Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование в условиях подготовки бакалавров'

Дизайн-проектирование в условиях подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майдибор О. Н.

Процесс обучения этапам проектирования бакалавров-дизайнеров имеет множество методик. Возможное использование математики на определенных этапах проектирования повышает уровень профессиональной деятельности. Нахождение характеристик новых дизайн-изделий с использованием математического моделирования унифицирует процесс проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майдибор О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование в условиях подготовки бакалавров»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://xn--80abuqjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922 (дата обращения 04. 10.2016).

2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

3. Т. Тюкпеева. Фламинго в Хакасии/ Т. Тюкпеева/ Хакасия -2015. - №215-216 - с. 21

© Лышко Н.Г., 2016

УДК 378.048.2

О.Н. Майдибор

к.п.н., доцент Кафедры ИЗО, ДГТУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Аннотация

Процесс обучения этапам проектирования бакалавров-дизайнеров имеет множество методик. Возможное использование математики на определенных этапах проектирования повышает уровень профессиональной деятельности. Нахождение характеристик новых дизайн-изделий с использованием математического моделирования унифицирует процесс проектирования.

Ключевые слова

Дизайн, проектирование, моделирование, образование, интеграция, унификация, анализ.

HE. Maydibor

PhD, Associate Professor Department of Fine Arts, DSTU Rostov-on-Don, Russian Federation

DESIGN ENGINEERING UNDER TRAINING BACHELORS

Annotation

The learning process during the design phase of bachelors designers has numerous techniques. Possible uses of mathematics at certain stages of the design increases the level of professional activity. Finding the characteristics of new design products using mathematical modeling unifies the design process.

Keywords

Design, engineering, simulation, education, integration, harmonization, analysis.

Художественное проектирование как один из аспектов подготовки бакалавров-дизайнеров является родоначальником дизайн-проектирования. Оно имеет четкую последовательность и поэтапность. Дайн проектирование включает так же и художественное конструирование. Как будущие профессионалы бакалавры должны уметь интегрировать в авторской деятельности различные сферы науки и искусства. В исследовании Прищепы А.А. отмечается: «Формирование рынка образовательных услуг потребовало разработки средств защиты подлинного качества образования от псевдообразованности». [1.233]

Решение проектной проблемы происходит в два этапа: вначале разрабатывается основной замысел проекта, затем ведется конструирование в материале, где найденное проектное решение получает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

материальное воплощение и прорабатываются все детали будущего изделия. Арчер Б. делит весь процесс художественного конструирования на шест стадий:

1. Составление плана

2. Сбор информации

3. Анализ (разработка программы требований к изделию)

4. Синтез (разработка проектного замысла)

5. Разработка проекта в материале (конструирование)

6. Передача информации о проекте

Рассматривая данный процесс в качестве системы создания объекта дизайна, можно отметить, что границы стадий работы, достаточно подвижны: в зависимости от конкретных условий разработки отдельные операции могут проводиться раньше или позже либо исключаются совсем; главное здесь - сама логика решения проектной проблемы.

В ходе работы в рамках данной системы должен быть найден конкретный конечный результат. В ходе работы происходит постановка задачи, которую помогает решить накопленный эмпирический опыт субъекты деятельности, систематизация опыта, и способность выводить промежуточные итоги в конкретной проблеме. После этапа постановки задачи следует этап анализа, в ходе которого определяются цели и ограничения.

Данная информация должна быть приведена в состояние, позволяющее найти оптимальные характеристики нового изделия, определить границы возможностей тех средств, которые имеются для его производства, сбыта и эксплуатации. Если окажется, что для решения данной подпроблемы нужно сначала решить другие подпроблемы, пересматривается порядок зависимости подпроблем и строится новая схема. В результате несколько последовательных действий и оценок дизайнер получает комплекс сведений о желательных характеристиках нового изделия, а также все сведенья об ограничениях, накладываемых сферой производства, сбыта и потребления изделия. Эти сведенья могут быть расположены в виде списка в порядке их значимости. Эта спецификация желательных характеристик изделия и составляет программу дальнейшей проектной деятельности, или функциональную спецификацию нового изделия.

На основе этих данных составляется таблица элементов проблемы и ее решений, с помощью которой исследуют комбинации элементов решения, а наиболее перспективную комбинацию дизайнер отбирает для формирования проектной гипотезы.

После выдвижения проектной гипотезы происходит процесс синтеза полученных результатов. Для этой цели используется наиболее абстрактные средства проектных описаний, например словесное описание, математические модели, схемы, эскизы.

На пятой стадии (конструирование) решается задача детальной конструктивной проработки проектного замысла. Здесь дизайнер использует таблицу ранжирования гипотетических решений. По ней определяется оптимальная последовательность конструктивной разработки деталей, и изображают ее в виде логической схемы.

Проверка и утверждение конструктивных решений производится проведение экспериментов при организации специальных исследований. Для завершающего этапа работы над объектом рассматриваются все проектные гипотезы, выдвинутые в процессе деятельности, для каждой гипотезы прорабатывается эксперимент, затем все предложенные эксперименты и исследования собираются вместе и составляют из них проверочную программу. Эта программа делиться на две части: эксперименты и исследования, которые должны производиться на объекте исследования.

Для качественного анализа продукта дизайна-деятельности используют метод экспертизы, основанный на морфологии объекта. Такие методы помогают проводить анализ по многим критериям, получить наглядный результаты, увеличить объективность оценки, получить конкретную, численную оценку, пропорционально совокупному качеств объекта по выбранным экспертным критериям. Оценка производится по совокупности экспертных критериев (множество) К (к1, к2, ...кт).

Внутренне состояние объекта экспертизы характеризуется его структурой S, которая состоит из описания элементов объекта и их взаимодействий между собой S{N Vij}, i = 1, N j = 1, N где N - число

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х

функциональных элементов, а Ущ - их взаимосвязи между собой. Представляя процесс экспертной оценки таким образом, можно легко составить программу для автоматизации и компьютеризации этого процесса (например, программа Morfex). Результатом такой проверки будет служить бинарная таблица критериев оценки и соответствие их уровню удовлетворенности. Чтобы сохранить целостность и непрерывность процесса дизайн-проектирования, дизайн процесс должен составлять единую систему проектной деятельности.

Таким образом, дизайн - это комплексная интеграционная проектно-художественная деятельность, объединяющая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Такого рода деятельность непременно требует систематизации, т.к. именно гармонизация детерминированность всех составляющих помогают получить результат, отвечающий всем требованиям рынка, потребителя, минимизируя затраты времени, сил, финансов. Что отвечает законам сохранения «энергии» в системе.

Список использованной литературы: 1. Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе: Личностно-ориентированный культуросообразный контекст: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 -Ростов-на-Дону, 2003. - 463 с.

© Майдибор О.Н.., 2016

УДК51

Макарова Татьяна Владимировна,

учитель математики, МАОУ СОШ №16, г. Екатеринбург, РФ G-mail: [email protected]

ОТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К ПОНИМАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация

В школьной практике многие учителя добиваются от учеников заучивания формул, теорем, понятий, решений заданий по алгоритму. Однако результаты такого обучения обычно незначительны. Это происходит потому, что наряду с приобретенными знаниями, умениями и навыками ученики должны понимать происходящие процессы, устанавливать связи и т.д. (усваивать учебный материал на уровне «понимания»).

Ключевые слова

Образовательная категория «понимание».

Изменения, происходящие в социальной и экономической сфере, существенным образом повлияли на требования к уровню подготовки выпускников школ. В настоящее время становятся востребованными на рынке труда молодые люди, которые обладают рядом компетенций: коммуникабельные, креативные и критически мыслящие, готовые к сотрудничеству, мотивированные на образование и самообразование. Эти требования представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в виде «портрета выпускника школы».

Между тем, все более высокие требования предъявляются к качеству образования, и в частности, к качеству математического образования.

Однако, существующая «традиционная» система обучения не позволяет в полной мере улучшить результаты образования и повысить уровень его качества, так как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.