Научная статья на тему 'Дизайн костюма и живопись: от изучения к творчеству'

Дизайн костюма и живопись: от изучения к творчеству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
574
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн костюма и живопись: от изучения к творчеству»

вании существующих изъянов, что было свойственно человеческому обществу с незапамятных времен. Древние римляне, например, умели избавляться от морщин при помощи вяжущих смесей, носили искусственные зубы. Важную роль в формировании имиджа играют декоративные косметические средства, особенно если учесть, что большинство педагогов общеобразовательных учреждений женщины. С помощью и применения декоративной косметики ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица.

В настоящее время в сфере профессионального образования работает большинство пожилых учителей, многие из которых перешагнули пенсионный возраст. Правильно подобранная косметика поможет исправить появляющиеся с возрастом любые неровности текстуры и цвета кожи. А бежевые и персиковые тона сделают лицо моложе.

Хороший макияж должен быть почти незаметным. Контрастность, вычурность и вызывающая гамма цветов учителю не подходят, так как будет отвлекать внимание от учебного процесса. В то время как спокойные, близкие к естественным оттенкам кожи и губ тона, будут способствовать созданию положительного образа человека, который должен быть примером для подрастающего поколения.

Любящий свою работу учитель интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения и оформления своего внешнего вида, которые наиболее адекватны для педагогической деятельности, которые будут способствовать созданию имиджа безупречного педагога.

С. А. Клубникина

Дизайн костюма и живопись: от изучения к творчеству

В последнее десятилетие проблема взаимодействия дизайна и изобразительного искусства особенно актуальна. Опираясь на традиции «чистого» искусства, современный дизайн костюма утверждает и часто выдвигает на первый план эмоционально-образную художественную составляющую проектирования.

Современный дизайн характеризуется общим с живописью качеством художественности, а в живописи прослеживается такая характерная особенность современной культуры, как проектность. Живопись, являясь традиционной формой изобразительного искусства, выработала свою особую систему пространственных и пластических ценностей. Способность живописца не только интуитивно «схватывать», но и анализировать, моделировать пространственно-средовые отношения, определяет существенное воспитательное

189

значение живописи для дизайнера костюма. В настоящее время прослеживаются образно-стилевые, концептуальные и композиционные взаимодействия моделирования и живописи.

Важнейшей функцией художественных дисциплин, изучаемых в процессе профессионального образования дизайнера, является формирование специфического художественно-дизайнерского мышления. Дизайнерское мышление определяется как оперирование наглядно-чувственными образами - как образное мышление, развить которое в значительной степени помогают занятия по живописи.

Тематический ряд натюрмортов для будущих дизайнеров по костюму не должен замыкаться на «классических», традиционных сюжетах. Современность и даже обыденность могут преобразиться в работах студентов-дизайнеров, изменить отношение к своей профессии, пройдя через «живописное конструирование». Манекены, вешалки, обувь и одежда, дополненные привычными для натюрморта посудой и мебелью, открывают нам мир, в котором живет студент - пространство, где он формируется как профессионал. Особая отзывчивость на чувственные особенности действительности, присущая «живописному» взгляду, позволяет заново увидеть предметы, чем существенно отличается от обыденного, житейского взгляда (имеющего определенную границу в восприятии новых признаков предметов). Этим можно объяснить тот факт, что при обычном наблюдении объектов человек подчас не может воспроизвести их достаточно точно, несмотря на то, что встречается с ними ежедневно.

Другим качеством «живописного» взгляда является отражение в творчестве дизайнера его эстетического отношения к действительности, проявление чувств и других особенностей личности. «Типический образ становится художественным, когда он имеет эстетическую ценность, когда он открывает нечто новое в действительности, когда он индивидуален, оригинален и выразителен».

Одна из главных задач для студента - выбор выразительных средств, композиционных структур, колористическое, стилевое, пластическое решение, которое отвечало бы замыслу, отражало индивидуальность.

В мышлении будущего дизайнера по костюму присутствует эмоциональность, которая связана с особенностями эстетического отношения к действительности, предметно-пространственной среде и проявляется в эстетических переживаниях, сопутствующих работе с цветом. С помощью фантазии и эстетики студенты превращают реальный мир предметов в идеальный мир художника, дизайнера, модельера.

В студенческих работах всегда отражается личный опыт, интересы, склонности, некоторые свойства интеллекта, своеобразие

190

других психических процессов, эмоциональное состояние конкретной личности.

Положительным моментом в процессе обучения живописи можно считать приобретение чувства стиля, цвета, пропорций, композиции. Такое стандартное задание как натюрморт может в значительной степени повлиять на самоопределение, осознание студентом своего «Я», поможет выбрать «свой путь», или собственные живописные приемы, определить излюбленные мотивы. Если состоявшийся дизайнер по костюму решает вернуться к живописи -он в первую очередь использует собственный арсенал средств и знаний.

Живопись и мода взаимодействуют по-разному. В некоторых случаях это лишь обмен сюжетами. Художник может косвенно соприкасаться с миром моды, как в случае Шимона Окштейна, отец которого был портным. Предметы, вынесенные Окштейном из детства, стали ностальгией по прошлому. Увеличенные в двадцать (а иногда и пятьдесят) раз они экспонируются в галереях Нью-Йорка. Окштейн исследует отношения одушевленного с неодушевленным, он рассказывает о женщине не просто через моду, но через атрибуты моды, близкие каждой женщине - пальто, чулки, помада, бюстгальтер, шляпка, шпильки и пр. Искусство Шимона Окштейна повествует о женщине мегаполиса - уверенной, активной и слегка агрессивной. Это скорее «девушки с обложек», чем скромные красавицы. С годами сюжеты художника менялись, но неизменными остались действующие лица - вещь и тайна (URL: http://art.1september.ru. Дата обращения: 20.11.2011). Изображения женщины постепенно исчезли, вместо них появились наполненные эротизмом предметы - наперсток, булавка, вешалка, манекены, туфли на высоком каблуке, пуговицы. Окштейн как бы превращает каждую женщину в вещь, а каждую вещь в женщину.

Довольно часто авторы обращаются к живописи после долгой и успешной работы в мире моды. Кензо Такада - основатель марки «KENZO» представил в московской галерее «Триумф» (URL: http://izvestia.ru дата обращения: 25.11.2011) серию своих живописных работ. Японец по происхождению, Кензо стал знаменитым в Париже, достигнув пика славы в 1970-80-е гг.; после 1999 г. он оставил мир большой моды. Представленные работы - большие холсты и серия акварелей объединены темой театра, актеры изображены в масках и пышных костюмах. Кензо делает акцент на декоративные элементы. На полотнах изображен один и тот же человек, одетый в пышные театральные наряды и держащий в руке маску. Ощущение действия, спектакля отсутствует - зритель сталкивается с самим автором, его автопортретом, однако японец европеизировал черты своего лица. По словам автора, он занимается живописью в первую очередь для самого себя.

191

Живопись может быть творческим процессом, параллельно протекающим с работой дизайнера. Выставка «Сад моей души» в одной из московских галерей раскрывает тему цветов в живописи. Автор - Ольга Полухина - прежде всего известный московский модельер, и такое буйство красок кажется неожиданным. Она увеличивает каждый цветок до громадных размеров - на весь холст, а иногда уводит изображение за пределы рамы. Свои живописные произведения она характеризует как одну из граней своего творчества.

Некоторые петербургские дизайнеры совмещают живопись и моделирование. Одна из самых ярких фигур в мире моды Петербурга - Татьяна Парфенова создает свои полотна параллельно с утонченными коллекциями одежды. Её живопись - отражение жизни художника, простой и сложной одновременно. Парфенова не эксплуатирует тему костюма, она рассказывает о своей жизни, о смене времен года, птицах за окном, чистой или грязной посуде, платье, висящем в витрине её бутика. Зрителю становится понятно, что она любит цветы, виноград, что её волнует снег или рыбки в аквариуме. Выставка Т. Парфеновой прошла в галерее «Алкемист» (URL: http://www.iskusstvo-tv.ru/Vistavki. Дата обращения: 25.11.2011) и получила множество положительных отзывов. Следует отметить, что модельер - выпускница училища им. Серова. Можно предположить, что она «вернулась к живописи», а может быть, никогда от неё и не уходила.

Моделирование одежды иногда оказывается менее интересным для петербургских мастеров. Достаточно вспомнить сложные по цвету, изысканные виды Санкт-Петербурга, Венеции и Бордо в исполнении Сергея Бакина - выпускника кафедры «Дизайн костюма» СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Моделирование одежды он оставил, но благодаря этому «расставанию» мы можем видеть красоту европейских городов и лица их обитателей, скрытые туманом экспрессии, сосредоточенные и в то же время рассеянные (URL: http://artist10.erarta.com дата обращения: 23.12.2011). С. Бакин стал художником, а не модельером, возможно, в этом есть заслуга школы - в СПГХПА им. А.Л. Штиглица живописи уделяют большое внимание студенты всех кафедр. Такой подход даёт возможность заняться живописью спустя годы после окончания вуза.

Взаимоотношения живописи и мира моды слишком сложны и не исчерпываются только вдохновением (живопись как точка отсчета для создания коллекций одежды). Мы можем наблюдать их параллельное существование в творчестве одного автора; заимствование сюжетов как из живописи в костюм, так и наоборот; смену одного вида деятельности на другой. Очевидно, что настолько свободный переход допустим лишь при хорошем уровне базовых знаний в области цвета и колорита, при серьезной школе и умелом руководстве педагога.

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.