Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЛДИНГА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЛДИНГА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛДИНГ «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» / ВЕРТОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Н.А., Басалаева Ю.А.

В настоящей статье приведены основные показатели деятельности АО «Вертолеты России» (далее - Холдинг) и указаны существующие на данном этапе развития проблемы Холдинга. В статье указано, что наиболее эффективным способом решения отмеченных проблем является диверсификации производства предприятий, входящих в Холдинг Вертолеты России, направленная на наращивание выпуска гражданской продукции для нужд внутреннего и внешнего рынков. Отмечено, что в настоящее время диверсификация Холдинга Вертолеты России осуществляется по следующим шести направлениям: развитие парка вертолетов для санитарной авиации; реновация парка для развития транспортной доступности регионов; обеспечение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) вертолетной техникой для освоения шельфа; борьба с пожарами и увеличение группировки МЧС России в Арктической зоне; экспорт гражданской продукции вертолетостроения; разработка принципиально новых продуктов, ранее не выпускавшихся на предприятиях Холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бударина Н.А., Басалаева Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF THE RUSSIAN HELICOPTERS HOLDING AS ONE OF THE WAYS TO INCREASE THE FOREIGN ECONOMIC POTENTIAL

This article presents the main performance indicators of JSC Russian Helicopters (hereinafter referred to as the Holding) and indicates the existing problems of the Holding at this stage of development. The article indicates that the most effective way to solve the above problems is to diversify the production of enterprises belonging to the Russian Helicopters Holding, aimed at increasing the output of civilian products for the needs of the domestic and foreign markets. It was noted that at present the diversification of the Russian Helicopters Holding is carried out in the following six areas: development of a fleet of helicopters for medical aviation; renovation of the park for the development of transport accessibility of the regions; providing the fuel and energy complex (FEC) with helicopters for offshore development; fighting fires and increasing the grouping of the Russian Emergencies Ministry in the Arctic zone; export of civilian products of helicopter construction; development of fundamentally new products that were not previously produced at the enterprises of the Holding.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЛДИНГА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЛДИНГА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Н.А. Бударина, д-р экон. наук, доцент Ю.А. Басалаева, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-97-101

Аннотация. В настоящей статье приведены основные показатели деятельности АО «Вертолеты России» (далее - Холдинг) и указаны существующие на данном этапе развития проблемы Холдинга. В статье указано, что наиболее эффективным способом решения отмеченных проблем является диверсификации производства предприятий, входящих в Холдинг Вертолеты России, направленная на наращивание выпуска гражданской продукции для нужд внутреннего и внешнего рынков. Отмечено, что в настоящее время диверсификация Холдинга Вертолеты России осуществляется по следующим шести направлениям: развитие парка вертолетов для санитарной авиации; реновация парка для развития транспортной доступности регионов; обеспечение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) вертолетной техникой для освоения шельфа; борьба с пожарами и увеличение группировки МЧС России в Арктической зоне; экспорт гражданской продукции вертолетостроения; разработка принципиально новых продуктов, ранее не выпускавшихся на предприятиях Холдинга.

Ключевые слова: холдинг «Вертолеты России»; вертолетостроительная отрасль; несырьевой экспорт; внешнеэкономический потенциал; диверсификация производства.

Согласно указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2024 году должен достигать 250 млрд долл. в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд долл. в год.

Мировой рынок гражданских вертолетов является достаточно емким в связи с наличием большого количества областей применения вертолетной техники, среди которых: перевозка пассажиров и грузов (в том числе в труднодоступные места), спасательно-поисковые работы и тушение пожаров, сельское хозяйство, изучение местности и др. В связи с чем, расширение производства российских вертолетов, подходящих для различных нужд мирового рынка, может стать одним из перспективных направлений наращивания несырьевого неэнергетического экспорта России.

Российская вертолетостроительная отрасль фактически находится под прямым управлением государства. И потенциал

роста экспортных поставок гражданских вертолетов отечественного производства также во многом зависит от его грамотной политики, готовности финансово и политически поддерживать российского производителя. Ввиду происходящего насыщения внутреннего спроса на военные вертолеты и ограниченные возможности в расширении их экспорта, отрасль вынужденно пытается усиливать направление гражданского вертолетостроения. Правительство использует различные меры поддержки, направленные на то, чтобы увеличить спрос на технику российского производства на внутреннем и мировом рынках. До настоящего времени попытки стимулировать сбыт российских вертолетов гражданского назначения на внешние рынки были малоуспешны.

Целью исследования является определение перспектив Холдинга «Вертолеты России» в части расширения производства и экспорта гражданских вертолетов.

Холдинг «Вертолеты России» (далее -Холдинг) - единственный разработчик и производитель вертолетов в России, один

из мировых лидеров вертолетостроитель-ной отрасли, а также одна из немногих организаций в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

Основными производственными предприятиями холдинга «Вертолеты России» являются Казанский вертолетный завод, «Роствертол», Улан-Удэнский авиационный завод, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редук-тор-ПМ» - производители комплектующих.

В ходе реализации приоритетных направлений деятельности в 2019 году достигнуты следующие результаты [3]:

- в сроки, установленные контрактными (договорными) обязательствами произведено и поставлено 153 новых вертолета;

- в рамках продаж вертолетов военного назначения в 2019 году заключен 21 контракт на сумму более 290 млрд. рублей. на поставку 234 вертолетов. В 2019 году объем подписанных контрактов превысил 2017 и 2018 года (вместе взятые) более чем в 3 раза;

- предприятиями выполнен капитальный ремонт 124 вертолетов.

По итогам 2019 года твердый портфель заказов Холдинга составил

448 вертолетов, стоимость заказов составляет 469 млрд. рублей (в количественном выражении на 12% больше, чем в 2018 году) [3].

Доля Холдинга по итогам 2019 г. составила [3]:

- на внутреннем рынке: в сегменте военных вертолетов - 100% (стоит отметить, что за последние три года показатель не изменился); в сегменте гражданских вертолетов - 73,85% (за последние три года рост показателя составил 9,05%)

- на внешнем рынке: в сегменте военных вертолетов - 9,54% (за последние три года показатель снизился на 2,66%); в сегменте гражданских вертолетов - 1,66% (показатель увеличился с уровня 0,95% в 2017 г.).

Основными конкурентами АО «Вертолеты России» являются:

- на территории Российской Федерации: в сегменте военных вертолетов с газотурбинным двигателем - нет; в сегменте гражданских газотурбинных вертолетов -Airbus Helicopters, Robinson Helicopters, Leonardo, Bell.

- на внешнем рынке: в сегменте военных вертолетов с газотурбинным двигателем - Sikorsky, Boeing, Airbus Helicopters, Bell, Leonardo, Aviation Industry Corporation of China, Turkish Aerospace Industries; в сегменте гражданских вертолетов с газотурбинным двигателем -Airbus Helicopters, Bell, Leonardo, Sikorsky, Aviation Industry Corporation of China, Korea Aerospace Industries.

Чистая прибыль АО «Вертолеты России» составила: по итогам 2018 года - 27,5 млрд руб., по итогам 2019 года - 7,3 млрд руб., по итогам 9 месяцев 2020 года - 6,3 млрд руб. (рис. 1) [4].

42,2

20,7 27,5 27,5

б 2 7, 0 9, 1 4 1 9, 1 5 1 1 F 1 F 16 i ,2 ,2 I F I F 7 з

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Чистая прибыль АО «Вертолеты России» за 2010-2019 гг., млрд руб. [4]

Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод», основного производителя МИ-8/17, в 2019 году сократилась до 16,1 млрд, а чистый убыток - на 135 млн до 2,34 млрд рублей. При этом, поступления от производства и продажи вертолетов упали на 6,05 млрд до 11,3 млрд руб. Снижение в абсолютном выражении равномерно распределилось между внутренним и внешним рынками, которые показали убыль на 3 млрд до 8,5 млрд и 2,8 млрд рублей соответственно. Однако, в относительном выражении экспорт сократился в 2,1 раза, в то время как внутреннее потребление -только в 1,4 раза. Поступления (от реализации вертолетов, запчастей и прочих товаров, услуг) из Африки сократились на 2,21 млрд до 166 млн, по направлению Азии - на 3,55 млрд до 101 млн рублей.

Ряд экспертов отмечает, что снижение поставок Ми-8/17 связано с тем, что его цена завышена в 3-4 раза. Так, в 2007 году самый дорогой инновационный вертолет стоил порядка 6 млн долл., обычный вертолет - 4,5-5,3 млн долл., в настоящее

Одним из способов решения вышеуказанных проблем Холдинга может стать активная диверсификация производства. Диверсификация производства в Холдинге «Вертолеты России» направлена на увеличение доли гражданской продукции в общем объеме продаж вертолетной техники и осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Развитие санитарной авиации. В настоящее время основу парка вертолетов санитарной авиации составляют вертолеты Ми-8МТВ-1, Ми-8 АМТ и АНСАТ. В целях развития данного сегмента Хол-

время стоимость вертолета достигает 1518 млн долл. Отмечается, что в условиях того, что основными зарубежными рынками являются Азия, Африка и Южная Америка, а также того, что за последние 50 лет модернизация данного вертолета была осуществлена только в части приборного оборудования, данная ценовая политика является крайне неэффективной.

Кроме того, по данным Стокгольмского международного исследовательского института мира (БГРЫ) в рейтинге ТОП-100 компаний мира, производящих оружие и предоставляющих военные услуги АО «Вертолеты России» занимали следующие позиции: в 2018 году - 52 место (более рейтинг не обновлялся), в 2017 году - 37 место, в 2016 - 30 место, в 2015 - 25 место, в 2014 - 22 место [6].

Исходя из данных, представленных в таблице, можно отметить, что объемы продаж вооружения и военной техники АО «Вертолеты России» снижаются в последние годы. При этом, наблюдается увеличение доли гражданской продукции.

дингом Вертолеты России совместно с органами исполнительной власти проводится работа по реализации проекта обеспечения оказания своевременной медицинской помощи людям, проживающим в труднодоступных регионах

2. Реновация парка для развития транспортной доступности регионов.

Основной целью данного направления является повышение интенсивности экономических связей между регионами и мобильности населения, а также создание новых рабочих мест. В рамках реновации парка запланированы и реализуются меро-

Таблица. Продажи оружия Холдингом «Вертолеты России» [6]

Год Продажи вооружения и военной техники, млн долл. Доля вооружения и военной техники в общем объеме продаж, %

2010 1 580 71

2011 2 740 77

2012 3 520 86

2013 3 500 81

2014 3 890 88

2015 3 200 89

201б 2 800 88

2017 2 720 64

2018 1 810 60

приятия по новым моделям отечественных вертолетов, среди которых Ми-171А2, Ми-38, Ка- 62, ЛМВ.

3. Обеспечение топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) вертолетной техникой для освоения шельфа.

В интересах обеспечения ТЭК вертолетной техникой в предусмотрена реализация офшорной модификации вертолета Ми-171АЗ.

4. Борьба с пожарами и увеличение группировки МЧС России в Арктической зоне.

В рамках направления по борьбе с пожарами предусмотрен вывод на рынки модернизированной версии вертолета Ка-32А11ВС, оснащенной усовершенствованной системой пожаротушения повышенной эффективности. Для увеличения группировки МЧС России в Арктической зоне в Холдинге разработаны соответствующие версии вертолетов Ми-8 и Ми-38.

5. Экспорт гражданской продукции.

В качестве мер государственной поддержки экспорта реализуются мероприятия по докапитализации лизинговых компаний в целях развития операционного лизинга отечественной авиационной техники за рубежом, распространения их на верто-летостроение меры, реализуемые в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а также обеспечения заключения двусторонних соглашений

о взаимном признании сертификатов между российскими и иностранными авиационными властями.

В Холдинге также реализуются мероприятия по созданию совместного предприятия по локализации производства вертолета Ка-226Т в Индии, а также осуществляется российско-китайский проект по созданию тяжелого гражданского вертолета AHL (Advanced Heavy Lifter).

6. Разработка принципиально новых продуктов, ранее не выпускавшихся на предприятиях Холдинга.

К принципиально новым продуктам, ранее не выпускавшимся на предприятиях Холдинга предусмотрена реализация проекта по созданию беспилотной авиационной системы вертолетного типа (БАС VRT300) и проекта по разработке и производству для местных авиалиний регионального самолета «Байкал» (ТВС-2ДТС).

Таким образом, диверсификация производства АО «Вертолеты России» позволит увеличить объемы производства гражданских вертолетов для обеспечения нужд населения России, а также позволит представить новинки российской вертолетной техники на мировом рынке и нарастить объемы экспорта промышленной продукции. В связи с тем, что Холдинг является единственным производителем вертолетов в России, это может оказать существенное влияние на объемы несырьевого экспорта России в целом.

Библиографический список

1. Демин С.С., Калачанов В.Д., Мокроусова А.И. Анализ состояния и тенденций развития рынка авиационной техники (на примере вертолетостроения) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. № 8-1. - С. 426-442.

2. НИУ ВШЭ Рынок вертолетов гражданского назначения 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2019 (дата обращения 17.01.2021)

3. Годовой отчет АО «Вертолеты России» за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rhc.aero/reports (дата обращения 19.01.2021)

4. Финансовый отчет АО «Вертолеты России» за 3 квартал 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rhc.aero/reports (дата обращения 19.01.2021)

5. Паспорт программы инновационного развития Холдинга «Вертолеты России». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rhc.aero/uploads/reports/innovation/%d0%9f%d0%9420010%20%d0%be%d1%82 %2026.02.2020.pdf (дата обращения 19.01.2021)

6. SIPRI Arms Industry Database. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sipri.org/databases/armsindustry

DIVERSIFICATION OF THE RUSSIAN HELICOPTERS HOLDING AS ONE OF THE WAYS TO INCREASE THE FOREIGN ECONOMIC POTENTIAL

N.A. Budarina, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Yu.A. Basalaeva, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article presents the main performance indicators of JSC Russian Helicopters (hereinafter referred to as the Holding) and indicates the existing problems of the Holding at this stage of development. The article indicates that the most effective way to solve the above problems is to diversify the production of enterprises belonging to the Russian Helicopters Holding, aimed at increasing the output of civilian products for the needs of the domestic and foreign markets. It was noted that at present the diversification of the Russian Helicopters Holding is carried out in the following six areas: development of a fleet of helicopters for medical aviation; renovation of the park for the development of transport accessibility of the regions; providing the fuel and energy complex (FEC) with helicopters for offshore development; fighting fires and increasing the grouping of the Russian Emergencies Ministry in the Arctic zone; export of civilian products of helicopter construction; development of fundamentally new products that were not previously produced at the enterprises of the Holding.

Keywords: Russian Helicopters holding; helicopter industry; non-commodity export; foreign economic potential; diversification of production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.