Научная статья на тему 'ДО АБСТРАКЦИИ: ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И МОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ'

ДО АБСТРАКЦИИ: ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И МОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСКУССТВО ХХ ВЕКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ХХ ВЕКА / АБСТРАКЦИЯ / КАНДИНСКИЙ / МОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна

Публикация посвящена раннему периоду творчества В.В. Кандинского (1900-1908), связанному с Московским товариществом художников (МТХ) - одним из крупнейших и наиболее передовых художественных обществ 1900-х годов. Это был период расцвета деятельности объединения, его характеризовало обращение к стилистике новейшего искусства, и, прежде всего импрессионизма. Свои работы Кандинский ежегодно представлял на выставках общества, но также как и многие другие художники авангарда, он в своих творческих устремлениях шел дальше, и приближался созданию полу-абстрактных, а затем и абстрактных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEFORE ABSTRACTION: WASSILY KANDINSKY AND MOSCOW ASSOCIATION OF ARTISTS

The publication is dedicated to the eariest period of Wassily Kandinsky's creative work, connected with one of the biggest and most advanced art societies of the 1900-th - the Moscow Association of Artists. It was a period of an astounding activity of this unity, the caracteristic features of which were: appeal to the latest stylistic of newest art, first of all, of the Impressonism. Kandinsky used to show his works at the exhibitions of the Association every year. But, also like some other avant-garde artists, in his creative aspirations he moved further and approached the creation of the first half-abstract and then abstract works.

Текст научной работы на тему «ДО АБСТРАКЦИИ: ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И МОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ»

6

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 40, 2018

ИСКУССТВОВЕДЕНЬЕ

ДО АБСТРАКЦИИ: ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И МОСКОВСКОЕ _ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ_

Лебедева Ирина Владимировна

действительный член Российской академии художеств Российская Академия художеств - РФ, г. Москва e-mail - LebedevaIrV@yandex.ru

BEFORE ABSTRACTION: WASSILY KANDINSKY AND MOSCOW ASSOCIATION OF

ARTISTS

Lebedeva Irina Vladimirovna

Member of the Russian Academy of Arts The Russian Academy of Arts - RF, Moscow

АННОТАЦИЯ

Публикация посвящена раннему периоду творчества В.В. Кандинского (1900-1908), связанному с Московским товариществом художников (МТХ) - одним из крупнейших и наиболее передовых художественных обществ 1900-х годов. Это был период расцвета деятельности объединения, его характеризовало обращение к стилистике новейшего искусства, и, прежде всего импрессионизма. Свои работы Кандинский ежегодно представлял на выставках общества, но также как и многие другие художники авангарда, он в своих творческих устремлениях шел дальше, и приближался созданию полу-абстрактных, а затем и абстрактных произведений.

ABSTRACT

The publication is dedicated to the eariest period of Wassily Kandinsky's creative work, connected with one of the biggest and most advanced art societies of the 1900-th - the Moscow Association of Artists. It was a period of an astounding activity of this unity, the caracteristic features of which were: appeal to the latest stylistic of newest art, first of all, of the Impressonism. Kandinsky used to show his works at the exhibitions of the Association every year. But, also like some other avant-garde artists, in his creative aspirations he moved further and approached the creation of the first half-abstract and then abstract works.

Ключевые слова:

Россия, искусство ХХ века, художественная жизнь ХХ века, абстракция, Кандинский, Московское товарищество художников.

Keywords:

Russia, 20th century art, 20th century artistic life, abstractions, Kandinsky, Moscow Association of Artists.

Творческая жизнь Василия Кандинского началась довольно поздно. Всерьез заняться искусством он решил после окончания Московского университета, будучи уже вполне сформировавшимся тридцатилетним человеком. Это был серьезный шаг, перевернувший всю его жизнь. Думается, что ни он сам, ни его ближайшее окружение, дружеское и творческое, не могли предположить, что через полтора десятка лет он сделает еще один, более решительный шаг - шаг в беспредметность и создаст свои импровизации и композиции, которые впоследствии принесут ему мировую славу.

В 1896 году художник решает серьезно учиться живописи. Он приезжает в Мюнхен - столицу Баварии, бывшую тогда одним из европейских центров художественной культуры, и начинает посещать школу Антона Ашбе, где знакомится со многими молодыми художниками, в том числе и приехавшими из России. Здесь Кандинский учится основам живописи и рисунка, знакомится с последними достижениями европейского искусства. Как вспоминал И. Грабарь: «Он был совсем из другого теста, чем все мы, - более сдержан, менее склонен

к увлечениям, больше себе на уме и меньше "душа нараспашку". Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пестрые, никак не согласованные колористические этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в "чистоте красок". У Ашбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал» [4, с.133-134].

Все эти годы, вплоть до 1908 года, который стал началом нового периода в его жизни и творчестве и был связан с переездом в Мурнау - небольшой городок близ Мюнхена, Кандинский много и напряженно работает, размышляет о природе искусства, ищет пути к обретению самостоятельного художественного языка. Темы и мотивы его работ разнообразны. Большое количество пейзажей, в основном натурных - это изображение окрестностей Мюнхена, небольшого городка Швабинга, озера Кехель, Аугсбурга, видов Голандии, Италии, Фран-

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 40, 2018 ции, Туниса. Как правило, они выполнены в технике масляной живописи и написаны пастозно, широкими мазками.

Позднее Кандинский писал: «При мало-мальски сносной погоде я ежедневно писал этюды в старом Schwabing^, тогда еще не слившимся вполне с городом. В дни разочарования в работе в мастерской и в композиционных попытках я писал особенно упорно пейзажи, волновавшие меня, как неприятель перед сражением, в конце-концов бравший надо мною верх: редко удовлетворяли меня мои этюды даже частично, хотя я иногда и пытался выжать из них здоровый сок в форме картин» [6, с. 25].

Художник много работает и в графике, пробуя себя в рисунке, акварели, ксилографии, гравюре, создавая работы, ориентированные на стилистику югендстиля и символизма. В них преобладали фантастические, романтические, исторические сюжеты.

Все эти работы художник, не считаясь со сложностями транспортировки, регулярно отправлял в Россию, ежегодно экспонируя их на двух-трех выставках в Одессе, Москве или Петербурге. Сам он почти каждый год приезжал домой - в Одессу, где жили его родители или в Москву, стремясь поддерживать связь с художниками и деятелями культуры. В эти ранние годы Кандинский был тесно связан с двумя крупными художественными объединениями в России: Товариществом южно-русских художников (ТЮРХ) в Одессе и Московским товариществом художников (МТХ). Как правило, сначала художник отправлял свои работы на выставки в Одессу и оттуда те из них, которые не были проданы или не предназначались для продажи, переправлялись в Москву.

С Московским товариществом художников Кандинский был связан несколько лет - с 1900 года, когда он впервые принял участие на выставке и до 1908, когда в его творчестве начался новый период, и возникла необходимость в сотрудничестве с более радикальными художественными объединениями.

Московское товарищество художников было одним из крупнейших художественных обществ тех лет. За время своего существования (1893-1924) оно устроило много выставок в Москве, Петербурге и в ряде городов провинции. На его выставках в ранние годы участвовали многие будущие художники русского авангарда: К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Моргунов и др.

Кандинский был приглашен участвовать на выставках МТХ по рекомендации художника В. Борисова-Мусатова, с которым познакомился в Мюнхене [11, с. 53]. Это был период расцвета деятельности объединения, его лицо в эти годы характеризовало обращение к стилистике новейшего искусства, и, прежде всего импрессионизма. На выставках МТХ участвовали как члены товарищества, так и экспоненты. Экспонентом был и Кан-

динский, но экспонентом особого рода - единственным, регулярно присылавшим свои произведения из-за границы.

Почти все выставки этих лет товарищество проводило в залах второго этажа Исторического музея на Красной площади. Там общество арендовало огромное помещение, где могло свободно развернуть свои многочисленные и разнообразные экспонаты. Кроме живописи, графики и скульптуры в состав выставок часто включались разделы художественной индустрии. В Петербурге выставки экспонировалась в залах Академии художеств или Академии наук.

В участии на выставках Московского товарищества художников Кандинский видел новые, более широкие возможности. Уже в ноябре 1900 года, обращаясь к своему петербургскому знакомому по школе Ашбе - художнику Д. Кардовскому, он писал о желании создать свою группу в России и участвовать на выставках МТХ в ее составе [8, с. 24-25]. В то же время на одном из собраний МТХ было решено «сделать предложение Мюнхенскому Художественному Обществу участвовать на его годичной выставке картинами членов Товарищества группою» [10]. К сожалению, такого рода идеи реализованы не были, и Кандинскому не удалось связать деятельность этих двух близких ему объединений.

С самого начала появление работ художника в Москве было встречено с иронией: «Побывал на выставке товарищества художников в Историческом музее... Хорошая выставка, добрая выставка. <...> № 54. Кандинский В.В. «Окрестности Аугс-бурга». Морской песок; на песке растут цветы -красные, зеленые, голубые, лиловые, малиновые. Подозрительно, но приходится верить на слово, что имеется такое чудо природы!» - писал один из критиков [3].

В Петербурге произведения Кандинского принимали не менее резко. Иронично отмечая оригинальный характер творчества художника, его упрекали в частности том, что он «изобразил Мюнхен необычайно уродливым» [12].

Выставки Московского товарищества художников были событием заметным. Одну из них, открывшуюся в декабре 1902 года в Петербурге, даже посетил Великий Князь Владимир Александрович.

Многочисленные рецензии на выставки МТХ появлялись во всех крупных газетах и в них, как правило, не обходили вниманием произведения Кандинского. Критика часто подчеркивала влияние на его работы европейского искусства: «Оригинальную манеру письма, хотя несколько заимствованную у Арнольда Беклина, усвоил себе г. Кандинский. Эти жирные, глянцевитые краски, густо положенные на полотно, преимущественно в оранжевых тонах, весьма приближаются к эмалированной терракоте и вообще к керамике, и с первого взгляда почти не отличаются от поставленной тут же рядом майоликовой вазы. И по содержанию произведения г. Кандинского навеяны полотнами Беклина» [2]. В одной из газет была даже помещена

стихотворная пародия на его картину: «В.В. Кандинский. - "Прощание". Художник здесь не оплошал, его фантазия богата: с костюмной выставки он дал два экспоната!...» [7].

Благодаря усилиям В. Борисова-Мусатова, в 1903 году была устроена выставка МТХ на его родине, в Саратове. Выставленные работы Кандинского и здесь вызвали негодование прессы: «Три небольшие вещицы В.В. Кандинского (№ 13) "В окрестностях Мюнхена", (№ 14) "Мюнхен" и (№ 15) "В окрестностях Аугсбурга" обращают на себя внимание особенной манерой письма. Краски здесь клались целиком, не смешиваясь на палитре, а прямо из тюбика на полотно и уже там превращались в мазки, - но не кистью, а чем-то другим, не то пальцем, не то лопаткой. В общем, получается пейзаж ярко-пестрого вида, без полутонов и воздуха, как стена, покрытая разноцветными майоликами. Это уже не импрессионизм, а форменный атавизм, мазня во вкусе первобытного человека» [5].

В январе 1904 года общество устроило в Петербурге свою очередную выставку. На ней, в числе других работ художника экспонировалась его картина «Старый город», которая до этого была представлена на выставке в Одессе. Она была воспроизведена в Петербургском художественном журнале «Мир искусства» (1904. № 5. С. 142).

Картина была написана после поездки, которую Кандинский совершил в конце 1901 года в старый средневековый город Ротенбург. Впечатления от этого визита оказались настолько сильными, что художник по памяти написал небольшой пейзаж, который производит впечатление натурного. Позднее он вспоминал: «Это была необыкновенная поездка - будто во сне. Мне казалось, что какая-то чудесная сила, вопреки всем законам природы, опускает меня все ниже, столетье за столетьем в глубины прошедшего... И ото всей этой поездки осталась всего одна картина, написанная мною -уже по возвращении в Мюнхен - по впечатлению. Это - «Старый город». Он солнечен, а крыши я написал ярко-красные - насколько сил хватило». [6, с. 11-12].

В одной из петербургских газет появилась статья, в которой отмечалась эта работа художника: «Конечно, и на этой выставке найдется несколько хороших картин, подобно оазису ласкающих глаза на ее общем тусклом, сереньком, безотрадном фоне. К ним можно причислить <...> ряд колоритно написанных этюдов из окрестностей Мюнхена г. Кандинского (кстати заметить, явившегося подражателем мюнхенских «сецессионистов» в своих картинах «Мрачный вечер», «Прогулка верхом», «Старый город»)» [13]. В письме из Одессы одному из основателей МТХ, художнику Ф. Рер-бергу, Кандинский писал, что хотел был бы продать эту работу в России [9]. Была ли она куплена в Москве, куда была перевезена выставка, или продолжила свой выставочный маршрут и была приобретена после дальнейших выставок, пока остается неизвестным [14, с. 78, 83]. Художник сделал очень близкий вариант картины и датировал его 1902 го-

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 40, 2018 дом. Сохранив композицию, он слегка изменил детали и живописную манеру. Под названием «Старый город II» она хранится в Национальном музее современного искусства. Центре Жоржа Помпиду в Париже.

На выставках Московского товарищества художников 1905 года в Петербурге и Москве экспонировались четыре картины Кандинского и большое количество рисунков и ксилографий. Одна из живописных работ под названием «Пасмурный день» была воспроизведена в виде открытки. Такой вид изданий предусматривался уставом общества и в разные годы Московское товарищество выпускало цветные и черно-белые открытки с изображением работ разных художников - участников выставок объединения. В следующем, 1906 году Кандинский не участвовал на выставке товарищества, т.к. его работы при пересылке из Одессы застряли в Москве на вокзале [1, с. 36].

Последний раз Кандинский участвовал на выставке МТХ в 1908 году, экспонируя четыре небольших пейзажа. Также как и многие художники, начиная свою деятельность на выставках Московского товарищества художников - наиболее передовом художественном объединении 1900-х годов, он в своих творческих устремлениях шел дальше, и приближался созданию полу-абстрактных, а затем и абстрактных произведений. Свои «Импровизации» и «Композиции» Кандинский стал представлять публике на выставках, отражающих более радикальные художественные поиски тех лет.

Василий Кандинский - один из немногих художников ХХ века, чье творчество стало не поддающимся объяснению феноменом. Лишь избранным дано преодолеть границы плавного эволюционного пути и через решительный прорыв обрести новые, свои собственные формы художественного языка. Кандинский был одним из них.

В своей автобиографической книге он об этом писал: «Развитие искусства <.. .> состоит во внезапных вспышках, подобных молнии, из взрывов, подобных «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звезды. Эти вспышки в ослепительном свете вырывают из мрака новые перспективы, новые истины, являющиеся, однако, в основе своей ничем иным, как органическим развитием, органическим ростом прежних истин» [6, с. 48].

Список литературы:

1. Абрамов В.А. В.В. Кандинский в художественной жизни Одессы. Документы. Материалы. Одесса: Глас, 1995. - 66 с. URL: http://ofam.od.ua/pdf/kandinskiy.pdf

2. Б-р. На выставке // Новости дня. - 1903. -15(28) февраля.

3. Варяг. У декадентов. (Мазки) // Русское слово. - 1901. - 9 февраля.

4. Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. М.: Республика, 2001. -495 с.

5. Гр-нъ С. [Гришин]. На художественной выставке // Саратовский листок. - 1903. - 17 апреля.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 40, 2018

9

6. Кандинский В.В. Текст художника. Ступени. М.: ИЗО Наркомпроса, 1918. - 58 с. : ил.

7. Меч Р. У московских художников. (Невинные экспромты) // Новости дня. - 1903. - 12(25) февраля.

8. Письма В.В. Кандинского Д.Н. Кардовскому / Публ. Н.Б. Автономовой // В.В. Кандин-ский.1866-1944 Каталог выставки. Л.: Аврора,1989. С. 24-33.

9. Письмо В.В. Кандинского Ф.И. Рербергу от 30 ноября 1904 // ОР ГТГ. Ф. 143. Ед. хр. 118. Л. 1.

10. Протокол Общего Экстренного вторично-созванного Собрания Московского Т-ва художников. 1902 г. 18 марта в Строгановском училище // ОР ГТГ. Ф. 188. Ед. хр. Л.32.

11. Русакова А.А. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. - Л.-М.: Искусство.1966. - 147 с.

12. Старовер. Выставка картин товарищества московских художников // С.-Петербургские ведомости. - 1902. - 11(24) января.

13. Ф. Выставка Московского Товарищества художников // Новости и Биржевая газета. - 1904. -11 января.

14. Roethel H.K., Benjamin J.K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil-Peintings. 1900-1915. -New York: Sotheby Publications, 1987. - V. I. 558 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.