История развития: архив
К 160-летию академика В. И. Вернадского
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: [email protected]
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, HSE University, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow
1 „
В данной статье использованы опубликованные ранее материалы [Обухов, 2015].
Дневники наблюдения В. И. и Н. Е. Вернадских за развитием в первые годы жизни сына Георгия1
Observation Diaries of Vladimir and Natalia Vernadsky on the Development of Their Son Georgy's Life in Early Childhood
Аннотация. Статья предваряет публикацию дневников наблюдений В. И. и Н. Е. Вернадских за развитием их сына Георгия в первые годы его жизни. Обсуждается становление традиции дневниковых наблюдений в психологии развития. Поясняется значение публикации архивных материалов для современной науки. Ключевые слова: дневники наблюдения, раннее развитие ребенка, семья Вернадских, естественно-научный подход в психологии, В. И. Вернадский
Abstract. The article precedes the publication of the observation diaries of Vladimir and Natalia Vernadsky on the development of their son Georgy in the first years of his life. The evolvement of the tradition of diary observations in developmental psychology is discussed. The significance of the publication of archival materials for modern science is illustrated.
Keywords: observation diaries, child's early development, Vernadsky family, scientific approach in psychology, V. Vernadsky
В год 160-летия академика В. И. Вернадского мы начинаем публикацию уникальных текстов, которые ранее никогда не печатались. Это дневники, выстроенные как целенаправленное научное исследование развития личности ребенка. Дневниковый метод исследования как метод естественных наук в приложении к гуманитарным вопросам в конце ХХ века находился только на этапе становления, даже можно сказать зарождения. Это сейчас, в 2023 году, то, что дневниковые записи за развитием ребенка в первые годы — один из центральных способов познания
Обухов Алексей Сергеевич
сложного процесса развития личности, не требует доказательств. В отечественной возрастной психологии, психологии развития, психологии личности хорошо известен ряд дневников, ставших бесценным материалом для познания психического и личностного развития детей в первые годы их жизни.
Уже к середине ХХ века Н. А. Рыбников [Рыбников, 1946] делал исторический обзор становления дневниковых наблюдений как основного метода изучения развития ребенка. В его работе анализировались как зарубежные дневники (И. Тэн, 1876; Ч. Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), так и отечественные. Он отмечал, что уже в 1861 году А. С. Симонович опубликовал систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.
Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер. Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему, что стало обсуждаться отдельно при становлении традиции дневниковых наблюдений в естественно-научной традиции.
В ХХ веке в основном в возрастной психологии были известны дневники матерей-психологов (В. Ф. Шмидт [Шмидт, 2002-2003, 2009], Н. Н. Ладыгина-Котс [Ладыгина-Котс, 1935, 2011], Н. А. Менчинская [Менчинская, 1957], В. С. Мухина [Мухина, 1997, 2005] и др.), которые вели эти дневники, совмещая личностную позицию матери и профессиональную позицию психолога. В этом аспекте следует отметить, что, по сути, данная традиция исследований, так или иначе, формируется в русле естественно-научной линии развития психологии, в семьях ученых-естествоиспытателей. К примеру, Вера Федоровна Шмидт—психоаналитик и педолог, жена известного геофизика, академика О. Ю. Шмидта [Обухов, 2002]; Надежда Николаевна Ладыгина-Котс — основоположник сравнительной психологии и жена известного биолога-эволюциониста, основателя Дарвинского музея А. Ф. Котса; Валерия Сергеевна Мухина — известный специалист в области возрастной психологии и психологии личности, по базовому образованию биолог и начинала свою деятельность как ученый с зоопсихологи-ческих исследований, ученица Н. Н. Ладыгиной-Котс.
В свое время дневники-наблюдения В. Ф. Шмидт (ур. Яницкая) за развитием сына Владимира в первые шесть лет его жизни с 1920 по 1926 годы, которые были известны только несколькими цитатами в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» [Чуковский, 1968], мною впервые были опубликованы в журнале «Развитие личности» [Шмидт, 2002-2003]. Позднее они были изданы коллегами из Ижевска отдельной книгой [Шмидт, 2009]. Остался неопубликованным еще большой
К 160-летию академика В. И. Вернадского
Георгий Вернадский
массив записей, которые вели воспитатели детского дома-лаборатории при Государственном психоаналитическом институте за Владимиром Шмидтом.
В год 150-летия В. И. Вернадского, в 2013 году, будучи членом Комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН, мне посчастливилось быть на открытии памятника ученому в городе Тамбове и участвовать в научных мероприятиях, приуроченных к юбилею. Тогда, во многом благодаря ученому секретарю Комиссии Вячеславу Степановичу Чеснокову, получилось найти еще один уникальный архивный материал — дневники наблюдения за развитием Георгия Вернадского.
Эти записи вела Наталья Егоровна Вернадская (ур. Старицкая) во многом по инициативе и при участии своего мужа академика Владимира Ивановича Вернадского с 1887 по 1894 годы. Данные записи велись в момент зарождения и становления Московского психологического общества, членом которого был и В. И. Вернадский.
Данные материалы находятся в Государственном архиве Тамбовской области:
• Дневник наблюдений за развитием сына Георгия Владимировича Вернадского (20 августа 1887 г. — 5 мая 1888 г.), Ф. 52. Оп. 1. Д. 2, на 239 л.;
• Записи В. И. Вернадского о развитии двигательного аппарата у ребенка (1890 г.), Ф. 52. Оп. 1. Д. 3, на 25 л.;
• Письма жены Натальи Егоровны с ежедневными наблюдениями за развитием сына Георгия (1888-1894 гг.), Ф. 52. Оп. 1. Д. 24, на 1072 л.
Важно отметить, что Вернадские в момент начала ведения дневников за своим сыном — совсем молодые люди. Владимиру Ивановичу было всего 23 года, а Наталии Егоровне — 25 лет. Они женаты менее года (венчание состоялось 3 сентября 1886, а Георгий родился 20 августа 1887). Появление дневников наблюдений за развитием первого ребенка, продуманный подход к способу их ведения демонстрируют невероятную увлеченность научным подходом ко всему со стороны В. И. Вернадского, которую в полной мере разделила его молодая жена. Хотя научные записи наблюдений за развитием сына инициированы Владимиром Ивановичем, в основном дневники потом вела именно Наталия Егоровна, что демонстрирует общность взглядов и подходов молодых супругов.
Систематические записи за развитием сына Георгия в семье Вернадских охватывают период с его дня рождения до семи лет. Этот период детства (то, что сейчас в возрастной периодизации охватывается периодами новорожденности, раннего развития и дошкольного детства) становится центральным для дневниковых наблюдений с XIX века. По всей видимости, это не случайно. Так как в более позднем возрасте ребенок обретает
Обухов Алексей Сергеевич
большую самостоятельность, входит в иные социальные институты развития и воспитания (школа) и перестает находиться в семье как основном пространстве, возможном для систематического наблюдения со стороны родителей (матери).
Публикация этих дневников, на наш взгляд, имеет ценность по разным основаниям:
• как уникальные материалы семейного архива Вернадских;
• как памятник истории науки — примера одного из первых отечественных системных дневников наблюдений за развитием ребенка в первые годы жизни;
• как исторический документ, наглядно раскрывающий, что детство происходит в конкретных социально-исторических условиях, что значимо для понимания общих закономерностей развития человека.
По сути, этот документ, созданный сильно ранее появления идеи культурно-исторической психологии Л. С. Выготского [Выготский, 1982-1984], как нельзя лучше по прошествии многих лет подтверждает эвристичность нашей отечественной науки. И ценность интеграции естественно-научной и гуманитарной методологий для развития научной мысли. Особенно если это рассматривать в контексте научной мысли, как позже писал сам В. И. Вернадский: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой — расширять охват его со всех точек зрения» [Вернадский, 1977, с. 54].
Важно отметить, что в вводных заметках рукописи В. И. Вернадского обсуждаются ключевые вопросы методологии использования дневниковых записей как материала для научной психологии.
Целевая установка ведения дневников, которую для себя и для своей жены задает В. И. Вернадский, безусловно, перекликается здесь с идеей педагогической антропологии, которую в те же годы сформулировал К. Д. Ушинский [Ушинский, 1950] (в этом году широко отмечается 200-летие с его дня рождения). Эта фраза стала одной из самых известных позиций в русле антропологического подхода в образовании: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [Ушинский, 1950, с. 23]. Но здесь возникает ключевой вопрос — а как познать человека во всех отношениях, в его развитии? Ведь сумма знаний, выявленных в объективированных исследованиях за отдельными проявлениями человека, не дают целостного знания о человеке. Именно в этом контексте начинает активно становится традиция дневниковых записей как способа фиксации наблюдений за развитием ребенка. Естественно, что полноценное наблюдение могли вести только родители, в основном матери.
Ход вводных размышлений В. И. Вернадского—пример поиска науки второй половины XIX века — становление объективации
К 160-летию академика В. И. Вернадского
В.И. Вернадский и слушательницы МВЖК (ныне МПГУ)
Здание МВЖК (ныне МПГУ)
психологических исследований. При этом предлагается интересных ход: фиксация одновременно наблюдаемых проявлений ребенка и субъективных состояний самого наблюдателя.
Становление и развитие традиции дневниковых записей за развитием ребенка в психологии, пожалуй, велось во многом с учетом этих замечаний, к которым проходили авторы дневников каждый раз почти самостоятельно. С развитием психологии, помимо субъективных переживаний и эмоциональных состояний автора дневника, стали выраженно оказывать влияние теоретические и концептуальные установки исследователя.
Во многих других дневниках матерей, особенно начавших широко бытовать уже не только в среде психологов, можно увидеть скорее фиксацию своих переживаний, эмоций, субъективных интерпретаций проявлений ребенка, чем объективированные наблюдения. Научное же использование дневников наблюдений начиналось за ранним развитием человека, пожалуй, именно с представляемой практики семьи Вернадских. И, возможно, достигнув пика в ХХ веке, сейчас уже сошло на нет. Однако наследие В. И. Вернадского мы продолжаем открывать и развивать и сегодня, в первой половине уже XXI века. Как и подходы к психологии развития человека, созданные Л. С. Выготским около 100 лет назад.
Горжусь тем, что был косвенно причастным к появлению на фасаде корпуса гуманитарных факультетов МПГУ двух огромных портретов — Владимира Ивановича Вернадского и Льва Семеновича Выготского. Портреты появились в 2016 году по инициативе ректора МПГУ, академика А. Л. Семенова в год 120-летия Л. С. Выготского. Стоит отметить, что В. И. Вернадский входил в состав учредителей Высших женских курсов и после преподавал на них. Эти курсы после были реорганизованы во 2-й МГУ — МГПИ имени В. И. Ленина — МПГУ. А Л. С. Выготский большую часть своей короткой и очень интенсивной научной деятельности работал во 2-м МГУ/МГПИ. Публикуя дневники Вернадских и понимая их ценность для психологии развития, уместно упомянуть и увидеть этих двух ученых вместе.
По сути, небольшое число дневников наблюдения за развитием ребенка можно рассматривать как полноценный материал для объективированного онтогенетического исследования. И лучшие образцы таких дневников написаны авторами, связанными с естественно-научной парадигмой. Введение в научный оборот записей наблюдений за развитием сына Георгия в семье В. И. и Н. Е. Вернадских, безусловно, расширит перечень такого рода источников для психологического знания о развитии ребенка на ранних этапах онтогенеза. Они также имеют ценность как исторический документ биографического характера, а также с точки зрения становления естественно-научной традиции в русле описательной (а не объяснительной) психологии.
Обухов Алексей Сергеевич I ^e=flsl
С этого номера журнала «Исследователь/Researcher» мы начинаем публиковать уникальные архивные записи, которые, правда, написаны довольно сложно читаемым почерком. Начнем мы публикацию с вводных размышлений В. И. Вернадского о сложностях дневниковых наблюдений за развитием ребенка как научного метода познания. Данные размышления «расшифрованы» с рукописей ученого мной. Последующие же дневниковые записи Н. Е. Вернадской «расшифрованы» к. филол. н. Еленой Игорьевной Адамян и после уже подготовлены мной к публикации. Стоит отметить, что почерки супругов довольно похожи друг на друга и очень трудны для прочтения.
В дальнейшем будет важно соотнести дневники с другими (в том числе опубликованными) материалами из архива В. И. Вернадского — дневниками, письмами, заметками [Вернадский, 2013], по которым можно будет лучше реконструировать социальный контекст развития Георгия. И/"
Литература:
Вернадский, 1977 — Вернадский В. И. Размышление натуралиста: в 2 кн. Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1977. С. 192.
Вернадский, 2013 — Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т. / Под ред. Э. М. Галимова; Российская акад. наук, Ин-т геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского, Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского. — М.: Наука, 2013.
Выготский, 1982-1984 — Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Сост. М. Г. Ярошевский. — М.: Педагогика, 1982-1984.
Ладыгина-Котс, 1935 — Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях: в 2 т. — М.: Издание Государственного Дарвинского музея, 1935.
Ладыгина-Котс, 2011 — Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях: со 145 таблицами: в 2 т. / 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011.
Менчинская, 1957 — Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. — М.: АПН РСФСР, 1957. С. 184.
Мухина, 1997 — Мухина В. С. Близнецы: Дневник жизни близнецов от рождения до 7 лет. — М.: Нар. образование, 1997. С. 607.
Мухина, 2005 — Мухина В. С. Таинство детства: в 2 т. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Обухов, 2002 — Обухов А. С. Вера Федоровна Шмидт — автор «Дневника матери» (биографическая справка) // Развитие личности, 2002. № 3. С. 190-193.
Обухов, 2015 — Обухов А. С. Становление традиции дневниковых наблюдений за развитием личности ребенка в первые годы жизни / От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 3 / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М.: Когито-Центр, 2015. С. 58-63.
Рыбников, 1946 — Рыбников Н. А. Детские дневники как материал по детской психологии. — М., 1946.
Ушинский, 1950 — УшинскийК. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8: Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии) / Под ред. Н. А. Сундуков, сост. В. Я. Струминский. — М., Л.: АПН РСФСР, 1950. С. 776.
Чуковский, 1968 — Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1968. С. 814.
Шмидт, 2002-2003 — Шмидт В. Ф. Дневник матери (1920-1926) // Развитие личности, 2002. № 3. С. 194-214; № 4. С. 174-183; 2003. № 1. С. 229-240; № 2. С. 156-170; № 3. С. 195-210; № 4. С. 211-216.
Шмидт, 2009 — Шмидт В. Ф. Психоаналитические и педагогические труды. Т. 1: Дневник матери: первый год жизни; Т. 2: Дневник матери: второй и третий годы жизни. — Ижевск: ERGO, 2009.