Научная статья на тему '"ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЙСТВИЙ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВОЗМОЖНО ПОЛНЫЕ СВЕДЕНИЯ" МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННО-МОРСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ВОЕННО-МОРСКОЙ СТАТИСТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИГРАХ НИКОЛАЕВСКОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ'

"ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЙСТВИЙ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВОЗМОЖНО ПОЛНЫЕ СВЕДЕНИЯ" МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННО-МОРСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ВОЕННО-МОРСКОЙ СТАТИСТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИГРАХ НИКОЛАЕВСКОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНЕЦ XIX / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX СТОЛЕТИЯ / RUSSIA / LATE XIX - EARLY XX CENTURY / NAVAL GEOGRAPHY / NAVAL STATISTICS / NIKOLAYEV NAVAL ACADEMY / STRATEGIC GAMES / ВОЕННО-МОРСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ВОЕННО-МОРСКАЯ СТАТИСТИКА / НИКОЛАЕВСКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Домошенкин Станислав Витальевич, Куликов Сергей Валерьевич, Лепаев Владислав Николаевич

В статье рассматриваются место и роль военно-морской географии и военно-морской статистики в стратегических играх Николаевской морской академии Российской империи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Домошенкин Станислав Витальевич, Куликов Сергей Валерьевич, Лепаев Владислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"FOR THE SUCCESS OF THE RUSSIAN SQUADRON ACTIONS, IT IS NECESSARY TO HAVE THE FULLEST POSSIBLE INFORMATION" PLACE AND ROLE OF NAVAL GEOGRAPHY AND NAVAL STATISTICS IN NIKOLAYEV NAVAL ACADEMY’S STRATEGIC GAMES

The article considers the place and role of naval geography and naval statistics in strategic games of the Nikolayev Naval Academy of the Russian Empire

Текст научной работы на тему «"ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЙСТВИЙ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВОЗМОЖНО ПОЛНЫЕ СВЕДЕНИЯ" МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННО-МОРСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ВОЕННО-МОРСКОЙ СТАТИСТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИГРАХ НИКОЛАЕВСКОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ»

в

I

Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

С.В. ДОМОШЕНКИН, С.В. КУЛИКОВ, В.Н. ЛЕПАЕВ

S.V. DOMOSHENKIN, S.V. KULIKOV, V.N. LEPAYEV

«ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЙСТВИЙ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВОЗМОЖНО ПОЛНЫЕ

СВЕДЕНИЯ»

Место и роль военно-морской географии и военно-морской статистики в стратегических играх Николаевской морской академии

«FOR THE SUCCESS OF THE RUSSIAN SQUADRON ACTIONS, IT IS NECESSARY TO HAVE THE FULLEST POSSIBLE

INFORMATION»

Place and role of naval geography and naval statistics in Nikolayev Naval Academy's strategic games

f \ Сведения об авторах. Домошенкин Станислав Витальевич — начальник 12 НИО (исторического) Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (197045, Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, д. 17/1);

Куликов Сергей Валерьевич — научный сотрудник 12 НИО (исторического) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (Санкт-Петербург. E-mail: ksv1904@mail.ru);

Лепаев Владислав Николаевич — старший научный сотрудник 12 НИО (исторического) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», кандидат военных наук (197045, Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, д. 17/1).

Аннотация. В статье рассматриваются место и роль военно-морской географии и военно-морской статистики в стратегических играх Николаевской морской академии Российской империи.

Ключевые слова: Россия; конец XIX — первая половина XXстолетия; военно-морская география; военно-морская статистика; Николаевская морская академия; стратегические игры.

Information about authors. Stanislav Domoshenkin - Chief of the 12th Military Research Department of the Navy's MESC "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov" (17/1 Ushakovskaya Embankment, 197045 St. Petersburg);

Sergey Kulikov - Researcher of the 12th Military Research Department of the Navy's MESC "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov" (St. Petersburg. E-mail: ksv1904@mail.ru);

Vladislav Lepayev - Senior Researcher of the 12th Military Research Department of the Navy's MESC "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov", Cand. Sc. (Mil.) (17/1 Ushakovskaya Embankment,197045 St. Petersburg).

Summary. The article considers the place and role of naval geography and naval statistics in strategic games of the Nikolayev Naval Academy of the Russian Empire. Keywords: Russia; late XIX - early XX century; naval geography; naval statistics; Nikolayev Naval Academy; strategic games.

V___J

Для успешного ведения вооружённой борьбы на море помимо прочих условий необходимы достаточно глубокое знание особенностей того или иного морского театра и изучение складывающейся на нём обстановки (оценка своих сил и сил противника). В конце XIX — первой половине XX столетия изучение этих вопросов лежало в области военно-морской географии и военно-морской статистики. При этом главной особенностью в период до 1917 года был тот факт, что мощный импульс развитию этих наук в стенах Николаевской морской академии дало появление такой формы обучения, как практические занятия по морской стратегии, высшей ступенью которых была стратегическая военно-морская игра.

В КОНЦЕ XIX — первой половине XX века военные игры прочно вошли в систему подготовки офицерских кадров ведущих армий и флотов мира. Изобретённая в своём современном виде в первой четверти XIX столетия в Пруссии, в 1871 году в России военная игра уже была включена в число обязательных

упражнений по тактике в Николаевской академии Генерального штаба1. А в 1895/96 учебном году стратегическая военно-морская игра была введена в качестве практических занятий по прикладной стратегии для слушателей курса военно-морских наук Николаевской морской академии2.

В дальнейшем стратегическая военно-морская игра в Николаевской морской академии продолжала развиваться как составная часть практических занятий по прикладной морской стратегии. При этом в её дореволюционном развитии можно выделить три этапа:

— первый — с момента проведения первой стратегической игры в 1895/96 учебном году до 1904 года (до начала Русско-японской войны), в этот период шло становление стратегической военно-морской игры как формы обучения и была издана первая «Инструкция для ведения практических занятий по прикладной морской стратегии в Николаевской морской академии» (1902 г.);

— второй — с 1905 по 1909 год, в этот период стратегические игры не проводились, однако отказ от игр в пользу защиты выпускной письменной работы себя не оправдал;

— третий — с 1910 года и до начала Первой мировой войны, в этот период произошли значительные изменения в организации учебного процесса в Николаевской морской академии (создан военно-морской отдел) и была издана новая, существенно переработанная «Инструкция для ведения практических занятий по прикладной морской стратегии в Николаевской морской академии» (временная инструкция 1911 г. и инструкция 1912 г.).

По сути, на протяжении первого и третьего этапов своего дореволюционного развития стратегическая военно-морская игра являлась своеобразным стержнем образовательного процесса, вокруг которого формировалась вся система подготовки кадров на курсе военно-морских наук, а затем и на военно-морском отделе Николаевской морской академии. Если говорить в общем, то основной целью стратегических игр было: «...изучение обстановки и условий ведения морской войны. Такое изучение сопровождается попутным наглядным усвоением военно-статистических и военно-топографических сведений, знание которых является одним из настоятельных требований всесторонней боевой подготовки офицеров флота»3. При этом стратегическая игра для слушателей академии являлась мероприятием аттестационным, а подготовка к ней требовала безусловного освоения всех дисциплин курса и продолжалась практически всё время обучения слушателей в академии.

Важной составной частью подготовки к военно-морской стратегической игре было изучение слушателями военно-морской географии и военно-морской статистики. И здесь очень важно понимать, что если основы знаний в области географии морские офицеры получали как в морском кадетском корпусе, так и на гидрографическом факультете академии, то становление военно-морской географии и статистики как наук, изучавших театр войны, напрямую было связано с созданием в 1895/96 учебном году курса военно-морских наук (с 1910 г. — военно-морского отдела) в Николаевской морской академии и развитием такой формы обучения, как стратегическая военно-морская игра.

KoniH.

Славному Командиру Черноморекыго флота портовъ Чернаго моря.

Капитана 1-го ранга Л о шине каго.

Р А П 0 Р Т Ъ .

Им%ю честь донести Ваиему Превосходительст-ву,~что прибывъ П-го сег<, Октября месяца въ Бу= ют-Дере я, на другой же день, совместно оъ Шта-бсъ-Капитаномг "I е р б о, обслЬдовалъ всю береговую полосу Босфорскаго пролива и приюелъ къ ол-Ьдующимъ вкводамъ:

Отъ-иеркетной пристани въ Мезаръ-Бурну до конца деревни Лни Магане на всемъ пространств^ могутъ бить установлены и аппараты минные и рЬ-шетки-

Отъ северной оконечности деревни йнимагалэ до батареи Телли-Таб1е у скалистаго берега, рас-чистивъ камень есть мЪста для 4-хъ рЬшотокъ . На -ом.ъ ыасЬ бат. Талли-Та'б1е - три аппарата. Мэн-ду Т. Таб1е и кофейной подъ крутыкъ берегомъ еегь прогалины» требуюгпя расчистки, для й-хъ аппаратов! .

Фрагмент донесения капитана 1 ранга Лощинского главному командиру Черноморского флота и портов Чёрного моря с описанием укреплений Босфора, использованного слушателями Николаевской морской академии при подготовке стратегической игры 1901/02 учебного года РГА ВМФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 210. Л. 103.

Актуальность для флота военно-географического и военно-статистического изучения театра можно проиллюстрировать словами подполковника Богуславского (одного из представителей армии на игре), который в своих замечаниях по игре 1899/1900 учебного года указывал, что «для успешности действий русской эскадры необходимо иметь возможно полные сведения, как о берегах Кореи, так и о Японии, как базы для десанта. Имеющиеся в печатных источниках данные о портах Японии, как местах посадки, не могут быть признаны достаточными, так как вопрос об оборудовании портов ими обходится»4.

Особенности организации проведения стратегических военно-морских игр в период с 1896 по 1904 год были обусловлены спецификой организации учебного процесса на курсе военно-морских наук Николаевской морской академии. Продолжительность обучения на курсе составляла один учебный год (всего 7 месяцев — с 1 октября по 1 мая). На подго-

в

I

Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

III и IV разделы курса «Учение о войне» -практические занятия по прикладной стратегии

Занятия по ведению войны (2 курс академии, специальные работы)

Разработка планов 1 - войны и кампаний ;

: ( Выполнение ;

стратегических |_^_операций_J |

Занятия по ведению войны (дополнительный курс)

I ( Двустороннее 1 ' выполнениеопераций | . I (Стратегическая игра) J i

Содержание занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии

товку к игре отводилось время с 1 октября по 31 декабря.

В соответствии с принятой в академии в 1902 году «Инструкцией для ведения практических занятий по прикладной морской стратегии в Николаевской морской академии» изучение театра военных действий сводилось к разработке военно-морских стратегических карт, на которые наносились необходимые для игры военно-статистические данные5. В перечень необходимой входила информация6:

— об обороне портов и баз;

— о системе расквартирования гарнизонов сухопутных войск;

— о запасах угля и расположении угольных складов;

— о почтовом сообщении и телеграфных линиях связи;

— о железнодорожном сообщении;

— об оборудовании портов и баз (доки, адмиралтейства и мастерские);

— об оборудовании бухт и рейдов;

— статистические данные о морской торговле;

— о расположении арсеналов и боевых запасов.

Учитывая непродолжительное время, отводившееся на подготовку к стратегической военно-морской игре (3 месяца), объём работ выполнялся довольно значительный. Так, например, в ходе подготовки к игре 1902/03 учебного года представителями «японской» партии (игровой коллектив, обозначавший в ходе игры противника) были разработаны и исполнены7:

— стратегическая карта порта Майдзуру (капитан 1 ранга Дриженко);

— стратегическая карта Внутреннего японского моря и острова Сикоку (лейтенант Одинцов);

— стратегическая карта островов Кюсю и Цусима (лейтенант Шведе);

— статистическое описание портов Сангар-ского пролива (капитан 2 ранга Воеводский);

— статистическое описание бухт и портов Японского моря (лейтенант Головин);

— статистическое описание Шаньдунского полуострова (лейтенант Рыбалтовский);

— карта наблюдательных пунктов Квантун-ского полуострова (капитан 2 ранга Брусилов);

— таблицы сведений о коммерческом флоте Японии (капитан 2 ранга Чагин).

Кроме того, лейтенантом Гросманом 2-м были разработаны карта метеообстановки и пояснительная записка к ней.

В ходе этих работ слушатели академии обрабатывали и систематизировали большие объёмы информации военно-географического и военно-статистического характера. Так, например, в ходе подготовки стратегической игры 1901/02 учебного года на тему «Занятие русскими силами верхнего Босфора»8 в связи с особой важностью отрабатывавшейся задачи были использованы сведения, собранные как по официальным, так и по неофициальным каналам, в том числе донесения русских военно-морских агентов, а также результаты обследований русскими офицерами укреплений Босфора и районов, прилегающих к нему.

Статистические данные по театру войны дополнялись детальными таблицами, содержавшими, по терминологии того времени, стратегические и тактические элементы боевых кораблей, а также основные элементы коммерческих судов, подлежавших мобилизации.

После Русско-японской войны в период с 1905 по 1909 год стратегические военно-морские игры в Николаевской морской академии, как говорилось выше, не проводились. Однако интерес к военно-морской географии и статистике не угас, а лекционный курс по этим предметам был даже несколько расширен. Так, если до Русско-японской войны лекции по театрам, силам и статистике читались только на протяжении трёх месяцев (с октября по декабрь), то по послевоенной программе они читались на протяжении всего учебного года9.

Кроме того, в перечень выпускных работ слушателей в этот период обязательно включались темы, связанные с военно-морской географией и военно-морской статистикой. Так, в 1908 году помимо стратегических и тактических вопросов были включены10:

— «Военно-морское стратегическое описание входов в Балтийское море» (капитан 2 ранга Паттон);

— «Босфор и Дарданеллы» (капитан 2 ранга Попов);

— «Военно-стратегическое описание Финляндии» (капитан 2 ранга Гулькевич);

— «Военно-морское стратегическое описание реки Амур и прилегающих к ней областей (России и Китая)» (капитан 2 ранга Янович).

Интересная деталь: так как в этот период стратегические военно-морские игры в академии не проводились, то слушатели сами активно искали возможность применения своих знаний на практике. Например, 22 января 1908 года капитаном 2 ранга Гулькевичем на имя начальника Николаевской морской академии был подан рапорт, в котором указывалось, что: «Так как выбранная мною тема "Стратегическое описание Финляндии" совпадает со стратегической игрой при Штабе Санкт-Петербургского Во-

Занятия по подготовке к войне (1 курс академии, общие работы)

енного Округа, то прошу ходатайства Вашего Превосходительства о разрешении мне принять в ней участие»11. Разрешение капитан 2 ранга Гулькевич получил. И вообще следует отметить, что в период с 1908 по 1914 год слушатели Николаевской морской академии регулярно принимали участие в стратегических играх Штаба войск Гвардии и Санкт-Петербургского военного округа.

Возобновление практики проведения стратегических игр в Николаевской морской академии связано с реформированием системы военно-морского образования. Вместо ранее существовавшего курса военно-морских наук в 1910 году в академии был создан военно-морской отдел. Срок обучения здесь составлял два года. Кроме того, слушатели, показавшие особо выдающиеся результаты в ходе обучения, получили возможность продолжить образование на дополнительном курсе (срок обучения — 7 месяцев), что давало им в дальнейшем право на занятие должностей в Морском Генеральном штабе12.

Изменение сроков обучения позволило руководству военно-морского отдела академии подойти к подготовке и проведению стратегических игр более системно. В 1911 году были приняты временные правила, а в 1912 году введена постоянная «Инструкция для ведения практических занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии» (далее по тексту — Инструкция 1912 г.).

Прикладная стратегия по новой схеме академического курса (для военно-морского отдела) составляла вторую часть (III и IV разделы) курса «Учение о войне» (III раздел — подготовка войны, IV раздел — ведение войны). Новая система подготовки офицеров флота предполагала, что практические занятия по прикладной стратегии делятся на занятия по подготовке войны (проводились в течение первого года обучения) и занятия по ведению войны. Последние, в свою очередь, подразделяются на занятия по «Выполнению стратегических операций» (проводились в течение второго года обучения) и «Двустороннее выполнение операций» (собственно стратегическая игра, которая проводилась на дополнительном курсе с активным привлечением слушателей младшего и старшего курсов академии)13.

В ходе занятий по подготовке к войне в соответствии с Инструкцией 1912 года слушатели младшего курса должны были произвести:

— описание театра войны в указанных им границах;

— описание указанных им флотов.

Описание театра войны должно было состоять

из ряда военно-статистических карт, схем, планов, сводных таблиц, графиков и пояснительных записок.

Военно-статистические карты — это морские или специальные немые карты, на которые с помощью особой системы условных знаков наносились возможно более полные сведения, которые могли понадобиться слушателям в дальнейшем — при разработке планов войны и

кампаний, а также при проведении отдельных операций во время стратегической игры14.

В связи с тем, что военно-статистические карты разрабатывались порайонно, для удобства использования отдельных категорий статистических данных (линии и средства связи, пути сообщения, основные морские пути, склады и запасы угля, расположение портов и якорных стоянок, десантнодоступные участки побережья, дислокация флотов противников и сухопутных войск) слушателями академии разрабатывались схемы, охватывавшие весь театр войны15.

Подробные планы разрабатывались для отдельных пунктов, береговых укреплений, минных заграждений, причальных линий, средств охраны рейдов и якорных стоянок и участков высадки десанта. Детальные сведения о движении коммерческих судов и товаров, о плавучих и ремонтных средствах портов, количестве запасов в них, метеоданные по годам представлялись в виде сводных таблиц и графиков16.

Всё, что не могло быть нанесено на военно-статистические карты, помещалось на планы и схемы, отражалось в графиках, таблицах и пояснительных записках.

Особое внимание при подготовке к стратегической военно-морской игре уделялось портам и наиболее важным десантнодоступным участкам побережья. В связи с тем, что на военно-статистических картах наносились лишь основные сведения по портам, они дополнялись планами, таблицами, графиками и пояснительными записками, в которых отражались17:

— средства обороны (гарнизон, укрепления, минные и другие заграждения);

— вместимость рейдов и гаваней с распределением по глубинам и типам боевых кораблей;

— длина причальных линий;

— погрузочно-разгрузочные и плавучие средства порта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— доки, государственные и частные заводы с указанием их мощностей;

Организация проведения стратегической игры в Николаевской морской академии в соответствии с «Инструкцией для ведения

практических занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии» 1912 г.

в

ш

Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

— заскладированные военные запасы и мобресурсы;

— статистические данные по грузообороту по периодам;

— статистические данные по судоходным компаниям с указанием национальной принадлежности, судового состава, обслуживаемых регулярных линий;

— статистические и графические данные по транспортной инфраструктуре порта (водные и железнодорожные пути, дороги с различными покрытиями);

— статистические и графические данные по удалённости порта от различных прибрежных пунктов театра военных действий;

— статистические и графические данные по средствам и линиям связи с указанием их мощности и принадлежности (государственные и частные).

Для наиболее значимых со стратегической точки зрения десантнодоступных участков побережья разрабатывались18:

— планы, на которые наносились все данные о характере берега и оборонительных позиций;

— схемы линий связи и транспортной инфраструктуры;

— таблицы воинских частей и подразделений, занимавших данный участок по дислокации мирного времени, и тех частей, которые могли быть развёрнуты в данном районе в течение 6, 12 и 24 часов.

В частях метеорологической и гидрографической обязательно описывались основные фарватеры, ледовая обстановка (вскрытие и замерзание моря), господствующие ветры и течения19.

Важная часть статистических данных содержалась в пояснительных записках о материальной части флота, к которым прилагались сводные таблицы, графики и схемы и которые должны были включать следующие разделы20:

— материальная часть;

— личный состав;

— организация.

Записка о материальной части флота должна была содержать следующие разделы:

1) Списочный состав боевых кораблей и вспомогательных крейсеров к заданному году, месяцу и числу, их дислокация с указанием года спуска на воду и текущего состояния (в достройке, в составе действующего флота, в резерве, в ремонте и т.д.).

2) Общая характеристика основных типов боевых кораблей и судостроительная программа.

3) Стратегические и тактические элементы боевых кораблей и вспомогательных крейсеров, сгруппированные в таблицы.

4) Развёрнутая характеристика материальной части боевых кораблей, состоявшая из следующих элементов:

— артиллерия и методы управления огнём;

— минное (торпедное) оружие;

— бронирование;

— главные энергетические установки;

— средства связи;

— система управления;

— боевые запасы.

5) Средства позиционной борьбы (мины заграждения, средства борьбы с минами, боносе-тевые заграждения и т.д.).

6) Средства воздушной разведки.

7) Средства для перевозки десанта (судовой состав, регистровый тоннаж каждого судна, скорость, приспособления для перевозки личного состава, лошадей и грузов, приписка по портам и т.д.).

Пояснительная записка о личном составе флота должна была содержать следующие данные21:

1) Численность личного состава по чинам, званиям и категориям, на действительной службе и в запасе.

2) Комплектование в мирное и военное время.

3) Характеристика качественной стороны личного состава и организация службы (система прохождения службы, уставы, система обучения и боевой подготовки).

4) Личный состав, предназначенный для комплектования вспомогательных крейсеров.

5) Личный состав торгового флота.

Пояснительная записка об организации флота

включала в себя22:

1) Закон о флоте и его фактическая реализация.

2) Состав и организация эскадр и отрядов, распределение по ним флота.

3) Организация действующего флота и различных категорий резерва, очерёдность проведения капитального ремонта.

4) Организация управления флотом в мирное и военное время с краткими пояснениями о степени самостоятельности в командовании и управлении на различных уровнях.

5) Военное образование, традиции, плавания и манёвры.

6) Система мобилизационного развёртывания, мобресурсы.

7) Дислокация мирного времени.

8) Организация службы связи.

Образцом пояснительной записки по материальной части флота могут служить «Материалы для составления плана кампании Германии на балтийском морском театре против России на случай войны в 1915 году»23, разработанные Борисом Борисовичем Жерве, в чине старшего лейтенанта руководившего «германской» партией в ходе стратегической игры 1911/12 учебного года. В пояснительной записке объёмом 63 печатных листа в полном соответствии с Инструкцией 1912 года дана краткая и ёмкая характеристика германскому флоту по состоянию на конец 1911 года.

Предусмотрен был Инструкцией 1912 года и ещё один, новый вид работ в области военно-морской географии и статистики. После завершения младшего курса академии слушатели должны были проверить и дополнить выполненные ими работы по описанию театра войны, для чего откомандировывались на тот или иной те-атр24. Так, например, летом 1912 года слушатели младшего курса были командированы на Черноморский театр для сбора необходимых материалов в рамках подготовки к стратегической игре

1913/14 учебного года на тему «Война России и Франции с коалицией в составе Австрии, Италии и Турции в 1918 году». Итогом этой поездки стали25:

— «Объяснительная записка к картам Анатолийского района»;

— «Военно-географическое описание Южного Закавказья по Чёрному морю»;

— описание «Район: мыс Панагия — Сухум»;

— описание района «Крым»;

— «Описание района Лиманов и Румынского побережья»;

— «Военно-географическое описание Болгарского побережья»;

— описание района «Босфор. Мраморное море. Дарданеллы»;

— «Описание побережья Австро-Венгрии»;

— «Военно-статистическое описание черноморского театра. Альбом карт».

Несмотря на то что в ходе подготовки к стратегической военно-морской игре слушатели Николаевской морской академии углубленно изучали и описывали с точки зрения военно-морской географии и статистики только один из двух основных театров, порядок проведения игры обеспечивал им участие как минимум в двух играх (в оптимальном варианте — трёх). Соответственно окончившие академический курс на военно-морском отделе офицеры имели возможность ознакомиться с особенностями обоих основных театров (Балтийского и Черноморского), а также осваивали методику военно-географического и военно-статистического описания любого другого театра.

В заключение необходимо отметить, что работы слушателей Николаевской морской академии, выполненные в рамках подготовки к стратегическим военно-морским играм, имели большое практическое и прикладное значение. Об этом говорит тот факт, что непосредственно перед началом Первой мировой войны Морской Генеральный штаб запросил и получил от слушателей Николаевской морской академии целый ряд работ, разработанных ими при подготовке стратегических игр. Всего за период с марта по ноябрь 1914 года из академии для нужд различных отделений Морского Генерального штаба было передано более 40 работ слушателей, свыше половины из которых — по военно-географическому и военно-статистическому описанию Черноморского и Балтийского театров26.

Таким образом, изучение «Инструкций для ведения практических занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии» (1902 и 1912 гг.) позволяет утверждать, что военно-географические и военно-статистические исследования театра войны были важной составной частью подготовки к стратегическим военно-морским играм.

Наличие в Инструкции 1912 года раздела по методике военно-географического и военно-статистического описания театра войны в значительной мере компенсировало отсутствие полноценного учебного пособия по данным дисциплинам.

Работы по военно-морской географии и статистике, выполненные слушателями академии в ходе подготовки к проведению стратегических военно-морских игр в 1911—1914 гг., способствовали накоплению материала для обоснованных теоретических обобщений и выводов, расширяли кругозор офицеров флота и вырабатывали у них навыки в принятии решений по вопросам управления силами флота в мирное и военное время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Скугаревский А.[П.] Военная игра: сборник задач для тактических упражнений. Ч. 1. Введение, объяснение задач, приложения и карты. СПб.: Типография В.С. Ба-лашева, 1874. С. 4.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 433 (Николаевская морская академия). Оп. 1. Д. 89. Л. 24, 25.

3 Кладо Н.Л. Война России с Германией в 1905 году. Отчёт о практических занятиях по стратегии в Николаевской морской академии в продолжение зимы 1900—1901 года. СПб.: Тип. Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1901. С. 291, 292.

4 РГА ВМФ. Ф. 1233 (Рождественский Зиновий Петрович, вице-адмирал). Оп. 1. Д. 20. Л. 31.

5 Кладо Н.Л. Инструкция для ведения практических занятий по прикладной морской стратегии в Николаевской морской академии. СПб.: Тип. Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1902. С. 10.

6 Там же. С. 11—18.

7 РГА ВМФ. Ф. 433. Оп. 1. Д. 190. Л. 12, 13.

8 Кладо Н.Л. Военно-морская стратегическая игра 19 02 г. на тему «Занятие русскими силами верхнего Босфора». СПб.: Тип. Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1902. 380 с.

9 РГА ВМФ. Ф. 433. Оп. 1. Д. 231. Л. 75.

10 Там же. Л. 111.

11 Там же. Л. 96.

12 Алхименко А.П., Волощенко Э.В. и др. Военно-морская академия (краткая история). Л.: Центральная картографическая фабрика (ЦКФ) ВМФ, 1991. С. 24, 25.

13 Кладо Н.Л. Инструкция для ведения практических занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии. СПб.: Экономическая Типо-Литогра-фия, 1912. С. 1—4.

14 Там же. С. 4, 5.

15 Там же. С. 5.

16 Там же.

17 Там же. С. 7.

18 Там же. С. 8.

19 Там же. С. 9.

20 Там же.

21 Там же. С. 10.

22 Там же.

23 Материалы стратегической игры, проведённой в Николаевской морской академии (январь 1912 г.). Т. 2. Германская партия. СПб.: Николаевская морская академия, 1912. С. 37—100.

24 Кладо Н.Л. Инструкция для ведения практических занятий по прикладной стратегии в Николаевской морской академии. С. 12.

25 РГА ВМФ. Ф. 433. Оп. 1. Д. 377. Л. 212.

26 Там же. Л. 38, 42, 210, 212. ■

Статья подготовлена к публикации в рамках разработки военно-исторического труда «Военная география и военная статистика в отечественной военной науке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.