Научная статья на тему '"Дневныя записки Петра ознобишина с 1796 года сентября" как исторический источник'

"Дневныя записки Петра ознобишина с 1796 года сентября" как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСЬ / MANUSCRIPT / КОНЕЦ XVIII ВЕКА / THE END OF THE EIGHTEENTH CENTURY / ДНЕВНИК ПЕТРА ОЗНОБИШИНА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / PETR OZNOBISHIN'S DIARY AS A HISTORICAL SOURCE / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДВОРЯНСТВА / PROVINCIAL NOBILITY'S EVERYDAY LIFE / ВЗГЛЯДЫ И НАСТРОЕНИЯ ЧИНОВНОГО ДВОРЯНИНА / VIEWS AND OPINIONS OF NOBLES SERVING AS GOVERNMENT OFFICERS AND OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буранок Олег Михайлович, Буранок Сергей Олегович

Статья посвящена анализу рукописи «Дневныя записки Петра Ознобишина с 1796 года сентября». Рассмотрены особенности взглядов провинциального дворянина на государственных деятелей и чиновников, его общественные настроения, отраженные в дневнике. Изучение дневников конца XVIII в. актуально как для исторической науки, так и для литературоведения, культурологии, т.к. позволяет более точно понять не только конкретно-исторические явления и события, но и социокультурный контекст эпохи. И в этом плане невозможно обращаться только к источникам личного происхождения видных политических и государственных деятелей, необходим анализ дневников рядовых представителей российского общества, особенно если речь идёт о еще не изданных, практически не введенных в научный оборот источниках. В статье дано источниковедческое описание дневника. Показаны его возможности для анализа повседневной жизни русского дворянства, а также жизни провинциальных городов конца XVIII века. Дневник П.Н. Ознобишина позволяет уточнить детали биографии крупной политической фигуры Персии Муртаза Кули-хана: несмотря на подготовку к войне, хан успевает подолгу принимать российских провинциальных чиновников далеко не самого высшего ранга. Изучение дневника П.Н. Ознобишина даёт возможность сделать выводы о национальном вопросе в Российской империи, о взаимодействии различных народов на юге страны и о восприятии их деятельности русским дворянством. На примере записей П.Н. Ознобишина в период с сентября по декабрь 1796 г. прослеживаются особенности быта, традиции русского служилого, чиновного дворянина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буранок Олег Михайлович, Буранок Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Дневныя записки Петра ознобишина с 1796 года сентября" как исторический источник»

УДК 82-94 (История как литературный жанр)

«ДНЕВНЫЯ ЗАПИСКИ ПЕТРА ОЗНОБИШИНА С 1796 ГОДА СЕНТЯБРЯ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

© 2018 О.М. Буранок, С.О. Буранок

Буранок Олег Михайлович, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГСПУ, заслуженный деятель науки Самарской области. Ответственный редактор журнала «Известия Самарского научного центра РАН.

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки». E-mail: [email protected] Буранок Сергей Олегович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, права и

методики обучения. E-mail: witch-king- 1@mail. ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 12.07.2018

Статья посвящена анализу рукописи «Дневныя записки Петра Ознобишина с 1796 года сентября». Рассмотрены особенности взглядов провинциального дворянина на государственных деятелей и чиновников, его общественные настроения, отраженные в дневнике. Изучение дневников конца XVIII в. актуально как для исторической науки, так и для литературоведения, культурологии, т.к. позволяет более точно понять не только конкретно-исторические явления и события, но и социокультурный контекст эпохи. И в этом плане невозможно обращаться только к источникам личного происхождения видных политических и государственных деятелей, необходим анализ дневников рядовых представителей российского общества, особенно если речь идёт о еще не изданных, практически не введенных в научный оборот источниках. В статье дано источниковедческое описание дневника. Показаны его возможности для анализа повседневной жизни русского дворянства, а также жизни провинциальных городов конца XVIII века. Дневник П.Н. Ознобишина позволяет уточнить детали биографии крупной политической фигуры Персии - Мурта-за Кули-хана: несмотря на подготовку к войне, хан успевает подолгу принимать российских провинциальных чиновников далеко не самого высшего ранга.

Изучение дневника П.Н. Ознобишина даёт возможность сделать выводы о национальном вопросе в Российской империи, о взаимодействии различных народов на юге страны и о восприятии их деятельности русским дворянством. На примере записей П.Н. Ознобишина в период с сентября по декабрь 1796 г. прослеживаются особенности быта, традиции русского служилого, чиновного дворянина.

Ключевые слова: рукопись; конец XVIII века; дневник Петра Ознобишина как исторический источник; повседневная жизнь провинциального дворянства; взгляды и настроения чиновного дворянина.

Изучение дневников конца XVIII в. актуально как для исторической науки, так и для литературоведения, культурологии, т.к. позволяет более точно понять не только конкретно-исторические явления и события, но и социокультурный контекст эпохи [2, с. 3]. И в этом плане невозможно обращаться только к источникам личного происхождения видных политических и государственных деятелей, необходим анализ дневников рядовых представителей российского общества, особенно если речь идёт о еще не изданных, практически не введенных в научный оборот источниках [5, с. 18]. Одним из таких источников являются «Дневныя записки Петра Ознобишина с 1796 года сентября».

Основной источник данной статьи - «Дневныя записки Петра Ознобишина с 1796 года сентября». Место хранения: РГАЛИ. Ф. 1337. Опись № 2. Ед. хр. № 92. 881 л. Записки П.Н. Ознобишина за 1796 г. сделаны в соответствии с правилами

«Грамматики» М.В. Ломоносова, в сшитой тетради и занимают 44 страницы, исписанных с обеих сторон и пронумерованных автором (две из них -пустые: третья по порядку, без номера, и последняя); номер 1 Ознобишин поставил на четвёртой странице по порядку. Автор «Дневных записок» пронумеровал каждый лист (страницу) арабскими цифрами в правом и левом верхнем углу (при цитировании авторскую нумерацию листов указываем в тексте). Иногда номера страниц написаны с исправлениями и зачёркиваниями. Все листы (страницы) своих записок, начиная с третьего, П.Н. Ознобишин украсил полями (как справа и слева, так и сверху и снизу) - получилась прямоугольная рамка, в которой автор разместил текст, стараясь за поля не выходить. Данные поля П.Н. Ознобишин проводил по линейке, теми же чернилами, что и основной текст дневника. В двух случаях (л. 3 и л. 25) поля верхней части правого листа имеют характерную кривую линию

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018

- обведенный палец автора, прижимающего линейку к листу. Это характеризует автора как человека весьма экономного - исправлять или заменять страницу с таким дефектом он не стал. Скорее всего, по этой же причине в дневнике присутствуют небольшие чернильные кляксы (так, на л. 28 в слове «вторник» клякса полностью заняла букву «т», но исправлять автор не стал).

Необходимо также отметить своеобразную манеру выделения ежедневных записей. Сгруппированы автором они по числам, которые записаны просто числительным и днём недели. Исключение - первая запись «3е число, середа» [6, л. 2]. Но уже на следующий день П.Н. Ознобишин отказался от такого подхода, оставив только число и день недели. Начало каждой записи на протяжении всего дневника автор выделяет подчеркиванием: резким, широким и с сильным нажимом.

В целом, знакомство с внешней стороной дневника показывает, что это сугубо личные записи, их автор не держал в голове мысль о возможной публикации источника им самим или потомками. Такой источник дает богатый и точный материал для анализа повседневной жизни и настроений русского провинциального дворянства конце XVIII века. Это, действительно, «Дневныя записки», а не собственно дневник: все важные, с точки зрения автора, факты почти запротоколированы с предельной точностью, но при этом практически отсутствуют рассуждения, медитация и т.п. формы самовыражения, характерные для литературно-художественного дневника. В начале текста встречаются перерывы в записях на 3 - 4 дня (самое большое на 12 дней), но затем автор старается вносить информацию каждый день.

Пётр Никанорович Ознобишин (1770-1813) -сын Никанора Ивановича Ознобишина и отец поэта Дмитрия Петровича Ознобишина - был лично знаком с Г.Р. Державиным.

Пётр Никанорович, отставной секунд-майор, был женат на Александре Ивановне Варваци (родилась в 1776/1777 г.). Отец её, Иван Андреевич Варваци, уроженец острова Ипсары, национальный герой Греции, был греческим эмигрантом-миллионером, известным благотворителем [4, с. 17]. По линии своей родной тётки, Марии Ивановны Варваци, Александра Ивановна была в родстве с родом Комнино, основателем которого был византийский император Алексей I. Она была интересной личностью.

Ознобишины были образованными людьми, знаковыми фигурами своего времени. Занятия переводами составляли досуг Никанора Ознобишина [1, с. 10]. В свободное от службы время литературные занятия были и у Петра Никано-ровича. В 1796 г. (ему было 26 лет) он начал вести дневник и записи делал на протяжении почти всей жизни. Последняя страница его дневника датирована 17 ноября 1811 г. (в это время ему 4142 года). Записки имеют интересное вступление, по которому ясно, что 26-летний молодой человек впервые обращается к некоему литературному труду - дневнику с ежедневными записями: «Предприемля описывать вступление моё к важнейшей должности по комиссариату, и так как встречаются непредвидимо разные по оной части дела, то и намереваюсь делать записки свои вседневно: не разделяя, а смешивая все как то описаны встретившиеся со мною происшествия, воздух места, где буду находиться, и натуральная история сначала | не так подробно, а сколько позволит мне время с приобщением некоторых обрядов жителей, но так [как] несколько от меня было запущено, то сколько я вспомнить могу, то внесу в сии Записки» [6, л. 1-2].

Далее идут записи по дням (число и день недели; месяц указывается один раз, посредине строки).

Отдельного внимания заслуживает обязательная ежедневная фиксация состояния погоды, что может стать темой отдельного исследования для историков-синоптиков.

О своей служебной деятельности автор дневника пишет чуть более подробно: с 7 по 31 октября практически ежедневно (за исключением воскресенья) фиксирует свою работу - «послал рапорт», «послал требование», «получил указ». Все рапорты касаются запросов в Казенную палату, казначейство, т.к. все денежные, финансовые потоки шли через П.Н. Ознобишина, а в это время была военная кампания в Персии, возглавлял которую как раз граф В.А. Зубов (так, 11 тысяч червонцев - жалованье армии - Ознобишин переправил ему в Персию). К сожалению, каких-либо подробностей о ходе военных действий в «Записках» нет.

Большое внимание П.Н. Ознобишина на страницах дневника к рабочим вопросам характерно для первой половины октября 1796 г., когда он только входил в новую должность и вникал в служебные обязанности. Зато со второй половины октября «рабочая тема» постепенно сокращается,

ее место занимают описания Астрахани и близлежащих территорий, новых людей и обедов.

Привлекает П.Н. Ознобишина и сельскохозяйственная тема. Пишет, что -

«... окрестности города изрядные»: есть сады с виноградниками, «прочие» фрукты, сливы, яблоки, груши, много дынь и арбузов. У многих загородные дома. «Мне случилось быть на празднике в прекрасном доме у Федора Антипыча Ахматова, называемом черепаха» [6, л. 13].

Служивый человек конца XVIII века не мог обходиться и в быту, и на службе без покровительства, хотя Ю.М. Лотман и пишет о чести, достоинстве и гордости дворян [3, с. 389]. Вот и наш мемуарист свидетельствует: «Старание мое снискать ласку благородного общества сего города...» [6, л. 14). Связи, знакомство были совершенно необходимой составляющей светской жизни, быта того времени.

На примере записей П.Н. Ознобишина в период с сентября по декабрь 1796 г. мы проследили особенности быта, традиции русского служилого, чиновного дворянина. Ю.М. Лотман пишет: «История, отражённая в одном человеке, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества. Они отражаются друг в друге и познаются друг через друга» [3, с. 389].

Таким образом, на протяжении 15 лет Пётр Никанорович Ознобишин стремился вести свои

«Дневныя записки» по одной и той же схеме, систематически, правда, с некоторыми пропусками. Но и тут интересно вот какое обстоятельство. По какой-то причине не успевая писать ежедневно, он всё равно фиксирует через запятую несколько чисел и очень лапидарно пишет: «ничего не произошло», «всё было, как обычно».

Впереди большая работа по расшифровке и изучению дневника. Необходимо его проанализировать как часть повседневной жизни молодого дворянина, интеллигента конца XVIII - начала XIX вв. в контексте эпистолярной, мемуарной и т.п. литературы эпохи. Последние годы в культурологии, а не только в истории литературы, стало актуальным изучать именно повседневную жизнь и быт разных слоёв населения России, Европы и т.п. (в исторической науке эта тема всегда была актуальной). Частная жизнь так называемых «простых людей» оказывается не менее значимой и интересной, нежели жизнь замечательных и выдающихся личностей. «История души человеческой» (М.Ю. Лермонтов) угадывается в «Записках» за такой значительный период в жизни П.Н. Ознобишина, это видно даже по его записям, сделанным в течение сентября - декабря 1796 г. «Дневныя записки» П.Н. Ознобишина представляют собой интереснейший документ культуры и быта русского дворянина в переломную, очень непростую для России эпоху - конец XVIII - начало XIX вв.

1. Буранок О.М. Никанор Иванович Ознобишин и русская переводная художественная проза середины XVIII века: исследование, тексты, комментарии. Самара, Поволжская гос. социально-гуманитар. акад., 2010. 293 с.

2. Зайончковский П.А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. Т. 1. XV - XVIII века. М., Книга, 1976., с дополнениями из добавочного тома: https://memoirs.ru/texts/IDRmain.htm

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., «Искусство-СПБ», 1994. 484 с.

4. Марков А.С. Варвакис. Астрахань, Волга, 2000. 302 с.

5. Минц С.С. Об эволюции источников мемуарного характера (К постановке проблемы) // История СССР. 1979. № 6. С. 55 - 70.

6. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф.П.1337. Опись № 2. Ед. хр. № 92.

«DAY NOTES OF PETER OZNOBISHIN FROM 1796 SEPTEMBER» AS A HISTORICAL SOURCE

© 2018 О.М.Вигапок, S.O. Buranok

Oleg M. Buranok, Doctor of Philology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Russian, Foreign Literature and Methodology of Literature Teaching, Honoured Worker of Science in the Samara Region. Editor-in-chief of the journal "Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences". E-mail: olegburanok@yandex. ru Sergey O. Buranok, Dr.sc. in History, Professor of the General History, Law and Methods of Teaching Department.

E-mail: witch-king- [email protected]

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article discusses the analysis of Petr Oznobishin's manuscript "Petr Oznobishin's Diary Since September, 1796". It examines the social climate of provincial nobles along with their views on government officials. Study-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018

ing diaries dated by the end of the eighteenth century is particularly relevant for history, literature and culture studies. This allows us to understand historical events and the socio-cultural background of the century under analysis more fully. Since diaries and other private materials written by famous politicians and government officials may seem insufficient for more detailed analysis, we need to take into account unpublished and scientifically undescribed materials written by average representatives of Russian society.

The article presents description of the diary from the point of source criticism as well as its potential for analyzing daily life of nobles and provincial cities in the end the eighteenth century. Petr Oznobishin's diary allows us to clarify details of Morteza Ooli Khan Oajar's biography, the remarkable Persian politician. Despite elaborate preparations for the war against Persia, he managed to invite Russian provincial officials of all ranks to receptions. The examining of Petr Oznobishin's diary provides valuable information regarding 'natsionalny vopros' (nationalist problem) in the Russian Empire as well as cooperation of various ethnicities in the south of the country and the way Russian nobles perceived their activity. With the help of P.N. Oznobishin's notes, which he took from September to December in 1796, daily life of Russian noble government officers and officials is examined in terms of its peculiar features.

Keywords: manuscript; the end of the eighteenth century; Petr Oznobishin's diary as a historical source; provincial nobility's everyday life; views and opinions of nobles serving as government officers and officials.

1. Buranok O.M. Nikanor Ivanovich Oznobishin i russkaya perevodnaya xudozhestvennaya proza serediny" XVIII veka: issledovanie, teksty", kommentarii (Nikanor I. Oznobishin and Russian translated fiction of the middle of the XVIII century: research, texts, comments). Samara, Povolzhskaya gos. social"no-gumanitar. akad., 2010. 293 s.

2. Zajonchkovskij P.A. Istoriya dorevolyucionnoj Rossii v dnevnikax i vospominaniyax. Annotirovanny"j ukazatel" knig i publikacij v zhurnalax. T. 1. XV - XVIII veka (History of pre-revolutionary Russia in diaries and memoirs. Annotated index of books and publications in journals. Vol.1. XV - XVIII century). M., Kniga, 1976., s dopolneniyami iz dobavochnogo toma: https://memoirs.ru/texts/IDRmain.htm

3. Lotman Yu.M. Besedy" o russkoj kul"ture (Talks about Russian culture). SPb., «Iskusstvo-SPB», 1994. 484 s.

4. Markov A.S. Varvakis (Varvakis). Astraxan", Volga, 2000. 302 s.

5. Mincz S.S. Ob e"volyucii istochnikov memuarnogo xaraktera (K postanovke problemy") (On the evolution of sources of a memoir character (to the problem statement)). Istoriya SSSR. 1979. № 6. S. 55 - 70.

6. Rossijskij gosudarstvenny"j arxiv literatury" i iskusstva (Russian state archive of literature and art). F.P.1337. Opis" № 2. Ed. xr. № 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.