Диверсификация промышленного сектора
сч
СП £
Б
а
2 о
Игонин Иван Евгеньевич
аспирант, Департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
Современное состояние мировой экономики характеризуется постоянными динамичными изменениями, что диктует особые условия для всего промышленного сектора и отдельных предприятий, одним из которых является высокий риск ведения одного вида деятельности. Таким образом многие промышленные компании используют метод диверсификации производства, что ведет к диверсификации всего промышленного сектора экономики государства. При этом существует проблема недостаточной теоретической, практической и научной исследовательской базы процесса диверсификации при различных целях ее проведения, разном характере в зависимости от финансовой и производственной обособленности промышленных компаний. Таким образом в регионах присутствуют компании с различными стратегическими целями от простого удержания на рынке до образования конгломератов, которые являются составляющими всего промышленного сектора. Так как диверсификация промышленного сектора и производства каждого отдельного предприятия является составной частью-диверсификации экономики в целом, подходы к решению этой задачи должны быть индивидуальны в каждом конкретном случае. В статье рассмотрена сущность и роль диверсификации промышленного сектора на различных этапах развития мировой экономики, изучены и проанализированы современные формы диверсификации и ее причины, а также предложена авторская формулировка данного термина.
Ключевые слова: производство, номенклатура, развитие, проникновение, слияние, поглощение.
Различным этапам развития мировой экономики со значительной изменчивостью конъектуры рынков присущи свои тенденции и модели, а также множество разнообразных рисков в деятельности субъектов экономики. В современных условиях развитие социально-экономической системы мега-уровня характеризуется значительной нестабильностью, наличием множества кризисных явлений в деятельности предприятий, что оказывает негативное влияние на все субъекты рыночной экономики, в том числе промышленные предприятия, замедляя их активное развитие. Именно поэтому, опираясь на предшествующий многолетний экономический опыт, современные компании активно диверсифицируют промышленность во избежание наступления рисков и убытков.
Теоретическая и методологическая основы диверсификации промышленности, как процесса, подверженного изменениям, диктуемым условиями рынка, ее практическая составляющая как экономического явления исследовались в работах и научных трудах многих экономистов, практиков и ученых, каждый из которых предлагал и обосновывал свое определение, что привело к тому, что в настоящее время отсутствует единое общепризнанное определение.
При этом к наиболее употребляемым относится определение из энциклопедического словаря: «Диверсификация (от поздне-лат. ^ег-БИсайо - изменение, разнообразие) -расширение производственной сферы, видов производимых товаров, выпускаемых группой объединившихся компаний, владеющих большей долей рынка. Диверсификация - новое явление в экономическом укладе развитых капиталистических стран с рыночной экономикой, активно развивающееся и применяемое с середины двадцатого столетия. Диверсификация способствовала переходу от монополистических объединений к созданию многосторонних сложноструктурированных субъектов экономической деятельности, между которыми нет технологической связи» [1].
В словаре политической экономии определение диверсификации производства трактуется как проникновение крупных производственных компаний в новые отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной сферы их действия [2].
А.М. Румянцев определил диверсификацию как расширение товарной номенклатуры компании или группы компаний с целью занять определенную долю в нише нескольких отраслей экономики [2].
По мнению Ф. Котлер, диверсификация - это способ роста прибыли, увеличения масштабов и влияния компании посредством проникновения в новые отрасли [3].
Современный словарь определяет диверсификацию как:
1) расширение сферы деятельности компании;
2) метод проникновения компаний различных отраслей в другие отрасли;
3) расширение номенклатуры изготовляемой продукции и услуг [1].
Казалось бы, преимущества и важность диверсификации нельзя не оценить и не
заметить, однако становление такого подхода к промышленному производству имело ряд особенностей и свой генезис развития. Изучив предложенные разными авторами дефиниции, стоит обратить внимание на историческое становление диверсификации промышленности.
Результаты анализа промышленного производства конца Х1Х-начала XX столетий свидетельствуют о том, что преобладало горизонтальное распределение капитала и производительных сил, то есть горизонтальное интегрирование. Такой подход к организации деятельности позволял увеличивать долю предприятия в промышленной сфере, сосредотачивая на одном производителе большую долю отраслевого производства. Следствием горизонтальной интеграции стало образование трестов, моно-
полизирующих производство и концентрирующих капитал. Однако такая форма промышленного сектора не обеспечивала своевременное реагирование на изменения в конъюнктуре рынка с улучшением качества продукции и услуг, расширением ее ассортимента с учетом достижений конкурентов. Все это привело к становлению такой формы ведения бизнеса, как вертикальная интеграция, основной задачей которой является расширение деятельности предприятий посредством соединения с компаниями других отраслей, являющихся поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, а также сбытовыми фирмами. Вертикальная интеграция приобрела массовый характер и способствовала образованию концернов, которые являются эффективной формой организации промышленного производства до настоящего времени.
После Второй Мировой войны с развитием экономики и наличием необходимости у многих европейских стран в наращивании темпов экономического роста сформировалась новая модель распределения капитала и производства -диверсификация.
В рассматриваемый период открывались все новые отрасли и рынки сбыта, экономика развивалась динамично, что обусловило высокие темпы развития диверсификации промышленности, которая играла роль компенсатора в скачках сбытовой активности на различных рынках, в связи с чем финансово-экономическое состояние диверсифицированных компаний оказалось более стабильным, чем предприятий узкой направленности, обеспечив конкурентоспособность путем охвата новых рынков и расширения номенклатуры выпуска продукции. При этом диверсификация выступила движущей силой, стимулирующей направление капитала производителя в наиболее прибыльные отрасли в условиях меняющейся экономики.
Также стоит отметить образование многоотраслевых комплексов, в которые диверсифицированные предприятия стали объединяться путем слияний и поглощений. Практика поглощений ускорила диверсификационные процессы, подтверждением чему служит факт, что в США уже в период 1950-1970 гг. среди крупнейших 600 корпораций количество предприятий, специализирующихся на выпуске однотипной продукции сократилось с 30% до 8%.
В последствии, резкий рост дивер-сификационных процессов в промыш-
ленности, обусловленных влиянием глобализации и идеи экономии на масштабах, на непродолжительное время снова стали преобладать мнения о целесообразности концентрации производственных сил в основных сферах промышленного производства.
С конца XX века диверсификация промышленности вновь стала приоритетным направлением с изменением факторов влияния, главным из которых являются то, что в основных доходных отраслях производства в значительной степени ограничились возможности дальнейшей экспансии, что обусловило целесообразность инвестирования капитала в новые отрасли с целью получения максимальной прибыли и сведения рисков к минимуму.
Таким образом, характер применения стратегии диверсификации для компании диктуется состоянием экономики внутри страны ее базирования. Кроме этого на модель диверсификации большое значение оказывает степень развитости сферы высоких технологий, необходимость поиска новых направлений инвестирования своего капитала, состояние конкурентной борьбы на рынке и другие факторы. Все это свидетельствует о том, что диверсификация в промышленном производстве становится многоотраслевой и затрагивает, в первую очередь, высокодоходные отрасли, такие как производство электроники, химическую промышленность и прочие, крупным компаниям которых экономически выгодно организация производства различных товаров, производимых из имеющихся однородных исходных материалов Это обстоятельство способствует снижению затрат на проведение исследований, изобретений, разработку новой продукции, расширение специализации фирм. Кроме того, перемещение масс капитала из менее рентабельных сфер производства в более экономически выгодные посредством диверсификации осуществляется, минуя традиционный рынок капитала.
Таким образом, в становлении диверсификации промышленности можно выделить три основных этапа:
1. 1960 - 1970 гг. - становление диверсификации промышленности в Америке и на европейском континенте, в течение которого диверсификация играла роль единственно возможного стратегического пути эффективного развития предприятия с открытием компаниями новых рынков и методов производственной деятельности. Выгоды от такой модели ведения бизнеса заключались в ми-
нимизации рисков, а также в активизации конкурентоспособности, стабилизации потоков капитала и, в конечном итоге, увеличении стоимости компании. Все текущие процессы основывались на си-нергетическом эффекте -обладании преимуществами от совмещения производственных усилий со снижением долгосрочных средних издержек производства [4].
2. Период 1970-1980х гг.характери-зуется структурным кризисом диверсификации, в течении которого многие производственные компании оказались убыточными, так как практика многочисленных слияний стала избыточной и бесконтрольной.
Усиление применения модели диверсификации производства способствовало коренным изменениям в управлении компаний, что потребовало от их высшего менеджмента наличия соответствующих навыков и компетенций при их полном отсутствии, негативные последствия неквалифицированных действий которых при применении методов диверсификации, оказались отрицательными в отношении слияний и поглощений, что послужило угрозой возможности выработки научно обоснованной стратегии в данной области.
3. С конца 1980х гг. по настоящее время наблюдается ускорение развития диверсификации промышленности. При этом под влиянием глобализационных процессов начали активно создаваться транснациональные корпорации, располагающие большими объемами капиталов, основной целью которых стало завоевание большей доли рынка с применением методов диверсификации промышленного производства, которые выступают оптимальным вариантом инвестирования капиталов и уменьшения вероятности наступления рисковых ситуаций.
В настоящее время в условиях современной экономики диверсификация промышленности обладает ярко выраженной двойственностью: с одной стороны, диверсификация является методом расширения номенклатуры производимого товара, с другой - является процессом создания новых промышленных технологий и образцов. Таким образом, первостепенная роль диверсификации заключается в новом направлении развития стратегии компании, а также активизации инновационных процессов, что предопределяет необходимость оценки стратегических перспектив при применении модели диверсификации производства с
О £
ю
5
со
2 е
7
целью оценки экономической эффективности производства будущих продуктов.
В современных, постоянно меняющихся условиях спроса и предложения, множества технических и инновационных открытий, изменений в курсе валют и прочих факторов диверсификация промышленного производства является не выбором из возможных альтернативных вариантов, а скорее вынужденной мерой для того чтобы получать стабильных доход и активно участвовать в конкуренции на рынке.
Таким образом, история развития диверсификации производства свидетельствует о том, что она лежит в основе стратегий производственной деятельности предприятий, нацеленных на развитие нескольких, зачастую не имеющих связи, видов производства, расширение сферы деятельности и влияния, номенклатуры продукции и услуг, ассортимента производимых товаров, а также -один из вариантов содержания и вложения капитала, связанный с проникновением ранее специализированных фирм в другие отрасли производства для обеспечения снижения предпринимательского -риска за счет выпуска функционально новой товарной продукции промышленного назначения.
Литература
1. Мамыров Н.К. Словарь банковских и финансово-экономических терминов. -Алматы: Экономика, 1999. - 712 с.
2. Румянцев А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 560 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг XXI века. Маркетинг от А до Я. Новые маркетинговые технологии. Десять смертных грехов маркетинга: пер. с англ. / под ред. Т.Р. Тэор. -СПб.: Нева, 2005. - 432 с.
4. Ansoff I., McDonell E. Implanting Strategic Management. PrenticeHall, 1990. - 568 р.
5. Баумунг Э.В. Этапы развития диверсификации производства // Молодой ученый. - 2012 - №3 -с. 144-150.
Diversification of the industrial
sector Igonin I.E.
Financial University under the Government of the Russian Federation The current state of the world economy is characterized by constant dynamic changes, which dictates special conditions for the entire industrial sector and individual enterprises, one of which is the high risk of conducting one type of activity. Thus, many industrial companies use the method of production diversification, which leads to diversification of the entire industrial sector of the state economy. At the same time, there is a problem of insufficient theoretical, practical and scientific research base of the diversification process for various purposes of its implementation, of a different nature depending on the financial and industrial isolation of industrial companies. Thus, in the regions
there are companies with different strategic objectives from simply keeping on the market to forming conglomerates that are components of the entire industrial sector. Since the diversification of the industrial sector and the production of each individual enterprise is an integral part of the diversification of the economy as a whole, the approaches to solving this problem must be individual in each specific case.
The article examines the essence and role of diversification of the industrial sector at various stages of the world economy development, the modern forms of diversification and its causes have been studied and analyzed, and the author's formulation of this term has been proposed.
Key words: production, nomenclature, development, penetration, merger, absorption.
References
1. Mamyrov N.K. Dictionary of bank and
financial and economic terms. -Almaty: Economy, 1999. — 712 pages.
2. Rumyantsev AM. Economic encyclopedia Political economy. -M.: Soviet encyclopedia, 1972. — 560 pages.
3. Kotler F. Marketing of the 21st century. Marketing from And to I. New marketing technologies. Ten mortal sins of marketing: the lane with English / under the editorship of T.R. Teor. - SPb.: Neva, 2005. - 432 pages.
4. Ansoff I., McDonell E. Implanting
Strategic Management.
PrenticeHall, 1990. - 568 rubles.
5. EayMyHT E.V. Production diversification development stages//Young scientist. - 2012 -No. 3 - page 144-150.
сч ai 2
6 a
2 ©