Удовлетворенность жизнью и оценка жизненных перспектив. URL: http://www.isras.ru/INAB_2008_2_2_1_3.html (дата обращения 20.09.2020).

10 Более трети россиян опасаются развития современных технологий. URL: https://nafi.ru/analytics/bolee-treti-rossiyan-opasayutsya-razvitiya-sovremennykh-tekhnologiy (дата обращения 17.09.2020).

11 Там же.

Незаинтересованные 23 23 23 7

Лояльные 40 26 25 9

Мотивированные 23 39 3

Предприниматели 22 39 39

0 20 40 60 80 100 120

■ Относятся с опасением ■ Относятся настороженно «Относятся спокойно ■ Затруднились с ответом

Рис. 1. Группы респондентов, проживающих в Москве, с точки зрения отношения к предпринимательству и технологиям в повседневной жизни, % от общего количества респондентов в каждой группе

Источник: Оценка готовности москвичей к предпринимательству и инновациям. URL: https://innoagency.ru/files/Otsenka_predprinimatelskoy_aktivnosti_moskvichey_02.2020.pdf

В исследовании НАФИ делается вывод о том, что отношение к новым технологиям различается в зависимости от социально-демографических групп населения. В большей степени положительные оценки характерны для молодежи, лиц, обладающих высшим образованием, высоким уровнем дохода, а также имеющих постоянное место работы.

Анализу установок населения в отношении предпринимательства и инновационных технологий посвящено и исследование, проведенное в 2019 году АО «РВК» и ООО «Институт национальных проектов» (ИНП). В этой работе было выделено несколько групп москвичей, различающихся отношением к предпринимательству в зависимости от социально-демографических и социокультурных характеристик. Группа респондентов, имеющих свой бизнес, составляет 8%, среди них преобладают мужчины в возрасте 31-45 лет с высшим образованием и хорошим материальным положением. Среди мотивированных к предпринимательству почти каждый пятый считает это направление деятельности хорошим карьерным выбором и планирует в ближайшие три года открыть свое дело. Однако практически в половине случаев население, несмотря на положительное отношение к предпринимательству, не готово заниматься бизнесом, а в 13% случаев не только не планирует открыть свой бизнес, но и негативно относится к предпринимательству12.

В исследовании показано, что характер отношения к технологиям зависит и от мотивации к предпринимательству. Так, настороженное отношение к технологиям демонстрируют незаинтересованные в предпринимательстве. Мотивированные к предпринимательству чаще положительно настроены и к использованию технологий, однако даже среди них бывают распространены ответы об отношении к новым технологиям не просто настороженно, но и с опасением. Подобная ситуация может формировать риски для развития технологического предпринимательства, поскольку в этом случае создание бизнеса может быть не связано с новыми технологиями и инновациями (рис. 1).

Некоторые из обозначенных выше выводов находят свое подтверждение не только на уровне страны в целом, но и на региональном уровне. Так, например, по данным мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2018 год население более чем в половине случаев проявляет готовность к использованию в работе и быту новых технологий, практически столько же направлено на усвоение новых ценностей и образцов поведения. Однако лишь только каждый третий готов на практике участвовать в создании чего-то нового и осуществлять рационализаторские предложения (табл. 3).

12 Оценка готовности москвичей к предпринимательству и инновациям. URL: https://innoagency.ru/files/ 0tsenka_predprinimatelskoy_aktivnosti_moskvichey_02.2020.pdf (дата обращения 13.11.2020).

Таблица 4. Отношение населения к творчеству, % от числа опрошенных в Вологодской области, выразивших согласие/несогласие с обозначенными суждениями

Таблица 3. Готовность населения к усвоению новых образцов поведения, использованию новых технологий, % от числа опрошенных в Вологодской области

Готовность Готов и уже реализую Готов Не готов

Усваивать новые ценности, образцы поведения, соответствующие современному образу жизни 9,3 54,2 36,4

Изучать и использовать в работе и быту новые технологии 13,0 56,9 30,1

Проявлять творческую трудовую активность на рабочем месте (выступать с рационализаторскими предложениями, участвовать в создании чего-то нового и т. д.) 8,2 37,2 54,5

Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области / ФГБУН ВолНЦ РАН. Вологда, 2018.

Суждение Согласен и совершенно согласен Не согласен и совершенно не согласен

Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью 95,1 4,9

Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее 92,4 7,6

Иметь придуманные тобой произведения, машины и т. д. приятнее, чем не иметь 91,7 8,3

Придумывать что-нибудь новое - это хоть какая-то радость и утешение в нашей будничной жизни 70,8 29,2

В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами 64,0 36,0

Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством 55,2 44,8

Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать 53,6 46,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет 40,0 60,0

Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться 36,6 63,4

Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих 34,0 66,0

Примечание: ранжировано по столбцу «согласен и совершенно согласен». Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области / ФГБУН ВолНЦ РАН. Вологда, 2018.

На уровне региона тоже существуют различия в активности, связанной с предложением новых идей и созданием чего-то нового, в зависимости от социально-демографических характеристик населения. В частности выявлено, что женщины в отношении генерации идей и выражения себя в инновационном плане проявляют большую активность по сравнению с мужчинами, так же как молодежь. Население с высшим образованием демонстрирует готовность к творческой трудовой активности в половине случаев.

Склонность к технологическому предпринимательству помимо отношения к новым технологиям, новым ценностям и об-

разцам поведения зависит и от отношения к творчеству, склонности к изобретательству и проявлению творческих способностей. По имеющимся данным, более 90% опрошенных положительно настроены по отношению к творчеству и реализации творческих способностей, однако, если бы можно было начать жизнь заново, население только в половине случаев увлеклось бы изобретательством. Каждый третий придерживался точки зрения о том, что изобретатели и творческое население вызывают недоверие у окружающих, в 40% случаев высказывалась позиция, в соответствии с которой эта группа населения ограничивает свою жизнь (табл. 4).

Таблица 5. Идентификация населением себя с творческими людьми, 2016 год, %

Для него/нее Страна

важно

придумывать новое и подходить ко всему творчески Швейцария Германия Испания Финляндия Франция Великобритания Норвегия Россия Швеция Италия

Очень похож на меня 27 25 26 20 25 23 23 14 28 16

В значительной степени похож 39 36 38 31 27 35 33 24 28 27

Немного похож на меня 21 23 19 28 24 21 24 28 28 31

Чуть-чуть похож на меня 7 8 8 11 16 11 12 14 11 15

Не похож на меня 5 6 6 7 6 7 6 12 3 5

Совсем не похож на меня 1 1 2 2 1 1 1 6 1 2

Затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 1 1 2 1 4

Источник: данные Европейского социального исследования, 2016 год. URL: http://www.ess-ru.ru

В исследовании нами выявлено, что отношение к изобретательству и творчеству разнится в зависимости от того, является ли профессия респондента творческой13. Среди тех, кто считает свою профессию творческой, по сравнению со всем населением региона в целом чаще распространено суждение «творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее», в то же время они значительно реже высказывают согласие в отношении негативных суждений о творческой деятельности. Следовательно, наряду с тем, что для идентификации предпринимателей применяются отдельные параметры, характеризующие готовность к усвоению новых образцов поведения, использованию новых технологий, отношение к творчеству, существуют исследования, в рамках которых речь идет об идентификации населения в зависимости от мотивации к предпринимательству и от отношения к технологиям в повседневной жизни (исследование АО «РВК» и ООО «Институт национальных проектов», 2019).

Аналогичные исследования проводятся как на региональном, так и на страно-вом уровне, в последнем случае появляется возможность проводить межстрановые сопоставления в зависимости от степени идентификации населения с творческим и успешным. В связи с тем что в ряде социологических наблюдений отдельные блоки вопросов включаются лишь за отдельные годы, это позволяет получить необходимую информацию, но создает ограничения для анализа в динамике. Результаты исследования свидетельствуют, что жители стран, занимающих в рейтинге инновационных экономик более высокие позиции, чаще придерживались мнения о том, что для них важно ко всему подходить творчески и придумывать новое14 (Швейцария, Германия - более 60%, Финляндия, Франция, Великобритания - более 50%). В то же время в России этот показатель составил 38% (близкие к последнему значения демонстрировали и жители стран СНГ; табл. 5).

13 Деление респондентов на группы по критерию творческого характера профессии производилось нами на основании вопроса «Можете ли Вы назвать профессию, по которой работаете, творческой?» с пятью вариантами ответа («да», «скорее да», «нет», «скорее нет» и «затрудняюсь ответить»). При объединении ответов «да» и «скорее да» мы получили группу работников, отнесших свою профессию к творческой. Во втором случае - объединение ответов «нет» и «скорее нет» - к нетворческой.

14 В анализе суммарно учитывались варианты ответа «очень похож на меня» и «в значительной степени похож».

Таблица 6. Идентификация населением себя с успешными людьми, 2016 год, %

Для него/нее важно быть успешным Страна прове дения опроса

Швейцария Германия Испания Финляндия Франция Великобритания Норвегия Россия Швеция Италия

Очень похож на меня 9 8 9 4 5 8 6 14 3 18

В значительной степени похож 25 28 18 17 10 20 24 27 12 34

Немного похож на меня 27 26 21 25 10 24 24 26 18 28

Чуть-чуть похож на меня 18 17 18 23 24 19 25 15 20 12

Не похож на меня 16 16 24 21 35 23 19 10 34 3

Совсем не похож на меня 3 2 8 8 16 5 2 5 11 1

Затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 1 1 3 1 4

Источник: данные Европейского социального исследования, 2016 год. URL: http://www.ess-ru.ru

Интересно проанализировать, насколько население идентифицирует себя с успешным. Более критичные оценки в этом плане дали жители стран - лидеров инновационного рейтинга. В Норвегии, Швейцарии и Германии такой точки зрения придерживается примерно треть населения, в то время как в России этот показатель выше (табл. 6).

Следует подчеркнуть, что наряду с индивидуальными характеристиками, которые могут как способствовать, так и препятствовать предпринимательству, в т. ч. технологическому, уделяется внимание и характеристикам внешней среды. Состояние этих факторов напрямую влияет на наличие предпринимательских возможностей, готовность и способность населения создавать собственный бизнес.

По данным экспертного опроса15 в рамках Глобального мониторинга предпринимательства в 2018 году самую низкую оценку получили условия внедрения научно-технических разработок и их использование в практике деятельности малых и растущих компаний (рис. 2). Наряду с этим следует подчеркнуть наибольший разрыв по данному показателю между экспертами из России

и тем средним уровнем, который был выявлен в странах - участницах проекта GEM. Это косвенно может свидетельствовать о том, что в России воздействие данного фактора на развитие предпринимательства менее выражено, чем в других государствах.

Таким образом, в ходе исследования были получены следующие результаты.

Выделены подходы к трактовке предпринимательской активности с позиций создания бизнеса, который осуществляется индивидуальным или групповым способом; предпринимательских способностей, в т. ч. готовности к риску и использованию новых возможностей; эффективного использования ресурсов и создания возможностей для инноваций. Сделан вывод о необходимости учета как формулировок общего характера, в которых предпринимательская активность выступает в качестве «динамического феномена», связанного с созданием собственного дела, так и формулировок, учитывающих отдельные характеристики данного понятия.

Определены характеристики технологического предпринимательства, среди них выполнение заказов на определенную технологию; создание новых производств,

15 В 2018 году в российской экспертной выборке было представлено 36 экспертов. Оценка экспертами факторов проводилась по пятибалльной шкале. Для оценки каждого условия используются 5-8 вопросов. Например, для оценки государственной политики предлагается оценить меры государственной поддержки - с одной стороны, сложности при регистрации новых компаний и лицензировании их деятельности - с другой.

Финансовая поддержка Политика государства Коррупция и бюрократия Государственные программы Начальное образование Профессиональное образование Научно-технические разработки Коммерческая и профессиональная инфраструктура

Динамика рынка Открытость рынка / барьеры входа Культурные и социальные нормы

2,50 ■ 2,66

2,23 ■ 2,39

2,72

2,02 1,94

1,74

2,89

2,90

2,40

1,69

2,94

3,02

2,53

1,91

2,92

3.76

3.77

I В среднем по странам GEM

I Россия 2018

Рис. 2. Сравнение структурных факторов развития предпринимательства в России и странах - участницах проекта GEM*

* Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) представляет собой ежегодную оценку национального уровня предпринимательской активности, являясь ведущим мировым исследованием в области предпринимательства. GEM был учрежден в 1999 году как совместный проект Бабсон колледжа (Babson College), США и Лондонской бизнес школы (London Business School), Великобритания. Источники: данные экспертного опроса NES Global 2018; Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_17/otchet_fin_rgb.pdf

нахождение нового применения существующим технологиям; выявление новых возможностей предпринимателей, которые могут быть использованы в различных направлениях профессиональной деятельности; сотрудничество в целях технологических изменений.

Приведены результаты исследований, проведенных как на уровне страны в целом, так и отдельно взятого региона. В них нашли подтверждение характеристики, свойственные технологическим предпринимателям, определенные нами на основе анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей. Анализ эмпирических данных позволил установить, что технологических предпринимателей отличает от остальных подача идей и инновационных предложений, которая осуществляется с использованием технологических компетенций и сопутствующих знаний у их реализаторов. Следовательно, наиболее важным ресурсом для развития технологического предпринимательства являются люди, обладающие знаниями, высоким уровнем

развития навыков и способностей (прежде всего с точки зрения требований к квалификации рабочей силы) [19, с. 13], а также опытом ведения предпринимательских проектов [20], опытом работы в научной деятельности или деятельности, связанной с созданием изобретений, положительно относящихся к творчеству и инновациям в целом, а также к технологиям и их использованию в деятельности.

На уровне отдельно взятого региона (Вологодской области) показано, что более 90% опрошенных демонстрируют положительное отношение к творчеству и реализации инновационных способностей, однако, если бы можно было начать жизнь заново, население только в половине случаев увлеклось бы изобретательством. Каждый третий в отношении творчества и изобретательства выражает недоверие, в 40% случаев считается, что творческие люди ограничивают свою жизнь. Такие суждения снижают возможности для инноваций и технологического предпринимательства. В исследовании по-

2,05

2,05

2,76

казано, что мотивация к предпринимательству оказывает влияние и на отношение к технологиям. Так, настороженное отношение к технологиям демонстрируют незаинтересованные в предпринимательстве, в то время как мотивированные к предпринимательству чаще положительно настроены и к использованию технологий.

В работе приведены результаты межстра-нового исследования, связанные с идентификацией населением себя с творческими и успешными людьми. Сделан вывод о том, что в случаях, когда страны занимают более высокие позиции в рейтинге инновационных экономик (например Германия, Швейцария), среди населения чаще распространены мнения о важности творческого, инновационного подхода к деятельности. Кроме того, в странах - лидерах инновационного рейтинга жители реже идентифицируют себя с успешными людьми. Такие суждения выступают косвенными свидетельствами, требующими дополнительного обоснования, в отношении связи между уровнем инновационного развития отдельных стран и выраженностью у их населения творческого подхода и инновационных качеств. Показано, что в России

население идентифицирует себя с творческим реже по сравнению с населением европейских стран. Приводятся региональные данные, в частности по Вологодской области, за счет использования которых объясняется невысокая предпринимательская активность. Несмотря на готовность примерно в половине случаев использовать в работе и быту новые технологии, на практике только каждый третий готов участвовать в создании чего-то нового и осуществлять рационализаторские предложения. С учетом важности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития территорий практическая значимость исследования заключается в определении характеристик, которые могут быть использованы для идентификации технологических предпринимателей. С помощью выделения на основе выявленных признаков технологических предпринимателей, понимания того, какие факторы способствуют/препятствуют осуществлению их деятельности, можно учитывать указанные аспекты при создании среды для развития предпринимательской деятельности как на уровне отдельных территорий, так и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева Н.В., Куцова К.О. Исследование предпринимательской активности граждан в Российской Федерации: ограничения и потенциальные возможности // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 112-120. DOI 10.25205/2542-0429-2017-17-3-112-120

2. Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Махова О.А. Статистический анализ предпринимательской активности // Вопросы статистики. 2018. № 25 (10). С. 47-60.

3. Bird B. Implementing entrepreneurial ideas: The case for intention. Academy of Management Review, 1988, vol. 13, no. 3, pp. 442-453. DOI: 10.2307/258091

4. Carree M.A., van Stel A.J., Thurik A.R., Wennekers A.R.M. Economic development and business ownership. Small Business Economics, 2002, vol. 19 (3), pp. 271-290.

5. Tamasila M., Taucean I.M. Research Challenges for eLearning Support in Engineering and Management Training. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 124, pp. 210-218. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.02.479

6. Matei Tamasila. Entrepreneurship Education at Politehnica University of Timisoara, Romania. Managing Intellectual Capital and Innovation for Sustainable and Inclusive Society: Managing Intellectual Capital and Innovation; Proceedings of the MakeLearn and TIIM Joint International Conference 2, ToKnowPress. Available at: http://www.toknowpress.net/ISBN/978-961-6914-13-0/papers/ML15-242.pdf

7. Kirzner I.M. Jak Funguji Trhy. Praha: Megaprint, 1998. 90 p.

8. Holman R. Dejiny Ekonomickeho Mysleni. V Praze: Beck, 2017. 539 p.

9. Koti'kova' S. Kirzner's concept of entreprenual activities in the context of multinational companies. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, 2015, vol. 5, no. 1, pp. 46-50. Available at: http://www. magnanimitas.cz/ADALTA/0501/papers/A_kotikova.pdf

10. Shane S., Venkataraman S. The promise of entrepreneurship as a field of Research. Academy of Management Review, 2000, vol. 25, no. 1, pp. 217-226. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2000.2791611

11. Рыбина З.В. Аспекты становления инновационного уклада в российской экономике // ПСЭ. 2015. № 1 (53).

12. Гостева О.В., Аникина Ю.А. Технологическое предпринимательство в ракетно-космической отрасли // Решетневские чтения. 2017. № 21-2. С. 726-727.

13. Барыкин А.Н., Икрянников В.М. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. 2010. № 3. С. 202-213.

14. Хайруллина М.В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Рос. предпринимательство. 2016. Т. 17. № 16. С. 1832-1834. DOI: 10.18334/rp.17.16.36402

15. Тихомирова О.Г. Технологическое предпринимательство и инновационные образовательные технологии в цифровой экономике // Вестн. Алт. акад. экономики и права. 2019. № 11 (ч. 1). С. 162-167. DOI: 10.17513/vaael.804

16. Bjerke B. Understanding Entrepreneurship. Edward Elgar Publishing, 2007. 288 p.

17. Byers T.H., Dorf R.C., Nelson A.J. Technology Ventures: From Idea to Enterprise. McGraw-Hill, 2011. 704 p.

18. Емельянович И. Культурные особенности технологического предпринимательства в России // Наука и инновации. 2014. № 138. C. 38-45.

19. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: ИСЕРТ РАН, 2015. 195 с.

20. Якушев Н.О. Роль технологического предпринимательства в развитии региона // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. № 8. DOI: 10.17747/2311-7184-2020-8-201-205

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ксения Александровна Устинова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected]

Ustinova K.A.

THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH OF TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article shows the relevance of the research due to the influence of entrepreneurship on the territory's socio-economic development, the jobs creation and social stability maintenance. The author pays attention to the presence in the scientific literature of controversial provisions regarding approaches to the definition of entrepreneurial activity. With this in mind, the theoretical aspects analysis of the entrepreneurial activity study, including technological entrepreneurship, is performed. Among the tasks is to identify approaches to the definition of entrepreneurial activity, highlight the main entrepreneurial activity features, as well as those features that characterize technological entrepreneurship as one of the types of entrepreneurial activity. In the research, based on the domestic and foreign experience analysis, approaches to the interpretation of population's entrepreneurial activity were identified, both of a general nature and containing separate accents (attention is paid to the business creation, the availability of certain resources and abilities to implement these goals, etc.). The researcher concludes that it is necessary to take into account both general formulations in which entrepreneurial activity is

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

considered from the point of view of creating one's own business, and those formulations that include certain characteristics of the concept. The empirical data analysis allowed establishing that technological entrepreneurs are distinguished by the presentation of ideas and innovative proposals, carried out with the help of technological competencies and related knowledge among the implementers of these ideas; the basis for technological entrepreneurship is a high educational level, the presence of previous work experience in scientific activities or activities related to the creation of inventions, an attitude to creativity and innovation, technologies and their use in activities. The practical significance of the research lies in determining the characteristics that can be used to identify technology entrepreneurs and be taken into account when creating an environment for the manifestation of this activity type.

Territory's socio-economic development, region, entrepreneurial activity, technological entrepreneurship, entrepreneurship features, attitude to creativity and technologies.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ksenia A. Ustinova - Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher, Head of Laboratory, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.