Научная статья на тему 'Добрососедство в земельном праве Украины: историко-правовой аспект'

Добрососедство в земельном праве Украины: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОСОСЕДСТВО / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / СОСЕДСКОЕ ПРАВО / ИНТЕРЕСЫ И ПРАВА СОБСТВЕННИКОВ / NEIGHBOUR’S LAW / NEIGHBOURLINES / PROPERTY RIGHT RESTRICTIONS / INTERESTS AND RIGHTS OF PROPRIETORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобов А. А.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о возникновении и развитии института добрососедства в земельном праве, начиная со времен Древнего Рима. Актуальность темы обусловлена тем, что данный институт пребывает на стадии формирования и развития. Положения законодательства, регулирующие рассматриваемые отношения, нормативно установлены ограничениями прав на землю, имеющими целью обеспечить справедливый баланс интересов владельцев (пользователей) соседних землевладений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEIGHBOURLINESS IN THE UKRAINIAN LAND LAW: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

This article is devoted to consideration of questions on occurrence and development of neighbourliness in the land law, since times of the Ancient Rome. The theme urgency is caused by the fact that the neighbourliness in the Ukrainian legislation stays at a formation and development stage. Positions of the legislation, which regulate the given relations, are normatively set limitations which have a purpose to provide fair balance of interests of owners (users) of the next landed properties.

Текст научной работы на тему «Добрососедство в земельном праве Украины: историко-правовой аспект»

УДК 349.4 (477)

А.А. Лобов ,

соискатель

при кафедре экологического права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ДОБРОСОСЕДСТВО В ЗЕМЕЛЬНОМ ПРАВЕ УКРАИНЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Земельная реформа, политические, экономические, социальные процессы, происходящие сегодня в Украине, требуют дальнейшего усовершенствования законодательства, особенно вопросам, связанным с обеспечением прав собственников и пользователей земли, касающимся владения имуществом, защиты их законных прав и интересов. При этом уместно брать во внимание современные тенденции развития правовых систем Европы с учетом стремления Украины интегрировать к Европейскому сообществу.

Общеизвестна истина, что без знания истории невозможно адекватно понять действительность и прогнозировать будущее. В современных условиях земельные правоотношения усложняются и наполняются новым содержанием: расширяется и диверсифицируется объем прав и обязанностей их субъектов, появляются новые правовые возможности реализации прав и законных интересов собственников и пользователей земли.

С введением в действие с 1 января 2002 г. Земельного кодекса [3; 2002. - № 3 - 4, ст. 27] в земельном праве Украины появился ряд новых по содержанию правовых норм, направленных на урегулирование правоотношений между собственниками и пользователями смежных и соседних земельных участков, в том числе и путем внедрения института добрососедства.

Институт добрососедства - новелла украинского земельного права, еще не подвергавшаяся самостоятельному комплексному научному исследованию. Актуальность его исторического исследования в земельно-правовых отношениях объясняется необходимостью уяснить сущность понятия «добрососедство», его содержание, структуру, что невозможно без анализа возникновения, развития и трансформации правовых основ этого института.

Цель статьи состоит в том, чтобы на основании анализа истории формирования института добрососедства в земельном праве показать основные этапы становления законодательства, регламентирующего эти правоотношения. Основные задачи, преследуемые этой публикацией:

а) проанализировать основные тенденции развития земельного законодательства в историкоправовой плоскости и определить характер изменений в правовой доктрине земельного права;

б) исследовать влияние римского права на земельное законодательство;

в) определить сущность и особенности этапов эволюции института добрососедства.

Комплексный характер исследуемой проблемы требует изучения и использования значительного количества источников различных отраслей права: теории и истории права, земельного, экологического, гражданского, римского права и др.

Теоретическую основу составили работы таких отечественных и зарубежных правоведов, как Д.В. Бусуёк, Ю.С. Гамбаров, В.И. Курдиновский, П.Ф. Кулинич, Л.В. Лейба, И.Б. Новицкий, И.В. Мироненко, С.О. Муромцев, Е.О. Харитонов, Г.Ф. Шершеневич и др.

Так как институт добрососедства или «соседское право» имеет глубокие исторические корни в европейской правовой традиции, попытаемся описать историю возникновения данного вида правоотношений, классифицировать этапы их развития. Как явление, объективно обусловленное существованием права частной собственности на землю, эволюция этого института охватывает:

- зарождение и структурно-содержательное формирование в рамках римского частного права;

- рецепцию римского права в европейской юридической науке и правоприменительной деятельности, для которой присуще развитие ранее созданного базиса и наполнение его новым содержанием;

- соседское право дореволюционной России, которое совершенствовалось под преимущественным влиянием римского частного права;

- советскую правовую доктрину и земельное законодательство, которое характеризовалось отсутствием интереса и практической необходимости в применении и развитии норм добрососедства;

- возрождение (реформирование) института добрососедства в современном земельном законодательстве, что требует глубоких научных исследований для дальнейшего усовершенствования правовой регламентации земельных правоотношений.

Как определенная система правовых норм, ограничивающая осуществление права собственности на землю, исследуемый нами институт сформировался в рамках римского частного права, что предлагается рассматривать как первый этап. Как справедливо отмечает Е.О. Харитонов, актуальным представляется анализ вопросов рецепции римского частного права, с помощью котрого и был заложен фундамет современного законодательства многих (если не большинства) стран, во всяком случае тех, где законодательство создавалось по европейскому типу [13, с.4]. Сначала обычное право и закон, а в дальнейшем и преторское ощутимо сузили свободную реализацию права собственности, руководствуясь общим благом и интересами отдельных лиц, преимущественно соседей.

С.О. Муромцев в своих трудах по истории римского частного права указывал, что римлянин -собственник земли времен издания Законов ХІІ Таблиц проникался вопросами защиты своих земельных владений от какого-либо вреда со стороны других лиц, особенно от соседей, а поэтому в то время прежде всего были введены четкие правила размежевания земельных участков.

По аналогии с законодательством Солона Законами ХІІ Таблиц введены ограничения относительно совершения определенных действий на собственном земельном участке с целью обеспечения интересов соседей:

- при постройке забора запрещалось выходить за межу;

- при постройке стены предписывалось отступить от соседнего земельного участка на один фут;

- при строительстве дома - на два фута;

- могила, ров, яма должны находиться на расстоянии своей глубины от соседнего участка;

- колодец также должен быть достаточно удален от соседнего участка;

- детально регламентировались вопросы размещения деревьев на соседних земельных участках, использования плодов деревьев, упавших на соседний участок: собственник земельного участка должен допустить соседа для сбора плодов, но не обязан сохранять их до его прихода.

В системе норм соседского права Древнего Рима нашел свое место и был развит институт защиты интересов собственника земли от потенциально возможного вредного воздействия на его участок: собственник последнего имел право обратиться в суд, если считал, что дождевой поток от соседа может нанести ему вред, не дожидаясь его наступления [11, с. 697]. Таким образом, в римском частном праве возник, структурно и содержательно сформировался отдельный институт права, обеспечивавший определенный баланс интересов собственников соседних земельных участков.

Второй этап начинается с раннего Средневековья (VI - X в. в.н.э.) вместе с первыми рецепциями римского права в европейской юридической науке и правоприменительной деятельности [13, с.13]. Этот процесс прошел 3 периода развития - итальянский и немецкий в развитом Средневековье, французский - в начале XIX в. и немецкий с начала XX в., последствием которых явилась кодификация: Прусский кодекс 1794г., Кодекс Наполеона 1804г., Немецкий кодекс 1900г., Швейцарский кодекс 1907 г. Все современные кодексы государств континентального права можно считать наследниками римского права и трудов юристов-романистов. Сформированная в римском праве система норм добрососедства стала неотъемлемой частью европейского законодательства.

Вполне логично, что ограничение права собственности в интересах соседей было присуще правовой системе дореволюционной России (третий этап), где действовало соседское право, нормы которого регулировали отношения между собственниками смежных земельных участков и городских строений, определяя границы полномочий собственника, заканчивавшиеся там, где начинались права другого собственника, а также совместное владение объектами, размещенными на смежных владениях.

В пределах исследования института права собственности проблемам соседского права уделяли внимание такие выдающиеся учене, как Г.Ф. Шершеневич, В.И. Курдиновский [8], Ю.С. Гамбаров [4]. Г.Ф. Шершеневич, в частности, трактовал пределы права собственности как ограничение собственника в его осуществлении, в силу чего обеспечиваются интересы третьих лиц. Они не дают последним права на чужую

вещь, устанавливаются в интересах определенных лиц (смежных собственников), чьи права в данных отношениях защищаются в судебном порядке [14, с.231].

Российская дореволюционная правовая доктрина и судебная практика не считали установленные ограничения собственности в частных интересах как исчерпывающие. В решениях Гражданского кассационного департамента Сената №126 от 1902 г., №37 от 1906 г. подчеркивалось, «что указанные в законе ограничения собственности в силу соседских прав не имеют исчерпывающего значения и обобщаются в положение, что никто не свободен пользоваться своим правом так, чтобы лишить другого возможности пользоваться его правом» [5].

На четвертом этапе, в советскую эпоху, к сожалению, глубоких научных исследований института добрососедства не проводилось. В первые годы Советской власти теоретической разработкой проблем добрососедских отношений в земельном праве занимался, в частности, И.Б. Новицкий, который через призму освещения истории римского права рассматривал ограничение прав на землю в интересах соседей как явление частно-публичного харктера [12, с.107]. В указанный период действовал один основной кодифицированный акт земельного законодательства - Земельный кодекс. Статья 23 Земельного кодекса УССР от 22 ноября 1922г. [6; 1922. - № 51 - Ст. 750] содержала общее ограничение реализации прав землепользователей с целью недопущения нарушений интересов соседних землепользователей. Статьей 23 Земельного кодекса УССР от 8 июля 1970 г.[2; 1970. - № 29. - Ст. 205] на землепользователей возлагалась обязанность не совершать на предоставленных им земельных участках действий, которые нарушали бы интересы соседей- землепользователей. Аналогичная норма содержалась в статьях 40 и 42 Земельного кодекса 1990 г. (введенный в действие 15 марта 1991 г.) [3; 1991. - №10. - Ст. 98].

Как видим, в советский период (до провозглашения Украиной независимости) отношения добрососедства регулировались путем возложения на собственников и пользователей земельных участков общей обязанности не совершать каких-либо действий, которые нарушали бы права и интересы соседних землепользователей.

В связи с провозглашением независимости Украины и развитием земельной реформы Верховная Рада Украины 13 марта 1992 г. [3; 1992. - №25. - Ст.354] утвердила новую редакцию Земельного кодекса Украины, согласно которой разрешалась передача гражданам земельных участков в частную собственность. Статья 40 ЗК Украины в новой редакции возлагала на таких собственников обязанность не нарушать права собственников и пользователей других земельных участков, а также соблюдать правила добрососедства, а именно:

- предоставлять собственникам и пользователям земельных участков проход к дорогам общего пользования, а также для строительства и ремонта межовых знаков и сооружений;

- не препятствовать подведению к смежным земельным участкам необходимых коммуникаций;

- предпринимать меры к недопущению возможного стока дождевых и сточных вод, проникновения ядохимикатов и минеральных удобрений на смежные участки.

Таким образом, в земельном законодательстве до вступления в силу ЗК Украины 2001 г. добрососедство трактовалось исключительно как обязанность собственника или пользователя земли. При этом содержание «правил добрососедства» наполнялось нормами правоотношений как добрососедских, так и сервитутных, т.е. порождающих права на чужую вещь.

Возникновение и развитие права частной собственности на землю в Украине обусловило объективную необходимость внедрения правовых средств обеспечения справедливого баланса прав и законных интересов собственников и пользователей земельных участков. Действующий ЗК Украины обязывает их не нарушать права собственников и пользователей смежных земельних участков (пункты «г» части 1 статей 91 и 96), а также соблюдать правила добрососедства (пункты «е» части 1 статей 91 и 96).

И.В. Мироненко, изучив содержание и границы осуществления права частной собственности на землю в Украине, определил добрососедство как один из видов нормативных ограничений права частной собственности на землю, обеспечивающий защиту интересов собственников (пользователей) соседних владений от возможных нарушений при использовании земельных участков, как согласование интересов собственников (пользователей) при использовании земельных участков, между которыми может возникнуть двустороннее взаимодействие [10, с. 144]. Аналогичной точки зрения придерживется и Д.В. Бусуёк Д.В. [1, с. 10].

Специфика правоотношений добрососедства, их актуальность для обеспечения справедливого баланса прав и законных интересов собственников (пользователей) смежных и соседних земельных участков обусловили необходимость выделения отдельной группы споров.

Так, Л.В. Лейба, исследуя проблемы правового регулирования разрешения земельных споров, отнесла, согласно предложенной классификации, споры, которые возникают вследствие нарушений предписаний главы 17 ЗК Украины, к собственно земельным спорам [9, с.71].

Анализируя нормы гл. 17 ЗК Украины, П.Ф. Кулинич сделал вывод, что институт добрососедства в земельном праве Украины еще не сформирован «в такой степени как, например, институт права собственности на землю или институт права пользования землей» [7, с. ЗЗ].

Общие положения о добрососедстве, изложенные в гл.17 ЗК Украины, их системная связь с нормами других отраслей права, в частности, экологического и гражданского, дают основание рассматривать добрососедство в современной системе права как (а) комплексный межотраслевой институт земельного права, (б) субъективное право, (в) обязанность землепользователей, (д) основополагающий принцип земельного права.

Список литературы: І. Бусуйок Д.В. Правове регулювання обмежень прав на землю в Україні: Автореф. дис. .. .Канд. юрид. наук: 12.00.06. - К., 2005. - 20 с. 2. Відомості Верховної Ради УРСР. 3. Відомості Верховної Ради України. 4. Гамбаров Ю.С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе. - Вып. 2: Социологическое основание института neg. gestio. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и КО, 1880. - 167 с. 5. Гражданское право из курса правоведения по Народной энциклопедии изд. 1911 г. - П/т 2: Обществ.-юрид. науки. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc99p/instrum 2421/item2427.html. б.

Збірник узаконень та розпоряджень Робітничо-селянського уряду України. 7. Кулинич П.Ф. Право добросусідства за земельним законодавством України // Зем. право України - 2006. - N° 1. - С. 25-33. 8. Курдиновский В.И. К учению о легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. - Одесса: Экон. тип., 1899. - З91 с. 9. Лейба Л.В. Правове регулювання вирішення земельних спорів: Дис. .канд. юрид. наук: 12.00.06. - Х., 2005. - 189 с. І0. Мироненко І.В. Зміст та межі здійснення права приватної власності на землю в Україні: Дис. ... канд. юрид. наук:12.00.06. - Івано-Франківськ, 2008. - 208 с. ІІ. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. - СПб.: Тип. А.И. Мамонтова, 188З. XXXV - 697 c. І2. Новицкий И.Б. Римское право: Учеб. - Изд. 5-е, стереотип. - М.: Ассоц. “Гуманит. знание”, 1994. - 245 с. ІЗ. Харитонов Е.О. Рецепція римського права (теоретичний і історико-правовий аспекти): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук:12.00.01 - О., 1997. - 50 с. І4. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001. - 720 с.

ДОБРОСОСЕДСТВО В ЗЕМЕЛЬНОМ ПРАВЕ УКРАИНЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Лобов А.А.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о возникновении и развитии института добрососедства в земельном праве, начиная со времен Древнего Рима. Актуальность темы обусловлена тем, что данный институт пребывает на стадии формирования и развития. Положения законодательства, регулирующие рассматриваемые отношения, нормативно установлены ограничениями прав на землю, имеющими целью обеспечить справедливый баланс интересов владельцев (пользователей) соседних землевладений.

Ключевые слова: добрососедство, ограничения права собственности, соседское право, интересы и права собственников.

NEIGHBOURLINESS IN THE UKRAINIAN LAND LAW:

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS Lobov А.Л.

This article is devoted to consideration of questions on occurrence and development of neighbourliness in the land law, since times of the Ancient Rome. The theme urgency is caused by the fact that the neighbourliness in the Ukrainian legislation stays at a formation and development stage. Positions of the legislation, which regulate the given relations, are normatively set limitations which have a purpose to provide fair balance of interests of owners (users) of the next landed properties.

Key words: neighbourlines, property right restrictions, neighbour’s law, interests and rights of proprietors

Поступила в редакцию 26.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.