Научная статья на тему 'Диверсификация кооперативного образования'

Диверсификация кооперативного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация кооперативного образования»

равления производством“, „Бухучет и аудит“, „Менеджмент44, „Финансы и кредит44 „Юриспруденция44 С 1995 г. на факультете управления начата подготовка специалистов в рамках второго высшего образования по специальностям „Экономика и управление аграрным производством44 и „Государственное и муниципальное управление44 Все образовательные услуги предоставляются на условиях самофинансирования.

Таким образом, переход к рыночным отношениям породил многообразие типов и форм общеобразовательной и профессиональной подготовки, обеспечил возможность выбора того или иного вида образовательных услуг. Вместе с тем он привел к ряду негативных тенденций в развитии системы образования, каковыми являются:

открытие учебных заведений, не

имеющих соответствующих материально-технических условий, кадрового потенциала, учебно-методического обеспечения;

— подготовка специалистов по специальностям, не соответствующим профилю учебного заведения;

— произвольное установление сроков обучения, форм контроля за качеством знаний;

— несоответствие учебных планов требованиям квалификационных характеристик по соответствующим специальностям.

Все это настоятельно требует усиления контроля со стороны Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, а на республиканском уровне — кбординации Региональным учебным округом деятельности всех типов учебных заведений.

Б. Ф. КЕВБРИН, ректор Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главная задача образования — формирование такого специалиста, который мог бы представить объект исследования данной специальности как целостный. Многообразие отношений, тенденций, строений, связей порождает иерархию образовательных процессов, которые начинаются с рождения ребенка в семейно-бытовом кругу, затем продолжаются

л

I дошкольных, школьных, профессиональных и прочих учреждениях и заведениях. Если учесть, что отношения между различными отраслями деятель-1 ности — политическими, экономическими, религиозными и многими другими — находятся в состоянии разностороннего

развития, то становится очевидно, что и для образовательных учреждений, в частности кооперативных, характерен процесс диверсификации.

Достижения в области исследования космоса, земной природы, социальной действительности и мыслительной деятельности обусловили появление большого количества новых наук и научных направлений. Это и многое другое существенно детерминирует значимость образования в условиях современного состояния цивилизации. Аксиомой стало то, что уровень развития того или иного государства имеет закономерную зависимость от степени развития науки и,

і

разумеется, образовательной деятельности. Япония, США, Великобритания и прочие высокоразвитые страны получили ощутимые результаты во всех сферах производственной и экономической деятельности благодаря большим научным достижениям и умению использовать их в реальной жизни. Они пересматривают свою экономическую и политическую стратегию применительно к современным условиям, продолжают вести жесткую конкурентную борьбу за новые технологии, рынки сбыта и т. п. Все это обусловливает рост требований к подготовке высококвалифицированных специалистов, способствует повышению значимости образования.

На тенденции развития образования, его диверсификацию оказывают влияние выдвижение новых теоретических конструкций, моделей, построение идеальных систем. Образовательна^ деятельность представляет собой объект пристального изучения, здесь возникают свои специфические теоретические и идеальные модели, технологии и пр. Словом, образование выступает как целый мир развивающихся систем, их связей, элементов, тенденций и т. д. (вот почему соотношение понятий развития, прогресса, регресса, роста, совершенствования, становления является предметом анализа многих научных дисциплин).

Россия всегда имела приоритетные тенденции в образовательной деятельности, однако за последние годы они начали утрачиваться. В нашу задачу не входит анализ сложившейся ситуации, однако необходимо отметить, что ее ухудшение, несомненно, связано с переходом к рынку, осложнением политических отношений и др.

Очевидно, что построение нового всегда сопряжено с издержками, остановками в развитии, а порой и с конфликтами. Вместе с тем ориентиром для России должна служить модель совершенного государства мировой цивилизации. Его можно построить только учитывая опыт высокоразвитых стран. Новая ситуация вызывает необходимость иного подхода к народному образованию как к целостной сложной системе.

Отраслевое ббразование переживает большие изменения. В частности, появились средние специальные и высшие учебные заведения, находящиеся на са-

мофинансировании. То же можно сказать и о послевузовской подготовке. Образовательная деятельность в потребительской кооперации также существенно трансформируется. Рассмотрим происходящие в ней диверсификационные процессы.

С распадом Советского Союза не стало Центросоюза СССР, который контролировал и финансировал вузы и их

филиалы. Последние, перейдя в подчинение Центросоюзу Российской Федерации, начали работать на условиях самоокупаемости и самофинансирования (с 1990 г. частично, с 1992 г. полностью). Такие перемены были тяжело восприняты коллективами учебных заведений, поскольку российское образование еще не имело достаточного опыта в этом деле, а население психологически не было готово к такому переходу. В результате число абитуриентов резко сократилось — оно соответствовало лишь плановому набору, конкурсов при поступлении практически не было. Естественно, при этом отмечалось снижение процента успеваемости и среднего балла.

В тот же период и по тем же причинам стали сокращаться училища потребительской кооперации, которые готовили специалистов рабочих профессий. Техникумы начали уменьшать планы приема. В этих условиях потребовались кардинальные меры для сохранения учебных заведений.

В некоторых регионах стали создаваться учебно-производственные комплексы „училище — техникум — вуз“ Вопрос о создании такого комплекса в Мордовии ставился неоднократно, однако руководство правления Мордовпотребсою-за было против этого. В результате кооперативное училище в Саранске было ликвидировано, а его коллектив распущен.

К 1994 г. Саранский филиал Московского университета потребительской кооперации достаточно устойчиво вел работу по самофинансированию. Смета, которую составляли на учебный год, пополнялась за счет спонсоров и личных средств студентов или их родителей (юридических и физических лиц). В то же время Саранский кооперативный техникум сокращал количество студенческих групп, в течение нескольких лет здесь не проводился ремонт учебного корпуса и общежития. В 1995 г., с приходом

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нового председателя правления Мордов-потребсоюза, совместным решением его правления и ученого совета филиала Саранский кооперативный техникум был передан в состав филиала МУ ПК. Еще раньше, с 1993 г., здесь начал функци-

онировать коммерческий лицеи, учащиеся которого имеют преимущества при поступлении в техникум и вуз.

С включением техникума в состав филиала, открытием факультета повышения квалификации обучение стало многоуровневым, многоступенчатым: дову-

зовская подготовка специалистов в техникуме, вузовская подготовка и переподготовка специалистов. Это позволило сохранить кадры техникума. Планы приема в вуз и техникум „расплывча-

поэтому число студентов может варьировать, а количество учебных часов может быть либо недостаточным для выполнения нагрузки, либо превышать ее. Включение техникума в состав филиала способствовало решению этой проблемы, поскольку преподаватели вуза могут иметь учебные часы в техникуме, а преподаватели техникума — в вузе. Кроме того, были созданы единая хозяйственная часть, одна бухгалтерия, библиотека, административно-правовой отдел, учебная часть, столовая.

тые‘\ „нежесткие“

В 1996 г. на базе Саранского филиала

был открыт Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации. Это значительно повысило статус вуза. Центросоюз РФ, Московский университет потребительской кооперации открывают в регионах новые филиалы и учебно-консультационные пункты. Это дает возможность обучать большее количество местной молодежи. Поскольку отсутствие средств не позволяет большинству выпускников периферийных вузов продолжать

обучение в аспирантуре МУПК, он открывает аспирантуры по специальностям, которые у него имеются, в региональных институтах. Так, в 1996 г. была открыта аспирантура в Саранском кооперативном институте.

Диверсификация кооперативного образования, впрочем, как и другого отраслевого образования, невозможна без оперативного открытия новых специальностей, отвечающих требованиям времени, а также без осуществления специализаций. Процесс открытия родственных специальностей в разноотраслевых образовательных учебных заведениях во многом соответствует современным условиям. Совершенно очевидно, что если кадры будут востребованы, то их следует готовить.

А. И. УЗОЙКИН, заведующий кафедрой иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарева, доцент

10. к. ВОРОБЬЕВ, доцент кафедры иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарева

МЕТАФОРОЙ ЭКОНОМИКУ НЕ ПОСТРОИТЬ (РЕЧЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ)

Аристотель говорил: „Те государства процветают, где речь организована лучшим образом“ По Аристотелю, определить состояние здоровья общества можно,

характеризуя то, как в нем организованы речевые отношения. В любом государстве речь организуется законодательством (система запретов, цензура), этикетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.