DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-71-77
УДК 373.5(091)(470.12-21)«185» ББК Ч403(2-8Вол-2Вол)5-42ю14
Т.Н. ИВАНОВА, А.А. БАЕВ
ДНЕВНИК К.А. БЕРЕЗКИНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГДЕ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
Ключевые слова: Вологодская губернская мужская гимназия, Ф.Н. Фортунатов, К.А. Березкин, А.В. Башинский.
В статье дается оценка гимназического образования в Вологде в середине XIX в. на основе анализа дневника Кирилла Антоновича Березкина, одного из обучающихся Вологодской губернской мужской гимназии, и других архивных документов. Дана краткая характеристика архивных фондов по истории образования Государственного архива Вологодской области. Показана роль источников личного происхождения при изучении внутренней жизни образовательных учреждений. Приведены биографические сведения о К.А. Березкине и история обнаружения дневника. Проанализированы сюжетные линии дневника: описания событий вологодской жизни, известных личностей Вологды, оценки учителей гимназии. Интересно то, что новый источник позволяет дополнить характеристику видного деятеля российского образования Федора Николаевича Фортунатова, который в 1833-1852 гг. был преподавателем и, одновременно, с 1838 г. инспектором в Вологодской гимназии. Свидетельства позволяют оценить уровень развития губернской системы образования. К середине XIX в. на территории Вологодской губернии действовали семинария в Вологде, мужские и женские уездные и приходские училища, ремесленные, сельские и частные училища для мужчин, училища ведомства Государственных имуществ, но среди них центральное место занимала Вологодская губернская мужская гимназия.
Изучение развития системы образования дает нам возможность оценить эффективность образовательной системы того времени, понять и прочувствовать жизнь и мировоззрение людей изучаемой эпохи, категории и ценности, которые были важны для представителя того времени. Кроме того, развитие системы образования может показать, какие требования предъявлялись к обучающимся со стороны органов образования, какой человек нужен был государству на определенном этапе истории. Это можно проследить по преподаваемым дисциплинам, рекомендованным учебникам и методикам, квалификационным требованиям к педагогическим кадрам. Многие моменты получили свое отражение в архивных документах.
Оценка развития системы образования чаще всего происходит через изучение документальных источников: законодательных актов, делопроизводственной документации, статистических источников, отчетов и т.п. По истории развития образования в Вологодской губернии в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО) существует несколько фондов: фонд 438 «Директор народных училищ Вологодской губернии», фонд 453 «Вологодская губернская мужская гимназия».
4206 единиц хранения содержит фонд 438. Здесь при изучении данной темы заслуживают внимания циркуляры Министерства народного просвещения, которые являлись своеобразными инструкциями «сверху» по решению проблемных вопросов в данной сфере. Журналы заседаний губернского и уездных училищных советов позволяют рассмотреть текущие проблемы в процессе образования, журналы заседаний школьных и экзаменационных комиссий, отчеты и ведомости об успеваемости и поведении дают информа-
цию о внутренней жизни гимназии, о распорядке, сословной принадлежности воспитанников [7-10].
Однако документальные источники не позволяют проследить «обратную связь», оценку системы преподавания самими обучающимися. Кроме данных этих источников необходимо также изучение тех видов источников, которые отражают ответную реакцию общества на политику государства в образовательной сфере. Наибольшего внимания заслуживают источники личного происхождения (дневники, письма и мемуары). Данный вид исторического источника позволяет в большей степени проследить отношение общества и конкретной личности к происходящим событиям и изменениям в системе образования.
Дневник Кирилла Антоновича Березкина является ярким примером такой индивидуальной реакции. К.А. Березкин (1830-1906) - помещик, коллежский секретарь, мировой посредник. Приведем цитату о биографии Кирилла Антоновича (с сохранением правописания оригинала) из фонда 14 Государственного архива Вологодской области: «По окончании в 1849 году курса в Вологодской губернской гимназии с похвальным аттестатом и с правом на классный чин во вступлении в гражданскую службу, в службу вступил в Вологодский Приказ Общественного призрения в число канцелярских служителей первого разряда 28 декабря 1849 года. Высочайшим приказом 13 декабря 1852 года произведен в Коллежские регистраторы со старшинством; 1855 г. произведен в губернские секретари; 1861 г. произведен в коллежские секретари; указом правящего Сената от 16 июня 1861 года утвержден кандидатом на должность мирового посредника первого участка Кадниковского уезда; вступил в должность посредника первого участка Кадниковского уезда; 1862 г. 12 марта утвержден в должности мирового посредника» [6. Л. 2]. Березкин имел родовое имение в Вологодском уезде Верхнераменьской волости деревне Угол.
Еще будучи гимназистом, К.А. Березкин опубликовал две статьи в газете «Вологодские губернские ведомости». В статье «Ботанические прогулки в окрестностях Вологды в 1846-м году» он описывает внешней вид вологодской городской флоры [3]. Статья «Вологда в 1848 году» содержит повествование о настроениях людей в Вологде во время «Весны народов» в Европе [4]. Кроме того, Березкин запомнился своим потомкам как неплохой художник, написавший серию акварелей [5. С. 5].
Дневник Кирилла Антоновича Березкина как источник личного происхождения содержит крайне субъективные оценки событий и личностей. По классификации дневников данный источник относится к хроникам. Дневник был написан в 1849 г. 19-летним юношей, выпускником Вологодской губернской гимназии на последнем году 10-летнего срока обучения. Всего срок обучения в гимназии состоял из 7 классов. Таким образом, можно сделать вывод, что автор дневника трижды оставался на второй год. Впервые дневник был опубликован небольшим тиражом в 2014 г. в Санкт-Петербурге праправнучкой К.А. Березкина, Галиной Леонидовной Шалагиной (переиздан в 2020 г.). Она вспоминает: «Однажды, придя в архив РГИА, я узнаю от сотрудника о существовании дневника К.А. Березкина. Дневник этот в 90-х годах прошлого века (XIX в) приобрел человек неравнодушный, понимающий уникальность такой рукописи. Получив его координаты, я связалась с ним, и мы договорились о встрече...» [5. С. 4].
Данный источник состоит из ежедневных записей автора, начиная с 1 января 1849 г. и заканчивая 12 сентября 1849 г. В этот период времени у автора шел заключительный семестр обучения в Вологодской губернской мужской гимназии. Каждая новая запись начинается с указания числа и дня недели.
Затем идет описание самых главных событий, которые произошли с К.А. Бе-резкиным в данный день.
Кирилл Антонович пишет обо всем, что волнует юношу в возрасте 19 лет: о домашних проблемах, быте, о погоде, нравах окружающих его людей, о гимназии и преподавателях, о балах и романтических увлечениях. Из данного дневника мы узнаем об известных в Вологде личностях: губернаторе Степане Григорьевиче Волховском [5. С. 40-41, 126], директоре Вологодской губернской мужской гимназии Андрее Васильевиче Башинском (автор называет его Александр Васильевич Башинский) [5. С. 26, 30, 36, 94, 101], вологодских купцах Витушечниковых [5. С. 16, 62, 242], инспекторе гимназии Федоре Николаевиче Фортунатове [5. С. 19, 94, 130, 133, 142, 240], других учителях гимназии. Кроме того, автор описывает городские события: пожар в Вологде 22 мая 1849 г. [5. С. 160-161], женитьбу Семена Александровича Брянчанинова, брата Святителя Игнатия Брянчанинова [5. С. 199-200], крестьянский деревенский праздник в Ильин день [5. С. 209-211], крестьянскую свадьбу [5. С. 212], строительство театра в Вологде [5. С. 220]. Наиболее часто упоминаются в дневнике вопросы учебы. Помимо ежедневных записей есть одна запись-воспоминание: это момент, когда Кирилл Антонович в первый раз пришел в гимназию в 1839 г. [5. С. 181-183].
К 1860 г. на территории Вологодской губернии находились 154 учебных заведения. 30 училищ ведомства Народного Просвещения: Вологодская губернская мужская гимназия, Благородный пансион при гимназии, Перворазрядное женское училище в Вологде, 12 уездных мужских и женских училищ, 14 мужских и женских приходских училищ, Бесплатная ежедневная школа священника Василия Ретровского в Вологде. Также имелись 56 училищ Ведомства государственных имуществ, 58 училищ Удельного ведомства: ремесленное училище, 9 сельских училищ, 44 приходских училища, духовно-приходское училище в Усть-Сысольске. Кроме того, действовали 8 училищ Духовного ведомства: семинария в Вологде, 6 духовных уездных училищ, духовно-приходское училище в Усть-Сысольске. Были учреждения и без принадлежности к ведомствам: Александринский детский приют и Бесплатная ежедневная школа священника Александра Рукина на Лосте в Грязовецком уезде [13. С. 66-67]. Учительский состав был немногочисленным, всего лишь 300 учителей на 154 учебных заведения к 1860 г. [13. С. 66].
Вологодская губернская мужская гимназия, основанная в 1804 г., занимала особое место. В ней учились дети самых знатных вологодских родов, там преподавали лучшие учителя Вологодской губернии. Это «старший учитель русской словесности Николай Петрович Левицкий, учитель латинского языка Фаддей Игнатьевич Яржинский, учитель греческого языка Андрей Григорьевич Попов, учитель немецкого языка Яков Иванович Дозе, учитель французского языка Карл Антонович Блез» [12, С. 139-140]. С 1833 по 1852 г. директором гимназии был Андрей Васильевич Башинский. По воспоминаниям учеников гимназии, это был человек взбалмошный, но добрый и очень набожный.
В это же время в гимназии инспектором работал Ф.Н. Фортунатов, который в 1833-1852 гг. был преподавателем и, одновременно, с 1838 г. инспектором. Федора Николаевича Фортунатова (1814-1873) можно назвать ярким представителем учительской «династии». Корни рода Фортунатовых уходят в XVII век. Федор Николаевич родился в Вологде в семье, где учителями были и его дяди и отец [2. С. 159]. После окончания Санкт-Петербургского университета он начал преподавательскую деятельность в Вологодской гимназии. Здесь он в разные
годы вел уроки истории и статистики, русской словесности, логики, древнегреческого и французского языков [1. С. 8], а в через пять лет был назначен инспектором гимназии. Ф.Н. Фортунатов был в Вологде руководителем губернского статистического комитета, редактором «Вологодских губернских ведомостей», инициатором организации курсов по методике преподавания для учителей уездных и городских училищ. В 1852 г. Ф.Н. Фортунатов был переведен на должность директора Олонецкой губернской мужской гимназии и, одновременно, директора народных училищ в Петрозаводске [11. С. 399]. Позже он продолжил свою преподавательскую деятельность в Москве. Его сыновья стали известными учеными, инженерами, учителями.
Как же оценивает Березкин свое обучение? Главным человеком в гимназии был директор А.В. Башинский. Вторым по статусу был инспектор Ф.Н. Фортунатов. Обучение было шестидневное. Школьные предметы, которые выделял Березкин - это: Закон Божий, древние и новые языки, русская словесность, математика, физика, география, история.
В выпускном классе важнейшим делом была сдача экзаменов. В 1849 г. 31 мая первым экзаменом сдавался Закон Божий. 2 июня была история. Затем, 4 июня латинский язык, 7 июня математика, 9 июня русская словесность, 11 июня французский язык, 14 июня география, 16 июня немецкий язык, 18 июня физика, 21 июня греческий язык. Итого - 10 экзаменов. На каждом экзамене присутствовали директор А.В. Башинский и инспектор гимназии Ф.Н. Фортунатов. Как считает Березкин, их присутствие очень давило на учащихся, сдающих экзамен.
Березкин пишет о каждом экзамене. К примеру, 18 июня о сдаче экзамена по физике: «Счастлив день этот, просто чудесно неожиданно отделался из физики. Начался экзамен, билеты директор не растасовал, положил прямо на стол, инспектор почему-то [не] ввязывался нисколько, даже уходил. <...> Да и говорю тут товарищам, - «Ах как бы достался билет о гальванизме», мне говорят, что билеты лежат все по порядку... Меня вызывают, беру билет с краю ближе к директору, гляжу о гальванизме, само собой, что ответил хорошо, директор поставил «три», с меня и довольно, больше и не требуется» [5. С. 174]. При этом наш гимназист только эту тему и подготовил. Судя по записям в дневнике, в общем-то, способный и талантливый Кирилл не утруждал себя излишними занятиями и подготовкой к экзаменам. Зато он с удовольствием пишет о развлечениях выходного дня.
В выходной день, воскресенье, давались различные представления: спектакли, цирковые выступления в гимназии, на которые можно было сходить с друзьями или семьей. Так 26 января 1849 года в гимназии было выступление иллюзиониста Рудольфа Гейнрита. Березкин описывает все представление: «Началась фантасмагория, погасили все свечки, стало довольно темно в зале: одна только лампа в антракте между картинами освещала ярким светом середину зала. <...> Так бы, кажется, и срисовал эту картину фантасмагории или картины в тумане, или попросту волшебный фонарь. Это на белой плоскости, то есть на натянутом полотне, явились картины, разные рожи, карикатуры...» [5. С. 47].
К.А. Березкин не очень успешно сдал экзамены. Это был одаренный, но ленивый и взбалмошный человек. В итоге он не получил чина, а только удовлетворился аттестатом, чем, естественно, был крайне недоволен. Главными виновниками этого он считал не себя, а строгого и злого инспектора Ф.Н. Фортунатова и ведомого им директора А.В. Башинского. Поэтому, конечно же, описа-
ние личности инспектора было нелицеприятным: Березкин пишет: «Правая рука директора - инспектор Фортунатов, маленький, сухой, чахотный, большой проныра и мнителен до крайности, совершенно управляет директором, скрытен и злопамятен, подозрителен, умен очень и много знает, а светлая, хорошая память удерживает все прочитанное. Тоже религиозен, но не очень добр, это не директор, не выскажет всего, что надумал, а скрывает до случая и тут разом все припомнит. Хитер и любит наушничество, входит во все мелочи» [5. С. 94].
Эти, казалось бы, оскорбительные описания Березкиным личности Фортунатова, тем не менее, характеризуют последнего как хорошего организатора, к мнению которого прислушивается директор, как умного, начитанного человека с хорошей памятью, который «входит во все мелочи». Негативные оценки даются Березкиным и другим учителям. Можно предположить, что не очень усердный ученик Кирилл винил своих преподавателей в своей не очень успешной учебе.
Личность директора А.В. Башинского также не удостоилась лестных эпитетов: «... директор, седой старик в очках и в поношенном синем фраке, среднего роста. Старик добрый, но взбалмошный, часто бранит и хвалит, а не знает и сам за что. Человек очень набожный, религиозный, плачет, когда сказывает проповедь, и дает наставление, у кого увидит, что длинны на голове волосы, любит, чтобы ученик смело и бойко отвечал урок и прямо смотрел в глаза. Часто дает приказания, а забывает их и того чаще» [5. С. 94].
Для сравнения приведем характеристику Ф.Н. Фортунатова, данную профессором Степаном Петровичем Шевыревым в 1847 г.: « Никогда не забуду радушного гостеприимства директора А.В. Башинского и инспектора Ф.Н. Фортунатова. С последним я был уже знаком лично, и, кроме того по статьям его, напечатанным в Москвитянине. Приятно было встретиться мыслями с почтенными учеными Вологды и найти здесь полное сочувствие к тому направлению, которому я постоянно следовал в науке и литературе» [14. С. 106]. Далее профессор отмечает: «Инспектор Ф.Н. Фортунатов напечатал несколько статей своих о воспитании, составляющем постоянную тему речей на актах гимназии. Особенно замечательны два его рассуждения: 1) Каков должен быть наставник. 2) Источники успехов нравственного воспитания в общественных заведениях» [14. С. 107]. Невооруженным глазом видно, что характеристики инспектора Вологодской губернской мужской гимназии диаметрально противоположны.
В целом дневник Березкина позволяет увидеть как отрицательные, так и положительные черты гимназического образования. Тем более интересны эти свидетельства из уст не самого прилежного ученика, который, тем не менее, сумел реализовать полученные им в гимназии знания в последующей жизни. Конечно, современная К.А. Березкину система образования была далека от идеала. На огромную Вологодскую губернию приходилось чуть более 150 учебных заведений. Образование было привилегией знатных родов дворян, помещиков, купцов, чиновников. Для остального населения это было непозволительной роскошью. Учительский состав был немногочисленным, но в данный период работала плеяда выдающихся учителей, которые кроме преподавательской деятельности занимались еще и общественно-просветительской деятельностью.
Литература
1. Агеева Н.Н. Ф.Н. Фортунатов - выдающийся представитель учительской династии // Патриотизм в России: история и современность (к 400-летию воцарения династии Романовых). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. С. 7-15.
2. Баев А.А. Изучение жизни и деятельности педагога Ф.Н. Фортунатова в отечественной историографии // Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории: материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2019 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 159-163.
3. Березкин К. Ботанические прогулки в окрестностях Вологды в 1846-м году // Вологодские губернские ведомости: часть неофициальная. 1847. № 25. С. 245-248.
4. Березкин К. Вологда в 1848 году // Вологодские губернские ведомости: часть неофициальная. 1849. № 1. С. 2-5.
5. Березкин К. Дневник: К 190-летию К.А. Березкина / К.А. Березкин; ред. Г.Л. Шалагина. 2-е изд., доп. СПб.; Вологда: Киселев А.В., 2020. 290 с.
6. Государственный архив Вологодской области (далее - ГАВО). Ф. 14. Вологодское губернское правление. Оп. 2. Д. 419. 6 л.
7. ГАВО. Ф. 438. Директор народных училищ Вологодской губернии. Оп. 2. Д. 23. Отчеты о состоянии Вологодской губернской гимназии и благородного пансиона за 1841 г. 35 л.
8. ГАВО. Ф. 438. Директор народных училищ Вологодской губернии. Оп. 3. Д. 1033. Дело по отношению вологодского гражданского губернатора о предоставлении формулярного списка о службе учителя губернской гимназии Фортунатова. 17 февраля 1838 г. 2 л.
9. ГАВО. Ф. 438. Директор народных училищ Вологодской губернии. Оп. 3. Д. 1062. Дело о назначении учителя Вологодской губернской гимназии Фортунатова Федора на должность инспектора гимназии. 4 января 1838 г. - 31 января 1838 г. 4 л.
10. ГАВО. Ф. 438. Директор народных училищ Вологодской губернии. Оп. 3. Д. 1309. Дело о предоставлении отпуска инспектору Вологодской губернской гимназии Фортунатову Федору Николаевичу. 19 марта 1842 г. - 30 сентября 1842 г. 16 л.
11. Иванова Т.Н., Агеева Н.Н. Род Фортунатовых: фортуна в колесе российской истории XVIII-XXI вв. // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 392-404.
12. Отто Н.К. Вологодская дирекция училищ до 1850 года. СПб., 1866. 198 с.
13. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год / составлено по распоряжению господина начальника губернии. Вологда: Типография губернского правления, 1861. 134 с.
14. Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь: Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М. : Унив. Тип., 1850. 154 с.
ИВАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-2428-2578).
БАЕВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
Tatyana N. IVANOVA, Andrey A. BAEV THE DIARY OF K.A. BEREZKIN AS A SOURCE ON THE HISTORY OF GYMNASIUM EDUCATION IN VOLOGDA IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY
Key words: Vologda provincial men's gymnasium, F.N. Fortunatov, K.A. Berezkin, A.V. Bashinsky.
The article gives an assessment of gymnasium education in Vologda in the middle of the XIX century based on the analysis of the diary written by Kirill Antonovich Berezkin, one of the students of Vologda provincial men's gymnasium, and other archival documents. The article provides as well a brief description of the archival funds on the history of education kept in the State Archive of the Vologda Region. The role of sources of personal origin in studying the interior life of educational institutions is shown. Biographical information about K.A. Berezkin and the history of finding the diary are described. The plot lines of the diary are analyzed: descriptions of the events of Vologda life, famous personalities of Vologda, assessments of gymnasium teachers. It is interesting that the new source makes it possible to supplement the description of a prominent figure of Russian education, Fedor Nikolaevich Fortunatov, who in 18331852 was a teacher and, at the same time, since 1838, an inspector in Vologda gymnasium. The evidence enables to assess the level of the provincial educational system development. By the middle of the XIX century on the territory of Vologda province there was a seminary in Vologda, men's and women's uyezd and parish schools, vocational schools, rural and private schools for men, schools of the State Property department, but among them the central place was occupied by Vologda provincial men's gymnasium.
References
1. Ageeva N.N. F.N. Fortunatov - vydayushchiisya predstavitel' uchitel'skoi dinastii [Fortunatov is an outstanding representative of the teacher dynasty]. Patriotizm v Rossii: istoriya i sovremennost' (k 400-letiyu vocareniya dinastii Romanovykh) [Patriotism in Russia: History and Modernity (to the 400th anniversary of the Romanov dynasty)]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2013, pp. 7-15.
2. Baev A.A. Izuchenie zhizni i deyatel'nosti pedagoga F.N. Fortunatova v otechestvennoi istoriografii [The study of the life and work of the teacher F. N. Fortunatov in Russian historiography]. Aktual'nye voprosy arkheologii, etnografii i istorii: materialy Vseross. nauch. konf. (Cheboksary, 20 noyab. 2019 g.) [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Topical issues of archeology, ethnography and history»]. Cheboksary, Sreda Publ., 2019, pp. 159-163.
3. Berezkin K. Botanicheskie progulki v okrestnostyakh Vologdy v 1846-m godu [Botanical walks in the vicinity of Vologda in 1846]. Vologodskie gubernskie vedomosti: chast' neoficial'naya [Vologda gubernskie vedomosti: part of the unofficial], 1847, no. 25, pp. 245-248.
4. Berezkin K. Vologda v 1848 godu [Vologda in 1848]. Vologodskie gubernskie vedomosti: chast' neoficial'naya [Vologda gubernskie vedomosti: part of the unofficial], 1849, no. 1, pp. 2-5.
5. Shalagina G.L., ed., Berezkin K. Dnevnik: K 190-letiyu K.A. Berezkina [Diary: To the 190th anniversary of K.A. Berezkin]. St. Peterburg, Vologda, 2020, 290 p.
6. Gosudarstvennyi arkhiv Vologodskoi oblasti. F. 14. Vologodskoe gubernskoe pravlenie. Op. 2, D. 419, 6 p. [State Archive of the Vologda Region. (GAVO). Archives 14. Vologda provincial government. Anagraph 2. Document 419. 6 p.].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Vologodskoi oblasti. F. 438. Direktor narodnykh uchilishch Vologodskoi gubernii. Op. 2. D. 23. Otchety o sostoyanii Vologodskoi gubernskoi gimnazii i blagorodnogo pansiona za 1841 g, 35 p. [State Archive of the Vologda Region. (GAVO). Archives 438. Director of public schools of the Vologda province. Anagraph 2. Document 23. Reports on the state of the Vologda provincial gymnasium and the noble boarding school for 1841. 35 p.].
8. Gosudarstvennyi arkhiv Vologodskoi oblasti. (GAVO). F. 438. Direktor narodnykh uchilishch Vologodskoi gubernii. Op. 3. D. 1033. Delo po otnosheniyu vologodskogo grazhdanskogo gubernatora o predostavlenii formulyarnogo spiska o sluzhbe uchitelya gubernskoi gimnazii Fortunatova. 17 fevralya 1838 g, 2 p. [State Archive of the Vologda Region. (GAVO). Archives 438. Director of public schools of the Vologda province. Anagraph 3. Document 1033. The case against the Vologda civil governor on the provision of a form list of the service of the teacher of the provincial gymnasium Fortunatov. February 17, 1838. 2 p.].
9. Gosudarstvennyi arkhiv Vologodskoi oblasti. (GAVO). F. 438. Direktor narodnykh uchilishch Vologodskoi gubernii. Op. 3. D. 1062. Delo o naznachenii uchitelya Vologodskoi gubernskoi gimnazii Fortunatova Fedora na dolzhnost' inspektora gimnazii. 4 yanvarya 1838 g. - 31 yanvarya 1838 g, 4 p. [State Archive of the Vologda Region. (GAVO). Archives 438. Director of public schools of the Vologda province. Anagraph 3. Document 1062. The case of the appointment of the teacher of the Vologda provincial gymnasium, Fyodor Fortunatov, to the post of inspector of the gymnasium. January 4, 1838 - January 31, 1838. 4 p.].
10. Gosudarstvennyi arkhiv Vologodskoi oblasti. (GAVO). F. 438. Direktor narodnykh uchilishch Vologodskoi gubernii. Op. 3. D. 1309. Delo o predostavlenii otpuska inspektoru Vologodskoi gubernskoi gimnazii Fortunatovu Fedoru Nikolaevichu. 19 marta 1842 g. - 30 sentyabrya 1842 g., 16 p. [State Archive of the Vologda Region. (GAVO). Archives 438. Director of public schools of the Vologda province. Anagraph 3. Document 1309. The case of granting leave to the inspector of the Vologda provincial gymnasium, Fyodor Nikolaevich Fortunatov. March 19, 1842 - September 30, 1842. 16 p.].
11. Ivanova T.N., Ageeva N.N. Rod Fortunatovykh: fortuna vkolese rossiiskoi istoriiXVIII-XXI vv. [The Fortunatov family: fortune in the Wheel of Russian History of the 18th - 21st centuries]. Dialog so vremenem. 2019, iss. 66, pp. 392-404.
12. Otto N.K. Vologodskaya direkciya uchilishch do 1850 goda [Vologda Directorate of Schools until 1850]. St. Peterburg, 1866, 198 p.
13. Pamyatnaya knizhka dlya Vologodskoi gubernii na 1861 god [Memorial book for the Vologda province for 1861]. Vologda, 1861, 134 p.
14. Shevyrev S.P. Poezdka v Kirillo-Belozerskii monastyr': Vakacionnye dni professora S. Shevy-reva v 1847 godu [A trip to the Kirillo-Belozersky Monastery: The Vacationing days of Professor S. Shevyrev in 1847]. Moscow, 1850, 154 p.
TATYANA N. IVANOVA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of History and Culture of Foreign Countries, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2428-2578).
ANDREY A. BAEV - Post-Graduate Student, Faculty of History and Geography, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Иванова Т.Н., Баев А.А. Дневник К.А. Березкина как источник по истории гимназического образования в Вологде в середине XIX века // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 71-77. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-71-77.