Научная статья на тему 'ДИЗАЙН КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДИЗАЙН КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / повседневность / быт / дизайн / проектирование / современность / culture / popular culture / mass culture / everyday life / design / modern

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Крысенко И.И.

В статье рассматривается роль и место дизайн-объектов в контексте современной повседневной культуры с начала 2000-х годов по наши дни. Автором даётся несколько основных характеристик культуры повседневности, а также анализируется роль вещи в повседневной культуре. В тексте рассматриваются актуальные явления в дизайне, тесно связанные с повседневностью: аутентичность объектов; реальная востребованность дизайна в повседневной культуре разных стран; квазидизайн и стайлинг, как последствия влияния маркетинга и моды; дизайн виртуальной среды и «не-вещей»; новейшие технологии дизайн-проектирования, которые только входят в нашу повседневность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OBJECTS AS ELEMENTS OF CONTEMPORARY EVERYDAY CULTURE

This article examines the role and place of design objects in the context of contemporary everyday culture from the early 2000s to the present day. The author gives some basic characteristics of everyday culture and analyses the role of the thing in everyday culture and popular (mass) culture. The text looks at current phenomena in design closely related to everyday culture: the authenticity of objects; the actual demand for design in different countries; quasi-design and styling as an effect of marketing and fashion; virtual and «no-thing» design; and the latest design technologies that are just entering our everyday lives.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

⇒ Теория и история культуры

Д ИЗАЙН КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ

ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 7.05

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-49-57

И. И. Крысенко

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация.

Email: Londonstreet96@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается роль и место дизайн-объектов в контексте современной

повседневной культуры с начала 2000-х годов по наши дни. Автором даётся несколько основных

характеристик культуры повседневности, а также анализируется роль вещи в повседневной

культуре. В тексте рассматриваются актуальные явления в дизайне, тесно связанные

с повседневностью: аутентичность объектов; реальная востребованность дизайна в повседневной

культуре разных стран; квазидизайн и стайлинг, как последствия влияния маркетинга и моды;

дизайн виртуальной среды и «не-вещей»; новейшие технологии дизайн-проектирования, которые

только входят в нашу повседневность.

Ключевые слова: культура, повседневность, быт, дизайн, проектирование, современность.

Для цитирования: Крысенко И.И. Дизайн как один из аспектов повседневной культуры // Вестник

Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 49-57. http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-49-57

DESIGN OBJECTS AS ELEMENTS

OF CONTEMPORARY EVERYDAY CULTURE

Ilya I. Krysenko

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation

Email: Londonstreet96@gmail.com

Abstract: This article examines the role and place of design objects in the context of contemporary

everyday culture from the early 2000s to the present day. The author gives some basic characteristics of

everyday culture and analyses the role of the thing in everyday culture and popular (mass) culture. The

text looks at current phenomena in design closely related to everyday culture: the authenticity of objects;

the actual demand for design in different countries; quasi-design and styling as an effect of marketing

and fashion; virtual and «no-thing» design; and the latest design technologies that are just entering our

everyday lives.

Keywords: culture, popular culture, mass culture, everyday life, design, modern.

For citation: Krysenko I.I. Design as an aspect of everyday culture. The Bulletin of Moscow State

University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6 (104), pp. 49-57. (In Russ.). http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-49-57

КРЫСЕНКО ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ – аспирант Московского государственного института культуры

KRYSENKO ILYA IGOREVICH – Postgraduate student at Moscow State Institute of Culture

© Крысенко И. И., 2021

49

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

Феномен дизайна являясь специфическим Еще в начале 2000-х такие явления как

видом человеческой деятельности, направ- мобильный телефон, интернет и электрон-

ленным на совершенствование предметно- ные книги были чем-то неординарным, за-

пространственной среды сформировался частую труднодоступным обычному город-

в начале XX столетия как отклик на изменение скому жителю. Сегодня, спустя два десятиле-

в культуре европейских стран. [2] Отталки- тия, подобные явления и вещи незаменимы

ваясь от идеи преобразования окружающего для нас в учебе, работе и даже быту, что стало

мира, дизайн всегда находится в противо- особенно очевидно в условиях недавней пан-

речии: с одной стороны желания заказчика демии коронавируса. Вместе с новшествами,

и конечного потребителя, с другой стороны - приходящими в нашу жизнь, подвергаются

интересы маркетинга и производителя. трансформации наши привычки, принцип

Дизайн как метод, процесс и художествен- действий, способы и средства получения ин-

но-техническое проектирование промыш- формации, следовательно, трансформируется

ленных изделий, тесно связан с изменениями культура повседневности. Материальная куль-

в культуре в целом и в культуре повседнев- тура и, в частности, объекты дизайна являются

ности в частности. Серийный характер про- в данном случае как частью системы идей,

изводства дизайн-объектов также указыва- в виде концепций, так и результатом.

ет на принадлежность явления к массовой Глобально, дизайн окружающих нас вещей

и популярной культуре. можно разделить на две больших категории:

Целью исследования является выявле- к первой будут относиться объекты элитарной

ние взаимосвязи культуры повседневности культуры, выпущенные малыми тиражами или

и дизайна. Для достижения цели в статье вовсе сделаные на заказ, являющиеся скорее

рассматриваются следующие вопросы: на- искусством; ко второй категории можно от-

учные подходы к изучению культуры по- нести утилитарные предметы, выпускаемые

вседневности, массовая культура как часть крупными партиями, относящиеся к массовой

культуры повседневности, роль вещи в куль- культуре. Роль и место таких повсеместно рас-

туре повседневности, дизайн в структуре пространенных вещей в современной культуре

повседневности. требует более детального изучения.

Говоря про актуальные характеристи- Культура повседневности имеет мно-

ки повседневной культуры «современно- жество определений. Рассмотрим подходы

сти», мы подразумеваем временной отрезок к изучению данного феномена во временном

с 2000‑го года по наши дни. Для обозначенного промежутке от второй половины ХХ века

периода характерна динамичность и текучесть до наших дней. На протяжении долгого пе-

развития социума. Направление к упорядо- риода в отечественной науке, существовала

чению и самоорганизации частей системы концепция, в которой было принято отно-

из состояния хаоса наблюдается в различных сить к культуре только часть человеческой

сферах человеческой деятельности и, в част- деятельности, направленную на совершен-

ности, в дизайне. Мы можем заметить, что ствование и развитие человека. Материальное

анализ развития общества предполагает под и социальное «тело» оставалось за рамками

собой междисциплинарный подход и порой культуры, часто критиковалось, эти аспекты

нетривиальный результат. характеризовали как цивилизацию. Такой

50

⇒ Теория и история культуры

подход, в частности, характерен для выдаю- повседневности, как неделимый мир социо-

щегося отечественного мыслителя В.М. Ме- культурных значений, смыслов и установок,

жуева: критикуя культуру, создаваемую ка- которые не подлежат сомнению и формируют

питализмом, исследователь говорит о том, привычки поведения и мышления в обще-

что «…именно вещи оказались в буржуазном ственной и частной (бытовой) жизни чело-

обществе «мерой» человека», «…сама культура века. [3]

перестает рассматриваться здесь как выра- Б. Вальденфельс отмечает динамичность

жение духовной развитости индивида, твор- повседневности и вводит понятия «оповсед-

ческой наполненности и осмысленности его невнивания» (Veralltaglichung) и «преодоле-

жизни…». [6] Согласно обозначенной идее, вания повседневности» (Entalltaglichung). [1]

с одной стороны, четко определяется функция Различные явления становятся для нас обык-

культуры как стремления к нравственному новенными в результате частого воспроизведе-

и духовному идеалу, но с другой, исследова- ния и напротив, привычное утрачивает связь

тели оставляют за рамками или критикуют с повседневностью, если теряет актуальность,

более широкие, зачастую связанные с мате- и подвергается постепенному забвению. Так-

риальностью сферы жизни и деятельности же, исследователь пишет о том, что культура

в пространстве культуры (быт, повседнев- повседневности тесно связана с природой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность, массовая культура и т.д.). и «Изначально исходит из требований про-

Для современного культурологического стого выживания» [1] и является первым

знания актуален тезаурусный подход к харак- шагом на пути человека из естественного

теристике культуры, представленный такими в культурное состояние. В ходе истории фор-

исследователями как: М.В. Луков, Вал.А. Лу- мы повседневной культуры усложнялись,

ков, Вл.А. Луков и Т.Ф. Кузнецова. М.В. Луков становились более изысканными, но связь

в исследовании «Культура повседневности» с базовыми человеческими потребностями

проводит черту между обыденной и повсед- сохраняется и сегодня.

невной культурой: «под «обыденной культу- Другая особенность культуры повседнев-

рой» логично понимать ту сферу культурной ности, заключается в том, что она не получила

жизни, которая связана с бытом и обыденным институционального оформления, является

сознанием. Под «культурой повседневности» общедоступной и всепроникающей, вне зави-

- весь объем культуры, актуализированной симости от образования или уровня достатка

в человеческой жизнедеятельности сегод- субъекта. Будучи городским жителем, мож-

няшнего дня, здесь и сейчас.» [4] Обыденная но быть непричастным ко многим отраслям

культура, по мнению исследователя, заключена специализированной культуры (политической,

в словах, жестах и действиях, часто доведен- религиозной, художественной и т.д.), но едва

ных до автоматизма. В свою очередь, культу- ли получится жить вне культуры повседневно-

ра повседневности, вбирая в себя всё то, чем сти. В связи с этим, можно говорить, что она

живет и интересуется человек, транслирует- образует базу, на которой строится дальней-

ся преимущественно с помощью масс-медиа шее принятие культурных образцов.

(телевидение, интернет, печатные издания). Базируясь на материальном уровне бытия,

В свою очередь Л.В. Кошман, в контексте культура повседневности вбирает в себя зна-

истории культуры характеризует культуру чительное количество ценностей и смыслов,

51

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

что описывается в монографии С.Т. Махли- ности к накопительству и приобретению ма-

ной «Семиотика культуры повседневности». териальных объектов существует определение

Язык и сленг используемые нами каждый «вещизм», оно «…обозначает страсть к вещам,

день, окружающие нас объекты, одежда, дома погоню за ними, причем не в философском,

и интерьеры всё это влияет не только на наше а в обыденном смысле.» [12] С другой сторо-

физическое существование, но также на ду- ны, комплекс повседневных вещей и характер

ховный аспект повседневной жизни: на миро- отношения пользователей к ним, позволя-

ощущение, понимание своего места в мире. [5] ют исследователям приблизиться к понима-

Исходя из приведенных определений нию не только цивилизационных (формаль-

и характеристик повседневной культуры, мы ных) достижений определенной культуры,

можем утверждать, что ее изучение тесно свя- но и ценностно-смысловых (содержательных)

зано с бытовым и материальным уровнем бы- особенностей данного общества, например,

тия. Для повседневной культуры характерен в таком контексте рассматривают вещи Р. Барт,

синтез разных сфер культуры, перманентно Ж. Бодрийар, Ю.М. Лотман.

присутствующих в нашей жизни и окружаю- С.Т. Махлина в монографии «Семиотика

щих нас каждый день, а также синергетиче- культуры повседневности» также отмечает

ский характер. Несомненно, массовая куль- сосуществование аксиологической и практиче-

тура также является неотъемлемой частью ской функции в окружающих нас вещах. Опре-

культуры повседневности. Несмотря на то, деленная историческая эпоха и националь-

что повседневная культура базируется на бы- ная культура всегда оставляют характерный

товой жизни и имеет тесную связь с базовыми отпечаток на вещах, однако на сегодняшний

человеческими потребностями, неотъемлемым день отмечается сближение национальных

является и семиотический аспект обыденных культур. [5] Разнообразие дизайнерских ре-

действий и предметов. Благодаря исследова- шений, с одной стороны, позволяет проявить

ниям повседневной культуры, существует индивидуальность отдельному человеку,

возможность детально рассмотреть уровень но в глобальном контексте приводит к стан-

функционирования современного общества, дартизации. Повседневная жизнь, проявляе-

в частности через вещи и дизайн этих вещей. мая через базовый набор вещей, становится

Социально-гуманитарные науки при- все более схожей в разных частях развитого

держиваются двух основных направлений мира, несмотря на отличительные особенности

в изучении вещи в повседневной культуре. мировых культур. В частности, этому способ-

С одной стороны, таких исследователей ин- ствуют очень близкие стандарты эргономики

тересует содержание информации о соци- и качества изделий, а также влияние принци-

альных характеристиках, диалог элитарного пов функционального и интернационального

и массового: вещь как статус-символ, элемент стилей дизайна, вошедшие в массовую куль-

стиля жизни или принадлежности к груп- туру во второй половине ХХ века.

пе. Например, Г.Маркузе рассматривает по- Формированием стилистического образа

ложение личности в обществе потребления и смысла вещей занимается дизайн. Филосо-

и способы контроля над индивидом с помо- фия и культурология, несомненно, рассма-

щью искусственного создания новых потреб- тривают дизайн как средство преобразования

ностей. Для обозначения крайней привязан- окружающего мира. Один из классических

52

⇒ Теория и история культуры

постулатов дизайна состоит в том, что эсте- ство сборки, материалы и художественный

тичная предметная среда существования образ практически до совершенства. [9] Не-

человека усовершенствует и гармонизирует смотря на то, что схожие идеи транслируются

духовное состояние общества. Дизайн выпол- многими влиятельными дизайнерами начи-

няет функции инструмента социокультурного ная с середины ХХ века (Участники Ульмской

моделирования благодаря выработанному школы, Дитер Рамс, Виктор Папанек и др.)

в этом виде профессионально‑творческой на сегодняшний день, в условиях повсеместно-

деятельности языку, с помощью которого го распространения маркетинга и коммерции,

потребитель продуктов дизайна считывает, на рынке превалируют излишне яркие объек-

сознательно или бессознательно, определенные ты дизайна, акцент делается на привлечение

идеи и установки. [8] Говоря о роли дизайна максимального внимания потенциальных

в воздействии на личность и общество, от- покупателей. Упор в производстве таких то-

мечают неявный, зачастую неосознаваемый варов делается на эстетику, украшательство

потребителем характер влияния. [9] В данном и максимальную экономическую выгоду про-

тексте мы рассматриваем дизайн с точки зре- давца. Удовлетворение сиюминутного спроса –

ния результата художественно-проектной де- основная задача подобных изделий.

ятельности в виде физических промышленно Конечно, нельзя сбрасывать со счетов

производимых объектов и предметов, а также желания заказчика и конечного потребите-

беспредметной, виртуальной среды. ля, однако, как правило, они касаются фор-

С утилитарно-функциональной точки мальных и эстетических категорий конечного

зрения хороший дизайн должен быть удо- продукта, что мало затрагивает фундаменталь-

бен настолько, что становится незаметен, он ную дизайнерскую идею. Это ведет к потере

не привлекает много внимания и гармонич- качества объекта, он быстро выходит из моды

но вписывается в пространство повседнев- и, соответственно, ненадолго задерживается

ности. Объекты хорошего дизайна удобны, в нашей повседневности. Такие объекты не

эргономичны, долговечны, соответствуют вызывают эмоциональной привязки и редко

принципам экологичности, демократичности соответствуют принципам экологии и гума-

и практически не зависят от модных тенден- низма. Однако все мы подвержены влиянию

ций и маркетинга. Влиятельный дизайнер маркетинга, инструменты и технологии кото-

Филипп Старк, в начале 2000-х годов так рого постоянно развиваются. [11]

описал цель своей художественно-проект- Ярким примером является резкая,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной деятельности – «убить дизайн». Смысл протестная смена стилей, происходившая

выражения раскрывается в том, что главная в 60-е-70-е года ХХ века в западных странах.

задача дизайнера – это создание высокохудо- В послевоенное время Европейские дизайнеры

жественных предметов доступных каждому. продолжали развивать идеи функционализ-

Объекты дизайна, будь то светильник, стул ма, выработанные еще в 30-е годы. Минима-

или соковыжималка по минимальной цене листичный и чистый стиль, опирающийся

должны и могут быть одинаково привлекатель- на естественные текстуры материалов, взаи-

ны как для состоятельных потребителей, так мосвязь формы и содержания характерен для

и для людей с низкими доходами, ведь дизайн европейских и американских мастеров (Ульм-

и новые технологии позволяют довести каче- ская школа, Супруги Имз, Людвиг Мис ван дер

53

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

Роэ, Ээро Саариен, Вальтер Гроппиус, Арне Таким образом, аутентичный дизайн шари-

Якобсен и др.). Подобные аутентичные, закон- ковой ручки остается неизменным уже более

ченные произведения дизайна укоренились века, однако квазидизайн или «стайлинг»,

в массовой культуре того времени. Однако направленный на украшение, маркетинго-

в конце 60-х годов, при активном развитии вую выгоду, привлечение внимания, меняется

экономики, выросла и индустрия изделий- постоянно, являясь дополнительной опци-

имитаций, они были похожи, но сильно усту- ей, не влияющей на суть предмета. Отсюда

пали по функциональным и эстетическим ка- складывается вывод, что дизайн большинства

чествам товарам “Good design” (хорошего ди- окружающих нас вещей полноценно сложился

зайна). Это был один из аспектов, вызвавших на сегодняшний день, имеет законченный

возмущение в интеллектуальной молодежной вид, однако погоня за статусом или эстетикой

среде и, как следствие, начала зарождаться вол- со стороны потребителя и за экономической

на антидизайна и постмодернизма, черпающая выгодой со стороны продавца продолжает

идеи из поп культуры и поп арта, сместившая подпитывать индустрию квазидизайна, что

вектор с утилитарно-функционального значе- в свою очередь ведет к созданию избыточных

ния дизайна на социокультурный. тиражей продукции.

В подтверждение вынесенных выше Проблема перепроизводства и экологии

идей, приведем важный тезис о положении волнует дизайнеров и исследователей самых

дизайн-объектов в структуре повседневной разных областей с конца 60-х годов ХХ века.

жизни из текста «О положении вещей. Ма- Актуальный дизайн сегодня немыслим

лая философия дизайна» Виллема Флюссера. без принципов ответственного потребления,

В качестве примера исследователь описывает ставшими в современном мире одним из обя-

авторучку, ценность материала и изготовления зательных направлений для массового бренда.

(затраченного труда) которой на сегодняшний В России идеи в этом направлении транслирует

день ничтожно малы, однако единственное, как массовый ритейл, занимающийся одеждой

что придает ручкам ценность — это их изна- и мебелью (H&M, UNIQLO, ZARA, IKEA), так

чальный аутентичный дизайн, объединив- и продуктовые сети (X5 retail, Вкусвилл, Ашан

ший в себе выдающиеся идеи науки, искусства и т.д.). Этот тренд в маркетинге и дизайне

и экономики. Эта вещь и ее основная функция безусловно становится культурной нормой

так прочно вошли в нашу повседневность, повседневности и является примером того,

что мы не удостаиваем и малейшим внима- что мода – это не всегда кричащие заголовки

нием стоящие за ней идеи. [10]. Авторучка, и яркие цвета. Раздельный сбор мусора, по-

как дизайн-объект подталкивает нас к ряду вторное использование, сознательное потре-

размышлений о дизайне, маркетинге и статусе бление – безусловно «чистые», этически пра-

её владельца: в основе любой ручки стержень вильные тренды, устойчиво вошедшие в нашу

с чернилами, что является ее функциональной жизнь, однако все это актуально для развитых

основой, сутью и составляет незначительную стран с сильной экономикой.

стоимость, однако оболочка и упаковка тако- Стоит отметить, что дизайн для стран

го предмета могут достигать цены сложного с невысоким уровнем развития будет суще-

технического объекта, при сохранении той же ственно отличаться. Так, например, не имеет

функции – оставлять след чернил на бумаге. смысла строить в бедных районах Африки

54

⇒ Теория и история культуры

торговые центры и продавать там сложную сер, рассматривая современную нам повсед-

современную технику, здесь необходимы невную культуру говорит о постепенном от-

базовые и дешевые средства выживания – делении понятия материи от понятия объекта:

быстровозводимое жильё, мобильные ме- социальные сети, компьютерные программы,

дицинские пункты, дешевые средства связи «софт», обобщенно определяемые как «не-ве-

и т.д. Пример дизайнерского изобретения щи». Несмотря на нематериальность подобных

для небогатых стран описан Виктором Папане- объектов, говорится о более ответственном

ком в книге «Дизайн для реального мира». Ав- подходе к их оформлению (со стороны про-

тор самостоятельно разработал радио, которое граммистов и дизайнеров). Отделяясь от фи-

можно собрать из подручных средств: консерв- зических объектов дизайн не становится менее

ной банки, пары гвоздей и проволоки. Схемы реальным, а наоборот крепче укореняется

создания такого радиоприемника распростра- в нашу привычную жизнь. [10] Если большин-

нялись бесплатно. Интересно отметить, что ство предметов реального мира уже приобрели

со временем антропологи стали находить та- свой аутентичный, базовый дизайн, то мир

кие радиоприемники, украшенные роспися- «не-вещей» продолжает совершенствоваться

ми, бусинами, цветными камнями и нитками. и расширять границы возможностей.

[7] Подобное визуальное совершенствование Помимо вирт уальных технологий,

утилитарных объектов, может говорить о двух на сегодняшний день развивается большое

аспектах: с одной стороны – желание выделить количество сложных научных процессов,

практическую и семиотическую значимость, формирующих симбиоз с дизайном: микро-

с другой стороны, необходимость наделить и макро-технологии, автоматизированные

предмет индивидуальными эстетическими биологические процессы (опыление, обработка

характеристиками, чтобы обозначить при- почвы, регулирование микроклимата) и дру-

надлежность и сделать его более привлека- гое. Большинство подобных технологий нахо-

тельным. дятся на стадии эксперимента и разработки,

Запрос на дизайн вещей первой необхо- следовательно являются недоступными для

димости не теряет актуальности. Как и 50 лет рядового пользователя, несмотря на большой

назад, сегодня по-прежнему существует не- потенциал. В повседневную практику, однако,

обходимость смены вектора дизайнерской все увереннее входит уже упомянутая нами

деятельности с обслуживания маркетинга технология 3д печати, в которой преуспевают

на «реальный мир» и описываемое Викто- и отечественные разработчики: данная техно-

ром Папанеком большинство, формируемое логия активно используется в авиационной

из меньшинств (малоимущие, инвалиды, люди и космической областях, в машиностроении,

в трудных жизненных ситуациях и др.). Сегод- медицине, а также в бытовых нуждах.

ня технологии позволяют создавать подобные Рассмотрение культуры повседневности

дизайн-объекты с помощью 3д печати, которая через вещи может многое рассказать о жизни,

с каждым годом становится всё доступнее. привычках и актуальных ценностях обще-

Говоря о современных разработках в кон- ства, принципах ежедневного цикличного

тексте повседневности невозможно обойти поведения. Несмотря на кажущуюся простоту

стороной ставшее привычным виртуальное и обыденность повседневности, она вовсе

пространство. Так, например, Виллем Флюс- не толерантна к некачественным вещам, у нее

55

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

высокий ценз. Объекты дизайна, окружающие не требует значительных изменений или об-

нас в пространстве повседневной культуры, новления, однако стремление как потребите-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проходят постоянную сверку с внутренним лей, так и производителей (промышленников,

камертоном принятия в повседневность, маркетологов и т.д.) к обновлению и преоб-

и лишь объекты дизайна, органично в нее впи- разованию материального мира создает пло-

сывающиеся могут считаться действительно дотворную почву для развития квазидизайна

выдающимися. и стайлинга. Несмотря на это, современный

Таким образом, на сегодняшний день дизайн, подкрепляемый маркетингом, придер-

“Good design” (хороший дизайн), вне зави- живается принципов устойчивого развития

симости от страны-производителя привле- и экологичности, воспитывая потребителя

кателен во всем мире. Это ведет к стандарти- в этом направлении, что, очевидно, иллюстри-

зации и сближению культур и, как следствие, рует противоречие современной дизайнерской

повседневность людей в разных частях мира деятельности в контексте повседневной куль-

приобретает схожие черты. Однако сильно туры. Перечисленные тезисы подтверждают

отличается дизайн для развитых и развива- причастность дизайна к масскульту: он обще-

ющихся стран, так как направлен на удовлет- интересен, зачастую клиширован, увлекателен

ворение разных потребностей, зависящих для восприятия массовым реципиентом, широ-

от уровня жизни. Важной частью повседнев- ко распространен в повседневности. При этом,

ности современного развитого мира явля- массовый дизайн может быть интересен как

ется виртуальный мир, который наполня- непритязательному рядовому пользователю,

ют «не-вещи»: дизайн приложений, сайтов, так и образованному человеку, представителю

программного обеспечения с каждым годом культурной элиты. Мы можем сделать вывод

делает активные шаги вперед, ориентирован о том, что продукты дизайна, физические

на простоту и удобство использования. Так- и цифровые – это неотъемлемая часть повсед-

же, стоит отметить, что аутентичный дизайн невной культуры, которые помимо функци-

большинства наполняющих нашу повседнев- ональных или материальных свойств, также

ность физических объектов уже состоялся, обладают семиотической значимостью.

Список литературы

1. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. Социо-Логос. Вып. 1 // сост.

и общ. ред. В. В. Винокурова и В. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1991. С. 47.

2. Козловский В.Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСА и Баухауза:

компаративный анализ. Москва: Вестник МГУКИ 2015 1 (63). С.220-224

3. Кошман Л. В. Культура повседневности // Энциклопедия - Фонд знаний «Ломоносов» [Электронный

ресурс] URL: www.lomonosov-fund.ru (дата обращения 15. 01.2022г)

4. Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности. Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.

М.: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный

университет», 2005. – 232 с.

5. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры

и искусств. - Спб: Алетейя, 2009. – 231 с.

6. Межуев В.М. Культура и история: (Пробл. культуры в филос.-ист. теории марксизма). М.: Политиздат,

1977. - 199 с.

7. Папанек В. Дизайн для реального мира / Виктор Папанек ; [пер. с англ. Г. Северской]. - Москва :

Д. Аронов, 2008. - 414 с.

56

⇒ Теория и история культуры

8. Пендикова И. Г. Дизайн в контексте диалектики элитарного и массового. Омск: ОНВ. 2010. №1 (85).

С. 101-104

9. Пендикова И. Г., Дмитриева Л. М., Феномен дизайна: философско-методологический анализ // ОНВ.

2009. №3 (78).

10. Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. М.: Ад маргинем пресс, 2016. – 160с.

11. Чернова Марина Александровна, Клепиков Олег Евгеньевич Нейромаркетинг: к вопросу об этической

составляющей. Национальный психологический журнал. 2012. №1 (7).

12. Чиркова Н. В. Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности // Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S14. – 0,3 п. л. – [Электронный ресурс] URL:http://e-

koncept.ru/2016/76172.htm. (дата обращения 13. 02.2022г)

References

1. Waldenfels B. Everyday life as a melting pot of rationality. Socio-Logos. Vol. 1 / co-authored and co-edited by

V. V. В. Vinokurov and V. F. Filippov. М.: Progress, 1991. P. 47 (In Russ.)

2. Kozlovskiy V.D. Historical and Cultural Preconditions for the Creation of VKhUTEMAS and Bauhaus:

A Comparative Analysis. Moscow: Vestnik MSUKI 2015 1 (63). P.220-224 (In Russ.)

3. Koshman L. V. Culture of everyday life // Encyclopedia - Knowledge Foundation “Lomonosov” [Electronic

resource] URL: www.lomonosov-fund.ru (accessed 15. 01.2022) (In Russ.)

4. Lukov M. V. Everyday Culture and Culture of Everyday Life. Knowledge. Understanding. Skill. 2005. №3.

Moscow: Autonomous Non Profit Organization of Higher Education ‘Moscow Humanitarian University’,

2005. - 232 p. (In Russ.)

5. Mahlina S.T. Semiotics of Culture of Everyday Life. St. Petersburg State Univ. of Culture and Arts. - SPb:

Aletheia, 2009. - 231 p. (In Russ.)

6. Mezhuev V. M. Culture and History [Text]: (Problems of Culture in Philosophical and Historical Theory of

Marxism). Moscow: Politizdat, 1977. - 199 p. (In Russ.)

7. Papanek V. Design for the Real World / Victor Papanek ; [translated from English by G. Severskaya]. - Moscow

: D. Aronov, 2008. - 414 p. (In Russ.)

8. Pendikova I. G. Design in the context of dialectics of elitist and mass. Omsk : ONV. 2010. №1 (85). P. 101-104

(In Russ.)

9. Pendikova I. G., Dmitrieva L. M., Phenomenon of design: philosophical and methodological analysis // ONV.

2009. №3 (78). (In Russ.)

10. Flusser W. On the state of things. Little Philosophy of Design. Moscow: Ad Marginem Press, 2016. – 160 p.

(In Russ.)

11. Chernova Marina Aleksandrovna, Klepikov Oleg Evgenievich Neuromarketing: to the question of the ethical

component. National Psychological Journal. 2012. №1 (7). (In Russ.)

12. Chirkova N. V. Things and objects of everyday life in the context of everyday culture // Scientific-methodical

electronic journal “Concept”. - 2016. - № S14. - 0,3 p. p. - [Electronic resource] URL: http://e-koncept.

ru/2016/76172.htm (accessed 13. 02.2022) (In Russ.)

Поступила в редакцию 08.12.2021

*

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.