Научная статья на тему 'ДЛО: ветер перемен'

ДЛО: ветер перемен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЛО / ЛЕКАРСТВА / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Ольга

В Совете Федерации ФС РФ 31 октября 2007 г. прошли парламентские слу шания О ходе подготовки к исполнению бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый пери од 2009 и 2010 гг.. Задача слушаний формулировалась предельно просто: обсудить вопросы финансового обеспечения бюджета ФФОМС на предсто ящие 3 года. При этом главное внимание было уделено финансированию программы дополнительного лекарственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЛО: ветер перемен»

РШШииМ 2008 январь

Ольга ФЕДОТОВА, «Ремедиум»

ДЛО: ветер перемен

В Совете Федерации ФС РФ 31 октября 2007 г. прошли парламентские слушания «О ходе подготовки к исполнению бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Задача слушаний формулировалась предельно просто: обсудить вопросы финансового обеспечения бюджета ФФОМС на предстоящие 3 года. При этом главное внимание было уделено финансированию программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Передача с 1 января 2008 г. организации размещения заказов на поставки по ДЛО, заключения госконтрактов и организации обеспечения населения льготными лекарственными препаратами под ответственность регионов значительно усложняет работу территориальных фондов ОМС. Сегодня никто доподлинно не знает, с какими проблемами столкнутся субъекты РФ на этом пути, однако понятно, что успех дела складывается как минимум из трех составляющих: законодательного, финансового и организационного обеспечения этой работы. Поэтому Совет Федерации РФ еще летом запросил мнение регионов о достаточности размеров субвенций, субсидий и дотаций, направляемых в территории из федерального фонда ОМС и утвержденных федеральным законом.

Как следует из материалов слушаний, большинство субъектов РФ считают уровень федерального финансирования недостаточным. В частности, средства на реализацию региональной составляющей программы ДЛО в 2008 г., на которую выделено 27 млрд. руб., должны быть увеличены. Эта мысль звучала в выступлениях практически всех территориальных представителей. К примеру, по словам зам. исполнительного директора ТФОМС С.-Петербурга Татьяны За-сухиной, дефицит программы ДЛО в городе составит около 1 млрд. руб.

Что уж говорить о других территориях, особенно с низкой бюджетной обеспеченностью, где процент дефицита еще выше?

Ситуация осложняется тем, что к моменту проведения аукционов

фактическая потребность регионов в ЛС еще не сформирована. На эту проблему обратил внимание зам. директора ТФОМС Ростовской области Дмитрий Евдокимов. Считая заявительный порядок обеспечения льготными ЛС единственно правильным, он вместе с тем признал, что спрогнозировать потребность в лекарствах на год вперед весьма проблематично: многие врачи только сейчас переходят на новые протоколы и схемы лечения пациентов. Поэтому Дмитрий Евдокимов предложил принять законодательную норму, позволяющую корректировать бюджет в случае превышения лимитов финансирования. Коллегу активно поддержала Татьяна Веселова, зам. исполнительного директора ТФОМС по Московской области, напомнив при этом, что с прошлого года за счет федерального бюджета должно осуществляться обеспечение не только лекарственными препаратами, но и изделиями медназначения

и спецпитанием для детей-инвали-дов. Однако финансирование на эти цели по-прежнему не предусмотрено.

По мнению министра здравоохранения Республики Коми Михаила Мурашко, сумма средств, ежемесячно выделяемых на одного льготника, которая в настоящее время составляет 417 руб., тоже требует увеличения, поскольку достаточно большое количество граждан вышло из программы, и солидарный принцип оказался нарушенным. Он также отметил, что регионы до сих пор не имеют полной законодательной базы для проведения аукционов по закупу льготных лекарств на 2008 г. С ним согласился депутат законодательного собрания Приморского края Анатолий Беляев, заметив при этом, что сроки для проведения аукционов слишком сжатые. Если деньги на их подготовку поступят в ноябре, то провести аукцион станет возможным только к концу 2007 г., соответственно, поставки лекарств начнутся не раньше начала 2008 г., а это уже грозит социальными волнениями. Понять обеспокоенность регионов нетрудно. Государство активно перекладывает ответственность за лекарственное обеспечение льготных категорий граждан на их плечи, и насколько жизнеспособной окажется программа ДЛО в новых условиях, пока неясно.

Руководство федеральных органов здравоохранения настроено куда более оптимистично. Выступая на парламентских слушаниях, руководитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Дмитрий Рейхарт заверил, что отпущенных средств на льготное лекарственное обеспечение в 2008 г. вполне хватает и что мнения

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

57

2008 РШШШШ

о недостаточном финансировании в системе ОМС «являются не вполне обоснованными».

Прежде всего, г-н Рейхарт обратился к застарелой проблеме долгов по ДЛО и пообещал, что расчеты за фактически отпущенные в 2006 г. ЛС будут произведены до 5 декабря 2007 г., после проверки правильности всех выписанных рецептов. Он пояснил, что суммарный объем средств, затраченных на льготное лекарственное обеспечение в 2006 г., составляет 74,9 млрд. руб. Более 50 млрд. руб. уже перечислены поставщикам ЛС. Планируется, что остаток задолженности в

24.8 млрд. руб. будет погашен за счет ассигнований Федерального бюджета в размере 16 млрд. руб. и средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС в размере

8.8 млрд. руб. Таким образом, долг перед поставщиками за 2006 г. погашается полностью.

Расчеты за 2007 г. тоже не составят особой проблемы. Прогнозируемая стоимость отпущенных в 2007 г. ЛС составляет 55 млрд. руб. Текущее финансирование программы осуществляется ежемесячно в объеме 2,9 млрд. руб. По состоянию на октябрь 2007 г. в бюджеты территориальных фондов ОМС направлено 29,6 млрд. руб., в т.ч. 0,6 млрд. — средства, перераспределенные из базовой программы ОМС на программу ДЛО на основании Постановления Правительства РФ №102. Источниками средств на завершение расчетов определены ассигнования федерального бюджета (15 млрд. руб.) и дотации из бюджета ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (до 8 млрд. руб.). Предполагается, что расчеты за ЛС, отпущенные в 2007 г., будут завершены в I полугодии 2008 г. Сегодня главный вопрос для всех задействованных в ДЛО организаций — финансовое обеспечение программы на 2008 г. Объем выделенных из федерального бюджета средств составляет более 60 млрд. руб. Из них 33 млрд. уйдет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию на приобретение дорого-

стоящих препаратов для лечения семи нозологий: муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, миелолейкоза, рассеянного склероза и гемофилии. Бесплатно получать лекарства по этой части программы будут около 60 000 тяжелобольных рос-

сиян. Более 27 млрд., как уже упоминалось, будет перечислено в бюджет ФФОМС — на дополнительное лекарственное обеспечение всех остальных льготников в субъектах РФ (численность граждан, включенных в Федеральный регистр, помноженный на норматив — 417 руб. в месяц на одного льготника). Кроме того, предусмотрен страховой резерв в 10,3 млрд. руб., который будет использован, если вдруг какая-то территория выйдет за рамки лимитов, правда, для этого ей надо будет доказать обоснованность своих расходов.

Как заметил зам. министра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Стародубов, необходимая законодательная база для реализации обоих направлений уже создана. Конкурсные процедуры по «дорогостою» запущены, и уже к 25 декабря примерно полугодовой запас дорогостоящих лекарств для лечения всех семи нозологий должен уйти в субъекты. При этом в бюджете предусмотрено выделение 990 млн. руб. в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности и количества льготников на логистику от склада до организаций, которые бу-

дут осуществлять выдачу этих медикаментов.

Сложнее обстоит дело с региональной частью программы. Для того чтобы провести конкурсные процедуры, нужно грамотно составить заявку на тот объем медикаментов, которые предполагается закупить, исходя из финансовых возможностей системы ДЛО, и до 10 ноября 2007 г. провести аукционы, иначе льготные лекарственные препараты не успеют дойти до потребителя к началу января. «Мы находимся в цейтноте и должны вместе с вами сделать все, чтобы эту программу не завалить», — сказал зам. министра, обращаясь к представителям регионов.

События первой половины ноября показывают, что обеспокоенность регионов не случайна, и поводов для беспокойства действительно более чем достаточно. Совет по здравоохранению и соцзащите при Ассоциации работников правоохранительных органов (АРПО РФ), оценивая готовность субъектов РФ к реализации программы ДЛО, пришел к выводу, что большинство регионов не

готовы к этой работе. По состоянию на середину ноября только в 33 субъектах из 85 прошли аукционы на поставки льготных ЛС. По некоторым сведениям, в ближайшее время Федеральная антимонопольная служба намерена провести масштабные проверки конкурсной документации по ДЛО, и велика опасность того, что большинство аукционов придется объявлять заново, на что потребуется как минимум еще 2 недели. И значит, льготные лекарства не смогут дойти до потребителя вовремя. Как бы то ни было, ясно одно: программа ДЛО, или, как теперь все чаще говорят, ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами), входит в новую фазу. Впрочем, очень скоро мы узнаем, что принесет с собой этот ветер перемен.

ф

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.