Научная статья на тему 'Для чего и как развивать межкультурную компетенцию студентов'

Для чего и как развивать межкультурную компетенцию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ / POLYETHNIC ENVIRONMENT / TECHNICAL UNIVERSITY / INTERCULTURAL COMPETENCE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов П. Н.

Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию, посвященную проблеме развития межкультурной компетенции студентов Казанского национального исследовательского технологического университета, имеющего богатый опыт в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the review of the multi-author monograph related to intercultural competence development for the students of Kazan National Research Technological University which has a large experience in dealing with this problem.

Текст научной работы на тему «Для чего и как развивать межкультурную компетенцию студентов»

П. Н. Осипов

ДЛЯ ЧЕГО И КАК РАЗВИВАТЬ МЕЖКУЛЬТУРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: полиэтническая среда, технический вуз, межкультурная компетенция, развитие.

Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию, посвященную проблеме развития меж-культурной компетенции студентов Казанского национального исследовательского технологического университета, имеющего богатый опыт в этом направлении.

Key words: polyethnic environment, technical university, intercultural competence, development.

The paper is the review of the multi-author monograph related to intercultural competence development for the students of Kazan National Research Technological University which has a large experience in dealing with this problem.

Успешное вхождение России в мировое образовательное и экономическое пространство немыслимо без эффективной системы подготовки специалистов к межкультурной коммуникации. Современные общемировые процессы глобализации и интеграции ведут к постоянному расширению международных контактов, затрагивающих все сферы человеческой деятельности.

В этих условиях особую актуальность приобретает необходимость выработки единых стратегий общения и достижения взаимопонимания между народами, возрастает значимость межкультурной компетенции, предполагающей умение осуществлять личное и профессиональное деловое общение в поликультурной среде.

Развитие межкультурной компетенции как составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста происходит в системе высшего профессионального образования, которое, как отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО Коитира Мацууро, превращается в ХХ1 веке в «фактор развития международного взаимопонимания».

Развитие межкультурной компетенции студентов в системе высшего образования России предполагает сравнительно-сопоставительный анализ различных подходов к этому процессу в американской, европейской и китайской системах высшего профессионального образования. На основе такого анализа можно построить интегративную систему развития межкультурной компетенции студентов инженерного вуза. Ее актуальность подтверждается тем «кадровым голодом», который испытывают как российские, так и зарубежные компании в поиске специалистов, способных адекватно и эффективно трудиться в глобальном мире.

В основе такой системы, по мнению Ю.Н.Зиятдиновой, должна быть интеграция как на уровне международном - интеграция научных и практических идей, а также самих ученых разных стран, так и на междисциплинарном - интеграция образовательного потенциала различных учебных дисциплин для подготовки специалиста к профессиональноориентированному деловому общению [1].

Как показывает анализ научных исследований, несмотря на то, что проблема различных аспектов межкультурной компетенции присутствует в контекстах работ, посвященных разработке содер-

жательно близких вопросов, в современной науке сравнительно-сопоставительный анализ подходов к развитию межкультурной компетенции студентов инженерных вузов в разных странах проводился в недостаточном объеме. Эта проблема до настоящего времени практически не стала предметом научного интереса у представителей различных направлений педагогики, психологии, социологии, культурной и социальной антропологии, этнопсихологии, культурологии и других наук.

Справедливости ради отметим, что в последние годы в нашем вузе делаются успешные шаги в её решении, о чем свидетельствуют и публикации в «Вестнике Казанского технологического университета» [2-4]. А недавно в издательском доме «Логос» Центра инновационных технологий вышла коллективная монография, в которой представлена разработанная авторами (Ю.Н.Зиятдинова,

Э.Э.Валеева, А.Ф.Мирзанурова) система развития межкультурной компетенции студента технического вуза в условиях полиэтнической среды Республики Татарстан [5]. В основу монографии положен богатый опыт Казанского национального исследовательского технологического университета.

Немаловажно, что предлагаемая модель системы развития межкультурной компетенции проводилась в университете в разных условиях - в учебном процессе вуза, на базе летнего лингвистического лагеря. В процессе исследования авторы убедились, что эффективность формирования межкуль-турной компетенции можно обеспечить в условиях погружения студентов в культуру страны изучаемого языка.

Очевидно, замечают авторы, что для успешного общения недостаточно просто овладения иностранным языком. Даже знание социокультурных особенностей страны не всегда помогает в реальной коммуникации, так как её форма и содержание носят порой непредсказуемый характер, и партнеры по общению должны уметь быстро менять тактику, а иногда и стратегию общения. Поэтому развитие межкультурной компетенции студента предполагает формирование стратегической компетенции, а именно способности эффективно участвовать в общении и получать реальные результаты работы в многонациональной команде.

Полученные результаты сегодня используются в процессе лингвистической подготовки студентов, магистрантов и аспирантов КНИТУ, они способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов-инженеров, готовых решать любые профессиональные проблемы на международном уровне.

Реализация предлагаемой системы в высшем инженерном образовании способствует дальнейшему развитию сотрудничества между странами в сфере высшего образования, научных исследований и экономики.

Несомненно, монография будет полезна не только для научных работников, занимающихся проблемами развитие межкультурной компетенции, но и преподавателям, и студентам, ибо каждый её читающий найдет для себя много интересного о том, что и как необходимо делать для развития и саморазвития умений и навыков общения с носителями других языков и культуры.

Литература

1. Зиятдинова Ю.Н. Интегративный подход к развитию межкультурной компетенции студента технического вуза / Ю.Н. Зиятдинова, Э.Э. Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №16. - С. 292-300.

2. Гурье Л.И. Проблемы развития иноязычной компетенции преподавателей технических вузов. / Л.И. Гурье, Ю. Н. Зиятдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - №7. - С. 252-259.

3. Зиятдинова Ю.Н. Анализ подходов к развитию меж-культурной коммуникативной компетенции студента технического вуза в России и Китае. / Ю.Н. Зиятдинова, Р.С. Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№12. - С. 155-159.

4. Зиятдинова Ю.Н. Сравнительный анализ изучения межкультурной коммуникативной компетенции в России и за рубежом / Ю.Н. Зиятдинова, Е.В. Волкова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 159163.

5. Зиятдинова Ю. Н. Развитие межкультурной компетенции студента технического вуза в условиях полиэтнической среды Республики Татарстан /Ю.Н.Зиятдинова,

Э.Э.Валеева, А.Ф.Мирзанурова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 152 с.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, posipov@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.