Научная статья на тему 'Дивидендная политика предприятия'

Дивидендная политика предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВИДЕНД / АКЦИОНЕР / АКЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / DIVIDEND / SHAREHOLDER / SHARES / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Ю.В., Реуцков Г.В.

Статья посвящена рассмотрению основных принципов дивидендной и инвестиционной политики предприятия. В качестве примера приводится дивидендная политика ОАО «Лукойл».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dividend policy of the company

Article considers the main principles of the dividend and investment policy of the company. In the example below the dividend policy of OJSC "LUKOIL".

Текст научной работы на тему «Дивидендная политика предприятия»

продукции (работ, услуг) на максимально высоком уровне и тем самым защитить потребителей от недобросовестных производителей и продавцов. [4, С.151]

В современных условиях эффективное внедрение в практику страховых компаний страхования ответственности за качество продукции требует серьезной аналитической работы по системному анализу тарифной политики и формирования страховых резервов, по оценке финансовых показателей экономической эффективности страховой деятельности, по балансированию страхового и инвестиционного портфеля в целом с целью прогнозирования концепции страхования и повышения платежеспособности страховых компаний.

Литература

1. Архипов, А. П. Страхование / А. П. Архипов. - М. : КНОРУС, 2012. -258с.

2. Кучерова Н.В. Тенденции развития страхового маркетинга в России // Изв. Оренбургского гос. аграрного ун-та. - 2010. - Ч. 1, № 4 (28). - С. 154-158

3. Скамай Л. Г. Страховое дело : учебник / Л. Г. Скамай. - М. :Юрайт, 2011.

- 344 с. ^

4. Страхование : учеб.для бакалавров / под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 869 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - 11 экз. - Рек. УМО.

— • —

УДК 336.671.1.

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Мельникова Ю.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Реуцков Г.В., магистрант кафедры экономики и менеджмента,Ю Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных принципов

о о т-»

дивидендной и инвестиционной политики предприятия. В качестве примера приводится дивидендная политика ОАО «Лукойл».

Ключевые слова: дивиденд, акционер, акции, финансирование.

Abstract. Article considers the main principles of the dividend and investment policy of the company. In the example below the dividend policy of OAO "LUKOIL".

Keywords: dividend, shareholder, shares, financing.

Инвестиционная политика предприятия требует определения и проведения предприятием дивидендной политики. Повышенное

внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств. Основные из них, на наш взгляд, сформулированы Д.-К. Шимом и Д.-Г. Сигелом.П оследние отмечают следующее:

- во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

- во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;

- в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

- в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли. В результате это приводит к увеличению коэффициента соотношения долговых обязательств и акционерного капитала.

Прежде всего содержание дивидендной политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Отметим также, что, если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке.

Вкладывая свои средства в акции, их собственник откладывает свое потребление, что является важным обстоятельством для балансирования потребительского рынка. Дивиденд в этом смысле -средство стимулирования распределения личного потребления во времени. Фактор времени необходимо учесть и в более общем виде: независимо от инфляции ситуация в экономике не остается неизменной, поэтому одна и та же сумма денег с течением времени становится не равной себе. Через разные виды процента это противоречие разрешается.

С теоретических позиций выбор дивидендной политики предполагает прежде всего решение ключевого вопроса: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров.

Отсюда в теории дивидендной политики выделяются два основных подхода. Первый базируется на теории начисления дивидендов по остаточному принципу. Основоположники этой теории (Миллер-Модильяни) считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. То есть дивиденды выплачиваются после того, как профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются. И наоборот, если таких проектов нет, то прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. [1]

Рассмотрим дивидендную политику на примере крупной Российской нефтяной компании ОАО «Лукойл».

Дивидендная политика ОАО "ЛУКОЙЛ" основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.

В соответствии с "Положением о дивидендной политике ОАО "ЛУКОЙЛ" , принятым в 2003 году, Совет директоров Компании при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО "ЛУКОЙЛ.[2]

В качестве примера предоставлена таблица изменения дивидендной политики ОАО «Лукойл» с 1995г. по 2012г. (таблица 1).

Таблица 1.

Год Выплата дивидендов за Вид акций Дивиденд на 1

выплаты пе риод акцию, руб.1)

2012 с 1 января 2012 г. по 30 сенября 2012 г. обыкновенные 40

2012 с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. обыкновенные 75

2011 с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. обыкновенные 59

2010 с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. обыкновенные 52

2009 с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. обыкновенные 50

2008 с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. обыкновенные 42

2007 с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. обыкновенные 38

2006 с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. обыкновенные 33

2005 с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. обыкновенные 28

2004 с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. обыкновенные 24

2003 с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. обыкновенные 19,5

2002 с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. обыкновенные 15

2001 с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2000 г. обыкновенные 8

привилегированные 59,16

2000 с 1 января 1999 г. по 31 декабря 1999 г. обыкновенные 3

привилегированные 17,45

1999 с 1 января 1998 г. по 31 декабря 1998 г. обыкновенные 0,25

привилегированные 2,67

1998 с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. обыкновенные 0,22

привилегированные 0,91

1997 с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1996 г. обыкновенные 300

привилегированные 1000

1996 с 1 января 1995 г.3) по 31 декабря 1995 г.2) обыкновенные 200

привилегированные 500

1995 с 1 января 1994 г.3) по 31 декабря 1994 г.3) обыкновенные 500

привилегированные 500

1. До 1996 г. включительно, дивиденды указаны в неденоминированных рублях.

2. В результате проведенного дробления акций начиная с 1995 г. дивиденды выплачивались на акции номиналом 25 рублей, а после деноминации номинал составил 0,025 рублей.

3. За 1994 г. дивиденды выплачивались на акции номиналом 125 неденоминированных рублей[3].

Статья 43 НК РФ гласит что: Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств (абзац введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)[4].

Дивидендная политика должна быть понятна всем, поэтому строить ее необходимо исходя из той посылки, что дивидендная политика есть определенная система передачи информации. На

российском рынке такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Это, безусловно, отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход. При проведении дивидендной политики акционерные общества (советы директоров) должны учитывать, что:

- регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

- выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

- инвесторов интересует стабильность величины дивидендных выплат, скорректированной с учетом инфляции;

- повышение дивидендов за определенный период стоит проводить только при наличии расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем. Если такой уверенности нет, то целесообразно заявить о выплате экстрадивидендов.

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.

Литература

1) М.В. Дубаков. - Дивидендная политика предприятия/ Финансовые исследования . - №3. - 2001.

2) http://www.lukoil.ru/materials/doc/LUKOIL-Dividend_Policy.pdf

Положение о дивидендной политики ОАО «Лукойл».

3) http://www.lukoil.ru/static_6_5id_243_.htmlстатистика дивидендной политикиОАО «Лукойл».

4)Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Раздел IV. Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИ , Статья 43.

УДК 33.334.72

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Войдогова А.Р., студентка 1 курса Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Научный руководитель - Файзулин Е.Ф., старший преподаватель,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности современных методов управления издержками производства.

Ключевые слова: издержки производства, материальные ресурсы, основные фонды предприятия, ресурсосберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.