Научная статья на тему 'ДОБЛЕСТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ ПОРТ-АРТУРА ПОСВЯЩАЕТСЯ'

ДОБЛЕСТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ ПОРТ-АРТУРА ПОСВЯЩАЕТСЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 ГГ. / RUSSIAN-JAPANESE WAR OF 1904-1905 / ПОРТ-АРТУР / PORT ARTHUR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кибовский Александр Владимирович

В статье исследуются публикации, посвященные обороне Порт-Артура.This article investigates the publications dedicated to the defense of Port Arthur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОБЛЕСТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ ПОРТ-АРТУРА ПОСВЯЩАЕТСЯ»

8 Часовой. 1930. 31 марта. С. 7.

9 Брежго Б. Русские архивы и музеи вне России. Б.м. С.4.

10 Топорков Сергей Александрович (1881—1961) — полковник 5-го гусарского Александрийского е.в. полка. Участник Первой мировой войны. Собрал военный архив Александрийского полка за 100 лет его существования и передал в Нью-Йорк, в архив при Колумбийском университете.

11 Русская военная старина. Париж, 1947. Сб. 1. С. 76.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Кибовский Александр Владимирович —

руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, кандидат исторических наук (109074, Москва, Китайгородский

проезд, д. 7, стр. 2)

ДОБЛЕСТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ ПОРТ-АРТУРА ПОСВЯЩАЕТСЯ

В прошлом году исполнилось 105 лет героической обороне Порт-Артура. К этой дате Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ) и Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) выпустили двухтомный труд*, посвящённый тем далёким событиям. Эти книги уже вызвали большой интерес, поскольку последний раз публикация целого комплекса источников о «тихоокеанском Севастополе» появлялась в печати лишь в 1941году.

Упоминание Порт-Артура даже у человека, не слишком обременённого историческими знаниями, рождает сложный набор ассоциаций. С одной стороны, признание всеми, «что крепость Порт-Артур, осаждённая с моря и суши превосходными силами противника, выдержала под руководством генерал-лейтенанта А.М.Стесселя небывалую по упорству в летописях военной истории оборону и удивила весь мир доблестью своих защитников» (Т.1. С.533), с другой — печальный финал 11-месячной эпопеи и сам факт, что приведённые слова принадлежат Верховному военно-уголовному суду, приговорившему бывшего командующего Квантунским укреплённым районом генерала A.M.Стесселя за сдачу крепости к расстрелу. Эту противоречивость в общественном сознании так и не смогли сгладить многочисленные научные и художественные издания, фундаментальные исследования и популярные работы.

Собственно, в этом нет ничего удивительного, ведь суждения не только историков, но даже самих участников войны по многим вопросам осады и, прежде всего, роли генерала А.М.Стесселя различны. Свою роль сыграли и политические трактовки, основанные на ленинском тезисе: «Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма». С этой точки зрения открытый

судебный процесс, закончившийся приговором генерала А.М.Стесселя к расстрелу, и затем неловкая замена этого приговора освобождением генерала через год «по монаршему милосердию» полностью укладывались в концепцию о деградации высшей власти, её неспособности к адекватным решениям и пропасти между императором и российским обществом. Эти суждения, не лишённые горькой правды, фактически отодвигали суть порт-артурской эпопеи на второй план, априори создавая упрощённую схему трагических событий, развернувшихся на Дальнем Востоке.

Между тем значение осады Порт-Артура выходит далеко за рамки крупной военной неудачи. Весь мир следил за обороной крепости, как за столкновением цивилизаций Запада и Востока. Именно поэтому падение Порт-Артура произвело на современников ошеломляющий эффект. «Это событие — одно из величайших событий современной истории, — писала 4января 1905года бельгийская газета "L'Independence Beige". — Впервые старый мир унижен непоправимым поражением, которое нанесено ему новым миром, столь таинственным и, по-видимому, отрочески юным, вчера только призванным к цивилизации». К сожалению, последующие события — цусимская катастрофа, Первая мировая война, революции в России и Европе затмили общемировое значение осады. Но для нашей страны эта тема, утратив свою военную и политическую актуальность, тем не менее осталась одной из глубоких моральных ран, при воспоминании о которой и по сей день, по словам порт-артурца Н.А.Третьякова, в душе рождается «затаённая горечь, досада и обида» (Т. 2. С. 150).

Разобраться в тех драматических событиях сегодня, спустя более века, когда уже нет в живых участников эпопеи, когда улеглись политические страсти и некому проявлять личные амбиции, просто необходимо. Однако единственное объективное средство для этого — подлинные документы, в которых отразились не только главные события, но и любые подробности и детали обороны. Ведь именно в деталях зачастую скрываются ответы даже на самые глобальные вопросы. При изучении опубликованных в сборнике документов становится очевидной неуместность всяких штампов и упрощений. Достаточно прочитать телеграммы участников обороны в адрес А.М.Стесселя со словами поддержки (Т.1. С.533—535). Нельзя же, например, игнорировать мнение подлинного героя Н.А.Третьякова: «Обвиняют в печати и в обществе генерала Стесселя. Не говоря, что в этих обвинениях есть очень много заведомо ложного и нелепого, я полагаю, что эти обвинения преждевременны. Ведь Стессель и в августе был тем же, чем был и в декабре. Почему же в августе, сентябре, октябре и ноябре он не сдал Артура? Ведь и в эти месяцы японцы влезали на наши верки**, и штурмы их были не менее жестоки, чем в декабре. Напрасно думают, что, сдавая Артур, он спасал себя; японцы, любители всяких трофеев, конечно, позаботились бы о том, чтобы захватить и сберечь человека, на которого смотрел тогда весь мир. Вернее то, что Стессель, беря весь позор сдачи на свою раненую голову, не решился принести в жертву жалких остатков гарнизона и 18тысяч больных и раненых, лежащих в госпиталях, так как продолжать оборону было не кем и не с чем. Кто же тогда виноват в нашем позоре? Ответить на этот вопрос можно только тогда, когда будет сделано всестороннее расследование, появятся подробные описания того, что у нас было, описания всех сражений, оценка действий каждого рода оружия» (Т.2. С.149, 150).

Такие обстоятельные описания появились ещё до 1917 года, о чём сказано в предисловии к первому тому сборника (С.5). К сожалению, при перечислении не упомянуты труды, подготовленные исторической комиссией по описанию действий флота в войну 1904—1905гг. при Морском генеральном штабе. Выпущенные ею в 1912—1917гг. исследования и сборники

материалов содержат много документов об обороне Порт-Артура. Впрочем, далее в предисловии о них говорится (С.21), и по тексту первого тома ссылки на эти издания даются исправно.

На мой взгляд, следовало бы заострить внимание на упомянутом в примечании справочнике «Порт-Артур. Действия флота в 1904году», изданном в 2003году к 100-летию Русско-японской войны РГА ВМФ. Этот очень интересный и полезный труд, составленный К.П.Губером на основе хранящихся в архиве материалов капитана 1ранга А.И.Лебедева, хронологически выстраивает многочисленные эпизоды обороны и существенно облегчает работу исследователей.

В первом томе труда опубликованы собственно архивные документы. Особое внимание хотелось бы обратить на первый раздел «Аренда Россией Ляодунского полуострова и укрепление Порт-Артура». Материалы этого раздела раскрывают подробности занятия крепости и Талиенвана русскими войсками, о чём, как правило, всегда говорилось лишь вскользь. Между тем это была сложная не только с политической, но и с военной точки зрения операция, связанная с переброской значительного числа войск морем. При этом операция носила боевой характер, поскольку требовалось «быть постоянно настороже против англичан, японцев и даже китайцев, дабы не быть застигнутыми неожиданной попыткой без объявления войны захвата Порт-Артура пока мы там ещё не укрепились» (С.58).

Второй, наиболее обстоятельный раздел первого тома содержит документы о военных действиях. Нет необходимости говорить о важности каждого нового источника, введённого в научный оборот. Особенно хотелось бы отметить подборку рапортов временного командующего Квантунским флотским экипажем капитана 2ранга М.В.Бубнова. Этот экипаж уже с июля 1904года посылал роты моряков на сухопутные позиции и к концу осады только погибшими лишился 7офицеров и 650матросов. Ранее о героических действиях моряков экипажа было известно лишь благодаря изданным в 1907году воспоминаниям М.В.Бубнова, написанным им в плену на основе своих записей в записной книжки1. Теперь есть прекрасная возможность сравнить эти мемуары с подлинными рапортами.

Из пожеланий ко второму разделу, содержащему в основном официальные рапорты, сводки и донесения, можно было бы рекомендовать обратить большее внимание на документы, отразившие подвиги отдельных героев обороны, как, например, это сделано в отношении Харитины Короткевич (С.347—350).

Конечно, в рамках одной книги нельзя объять необъятное, но, думается, несколько ранее не публиковавшихся материалов из хранящихся в РГВИА дел трофейной комиссии могли бы украсить сборник и послужить основой для дальнейших исследований. Широко распространено неверное мнение, что в делах комиссии собраны документы лишь периода Первой мировой войны. Между тем здесь можно найти материалы, начиная с 1703 года, в том числе ряд интересных дел об обороне Порт-Артура (Ф.16180. Оп.1. Д.327—329, 458—464).

В перспективе можно было бы подумать и о создании отдельного тома с наградными документами участников обороны, в том числе и неутверждёнными. Описание подвигов конкретных генералов, офицеров, солдат и матросов, содержащихся в этих материалах, могли бы составить особую и глубоко личную картину 11-месячной эпопеи.

Третий раздел, объединивший документы Верховного военно-уголовного суда по делу о сдаче крепости, подводит итог публикациям первого тома. Собственно, само заключение Следственной комиссии, обвинительный акт и приговор давно известны специалистам. Но, как верно отмечено в

предисловии, напечатанные тогда же эти документы «давно стали библиографической редкостью» (С.22). Думается, что в этом контексте уместно было бы также привести высочайшие приказы армии и флоту от 1января 1905года и от 5марта 1908-го, давшие официальную оценку сдаче Порт-Артура.

Большой интерес в третьем разделе сборника представляют эмоциональные письма и телеграммы, поступавшие в адрес суда и А.М.Стесселя. Поражает своей пророческой силой письмо, в котором 82-летний «старый ветеран 1849-го, 1853—1854годов», «еврей и верный сын и служащий своего государя и народа Давид» пишет: «Я не член Союза русского народа, нет, но я старый солдат, семьянин, еврей-патриот, ярый монархист (не кадет). Люблю свою Родину — Россию, люблю честность русских людей. Верю в её богатое будущее (лишь преобразовать народ). Но не верю в патриотизм подрастающего молодого поколения ввиду отсутствия хороших наставников, так как русские люди стали забывать свой долг, честь, совесть, присягу и нравственность перед народом и Богом!» (С.520). Уже через 10лет вся Россия познает горькие результаты «отсутствия хороших наставников» и «патриотизма подрастающего молодого поколения».

Второй том сборника содержит дневники, письма и мемуары участников обороны Порт-Артура. Приятно, что в широком доступе снова — воспоминания Н.А.Третьякова, дневник С.А.Рашевского и записка А.В.фонШварца, давно ставшие порт-артурской классикой. Жаль всё же, что мемуары Н.А.Третьякова публикуются без прекрасных схем, выполненных для издания 1909года в петербургской автолитографии Г.П.Эйхгорна.

Особый интерес представляют документы, впервые вводимые в широкий научный оборот. Наконец-то увидел свет долгожданный полный текст воспоминаний командира эскадренного броненосца «Севастополь» Н.О.фонЭссена. Масса интересных и новых фактов содержится в документах В.К.Витгефта, П.В.Воробьёва, Н.В.Иениша, Е.В.Клюпфеля, А.Н.Люпова, А.А.Попова. Все эти публикации говорят сами за себя и не нуждаются в характеристиках.

Однако отметим, что было бы нелишним во втором томе привести библиографический указатель воспоминаний участников обороны Порт-Артура. Это позволило бы представить общий объём имеющихся мемуарных свидетельств, поскольку сегодня данная информация раздроблена. Те воспоминания, которые выходили до 1917года, а также в СССР перечислены в историческом справочнике2, а мемуары порт-артурцев, оказавшихся волею судьбы за рубежом, учтены сегодня в одном из указателейЗ. Объединение этих ресурсов с актуализированными дополнениями, например хранящимися в РГА ВМФ вспоминаниями старшего артиллерийского офицера броненосца «Пересвет» лейтенанта В.Н.Черкасова (Ф.763. Оп.1. Д.171) могло бы стать серьёзным подспорьем всем изучающим порт-артурскую эпопею.

Позволю также одно маленькое дополнение. В предисловии к «Экстракту из дневника...» контрадмирала В.К.Витгефта упоминается «сын Витгефта Владимир (1884—?), мичман (1904 г.), в 1904г. служил в Порт-Артуре, был награждён орденом Св.Анны 4-й степени с надписью "За храбрость"» (С.475). Можно дополнить, что В.В.Витгефт являлся одним из прославленных героев обороны. 9августа при отражении штурма на редуте №1 он был ранен шрапнельной пулей в лопатку, а 5декабря стал последним защитником форта №11, причём был дважды контужен. С показаниями об этом эпизоде В.В.Витгефт 15декабря 1907года выступал на 14-м заседании Верховного военно-уголовного суда. Кроме указанной в сборнике награды он за храбрость был произведён в лейтенанты, а также получил ордена Св.Георгия 4-й степени, Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св.Станислава 2-й степени с мечами и Св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

Умер капитан 1ранга В.В.Витгефт 4апреля 1917года в лечебнице доктора Бари в Петрограде от последствий старых ранений4.

Всех читателей, несомненно, порадует оформление сборника, выполненное на высоком профессиональном уровне. Тексты сопровождаются примечаниями, ссылками на первоисточники и публикации. В конце каждого тома помещён указатель имён, а в первом томе ещё и терминологический словарь. Всё это делает издание оптимальным для работы и удобным в научном использовании. В целом авторскому коллективу удалось создать очень хороший научный труд, который является значительной вехой в историографии Русско-японской войны и прекрасным юбилейным подарком для всех интересующихся этим периодом российской истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бубнов М.В. Порт-Артур. Воспоминания о деятельности Первой Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 г. СПб., 1907.

2 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1983. Т. IV. Ч. 1. С. 299— 313.

3 Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках. М., 2003. Т. 1. С. 384—389.

4 Граф Г.К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906—1914. СПб., 2006. С. 58, 59.

* Из истории русско-японской войны 1904—1905гг. Порт-Артур / Под ред. В.П.Козлова / Сост. И.В.Карпеев, А.М.Кульчицкий, С.А. Харитонов. М.: Древлехранилище, 2008. Т. 1. Сб. документов. 628 с.; Т. 2. Воспоминания участников. 853с., ил.

** Верк (от нем. Werke — укрепления) — название отдельных крепостных построек в долговременной фортификации периода XIX — начала ХХ века, подготовленных для самостоятельной обороны.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА

РОССИЯНЕ-УЧАСТНИКИ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ НА БАЛКАНАХ

Долгие годы в урегулировании балканского конфликта принимали участие многочисленные международные организации и институты, миротворцы из разных стран. Миротворческая миссия под эгидой ООН была развёрнута в 1992 году в Хорватии, затем в Боснии и Герцеговине (БиГ), Македонии, Косове и Метохии и состояла из военных наблюдателей, гражданской полиции, администрации, службы информации, сил поддержки. Миротворческую операцию в Хорватии и БиГ осуществляли представители 36 стран, общавшиеся на 19 языках. Среди них были и русские — офицеры и гражданские, дипломаты и журналисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.