Научная статья на тему 'Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни'

Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / диверсификация / этническая идентичность / религиозная идентификация / трансформация / идеология / радикализм / ваххабизм / экстремизм / терроризм / Северный Кавказ / identity / diversification / ethnic identity / religious identification / transformation / ideology / radicalism / Wahhabism / extremism / terrorism / North Caucasus

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алибекова С.Я.

В рецензии дается характеристика научной монографии М.З. Магомедовой «Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни». В ней исследуются факторы диверсификации идентичности на Северном Кавказе в дискурсе ее разнообразия и многослойности. Концепт идентичности проанализирован через призму религиозного и этнического уровней. На основе проведенных автором социологических исследований рассмотрены особенности религиозной идентификации мусульман Северного Кавказа и проблемы идентификации северокавказской молодежи. Проведенный в рецензии структурный анализ монографии отражает стремление автора в своих исследованиях особое место уделять значимости социальной идентификации, распада базовых ценностей и смыслов бытия, а также принятию мер по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification of identity in the North Caucasian society: religious and ethnic levels

The review provides a description of the scientific monograph by M.Z. Magomedova “Identity Diversification in the North Caucasian Society: Religious and Ethnic Levels”. It explores the factors of identity diversification in the North Caucasus in the discourse of its diversity and multi-layeredness. The concept of identity is analyzed through the prism of religious and ethnic levels. On the basis of the sociological research conducted by the author, the features of the religious identification of the Muslims of the North Caucasus and the problems of identification of the North Caucasian youth are considered. The structural analysis of the monograph carried out in the review reflects the author’s desire in his research to give a special place to the importance of social identification, the collapse of basic values and meanings of being, as well as taking measures to counter the ideology of extremism and terrorism among young people.

Текст научной работы на тему «Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни»

Алибекова С.Я.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук.

Дагестанский государственный университет (ДГУ).

Рецензия на монографию М.З. Магомедовой «Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни»

В 2022 г. вышла в свет монография кандидата философских наук, доцента кафедры гуманитарных наук ДГУНХ «Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни» (Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. - 178 с.). Структурно монография состоит из трех глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы исследования концепта идентичности» автор ракрывает различные концептуальные подходы, характеризующие идентичности в дискурсе социально-гуманитарного знания и обращает внимание на множественность социальной идентификации в городской среде как источника межидентичных конфликтов (с. 17). Магомедова М.З. фокусирует акцент на эскапизме в виртуальном мире и его последствиях (с. 17-18). Далее исследуется множество парадигм, видов и причин религиозной и этнической идентификации, процессов и этапов ее формирования, опираясь на различные исследования в данной области. Как отмечает автор, в частности, этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной (этнической) общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия. Поэтому распространенность определенной групповой идентификации может стать и одним из факторов прогноза возможного направления политического развития социума. Этническая идентичность является одновременно важнейшим средством легитимации и делиги-тимации политической власти в переходном обществе, поскольку она легитимирует деятельность национальных элит и создает необходимые предпосылки для этнополитической мобилизации (с. 34).

Однако, существует гипертрофированная этническая идентичность без осознания единства причастности к общегражданской идентичности может привести к преувеличению групповых различий, стать основой для этнической неприязни, проявления различных форм нетерпимости, спровоцировать конфликт. Маргиналы, путаясь в иден-тичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. И именно поэтому внешне они могут быть агрессивно настроенными националистами (46).

В процессе формирования, в зависимости от сочетания различных причин и условий, складывается семь основных типов этнической идентификации, отличающихся своими стойкими чертами и признаками: нормальная, этноцентрическая, этнодоминирующая, амбивалентная этничность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм (с. 49).

Вторая глава «Идентичность в религиозном и этническом измерениях на Северном Кавказе» посвящена социологическим опросам, проведенным автором. Актуальность исследования религиозной идентификации мусульман Северного Кавказа М.З. Магомедова определяет высоким уровнем сакрализации в данном регионе, исходя из того, что Северный Кавказ является одним из самых полиэтничных и поликонфессиональных регионов мира. В опросе приняли участие жители трех субъектов северокавказского региона: Республики Дагестан, в качестве примера «полиэтничности», Кабардино-Балкарской Республики - примера «биэт-ничности» и Чеченской Республики - «моноэтничности» (с. 63). Здесь автор приводит статистику религиозных организаций и образовательных учреждений, хотя ограничивается примерами Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана. Желательно было бы представить более расширенную религиозную картину всех субьектов региона.

Магомедова М.З. считает, что «...феномен религиозного возрождения привел к неоднозначным последствиям, ислам как превалирующая конфессия в регионе стал влиятельным фактором общественной и политической жизни» (с. 56). Нельзя не согласиться с автором, что на Кавказе произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основой которой являются общеисламские принципы (с. 62). Автор подчеркивает, что в регионе в основном иповедуют ислам суннитского толка, а суннизм подразделяется на несколько мазхабов (богословско-правовых

школ), из которых на Северном Кавказе действуют ханафитский, шафи-итский и ханбалитский.

Автор приводит результаты исследования, проведенных Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра в 2019 г. для особенностей религиозного самосознания мусульман Северного Кавказа с выборкой получения эмпирического материала по выявлению 900 респондентов. Данные наглядно демонстрируются в диаграммах и таблицах, что особо привлекает внимание читателей. В результатах социологического опроса прослеживается слабая связь религии с образованием,политикой и экономикой и сильное взаимодействие института религии с семьей и культурой. Мы солидарны с мнением, «...что современный Северный Кавказ нельзя представить безотносительно религиозной составляющей в жизни общества. Выросло поколение молодых людей, которые религию считают неотъемлемой частью своей жизни. Им трудно представить, что когда-то было по-другому. Возрождение религиозных ценностей отразилось в развитии религиозной инфраструктуры, открытии исламских учебных заведений, строительстве мечетей, которые побили в ряде республик дореволюционные показатели, ежегодно растущем числе паломников в хадж и др. Процветает внешняя атрибутивная форма проявления религии, поверхностное проникновение в сущность веры не приводит к качественному духовному возрождению современного мусульманского сообщества» (с. 73).

Исследование проблем, связанных с этнической идентичностью и миграционными процессами, особенно актуально в условиях Северо-Кавказского региона, здесь проживают около 150 этносов, представляющих почти весь российский этноареал, и, что важно, регион традиционно является достаточно сложным с точки зрения миграционной активности населения (85). Особое внимание здесь автор уделяет интенсивнму миграционному оттоку русскоязычного населения из республик Северного Кавказа, негативно повлиявший на целые отрасли экономики, замедляя их социально-экономическое развитие. Исследование межэтнических отношений в северокавказских республиках позволяет говорить о существовании тенденции к интеграции горских народов региона, обусловленной главным образом схожестью социокультурных норм, общностью исторических судеб, немалую роль в которых сыграли взаимоотношения с Россией (89). Русский язык для дагестанцев стал языком сотрудничества, братства, дружбы и сближения горцев не только между собой, но

и со всеми народами России. М.З. Магомедова наряду с этим отмечает, что дагестанские языки находятся в критическом состоянии. Существует реальная угроза гибели многих дагестанских языков (94).

В третьей главе «Трансформация социальной идентичности северокавказской молодежи» анализируетя диверсифицированность идентификации северокавказской молодежи в условиях цифровизации на основе проведенного 2022 году исследования. Автор пытается проследить за диалогом религиозных и светских ценностей в процессе социализации молодежи. Ему удается избежать односторонних оценок этнической и религиозной идентификаций, их противостояния и акцентировать внимание на возможных точках соприкосновения и установления диалога между ними как важнейшего условия утверждения этноконфессиональ-ного мира и согласия.

Автор акцентирует внимание на трансформацию, которая произошла с пониманием в современном мире категорий «свободы» и «свободы совести». В работе рассматривается специфика религиозной идентичности в свете противоречивых тенденций развития современного мира: глобализации и локализации. Возросшее влияние глобализации, с одной стороны, усложнило процесс идентификации, одновременно с этим произошел рост этнорелигиозного сознания в радикальных формах его проявления (с. 170). Этой проблеме посвяшен третий параграф «Противодействие экстремистской идеологии в молодежной среде» (с. 156). Целесообразным в противодействии идеологии экстремизма автор считает более широко использовать воспитательный потенциал религии, опирающийся на общечеловеческие духовные ценности.

Однако автор утверждает, что гипотеза второго исследования, заключавшаяся в том, что с активным проникновением в нашу жизнь цифровых технологий, у молодежи Северного Кавказа произошло нивелирование базовых форм идентичности, не подтвердилась. В северокавказском социуме все еще сохраняется устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым и сопротивление переменам.

В монографии освещены результаты двух социологических исследований, проведенных автором в республиках Северного Кавказа - «Особенности религиозной идентичности мусульман Северного Кавказа», датированного 2019 годом, и «Проблемы идентификации северокавказской молодежи», проведенного в апреле-мае 2022 года. Читателям представлены перспективы развития двух потенциальных моделей: однополярного мира, навязывающего всем народам западные ценности как универсаль-

ные для всех, и многополярного мира, пытающегося сохранить многообразие различных культур и народов. Практическая значимость работы заключается в разработке теоретических основ и методологического инструментария, которые могут быть использованы в других исследованиях, в частности, в эмпирических работах, освещающих отдельные аспекты данной проблемы. Также в работе концептуализирован процесс актуализации идентичности в северокавказском социуме посредством воздействия на него религиозного и этнического факторов.

Уникальность монографии заключается в попытке ввести понятие «диверсификация», используемого до сих пор в экономике, в базу философского анализа и объединить этим термином два неоднозначных, но неразрывно связанных факторов социальной идентификации: этнической и религиозной. Конечно больше внимание в мнографии уделено религиозной идентификации, но тем не менее работа привлекательна насыщенной прикладной информацией собственного исследования.

С учетом выше сказанного я рекомендую изучение монографии М.З. Магомедовой научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, студентам, государственным служащим, а также широкому кругу читателей, интересующимся проблемами этноконфессиональной идентичности. Ознакомление с этим кропотливым трудом способно стимулировать дальнейшее исследование озвученной проблемы.

Список литературы:

1. Магомедова М.З. Диверсификация идентичности в северокавказском социуме: религиозный и этнический уровни. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. 178 с.

Bibliography

1. Magomedova M.Z. Diversification of identity in the North Caucasian society: religious and ethnic levels. - Makhachkala: ALEF Publishing House, 2022. 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.