Научная статья на тему '«Для окончательного разминирования районов, освобожденных от оккупации, ГКО постановляет. . . »: эволюция подходов власти к разминированию деревни Запада РСФСР (1940-е - середина 1950-х гг. )'

«Для окончательного разминирования районов, освобожденных от оккупации, ГКО постановляет. . . »: эволюция подходов власти к разминированию деревни Запада РСФСР (1940-е - середина 1950-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНОРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ / РАЗМИНИРОВАНИЕ / ОСОАВИАХИМ / ДОСАРМ / БОЙЦЫ-МИНЕРЫ / ВЛАСТЬ И КОЛХОЗНАЯ ДЕРЕВНЯ В 1940-Е СЕРЕДИНЕ 1950-Х ГГ / WESTERN RUSSIAN COUNTRYSIDE / DEMINING / THE SOCIETY OF ASSISTANCE TO DEFENSE / AVIATION AND CHEMICAL CONSTRUCTION / THE VOLUNTEER SOCIETY OF ASSISTANCE TO THE ARMY / SOLDIER-MINERS / THE AUTHORITIES AND COLLECTIVE FARM COUNTRYSIDE IN THE 1940S TILL THE MID 1950S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кометчиков Игорь Вячеславович

Актуальность и цели . Исследование разминирования западнорусской деревни в 1940-е середине 1950-х гг. определяется необходимостью углубить представления о механизме взаимодействия власти и колхозной деревни в этот период, уточнить эволюцию соотношения в нем нормативных и чрезвычайных властных практик. Цель работы выяснить, как и почему менялись подходы власти к решению проблемы разминирования западнорусской деревни на протяжении 1940-х середины 1950-х гг. Материалы и методы . Обоснованность выводов исследования, системы их аргументации определяется привлечением следующих источников: 1) нормотворчества Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, Совета министров (СМ) СССР, обкомов ВКП(б), исполкомов областных Советов депутатов трудящихся, райкомов ВКП(б) и райисполкомов, Военных Советов фронтов и военных округов, а также структур Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахима) СССР, Наркомата обороны СССР; 2) делопроизводственной документации партийных и советских структур, военных частей; 3) статистических материалов, отразивших масштабы и ход работ по разминированию; 4) источников личного происхождения, в том числе материалов перлюстрации частной корреспонденции органами военной цензуры, записей бесед с современниками и участниками работ по разминированию. Большинство источников выявлено в архивах и вводится в научный оборот впервые. История разминирования изучается с точки зрения занимавшихся им структур власти, Осоавиахима, а также населения. Такой подход позволяет лучше понять причины различий во взглядах на проблему каждой из этих сторон, объяснить постепенное изменение подхода власти к ее решению. Результаты . Изучена основа нормативной базы организации и ведения работ по разминированию в 1940-е середине 1950-х гг., масштабы и динамика работ, их методы, масштабы потерь от подрывов саперов и гражданского населения, восприятие проблемы властью и крестьянством. Выводы . Разминирование западнорусской деревни в 1940-е середине 1950-х гг. рассматривается как часть противоречивых взаимоотношений власти и деревни, предлагается периодизация его истории, в основе которой вытеснение чрезвычайных методов проведения разминирования с привлечением гражданского населения в годы войны разминированием за плату по заявкам учреждений и организаций силами специализированных подразделений с конца 1940-х гг.Background . The research of the removal of mines in villages of western Russia in the 1940s middle 1950s is determined by the need to achieve a better understanding of the government power mechanism and collective farming communities at the time and to obtain a more precise knowledge of the evolution of balance between regulatory and emergency measures employed by the power structures. The objective of the research is to find out how and why the approaches to the removal of mines in villages of western Russia in the 1940 middle 1950s evolved. Materials and methods . The conclusions and their argumentation are validated by the use of the following sources: 1) the process of rule-making of the State Defense Committee of the USSR, the Council of Ministers of the USSR, the regional committees of the Communist Party of the Soviet Union (CPSU), the executive committees of the Council of Workforce Representatives, regional executive committees, the Military Councils at the frontline and in military districts, the Organization for Assisting Defense, Aerial and Chemical Industries (OADACI), and the National Defense Commissariat of the USSR; 2) the records of party and government establishments and military units; 3) the data on the scale and the process of removing the mines; 4) personal sources, such as opened and inspected by the military censorship authorities correspondence and recordings of interviews with contemporaries and participants of the removal of the mines. The majority of the sources have been discovered in the archives and are introduced into the science sphere for the first time. The story of the removal of the mines is examined from the point of view of the authorities and the OADACI that were involved in this process, but also of the general public. This perspective makes it possible to better understand the reasons for disagreements between the two sides and to explain the gradual change that marked the approach of the government towards the solution of this problem. Results . We have examined the regulatory framework of the organization, the process of removing the mines in the 1940s middle 1950s, the scale and the dynamics of the work done, their methods, the scale of damage from detonations executed by the sappers and the civilians, the government and population’s understanding of the problem. Conclusions . The removal of mines in villages of western Russia in the 1940s middle 1950s is regarded as a part of controversial relationships between the government and the village community. We propose a chronology of this process which is based on the fact that the emergency measures of removing the mines with the help of the civilians have been replaced by the paid removal by the specialized organizations at the requests of various companies in the end of the 1940s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Для окончательного разминирования районов, освобожденных от оккупации, ГКО постановляет. . . »: эволюция подходов власти к разминированию деревни Запада РСФСР (1940-е - середина 1950-х гг. )»

УДК 947.084.5

Б01 10.21685/2072-3024-2020-1-5

И. В. Кометчиков

«ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РАЗМИНИРОВАНИЯ РАЙОНОВ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ОККУПАЦИИ, ГКО ПОСТАНОВЛЯЕТ...»: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ВЛАСТИ К РАЗМИНИРОВАНИЮ ДЕРЕВНИ ЗАПАДА РСФСР (1940-е - СЕРЕДИНА 1950-х гг.)1

Аннотация.

Актуальность и цели. Исследование разминирования западнорусской деревни в 1940-е - середине 1950-х гг. определяется необходимостью углубить представления о механизме взаимодействия власти и колхозной деревни в этот период, уточнить эволюцию соотношения в нем нормативных и чрезвычайных властных практик. Цель работы - выяснить, как и почему менялись подходы власти к решению проблемы разминирования западнорусской деревни на протяжении 1940-х - середины 1950-х гг.

Материалы и методы. Обоснованность выводов исследования, системы их аргументации определяется привлечением следующих источников: 1) нормотворчества Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, Совета министров (СМ) СССР, обкомов ВКП(б), исполкомов областных Советов депутатов трудящихся, райкомов ВКП(б) и райисполкомов, Военных Советов фронтов и военных округов, а также структур Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахима) СССР, Наркомата обороны СССР; 2) делопроизводственной документации партийных и советских структур, военных частей; 3) статистических материалов, отразивших масштабы и ход работ по разминированию; 4) источников личного происхождения, в том числе материалов перлюстрации частной корреспонденции органами военной цензуры, записей бесед с современниками и участниками работ по разминированию. Большинство источников выявлено в архивах и вводится в научный оборот впервые. История разминирования изучается с точки зрения занимавшихся им структур власти, Осоавиахима, а также населения. Такой подход позволяет лучше понять причины различий во взглядах на проблему каждой из этих сторон, объяснить постепенное изменение подхода власти к ее решению.

Результаты. Изучена основа нормативной базы организации и ведения работ по разминированию в 1940-е - середине 1950-х гг., масштабы и динамика работ, их методы, масштабы потерь от подрывов саперов и гражданского населения, восприятие проблемы властью и крестьянством.

Выводы. Разминирование западнорусской деревни в 1940-е - середине 1950-х гг. рассматривается как часть противоречивых взаимоотношений власти и деревни, предлагается периодизация его истории, в основе которой вытеснение чрезвычайных методов проведения разминирования с привлечением гражданского населения в годы войны разминированием за плату по заявкам

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-09-00031 «Региональное чиновничество в процессе капиталистической трансформации Советского государства (конец 1920-х - 1960-е гг.)».

© Кометчиков И. В., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

учреждений и организаций силами специализированных подразделений с конца 1940-х гг.

Ключевые слова: западнорусская деревня, разминирование, Осоавиахим, Досарм, бойцы-минеры, власть и колхозная деревня в 1940-е - середине 1950-х гг.

I. V. Kometchikov

"FOR THE FINAL DEMINING OF THE DISTRICTS FREED FROM THE OCCUPATION, THE STATE DEFENSE COMMITTEE DECIDES...": THE EVOLUTION OF THE GOVERNMENT'S APPROACHES TO DEMINING OF THE COUNTRYSIDE OF THE WEST OF THE RSFSR (1940s - MID 1950s)

Abstract.

Background. The research of the removal of mines in villages of western Russia in the 1940s - middle 1950s is determined by the need to achieve a better understanding of the government power mechanism and collective farming communities at the time and to obtain a more precise knowledge of the evolution of balance between regulatory and emergency measures employed by the power structures. The objective of the research is to find out how and why the approaches to the removal of mines in villages of western Russia in the 1940 - middle 1950s evolved.

Materials and methods. The conclusions and their argumentation are validated by the use of the following sources: 1) the process of rule-making of the State Defense Committee of the USSR, the Council of Ministers of the USSR, the regional committees of the Communist Party of the Soviet Union (CPSU), the executive committees of the Council of Workforce Representatives, regional executive committees, the Military Councils at the frontline and in military districts, the Organization for Assisting Defense, Aerial and Chemical Industries (OADACI), and the National Defense Commissariat of the USSR; 2) the records of party and government establishments and military units; 3) the data on the scale and the process of removing the mines; 4) personal sources, such as opened and inspected by the military censorship authorities correspondence and recordings of interviews with contemporaries and participants of the removal of the mines. The majority of the sources have been discovered in the archives and are introduced into the science sphere for the first time. The story of the removal of the mines is examined from the point of view of the authorities and the OADACI that were involved in this process, but also of the general public. This perspective makes it possible to better understand the reasons for disagreements between the two sides and to explain the gradual change that marked the approach of the government towards the solution of this problem.

Results. We have examined the regulatory framework of the organization, the process of removing the mines in the 1940s - middle 1950s, the scale and the dynamics of the work done, their methods, the scale of damage from detonations executed by the sappers and the civilians, the government and population's understanding of the problem.

Conclusions. The removal of mines in villages of western Russia in the 1940s -middle 1950s is regarded as a part of controversial relationships between the government and the village community. We propose a chronology of this process which is based on the fact that the emergency measures of removing the mines with the help of the civilians have been replaced by the paid removal by the specialized organizations at the requests of various companies in the end of the 1940s.

Keywords: western Russian countryside, demining, the Society of assistance to defense, aviation and chemical construction, the Volunteer Society of assistance to the Army, soldier-miners, the authorities and collective farm countryside in the 1940s till the mid 1950s.

Важным условием налаживания жизни на освобожденных территориях Запада РСФСР стало их разминирование. Эта проблема начала привлекать внимание краеведов, журналистов, историков с 1970-х гг. [1, с. 323, 324; 2, с. 296-298; 3, с. 501, 502; 4, с. 200-207; 5; 6, с. 68, 69]. Однако длительная засекреченность источников, панегиричность многих посвященных ей публикаций затрудняют понимание того, как и почему менялись подходы власти к ее решению. Ответить на этот вопрос позволяет обращение к постановлениям ГКО СССР, Военных советов Западного, Брянского, Центрального и Калининского фронтов, бюро Калужского, Московского, Орловского, Смоленского обкомов ВКП(б) и облисполкомов, бюро РК ВКП(б) и райисполкомов, директивам Центрального Совета Союза Осоавиахим СССР, делопроизводству партийных, советских органов, облвоенкоматов, воинских частей, военных округов, в которых отразились организация и ход разминирования.

С начала освобождения территории западнорусской деревни в ходе контрнаступления советских войск под Москвой и до конца 1943 г. разминирование велось согласно постановлениям Военных советов Западного, Брянского, Центрального и Калининского фронтов, директивам Штаба Инженерных войск Красной армии, приказам штабов Московского военного округа, постановлениям бюро обкомов ВКП(б) и облисполкомов, инструкциям Народного комиссариата обороны (НКО) СССР, как правило, без единого плана и силами инженерно-саперных подразделений действующей армии, снимавшей, прежде всего, собственные минные поля. Финансирование работ производилось НКО СССР.

В результате предпринятых мер к началу 1944 г. на полевых и пристанционных складах в Орловской и Смоленской областях скопилось большое количество собранных мин и других боеприпасов. В одном только Мценском районе Орловской области таких складов насчитывалось тринадцать [7, л. 415]. Инженерные части Белорусского фронта, проводя в октябре - ноябре 1943 г. разминирование на бывшем рубеже Центрального фронта, проходившем по девяти районам Орловской области, сняли около 300 тыс. мин и собрали много боеприпасов [8, л. 23]. К началу 1944 г. после разминирования инженерными частями Западного фронта полосы своего переднего края в пределах восьми районов Смоленской области на полевых и придорожных складах было сосредоточено около 800 т мин и минно-подрывного имущества [9, л. 6].

Попутно с разминированием производился сбор тяжелого вооружения и военной техники. К июлю 1942 г. на полях битвы под Москвой райвоенкоматами Московской области при помощи сельсоветов и колхозов были учтены 290 танков и танкеток, 217 орудий, 75 тракторов и тягачей, 1436 автомашин, 79 бронемашин, вездеходов и т.п., большое количество стрелкового оружия и боеприпасов [10, л. 64, 65]. Органами УНКВД Тульской области с 15 декабря 1941 г. по 15 февраля 1943 г. было собрано 203 автомашины, 210 мотоциклов, 8 тракторов, много стрелкового оружия и боеприпасов [11, л. 49, 96]. 5-я фронтовая трофейная бригада, очищавшая территорию Ор-

ловской, Брянской, части Калужской и северо-запада Курской области после сражений июля - августа 1943 г., к ноябрю 1943 г. учла 2519 танков, 178 бронемашин, 85 тягачей, 431 орудие и самоходную артиллерийскую установку (САУ), а также 1272 тыс. снарядов, 487 тыс. мин, минометных мин и другое военное имущество и металлолом [8, л. 71, 72]. Одиннадцать райкомов ВКП(б) Смоленской области, территория которых была освобождена во второй половине 1943 г., проинформировали обком партии, что к 1 января 1944 г. на подконтрольной им территории учтено 127 танков и САУ, 35 артиллерийских орудий, 36 тракторов, 102 автомобиля, 9 самолетов и другое вооружение, боеприпасы и военная техника [подсчитано: 12, л. 152-154]. Значительная часть этой военной техники была разбита и вывозилась как металлолом. Нередко требовалось разминирование подходов к ней.

Гражданское население привлекалось изначально в основном к вспомогательным работам по разминированию (ограждению минных полей и т.д.) [10, л. 54, 63; 13, л. 10; 14, л. 23; 15, л. 39; 16, л. 113, 113 об.]. Однако по мере удаления фронта очистка территорий от взрывоопасных предметов становилась задачей все более насущной и не решаемой лишь инженерно-саперными частями армии, к тому же в большинстве занятыми на фронте. Директивой Штаба Инженерных войск Красной армии за № 1234852-с от 9 ноября 1943 г. инженерным частям и отрядам разграждения предписывалось прекратить работы по разминированию районов бывших боевых действий [8, л. 24]. Среди других причин привлечения населения к разминированию - необходимость скорейшего обеспечения безопасности сельхозработ, огромный масштаб засоренности территорий взрывоопасными предметами, стремление использовать осведомленность местной власти и населения о местах их концентрации и др.

Отсутствие конкретных указаний о способе комплектования команд по разминированию в директивах по этому вопросу, принятых в 1942-1943 гг., подталкивало региональное и районное руководство к использованию тех же методов, что и при привлечении населения к разнообразным оборонительным работам в порядке выполнения государственной повинности (строительству полевых укреплений, взлетно-посадочных полос аэродромов и т.д.), мобилизации молодежи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), железнодорожные и ремесленные училища, за уклонение от которых предусматривалась строгая ответственность.

Население, немалая часть которого стремилась уклониться от трудовых мобилизаций, зачастую так же относилось и к привлечению к работам по разминированию. В результате количество подготовленных разминеров было невелико и не обеспечивало минимальные потребности в очистке территории. Так, в 1942-1943 гг. в Смоленской области было подготовлено 996 разминеров, в Орловской - 237 [17, л. 19; 18, л. 297]. В Тульской области курсы минеров организовывались трижды, в том числе в 1943 г. подготовку прошли 24 человека, которых в итоге сочли не готовыми к самостоятельной работе в виду ее сложности [19, л. 71, 72].

Акцент на мобилизации как основном способе комплектования команд по разминированию из числа гражданского населения в областях Запада РСФСР, подчинение команд военным определили следование мобилизованными разминерами методикам разминирования, принятым в Красной армии.

Инженерные части ее сухопутных войск вели эти работы на основе руководств, инструкций и наставлений, изданных НКО СССР в довоенные и военные годы, а также собственного опыта периода войны. Основополагающие из них предполагали возможность снятия большинства типов мин отечественного производства для повторного использования посредством извлечения из них взрывателей [20, с. 165-168; 21, с. 57, 61, 64, 65, 94, 95, 100, 109;

22, с. 10-13; 23, с. 19]. Так же рекомендовалось поступать с большинством применявшихся на Западе РСФСР типов немецких мин [22, с. 10-13;

23, с. 19; 24, с. 74-85; 25, с. 34-36, 55-67, 71-75, 98-102, 121, 122]. Следование таким рекомендациям, несомненно, увеличивало количество несчастных случаев среди минеров из числа гражданского населения, в большинстве не обладавших достаточным опытом и квалификацией.

В результате усилий военных саперов и разминеров из числа гражданского населения к концу 1943 г. были разминированы проходы в бывших рубежах обороны, мосты, наиболее важные дороги, значительная часть населенных пунктов, отдельные площади сельхозназначения, учтено и частично собрано на местах боев тяжелое вооружение, часть стрелкового оружия, боеприпасов, военного имущества.

С 1944 г. работа по разминированию была возложена ГКО на организации Осоавиахима, а обучение подготовленных Осоавиахимом разминеров, контроль и руководство их работами - на военных [26, л. 41]. Организация работ определялась директивами Центрального совета (ЦС) Осоавиахима, Военных советов фронтов и округов, обкомов ВКП(б), облисполкомов, обл-военкоматов. Общее руководство работами велось областными штабами по разминированию и облсоветами Осоавиахима по согласованным планам. Разминирование проводилось силами инженерно-саперных подразделений Белорусского, Орловского и Московского военных округов, районных команд Осоавиахима, частей местной противовоздушной обороны (МПВО) при ведущей роли военных и финансировалось из бюджета Осоавиахима, НКО СССР, частично - колхозами и совхозами.

Продолжительное время центральное и региональное руководство не вполне представляло масштаб работ, из-за чего сроки завершения сплошного разминирования регионов неоднократно переносились. Особую сложность представляло разминирование рубежей долговременной обороны. Так, по Сычевскому, Гжатскому, Кармановскому и Темкинскому районам Смоленской области проходил июльский (1942) оборонительный рубеж Красной армии. По территории Велижского, Слободского, Пречистенского, Духовщин-ского, Ярцевского, Сафроновского, Дорогобужского, Ельнинского и Всход-ского районов после контрнаступления советских войск под Москвой до двух лет проходили глубоко эшелонированные полевые рубежи обороны шириной до 30-40 км с развитыми минными заграждениями, которые все это время непрерывно совершенствовались. Сильно минировались города и районные центры. Немцы сильно минировали пути своего отступления, населенные пункты, промежуточные рубежи обороны. Не территории Орловской области (в границах до 5 июля 1944 г.) наибольшая насыщенность минными полями отмечалась по линии Орловского выступа, проходившего по территории 19 районов области на протяжении 460 км, а также в узлах обороны противника в Хотынецком, Шаблыкинском, Кромском, Свердловском и других рай-

онах. С момента освобождения области от гитлеровцев и в ходе работ по разминированию весной - летом 1944 г. было выявлено 218,4 тыс. га заминированной площади в 55 районах. На территории Калужской области заминированными и засоренными взрывоопасными предметами были все районы, кроме Калужского, очищенного воинской частью в 1944 г. По восьми районам долговременные рубежи обороны проходили год и более.

Низкие темпы работ с начала 1944 г., большое количество жертв в районных командах Осоавиахима обусловили корректировку подходов к решению проблемы разминирования. Постановлением ГКО № 6564 от 19 сентября 1944 г. разминирование бывших оборонительных рубежей, сложных минных полей передавалось инженерным частям армии [27, л. 65].

Реализация постановлений ГКО 1944 г. выявила несовпадение позиций привлеченных к разминированию структур. Председатели областных советов Осоавиахима публично гордились повышением статуса своих организаций [28, л. 161], но на деле старались переложить наиболее сложную работу на военных, а многие низовые осоавиахимовские руководители давали понять начальству, что разминирование вообще - прежде всего дело армии. Руководство обкомов ВКП(б) областей, подвергавшихся оккупации и нуждавшихся в разминировании значительных площадей, периодически ставили перед ЦК ВКП(б) вопросы о недостаточной и порой некачественной работе инженерно-саперных подразделений по разминированию [29, л. 78; 30, л. 2, 3]. В свою очередь военные требовали участия в работах всех подготовленных Осоавиахимом инструкторов по разминированию и бойцов-минеров и негодовали по поводу корректировки планов работ в сторону их увеличения.

Отсутствие у центральной и региональной власти достаточных кадровых, организационных и материальных ресурсов для проведения разминирования силами специализированных структур (прежде всего армии) обусловило сохранение размытости ряда ключевых формулировок постановлений ГКО об участии организаций Осоавиахима в разминировании, прежде всего о порядке комплектования команд. Хотя согласно постановлению ГКО № ГОКО-5216 их предписывалось создавать на добровольных началах из гражданского населения, преимущественно членов Осоавиахима не моложе 15 лет, способных выполнить эту работу, фактически их часто формировали, мобилизуя допризывников, которые до призыва в Красную армию должны были участвовать в разминировании своих районов.

Привлечение к разминированию преимущественно молодежи в первой половине 1940-х гг. определялось прежде всего напряженным балансом трудовых ресурсов. На протяжении 1941-1944 гг. значительная часть сельского населения Запада РСФСР, не призванная в армию и не угнанная гитлеровцами, привлекалась к строительству и обслуживанию оборонительных сооружений, полевых аэродромов дорог. Многие подростки направлялись в школы ФЗО, ремесленные училища предприятий Урала и Сибири. Немногими, кого можно было привлечь к разминированию, были допризывники 1927 и 1928 г. рождения, девушки, инвалиды войны с легкими ранениями. В результате в 1944-1946 гг. команды комплектовались в основном из призывников, сменявших друг друга по мере призыва в армию. На период обучения и практической работы по разминированию государство обеспечивало инструкторов и

членов районных команд Осоавиахима продовольствием по норме промышленных рабочих.

С начала 1946 г. привлечение населения к разминированию через Осо-авиахим стало более дифференцированным. В районах, официально закончивших сплошное разминирование, формировались взводы минеров из членов Осоавиахима, уже работавших на разминировании, а также из демобилизованных, знающих минно-подрывное дело, и только при их отсутствии - из впервые прошедших подготовку [31, л. 2, 3 об.]. Постановлением СМ СССР № 1225-502с от 12 июня 1946 г. ответственность за окончание разминирование силами организаций Осоавиахима территории Брянской, Калужской, Орловской и Смоленской областей кроме его Центрального Совета возлагалась также и на СМ РСФСР. При отсутствии «в силу местных условий» добровольных команд минеров Смоленскому облисполкому разрешалось привлекать их из других районов за плату. Совету Министров РСФСР, облисполкомам регионов, освобожденных от оккупации, а также предприятиям союзного подчинения предписывалось создавать в строительных организациях и организациях, ведущих земляные работы, команды из рабочих, которые должны были совмещать основные обязанности с работой по поиску и уничтожению взрывоопасных предметов на участках работ [32, л. 206, 207].

Приоритетное внимание при разминировании села уделялось очистке сельскохозяйственных земель - залога выполнения планов поставки государству сельхозпродуктов. В 1944-1946 гг. была выявлена и уничтожена большая часть взрывоопасных предметов. Если в 1944-1946 г., по далеко не полным данным, в Калужской, Орловской и Смоленской областях их было обезврежено около 12,5 млн, то в 1942-1952 гг. - около 15 млн.

Массовое привлечение гражданского населения к разминированию становится важным фактором эволюции методики разминирования: с начала 1944 г. основным методом обезвреживания взрывоопасных находок объявлялось их уничтожение. Снимать рекомендовалось лишь не бывшие в употреблении или недавно установленные мины, годные для повторного использования. Мины ряда конструкций с сохранными зарядами разрешалось использовать в качестве источника взрывчатки для подрывных работ [22, с. 12-14; 23, л. 65; 24, с. 19; 33, л. 171; 34, с. 3, 4, 10, 11].

К концу 1946 г. результаты проделанной в 1944-1946 гг. работы были утверждены актами об окончательном разминировании территорий. Однако продолжавшиеся подрывы населения, скота и техники заставили власть вновь вернуться к этому вопросу. Причиной такого положения стало то, что для многих региональных руководителей, отвечавших за безопасную эксплуатацию земельных площадей, критерием завершения разминирования было не полное удаление взрывоопасных предметов, а прекращение подрывов. В итоге по мере освоения новых, не проверявшихся территорий периодически происходили чрезвычайные происшествия.

Официально основными причинами подрывов разминеров считались их неосторожность, несоблюдение ими техники безопасности, необеспечение руководства работами по разминированию. Фактически ими также были недостаток у разминеров опыта, высокая сложность минирования, наличие большого количества мин нестандартных конструкций и мин-сюрпризов, по-

ставленных гитлеровцами, снятие многих мин вместо их уничтожения на месте в 1942-1944 гг., частое отсутствие точных карт минных полей и др.

Причинами подрывов гражданского населения были попытки выплавлять из боеприпасов тол для глушения рыбы, охоты, разборка с целью добычи цветного металла, из чувства любопытства, что было особенно характерно для детей. Статистика несчастных случаев, учитывавшихся структурами НКВД, Осоавиахима Калужской, Орловской и Смоленской областей, заведомо не полна. И тем не менее, в 1944-1946 гг. при подрывах на боеприпасах погибло 127 и было ранено 189 членов районных команд Осоавиахима, погибло 1973 человека и было ранено 3104 человека гражданского населения, а в 1944-1957 гг. - 146 и 210 членов районных команд, 2338 и 3648 человек населения соответственно. Высокими были и потери военных саперов, особенно в первые годы работ по разминированию.

Воспоминания очевидцев и участников работ по разминированию свидетельствуют, что население, зная о многочисленных подрывах, боялось вести полевые работы, отпускать гулять детей и т.д. Некоторые подростки, пройдя курсы подготовки разминеров, уклонялись от участия в практической работе. Председатели некоторых райисполкомов давали указания о первоочередном призыве членов команд Осоавиахима в школы ФЗО и ремесленные училища. В результате количество участвовавших в разминировании инструкторов и бойцов-минеров из числа гражданского населения всегда было ниже, чем количество подготовленных. Так, в Орловской области из 237 подготовленных в 1942-1943 гг. разминеров в разминировании участвовал 91 человек, в 1944 г. - 1706 из 1862 человек, в 1945 г. - 848 из 1150 человек, в 1946 г. - 430 из 488 человек соответственно, в Смоленской области из подготовленных в 1944 г. 3260 разминеров в работах участвовало около 1200 человек, в 1945 г. - 1331 из 1399 человек, в 1946 г. - 670 из 904 человек соответственно [подсчитано: 17, л. 19, 53; 18, л. 297; 35, л. 54; 36, л. 38; 37, л. 53; 38, л. 46; 39, л. 131; 40, л. 43]. Бывали случаи, когда родители обращались к руководству районов с просьбами забрать своих детей из команд по разминированию.

С конца 1940-х гг. во многих разминированных ранее районах началось повторное разминирование согласно директивам Военного министерства СССР, постановлениям СМ СССР, ЦС Осоавиахима (ЦС Досарма), инженерных отделов военных округов, обкомов ВКП(б), облисполкомов. Руководство разминированием теперь возлагалось на Военное министерство, проводилось скоординировано в масштабе региона по заявкам местной власти силами инженерно-саперных подразделений армии, руководившими минерами Досарма. Объемы работ и количество найденных и обезвреженных взрывоопасных предметов из года в год сокращались. Финансирование работ осуществлялось как Военным министерством СССР, так и из бюджета РСФСР и областей.

После разделения в 1949 г. Осоавиахима на несколько оборонно-спортивных организаций ответственность за организацию работ по окончательному разминированию территории бывших боевых действий постановлением СМ СССР № 2834-1130сс от 29 июня 1950 г. и СМ РСФСР № 810-60сс от 10 июля 1950 г. была возложена на командующих войсками военных округов. Им давалось право привлекать обученных саперов-добровольцев Досарма

в составе воинских команд и под руководством офицеров инженерных частей (право привлекать к работам по разминированию на добровольных началах подготовленных саперов Досарма давалось начальнику инженерных войск Сухопутных войск уже постановлением СМ СССР № 13573-рс от 28 августа 1949 г. [41, л. 204]). Самостоятельная работа минеров-добровольцев Досарма по разминированию была запрещена. В Уставе Досарма задача по ведению разминирования территории бывших боевых действий не упоминалась, однако указывалось, что на Досарм возлагается обучение его членов и населения военным специальностям.

На СМ РСФСР возлагалось направление необходимого числа минеров-добровольцев в воинские части, ведущие разминирование, выплата им заработной платы (инструктору - 1000 руб. в месяц, бойцу-минеру - 800 руб.), командировочных, обеспечение за счет военного министерства спецодеждой и обувью, а также организация за плату общественного питания в местах работ (согласно постановлению СМ СССР № 13573-рс инструктору полагалось 800 руб., а рядовому минеру - 600 руб. в месяц) [41, л. 205; 42, л. 188, 189]. Райисполкомы заключали с минерами-добровольцами Досарма юридически обязывающие договоры.

Постановления СМ СССР 1949-1950 гг. создали основу механизма разминирования по заявкам учреждений и организаций силами специализированных структур, что значительно снизило потери от подрывов ведущих работы по разминированию.

Основные усилия были сосредоточены на выявлении пропущенных боеприпасов, очистке труднодоступных участков сельхозугодий, лесов, полос отвода автомобильных и железных дорог и т.д. Основной объем работ по разведке засоренных площадей и их разминированию был выполнен военными. Так, по информации военного министра СССР А. М. Василевского в ЦК ВКП(б), к концу лета 1951 г. в работах по разминированию Калужской области участвовало 2917 человек, значительная часть которых была военнослужащими инженерно-саперных частей [30, л. 4]. В Смоленской области разминирование бывших рубежей обороны на территории 28 районов вели 2143 человека, а всего на работах по разминированию территории, входящей в Московский военный округ, в 1951 г. было задействовано около 5700 саперов [30, л. 34].

Таким образом, засоренность взрывоопасными предметами западнорусской деревни воспринималось властью прежде всего как преграда для нормализации хозяйственной жизни, выполнения планов поставки государству сельскохозяйственных продуктов. Для ее устранения были привлечены все имевшиеся возможности, в том числе и молодежь, участие которой в разминировании изначально базировалось на директивах военных и политических структур военного времени, фактически подразумевавших призыв по мобилизации. Однако при этом многие разминеры-осоавиахимовцы отождествляли свой труд с ратным трудом фронтовиков. Власть учитывала это, награждая подростков воинскими знаками отличия, а наиболее отличившихся -государственными наградами. По мере удаления от событий войны чрезвычайщина в организации разминирования заменялась детально регламентированной процедурой обезвреживания взрывоопасных предметов по заявкам нуждавшихся в этом структур власти, предприятий и организаций, а участие в разминировании из жертвенного подвига превращалось в профессию.

Библиографический список

1. Когда бушуют грозы. Калужская область в Великой Отечественной войне / под общ. ред. А. П. Бекасова. - Тула : Приокское книжное изд-во, 1970. - 344 с.

2. Гавриленков, В. М. На земле Демидовской / В. М. Гавриленков. - Смоленск : Смядынь, 1994. - 320 с.

3. Комаров, Д. Е. Великая Отечественная война на Вяземской земле / Д. Е. Комаров. - Смоленск : Универсум, 2009. - 556 с.

4. Полынкин, А. М. Покровский край в годы Великой Отечественной войны / А. М. Полынкин. - Орел : Картуш, 2015. - 268 с.

5. Гусев, А. В. Разминирование территорий и объектов пиротехническими подразделениями МПВО и группами Осоавиахима в годы войны (1941-1945 гг.) / А. В. Гусев ; науч. ред. Е. Ю. Волкова. - Кострома : Изд-во Костромского государственного техологического ун-та, 2012. - 123 с.

6. Писаренко, И. С. Тыл Калужской области в годы Великой Отечественной войны / И. С. Писаренко. - Калуга : Изд-во ЦНТИ Калужской области, 1998. -118 с.

7. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. Р-1591. Оп. 8. Д. 27.

8. ГАОО. Ф. 52. Оп. 2. Д. 518.

9. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р-2361. Оп. 5. Д. 115.

10. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. П-3. Оп. 52. Д. 150.

11. Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. Р-2640. Оп. 7. Д. 33.

12. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 1695.

13. ЦГА Москвы. Ф. П-3. Оп. 52. Д. 188а.

14. ГАСО. Ф. Р-2361. Оп. 5. Д. 43.

15. ГАОО. Ф. 52. Оп. 2. Д. 55.

16. ГАОО. Ф. 52. Оп. 2. Д. 517.

17. ГАОО. Ф. П-52. Оп. 2. Д. 932.

18. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1484.

19. ГАТО. Ф. П-177. Оп. 9. Д. 112.

20. Наставление по инженерному делу для пехоты (Инж. П-43) : проект / ред. С. Е. Гербановский. - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1943. - 247 с.

21. Руководство по средствам минирования и разминирования. - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1943. - 256 с.

22. Краткие указания по организации работ инженерной части при сплошном разминировании местности (из опыта работы инженерных частей). - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1943. - 16 с.

23. Инструкция по сплошному разминированию местности (для инженерных частей и отрядов разграждения Управлений оборонительного строительства). - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1944. - 44 с.

24. Краткие указания по минированию, разведке и разминированию. - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1942. - 111 с.

25. Минно-подрывные средства противника. - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1943. - 152 с.

26. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 287.

27. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 384.

28. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-8355. Оп. 6. Д. 202.

29. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 136. Д. 84.

30. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 136. Д. 228.

31. ГАРФ. Ф. Р-8355. Оп. 6. Д. 221.

32. ГАРФ. Ф. Р-8355. Оп. 6. Д. 213.

33. ГАОО. Ф. Р-1691. Оп. 1. Д. 19.

34. Инструкция по определению качественного состояния мин, снятых при разминировании и изъятых из захваченных складов противника. - Москва : Военное изд-во НКО СССР, 1944. - 14 с.

35. ГАРФ. Ф. Р-8355. Оп. 6. Д. 233.

36. ГАРФ. Ф. Р-8355. Оп. 6. Д. 234.

37. ГАОО. Ф. П-52. Оп. 1. Д. 19.

38. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1685.

39. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1690.

40. ГАСО. Ф. Р-2361. Оп. 5. Д. 151.

41. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. Р-883. Оп. 19. Д. 92.

42. ГАКО. Ф. Р-883. Оп. 19. Д. 113.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kogda bushuyut grozy. Kaluzhskaya oblast' v Velikoy Otechestvennoy voyne [When thunderstorms rage. Kaluga region during the Great Patriotic War]. Ed. A. P. Bekasov. Tula: Priokskoe knizhnoe izd-vo, 1970, 344 p. [In Russian]

2. Gavrilenkov V. M. Na zemle Demidovskoy [In the land of Demidov]. Smolensk: Smya-dyn', 1994, 320 p. [In Russian]

3. Komarov D. E. Velikaya Otechestvennaya voyna na Vyazemskoy zemle [The Great Patriotic War on Vyazemsky land]. Smolensk: Universum, 2009, 556 p. [In Russian]

4. Polynkin A. M. Pokrovskiy kray v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Pokrovsky krai during the Great Patriotic War]. Orel: Kartush, 2015, 268 p. [In Russian]

5. Gusev A. V. Razminirovanie territoriy i ob"ektov pirotekhnicheskimi podrazdeleniyami MPVO i gruppami Osoaviakhima v gody voyny (1941-1945 gg.) [Demining of territories and objects by pyrotechnic divisions of MPVO and Osoaviahima groups during the war (1941-1945)]. Kostroma: Izd-vo Kostromskogo gosudarstvennogo tekhologi-cheskogo un-ta, 2012, 123 p. [In Russian]

6. Pisarenko I. S. Tyl Kaluzhskoy oblasti v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The rear of the Kaluga region during the Great Patriotic War]. Kaluga: Izd-vo TsNTI Kaluzhskoy oblasti, 1998, 118 p. [In Russian]

7. Gosudarstvennyy arkhiv Orlovskoy oblasti (GAOO) [State Archive of Orlov region]. F. R-1591. Op. 8. D. 27. [In Russian]

8. GAOO. F. 52. Op. 2. D. 518.

9. Gosudarstvennyy arkhiv Smolenskoy oblasti (GASO) [State Archive of Smolensk region]. F. R-2361. Op. 5. D. 115. [In Russian]

10. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Moskvy (TsGA Moskvy) [Central State Archive of Moscow]. F. P-3. Op. 52. D. 150. [In Russian]

11. Gosudarstvennyy arkhiv Tul'skoy oblasti (GATO) [State Archive of Tula region]. F. R-2640. Op. 7. D. 33. [In Russian]

12. Gosudarstvennyy arkhiv noveyshey istorii Smolenskoy oblasti (GANISO) [State Archive of contemporary history of Smolensk region]. F. 6. Op. 1. D. 1695. [In Russian]

13. TsGA Moscow. F. P-3. Op. 52. D. 188a.

14. GASO. F. R-2361. Op. 5. D. 43.

15. GAOO. F. 52. Op. 2. D. 55.

16. GAOO. F. 52. Op. 2. D. 517.

17. GAOO. F. P-52. Op. 2. D. 932.

18. GANISO. F. 6. Op. 1. D. 1484.

19. GATO. F. P-177. Op. 9. D. 112.

20. Nastavlenie po inzhenernomu delu dlya pekhoty (Inzh. P-43): proekt [Engineering Manual for Infantry (P-43): draft]. Ed. S. E. Gerbanovskiy. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1943, 247 p. [In Russian]

21. Rukovodstvo po sredstvam minirovaniya i razminirovaniya [Mining and Mine Action Guide]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1943, 256 p. [In Russian]

22. Kratkie ukazaniya po organizatsii rabot inzhenernoy chasti pri sploshnom razminirova-nii mestnosti (iz opyta raboty inzhenernykh chastey) [Brief instructions on the organization of work of the engineering part during continuous clearance of the terrain (from the experience of the engineering parts)]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1943, 16 p. [In Russian]

23. Instruktsiya po sploshnomu razminirovaniyu mestnosti (dlya inzhenernykh chastey i otryadov razgrazhdeniya Upravleniy oboronitel'nogo stroitel'stva) [Instructions for continuous clearing of the area (for engineering units and barrage units of the Office of Defensive Construction)]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1944, 44 p. [In Russian]

24. Kratkie ukazaniya po minirovaniyu, razvedke i razminirovaniyu [Brief guidelines for mining, reconnaissance and clearance]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1942, 111 p. [In Russian]

25. Minno-podryvnye sredstva protivnika [Enemy mine-subversive weapons]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1943, 152 p. [In Russian]

26. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii (RGASPI) [Russian State Archive of Social and Political History]. F. 644. Op. 2. D. 287. [In Russian]

27. RGASPI. F. 644. Op. 2. D. 384.

28. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. R-8355. Op. 6. D. 202. [In Russian]

29. RGASPI. F. 17. Op. 136. D. 84.

30. RGASPI. F. 17. Op. 136. D. 228.

31. GARF. F. R-8355. Op. 6. D. 221.

32. GARF. F. R-8355. Op. 6. D. 213.

33. GAOO. F. R-1691. Op. 1. D. 19.

34. Instruktsiya po opredeleniyu kachestvennogo sostoyaniya min, snyatykh pri razminiro-vanii i iz"yatykh iz zakhvachennykh skladov protivnika [Instructions for determining the quality condition of mines removed during clearance and withdrawn from captured enemy depots]. Moscow: Voennoe izd-vo NKO SSSR, 1944, 14 p. [In Russian]

35. GARF. F. R-8355. Op. 6. D. 233.

36. GARF. F. R-8355. Op. 6. D. 234.

37. GAOO. F. P-52. Op. 1. D. 19.

38. GANISO. F. 6. Op. 1. D. 1685.

39. GANISO. F. 6. Op. 1. D. 1690.

40. GASO. F. R-2361. Op. 5. D. 151.

41. Gosudarstvennyy arkhiv Kaluzhskoy oblasti (GAKO) [State Archive of Kaluga region]. F. R-883. Op. 19. D. 92. [In Russian]

42. GAKO. F. R-883. Op. 19. D. 113.

Кометчиков Игорь Вячеславович

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26)

E-mail: [email protected]

Kometchikov Igor' Vyacheslavovich Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of history, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski (26, Stepana Razina street, Kaluga, Russia)

Образец цитирования:

Кометчиков, И. В. «Для окончательного разминирования районов, освобожденных от оккупации, ГКО постановляет...»: эволюция подходов власти к разминированию деревни Запада РСФСР (1940-е - середина 1950-х гг.) / И. В. Кометчиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2020. - № 1 (53). - С. 71-83. - DOI 10.21685/20723024-2020-1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.