Научная статья на тему 'Диверсификация как механизм реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования'

Диверсификация как механизм реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багин B. В.

Статья содержит анализ понятия «диверсификация» применительно к образовательной сфере. Приводятся разработанные автором модели диверсификации образовательной сферы и системы дополнительного профессионального образования. Раскрывается опыт использования диверсификации как механизма реализации стратегий развития данной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багин B. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Diversification of Education as the Leverage for Implementation of New Strategy in the Field of Vocational Education

The article contains the analysis of the concept «diversification» in the field of vocational education. The author suggests a few models of vocational education and its diversification. The author shares his experience in using diversification as a mechanism of development for the system of vocational education

Текст научной работы на тему «Диверсификация как механизм реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Багин, директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации, профессор кафедры педагогики высшей школы Читинского государственного университета

Статья содержит анализ понятия «диверсификация» применительно к образовательной сфере. Приводятся разработанные автором модели диверсификации образовательной сферы и системы дополнительного профессионального образования. Раскрывается опыт использования диверсификации как механизма реализации стратегий развития данной системы.

В настоящей работе диверсификация рассматривается нами как механизм развития системы дополнительного профессионального образования (ДГЮ) через формирование открытости и гибкости как образовательной структуры указанной системы, так и вуза в целом.

Применительно к образованию термин «диверсификация» стал употребляться в Западной Европе в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем. Этим термином обозначались разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, приобретение новых видов деятельности, не свойственных образованию ранее.

Диверсификация принадлежит к числу социально-педагогических явлений, характеризующих современный период развития мировой образовательной системы. Она связана с поиском путей выхода из кризиса; с формированием новой образовательной парадигмы, ориентированной не на производство, а на личность; с повышением степени гибкости образовательной системы, ее способности к быстрой перестройке, учету возросших требований общества к результатам ее деятельности. Усиление роли диверсификации в совершенствовании современного высшего образования, нарастающая активность использования термина «диверсификация» в научной литературе в сочетании с ростом его многозначности, а также поставленная

нами задача рассмотрения диверсификации как механизма реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования требуют изучения и оценки этого явления.

В широком смысле диверсификация — стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производств, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п.

Е. Л. Кудрина в результате анализа дефиниций понятия «диверсификация» приходит к выводу, что содержание понятия раскрывается с помощью различных категорий, таких как явление, процесс, стратегия, форма, причем наиболее активно используется его характеристика как процесса. На основе систематизации и обобщения данных Е. Л. Кудрина выделяет несколько смысловых значений понятия «диверсификация», семантическим ядром которого является разностороннее развитие1.

Поскольку диверсификация представляет собой вид деятельности, т. е. «специфической человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование»2, то она, как и любая другая деятельность, обязательно включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, а ее неотъем-

© В. В. Багин, 2006

лемои характеристикой служит осознанность.

В качестве целей диверсификации для образовательной сферы нами были выделены: создание механизмов ведения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг; достижение устойчивого развития' обеспечение условий для маневра с целью обеспечения открытости образовательной системы, гибкости образовательной структуры, удовлетворения спроса на образовательные услуги, получения экономической выгоды; ослабление негативного воздействия кризиса образования на образовательную систему вуза.

Достижение указанных целей, безусловно, требует определенных средств, приемов,способов действия, без использования которых диверсификация невозможна. Обеспечить диверсификацию системы ДПО и образовательной системы вуза в целом могут такие средства, как создание открытой образовательной системы; одновременное развитие основного и дополнительного образовательного процессов на условиях гармоничности; формирование целостной образовательной системы вуза на основе органичного взаимодействия и взаимовлияния основного и дополнительного образовательных процессов, что обеспечит создание единого образовательного пространства вуза; организация новых видов образовательных услуг в сфере основного и дополнительного образовательного процесса; расширение числа сфер деятельности на рынке образовательных услуг; глубокая трансформация образовательных технологий и образовательной структуры, кардинальное изменение имиджа образовательного учреждения и его целевой направленности; развитие социального партнерства; гибкая реакция на изменение спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг; мобильное распределение инвестируемых или ссужаемых капиталов между различными образовательными структурами; концентрация ресурсов и расширение номенклатуры образовательных услуг,

проникновение в другие отрасли за счет собственных накоплений.

Использование тех или иных средств для реализации диверсификации образовательной сферы потребует определенных ресурсов (кадровых, материальных, финансовых), которые выбираются вузом в каждом конкретном случае сообразно поставленным целям и исходя из имеющихся ресурсных возможностей, сложившейся ситуации во внутренней и внешней среде, реализуемой стратегии развития ДПО.

По нашему мнению, в качестве основных средств из числа вышеназванных можно выделить формирование открытой образовательной системы, разностороннее развитие образовательной структуры (одновременное развитие многих структур, проникновение в новые отрасли и сферы деятельности), трансформацию технологии и организации образовательной системы (изменение структуры, применение новых перспективных технологий) с целью придания ей гибкости, гибкое маневрирование ресурсами между различными объектами вложений.

Итогами реализации целей диверсификации могут быть возникновение гибких образовательных структур, удовлетворенность потребителя качеством образовательных услуг, повышение имиджа образовательного учреждения; расширение номенклатуры образовательных услуг, мобильное перераспределение ресурсов.

Результаты проведенного анализа позволяют разработать структуру (модель) описания понятия «диверсификация». С этой целью воспользуемся приемом моделирования понятия с помощью семантической сети, использованным в работе А. И. Романова3. Исходя из того что диверсификация определяется через такие категории, как явление, процесс, форма, стратегия, и характеризуется признаками «разностороннее развитие», «объект», «цель», «средства», «результат», структура (модель) описания диверсификации может быть представлена таким образом, как показано на рис. 1.

сл

ОС

Явление

— новое явление в образовании, связанное с поиском путей выхода образования из кризиса и формированием новой образовательной парадигмы,

ориентированной не на производство, а на личность

Форма

— одна из форм

концентрации

ресурсов

і Может рассм* к триваться как

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Стратегия

— конкурентных

преимуществ

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

Характери: уется через

Процесс

— усиления (расширения) активности образовательных учреждений, выход за рамки основного образовательного процесса;

— расширения (увеличения) номенклатуры образовательных услуг);

— создания гибких образовательных структур

* р===^^= 4 Г= ►

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ

— деятельность; — создание механизмов ведения —разностороннее развитие — возникновение гибких

— образователь- конкурентной борьбы на рынке образовательной структуры образовательных структур;

ная структура; образовательных услуг; (одновременное развитие многих — удовлетворенность

— образователь- — достижение устойчивого развития; структур, проникновение в новые потребителя качеством

ная услуга; — создание условий для маневра с отрасли и сферы деятельности); образовательных услуг;

— капиталовло- целью обеспечения гибкости —трансформация технологии и — повышение имиджа

жения образовательной структуры, организации образовательной образовательного учреж-

удовлетворения спроса на системы (изменение структуры, дения;

образовательные услуги, получения применение новых перспективных — расширение номенклату-

экономической выгоды; технологий); ры образовательных услуг;

— ослабление негативного — гибкое маневрирование ресурсами — мобильное

воздействия кризиса образования на между различными объектами перераспределение ресурсов

образовательную систему вуза вложений

Рис. 1. Модель диверсификации образовательной сферы

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1

С помощью атрибутов диверсификации — объекта, цели, средства, процесса и результата — можно описать диверсификацию любого объекта. Представленная модель может послужить основой для рассмотрения и изучения диверсификации объектов в образовании, сделав это рассмотрение более строгим и однозначным.

В связи с тем что дополнительное профессиональное образование как сфера социальной практики общества не только создает объективные условия для расширения профессиональных знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности обучающихся, но и формирует целостную (самодеятельную, творческую, нравственную) личность, его диверсификацию можно понимать как целостное социально-педагогическое явление. Основываясь на философских позициях Б. С. Гершунского о содержательном понятии образования, «можно выделить, по крайней мере, четыре аспекта его содержательной трактовки: как ценность, как система, как процесс, как результат». И это еще раз подтверждает реалистичность представленной нами модели диверсификации.

В нашем исследовании мы рассматриваем совокупность основного и дополнительного образовательных процессов как целостную педагогическую систему, реализующую широкий спектр профессиональных образовательных программ различных уровней. Однако совершенно очевидно, что в плане становления и дальнейшего развития системы дополнительного профессионального образования диверсификация — это не только система, но и процесс и результат ее создания, реализованные в постоянно обновляющемся и расширяющемся спектре образовательных программ и образовательных структур, которые характеризуются непрерывностью, много-уровневостью, многопрофильностью, расширением поля образовательной и профессиональной деятельности. Диверсификация как процесс состоит в постоян-

ном динамичном расширении спектра образовательных программ, реализуемых в системе ДПО на разных уровнях и в различных формах с использованием современных технологий и ориентированных на развитие новых направлений, специальностей, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, в гибком перестра-ивании образовательных структур в соответствии с запросами рынка образовательных услуг. Диверсификация как результат определяет модернизацию системы дополнительного профессионального образования, ее организационную и структурную перестройку, что соответствует предложенной нами модели диверсификации системы ДПО.

Аналогичной позиции придерживается исследователь А. И. Сеселкин. В своем исследовании проблем развития туристического образования и становления его как непрерывной системы образования он приходит к выводу, что развитие и становление должны основываться на учете диверсификации как процесса и результата4.

Используя предложенную выше модель диверсификации, рассмотрим диверсификацию системы дополнительного профессионального образования, представляя диверсификацию через категорию «стратегия» (рис. 2).

Диверсификацию в дальнейшем мы будем рассматривать как общедидактический принцип формирования механизмов реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающих конкурентные преимущества (лидерства в цене, дифференциации, фокусирования, локальных изменений), и стратегий, обеспечивающих развитие (интеграционной, прогностической, инновационной и маркетинговой).

Покажем действие механизма реализации стратегических линий развития системы дополнительного профессионального образования через модель диверсификации системы ДПО на примере стратегии конкурентных преимуществ (таблица).

и

ы

н

Щ

н

и

а

в

в

и

Рч

ы

аз

а

«

а

о

н

а<

Объект

— образовательная система вуза;

— образовательная система ДПО;

- образовательная деятельность;

- рынок труда и рынок образовательных услуг,:

- потребители образовательных услуг;:

- конкуренты

Цель

— создание механизмов ведения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг;

1 г— достижение устойчивого развития;

7— создание условий Для маневра с целью обеспечения гибкости /образовательной структуры, удовлетворения спроса на образовательные I услуги, получения экономической ВЫГОД$1;

— удовлетворенность потребителя

Средства

— разностороннее развитие образовательной структуры (одновременное развгпгие многих структур, проникновение в новые отрасли й сферы

деятельности);

/ — трансформация технологии и организации образовательной системы (изменение структуры, применение новых перспективных технологий);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— гибкое маневрирование ресурсами между различными объектами вложений

Результат

\ — возникновение гибких образовательных структур;

Ч— удовлетворенность потребителя качеством образовательных услуг;

— повышение имиджа образовательного учреждения;

— расширение номенклатуры образовательных услуг;

— мобильное перераспределение ресурсов

^ Процесс

— постоянное динамичное расширение спектра образовательных программ, реализуемых в системе ДПО на разных уровнях и в различных формах с использованием соответствующих современных технологий и ориентированных на развитие новых направлений, специальностей, отвечающих современным требованиям;

— усиление (расширение) активности образовательных учреждений, выход за рамки основного образовательного процесса;

— гибкое перестраивание образовательных структур в соответствии с запросами рынка образовательных услуг

Рис. 2. Модель диверсификации системы ДПО

Диверсификация системы ДПО, по нашему мнению, придаст этой системе дополнительные возможности и усилит адаптивные способности образовательной системы к гибкому перестраиванию своей структуры на выполнение разнообразных функций в соответствии с изменениями во внешней среде.

Таким образом, дальнейшее развитие системы ДПО возможно, по нашему глубокому убеждению, только на пути учета диверсификационных процессов, обоснование и внедрение которых будет способствовать повышению качества, гибкости системы дополнительного профессионального образования, более полному

Страте- гия Объект Цель Средства Ожидаемый результат

Конку- рентных преиму- ществ Конкуренты КОНК) Разработка механизмов ведения рентной борьбы 1. Обследование, мониторинг, анализ деятельности конкурентов (Установление конкурентов и изучение их возможностей и предлагаемых ими образовательных услуг. Качество и удовлетворенность потребителя услугами конкурентов. Их сильные и слабые стороны. Потенциальные и явные клиенты, обучающиеся у конкурентов. Ценовая политика конкурентов. Учет запросов потребителей конкурентами). 2. Методики обследования и мониторинга Механизмы ведения конкурентной борьбы

Региональные рынки труда и образовательных услуг Установление потребностей и запросов рынка труда и рынка образовательных услуг. Оценка состояния внешней среды 1. Анализ состояния и тенденций развития регионального рынка труда. 2. Анализ планов социально-экономического развития региона. Анализ занятости населения региона. 3. Разработка предложений по улучшению взаимодействия с рынками труда и образовательных услуг. 4. Установление соотношения спроса и предложения. 5. Изучение ценовой политики, сложившейся на рынке. 6. Оценка востребованности образовательных программ, предлагаемых системой ДПО. 7. Оценка имиджа вуза на рынке образовательных услуг. 8. Опрос, анкетирование. Методики, показатели, критерии. 9. Определение мировых, федеральных и региональных тенденций социально-экономического развития 1. Перечень потребностей и запросов рынка труда. 2. Данные о степени удовлетворенности запросов рынка труда. 3. Образовательная политика на рынке образовательных услуг. 4. Рейтинг вуза на рынке образовательных услуг. 5. Тенденции развития рынка труда

Потребители образовательных услуг (обучающиеся, работодатели, общество, государство) 1. Установление запросов и потребностей потребителей. 2. Оценка удовлетворенности потребителей качеством услуг 1. Изучение и анализ запросов и потребностей потребителей услуг. 2. Исследование показателей удовлетворенности потребителей. 3. Методики оценки удовлетворенности потребителей 1. Перечень потребностей и запросов потребителей услуг. 2. Рекомендации по направлению развития образовательной системы, направленности образовательных программ. 3. Рекомендации по повышению качества образовательных услуг

Образова- тельная деятельность 1. Обеспечение разнообразия образовательных услуг. 2. Совершенствование образовательных программ и технологии их реализации 1. Анализ результатов исследований рынка труда, потребителей и конкурентов. 2. Оценка востребованности существующих образовательных услуг на рынке образовательных услуг. 3. Анализ данных по удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. 4. Оценка образовательных возможностей системы ДПО и вуза 1. Новые образовательные услуги, наиболее полно удовлетворяющие спрос и обладающие высокими конкурентными возможностями. 2. Модернизация существующих образовательных услуг, повышение их конкурентных качеств. 3. Индивидуальные траектории обучения. Широкий спектр образовательных программ, разнообразных по уровню, специальностям, продолжительности, формам обучения и содержанию

Образовательная система ДПО и образовательная система вуза 1. Оценка состояния и возможностей внутренней среды. 2. Повышение возможностей внутренней среды 1. Анализ результатов исследований рынка труда, потребителей и конкурентов. 2. Анализ возможностей внутренней среды вуза. 3. Оценка соответствия нормативно-правовой и учебно-методической базы требованиям развития 1. Открытая образовательная система ДПО как социально-педагогическое пространство. 2. Гибкие образовательные структуры. 3. Повышение адаптивной способности образовательной системы. 4. Единое образовательное пространство вуза. 5. Социальное партнерство. 6. Повышение возможностей внутренней среды

№ 2, 2006

удовлетворению запросов потребителей и рынка труда, учету образовательными учреждениями потребностей региональной экономики в подготовке и переподготовке специалистов.

Подобная точка зрения высказывается в работе Т. Ю. Ломакиной, где отмечается, что реализация целей образования позволит достичь устойчивости образовательной системы при условии широкой диверсификации образования5.

Говоря о месте и роли ДПО в образовательной системе вуза, следует подчеркнуть, что фактически развивающееся дополнительное профессиональное образование создает в вузе такое образовательное пространство, внутри которого каждый обучающийся получает возможность максимально раскрыть свои индивидуальные способности и возможности, оперативно реагировать на появление новых объективных тенденций, не меняя своего устойчивого фундаментального ядра, представляющего собой базовое высшее образование.

Реализация целей диверсификации ДПО должна обеспечить многообразие уровней, форм, методов обучения, образовательных программ, гибкие образовательные структуры. Это соответствует представлениям синергетики об открытых системах, согласно которым открытая система устойчива и обеспечивается ее саморазвитие, пока она усложняется и повышается уровень ее системности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кудрина Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства : дис. ... д-ра нед. наук / Е. Л. Кудрина. М., 1999.

* Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

3 См.: Ролданов А. И. Описание некоторых объектов инженерной деятельности с помощью семантических сетей / А. И. Романов И НТИ. Сер. 2. 1989. № 7. С. 23—25.

4 См.: Сесеякин А. И. Диверсификация профессионального туристического образования : ав-тореф. дне.... д-ра пед. наук / А. И, Сеселкин. М., 2004.

® Ломакина Т. Ю. Диверсификация базового профессионального образования : дис. . .. Д-ра пед. наук / Т. Ю. Ломакина. М., 2001.

Поступила 03.02.06.

СИТУАЦИОННО-ПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Г. А. Игнатьева, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Нижегородского института развития образования, доцент

Статья посвящена вопросам возможных направлений трансформации традиционной модели повышения квалификации учителя развивающего образования на базе сочетания андрагогического подхода и технологии позиционного самоопределения. Особое внимание уделяется характеристике нового типа содержания образования, связанного с созданием и употреблением деятельностных способов обобщения. Раскрывается содержание позиций философа, психолога, дидакта и методиста, составляющих в комплексе систему ценностно-смысловых ориентиров и целевых установок сообщества преподавателей — андрагогов и слушателей курсов повышения квалификации.

В силу качественной новизны развивающегося андрагогического подхода в системе повышения квалификации освоение принципов и норм профессионального развития учителя требует соответствующего теоретического осмысления адекватных образовательных технологий, которые отвечали бы требованиям конструктивной помощи специалистам в

трансформации имеющегося профессионального опыта в новое качество.

Многолетний опыт работы кафедры педагогики и образовательных технологий Нижегородского института развития образования по программе «Теория и технология развивающего обучения» показывает, что создание условий для развития ученика как субъекта деятельности

6 Г. А. Игнатьева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.