ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
Е.Ю. Чарочкина, Е. И. Стародубцев, Л. В. Бабичева
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса на основе развития диверсификации его экономики.
Ключевые слова: конкурентоспособность, диверсификация экономики, эффективность диверсификации, формы диверсификации экономики, механизмы и инструменты диверсификации производства.
Рыночная экономика обладает одним из самых эффективных механизмов развития производства и реализации продукции и этим механизмом является конкуренция. Конкуренция ставит хозяйствующие субъекты рынка в условия соперничества за результаты производства и продажу товаров и услуг. В таких условиях предприятия должны постоянно развиваться, повышать качество продукции, применять новые технологии, снижать материально-денежных затраты, стимулировать прилив капитала в отрасли, где недостаточно производится товаров, что вызывает рост производства, снижение цен, способствует социальному прогрессу. Конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности его продукции, в связи с этим нужно как можно эффективнее организовывать свою деятельность, формировать оптимальную стратегию производства, предприятие должно постоянно расти, искать методы повышения эффективности производства. Одним из эффективных методов повышения эффективности и конкурентоспособности экономики в сегодняшних условиях является ее диверсификация.
Понятие диверсификация экономики происходит от латинского «diversification» - изменение, разнообразие. Обобщение практики диверсификации деятельности молокопроизводящих предприятий позволяет сделать вывод, что ее можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле [1]. В узком смысле - это комплексное использование исходного сырья (сырого молока) для производства определенного набора молочной продукции или последовательная его переработка. Эффективность ее очевидна - она позволяет расширять ассортимент производимой продукции, постоянно его обновлять, пополнять рынок разнообразной молочной продукцией, повышать прибыльность предприятия. В широком смысле под диверсификацией предприятия следует понимать использование этой стратегии во всех сферах своей экономической деятельности - инвестициях, кредитовании, страховании, взаимодействии с поставщиками и покупателями, выборе инструментов этих механизмов. Эффективность диверсификации в этом случае выражается в повышении уровня концентрации производства, снижении экономических рисков, увеличении массы прибыли и повышении рентабельности, в более лучшем использовании трудовых и производственных ресурсов предприятия.
Диверсификация в экономике - это процесс сочетания в одном предприятии нескольких отраслей, производств, преследующего цели повышения экономической, социальной и экологической эффективности предприятия, стабилизации его финансового и социального положения. И все же, исследования показывают, что возможности диверсификации, особенно в региональных условиях используются, в том числе и в молокопроизводящих предприятиях еще далеко не полностью. Диверсификация требует достаточно высококвалифицированных работников, руководителей и специалистов, способных организовывать дополни-
тельные виды производств, получение новых товаров [2].
Сегодняшние рыночные условия хозяйствования предъявляют повышенные требования к конкурентоспособности молокопроизводящих и перерабатывающих предприятий молочной промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках молочной продукции. Эта ситуация является следствием перехода российской экономики, отечественных производителей молочной продукции в условия открытой конкуренции, в том числе и в части реализации импортной и экспортной молочной продукции, отсутствия опыта работы наших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в рыночных условиях [3]. В результате, многим российским производителям молочной продукции приходится решать целый ряд сложных проблем -от поиска и определения товарных ниш на рынке до формирования оптимальной производственной программы, расширения ассортимента, налаживания устойчивых связей с поставщиками и заказчиками. Но главной проблемой является повышение конкурентоспособности производимой ими молочной продукции и удержание своих позиций на внутреннем и внешнем рынках [4].
Одной из главных целей диверсификации экономики является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и достижения конкурентных преимуществ. Диверсификация помогает лучше использовать материальные и нематериальные ресурсы предприятий, снижать риски за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка. К положительному воздействию диверсификации производства следует отнести и то, что она позволяет улучшать и ускорять формирование рынка молочной продукции. Происходит это по многим направлениям, диверсификация производства в условиях конкуренции позволяет выживать предприятиям путем интеграции сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции, расширения рынков сбыта. Интеграция производителей молока и переработчиков усиливает возможности непосредственного изучения рынков своих товаров, позволяет поддерживать тесные связи с потребителями, проводить исследования по повышению качества товаров, воздействовать на скорость реализации с целью уменьшения потребностей в оборотном капитале. Диверсификация производства позволяет значительно экономить на управленческих расходах не только на уровне предприятия, но и на уровне других его структур, что в свою очередь дает возможность снижать общие издержки производства, а вместе с этим и иметь более низкие цены реализации, что важно для расширения спроса и повышения конкурентоспособности товаров [5].
Диверсификация молочного производства позволяет создавать новые продукты, устанавливать более тесные взаимосвязи между производством, наукой и образованием. Производство получает возможность впитывать все новые идеи и разработки науки, использовать интеллектуальные возможности образования для разработки новых продуктов и повышения их конкурентоспособности. Диверсификация стабилизирует повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятие, позволяет преодолевать кризисные явления, делает предприятия более конкурентоспособными. Диверсификация экономики - мощный и организационно-экономический фактор
повышения эффективности производства и конкурентоспособности всех видов производства [6].
В тоже время в молочно - продуктовом подкомплексе имеется немалое количество факторов, которые препятствуют диверсификации производства, к ним можно отнести плохое взаимодействие предприятий с рынком, слабый учет спроса, недостаточную квалификацию работников, их неориентированность на новое производство. Важной задачей диверсифицированных молокопроизводящих предприятий является и то, что они помимо производства традиционных товаров и услуг должны заниматься разработкой и новых их видов, что требует от предприятий серьезной новаторской, поисковой, лицензионной, а часто и научной работы, то есть того, чего почти никогда нет у обычных предприятий. Подготовка новых товаров и их продвижение на рынок - основа диверсифицированного производства.
В качестве форм диверсификации деятельности предприятий молочной промышленности следует использовать и диверсификацию, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения прибыли и от других видов деятельности, непосредственно не связанных между собой, если в этом случае какой-то один вид деятельности окажется убыточным, то другие могут приносить прибыль.
Основными формами стратегии диверсификации экономики предприятий молочной промышленности на современном этапе, по нашему мнению, может быть и производство, имеющее в своем составе дополнительные подотрасли по переработке молочной продукции. Экономичность таких производств в том, что они позволяют более полно загружать производственные мощности технологического процесса, вплоть допоставке готового продукта покупателю. Особенно большое значение подобная диверсификация имеет при производстве и переработке скоропортящейся и малотранспортабельной продукции, что свойственно продукции молокоперерабатывающих предприятий.
Перспективны объединения предприятий молочной промышленности. Примеры их есть и в Курской области, они объединяют родственные отрасли, то есть производство молока и его переработку, которые тесно связаны между собой территориально, технологически и организационно. В них молочная продукция служит сырьем для промышленной переработки, а отходы используются в качестве корма для скота и других животных.
Серьезные предпосылки для диверсификации деятельности производителей молока и молочной продукции имеются и в молочно - продуктовых подкомплексах в целом. К ним можно отнести: ориентацию потребителей на более дешевые и разнообразные молочные продукты, повышение уровня производства сырого молока, рост поголовья молочного стада, большой запас производственных фондов значительной части молочных ферм, высокую степень сезонности производства сырого молока, важность и увеличение массы кормов, наращивание обеспеченности молочного - продуктового подкомплекса высококвалифицированными специалистами, развитие инфраструктуры. Интересы повышения конкурентоспособности молочно - продуктового подкомплекса требуют использования стратегии диверсификации производства, которая позволяет его предприятиям быть более устойчивыми в конкурентной борьбе и в снижении рисков.
Стратегия диверсификации молоко - продуктового производства позволяет его предприятиям лучше использовать ресурсы, наращивать объемы производства, повышать конкурентоспособность, что важно в условиях рыночной экономики и конкуренции. Особое место в стратегии диверсификации деятельности молокопроиз-водящих и молокоперерабатывающих предприятий
занимают и вопросы качества выпуска продукции, ее ассортимента, дело в том, что для успешного их развития необходимо следить за изменениями вкусов и предпочтений потребителей и ориентировать свое производство на продукцию, в которой потребитель нуждается и которая пользуется наибольшим спросом на рынке. Оптимальная ассортиментная политика позволяет добиваться экономической и социальной эффективности производства. Предлагая целый комплекс товаров и услуг, молочно- продуктовые подкомплексы могут повысить свою конкурентоспособность, снизить возможные финансовые риски.
Эффективность диверсификации экономики производителей молока и предприятий молочной промышленности заключаются и в том, что она способствует развитию кооперации и интеграции, обеспечивает наполнению рынка разнообразными товарами, способствует снижению рисков, росту устойчивости экономики отрасли, формированию агропромышленных комплексов и объединений. Диверсификация деятельности мо-локоперерабатывающего предприятия способствует лучшему использованию сырья, других видов продукции, трудовых ресурсов, сокращению транспортных издержек. Она позволяет значительно ослаблять отрицательное влияние сезонности молочного производства, которое особенно чувствительно при производстве первичной молочной продукции, создает большие возможности для организации равномерной загрузки перерабатывающих цехов сырьем, маневрирования финансовыми и трудовыми ресурсами. На молокоперераба-тывающих предприятиях в этом случае полнее и равномернее поступают денежные средства, обеспечивается их более эффективное использование.
Социально - экономическая эффективность стратегии диверсификации молочно - продуктового подкомплекса видится в возможности сочетания в едином предприятии сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, торговли соблюдения оптимальных пропорций в их развитии; согласовании экономических интересов предприятий сельскохозяйственного производства, как поставщиков сырья и достаточно большого потенциала молокоперерабаты-вающих предприятий; более рационального использования трудовых ресурсов и сырья; создания более современной технической и технологической базы по переработке молока и его компонентов.
Экономическая и социальная эффективность стратегии диверсификации деятельности молокоперераба-тывающего подкомплекса видится в том, что она позволяет наполнять рынок молочной продукции, а вместе с этим формировать более совершенную конкуренцию. Она позволяет расширять объемы производства, делает поступления доходов предприятий более устойчивыми, а прибыль высокой и стабильной. Диверсификация производства, как показывает российский и зарубежный опыт, делает возможным более полно использовать резервы, снижать сезонность использования сырья и рабочей силы, делает регулярными поступления доходов. В зависимости от форм диверсификации она позволяет организовывать безотходное производство, сокращать транспортные затраты и связанные с этим потери, уменьшать зависимость производства от проблем межотраслевых кооперационных связей и поставок, которые даже в условиях рыночной экономики могут иметь место, вызывая крайне отрицательные последствия. Положительной стороной диверсификации экономики является и то, что она способствует решению и социальных проблем, т.к. обеспечивает повышение занятости населения, рост его доходов, уменьшение рисков банкротства предприятий. В молочном скотоводстве и молочной промышленности эти процессы имеют особое значение, они позволяют формировать
устойчивое социальное положение работников сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий, повышать уровень производительности и оплаты труда, более оптимально использовать потенциал предприятия [7]. В современных условиях диверсификация этой отрасли - это и путь к преодолению монополизма и его отрицательных последствий, путь к преодолению негативных последствий в экологической, экономической и социальной сферах, вызываемых чрезмерно узкой специализацией производства.
Диверсификация экономической деятельности мо-локопроизводящих и молокоперерабатывающих предприятий позволяет завоевывать новые рынки сбыта продукции, создавать новые каналы поступления доходов, а отсюда и дополнительной прибыли. Изучение процессов и особенностей диверсификации сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятиях показывает, что они могут происходить по многим направлениям, к которым, на наш взгляд, следует отнести: создание дополнительных отраслей и производств новой продукции, которая производится на месте и реализуется на более выгодных условиях; организацию торгующих структур (магазины, киоски), занятых реализацией продукции населению. По мере развития финансовых отношений могут формироваться и такие услуги как предоставление населению, другим хозяйствам денежных, товарных, производственных кредитов. В последнее время значительное развитие получило и производство диетических продуктов, лечебно - профилактической продукции по заказам больниц, ресторанов, лечебных пансионатов, детских учреждений и школ, диверсификации экономики молокопроизводя-щих и молокоперерабатывающих предприятий может происходить и по линии диверсификации инвестиций, покупателей продукции, рынков сбыта, в том числе различных стран и регионов.
Список использованных источников
1 Семыкин В. А., Сафронов В. В., Терехов В. П. Им-портозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014.- №7.- С.2-7.
2 Семыкин В. А., Сафронов В. В., Терехов В. П. Диверсификация региональной экономики как социально- экономический инструмент ее индустриального развития // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014.- №8.- С. 2-5.
3 Семыкин В. А., Сафронов В. В., Терехов В. П. Отраслевая стратегия бизнеса и государства в трансформацио-
нальной региональной экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014.- №9.- С. 2-5.
4 Сафронов В. В., Переверзева Н. В. Социально - экономическая эффективность инвестиций в диверсификацию экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №7. - С.8-12.
5 Семыкин В. А., Соловьева Т.Н., Сафронов В. В. Диверсификация аграрной экономики России как путь к повышению ее эффективности в условиях глобализации мирового хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - №3. - С. 2-4.
6 Сафронов В. В. Диверсификации аграрной экономики как объективная закономерность повышения ее эффективности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011.- №4.- С. 7-9.
7 Бабичева Л. В. Повышение конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса региона на основе диверсификации производства // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве».-Курск: Изд-во Курск гос. с.-х. ак., 2015.
8 Векленко В.И., Черкашина М.В., Ноздрачева Е.Н. Современный уровень развития молочно-продуктового подкомплекса АПК Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 1. -С. 18-20.
9 Векленко В.И., Прусов Н.С., Ноздрачева Е.Н. Основные факторы эффективности кормовой базы молочного скотоводства в Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 3. - С. 10-13.
10 Векленко В.И., Прусов Н.С., Солошенко В.М. Уровень развития кормовой базы и его влияние на производство молока // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 6. - С. 38-40.
Информация об авторах
Чарочкина Екатерина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
Стародубцев Евгений Иванович, кандидат экономических наук доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Бабичева Людмила Владимировна, аспирант ФГБОУ ВО «Курская ГСХА».
DIVERSIFICATION OF PRODUCTION AS AN EFFECTIVE METHOD INCREASE COMPETITIVENESS OF THE DAIRY-GROCERY SUBCOMPLEX E.Y. Charochkina, E.I Starodubtsev, L.V. Babicheva
Abstract. Article is devoted to improving the competitiveness of the dairy-grocery subcomplex based on the diversification of its economy.
Key words: competitiveness, diversification of economy, efficiency of diversification, diversification of the economy forms, mechanisms and instruments of production diversification.