Научная статья на тему 'Диверсификация российского экспорта'

Диверсификация российского экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова И.П., Зыкова Е.В., Склярова Е.Б.

Преодоление тенденции превращения России в сырьевой придаток мировой экономики требует диверсификации национального хозяйства и экспорта страны. Об этом идет речь в данной статье. Для специалистов в области регулирования экономики и внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация российского экспорта»

Преодоление тенденции превращения России в сырьевой придаток мировой экономики требует диверсификации национального хозяйства и экспорта страны. Об этом идет речь в данной статье.

Для специалистов в области регулирования экономики и внешней торговли.

Диверсификация российского экспорта

И. П. ГУРОВА, доктор экономических наук, Е. В. ЗЫКОВА, Е. Б. СКЛЯРОВА,

Ульяновский государственный университет

В Докладе о мировых инвестициях за 2005 г. (ЮНКТАД) введен новый показатель - индекс инновационного потенциала (UNCTAD Innovation Capability Index - UNICI). Он рассчитывается на основе двух показателей: индекс технологической деятельности (Technological Activity Index) и индекс человеческого капитала (Human Capital Index). Первый характеризует инновационную деятельность страны и исчисляется на основе следующих данных: число исследователей, количество патентов и количество научных публикаций на 1 млн чел. населения.

Второй показатель характеризует наличие подготовленных кадров, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Его основу составляют следующие показатели: грамотность населения, доля населения, имеющего среднее образование, и населения, имеющего высшее образование. Страны мира объединены в три группы: с высоким, средним и низким инновационным потенциалом. Группа с высоким инновационным потенциалом включает 39 стран: все развитые страны, а также страны Центральной и Восточной Европы, вошедшие в состав ЕС, и европейские страны, входящие в СНГ. Россия также относится к числу стран с высоким уровнем инновационного потенциала.

© ЭКО 2007 г.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 2 9

Средним инновационным потенциалом обладают 38 стран. Это страны Юго-Восточной Европы и остальные страны СНГ, а также Азии, Латинской Америки и Африки, осуществляющие индустриализацию, в том числе Китай. Еще 38 стран, включая некоторые страны Латинской Америки, Западной Азии и Северной Африки, характеризуются низким инновационным потенциалом.

По данным Всемирного банка1, в 2005 г. России принадлежит 14-е место в мире по уровню ВВП, исчисленному по текущему обменному курсу (763,7 млрд дол. США), и 10-е место - по уровню ВВП по паритету покупательной способности (1559,9 млрд дол. США).

Хотя мы по-прежнему уступаем многим странам по такому показателю, как доход на душу населения (составившему в 2005 г. 4460 дол. по текущему обменному курсу - 90-е место, и 10640 дол. по паритету покупательной способности - 78-е место), по классификации Всемирного банка Россия перешла из группы стран с доходом на душу населения ниже среднего уровня в группу стран с доходом выше среднего уровня.

Открытость или моноспециализация?

В условиях глобализации рост ВВП в России сопровождается усилением ее интеграции в мировое хозяйство, в систему международных экономических отношений. Страна входит в двадцатку крупнейших экспортеров мира, объемы внешней торговли продолжают расти, российская экономика характеризуется высоким уровнем открытости: внешнеторговый оборот составляет около 50% ее ВВП.

Однако на фоне высокой положительной динамики количественных показателей происходит ухудшение структурных показателей, характеризующих качество экономики и место страны в мировом хозяйстве. Россия, открывшая свои внутренние рынки, оказалась неконкурентоспособной ни на внутренних, ни на внешних товарных рынках. За годы рыночных реформ значительно деградировала товарная струк-

1 World Development Indicators Database. World Bank. 1 July 2006.

тура экспорта, усилилась его сырьевая направленность (рис. 1). В настоящее время доля обрабатывающей промышленности в российском экспорте составляет менее 35%. Удельный вес таких товарных групп, как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), текстиль, текстильные изделия и обувь, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, составляет от 1 до 3%. Доля минеральных продуктов в экспорте возросла с 42% в 1994 г. до 63% в 2005 г., в том числе сырой нефти - с

17,9% до 32,6% соответственно.

%

70

60

11994

□ 2005

3

5

6

1 - минеральные продукты;

2 - металлы и изделия из них;

3 - машины, оборудование и транспортные средства;

4 - продукция химической промышленности, каучук;

5 - драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них;

6 - древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

Рис. 1. Товарная структура экспорта России в 1994 и 2005 гг., % Источники: Центральный банк РФ. Годовой отчет 2001. М.: ЦБ РФ, 2002. С. 232; Центральный банк РФ. Годовой отчет 2005. М.: ЦБ РФ, 2006. С. 234.

50

40

30

20

10

0

На фоне увеличения вывоза сырой нефти, цены на которую постоянно растут (рис. 2), сокращается число товарных групп продуктов, продаваемых на внешних рынках, что ведет к росту концентрации российского экспорта. Если в 1993 г. Россией экспортировались 234 товарные группы продуктов, то в 2003 г. - 225, что привело к росту показателя концентрации экспорта с 0,2 до 0,3. Для сравнения: средний показатель развитых стран - 0,1, развивающихся - 0,2, стран Юго-Восточной Европы и СНГ - 0,28, средний показатель в мире - 0,162.

1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005**

* Цена нефти в 2000 г. составляла 28,2 дол. за 1 баррель

** Данные за II квартал 2005 г.

Источник: UNCTAD Handbook of Statistics - Year 2005. TD/STST.30 -UNCTAD, Geneva. P.46.

Рис. 2. Динамика цен на сырую нефть 1985-2004 гг. (2000 г. = 100)

Аналогичная ситуация складывается и на внутренних рынках - иностранные товары вытесняют отечественную продукцию. Стремясь преодолеть тенденцию превращения страны в сырьевой придаток мирового хозяйства, правительство России приступило к диверсификации экономики. Для страны с открытой экономикой эта задача неразрывно связана с диверсификацией экспорта.

2 UNCTAD Handbook of Statistics - Year 2005. TD/STST.30 - UNCTAD, Geneva. P. 407-408.

32

ЭКО

Как это делают в мире

Диверсификации экономики - одна из ключевых задач экономического развития, которую решают страны, осуществляющие индустриализацию и структурные преобразования в условиях глобализации: Китай, Коста-Рика, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Чили и др.

Диверсификация экспорта в Чили была частью стратегии развития, направленной на продвижение нескольких стратегических секторов на экспортные рынки в целях привлечения прямых иностранных инвестиций в экспортно-ориентированные и в высокотехнологичные отрасли, способные производить продукцию мирового класса. Рост добывающих отраслей использовался для создания благоприятных условий для диверсификации экономики и накопления знаний для развития новых отраслей. Либерализация торговли сопровождалась налогово-бюджетной и денежно-кредитной политикой, способствующей инвестициям и реструктуризации экономики, а также промышленной политикой, корректирующей недостатки рынка и слабость частного сектора мерами распространения информации о рынках и финансовой поддержкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В Коста-Рике переход к режиму свободной торговли осуществлялся постепенно, что позволило минимизировать экономический спад и безработицу и добиться роста экспорта и его диверсификации. На начальном этапе поддерживался стабильный обменный курс валюты и осуществлялось прямое субсидирование традиционных экспортно-ориентированных отраслей. В последующем были сокращены тарифные барьеры и усилены инвестиции в науку, технологии и в развитие человеческих ресурсов. Одновременно проводилась активная политика по привлечению прямых иностранных инвестиций и многонациональных компаний в приоритетные высокотехнологичные секторы экономики.

В Малайзии и Таиланде правительства осуществляют двуединую стратегию, направленную на рост первичного сектора экономики - сельского хозяйства, рыболовства,

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

2 ЭКО №9, 2007

добывающей промышленности, и развитие трудоемких обрабатывающих отраслей (главным образом, легкой промышленности и производства потребительской электроники). В целях развития экспорта созданы специальные государственные агентства, за счет поступлений от экспортных пошлин сформированы специальные фонды для финансирования инвестиций в НИОКР, широкое распространение получили свободные экономические зоны.

Целенаправленные усилия по росту и диверсификации экспорта предпринимаются в Республике Корея. В сельском хозяйстве экспортные субсидии используются в ограниченном объеме для снижения издержек экспортёров в целях поддержания производства определенных продуктов: фруктов, овощей, кимчи, цветов, женьшеня и крупного рогатого скота. Другой инструмент - это льготы по пошлинам (возврат пошлин) и налоговые льготы в случае использования импортного сырья для производства экспортируемой продукции, в Корее импортное сырье составляет около 2/3 стоимости экспорта.

В этой стране общеприняты финансовые инструменты -кредитование и страхование экспорта, а также предоставление гарантий. Государственный экспортно-импортный банк Кореи (Export-Import Bank of Korea) предоставляет кредиты и гарантии и корейским производителям, и иностранным покупателям корейских продуктов. Прямое кредитование направлено, прежде всего, на обслуживание контрактов на поставку корейского оборудования - станков, машинного оборудования и судов. Государственная Корейская корпорация страхования экспорта (Korea Export Insurance Corporation) обеспечивает страхование риска неосуществления экспортной сделки или неплатежей со стороны покупателя в связи с политическими и коммерческими рисками.

Корейское правительство осуществляет продвижение и маркетинг экспорта. Корейское агентство по продвижению торговли и инвестиций (Korea Trade and Investment Promotion Agency) ищет покупателей для корейских продуктов по всему миру, организует или предоставляет по-

мощь в организации торговых представительств и выставок как внутри страны, так и за её пределами.

Республика Корея ставит перед собой цель к 2010 г. войти в четверку индустриальных супердержав мира. Эта цель сформулирована в стратегии развития, разработанной в 2001 г. Министерством торговли, промышленности и энергетики страны. В части диверсификации экспорта заявлено о том, что к 2010 г. 1000 корейских продуктов должны стать «продуктами мирового класса», в 2004 г. таких продуктов насчитывалось 440.

Стратегия развития опирается на принцип «выбор приоритетов и концентрация усилий». Если в настоящее время основные отрасли корейской экономики - это судостроение, производство полупроводников, автомобилей, текстильных изделий, лекарственных препаратов, стали, запчастей и материалов для машиностроения, то в будущем таковыми должны стать производство цифровых устройств, электронного медицинского оборудования, биотехнологии, экологические технологии, самолетостроение.

Государственная поддержка экспорта в России

Правительство России осуществляет государственную поддержку экспорта промышленной продукции, используя торгово-экономические, организационные, финансовые и информационно-консультационные инструменты.

Разработанная система мер государственной поддержки преследует следующие цели:

И обеспечение конкурентных преимуществ;

И поддержка и защита интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке;

И рост экономического потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.

Она включает следующие меры:

0 финансовая поддержка экспорта;

0 расширение доступа российских экспортеров на внешние рынки;

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 2*

0 организация выставочно-ярмарочной деятельности на международных выставках;

0 информационно-консультационная поддержка экспортеров;

0 тарифные преференции.

Особое значение правительство РФ придает финансовой поддержке. Она осуществляется на основе Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, сформулированной в 2003 г. Документ предполагает кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Определен перечень продуктов, экспорт которых поддерживается государственными гарантиями, а также список стран-импортеров. Однако программа государственной поддержки российского экспорта в явном виде не формулирует задачу его диверсификации.

Критерии национального проекта «Диверсификация экспорта»

Диверсификация российского экспорта может послужить средством, которое «вытянет» экономику страны из «сырьевой ловушки» и станет локомотивом структурной перестройки экономики и ее диверсификации. Целевая программа «Диверсификация экспорта», имеющая статус национального проекта, должна расширить круг российских продуктов, занимающих прочное положение на мировых рынках и имеющих статус «продуктов мирового класса». Программно-целевой подход позволит сформулировать конкретные цели, сроки их осуществления, объекты и субъекты программы, выделяемые на реализацию проекта ресурсы, а также контролировать выполнение программы.

«Правила игры» рыночной экономики и законы честной конкуренции ограничивают прямую государственную поддержку частных предприятий, но не запрещают государству участвовать в финансировании НИОКР, создании рыночных инфраструктур, распространении информации. Проект должен охватывать не предприятия, а конкретные отечественные продукты тех производителей, которые имеют благо-

36

ЭКО

приятные краткосрочные и долгосрочные перспективы на мировых рынках и в мировой экономике в целом. Для их отбора следует использовать три взаимосвязанных критерия: технический, рыночный и финансовый.

Технический критерий. Вхождение в мировой рынок ограничено не только торговыми, но и техническими барьерами. Торговые барьеры (пошлины, квоты и др.) преодолеваются в процессе либерализации торгового режима. К числу технических барьеров относятся требования, предъявляемые к качеству продукции. Диверсификация экспорта и увеличение числа экспортируемых товаров требует не только торгово-экономических и финансовых мер, но и совершенствования технического регулирования в России в направлении гармонизации стандартов. «Продукт мирового класса» означает соответствие его технических характеристик и потребительских свойств мировым стандартам качества.

России предстоит большая работа по гармонизации стандартов. В плановой системе хозяйствования существовали единые стандарты, обязательные для исполнения всеми производителями. В связи с переходом к рынку принят федеральный закон «О техническом регулировании». Теперь государство устанавливает технические регламенты обязательного характера. Они обеспечивают безопасность продукта, служат основой технического регулирования в целях защиты рынка от недоброкачественных и потенциально опасных изделий, оптимизации использования ресурсов, снижения затрат на стандартизацию.

Остальные стандарты имеют добровольный характер и связаны с повышением конкурентоспособности. Пока в России разработано 55 регламентов, к 2008 г. их должно быть 181, а к 2010 г. - 300 технических регламентов в статусе федеральных законов. Российское правительство выделяет 17 систем технического регулирования, важнейшими из которых являются системы в электроэнергетике, строительстве, на железнодорожном транспорте, в сферах космической деятельности и пожарной безопасности. Вступление России в ВТО предполагает приведение технических требований в соответствие с международными стан-

дартами, средний мировой уровень гармонизации требований составляет 35-37%. В некоторых вопросах России удалось добиться более высокого показателя - например, проект специального технического регламента «О безопасности низковольтного оборудования» гармонизирован с Евродирективой на 85%.

Основным инструментом в разработке национальных стандартов является использование стандартов международных. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации, представляющей Российскую Федерацию. В рамках ИСО эксперты разрабатывают стандарты, которые носят рекомендательный характер, но их выполнение говорит о высоком качестве продукции. Для российских предприятий прохождение процедуры сертификации качества в этой международной организации - шаг на пути повышения конкурентоспособности. Министерство промышленности и энергетики, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии могут в значительной степени способствовать ускорению этого процесса в России, оказывая информационную и консультационную помощь российским экспортерам.

Рыночный критерий. При отборе российских продуктов для национального проекта «Диверсификация экспорта» возникает необходимость оценивать их перспективы на фоне тех тенденций, которые сформировались на мировом рынке. Рыночный критерий определяется динамикой рыночной доли продукта, характеризующей его «рыночный динамизм». К числу товаров с высоким рыночным динамизмом относятся продукты, доля которых в мировой торговле растет опережающими темпами. 40 наиболее динамичных товарных позиций в 1985 г. имели рыночную долю 21,84%, а в 2000 г. - уже 36,71%.

Товарная структура российского экспорта значительно отличается от мирового. В международной торговле преобладает удовлетворение спроса на продукцию обрабатывающей промышленности. В мировом экспорте на долю мине-

ральных продуктов приходится всего 14-15%, в том числе на долю минерального топлива -11-12%, на долю сельскохозяйственных продуктов - 9-10%. Большую часть мировой торговли составляют продукты обрабатывающей промышленности (75-77%). В аналитических целях продукцию обрабатывающей промышленности подразделяют на 4 группы: материалоемкие, низкотехнологичные и продукты производства со средним и высоким уровнем технологий. К материалоемким относят производства с простыми технологиями, например, пищевая промышленность, к производствам с низким уровнем технологий - отрасли, не требующие высокой квалификации рабочей силы и больших затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в которых основным производственным фактором является рабочая сила, например, легкую промышленность.

Тяжелая промышленность, производство станков и оборудования, стандартных электронных и электрических изделий в современной мировой экономике характеризуются сложной, но не подверженной быстрым изменениям технологией, средним уровнем затрат на НИОКР. Это отрасли со средним уровнем развития технологий, их особенностью является высокая отдача от масштабов производства. К высокотехнологичным продуктам относят сложные электронные и электрические товары (включая информационные и коммуникационные технологии), аэрокосмические изделия, сложные инструменты, фармацевтические продукты, для производства которых требуются передовые производственные мощности, крупные инвестиции в НИОКР, передовые технологические инфраструктуры и тесное взаимодействие фирм, университетов и исследовательских институтов.

Ряд товаров пользуется повышенным спросом на мировых рынках. Например, продукты химической промышленности, провода, кабель, арматура, некоторые виды одежды, легковые автомобили, мебель, медицинские инструменты, специальное оборудование, необработанные алмазы, детские игрушки и настольные игры и др. Однако наиболее высокий рыночный динамизм характерен для высокотехнологичных продуктов (таблица).

10 наиболее динамичных товаров мирового экспорта в 1985 и 2000 гг.

Товар Доля на рынке,% Мировой экспорт, млрд дол.

1985 2000 Прирост, п. п. 1985 2000 Среднегодовой темп прироста, %

Электронные микросхемы 0,82 3,38 2,56 13,9 816,8 18,9

Детали и принадлежности для электронных вычислительных машин 1,02 2,33 1,30 17,4 128,8 14,3

Центральные цифровые устройства хранения информации, не являющиеся частью системы 0,02 1,01 0,99 0,3 55,9 41,9

Телевизионные, радиовещательные и связанные с ними передатчики и приемники 0,11 0,91 0,81 1,8 50,6 24,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медикаменты 0,53 1,24 0,71 8,9 68,4 14,5

Детали и принадлежности для аппаратуры 0,67 1,28 0,61 11,3 70,6 13,0

Телефонные и телеграфные аппараты 0,28 0,83 0,55 4,7 45,9 16,4

Комплектные центральные цифровые вычислительные устройства 0,30 0,74 0,44 5,1 40,8 14,8

Электрические приборы для замыкания/размыкания электрических цепей 0,64 1,05 0,41 10,9 58,2 11,8

Прочие электрические машины и оборудование 0,48 0,86 0,39 8,1 47,8 12,5

Источник: Доклад о мировых инвестициях 2002. Транснациональные корпорации и конкурентоспособность экспорта (Обзор). - ООН, Нью-Йорк и Женева, 2002. С.33.

Финансовый критерий. Финансово-экономическим критерием технологического уровня продукта (отрасли) служит показатель интенсивности НИОКР. Он рассчитывается как доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в стоимости продукта отрасли. На

основе данного критерия в современном мировом хозяйстве выделяют следующие категории отраслей: высокотехнологичные отрасли, отрасли со средним (выше среднего и ниже среднего уровня) и с низким уровнем технологий. Отрасли с высоким и средним уровнем технологического развития объединяют в группу техноемких отраслей. Для классификации отраслей применяют определенные пороговые значения интенсивности НИОКР. Отрасль относят к числу высокотехнологичных, если расходы на НИОКР составляют более 5%, к отраслям с уровнем технологий выше среднего - если интенсивность НИОКР - 1,5-5%, с уровнем ниже среднего - 0,7-1,5%, низкотехнологичные отрасли имеют интенсивность НИОКР менее 0,7%.

В современной экономике высокий технологический уровень характерен для производства летательных и космических аппаратов, офисного, счетного и компьютерного оборудования, радио-, теле- и коммуникационного оборудования, медицинских, высокоточных и оптических инструментов, а также для фармацевтической промышленности. Средний уровень технологий наблюдается в производстве электрических машин и аппаратов, автомобилей, химических продуктов и химических веществ, дорожного и транспортного оборудования, машин и оборудования, в строительстве и ремонте судов и лодок, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, кокса, продуктов неф-теперегонки и ядерного топлива, неметаллических минеральных продуктов и основных металлов и готовых металлических изделий. Низкотехнологичными отраслями являются деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая и легкая промышленность.

В странах ОЭСР на долю высокотехнологичных отраслей приходится более 52% всех НИОКР в обрабатывающей промышленности, лидирующие позиции принадлежат США (60%). По данным Всемирного банка, в 2004 г. высокотехнологичный экспорт России составил всего 9% экспорта обрабатывающей промышленности (3,43 млрд дол.), в то время как в мировой торговле в целом доля высокотехнологичного экспорта составляет 20% (1270 млрд дол.), в группе

стран с доходом на душу населения выше среднего уровня, в которую входит Россия, - 17% (119,8 млрд дол.). По этому показателю Россия значительно уступает развитым экономикам, а также некоторым странам, осуществляющим рыночные реформы, например, Китаю (30%) и Венгрии (29%) 3.

Долгосрочную перспективу экспорта России должен определять вектор научно-технического прогресса. В отличие от Программы государственной поддержки экспорта, которая включает объемный перечень товаров, в том числе и низкотехнологичные изделия, с национальным проектом «Диверсификация экспорта» должны быть связаны техно-емкие продукты. Подобный проект потребует значительного увеличения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как из средств частного сектора, так и из государственных фондов. Годовые расходы на НИОКР в России в период с 1996 по 2003 гг. в среднем составляли всего 1,28% ВВП, что в два раза меньше, чем в среднем в мире (2,36%) и в развитых странах, например, в странах зоны евро (2,2%) 4.

При разработке плана диверсификации российского экспорта следует провести реалистичную оценку места России в международном разделении труда и выявить новые области конкурентного преимущества. Значит, потребуется исследовать как внутренние, так и внешние возможности и ограничения. При этом придется определить сильные и слабые стороны частного сектора, способы воздействия на его экспортные возможности посредством государственного регулирования, выявить потенциал страны в производстве продуктов, отличающихся высоким рыночным динамизмом, ее способность удовлетворить условиям входа в эти рынки.

3 World Development Indicators 2006. Table 5.11. Science and Technology. World Bank. 2006. Internet: www.worldbank.org

4 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.